План-конспект проведения занятия по методике воинского воспитания подчиненных с сержантами. Роль и задачи сержантов в обучении и воспитании советских воинов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Российские Вооруженные Силы образованы Указом Президента Российской Федерации 7 мая 1992 г. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

К решению задач обороны страны привлекаются пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее – другие войска).

В современных условиях одной из важных задач Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания, которое составляет стержень всей системы национальной безопасности страны. Кроме того, приходится решать и принципиально новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

В соответствии с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Отдельные формирования Вооруженных Сил в соответствии с действующим законодательством могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам МВД Российской Федерации в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов.

На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством.

Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Свою деятельность Вооруженные Силы осуществляют на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, и другими законодательными актами в области обороны.

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части»*.



В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, изменением социального облика солдата, переходом на комплектование соединений и воинских частей Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, совершенствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежними. Это обусловило необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной военной службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад военной службы воспитывал у личного состава верность Военной присяге.

Одной из важных задач сержантов является воспитание у подчиненных готовности к защите Отечества, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению воинского долга и служебных обязанностей. Для этого они сами должны служить примером воспитанности, ревностного отношения к службе.

Сержанты помогают подчиненным изучать вооружение и военную технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку подчиненных, за сохранность их здоровья и обеспеченность всем необходимым. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта – быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к процессу обучения и воспитания – знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами справедливости, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и войскового товарищества.

Высокая требовательность – неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном ему подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетаемая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими устава.

Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо подготовлены и слажены отделения, если каждый военнослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастерству, готовит отличников учебы и классных специалистов.

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

6.2.2. Задачи, условия и пути укрепления воинской дисциплины

В дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации отмечается, что воинская дисциплина достигается воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам), личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой организацией боевой подготовки, требовательностью командиров и начальников.

Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях, формирование у воинов ее осознанности и исполнительности – весьма важная задача всех должностных лиц. Но ее нельзя рассматривать как обособленный процесс, изолированную сумму определенных мероприятий, преследующих эти цели.

Укрепление воинской дисциплины в армии должно достигаться посредством комплексного воздействия на воина в течение всей его службы, решаться путем всестороннего, гармоничного развития личности.

Эти идеи имеют глубокие исторические корни. В зависимости от социально-экономических условий, средств и способов вооруженной борьбы, уровня подготовки военных кадров в том или ином виде они находили применение в военно-педагогической практике на различных этапах военного строительства в нашей стране.

Сейчас дисциплинированность и исполнительность воинов и воинских коллективов может быть достигнута в результате всего комплекса воспитательных мер, проводимых в обществе и в армии. Забота об укреплении воинской дисциплины – это общее дело должностных лиц частей и подразделений. Она должна охватывать все стороны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава; ей подчинены цели и содержание, организация и методика, средства и формы педагогического воздействия.

Как показывает войсковая практика, задача укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в частях и подразделениях решается успешно лишь тогда, когда воспитательный процесс осуществляется комплексно, когда при его реализации учитываются все обстоятельства, условия и каналы воздействия на сознание, поведение, чувства военнослужащих. Прежде всего следует иметь в виду, что моральный облик защитника Отечества формирует наша действительность со всеми ее достоинствами и недостатками, отношение общества к армии, к воинскому долгу, уклад армейской жизни, взаимоотношения в воинских коллективах и многое другое.

Для укрепления воинской дисциплины существуют как объективные условия, не зависящие от личности, а обусловленные особенностями армейской службы, так и субъективные, обусловленные качествами личности.

К объективным условиям следует отнести социальную значимость воинского труда; отношение общества к армии, к военнослужащим; существующую в армии систему воспитания и обучения воинов; культурно-бытовые условия жизни военнослужащих; сложность боевой техники и оружия, требующих согласованных действий; регламентацию взаимоотношений и поведения военнослужащих.

Субъективные условия включают осознание военнослужащими большой значимости для общества их ратного труда, высокие морально-боевые качества, знания, навыки и умения воинов, необходимые для решения стоящих перед ними задач, мотивы поведения, интересы и потребности воинов, способность военнослужащих к самодисциплине и самооценке своих поступков.

Войсковая практика показывает, что подавляющее большинство нарушений дисциплины военнослужащими обусловлено субъективными аспектами, в первую очередь это низкий уровень сознания отдельных воинов, отсутствие твердого уставного порядка в части, недостатки в воспитательной работе и формализм в работе должностных лиц, отсутствие личного примера офицеров и принижение роли младших командиров, нездоровая нравственно-психологическая атмосфера в коллективе, искривление дисциплинарной практики, неблагоприятные бытовые условия и др.

Воинские уставы определяют, что ответственность за состояние воинской дисциплины в части (подразделении) несет командир , в обязанности которого входит ее внимательный и пристальный анализ, совершенствование форм и методов работы по укреплению. Командир обязан проявлять высокую требовательность и принципиальность при решении этих вопросов, сочетая непримиримость к недостаткам с доверием и уважением к людям, проявлением заботы о них, не допуская грубости и унижения чести и достоинства военнослужащих.

Кроме того, будучи основным организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины, командир части (подразделения) лично изучает ее состояние в каждом подразделении, выявляет причины нарушений, оценивает работу командиров подразделений в данном вопросе, определяет наиболее эффективные ее формы и методы, цель, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня воинской дисциплины в подразделении и части в целом.

Вся работа командира должна иметь плановый, непрерывный и комплексный характер. Практически это означает умение охватить своим вниманием все сферы воинской деятельности: боевую подготовку, караульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность военнослужащих.

Единство воспитательной и организаторской деятельности военных кадров, комплексный подход в воспитании подразумевают умелое использование всего богатого арсенала воспитательных средств. Сочетание массовых мероприятий и индивидуального подхода, мер убеждения и, если нужно, принуждения, других методов воспитания и самовоспитания позволяет создавать стабильное влияние на сознание военнослужащих, в том числе на формирование сознательной воинской дисциплины у личного состава.

Важное место в поддержании высокой дисциплинированности у военнослужащих занимает общественно-государственная подготовка. В приказе министра обороны Российской Федерации № 170 от 12 мая 2005 г. «Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации» подчеркивается, что общественно-государственная подготовка (ОГП) военнослужащих – один из основных предметов обучения личного состава и важнейшая форма государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.

Цель общественно-государственной подготовки – формирование готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным силам Российской Федерации, а также повышение психолого -педагогических и правовых знаний военных кадров.

