Когда детки начинают говорить первые слова. Когда ребенок начнет говорить и как помочь ему овладеть речью

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Речь одна из способностей, которая выделяет человека из мира животных. По степени развития речи судят о развитии мозга в целом.

Давайте выясним: , т. е. когда звуки и их сочетания, произносимые ребенком, можно обозначить, как начало речи. Новорожденный ребенок кричит – он информирует нас, что голоден, болен, ему не комфортно. Но точно так поступает собака, когда ее не накормишь или закроешь в незнакомом помещении.

Так со скольки дети начинают говорить?

Средние нормы, принятые у детских специалистов для оценки развития речи ребенка таковы:

В возрасте семи месяцев появляется артикуляция слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Около двенадцати – ребенок начинает выговаривать первые короткие слова (чаще состоящие из одного слога).

Примерно через полгода, год вы сможете услышать из уст сына или дочери предложения, состоящие из двух, трех простых слов.

В течение второго года жизни речь будет совершенствоваться. И к трем годам малыш уже сможет разговаривать простыми фразами .

К четырем – сложными предложениями.

Но не секрет, что бывают «молчуны», которые упорно не хотят говорить и в три года, хотя со слухом, голосовым аппаратом и интеллектом у них все в порядке.

Почему так происходит? Что мешает малышу начать произносить слова, неужели только любящие родители понимающие свое дитятко с полуслова?

Давайте попробуем разобраться, как ребенок начинает говорить

Человек существо общественное, он учится, подражая другим, поэтому первым делом, конечно, ребенок должен слышать речь и вовлекаться в этот процесс. Это широко известный факт. Но бывает и так, что с крохой постоянно говорят, а он молчит и даже не делает попыток что-либо сказать. Многие сейчас удивятся (самим-то нам произношение слов дается легко, мы выполняем это действие уже на автомате), а ваш ребенок просто не знает, как это сделать, его речевой аппарат не получает нужного сигнала от мозга. Когда ребенок начинает говорить, да только тогда, когда начнет формироваться в его голове двигательная речевая область.

Следовательно, надо сформировать и развить этот центр. Как это сделать?

Если внимательно изучить карту головного мозга, то можно заметить, что интересующая нас область находится совсем рядом с областью, отвечающей за движения, являясь, по сути дела, ее частью. Значит от того насколько хорошо развиты двигательные навыки ребенка зависит скорость овладения речью.

Учеными были проведены исследования в этой области, и выявлена явная зависимость скорости овладения речью от двигательной активности детей, конкретно от развитости их рук и пальцев (возможности выполнять тонкие движения).

В пять месяцев маленький человечек начинает противопоставлять другим пальцам руки большой. Захват предмета теперь осуществляется не ладонью, а только пальцами. Через два месяца малыш произносит первые слоги.

В восемь, девять месяцев он берет маленькие предметы двумя пальчиками, а к году появляются первые слова.

В течение всех первых лет жизни сначала появляется новое усовершенствованное движение пальцами, а вслед за ним прогресс в речи. Никогда не бывает на оборот.

Что делать, если ребенок поздно начал говорить или не говорит вовсе

Вместо того чтобы выяснять у всех подряд когда ребенок начинает говорить, займитесь . Делайте массаж пальчиков, лепите из пластилина, рисуйте, играйте в пальчиковые игры, занимайтесь на тренажерах, перебирайте крупу, шнуруйте ботинки, делайте бусы. Учите ребенка показывать на пальцах, сколько ему лет. Знайте, что существует тест, проводимый у маленьких детей, по результатам которого можно сразу уверенно сказать говорит ребенок уже или нет. Тестирующий педагог просит малыша по очереди (подражая ему) показать один, два и три пальца. Если движения получились четкими, значит, ребенок говорящий.

Любите и развивайте своих детей.

Любые достижения ребёнка – огромная гордость для его мамы и папы. Желание родителей поскорее услышать первые слова своего малыша вполне объяснимо, но важно не подгонять его и не заставлять просто копировать произнесённые вами слова.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Если правильно подойти к развитию малыша, вы сможете услышать его первые слова уже в 12 месяцев.

Когда же дети начинают говорить

Не существует единой возрастной нормы, к которой ребёнок должен начать говорить. Большинство врачей считают, что здоровый ребенок, которому уделяют достаточно внимания, начинает говорить с 14 по 18 месяц со дня рождения.

