Надежды родителя, или Почему ребёнку нужно ходить на кружок. Кружки и секции для ребенка: польза и вред

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рекомендации педагога-психолога:

нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок?


Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой дополнительно к занятиям в школе? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».
Аргументы «ЗА»:

Занятия в кружке или секции – это:

Смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине.

Смена круга общения. Внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных группах и ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;

Смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами.
Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

Занятия в кружке, секции - это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки

Занятия в кружке, секции - это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.

Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу.

Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься - пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Запомните, детей, лишенных талантов, не бывает.

Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.

Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.
2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания - встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.
Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно?

Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. К наиболее распространённым относятся:

1. Спортивные секции:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;

Психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме;

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн;

2. Хореографические кружки:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений, помогают выработать чувство

ритма, гибкость;

Психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;

Дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.
3. Художественные кружки:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению, воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;

Дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п.

4. Музыкальные школы, кружки:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух, тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.
5. Вокальные студии:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

6. Театральные студии:

Физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

Психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
7. Кружки прикладного творчества:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости, требуют внимания и самоконтроля, развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

8. «Научные» кружки» - направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

Журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;

Психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;

Компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.
Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.

VI межрайонная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»

Начальная школа

Зачем нужны кружки?

Волчек Никита

3 А класс

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

Заброденская средняя

общеобразовательная школа

Научный руководитель –

Маслова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов,

МКОУ Заброденская СОШ

с.Заброды, 2016г.

Содержание

1.Введение

1.1. Цели и задачи 3

1.2. Актуальность 4

2.Зачем нужны кружки

2.1. Социологический опрос 5

2.2. Немного о спорте 5

2.3. Что интересного в музыке 6

2.4. Как повысить интеллект 7

2.5. От простого к великому 8

3. Заключение

3.1. Выводы 9

3.2. Результат моей работы 9

4. Литература 10

5. Приложение 11-12

1.Введение

1.1.Цели и задачи

Цель: узнать, какие кружки бывают и что в них интересного.

Задачи:

    узнать историю происхождения некоторых видов кружков;

    выяснить, как развиваются в наши дни эти занятия;

    провести социологический опрос среди учащихся 3-х классов нашей школы;

    сформировать правильное представление о пользе занятий в таких кружках;

    создать буклет " Где с пользой провести свободное время "

Объект исследования: четыре направления развивающих кружков.

Гипотеза: занятия в различных кружках полезны для здоровья и саморазвития школьников.

Методы исследования:

1. Получение информации из различных источников (литературы, сети Интернет), а также от знакомых, учащихся и выпускников школы.

2. Социологический опрос.

3. Практическая работа.

1.2. Актуальность

- Смотри, мой сын, надо успеть!-

Сказала моя мама.

И песнь красивую допеть,

И дел свершить немало.

Не тратить время на пустое,

Побольше важного успеть,

Заданье не совсем простое,

Но все же надо все суметь.

Узнать, что создал Ломоносов?

Коль надо слабому помочь,

Найти ответ на все вопросы

Ну, а безделье прогнать прочь.

Как раньше выиграть зарницу,

Звезду для девочки достать,

И покормить с руки синицу,

И журавля в небе поймать!

Все родители хотят для своих детей самого лучшего, чтобы они не просто учились, а еще были здоровы и разносторонне развиты. Именно для этого и были придуманы развивающие кружки. Свой проект я хочу посвятить теме "Зачем нужны кружки?" К сожалению, далеко не все дети согласны с тем, что посещать кружки это интересно и полезно, считая, что можно просто учиться в школе и не тратить время на какие-то секции, а подольше дома посидеть у компьютера или на диване у телевизора. Честно признаться, я и сам так раньше думал. Но однажды моя мама, узнав, как я с одноклассниками бегал на перемене, сказала, что я неправильно трачу энергию и отвела меня в танцевальный кружок. К моему великому удивлению, это оказалось не бесполезная трата времени, как я думал раньше. Там было очень интересно: новый коллектив из числа 20 человек, тренировки, достижения, многочисленные поездки, призы и награды. Я делился впечатлениями с одноклассниками и друзьями, пытался позвать их с собой, ведь многие из них так и не посещают никакие кружки. Но ребята не решились записаться, ответив, что все это им не подходит.