В ходе занятий по ОГП основное внимание уделяется практике обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил, изучению военнослужащими вопросов отечественной истории, традиций армии и флота, проблем государственного и военного строительства, военной педагогики и психологии, законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

Необходимая часть уставного порядка и важнейшее условие воспитания у воинов дисциплинированности – организация достойного воинского быта .

Вопросы материально-бытового устройства, досуга и культурного обслуживания военнослужащих играют важную роль в формировании у них навыков дисциплинированного поведения. Своевременное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей позволяет восстанавливать моральные и физические силы, которые затрачиваются на боевую учебу.

Некоторые воины нарушают дисциплину только потому, что должностные лица не удовлетворяют их нужды в вещевом довольствии, в нормальном питании и др. Причины самовольных отлучек бывают самые прозаические – солдат не знает куда себя деть в личное время: телевизор не работает, художественные фильмы не показывают, трудно найти книгу для чтения. И если такое происходит постоянно, это подталкивает солдата к дисциплинарному нарушению.

Таким образом, постоянная забота командиров и начальников, органов воспитательной работы об общем воспитании и военной подготовке воинов, проводимые на высоком уровне занятия по боевой и общественно-государственной подготовке, налаженный уставной порядок и организованный по уставу быт (в том числе и культурный) позволяют укрепить воинскую дисциплину.

Важную роль в воспитании сознательной дисциплинированности играет личный пример и авторитет командиров и начальников . Авторитет проявляется в том влиянии, которое оказывает руководитель на подчиненных лишь своим личным поведением, не прибегая к административным формам воздействия. Командиру должны быть присущи высокие моральные качества: доброжелательность, простота, скромность, честность, умение найти контакт с подчиненными, дисциплинированность, ровное, оптимистическое настроение.

Дисциплинарный устав обязывает начальников всех степеней подавать личный пример строгого и точного соблюдения требований присяги и уставов. Это вполне обоснованное требование, поскольку любой вид деятельности, в том числе и работа по укреплению воинской дисциплины, не подкрепленная личным примером, чаще всего малоэффективна и цели не достигает. Всякое отступление от норм воинской жизни – нетактичность, грубость, халатное отношение к службе, неряшливость, попустительство – будет тут же подмечено подчиненными и отрицательно скажется на результатах воспитания, учебы и службы воинов.

Среди путей укрепления воинской дисциплины важное место занимает высокая требовательность командиров и начальников .

Командиру-единоначальнику принадлежит ведущая роль в поддержании твердого уставного порядка. Быть требовательным – это его служебная обязанность. И если он не проявляет должной требовательности, значит, сам нарушает дисциплину и устав. Требовательность начальника ничего общего не имеет с грубостью, унижающей достоинство подчиненного, мелочной придирчивостью, холодной педантичностью. Она должна быть справедливой, одинаковой ко всем подчиненным и постоянной. Ее нельзя подменять морализированием или абстрактными нотациями.

Командир обязан уметь правильно использовать меры убеждения и принуждения . От их умелого сочетания и зависят успешное решение задач по укреплению воинской дисциплины, эффективность воспитания воинов в целом. Это определено «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации» в качестве одного из основных условий достижения высокой воинской дисциплины.

Диалектика мер убеждения и принуждения такова, что в зависимости от реальных обстоятельств основным способом может быть избран любой из методов. Каждый командир сам, в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения для отличившегося воина, такую меру наказания для провинившегося, которые, по его мнению, должны оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив.

Необходимым условием эффективности работы по укреплению воинской дисциплины служит правильная оценка того или иного поступка и соответствие меры одобрения или осуждения его характеру. Излишнее поощрение за рядовой поступок, как и несоответствующее вине наказание, вместо положительного эффекта приведет к противоположному результату.

Среди факторов, влияющих на укрепление воинской дисциплины, выделяют также межличностные связи, соблюдение уставных взаимоотношений в коллективе .

Воинский коллектив – социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества, главной задачей которых является вооруженная защита интересов Российской Федерации.

Такие общности образуются в рамках подразделений с их системой управления, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха.

Взаимоотношения в воинских коллективах регулируются нормативно-правовым положением различных должностных категорий. В уставах закреплено, что одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники имеют право отдавать подчиненным приказания и должны проверять их выполнение.

Приказывать и повиноваться – это важнейшие требования, регламентирующие взаимоотношения в воинском коллективе. Глубокое осознание каждым военнослужащим этих положений обеспечивает становление и укрепление всей системы уставных взаимоотношений.

Во внеслужебное время форма взаимоотношений военнослужащих определяется многими факторами: взаимными интересами и целями, симпатиями и антипатиями, потребностями в дружбе и общении, качествами личности и т. д. Неофициальные взаимоотношения складываются в ходе культурно-массовой и спортивной работы, при проведении досуга. Воинский коллектив обладает огромной воспитательной силой, способной развить лучшие черты личности, устранить пороки и отрицательные привычки.

В сплочении воинских коллективов офицеры подразделений опираются на опытных и безупречно дисциплинированных воинов, особенно последнего периода службы, дают им поручения, которые требуют проявления самостоятельности, творчества, ответственности и их служебного опыта. Вместе с тем нельзя допускать послаблений для воинов этой категории. К ним необходимо предъявлять одинаковые требования во всем. Следует особо усилить контроль над старослужащими, назначаемыми в различные команды, связанные с выполнением хозяйственных и других работ.

Войсковой опыт доказывает, что в работе по укреплению воинской дисциплины командиры, органы воспитательной работы должны создавать у личного состава хорошее настроение . Это повышает активность каждого воина, слаженность и четкость действий подразделений.

Положительное психическое состояние успешно формируется при условии создания в воинском коллективе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению в частях и подразделениях уважительного и заботливого отношения к каждому воину, честности, требовательности, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью и духом настоящего товарищества.

Дисциплинарная власть может быть применена только в интересах выполнения служебно-боевых задач, для поддержания твердой дисциплины и уставного порядка, а также воспитания военнослужащих. Ею наделены прямые и непосредственные начальники в отношении подчиненных, а некоторые должностные лица и в отношении не подчиненных им военнослужащих. Определенной дисциплинарной властью пользуются также старшие по воинскому званию применительно к младшим.

Командиры и начальники имеют право пользоваться дисциплинарной властью лишь в том объеме, который им предоставлен, и только в отношении тех военнослужащих, на которых она распространяется; ее превышение – нарушение законности. Оно может заключаться в применении дисциплинарной власти к лицам, на которых та не распространяется, в использовании мер воздействия, которые входят в круг полномочий вышестоящих начальников; в применении к нарушителям мер, не предусмотренных законом.