Многие ошибочно принимают лепет малыша или отдельно произнесённые звуки за разговор. Когда, на самом деле, ребёнок только имитирует услышанную речь, но с возраста 6 месяцев он делает это крайне умело, совмещая лепет с активной жестикуляцией. В это время ребёнок уже уверенно произносит вслух отдельные согласные (б, п, д, т и т.д.) и постепенно учится соединять их с гласными (ма, да, ла). Очень важно внимательно слушать малыша, пытаться разобрать что он говорит и отвечать ему. Так вы будете стимулировать ребёнка и вскоре услышите его первые слова.

Активный словарь полуторагодовалого человечка включает уже 30-40 простых слов и постоянно пополняется, потому что сейчас малыша интересует абсолютно всё в окружающем его мире, и он постоянно мучает окружающих вопросом “что это?”.

В два года словарь ребёнка достигает уже 300 слов. Он пытается строить предложения и уже использует не только существительные, но и глаголы. С трёх лет начинается усвоение грамматических форм и таких сложных конструкций, как причастные обороты. Основное формирование речи к 4 годам обычно заканчивается, и в дальнейшем ребёнок только совершенствует уже наработанные навыки.

Желая поскорее услышать первые слова малыша, многие родители совершают одну и ту же ошибку. Конечно, прекрасно понимать ребёнка с полуслова, не дожидаясь, когда он попробует закончить своё объяснение. Но немедленное выполнение всех желаний ребёнка просто отбивает у него всякую необходимость начинать говорить. Старайтесь каждый раз выслушать малыша и только тогда брать его на руки или давать игрушку, которую он просит. Так он поймёт важность общения и будет стремиться к нему.

Также попробуйте использовать технику комментирования. Выполняя домашние дела или гуляя, комментируйте всё что видите и старайтесь заинтересовать ребёнка. Читайте ребёнку интересные сказки и разные книжки с картинками. Конечно, интереснее всего развивать речь во время игры. Устраивайте с малышом спектакли, разыгрывайте какие-нибудь сценки. Всё это не только сблизит вас с ребёнком, но и поможет ему быстрее заговорить.

Почему малыш не говорит

Небольшая задержка развития речи является нормой и встречается у совершенно здоровых малышей, у которых нет проблем со слухом и поражений центральной нервной системы. Не стоит беспокоиться и задавать себе вопрос, во сколько месяцев ребенок начинает говорить! Ведь развитие речи происходит по двум направлениями – активно, то есть путём освоения новых звуков и складывания их в слова и пассивно путём запоминания новых слов и выражений.

Поэтому если вы замечаете, как малыш внимательно следит за речью взрослых, понимает её и эмоционально реагирует, то можете не беспокоиться. Часто двухлетние молчуны начинают говорить очень неожиданно и сразу выдают длинные и осмысленные предложения, при этом опережая детей, которые начали говорить в год.

Обычно на втором году мало говорят дети, находящиеся в детских домах или круглосуточных яслях. Это объясняется тем, что им не уделяется достаточно внимания со стороны взрослых и они не чувствуют потребности говорить. Чем можно объяснить задержку речи у здорового ребёнка, с которым много времени проводят родители? Такие случаи ставят под сомнение идею о том, что развитие речи зависит только от того, много или мало времени уделяют развитию способностей ребёнка и сколько с ним общаются.

Дело в том, что развитие речевого центра мозга напрямую связано с мышечными ощущениями. Это важное открытие было сделано в начале XX века русскими физиологами. Если малыш никак не хочет начинать говорить, но при этом никакие другие отклонения или проблемы со здоровьем не были обнаружены, ежедневно уделяйте время пальчиковой гимнастике или народным играм – пальчиковым сказкам. Импульсы, поступающие от задействованных пальчиков, будут активно воздействовать на речевые центры мозга.

Что должно вызвать беспокойство

Обычно специалисты бьют тревогу, если ребёнок не начинает говорить до 4 лет. При этом он может изъясняться жестами и лепетать, но вычленить из потока звуков отдельные слова невозможно. Такая ситуация является причиной незамедлительного визита к врачу и логопеду.

