Основные проблемы одаренных детей. Проблема одаренных детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Способности

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

(Общая психология/ Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 2001. - С 361-362.)

Наблюдая за учениками в школе, учитель не без оснований выявляет учеников, более способных к учебе. Бывает так, что ученику легче дается решение сложных примеров и задач, нежели выражение своих мыслей при письме или пересказе текста.

Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний.

Гоноболин Ф.Н. Психология - М: Просвещение, 1998. - С 139-140.

На развивающуюся личность оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Сглаживая их отрицательные и усиливая положительные влияния, можно добиться максимального развития природных задатков, раскрытия потенциала развивающейся личности. Для каждого ребенка должна быть найдена такая область деятельности, такие способы воспитания и обучения, такой подход к взаимодействию, при которых будут обнаруживаться положительные стороны его индивидуальных способностей

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

«Человек, восприятие которого хронически

опережает его возможности, всегда

находится под стрессом »

Лета Холлингзуорт

Личность и проблемы одаренного ребенка

Быть одаренным – непростая ноша. И понимание личностных особенностей одаренного ребенка учителями и родителями становится особенно важным в случае так называемой «скрытой одаренности»

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего личностью, до определенной степени «управляющей» его активностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой «скрытой» одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, тесно спаянные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Особенности личности высокоодаренного ребенка.

1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.

2. Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

3. Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.

4. Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

В совокупности все эти особенности образуют структуру умственной одаренности, которые проявляются у подавляющего большинства ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности.

Семья одаренного ребенка

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни расценивали роль природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

Опыт наблюдений за семьей одаренных детей позволяет выделить следующие особенности, имеющие принципиальное значение для развития одаренности.

1. В семьях одаренных родителей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является весьма благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных способностей ребенка.

2. Главная, практически обязательная особенность семьи любого одаренного ребенка - повышенное, значительно увеличенное сравнительно с обычными семьями, внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Хотя такое внимание к ребенку впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.

Очень часто у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок - единственный смысл жизни. Еще чаще особо одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

3. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, и достаточно часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, в спорте и, конечно, в том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин «укоренения» тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

4. Определенная детоцентричность семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить способности ребенка имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Нам известны случаи, когда одаренный ребенок 10 лет, обучаясь в 9 классе и будучи физически и психически вполне здоровым, тем не менее не научился сам завязывать шнурки на ботинках или самостоятельно разогревать себе еду.

5. Нет ничего удивительного в том, что родители этих детей проявляют особое внимание к школьному обучению ребенка, выбирая своему ребенку учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как это лучше изучать. Правда, иногда это имеет и отрицательные стороны, когда они вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками

Сверстники относятся к одаренным детям по разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. В силу большей обучаемости, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются большей популярностью в коллективе сверстников, чем обычные дети. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам.

Гораздо сложнее ситуация с так называемой исключительной одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у их одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные клички, устраивают унизительные розыгрыши). В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в отдельном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Личность одаренного ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей и подростков с повышенными возможностями.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У таких детей существует пристрастно-эмоциональное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. Интересы и склонности, составляющие содержание их способностей, занимают не только время, но и душу такого ребенка. При всех изменениях в обучении таких детей и подростков следует учитывать эту их принципиальную особенность и планировать занятия так, чтобы у них оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.

У многих одаренных детей наблюдается вневозрастная впечатлительность и связанная с ней повышенная эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит весьма позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, тем не менее от учителя и психолога требуется ввести разумные рамки для такой требовательности к себе. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», в неумение довести работу до конца.

Особый характер у одаренных детей имеет самооценка, то есть представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, ребенок с такими повышенными возможностями считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям. Так, например, нам известны случаи, когда такой ребенок всю ответственность, скажем, за развод родителей принимает на себя, считая, что это он был недостаточно хорошим, он не сумел сделать что-то, необходимое для папы или мамы.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями - автономность, трудность, а иногда и невозможность действовать в группе, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась бы их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту конституциональную особенность творческих детей, правильно ее оценивая и понимая.

Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем обычные дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке, а укоренившиеся в личность интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного профессионального самоопределения и соответственных достижений.

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности и обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью. Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития у части детей с резко повышенными, скажем, интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей, общения только со взрослыми и так далее. Нередко у таких детей есть проблемы эмоционального развития, когда в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Некоторые такие дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры.