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации определены меры поощрения, которые могут применять командиры и начальники. Это меры морального воздействия (объявление благодарности, награждение грамотой и др.), а также сочетающие моральное и материальное вознаграждение (награждение ценным подарком, деньгами, предоставление краткосрочного отпуска, досрочное присвоение очередного воинского звания и др.).

Важное средство укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений и поддержания правопорядка в воинских подразделениях – правовое воспитание военнослужащих . Оно должно быть направлено на изучение законов Российской Федерации и общевоинских уставов, формирование у воинов уважения к ним, создание у них положительного отношения к правовым предписаниям, требованиям воинской дисциплины, мобилизацию личного состава на предупреждение правонарушений и происшествий.

В центре внимания должностных лиц части должны быть вопросы обучения офицеров, прапорщиков и сержантов практике индивидуальной работы с подчиненными, работе по предотвращению происшествий и преступлений, наведению и поддержанию твердого уставного порядка в подразделениях.

Реализация всех этих и других мер позволяет создать условия для повышения престижа воинской службы, укрепления воинской дисциплины, повышения личной дисциплинированности воинов и вместе с этим боеготовности и боеспособности частей и подразделений.

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за успешное выполнение отделением, расче­том, экипажем боевых задач; за обучение и воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисципли­нированности, боевой спайки и боевой подготовки части».

В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, из­менением социального облика солдата, переходом на комплектование частей и подразделений военнослужащими по контракту, совершен­ствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежни­ми. Это вызвало необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую оче­редь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной воинской службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад воинской службы воспитывал у личного состава верность военной присяге.

Одной из важнейших задач сержантов является воспитание подчи­ненных в духе патриотизма и интернационализма, готовности отдать все силы, а если потребуется, и жизнь для защиты интересов своей Родины. Для этого они сами должны быть готовыми к самоотверженным действи­ям во имя интересов нашего Отечества, к выполнению служебного долга. Сержанты отвечают за правильное использование и сбережение во­оружения и военной техники. Для этого они должны хорошо знать ма­териальную часть, ее правила эксплуатации, прививать подчиненным солдатам бережное отношение к своему оружию и военной технике.

Сержанты помогают подчиненным изучать уставы и наставления, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формиру­ют умение подчинять свои действия и поступки требованиям общево­инских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку, за сохранность здоровья и обеспе­ченность всем необходимым подчиненных. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные каче­ства, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повыше­нию своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта - быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к военно-педагогическому процессу - знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи

тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно ру­ководствоваться принципами национальной политики, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и братства между воинами различных нацио­нальностей.

Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном подразделе­нии. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежитель­ностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедли­вой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетае­мая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои зада­чи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчинен­ных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с забо­той о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки под­чиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими уставами.

Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо под­готовлены и слажены отделения, расчеты, если каждый военнослужа­щий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастер­ству, готовит отличников учебы и классных специалистов.

1.2.3. Методика проведения индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими отделения (расчета, экипажа)

В практике работы сержанта постоянно возникают всевозможные ситуации, разрешить которые можно лишь умело владея педагогичес­кими знаниями. Как выбрать средство воспитательного воздействия на подчиненного? Наедине поговорить с солдатом, нарушившим во­инскую дисциплину, или обсудить его поступок на собрании, промол­чать о случившемся или сделать воину замечание, простить или нака­зать? Правильно поступит лишь тот сержант, который умеет найти ключ к уму и сердцу человека, учесть его черты характера, психологи­ческие особенности - словом, умело владеет методикой индивидуаль­но-воспитательной работы с людьми.

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляе­мое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целе­сообразных методов, форм и средств воспитания.

ИВР с подчиненными строится на следующих принципах:

Сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;

Сочетание требовательности с уважением личного достоинства

человека;

Опора на положительные качества личности воспитуемого;

Единство, согласованность и преемственность в воспитании.

Их использование сержантами в своей деятельности позволяет це­ленаправленно осуществлять ИВР, а также прогнозировать действия, поступки, поведение подчиненных в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия.

Система индивидуально-воспитательной работы включает:

определение целей и задач;

планирование;

определение того, кто и с кем индивидуально работает;

обучение практике индивидуальной воспитательной работы;

изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужа­щих, применение наиболее эффективных форм, методов, средств воздействия;

организацию оперативной информации о настроениях, интересах, запросах личного состава;

анализ, обобщение передового опыта, контроль и коррекцию плана.

Знание подчиненных - одна из обязанностей командиров (началь­ников). Напомним также, что в соответствии со статьями 151 и 153 УВС заместитель командира взвода, командир отделения, а именно на этой должности часто находятся сержанты, обязан знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостат­ки в боевой подготовке каждого подчиненного.

Изучение личного состава на первый взгляд кажется делом прос­тым. Однако на практике это сложный, многогранный процесс, требу­ющий от воспитателя и времени, и опыта, и определенных знаний.

В военной педагогике и психологии известно много методов изуче­ния индивидуальных особенностей военнослужащих. К ним относят­ся: наблюдение; изучение документов; обобщение мнений (обобще­ние независимых характеристик); изучение преимущественных отно­шений; беседа; анализ результатов деятельности; социометрический опрос; тестирование.

Один из наиболее объективных и надежных методов изучения во­еннослужащего - наблюдение. В ходе его осуществляется накопление фактов о поступках, поведении, суждениях подчиненного, анализ, обобщение и систематизация которых позволяют сделать вывод о его индивидуальных особенностях.

Наблюдение за человеком в непринужденной обстановке, напри­мер в столовой, курилке, увольнении, во время перерывов учебных за­нятий и в других условиях, когда рядом нет непосредственных коман­диров, позволяет, как никакой другой метод, выявить соответствие сознания и поведения военнослужащего.

Для повышения эффективности наблюдения можно сознательно создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максималь­ной степени проявить те качества, которым хотелось бы дать оценку.

При этом воспитателю необходимо помнить, что не всегда можно судить о человеке по отдельным поступкам, делать выводы о нем на основе единичного наблюдения. Поэтому процесс наблюдения дол­жен быть непрерывным, конкретным и активным.

Важной и достаточно трудоемкой деятельностью сержантов и на­чальников, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем, является изучение документов (ана­лиз документов). Изучается обычно личное дело (автобиография, ан­кеты, характеристики, документы об образовании). Оно помогает сер­жанту узнать об основных событиях биографии человека, которые так или иначе могли повлиять на формирование личности. Важные сведе­ния о познавательных способностях, военно-профессиональной нап­равленности и отдельных психологических особенностях подчинен­ных можно получить из карты профессионального отбора призывни­ка, в которую заносятся результаты изучения и "обследования в период приписки и призыва военнообязанных. Об общественной активности воина, его дисциплинированности, широте знаний, физическом раз­витии можно узнать из служебной карточки, читательского билета, медицинской книжки и других документов.

