Консультация игры по экологии в детском саду. Игры по экологии в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для воспитателей на тему:

Подготовила:

Симаева Анастасия Николаевна

Орел, 2016

«Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Первым звеном системы непрерывного образования является дошкольное. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Основной деятельностью дошкольника является игра. По словам Л.И.Греховой: «Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является формированием духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала ребёнка...»

Через игровую деятельность, опираясь на общечеловеческие нормы нравственности, мы приобщаем детей к правильному восприятию и отношению к экологическим проблемам. Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и «многое», рассказывает ребёнку. В игре как будто всё «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны, искренни. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Поэтому наряду с другими методами воспитания экологических представлений: наглядных (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей и т.д.), словесных (рассказы воспитателя и детей, чтение художествен-ной и познавательной литературы, беседы), широкое применение всё больше получает практический метод, который и включает в себя игру, что позволяет воспитателю уточнять представление о природе и её закономерностях, углублять знания путём становления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводит в систему полученные знания, упражняет дошкольников в применении полученных знаний.

Игры экологического характера можно разделить на подгруппы: дидактические, игры-занятия, предметные игры, настольно-печатные игры, словесные игры, подвижные игры, творческие игры природоведческого характера.

Дидактические игры-игры с правилами, имеющие готовое содержание. Это разные лото, составление целого из частей (дерево, насекомое, животное), игры на классификацию, описание предметов, узнавание их по вкусу, запаху, форме, цвету, величине и других факторов необходимых для жизни представителей флоры и фауны.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на настольно-печатные, предметные, словесные.

1. Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Вершки - корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево», « Найди такой же листочек», и т.д. Все эти игры способствуют развитию сенсорных ощущений, умению группировать растения по принадлежности, по месту их произрастания и другим признакам.

2. Настольно-печатные игры экологического характера - это разные лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», лото с элементами моделирования «Узнай свою картинку», «Овощи - фрукты», « Кто как двигается»; игры на классификацию и обобщение предметов: «Времена года», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», «Что где растёт?»; «Чья мама?», «Кто кем будет?», « Кто в домике живёт?» и т.д.

3. Словесные игры экологического характера - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они на закрепление знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов природы. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например: «Кто летает, бегает, прыгает?», « Что это за птица?», « Доскажи словечко», « Что это за зверь?», « Придумай загадку», « Когда это бывает?», «Бывает- не бывает», « Догадайся, о ком я рассказываю?» и т.д.

Дети очень любят подвижные игры природоведческого характера. Эти игры связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни. Например: « Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы», «Кто в домике живёт», «День и ночь», и т.д.

4. Большое значение для развития детей имеют игры творческого характера, связанных с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся детьми по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игры дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, теплице, коровнике и т.д.) идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. Воспитатель избирает роль наблюдателя, чтобы выяснить, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить. Здесь хорошо использовать природный материал для различных поделок (корешки, шишки, сучки, мох, засушенные цветы, листья, семена, плоды).

К творческим играм можно отнести такие игры как «Знатоки природы», «Поле чудес». Такие игры развивают память, мышление, находчивость, логическое мышление.

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотных является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Формируя в дошкольнике экологически грамотную личность, на первое место ставится задача о ценности жизни и её охране, в том числе и среду её обитания. Игра играет важную роль в воспитании, обучении и развитие детей. Игра привносит в образование бесконечно новые сюжеты и темы из жизни природы, человека и его деятельности. Заменив скучное, обыденное занятие на игру, у нас появляется шанс решить поставленную задачу, закрепить её, а затем использовать свои знания в жизни.

Консультация для родителей «Игры экологического содержания».

Цель : развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.

Вступительное слово:

Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр.

  • Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.
  • Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.
  • Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Сегодня на консультации хотелось бы дать познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе, наша встреча сегодня пройдёт в форме игры. То есть вы сегодня будете активными участниками игрового процесса.

  1. 1. Игра «Цепочка».

Ведущий называет о бъект живой или неживой природы, а каждый играющий называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д. Варианты слов для игры: Сосна, бабочка, облако, заяц.

  1. Игра «Да, нет».

На все вопросы в этой игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой объект живой или неживой природы мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только упомянутыми словами.

  1. 3. Игра «Ассоциации».

Участники по очереди называют объекты природы, животного и растительного мира, связанные какой-либо ассоциацией, таким образом выстраивается ассоциативная цепочка.

  1. 4. Игра «Вершки-корешки».

Ведущий называет или показывает овощи, играющие делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

  1. 5. Игра «Береги природу»

На фланелеграфе разложены картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воду и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Заключительное слово: Надеюсь, все участникам нашей игровой консультации будут играть со своими детьми не только дома, но и на прогулках, в транспорте, на пикнике, пляже и т.д. (родителям раздаются памятки с правилами игр, в которые играли).

Памятка для родителей

«Игры экологического содержания»

Игра «Цепочка». Ведущий называет о бъект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет ». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучащим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. дождь, снег, облако, роса;
  3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
  4. корова, волк, овца, кролик;
  5. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  7. ель, берёза, яблоня, осина;
  8. лиса, свинья, лось, кабан
  9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  10. лес, парк, роща, тайга.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Береги природу» . Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь ». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух». Родител ь бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает». Роди тель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.