Если у ребёнка нет отставания в развитии или проблем со здоровьем, то причины задержки речевого развития могут скрываться в наследственности, стрессах матери во время беременности, осложнениях во время родов или плохой экологической обстановке. Все эти факторы влияют на состояние и развитие головного мозга и нервной системы малыша. Поэтому показать молчуна невропатологу стоит в любом случае. Только врач сможет окончательно развеять ваши сомнения или при необходимости подобрать правильное лечение и терапию.

Речевые успехи и во сколько месяцев ребенок начинает говорить, в первую очередь зависят от его родителей. Ваше отношение к малышу, а также время, которое вы проводите вместе, прекрасно стимулируют его развитие. Превратите ежедневное общение и гимнастику в приятный ритуал, и уже совсем скоро вы увидите результат.

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

– мама варит супчик

– сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

– вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

В возрасте ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, .
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если и не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

Первым средством общения между ребёнком и его родителями является плач малыша. Таким способом он пытается донести до родителей свои требования. Именно из-за того, что большинство родителей плохо понимают потребности малыша, они ждут когда уже их чадо издаст первые звуки, которые можно разобрать. Так в каком возрасте дети начинают говорить и что означает долгое молчание вашего чада? Когда необходимо обратиться к специалисту, а в каком случае переживания необоснованы?

Как формируется речь у детей

Часто у родителей возникает вопрос: «Когда дети начинают говорить первые слова?». В первый год своей жизни малыш адаптируется к окружающей среде, развивается и интенсивно растёт. В этот ответственный период детской жизни родители должны создать самые лучшие условия для развития малыша, всячески помогать ему справляться с возникающими трудностями и препятствиями. В первый год своей жизни малыш совершает множество действий: стремительно набирает вес, у него появляются зубки, он усваивает пищу, начинает подниматься, ходить и бегать. За этот чудо-год ребёнок из младенца, который нуждался во всяческой помощи, перерастает в полноценного человечка, который способен делать практически всё то, что делает человек.

Развитие речи является очень важным моментом в развитии малыша. Это является показателем правильного развития нервной центральной системы и головного мозга.

Если в развитии речи возникают задержки то это может быть как патологическим, так и временным явлением.

Первый свой звук ваш малыш должен издать сразу же после появления в этот мир. В момент их издания он пользуется своим нёбом и язычком. Чтобы закричать, ребёнок открывает широко ротик и громко кричит, подключая к этому процессу мышцы на животе. Поэтому долгий крик вашего чада может привести к формированию у него пупочной грыжи. Первыми вразумительными звуками вашего чада являются «у» и «а». После малыш в свой плач включает нотки жалобного, гневного или обиженного характера. Таким образом, у ребёнка формируются эмоции. Активному развитию речи способствует обильное общение с малышом и его взаимодействие с окружающими.

Когда грудничку один месяц, он начинает узнавать материнский голос и пускает пузыри. Это ещё один способ привлечения к себе родительского внимания. В этот период детской жизни появляются звуки «агу» и «гу». Это является первыми детскими словами.

Пассивный запас слов

Многие родители задаются вопросом как правильно учить говорить своего чада. Речь ребёнка осваивается копированием и подражанием. Он начинает повторять всё:

  1. звуки;
  2. движение губ;
  3. мимику.

В этот период детской жизни мамочка должна позаботиться о том, чтобы пополнить пассивный запас слов своего чада. Многие спросят, что же это значит. Для этого необходимо указывать на определенный предмет и говорить, как он называется и какой звук может издавать. Визуально ребёнок запоминает и связывает эти понятия. Они откладываются у него в памяти.

Такой пассивный запас слов можно начинать формировать у малыша примерно в возрасте 6 месяцев , когда он осознанно смотрит на предметы и начинает изучать их пальчиками. В этом возрасте он уже пытается выразить свои мысли, настроение и отношение к окружающему его миру.

Чтобы речь вашего чада быстрее перешла из пассивной формы в активную, необходимо:

  1. играть с ним в игры, которые развивают соответственно его возрасту;
  2. хвалить его как можно эмоциональнее за любой достигнутый успех;
  3. чаще и больше с ним разговаривать.

Сколько именно раз нужно повторить одно и то же слово, чтобы ребёнок его запомнил неизвестно. Но каждый раз, когда вы ему даёте какой-либо предмет, проговаривайте что это такое.Необходимо комментировать всё, что вы и ваше чадо делает. Слова нужно говорить правильно и не коверкать их. Не стоит подражать в этом плане малышу.