Лучше узнать человека помогает обобщение мнений сослуживцев о его поведении и действиях (так называемый метод обобщения незави­симых характеристик).

Сопоставление наблюдений и выводов многих людей позволяет об­наружить ошибочность представлений о человеке, отсеять неверные оценки и определить истинные его достоинства.

Сведения о военнослужащем могут быть получены в ходе как уст­ных бесед, так и заочного опроса (с помощью анкет, опросников). Последний сержантами применяется сравнительно редко, так как тре­бует затрат времени и специальных знаний.

Метод изучения преимущественных отношений. Сущность его зак­лючается втом, что воспитатель выявляет в процессе индивидуальной воспитательной работы с подчиненными с использованием различных методов следующее: о чем подчиненный любит говорить; что больше всего любит делать; как предпочитает проводить свободное время; с кем поддерживает дружеские отношения; что его больше всего волну­ет и т. п. На основе анализа выявляются интересы, потребности как духовные, так и материальные, склонности, мотивы активности в раз­личных видах деятельности, установки, особенности характера, тем­перамента, культуры, уровень и направленность развития жизненной позиции и др.

Однако самые достоверные данные о подчиненном дает личное об­щение с ним. При умелом проведении индивидуальной беседы воспи­татель может оценить не только потребности, склонности, интересы, черты характера военнослужащего, но и выявить его истинные пере­живания, мнение о положении дел в коллективе, сослуживцах и т. д. Результаты беседы помогают составить более полное представление о личности подчиненного.

Успех проведения подобных бесед во многом зависит от соблюде­ния сержантом ряда правил. Одно из них - тщательная подготовка к проведению беседы. Важно продумать ее содержание, тему, опреде­лить круг вопросов к воину, при этом изучить всю имеющуюся о нем информацию. Необходимо также правильно выбрать место для беседы и время ее проведения.

Важно, чтобы общение проходило в спокойной и доверительной обстановке, без посторонних лиц. Все вопросы должны быть просты­ми и понятными. Ставить их нужно так, чтобы в ходе беседы вырисо­вывался единый целостный рассказ военнослужащего о себе, своей жизни, трудностях прохождения военной службы. Непременное усло­вие успеха беседы - е*е творческий характер. Она не должна вестись в форме простого опроса по предварительно намеченным вопросам, ко­торые являются лишь основой для беседы. Практика показывает, что для систематизации, анализа и учета индивидуальной работы воспита­телю целесообразно иметь педагогический дневник (рабочую тетрадь, блокнот). В нем накапливаются данные о каждом воспитаннике, на­мечаются основные меры воздействия (взаимодействия с ним), отме­чаются результаты наблюдений и некоторые выводы, характеризую­щие действенность индивидуально-воспитательной работы. Много времени такие записи не отнимут, зато придадут вашей работе целе­направленность и систематичность.

В целях изучения и воспитания подчиненных в войсковой практи­ке широко применяется анализ результатов деятельности. Он предус­матривает учет действий и поступков подчиненных, а также их упуще­ний и достижений в различных видах деятельности. При этом воспи­тателю важно изучить уровень проявления активности, инициативы, творчества в работе; мотивы активности; условия выполнения работ и т. п. Характер выполнения военнослужащим заданий может свиде­тельствовать о его навыках, способностях, интересах и других качест­вах личности.

Социометрический опрос. С его помощью может быть произведено определение статуса личности военнослужащего в коллективе, характеристик взаимоотношений с другими членами коллектива, оценка состояния морально-психологического климата, в котором живет подчиненный.

Тестирование является эффективным методом изучения личности военнослужащего, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических качеств, а также совокупность психических свойств личности. Тестирование проводит­ся специально подготовленными офицерами, как правило, психолога­ми частей.

Опыт воспитательной работы свидетельствует о том, что только комплексное использование всего арсенала методов и средств изуче­ния индивидуальных особенностей воинов даст желаемый результат. В каждом конкретном случае воспитатель определяет, какие методы и как их ему целесообразно использовать для получения наиболее дос­товерной и качественной информации о подчиненном. И, конечно, познание подчиненного выступает не как самоцель, а как средство обеспечения эффективности его обучения, воспитания, совместной с ним деятельности в интересах воинской службы и самого воина.

по укреплению воинской дисциплины и поддержанию

Уставного порядка

Воинская дисциплина - это одна из форм государственной дисцип­лины, основа боеготовности и боеспособности частей и подразделе­ний Вооруженных Сил Российской Федерации.

Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обес­печения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов дисциплины обусловлено характером воинской деятель­ности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собран­ности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. В силу этого воинская дисциплина характеризуется рядом особенностей: обя­зательность ее требований для всех категорий военнослужащих; сов­падение целей законности и воинской дисциплины; детальная регла­ментация правил поведения по всему спектру видов воинской дея­тельности; повышенная правовая ответственность за нарушение по­рядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нрав­ственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисципли­нарная ответственность за нарушение правил, норм не только в слу­жебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного вы­полнения установленных норм и проявления активности, самостоя­тельности, творчества и т. п.

Известная истина: без дисциплины не может быть боеспособной ни одна армия мира. Один из выдающихся военных деятелей и педаго­гов России генерал М. И. Драгомиров так характеризовал воинскую часть, в которой поддерживается высокий уровень дисциплины: «Та­кая часть (подразделение) может не выбивать умилительных процен­тов при стрельбе, может быть не особенно твердой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда. И в трудные минуты, конечно, бу­дет предпочтена тем, которые и проценты выбивают, и отлично мар­шируют, но не так надежны».

Современное понимание воинской дисциплины в сжатом, но ем­ком виде представлено в Дисциплинарном уставе ВС РФ, ст. 1: «Воинс­кая дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужа­щими порядка и правил, установленных законами, воинскими устава­ми и приказами командиров (начальников)». Воинская дисциплина ха­рактеризует и определяет должностные и личностные отношения меж­ду военнослужащими, а также воинскими коллективами. Носителем ее является конкретный человек - солдат, сержант, офицер. Находит же свое выражение она в дисциплинированности военнослужащего.

Понятие «дисциплинированность» означает специфическое каче­ство воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам пове­дение его в условиях воинской службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости воинской дисциплины:

Знание уставов и наставлений, требований воинской службы;

Умение управлять собой согласно требованиям воинской дис­циплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Безусловно, связь между внешними и внутренними показателями дисциплинированности того или иного воина неоднозначна. Она мо­жет быть гармоничной, но бывает и так, что воин соблюдает определен­ный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушением последует строгое на­казание. Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тог­да можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности.

Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятель­ности. Рассмотрим приоритетные направления работы младших коман­диров по формированию и развитию дисциплинированности у воинов.

Основные направления формирования и развития дисциплинирован­ности у военнослужащих:

Умелое руководство деятельностью и поведением военнослужа­щих;

Эффективная воспитательная работа;

Поддержание уставного порядка в отделении, расчете, строгое соблюдение распорядка дня всеми военнослужащими;

Четкая организация боевой подготовки и полный охват ею лич­ного состава;

Забота о здоровом морально-психологическом климате в коллек­тиве;

Повседневная требовательность младших командиров к подчи­ненным и контроль за их исполнительностью, уважение личного дос­тоинства военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочета­ние и правильное применение мер убеждения, принуждения и обще­ственного воздействия коллектива;

Самовоспитание дисциплинированности.

При работе с военнослужащими по контракту необходимо учиты­вать в работе вопросы заботы о семье военнослужащего и реализации условий заключенного им контракта.

Привитие воинам основ дисциплинированности невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ори­ентировочной основы их поведения. Другими словами, нужно каждый раз разъяснять, почему и как надо поступать в тех или иных ситуаци­ях. Умелая организация этой работы помогает молодым солдатам пре­одолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиться непло­хих результатов в боевой подготовке.

Параллельно проводится работа в коллективе:

культивирование положительных взаимоотношений;

формирование здорового общественного мнения и единства взгля­дов по основным вопросам службы и боевой учебы;

преодоление негативно направленного лидерства;

поддержание дружбы и взаимопомощи, внимательного и требова­тельного отношения сослуживцев друг к другу.

Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, ес­ли сами воины активно вовлечены в решение данной задачи.

Формирование у военнослужащих навыков дисциплинированнос­ти, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и воинских уставов начинается с первого дня их службы. При этом сер­жанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только со­держание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности.

Каждый сержант должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубос­ти и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и прика­зов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным соста­вом, показывает, что многие из них обусловлены просчетами в сфере взаимоотношений: начальник - подчиненный, личность - коллек­тив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно влияют на возникновение конфликта, а в других - становятся прямой причи­ной нарушения дисциплины.

К наиболее распространенным неправильным действиям самих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравномерное распреде­ление нагрузок между солдатами различных сроков службы; нежела­ние, а иногда и неумение вникнуть во внеслужебные отношения и настроения воинов; попустительство стремлению отдельных солдат получать привилегии, занять особое положение, подчинить своему влиянию других.

Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методичес­ких навыков воспитания у других, отсутствие педагогического такта у третьих - лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречаю­щиеся на практике.

Основой работы сержанта по укреплению воинской дисциплины является глубокое изучение подчиненных, их сильных и слабых сто­рон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправ­давшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; вниматель­ное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использования мнений офицеров и прапорщиков, других сержантов о воинах.

Изучение подчиненных должно быть объективным, беспристраст­ным, не сводиться к выискиванию недостатков. Необходимо замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разглядеть в каждом хорошее и ис­пользовать для воспитания личности. Признание успеха окрыляет сол­дата, придает ему силы на будущее. В этих условиях у него чаще возникает стремление отличиться по службе. Правильное мнение может сло­житься лишь в том случае, если его оценивать не, по словам, а по делам.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная орга­низация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и мо­ральных сил, способствовала развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности. Следу­ет добиваться своевременного начала и окончания занятий. Хорошо проведенное занятие всегда активизирует мыслительную деятельность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, собранности и орга­низованности. Дисциплинирует также четкая организация обслужива­ния вооружения и техники.

В укреплении дисциплины немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика. Дисциплинарная практика - это сложив­шаяся в Вооруженных Силах система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий с целью их воспитания и укрепления воинской дисциплины.

При определении вины военнослужащего принимаются во внима­ние: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совер­шен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы.

При наложении дисциплинарного взыскания сержант должен пом­нить, что мера взыскания и сама форма его наложения не должны восприниматься как действия, направленные на унижение человечес­кого достоинства военнослужащего, а как стремление сержанта по­мочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необ­ходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, но к боязни со­вершать проступки. Отрицательно влияют на военнослужащих необъ­ективность и несправедливость сержанта, грубость в обращении с под­чиненными. Правильно поступают те сержанты, которые считают, что прежде чем наложить дисциплинарное взыскание на подчиненного, необходимо разобраться в степени его виновности. Снятие дисципли­нарных взысканий также целесообразно осуществлять строго индиви­дуально, когда они сыграли свою воспитательную роль и военнослу­жащий реально исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга.

Сержанты обязаны строго следить за поддержанием внутреннего порядок, за правильной подгонкой снаряжения, соблюдением уста­новленных правил ношения военной формы одежды, а также воинс­кой дисциплины в строю. Повседневное четкое выполнение этих обя­занностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов навыков и привычек дисциплинированного поведения, фор­мирует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает исполни­тельность.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу непосредственного команди­ра о неприкосновенности его личности, уважении его чести и достои­нства. Поддержание в подразделении установленных воинскими уста­вами правил взаимоотношений между военнослужащими является од­ним из приоритетных направлений деятельности сержанта.

Особой продуманности и организованности требует работа с воен­нослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде. Здесь не должно быть места поверхностно­му подходу. Необходимо тщательно подбирать состав этих команд, учесть психологические особенности военнослужащих.

Свои особенности имеет работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины. Крайне важно при этом выявлять конкретные причины их недобросовестного отношения к службе. Ис­кать в каждом таком человеке положительные качества, поощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни военнослужащего - честность, персональная ответственность за порученное дело, образ­цовое выполнение воинского долга.

Большое значение в современных условиях имеет борьба за трез­вый образ жизни. Младшие командиры призваны показывать в этом личный пример, а также разъяснять личному составу, что пьянство со­вершенно нетерпимое явление в армии, оно злейший враг боевой го­товности.

Каждый сержант обязан систематически анализировать состояние воинской дисциплины подчиненных ему военнослужащих, своевре­менно и объективно докладывать о ее состоянии вышестоящему ко­мандиру. Некоторые сержанты пытаются скрывать от командиров проступки своих подчиненных, тем самым попустительствуют нару­шителям. Это может привести к грубым дисциплинарным проступ­кам, а зачастую к происшествиям и преступлениям.

Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бы­товых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Он должен проявлять забо­ту и об организации досуга подчиненных, так как это является важной составной частью работы сержанта по поддержанию воинской дис­циплины. Его задача - добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощрять чтение газет и журналов, занятия ху­дожественной самодеятельностью и спортом.