Другой серьезной проблемой некоторой части одаренных детей является отсутствие у них потребности, а иногда и способностей к творческой деятельности. Как это ни парадоксально, значительная часть особо одаренных детей, проявляя яркие интеллектуальные и учебные способности, приходят в крайнее затруднение, когда им предлагается деятельность, требующая нестандартного подхода, выхода за пределы устоявшегося опыта - то есть деятельность творческая. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным, проблема креативности возникает у этих детей скорее как личностная проблема, как следствие особой направленности на усвоение знаний. Особенно часто это происходит с детьми, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и тем более общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающий всех объем, глубину и прочность усвоения знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их умственной деятельности.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации. Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренный юноша затрудняется с выбором своего призвания, и его широкие умственные возможности только усложняют эту проблему.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации исключительно одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывающий отнесение этой группы одаренных детей в группу повышенного риска.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе

2. Игровые интересы

3. Конформность

4. Погружение в философские проблемы

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиям

6. Стремление к совершенству (перфекционизм)

7. Ощущение неудовлетворенности

8. Нереалистические цели

9. Сверхчувствительность

10. Потребность во внимании взрослых

11. Нетерпимость

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь ему в решении проблем.

Мною было проведено небольшое социологическое исследование детей в возрасте 9-10 лет, 3 класс.

Было проведено небольшое социологическое исследование детей в возрасте 9-10 лет в 3 классе. В классе 20 учеников.8 учеников – творческие способности. 7 учеников – учебные. У 11 учеников способности не выявлены

Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт, способности поддерживаются и развиваются.

Подписи к слайдам:

Психология способностей. Проблема одарённости. Презентацию подготовила Воеводина Л. А.

Способности Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения. Насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями.

Личность и проблемы одаренного ребенка « Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом » Лета Холлингзуорт

Особенности личности высокоодаренного ребенка. 1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. 2. Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха. 3. Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы. 4. Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Семья одаренного ребенка 1. Ценность образования 2. Повышенное внимание к ребёнку 3. Родитель-наставник 4. Детоцентричноть 5. Внимание к школьному обучению ребёнка

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками

Личность одаренного ребенка Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей.

У многих одаренных детей наблюдается вневозрастная впечатлительность и связанная с ней повышенная эмоциональная чувствительность.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности. Особый характер у одаренных детей имеет самооценка, то есть представление ребенка о своих силах и возможностях.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями - автономность, трудность, а иногда и невозможность действовать в группе, думать и поступать так, как большинство.

Проблемы одаренных детей Проблемы общения Проблемы эмоционального развития Проблемы, связанные с их физическим развитием Проблема креативности Трудность профессиональной ориентации Дезадаптация ребенка

Проблемы одаренных детей

Исследование Было проведено небольшое социологическое исследование детей в возрасте 9-10 лет в 3 классе. В классе 20 учеников. 8 учеников – творческие способности. 7 учеников – учебные. У 11 учеников способности не выявлены

Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт, способности поддерживаются и развиваются.

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы: Интернет-ресурсы Общая психология/ Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 2001. - С 361-362. Виктория Соломоновна Юркевич Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993 Гоноболин Ф.Н. Психология - М: Просвещение, 1998. - С 139-140. Маклаков А. Г.Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.


Проблема одаренных детей


План


Введение

.Что такое одаренность

.Природа одаренности

.Проблема одаренных детей

Заключение

Список литературы


Введение


Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в детях? Что заставляет родителей увидеть в своем ребенке талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Эти проблемы на сегодняшний день очень актуальны. Ими занимаются такие психологи, социологи и педагоги всего мира, как К. Тэкэкс - профессор университета Кливленда в США, Фрэнсис Гальтон - английский антрополог и психолог, Соколянский И.А. Петровский А.В., Лейтес А.С., Леонтьева А. Н.

Целью нашей работы было выявление одаренных и талантливых детей в областях науки или искусства, исследование такой проблемы, как отношение окружающих к одаренным, адаптация этих детей в обществе и выявление факторов в наибольшей степени влияющих на одаренность.

Все одаренные дети-представители мыслительного и художественного типов мышления - помимо черт, их разделяющих, имеют одну черту, в равной мере их объединяющую, - каждый из них остается ребенком, и как ребенок он обладает только ему присущей индивидуальностью и отношение к нему должно строиться на основании данного тезиса.