Игры, которые развивают

Во время игры дети овладевают информацией гораздо легче, нежели в простой разговорной форме. Можно придумать игры типа:

  1. повторение слогов за ребёнком;
  2. где мама и папа;
  3. пение песен вашему чаду;
  4. изучать пальчиками новые предметы.

В возрасте 3 месяца малыш начинает интересоваться игрушками, которые его окружают. Стоит давать ребёнку брать все предметы и любой формы: шуршащие,​ из ткани, полностью гладкие, квадратные, круглые.

Чем быстрее у малыша разовьётся моторика пальцев, тем быстрее будет развиваться его речевой аппарат . Именно поэтому в данном возрасте малышу крайне важно предоставить возможность изучать игрушки, выполненные из различных материалов.

Когда дети начинают разговаривать

Когда дети начинают говорить «мама»? Осознанно дети начинают говорить двуслоговые слова (мама, папа, дядя, баба) примерно в возрасте одного года . Становление детской речи можно разделить на такие этапы:

  1. гуление (агу - гу);
  2. детский лепет (на-на-на-на, да-да);
  3. двуслоговые осмысленные слова типа папа, мама, дай, баба.

В первый год детской жизни запас слов ребёнка значительно заполняется и он старается по максимуму изъяснить свои желания, сопровождая это показом на предмет.

Если ребёнок кричит в требовательной форме «дай» и при этом указывает на предмет, обязательно дайте то, что он желает и уточните правильное название этого предмета.

В детской речи значительные перемены происходят к третьему годику жизни. К этому периоду он уже:

  1. в разговоре использует разные части речи;
  2. научился составлять из слов целые предложения;
  3. видит разницу между единственным и множественным числом;
  4. понимает смысл вопросов: «это кто?», «почему?» и много других.

В такой период нужно рассказывать стихи, сказки, петь песенки с малышом. Важно задавать уточняющие вопросы типа «где ты был с бабушкой», «что ты делал в парке». Такие вопросы будут заставлять ребёнка в более активной форме использовать свой запас слов. Ему будет хотеться выразить свои впечатления и эмоции.

Ребёнок долго молчит

Ребёнок может долгое время не говорить по нескольким причинам:

  1. может быть заболевание, которое имеет психический характер;
  2. может сказываться наследственность;
  3. это может быть следствием родовой травмы;
  4. физиология в строении аппарата речевого;
  5. недостаточное общение с вашим чадом.

Не стоит заранее беспокоиться, если ваше чадо понимает всё и правильно выполняет все ваши просьбы, но пока ещё молчит. Такую особенность, в основном, имеют мальчики. Ваше чадо обязательно полноценно заговорит в 3–4 года .

Если молчание имеет характер наследственный, то желательно вмешательство специалиста. При травмах родовых и психических заболеваниях вмешательство врачебное просто необходимо.

Дефекты в детской речи

Во сколько же лет стоит начинать бить тревогу из-за молчания ребёнка? Примерно к 7 году детской жизни ваш ребёнок должен владеть речью настолько, чтобы свободно начинать учёбу в школе. К сожалению, бывают родители, которые не уделяют должного внимания развитию детской речи. В этом случае малыш не сможет полноценно усваивать школьную программу и будет среди одноклассников чувствовать себя неполноценным.

Тревогу необходимо начинать поднимать в таких ситуациях:

  1. ваш малыш до неузнаваемости искажает слова;
  2. сокращение слов ребёнком продолжается и после трёхлетнего возраста;
  3. ребёнок не может говорить фразами к трём годам;
  4. в два года ребёнок не говорит;
  5. в 9 месяцев ребёнок не понимает осознанно вопроса: «где мама?»;
  6. гласных звуков ребёнок не произносит.

Тревогу нужно поднимать и в таких ситуациях:

  1. ребёнок гнусаво говорит;
  2. в глаза не смотрит;
  3. чтобы сказать фразу, ребёнку воздуха не хватает;
  4. неадекватно себя ведёт;
  5. речь непохожа на нашу, а издаются странные звуки;
  6. появляются хлюпающие звуки во время разговора;
  7. держит еду в ротовой полости и не может её разжевать;
  8. кончик языка высунут, а рот приоткрыт;
  9. выделение слюны в три года происходит активно.