Таким образом, младший командир должен добиваться того, чтобы все компоненты организаторской и воспитательной работы - содержа­ние, формы, методы и средства были тщательно продуманы и всесторонне обоснованны, составляли в своей совокупности неуклонно и последовательно осуществляемую систему мероприятий, оказывали постоянное психологическое воздействие на сознание, чувства и прак­тические действия личного состава по неукоснительному соблюдению ими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами.

1.2.5. Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего поряд­ка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпа­сов, помещений и имущества воинской части (подразделения), а так­же для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Несению службы в суточном наряде сопутствует комплекс мероп­риятий: подбор и расстановка личного состава, его теоретическая и практическая подготовка, организация несения самой службы, воспи­тательная работа, контроль за несением службы и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосред­ственное, активное участие.

Очередность нарядов в роте между взводами устанавливается стар­шиной роты, а во взводе - заместителем командира взвода. Число на­рядов должно распределяться равномерно и справедливо.

При назначении в наряд необходимо учитывать не только степень подготовки солдат и сержантов, но и их личные качества: дисципли­нированность, бдительность, организаторские способности, инициа­тиву и непримиримость к недостаткам, выносливость. Нельзя не учи­тывать также состояние их здоровья, обстановку в семье, связи с род­ными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психоло­гического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд может привести к нарушению воинской дис­циплины и даже к преступлениям.

В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ.

Обязанности лиц суточного наряда определены уставами, и долж­ны выполняться в полном объеме, без каких-либо отступлений. Самое незначительное нарушение уставных положений может привести к не­выполнению или срыву поставленных задач. Поэтому, прежде чем зас­тупить в наряд, каждый военнослужащий должен знать, как нести службу. Для этого организуются и проводятся занятия по изучению положений уставов, инструкций и других документов.

Подготовка личного состава к несению караульной службы прово­дится в три этапа:

первый - за 2-3 дня до заступления в наряд осуществляются подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам;

второй - в день, предшествующий заступлению в наряд, в часы, указанные в распорядке дня, с личным составом караула проводится занятие по изучению положений уставов, табеля постам с уточнением на макете охраняемых объектов особых обязанностей и вариантов действий часовых на постах, а также инструкций и требований безо­пасности при обращении с оружием;

третий - в день заступления в караул проводится практическое за­нятие с отработкой действий часовых на постах.

Основа успешного несения службы суточным нарядом заключает­ся в его практической подготовке. Практические занятия проводятся на местах, где военнослужащие будут нести службу: с нарядом по роте - в подразделении, с личным составом караула - на караульном город­ке и т. д.

Практическое занятие с личным составом караула организуется и проводится командиром подразделения. Обучение на учебных местах, как правило, проводится помощником начальника караула и разводя­щими, назначенными из числа сержантов - заместителей командиров взводов, командиров отделений (экипажей, расчетов).

Обычно они проводят тренировки по заряжанию и разряжанию оружия, обучают солдат порядку приема и сдачи поста, смене часовых, действиям часового при пожаре и отработке других вводных. На кара­ульном городке, на учебных местах, методом тренировки помощник начальника караула и разводящие учат караульных определенному Ус­тавом гарнизонной и караульной службы порядку приема и сдачи пос­та, несению службы с учетом его особенностей. Первостепенное вни­мание при этом обращается на поддержание постоянной бдительнос­ти и соблюдение порядка применения оружия.

На практическом занятии помощник начальника караула и разво­дящие добиваются, чтобы каждый караульный знал не только устав­ные требования, но и что находится под его охраной и обороной, осо­бенности поста, маршрут движения, размещение объектов и порядок их охраны, расположение окопов, наличие освещения, средств охран­ной и пожарной сигнализации, места расположения постовых вышек и грибков, средств пожаротушения. Особое внимание обращается на изучение границ поста, наиболее опасных подступов к нему, секторов стрельбы и порядка применения оружия.

Суточный наряд по роте занимается в подразделении, где под руко­водством старшины роты изучаются: обязанности дежурного и дневаль­ных, распорядок дня, инструкции о порядке действий при подъеме под­разделения по тревоге, по требованиям пожарной безопасности, схема участка территории, закрепленного за подразделением для уборки.

Перед заступлением в наряд военнослужащие должны привести в образцовый порядок свой внешний вид, а сержанты проверить, как они это сделали. Образцовый внешний вид суточного наряда должен

служить примером для военнослужащих и оказывать на них дисцип­линирующее воздействие.

Подготовка суточного наряда по роте включает отработку практи­ческих действий дежурного и дневальных при объявлении тревоги, приеме и выдаче личному составу оружия и боеприпасов, по поддер­жанию в чистоте помещений и участка территории, закрепленного за подразделением. Путем практических действий по вводным старшина роты добивается от заступающего наряда умения четко выполнять свои обязанности по поддержанию в роте внутреннего порядка, соб­людению распорядка дня и обеспечению сохранности оружия и боеп­рипасов, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов.

В этом же порядке проводятся занятия с другими лицами суточно­го наряда. Тренировки проводятся до тех пор, пока действия обучае­мых не будут четкими и слаженными.

Советская воинская дисциплина-одна из форм государ­ственной дисциплины, основа боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Дисциплина -это прежде всего строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных советскими законами и воинскими ус­тавами, сознательное повиновение подчиненных воле коман­дира. Дисциплинированность характеризует личность воина в целом. Она тесно связана со многими его качествами и свой­ствами, и прежде всего с идейной убежденностью, глубоким пониманием своего долга перед Родиной и народом.

Формирование у воинов навыков дисциплинированности, готовности безупречно выполнять требования Военной при­сяги и уставов осуществляются в течение всей службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчинен­ного не только содержание, ко и глубокий смысл, социаль­ную значимость дисциплинированности, воспитать чувство личной ответственности за защиту социалистического Отече­ства.

Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом, показывает, что многие из них обусловлены имен­но просчетами в сфере взаимоотношений начальник-подчи­ненный, личность-коллектив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно повлияли на возникновение кон­фликта, а в других стали прямой причиной нарушения ди­сциплины.

К наиболее распространенным неправильным действиям самих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравно­мерное распределение нагрузок между солдатами различных сроков службы; нежелание, а иногда и неумение вникнуть во внеслужебные отношения и настроения воинов, заканчиваю­щих службу; попустительство стремлению отдельных солдат получать привилегии, занять особое положение, подчинить своему влиянию других воинов.

Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методических навыков воспитания у других, отсутствие педа­гогического такта у третьих-лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречающиеся на практике. Чтобы их уст­ранить, нужны настойчивая учеба младших командиров, сво­евременный совет и помощь старших, более опытных товари­щей.

Основой работы сержанта является глубокое изучение

подчиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склон­ностей, интересов и идеалов. Наиболее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе пов­седневной жизни являются: индивидуальные беседы; внима­тельное изучение отношения к делу того или иного подчинен­ного в ходе занятий, службы, отдыха; широкое использова­ние мнений офицеров, прапорщиков, других сержантов, пар­тийных и комсомольских активистов о воинах; ознакомление (через офицеров) с документами, имеющимися в штабе и характеризующими социально-демографические данные и лич­ные качества солдат.

Изучение подчиненных должно быть объективным, беспри­страстным, не сводиться к выискиванию недостатков. Глав­ное замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разгля­деть в каждом хорошее и использовать для воспитания лич­ности. Признание успеха окрыляет солдата, придает ему си­лы на будущее. В этих условиях чаще возникает.стремление отличиться по службе. Правильное мнение о подчиненном сложится лишь в том случае, если его оценивать не по сло­вам, а по делам.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, которая требует максимального напряжения фи­зических и "моральных сил, способствует развитию у подчи­ненных чувства долга, инициативы, высокой организованно­сти, самостоятельности, добиваться, чтобы учебный процесс был своевременно и полностью материально обеспечен, соб­людалось время начала и окончания занятий. Хорошо прове­денное занятие всегда активизирует мыслительную деятель­ность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, соб­ранности и организованности. Дисциплинирует также четкая организация обслуживания техники, парковых и парково-хо-зяйственных дней.

В укреплении воинской дисциплины немаловажное значе­ние имеет умелая дисциплинарная практика. Повседневная Дисциплинарная практика сержанта предлагает такие сред-"ва и приемы воздействия на сознание воинов, как разъяс­нение, доказательство, внушение и др. Этим сержанты рас­полагают к себе подчиненных, завоевывают их доверие. Их

искренность и сердечность позволяют овладеть чувствами сол­дат и легче довести до сознания необходимые требования. Однако важно помнить, что близость к людям не всепро-щенчество, что убеждать-не значит уговаривать.

Отрицательно влияет на воинов необъективность и неспра­ведливость сержанта, грубость в обращении с подчиненными, отсутствие заботы о их нуждах и запросах. Очень метко и категорично высказал свое отношение к случаям бестактно­сти по отношению к подчиненным М. В. Фрунзе. Он говорил, что резкое обращение, неожиданное взыскание и грубые ок­рики будут непонятны молодому красноармейцу, запугают его и убьют интерес к военному делу.

Одной из важных особенностей является то, что меры взы­скания и сама форма его наложения должны воспринимать­ся солдатом не как «придирка», а как стремление сержанта помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучать подчиненных к правде, к боязни проступка, а не наказания. Самая большая беда не в про­ступке и даже не в наказании, а в лукавстве, которым под­чиненный хочет скрыть его. Правильно поступают и те сер­жанты, которые считают незыблемым правилом: прежде чем наложить взыскание на подчиненного, необходимо тщательно разобраться в степени его виновности. При этом, как под­черкивается в Дисциплинарном уставе, должно учитываться в целом поведение воина, характер, совершенного им проступ­ка, обстоятельства, при которых он был совершен, степень уяснения солдатом порядка службы. Снятие дисциплинарных взысканий также целесообразно осуществлять строго инди­видуально, когда они сыграли свою воспитательную роль, а не всем сразу, дождавшись праздника.

Сержанты обязаны строго следить за чистотой и внутрен­ним порядком, за правильной подгонкой снаряжения, соблю­дением подчиненными правил ношения военной формы одеж­ды, своевременной починкой обуви и обмундирования и т.д. Повседневное четкое выполнение этих обязанностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов на­выков и привычек дисциплинированного поведения, форми. рует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает ис­полнительность. Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном на­ряде.

Свои особенности имеет работа с так называемыми труд­ными солдатами. Крайне важно при этом выявлять конкрет­ные причины их недобросовестного отношения к службе. Ис­кать в каждом таком человеке положительные качества, по­ощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни воен-

вашего-трезвость, честность, персональная ответствен­ность за порученное дело.

Большое значение в современных условиях имеет борьба

трезвый образ жизни. Младшие командиры призваны по­казывать в этом личный пример, а также разъяснять лич­ному составу, что пьянство совершенно нетерпимое явление в аомии, оно злейший враг боевой готовности.

Сержанту необходимо заботиться об улучшении матери­ально-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полной выдачей довольствия по норме. Важно контролировать соблюдение подчиненными поавил личной гигиены, помывку их в бане, качество пита­ния в столовой. О всех замеченных недостатках докладыва­ется по команде.

Важной составной частью работы сержанта по укреплению дисциплины является забота об организации досуга солдат. Его задача-добиться, чтобы каждый из них был записан"в библиотеку, всячески поощрять чтение художественной ли­тературы, периодической печати, занятия художественной са­модеятельностью, физкультурой и спортом, прикладными ви­дами искусства.

Основные направления сержантов (старшин) в укреплении воинской дисциплины

Сержанты (старшины), как уже было сказано, наиболее многочисленный отряд командного состава Вооруженных Сил. Будучи подготовленными военными специалистами, они являются непосредственными начальниками солдат и матросов, организаторами их обучения и воспитания в мирное и военное время. От них во многом зависит уровень боевой подготовки, дисциплины и морально-психологического состояния личного состава подразделения. Большинство сержантов (старшин) играют активную роль и в общественной жизни воинских коллективов. Многие, наиболее подготовленные из них, являются помощниками руководителей групп общественно-государственной подготовки личного состава, периодически информируют солдат и матросов по вопросам внутренней и международной жизни страны.

На современном этапе развития Вооруженных Сил России роль сержантов (старшин) значительно возросла. Армия и флот оснащены ныне сложным оружием и техникой. Их обслуживание требует высокого мастерства от каждого воина, входящего в отделение, расчет, экипаж. Эти требования особенно актуальны в отношении младших командиров. Прежде всего это воспитание у своих подчиненных личной ответственности и постоянной готовности к вооруженной защите Отечества. "Защита Отечества, -- указывается в ст. 59 Конституции РФ, -- является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации". Из этого следует, что защита Отечества имеет государственное значение. Этим и обусловлена личная ответственность воина за его защиту, на ней, на личной ответственности зиждется все остальные качества. Ответственность воина -- это особая категория.