Очень распространено такое суждение об одаренном ребенке: «ему всего пять лет, но по своему развитию он ничем не отличается от восьмилетнего».

Это значит, что ребенок должен получать творческую работу и условия для ее выполнения, необходимую для удовлетворения его повышенной потребности в интеллектуальной деятельности. В этом его не следует ущемлять и если ему, например, нечего делать в первом классе, то нет необходимости его там держать. Но искусственно подталкивать его умственное развитие, стремиться к «перепрыгиванию» через классы, обгоняя возраст, не следует, потому что развитие личности существенно осложняется противоречиями между неравномерно развивающимися ее сторонами.

1. Что такое одаренность


Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.

Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 - 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Проявления - симптоматика данного хода развития весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается к ребёнку дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.

Особенности личности высокоодаренного ребенка.

Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.

Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.

Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

В совокупности все эти особенности образуют структуру умственной одаренности, которые проявляются у подавляющего большинства ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности.

Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются, главным образом, в направленности интересов. Один после какого-то периода исканий погружается в математику, другой - в биологию, третий - в художественно-литературное творчество, четвертый - в историю и археологию. И дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей.


2. Природа одаренности


Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности, его способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается как ведущий фактор, так как это специально организованная система, воздействующая на подрастающего человека, для передачи накопленного общественного опыта и формирования способностей.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Общественные отношения - не нечто внешнее для того человека, который в них включен, они - часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Если сущность человека в отличие от всех других живых существ составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен. Эти связи вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому возможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как личности.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.

Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

В семействе Бахов музыкальный талант впервые обнаружился в 1550 году, с особенной силой проявился через пять поколений у великого композитора Иоганна Себастьяна Баха и иссяк после некой Регины Сусанны, жившей еще в 1880 году. В семье Бахов было более пятидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся.

Почти 2/3 одаренных детей - это первенцы, имеющих папу старше тридцати шести лет и маму старше тридцати и среди всех одаренных детей больше мальчиков, чем девочек.

Успех одаренного ребенка во многом зависит от хороших родителей (либо очень требовательный и направленный на успех ребенка папа, либо в наших условиях это более распространено - мама), преподавателей и той атмосферы, в которой они находятся. Если повезет со всем этим, то блестящая карьера в будущем ему обеспечена. Вторая половина успеха ребенка, после наследственности, зависит от окружающей среды. Ежедневно до одного года масса мозга ребенка прибывает на один грамм. Это база всех мыслительных процессов на всю последующую жизнь.

Бедная внешняя среда затормаживает развитие мозга, разнообразная - стимулирует. Одаренным может стать каждый ребенок, для этого нужно развивать его личное мышление.

Если взять интеллект мальчиков и девочек, в среднем он обычно одинаковый. Но у девочек более развит вербальный, а у мальчиков пространственный и числовой интеллект. Среди мальчиков больше как очень умных, так и очень глупых, а девочки ближе к середине. Скажем, если мы берем детей особо одаренных в области математики, то на тринадцать мальчиков приходится одна девочка.

Роль огромных сетей для выявления талантов всегда играли у нас математические и физические конкурсы и олимпиады. В России существуют несколько школ-интернатов и специальных школ, которые создают оптимальные условия для развития математических способностей школьников. Колмогоровская школа-интернат при Московском Государственном Университете - одна из самых престижных в стране. Здесь учатся особо одаренные дети в области математики и естественных наук. Вне школы их оставлять нельзя - это тормозит развитие. Средняя школа и рассчитана на среднего ребенка. Каждый третий, исключенный из этой школы за плохие оценки, относится именно к одаренным. В этой школе их никогда не будут называть ботаниками-очкариками. Здесь они среди своих. За два года студенты колмогоровской школы проходят специальную программу, система которой скопирована с вузов. В конце четверти сессия как у настоящих студентов. Требования очень высоки. Бывает, даже отчисляют победителей школьных олимпиад. Здесь вроде естественного отбора. Должны остаться самые лучшие те, у кого помимо таланта, есть еще воля и характер.