2. "Зачем нужны кружки?"

2.1. Социологический опрос

Я провел социологический опрос среди учащихся 3 классов нашей школы, чтобы выяснить, кто и какие кружки посещает (Приложение 1).

Я опросил 48 человек, оказалось, что 22 человека занимаются в различных кружках, а 26 вообще не посещают кружки, из них 11 хотели бы

чем- то заниматься, но еще не определились.

И тогда я решил исследовать некоторые из этих кружков, с целью убедить друзей, что такие занятия полезны. Кружки делятся на несколько категорий: спортивные, музыкальные, интеллектуальные, прикладное творчество, туристические, художественные и др.

2.2 Немного о спорте

К спортивным относятся: футбол, баскетбол, волейбол, теннис, а также секции разных видов борьбы: каратэ, бокс, самбо, дзюдо, тхэквондо. Для лучшего знакомства, с каким либо видом спорта, можно изучить его историю происхождения.

Немного о футболе . Эта популярнейшая игра впервые появилась в Англии. Футбол в переводе с английского «foot-нога», а «boll-мяч». Это страстное противоборство 2 команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрая реакция, где надо играть только ногами, а думать головой. Похожие игры были замечены и в других странах. Еще до нашей эры в древнем Китае во время праздников 2 команды услаждали взор китайского императора и его приближенных стараясь забить кожаный мяч, набитый перьями или волосами, в бамбуковые ворота. А в Древней Греции игра в мяч являлась одним из видов военной тренировки и отличалась жестокостью. На Руси тоже были игры с мячом похожие на футбол. Играли в лаптях на базарных площадях, одна из таких игр называлась "шалыга".

В 1897 году состоялся первый футбольный матч, который был зафиксирован отечественной спортивной печатью. Многие великие футболисты начинали свой путь с обычных спортивных кружков. Например, известный футболист Андрей Аршавин, помимо того, что учился в образовательной школе, он уже с семилетнего возраста посещал тренировки в спортивной школе «Смена», под руководством тренера Сергея Гордеева. Через 9 лет, в 1999 году Аршавин уже начал выступать за резервный состав «Зенита». Приятно осознавать, что в нашем городе тоже проводятся футбольные тренировки в физкультурно-оздоровительном комплексе. И уже сформированные по возрастам команды принесли немало побед. А мой одноклассник Карапетян Артем из застенчивого мальчика вырос в решительного и ловкого игрока команды «Ягуар».

Тхэквондо - это вид боевого искусства, где развиваются чувства самосохранения, отваги и защиты других. На таких занятиях отрабатывают удары ногами и руками, прыжки, блоки, уходы, уклоны. Очень радует, что ученица нашей школы Анна Каширина, занимаясь этим видом спорта с раннего детства, уже добилась многочисленных побед на очень высоком уровне.

2.3. Что интересного в музыке

Музыкальные кружки бывают: хоровые, вокальные, фольклорные и инструментальные. В первую очередь такие занятия хорошо развивают слух и чувство ритма. Там можно научиться петь и играть на различных музыкальных инструментах, например, гитаре, скрипке, пианино и т. д.

Немного из истории. Первобытными музыкантами стали обычные охотники, которые внезапно осознали, что их охотничьи орудия способны издавать мелодичные звуки. Так что тетива лука, фактически, самая первая в мире струна. Такое оружие, как плевательные трубки для дротиков, положило начало флейты, а в дальнейшем органа. С течением времени инструменты усовершенствовались и достигли более высокого уровня. Дети, увлеченные музыкой, участвуют в конкурсах различного уровня, получают награды, а главное, на праздничных концертах своими выступлениями радуют зрителей. Так, ученица нашего класса, Логинова Ева, занимаясь в музыкальном кружке, в вокальном ансамбле «Варенька», много раз радовала нас своими выступлениями на школьных мероприятиях.