Подготовила: Мальшакова Е.А.,воспитатель

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию .

Человек - часть природы : он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.

Умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей , норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней , активности в решении некоторых экологических проблем .

В своей работе я применяю игровую деятельность. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе я использую многие виды игр. С малышами провожу очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Такие игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

Классификация экологических игр :

Ролевые;

Имитационные;

Соревновательные;

Дидактические;

. игры-путешествия .

Особенности ролевых экологических игр

В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности : «Больница для животных» , «Магазин «Фрукты и овощи» », «Лесная аптека» и др.

Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил .

Особенности соревновательных экологических игр

Соревновательные экологические игры такие как : КВН, конкурсы, «Поле чудес» ,экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний , умений и навыков.

Особенности экологических игр-путешествий

В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д.

Например : «Поездка в зоопарк» , «Прогулка в лес» , «Посещение выставки картин о природе» , «Поездка в деревню к бабушке» и др.

Особенности экологических дидактических игр

Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в моей работе с дошкольниками : «Кто потерялся?» , «Узнай по вкусу» , «Чудесный мешочек» , «Две корзины» , «Что будет, если?» , «Птицы, рыбы, звери» , «Цепочка» , «Воздух, земля, вода» , «Летает, плавает, бегает» и др.

В свой работе с дошкольниками по экологическому воспитанию я использую интегрированный подход:

Предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности,

Музыки,

Изобразительной деятельности,

Физической культуры,

- игры ,

Театральной деятельности,

Литературы,

Моделирования,

Просмотра телепередач,

Экскурсий,

Организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

При использовании игр и игровых ситуаций на своих занятиях по экологии было отмечено , что дети моей группы стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

Воспитатель Есина Марина Александровна

МБДОУ детский сад «Белочка» г. Тамбов, Тамбовской обл.

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла.

Почему же это происходит? Это связано, прежде всего, с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы.

Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть, например проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются.

Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые, а в детском саду, конечно же, воспитатель, который поможет разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира.

Во-первых, старалась сама быть носителем экологической культуры и своим поведением и действиями создавала образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировала необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Во – вторых, учила детей сопереживать и прививала им эмоционально позитивное отношение к природе. Ведь эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости, а также в проявлении сочувствия тем, кто попал в беду, а ребенок он как бы «заряжается» нашими эмоциями. Поэтому, я каждый раз, при любом удобном случае, восхищалась природными объектами и явлениями, находила даже самый неприглядный, на первый взгляд, объект природы и восхищалась им. Например: удивлялась синему небу, белым облакам и ярким звездам, красивому мотыльку и длинному червяку, пробившейся сквозь асфальт травке и т.д. Восхищалась добрыми поступками людей, испытывала радость от хорошего самочувствия живого существа и пыталась «заразить» этим детей. Обязательно при возможности вставляла поэтическое слово, а поэтическое слово в сердце ребенка всегда оставит нестираемый след

В – третьих ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имела негативную окрашенность.

И если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно, строить свое отношение к ним. В результате, вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде) , сопереживания (например, попавшему в беду жучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

Следующий момент - приобщение детей к труду.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения) . Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

При осуществлении экологического воспитания старалась соблюдать интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, моделирования, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности и т.д. Именно такой подход, по моему мнению, осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка

Работа с родителями.

Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. Приглашаю их на занятия, вывешиваю много наглядного материала, выпускаю буклеты на тему бережем и охраняем природу.

Теперь рассмотрим вопрос, как же следует организовать эту деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив - воспитание у дошкольников начал экологической культуры - и достичь конкретных целей?

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке - вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода - они живые, без воды жить не могут! Польем их» . Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше - мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой) . Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Вот, по-моему, основные условия, которые необходимы для экологического воспитания детей.

Наталья Дюмаева
Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию . Человек – часть природы : он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей , норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней , активности в решении некоторых экологических проблем .

Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность , вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.

Классификация экологических игр :

Ролевые;

Имитационные;

Соревновательные;

Дидактические;

игры-путешествия .

Особенности ролевых экологических игр

В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности : «Больница для животных» , «Магазин «Фрукты и овощи» », «Лесная аптека» и др.

Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил .

Особенности соревновательных экологических игр

Соревновательные экологические игры такие как : КВН, конкурсы, «Поле чудес» , экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний , умений и навыков.

Особенности экологических игр-путешествий

В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д. Например : «Поездка в зоопарк» , «Прогулка в лес» , «Посещение выставки картин о природе» , «Поездка в деревню к бабушке» и др.

Особенности экологических дидактических игр

Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками : «Кто потерялся?» , «Узнай по вкусу» , «Чудесный мешочек» , «Две корзины» , «Что будет, если?» , «Птицы, рыбы, звери» , «Цепочка» , «Воздух, земля, вода» , «Летает, плавает, бегает» и др.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры , театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено , что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.



Рассказать друзьям