Большинство таких школ имеют физико-математический профиль. В чем здесь дело? Обычно говорят так: только математические (и разве что музыкальные) таланты выявляются в столь раннем возрасте. Достаточно вспомнить Эвриста Галуа, который в возрасте восемнадцати лет заложил основы современной алгебры, или Вольфганга Моцарта, который в три года играл на клавесине, в четыре - импровизировал, а в двенадцать - за несколько недель написал оперу.

Но история напоминает нам, что раннее развитие дарований в других областях деятельности - не такая уж редкость. Сопоставим возраст, в котором смерть постигла таких писателей и критиков, как Добролюбов, Лермонтов и Писарев, с тем, что они успели сделать для русской литературы и общественной мысли. Добролюбов умер, когда ему было двадцать пять, Лермонтов не дожил до двадцати семи, а Писарев - до двадцати пяти, из которых пять лет, просидел в Петропавловской крепости.


3. Проблема одаренных детей

одаренный талантливый адаптация общество

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей - в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.

Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого уровня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

·трудности в нахождении близких по духу друзей;

·проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;

·проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

·очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;

·диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.

Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.

Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие замечания и комментарии относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль.

Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Лета Холлингзуорт повествует об этом в своей книге «Одаренные дети»: «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом».

Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества.

Лета Халлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.

.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.

.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Список этот был предложен другим исследователем. Уитмор, изучал причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.

.Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

.Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

.Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

.Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

.Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.


Заключение


Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности. Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.


Список литературы


1.Выготский Л.С. О психологических системах. Собр. соч. в 6 т., Т. 1. М., 1982.

.Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

.Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993.

.Кулемзина А.В. Три кризиса детской одаренности // Труды ТГПУ. Серия Педагогика, 2001 (в печати).

.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М., 2001.

.Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.-Томск, 1996.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Быть одаренным – непростая ноша. И понимание личностных особенностей одаренного ребенка учителями и родителями становится особенно важным в случае так называемой «скрытой одаренности»

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего личностью, до определенной степени «управляющей» его активностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой «скрытой» одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, тесно спаянные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Прежде чем перейти к непосредственной характеристике личностных особенностей ребенка, проявляющего повышенные возможности, рассмотрим некоторые факторы, в той или иной мере как бы «складывающие» его личность, влияющие на ее становление.

Неравномерность возрастного развития одаренных детей


Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе далеко не всегда оправдывается на практике. Возможно, наоборот, это так называемое гармоническое развитие, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается дисгармоничное развитие (диссинхрония развития), которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Выше уже указывалось, что у ряда таких одаренных детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы развития - эмоциональная, социальная и физическая, - будучи вполне нормальными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов , принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с обычными детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. И нередко, скажем, особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у более обычных детей. (Речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями. Здесь ситуация, как правило, прямо противоположная).

Многие особо одаренные дети недостаточно уделяют времени спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие более старшим по возрасту одноклассникам накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучной, по его мнению, деятельностью. Все вместе это приводит к выраженной неравномерности развития одаренного ребенка, последствия которой накладываются на его личность и являются одной из причин его многочисленных проблем.

Семья одаренного ребенка


Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни расценивали роль природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

Опыт наблюдений за семьей одаренных детей позволяет выделить следующие особенности, имеющие принципиальное значение для развития одаренности.

1. В семьях одаренных родителей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является весьма благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных способностей ребенка .

2. Главная, практически обязательная особенность семьи любого одаренного ребенка - повышенное , значительно увеличенное сравнительно с обычными семьями, внимание к ребенку , когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Хотя такое внимание к ребенку впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.

Очень часто у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок - единственный смысл жизни. Еще чаще особо одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

3. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, и достаточно часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, в спорте и, конечно, в том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин «укоренения» тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

4. Определенная детоцентричность семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить способности ребенка имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Нам известны случаи, когда одаренный ребенок 10 лет, обучаясь в 9 классе и будучи физически и психически вполне здоровым, тем не менее не научился сам завязывать шнурки на ботинках или самостоятельно разогревать себе еду.

5. Нет ничего удивительного в том, что родители этих детей проявляют особое внимание к школьному обучению ребенка, выбирая своему ребенку учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как это лучше изучать. Правда, иногда это имеет и отрицательные стороны, когда они вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми


Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, с одной стороны, сами являясь следствием необычности самого ребенка, с другой стороны, в значительной мере складывают «историю» его жизни и тем самым формируют его личность.