2.4. Где можно повысить интеллект

К интеллектуальным кружкам относятся: шахматные, компьютерные, исторические, математические, литературные и др. Они развивают логическое мышление, внимательность и самостоятельность, что просто необходимо для хорошей успеваемости в школе. Опять хочу отметить, что Абсолютный чемпион мира по шахматам Владимир Крамник в четырехлетнем возрасте начал свой путь с шахматного кружка местного дворца пионеров города Туапсе, где он проживал. Достиг многократных побед на крупнейших турнирах и является обладателем шахматного «Оскара».

Согласно древней легенде игра шахматы была создана в Индии простым математиком, который пошел к царю и взамен на свое изобретение попросил, казалось бы, незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую два зерна, на третью четыре и т.д. Однако вышло так, что зерен в царских хранилищах не хватило. Но правитель отдал все свои запасы и взял шахматное изобретение себе. Именно тогда было положено начало возведению чисел в степень.

2.5. От простого к великому

Прикладное творчество - сюда можно отнести: шитье, бисероплетение, выжигание, резьба по дереву, лепка и др. Такие занятия вырабатывают у детей усидчивость, терпение и развивают мелкую моторику рук. Поделки, сделанные своими руками всегда являлись лучшим подарком для близких. А умение хорошо шить, может просто пригодится в повседневной жизни. Самая обычная лепка может помочь достичь невероятных высот. Например, Александр Егорович Козинин, житель нашего города, будучи ребенком из-за слабого здоровья не поспевал за сверстниками и не мог заниматься спортом. И тогда он увлекся художественными работами и лепкой. Александр Егорович стал известным художником и скульптором, он является автором герба нашего города Калач и создал аллею героев социалистического труда, которая расположена на площади Ленина. Его прекрасные работы, такие как памятник Пушкину и его няне и другие, установлены в разных городах России. Хочется отметить, что Мещанинцева Дарина, ученица нашего класса, занимаясь в кружке «Тестопластика», мастерит чудесные поделки из этого материала для своего удовольствия, для того, чтобы дарить своим близким и друзьям, а также принимает участие в конкурсах детского творчества различного уровня. Так, например, второй год подряд она занимает призовые места в районном конкурсе «Красота Божьего мира». В областном конкурсе детского творчества учащихся в рамках «Киселёвских чтений» в прошлом году Дарина заняла 3 место.

3. Заключение

3.1. Выводы

Я считаю, что кружки очень полезны. Даже окончив школу и поступив в институт или другое учебное заведение можно продолжать заниматься любимым делом, используя навыки, приобретенные в кружке. Я общался с некоторыми выпускниками и узнал, что они также продолжают заниматься музыкальной деятельностью, бывают на различных фестивалях. А вот мой двоюродный брат Нежельский Артем окончил художественную школу. Во время учёбы в МЧС создал эмблему своего отряда, которая была признана лучшей и теперь украшает мемориальную доску института.

Также я считаю, что у увлеченных и занимающихся делом детей меньше риска попасть в дурную компанию или к чему- либо пристраститься.

3.2. Результат моей работы

Занятия в кружках не просто развивают и укрепляют здоровье, но еще дают возможность открывать в себе новые таланты. Я выяснил, в каких учреждениях нашего города проводятся занятия для детей начальной школы, и создал буклет "Где с пользой провести свободное время ". Этой информацией я поделился с учениками нашей школы. (Приложение 2)

А для тех, кого я так и не смог убедить, возвращаюсь к своему танцевальному кружку «Регги». Например, я сейчас умею ходить на руках, делать фляк в перед, выполнять разные сложные движения танца и многое другое. Я считаю, надо пробовать свои силы, верить в себя и успех обязательно придет.

Литература

1. Полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола, Кир Реднедж, 2001

2. Секреты мастера тхэквондо, С. Сафонкин, 2014

3.Сборник " Русские пословицы и поговорки "

Приложение 1

Социологический опрос:

Какие кружки вы посещаете?