Такие проявления могут говорить о неврологическом отклонении в развитии вашего чада. Пока ещё ребёнку только три годика, немедленно обратитесь к неврологу или психиатру. Такие дефекты сами по себе не проходят.

Что необходимо, чтобы ваша кроха заговорила вовремя

​Сказать точно, во сколько дети начинают говорить сложно, это во многом зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, общения его с мамой, папой и окружающими.

Вот приучили нас к тому, что на все, что касается психо-физического развития детей, в медицине существуют определенные нормы. Когда ребенок должен держать голову, сидеть, ходить, разговаривать… А между тем, все мы отличаемся друг от друга, и не всегда попадаем в среднюю статистику. А уж тем более малыши, которые только формируют свои умения и навыки. Поэтому Вы должны понимать, что ребенок никому ничего не должен. Если он не вписывается в общую картину успеваемости, это еще вовсе не значит, что имеют место какие-то отклонения. Между тем, вовсе игнорировать кажущиеся отставания нельзя, поскольку они могут иметь не безобидные причины.

В каком возрасте дети начинают говорить?

Осознанная речь или ее зачатки - это один из немногих аспектов, которые врачи не рекомендуют оценивать в ракурсе «когда ребенок должен». «Существует тенденция», «наблюдения и практика показывают» или же «чаще всего» детки начинают строить свои первые фразы, связывая между собой по смыслу сразу несколько звуков, в возрасте приблизительно около года. Их словарный запас к этому времени в норме «должен» состоять из 2-10 слов. К двум годам малыш активно пользуется уже 50 словами и способен составлять из них предложения (связывая между собой по 2-4 слова), используя при этом прилагательные и местоимения. Он уже активно сопровождает лепетом свои игровые занятия. Через полгода начинается период почемучки: детка начинает интересоваться, что, где, когда и почему, и выговаривает все легко-произносимые звуки. Но это весьма условные ориентиры.

Ребеночек может различать предметы и существа, узнавать их по определенным характерным чертам, понимать обращенные к нему реплики, но выразить вслух свое «мнение» или эмоцию у него еще не получается. Нужно понимать, что практически все дети в начале своего речевого развития многие звуки произносят неправильно, что уж говорить о словах! Это потешно, а не ненормально - не требуйте от ребенка слишком многого, но не сюсюкайтесь с ним: сами произносите слова и звуки правильно и четко. Полезно иногда полушутя поправить неправильно произнесенное малышом слово, но ни в коем случае нельзя ругать, стыдить или поучать его за это.

Сегодня мало кого удивишь тем, что ребенок в полтора года рассказывает стихи и поет песни. Впрочем, такие дети были всегда, но весь современный мир развивается быстрее, время идет быстрее, жизнь пролетает быстрее, чем еще 10-20 лет назад, а потому и детки тоже не отстают: они растут более смышлеными и развитыми, чем были мы в их возрасте. Вместе с тем, не становятся более редкими случаи, когда и в 2,5 года малыш не произносит ни одного связного набора слов. И это тоже нормально: если обследование показывает, что никаких нарушений со стороны нервной и прочих систем и органов у ребенка нет, он имеет право заговорить и в 3 года. И практика показывает, что такие молчуны начинают лепетать без устали: сразу много и по делу, правильно и четко, и что они могут даже опережать своих сверстников в умственном развитии. Если же и в 4 года ребенок молчит или же совершенно невозможно понять, что он говорит, то к логопеду необходимо обратиться незамедлительно. Это следует сделать раньше (года в два), если он не отзывается на свое имя, не узнает на картинках названные взрослым предметы и не показывает, чего хочет.

Определяющее значение в том, можно ли считать запоздание с речью нормой, имеет все же ключевое слово «обследование». Действительно, ребенка следует показать специалистам, если у Вас возникли подозрения вероятной задержки речи. Начните с ЛОРа: нужно проверить слух.

Также желательно посетить логопеда, поскольку дефекты строения речевого аппарата тоже могут препятствовать формированию речевых навыков у ребенка, а устранению они легче подлежат в раннем возрасте.

Вообще, чем раньше будет найдена проблема, тем легче и эффективнее ее удастся решить. Вот почему на всякий случай, если ребенок не заговорил к трем годам, его можно показать еще и невропатологу. Совершенно очевидно, что при задержке физического умственное развитие ребенка также будет несколько отставать.