Верность конституционному долгу тоже стержневое качество воина, составляет костяк его характера. Именно верность конституционному долгу дает возможность воину отдавать все свои духовные и физические силы ратному труду, самоотверженно служить народу, укреплять безопасность Отечества. Верность долгу вдохновляет воина на подвиги во имя Родины.

Конкретным выражением конституционного долга военнослужащего является воинский долг. Сущность воинского долга так изложена в статье 24 Закона "О статусе военнослужащих": "Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации".

В работе сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины важно активное и постоянное патриотическое воспитание подчиненных. Патриотизм, любовь к Родине -- это идейная основа высоких морально-психологических и боевых качеств, дисциплинированности солдат и матросов. Без этой основы армия не только не может нормально функционировать, но и даже существовать. Известный русский военный педагог генерал П.И. Трескин справедливо отмечал: "Без патриотизма солдат не есть воин... Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены". Высокая дисциплинированность достигается тогда, когда солдаты и матросы глубоко осознают всю важность воинской дисциплины, понимают ее жизненную необходимость и строгую обязанность. Без этого добросовестное выполнение воинского долга останется лишь мечтой. Это должны знать и учитывать в своей работе младшие командиры. Ведь не случайно в Дисциплинарном уставе ответственность воина, воинская дисциплина и воинский долг рассматриваются в неразрывном единстве.

Дисциплинированность солдат и матросов во многом зависит от того, насколько они знают и выполняют требования Военной присяги и воинских уставов. Воинские уставы вобрали в себя накопленный веками опыт обучения и воспитания войск, представляют собой подлинный свод законов воинской службы. Поэтому долг младших командиров -- глубоко изучать с подчиненными уставы, заботиться о строгом выполнении их требований.

Практика показывает, что эффективность этой работы зависит от того, насколько сами младшие командиры знают и выполняют требования уставов, служат в этом отношении примером для подчиненных. Большую пользу приносит использование разнообразных форм и методов изучения уставов -- обмен мнениями в отделении (расчете), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, посвященных подвигам наших воинов и т.д. Неоценимое значение имеет требовательность младших командиров, строгий, равный и справедливый спрос с подчиненных за безупречное выполнение уставных требований. Русский писатель Н.А. Добролюбов как-то верно заметил: "Начальник должен постоянно стараться показать... что он все замечает, на все смотрит и всегда знает, так ли исполнено его приказание, как он хотел". При обсуждении этого вопроса целесообразно рассмотреть опыт передовых сержантов -- требовательных и взыскательных.

Важное место в работе младших командиров занимают вопросы обучения подчиненных воинскому мастерству. В законах "Об обороне", "О статусе военнослужащих", в воинских уставах подчеркивается, что военнослужащие должны совершенствовать свое воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество. Этому их обязывает воинская дисциплина. К тому же данное требование наиболее полно в первую очередь выполняется дисциплинированными воинами. Нетрудно заметить, что существует органическая, тесная связь между воинской дисциплиной, дисциплинированностью воинов и воинским мастерством. Эта связь обусловлена тем, что формирование высоких морально-психологических и боевых качеств и совершенствование воинского мастерства невозможно без крепкой воинской дисциплины. Дисциплинированный и исполнительный воин к боевой учебе относится со всей ответственностью. Он хорошо понимает, что качественные изменения в вооружении, боевой технике, способах ведения современного боя предъявляют более жесткие требования и к боевой готовности. А боевая готовность не может быть без крепкой, сознательной дисциплины.

Из этого следует, что сержанты (старшины) заботясь о воспитании у подчиненных высокой сознательной дисциплинированности, призваны в то же время обучать их воинскому мастерству. Тут безусловно важен личный пример отличного владения оружием и боевой техникой, умелого их использования. Только в этом случае младшие командиры имеют моральное право воспитывать своих подчиненных, прививать им любовь к оружию и технике, бережное отношение к ним. Не менее важно знать индивидуальные особенности подчиненных, учитывать их в процессе обучения и воспитания. Скажем имеются факты, когда молодого солдата на первых порах пугает сложность техники. Он испытывает неуверенность в возможности овладения ею. Командир отделения поступит разумно, стремясь развеять это неправильное мнение, вселить в солдата уверенность в его силах и возможностях. Командир отделения должен также учитывать неодинаковый уровень общей подготовки подчиненных, неодинаковые способности в изучении и овладении оружием и боевой техникой.

Важным направлением в работе сержантов и старшин по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении является воспитание у подчиненных чувства высокой бдительности. Это одно из важнейших требований воинской дисциплины. В Уставе внутренней службы и в Дисциплинарном уставе подчеркивается, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего "быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну".

В самом обобщенном виде бдительность воинов заключается в ясном понимании ими сложности и опасности военно-политической обстановки в мире, необходимости строгого сохранения военной и государственной тайны, в умении распознавать коварные происки врага и успешно противодействовать его подрывной деятельности. А факты свидетельствуют о том, что деятельность такого характера существует. Но высшее проявление бдительности -- поддержание постоянной боеготовности.

Работа сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении ведется и по некоторым другим направлениям. Большое значение имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса. Весьма положительно сказывается на укреплении воинской дисциплины умение сержантов и старшин правильно строить взаимоотношения с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями, искусство управлять межличностными отношениями в воинском коллективе. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру межличностных отношений в отделении, состав микро групп, их направленность, лидеров и т.д. Это будет способствовать проведению предметной воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины, исключению отрицательных явлений (дедовщина и т.д.) среди солдат и матросов.

Воинские коллективы Вооруженных Сил РФ многонациональны. Поэтому в укреплении воинской дисциплины и поддержании высокой боеготовности велика роль работы сержантов (старшин) по интернациональному воспитанию воинов. Прежде всего необходимо формировать у них уважение к национальным чувствам, обычаям и традициям.

Воинские уставы подчеркивают, что основным методом является метод убеждения, обращенный к уму и чувствам воинов. Однако он вовсе не исключает и мер принуждения. Работа сержантов и старшин дает желаемый результат, если им присуща правильная, извещенная дисциплинарная практика. Дисциплинарный устав требует: ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невинный не должен быть наказан. Речь идет об умелом сочетании и правильном применении мер убеждения, принуждения и общественного воздействия на солдат и матросов.

Таким образом, воинская дисциплина исключительно емкое и широкое понятие, охватывающее по сути все сферы жизни и деятельности военнослужащих. Поэтому многообразны пути, формы и методы работы младших командиров по воспитанию подчиненных в духе беспрекословного повиновения и исполнительности, строгого соблюдения требований Военной присяги и воинских уставов. Руководителю группы рекомендуется освещать указанные направления, используя конкретные примеры из жизни своего подразделения.



Рассказать друзьям