Сверстники относятся к одаренным детям по разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. В силу большей обучаемости, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются большей популярностью в коллективе сверстников , чем обычные дети. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам.

Гораздо сложнее ситуация с так называемой исключительной одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у их одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные клички, устраивают унизительные розыгрыши). В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска .

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в отдельном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно воспринимают одаренных детей. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Если это учитель со свободным от стереотипов мышлением, умеющий отвергнуть обычную учительскую позицию непогрешимости, не использующий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае, скажем, повышенная критичность интеллектуального ребенка, его высокое умственное развитие, иногда даже превышающее уровень самого педагога, вызывают у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга.

Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный).

Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности (см. ниже) вызывают у учителей отчетливое негодование и представление о них как об отъявленных индивидуалистах. Именно потому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми.

Личность одаренного ребенка


Сложное переплетение рассмотренных выше обстоятельств жизни одаренного ребенка, с одной стороны, и собственно «родовые» его особенности, определяющиеся именно повышенными возможностями развития, с другой, складывают его личность.

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей и подростков с повышенными возможностями.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей , то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У таких детей существует пристрастно-эмоциональное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. Интересы и склонности, составляющие содержание их способностей, занимают не только время, но и душу такого ребенка. При всех изменениях в обучении таких детей и подростков следует учитывать эту их принципиальную особенность и планировать занятия так, чтобы у них оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.

У многих одаренных детей наблюдается вневозрастная впечатлительность и связанная с ней повышенная эмоциональная чувствительность , которая проявляется в самых разных формах. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний.

Повышенная эмоциональность в некоторых случаях принимает довольно «громкий» характер, проявляясь в склонности к бурным, ярким аффектам, в других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, проявляясь в излишней застенчивости в общении, в трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях. Бывают случаи откровенно психопатического поведения, которые доставляют массу проблем и для родителей, и для педагогов.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм , то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит весьма позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, тем не менее от учителя и психолога требуется ввести разумные рамки для такой требовательности к себе. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», в неумение довести работу до конца.

Особый характер у одаренных детей имеет самооценка , то есть представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля , то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, ребенок с такими повышенными возможностями считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям. Так, например, нам известны случаи, когда такой ребенок всю ответственность, скажем, за развод родителей принимает на себя, считая, что это он был недостаточно хорошим, он не сумел сделать что-то, необходимое для папы или мамы.

Для учителя особенно важно знать особенности личности одаренных детей с творческими проявлениями , так как именно этот вариант одаренности ему труднее всего увидеть. Скажем, интеллектуальная одаренность в своем классическом, познавательно- аналитическом варианте, тем более учебная (усваивающая) как один из ее подвидов, безусловно «прочитывается» учителем и легко дифференцируется им от успеваемости.

Другое дело - творческие проявления какой-либо одаренности. Очень часто учителя за творческие способности принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий (сам нашел материал, сам его проанализировал и написал реферат) или жеглубину и основательность его интеллектуального анализа. Сама же по себе нестандартность мышления, выход за пределы устоявшегося мнения, вкуса или способа деятельности не всегда оценивается как творческий результат, а скорее как «отсебятина», безответственность, иногда даже сознательное неуважение к педагогу (ему конкретно и четко объяснили задание, а он, видите ли, сделал по-своему, наплевал на задание учителя). Точно так же не вполне адекватно оцениваются и некоторые личностные особенности учеников с творческими проявлениями.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями - автономность , трудность, а иногда и невозможность действовать в группе, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась бы их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту конституциональную особенность творческих детей, правильно ее оценивая и понимая.

Явно одаренный в творческом отношении подросток, выполняя задание написать географическое сочинение, пишет эссе «Является ли наукой география?», где ярко и по форме вызывающе, без особой осторожности, доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию права на статус науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает один из завучей. Все это не может не вызвать известной настороженности педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннего, а часто и открытого неприятия. Во многих случаях такие проявления творческого ребенка неверно трактуются как недостаточная его воспитанность или даже безнравственность (нежелание действовать в коллективе).

В целом, видимо, можно говорить о некоторой дезадаптивности детей с творческими проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Как показывает опыт работы с такими детьми, дети с творческими проявлениями заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в зоне воспитательного риска.

Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем обычные дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке, а укоренившиеся в личность интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного профессионального самоопределения и соответственных достижений.

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности и обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью. Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития у части детей с резко повышенными, скажем, интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения , отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей, общения только со взрослыми и так далее. Нередко у таких детей есть проблемы эмоционального развития, когда в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Некоторые такие дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры.

Особой, весьма трудной с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире - саморегуляции . Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей мотив и суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге, возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», то есть проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия. В гораздо меньшей степени это относится к детям с исключительной психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени - к детям с повышенными познавательными способностями.

Другой серьезной проблемой некоторой части одаренных детей является отсутствие у них потребности, а иногда и способностей к творческой деятельности. Как это ни парадоксально, значительная часть особо одаренных детей, проявляя яркие интеллектуальные и учебные способности, приходят в крайнее затруднение, когда им предлагается деятельность, требующая нестандартного подхода, выхода за пределы устоявшегося опыта - то есть деятельность творческая. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным, проблема креативности возникает у этих детей скорее как личностная проблема , как следствие особой направленности на усвоение знаний. Особенно часто это происходит с детьми, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и тем более общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающий всех объем, глубину и прочность усвоения знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их умственной деятельности.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе мотивационных стимулов, эта проблема одаренных детей может быть вполне успешно преодолена. (Это, кстати, подтверждается в психогенетике и весьма значительным, гораздо более выраженным средовым компонентом в развитии креативности, чем в отношении интеллекта.) При этом система развития творческих возможностей ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации . Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренный юноша затрудняется с выбором своего призвания, и его широкие умственные возможности только усложняют эту проблему.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации исключительно одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывающий отнесение этой группы одаренных детей в группу повышенного риска.

Все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь ему в решении проблем.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения.

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью . Так, в силу неравномерности развития у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводить к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т. д.

Нередко у таких детей имеют место проблемы в эмоциональном развитии . Так, в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех при­водит к отчаянию.

У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся урокам и физкультуры.

Особой, весьма трудной, с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире - саморегуляции . Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, будучи в определенном отношении - «трудоголиками», то есть, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия.

В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени - к детям с повышенными познавательными способностями.


Другой серьезной проблемой некоторой части интеллектуально одаренных детей является отсутствие творческих проявлений . Она возникает у этих детей как личностная проблема, как следствие особой направленности лишь на усвоение знаний. Особенно часто это происходит с детьми, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающие всех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их умственной деятельности.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть вполне успешно преодолена. При этом система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации . Нередко бывает, что к окончанию подросткового периода одаренные юноша или девушка затрудняются с выбором своего призвания.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение этой группы одаренных детей в группу повышенного риска.

Все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Как-то раз, во время посещения одной из школ Санкт - Петербурга я наблюдала такую картину. Маленький мальчик, ученик 2 класса стоял отчужденно в уголочке, а вокруг него буйствовали одноклассники, вырвавшиеся на свободу.

Я спросила у учительницы: «А это кто у вас? Почему он стоит так одиноко?» И молодая учительница ответила, как заклеймила: «Да, он у нас самый талантливый! ». А я подумала — вот удел нестандартного ребенка, когда его нестандартность не умеют реализовывать педагогически верно.

Вопросы одаренности собственных детей испокон века волнуют многих родителей. Они и страшатся, и надеются. Вдруг в их семье удалось вырастить нового Моцарта или Ландау. «Интересно, мой Андрюша способный или неспособный?». «Моя Света неспособна в математике. Вся в меня!», «Ау моего соседа талантливый мальчишка. Так в компьютерах разбирается!»

Чтобы разобраться в том, на что можно рассчитывать, и нужно ли это делать, разберем основные понятия, терзающие души многих родителей. Для этого выстроим цепочку: способности — одаренность — талант.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления в данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми декреты воспитания в вопросах и ответил для нее знаниями, умениями и навыками (А.В. Петровский).

Одаренность — это компонент способностей, который определяет конечный итог развития. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все. Талантливый (способный или одаренный) ребенок зачастую находится в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Нет нужды говорить, что подобные дети уже в силу своего «творческого одиночества» нуждаются в особом педагогическом внимании, будь то со стороны родителей, или со стороны учителей.

Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту необходимо отметить два момента:

Ребенок может в своем развитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном усвоении опыта такими детьми и реализации его результатов среди сверстников. Как правило, одаренные дети хорошо учатся. Они любознательны, активны в постижении предоставленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.

Но с другой стороны, одаренный ребенок может выделяться не только наличием способности в более качественном и креативном усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Его отличает нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач. Причем, способности могут быть и не очень заметны для окружающих его людей, а нестандартность мышления и видения может быть принята как некое «бунтарство», попытка выделиться среди сверстников.

Безусловно, с такими детьми всегда труднее, чем с обычными, послушными, не «выпадающими» из общих мерок. Вундеркинды часто вызывают даже озлоб-ленность окружающих. Особенно, если таковые не имеют способных детей, да и сами не блещут особыми талантами.

Адаптация подобных детей протекает неравномерно и достаточно трудно. Трудности эти связаны как с социальными условиями, в которых находится одаренный ребенок, так собственно и с его нестандартностью.

Выделим некоторые проблемы адаптации одаренных детей:

Трудности общения со сверстниками и взрослыми . Одаренный ребенок отличается от детей, окружающих его. Его мироощущение имеет своеобразную палитру. Реакции на внешние раздражители, как правило, тоже не укладываются в стандарты, к которым привыкло общество во взаимодействии с детьми. Одноклассников может раздражать его постоянная готовность правильно ответить на любой вопрос учителя. А взрослых — его знания в разных (или в одной какой-либо) областях. Взрослые часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их взрослый авторитет.

Трудности управления модификациями своего поведения. Одаренные дети не любят монотонной и скучной работы. Их девиз — творческий «взрыв». Как правило, такие дети теряют интерес к деятельности до ее окончания. Их даже не интересует результат.

Трудности развития творческой активности. Одаренные дети направлены в основном на глубокое и прочное усвоение знаний, на расширение своего кругозора. Их может затруднить творческое задание, предложенное учителем или родителем. Кажется, парадоксальная ситуация. Но именно так обстоит дело с большинством одаренных детей.

Трудности развития эмоциональной сферы. Умственное развитие одаренных детей опережает их физическое и эмоциональное развитие. Этакий тихий «бота-ник» — герой «Ералаша». Одаренные дети предпочитают одиночество и предмет своего интереса. Конечно, мы ни в коем случае не хотим представить одаренного ребенка в роли лишенного эмоций робота. Просто развитие эмоциональной сферы у него может быть в норме, то есть соответствовать возрасту, а интеллектуальная сфера опережать в своем развитии нормальные возрастные показатели.

Способность имеет сложную структуру, обусловливаемую совокупностью психических качеств личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями. В каждую структуру входят свои виды деятельности и частные способности, составляющие систему, владение которой делает человека особенным, выпадаю-щим из обычного ряда. То есть в структуру способностей входят общие и специальные качества, ведущие и вспомогательные. В каждом индивидуальном случае их преобладание и приоритет разный.

Именно разная формула способностей, достигшая высшей ступени, и определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации способностей в их высшей фазе. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять. Сколько талантов погублено в истории человечества. Особенно как ни странно губительна для талантов стабильность. Сколько талантов реализовалось в эпохи, переживающие катаклизмы, или, наоборот, возрождение. А стабильность, как болото для таланта, ему трудно пробиться наверх, себя показать — свежего воздуха не хватает.

Талант как сложнейшее психическое качество, как правило, не определяется одной, даже сильно развитой способностью. Это система способностей. Она и образует структуру умственной одаренности, которая проявляется у подавляющего большинства талантливых детей и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Специфические же различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим ма-тематиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Одаренность, как мы отмечали выше, тоже входит в состав таланта и, на наш взгляд, несколько выше способностей, так как определяет конечный результат развития. Понятие «одаренности» толкуется разными авторами по-разному и отражает их научные подходы к данной проблематике. Нам близок подход А.И. Савенкова, который выделяет три группы одаренных детей:

Первая группа — это дети с высоким показателем по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей. К примеру, мальчик, описанный нами выше.

Вторая группа — это дети успешные в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. В последнее время исследователи отмечают одаренных детей в области компьютерных технологий. Такой ребенок легко овладевает необходи-мыми навыками работы с компьютерными программами, выступая зачастую «консультантом» в этой области для родителей или учителей.

Третья группа — это дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.



Рассказать друзьям