Спортивные:

а) футбол

б) баскетбол

в) волейбол

г) бокс

д) тхэквондо

Музыкальные:

а) хоровые

б) вокальные

в) фольклорные

г) инструментальные

Интеллектуальные:

а) шахматные

б) компьютерные

в) исторические

г) математические

Прикладное творчество:

а) шитье

б) бисероплетение

в) художественное искусство

г) лепка

Запишите кружки, которые вы посещаете, но их нет в вышеуказанном списке: ________________________________________________________

Запишите кружки, которые хотели бы посещать: _______________________________________________________________

Приложение 2

Детско-юношеская спортивная школа .

Отделения: тхэквондо, футбол, волейбол, настольный теннис, лапта.

Детская школа искусств .

Отделения: хоровое, хореографическое, духовое, художественное и инструментальные отделение.

РДК "Юбилейный ".

Клубные формирования: танцевальный ансамбль "Сувенир", детский фольклорный ансамбль "Купава", драматический театр, театр моды "Фантазия" фотостудия "Калач", детский ансамбль русской песни "Варенька", студия бального танца "Росинка", вокально-инструментальный ансамбль " Релиз ",

детский духовой кружок сольного пения, кружок художественного пения "Диалог ", аэробика.

Дворец молодежи .

Декаративно-прикладное творчество, мастерская керамической игрушки "Свистулька ", изостудия.

КДЦ "Заброденский "

Клубные формирования: вокальный детский ансамбль "Родник ", сольное пение, инструментальный кружок, кружок "Умка", кружок тестопластики, кружок вязания крючком, театральный кружок "Лицедей", хореографический танцевальный ансамбль "Регги".

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

Ручное ткачество

Переплетно-реставрационное дело

Кружок цифровой фотографии

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

Кружок юных водителей мопедов

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

Начальное моделирование транспортной техники

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

Резьба по дереву

Радиоконструирование, радиоэлектроника

Электронная автоматика

Кружок юных менеджеров

Машинопись и делопроизводство

Технология и физика металлов

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

Практическая астрономия

Как разнообразить детские «развивашки», если ритмика и лепка давно надоели? Мы собрали для вас самые интересные варианты детского досуга.

Рисование на песке (1+)

Во время занятий дети рисуют пальчиками на песке - но не в песочнице, а на специальном стекле, которое подсвечивается снизу. В результате возникают причудливые шедевры.

Где заниматься

Форма одежды : удобная для ребенка и без карманов (чтобы маме потом не пришлось вытряхивать оттуда песок).

Польза : рисование песком развивает моторику, координацию движений и детскую фантазию.

Иппотерапия (2+)

На тренировках дети катаются на пони или лошадях, учатся взаимодействовать с этими грациозными животными и ухаживать за ними. Иппотерапия развивает выносливость, т и помогает ребенку расслабиться.

Где заниматься : при конно-спортивных школах или в частных конюшнях.

Форма одежды : брюки из тянущейся ткани, специальный шлем, сапоги и удобное трико.

Польза : верховая езда , снимает тонус мышц, улучшает настроение, приучает к заботе о животных и прививает любовь к ним.


Правополушарное рисование (3+)

Здесь учат не так, как в классических художественных школах. Категорическое «нет» копированию, схемам и измерению пропорций: дети учатся анализировать изображаемый объект, рисовать от детали к целому, включать воображение.

Где заниматься : в детских развивающих центрах.

Форма одежды : фартук и нарукавники.

Польза : правополушарное рисование «включает» оба полушария, так как у ребёнка стимулируется пространственно-образное восприятие рисунка.


Ментальная математика (4+)

Здесь детей не учат дети складывать цифры на бумаге или доске. Занятия ментальной математикой проводят при помощи инструмента, похожего на счеты - он называется «абакус». А потом его заменяет воображение: все операции по сложению и вычитанию дети выполняют в уме.

Где заниматься : в детских развивающих центрах.

Форма одежды : любая удобная.

Польза : прививает любовь к математике, развивает мышление и скорость вычислений, тренирует воображение, целеустремленность и усидчивость.


Фехтование (5+)

Этот благородный вид спорта подходит и мальчикам, и девочкам, причем даже дошкольного возраста. Малыши могут тренироваться на пластмассовых шпагах.

Где заниматься : в спортивных школах и спорткомплексах.