Но выискивать патологии там, где их нет, тоже не стоит: чаще всего припозднившееся развитие активной речи ребенка обусловлено особенностями его характера и темперамента.

Почему ребенок не говорит?

Одним из условий для своевременного и непринужденного развития речи у ребенка является модель и способ общения с ним окружающих его взрослых. Если мама обращается к малышу как к равному интересному собеседнику, отвечает ему (пусть даже не на произносимые звуки, а лишь на его действия или выражение лица), поощряет его участие в совместных делах, комментирует свои действия вслух и прочее, то процесс идет гораздо быстрее и естественнее. При этом важно не торопить и не стыдить ребенка, если у него что-то получается не так, как Вам бы того хотелось. Обращаться к маленькому собеседнику всегда следует простыми, короткими, понятными ему фразами. Не забывайте читать ему детские книги и петь песенки, пусть у Вас совершенно нет ни слуха, ни голоса.

Если же взрослые игнорируют малыша, не обращаются к нему с просьбами и вопросами, или же напротив - подолгу вычитывают ему морали и «тарахтят» без перерыва, то малыш не испытывает потребности в общении или даже не может понять, о чем идет речь и что от него хотят - и замыкается в себе.

Несколько труднее освоить активную речь может оказаться ребенку, к которому воспитывающие его взрослые обращаются на разных языках. Беды в этом нет, но начать разговаривать такой малыш «имеет право» позже. А вот ускорить процесс развития речи помогут старшие братья или сестры: в семьях с несколькими детьми младший, обычно, заговаривает раньше.

Психологи говорят, что в темпах развития речи (как и развития ребенка в целом) важную роль играет поощрение инициативности и самостоятельности ребенка со стороны взрослых. Смысл заключается в том, чтобы ребенок мог действовать безнаказанно в определенных рамках самостоятельно и чтобы не проявлять над ним гиперопеку - это может затормозить естественные процессы развития навыков у детей. Даже если Вы научились понимать своего малыша с полуслова, не стоит вмиг подавать ему желаемую игрушку или сразу нести бутылочку с водой: дайте ребенку немного времени, чтобы как-то высказать свою просьбу.

Об этом знает, наверное, каждый современный родитель, но все же напомним, что развитие мелкой моторики способствует не только лучшему речевому, но и развитию умственных способностей ребятенка в целом. Следовательно, если с крохой не заниматься специально или не давать возможности поиграть с подручными материалами (крупами, пуговицами, шнурками), то он может начать разговаривать позже соседского Ванюши.

Не будем забывать и о наследственном факторе: в данном случае он тоже может проявиться.

Благотворно на развитие речи у детей влияет общение со сверстниками. Специальные уроки и занятия пойдут только на пользу (если не перегибать палку), но все же определяющей роли не играют. Очень многое здесь зависит от типа темперамента маленького собеседника. Замечено, что неторопливые уравновешенные малыши часто начинают говорить раньше своих гиперактивных сверстников. С другой стороны, если ребенок предпочитает созерцать мир, а не принимать во всех его событиях самое активное участие, то нет ничего удивительного в том, что и говорить он предпочтет со временем. Общительные дружелюбные дети, как правило, начинают говорить раньше, чем стеснительные и замкнутые.

Но нельзя все списывать только на индивидуальность. Психофизические нарушения и задержки в развитии также могут иметь место и, безусловно, будут влиять на темпы развития речи у ребенка. Если активная речь у ребенка задерживается более чем на 4-5 месяцев (по сравнению с «нормами»), то причиной могут быть какие-то нарушения, нередко - гидроцефалия. В группу риска попадают детки, рожденные в тяжелых родах, страдающие внутричерепным давлением, имеющие какие-то нарушения во внутриутробном периоде.

А потому родителям следует не только положиться на интуицию, но еще подключить рассудок и наблюдательность. Если осмотр у специалистов показал, что малыш хорошо слышит, не имеет никаких дефектов в строении и функционировании речевого аппарата, если нет никаких задержек физического развития, то дайте ему время почувствовать потребность и желание в активном общении. Игровые занятия послужат прекрасным стимулирующим инструментом, но всегда на первом плане будут стоять любовь к своему чаду, понимание, нежность и восприятие его таким, какой он есть - иногда не стоит торопить события.

Специально для - Екатерина Власенко



Рассказать друзьям