Форма одежды : фехтовальная маска, костюм, перчатка, средства индивидуальной защиты.

Польза : отлично развивает реакцию, укрепляет физическое и психологическое состояние.


Мультипликационная студия (7+)

Все дети любят смотреть мультфильмы. А что будет, если предложить ребёнку создать собственный мультик? В творческих мультипликационных студиях это учат делать в различных техниках. Немного умения, терпения, и юный режиссёр (он же автор, оператор и монтажёр) сможет создать свой фильм - рисованный, кукольный или песочный.

Где заниматься : в Домах детского творчества.

Форма одежды : удобная, не слишком просторная и не сковывающая движений.

Польза : развивает фантазию, воображение, умение создавать всё с нуля и видеть конечный результат.


Вейкбординг (7+)

Ребёнок обожает воду, готов к морским приключениям в любое время года? Тогда ему вейкбординг. Это искусство скоростного катания по воде на доске. Занятия проводятся как индивидуально, так и в мини-группах количеством до трёх человек. Новички поначалу занимаются в специализированном акробатическом и батутном залах, а затем переходят в бассейн и в открытую воду.

Где заниматься : в крупных спортивных комплексах.

Форма одежды : гидрокостюм, очки, шапочка для бассейна.

Польза : повышает уверенность в себе, улучшает работу вестибулярного аппарата, развивает артистизм.


Клуб юных кинологов (8+)

Если ребёнок мечтает о собаке, а завести её никак не получается, можно найти компромисс - запишитесь в клуб юных кинологов. Там дети учатся ухаживать за животными, воспитывают их и дрессируют.

Где заниматься : в военно-патриотических клубах.

Форма одежды : специальная одежда, способная защищать ребёнка от зубов и когтей

Польза : дети узнают, такое дружба, искренность, доброта, учатся трудолюбию, приобретают практические навыки дрессировки, осваивают теоретические знания, необходимые для воспитания животных.


Древнерусские ратоборства (10+)

Ребёнок увлекается историей России? Тогда ему будут интересны занятия, которые проводят в военно-патриотических клубах. Записывают не только мальчиков, но и девочек. Чему учат: мифологии, русской военной истории, русскому рукопашному бою, народной борьбе, историческому фехтованию, исторической стрельбе, исторической реконструкции костюма и доспехов.

Начнем с того, что до 3-х лет малыша лучше не водить на разные кружки. Достаточно одного развивающего центра, желательно того, что находится рядом с домом. Цель таких занятий - развитие разных способностей, научить вести себя в коллективе детей. Ребенок приобретает первый опыт общения с чужими людьми, подчинения правилам поведения и дисциплине.

В таком возрасте посещение кружков чревато тем, что ребенок может часто болеть, особенно в осенне-зимний период, в разгар эпидемий простудных заболеваний. Если ваш малыш подвержен таким заболеваний, то стоит подумать о том, что для вас важнее — здоровье ребенка или веселые занятия в коллективе. Ведь научить различать цвета, обучить элементарному счету и выучить стишки вы можете дома самостоятельно.

Занятия спортом в этом возрасте тоже можно организовать дома. Достаточно купить детский спортивный комплекс и ежедневно посвятить 15 — 20 минут занятиям.

В 5 лет ребенка можно записать в одну-две студии. Желательно, чтобы один из них был связан с двигательной активностью. Это могут быть танцы, плавание или спорт. Но при этом не стоит отдавать малыша в секцию, где основной целью педагога является высокий результат любой ценой.

Каким должен быть кружок для дошкольника?

Чем бы не занимался ваш малыш на занятиях, обучение должно соответствовать нескольким правилам:

  • Занятия должны доставлять радость, а не боль в мышцах и усталость.
  • Время на дорогу до студии не должно занимать больше чем полчаса.
  • Дорога должна быть комфортной, лучше всего пешком.
  • Занятия не должны быть каждый день.
  • Время занятий не должно нарушать режим дня. Ребенок должен вовремя кушать и спать.
  • Занятия в кружках не должны заменять общение с родителями, бабушками и дедушками, прогулки и игры.


Рассказать друзьям