Как пробудить интерес к чтению у ребенка? Практические рекомендации по развитию интереса к чтению у младших школьников.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В статье рассказывается о процессе формирования интереса к чтению у дошкольников. Воспитание и поддержание интереса к чтению у детей во многом зависит от взрослого, который становится посредником между ребенком-слушателем и писателем. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой: ее заменяет мотивация игровая. Предлагаются различные игровые ситуации, стимулирующие ребенка к чтению.

Как вызвать интерес к чтению у дошкольников

Итак, ваш ребёнок прочитывает слоги, а вслед за ними – короткие слова, и вам хочется дать ему в руки детскую книжку: пусть прочитает надписи под картинками, ведь они очень простые, и написаны крупным шрифтом. И ребёнок читает, но обойтись без маминой помощи ему сложно.

У самого ребёнка слова никак не складываются в предложения, смысл только что прочитанного слова тут же теряется, потому что всё внимание пока поглощено процессом соединения звуков. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь вам на помощь прейдут игры- с их помощью ребёнок одолеет технические сложности чтения. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой: ее заменит мотивация игровая .

1.​ «Переставь вывески». Ветер пролетел над городом и сорвал вывески с магазинов. Помоги жителям города разобраться, где какой магазин. (На бумаге нарисованы витрины магазинов и изготовлены вывески: Овощи, Фрукты, Продукты, Мебель и т.д), прежде, чем малыш поймет, куда поставить вывеску, ему нужно её прочитать.

2.​ «Где чей подарок?». Для игрушек заранее приготовьте подарки, завёрнутые в пакеты или бумагу (это могут быть конфеты, фрукты, овощи, рисунки). Детям объясняется, что подарок нужно отдать тому, кому он предназначен. Для этого малыш должен прочитать название на подарке.

3.​ «Накорми зверей». Для этой игры потребуются картинки с изображениями различных животных (можно использовать и игрушки). Дети выбирают себе животное. Теперь его нужно накормить. На столе перед детьми карточки с названиями кормов- кушаний: овёс, молоко, мясо, сено, морковь… Карточки перевёрнуты, дети по-очереди открывают их и читают названия блюд, предлагая их животным.

4.​ «Слово рассыпалось». Подул сильный ветер и перепутал в слове буквы. Давай подумаем, что здесь было за слово? Л А И С (лиса). А еще, какие слова можно составить из этого слова?

Таким образом, игры могут быть самыми разнообразными — всё зависит от вашей фантазии и желания помочь ребёнку.

Так, в игры, направленные на обучение грамоте, органически вплетаются и другие задачи:

  • тренируются память и внимание;
  • развиваются речь и мышление;
  • воспитываются вкус и привычка к интеллектуальным занятиям.

Как слоги слить в слова?

Грамота, письменность уже сделались, интересны и доступны вашему ребёнку. Он уже читает афиши и вывески и даже сам хочет прочесть сказку, но… ещё слишком велик разрыв между его реальными читательскими способностями и усилиями, которых требует самостоятельное чтение книг.

Взят лишь первый барьер на пути от безграмотности к беглому чтению: ребёнок научился соединять буквы в слоги. Слог является на первых порах единицей чтения. Если добуквенный этап звукового анализа не был пройден слишком поспешно, то в слоговом чтении ребёнка вы не услышите так называемого «рубленого слога»: кру!-гом!, нор!-ка! Ребёнок должен читать слова протяжно, медленно, как бы перетекая от одного слога к другому: сссоооссснннааа. «Рубленый слог» опасен: он очень затрудняет переход от слогового чтения к чтению целыми словами. Как же помочь ребёнку преодолеть второй барьер на пути к беглому чтению: начать читать не по слогам, а целыми словами?

Переход к чтению целыми словами ускорит и облегчит работа ребенка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет отдельные слоги в целостное слово.

Незаменимым средством здесь окажутся слогоударные схемы, к работе (игре) с которыми малыш уже подготовлен, если имеет опыт работы со звуковыми схемами и умеет выделять в слове ударный звук, т.е. тот звук, который тянется долго, если позвать это слово: стооол, ракееета, молокооо.

С ребенком обговаривается, что тот звук называют ударным, по которому ударяют молоточком человечки-звуковички, поэтому он звучит звонко и долго. От того, по какому звуку ударят звуковички и зависит то, как звучит слово: если в слове «ракета» ударят по звуку «а» — первому, то получится не ракееета, а рааакета (слог Ра тянется, а остальные произносятся быстро). Поэтому звуковички не могут ошибаться, иначе «испортят слово». Следует отметить, что ударным может быть только гласный звук, и если он в слове один, то естественно, он и будет ударным звуком: дом, стол, мед.

Прежде чем начать с ребенком игры со слогоударными схемами, прорепетируйте сами: от вас эти игры потребуют виртуозности, достичь которой взрослому легко. Попробуйте произнести: «У лукоморья дуб зеленый» неторопливо, но в темпе естественной речи, а при этом рисуйте схему слогов и ударений: У лукоморья дуб зеленый. Получилось? Тогда начинайте игру с ребенком. Не получилось с первого раза? Вам нужно потренироваться минут 10-15.

Хорошей тренировкой в поиске ударений может стать игра «Укротитель». Ребенок укрощает бизона, если успеет быстро (на счет «три») поставить ударение на карточке со словом «бизон». Если удар (ударение) нанесен недостаточно быстро или метко, дрессировщик будет ранен (не опасно, конечно же). Можно взять разные слова, обозначающие название животных. После десяти ран дрессировщика временно снимают с опасной работы и отправляют пасти стадо. (Пастух сзывает заблудившихся коров: «Зорька! Апрелька! Звездочка».) Если пастух правильно поставит ударение на карточке с именем коровы, она возвращается в стадо. При этом полезно скрепить слово «скрепками», т.е. разделить на слоги: Ап-рель-ка, Зорь-ка, ма-ши-на. Сделать это не так уж сложно. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Можно играть в игры, когда само слово не пишется, а рисуется схема и ставится ударение на ударный слог.

При этом ребенку можно предложить игру «Слово убежало». Слово убежало с карточки, и остались лишь «скрепки». Давай подумаем, что за слово здесь было, и напишем его. (На столе стоят 3-4 игрушки или карточки с рисунками). Взять нужно слова, имеющие 1,2,3,4 слога, т.е. разные по слоговому составу: коза, волк, поросенок. Ребенок должен выбрать ту карточку со схемой, которая соответствует каждому животному. Чтобы выполнить это задание, малыш должен прежде произнести название каждого животного и выяснить, сколько слогов в этом слове. Ваша помощь и терпение будут верными помощниками в этом нелегком деле. Игра — незаменимый помощник в обучении и воспитании дошкольников.

Играя с ребёнком в звуки, буквы и слова, можно преодолеть трудности и барьеры на пути к грамоте. Но игра имеет свои ограничения, она не всемогуща, и только игровыми средствами довести ребёнка до беглого самостоятельного чтения едва ли возможно. Дело в том, что игровой интерес лишь частично и временно совпадает с интересом читательским. Причины, мотивы, побуждающие человека играть и читать — разные. И помогая ребёнку в игре преодолевать первые технические сложности чтения, вы должны позаботиться о воспитании не только умения, но и желания читать.

Если ребёнок не хочет читать?

Часто родители удивляются, видя, что для того, чтобы ребёнок начал самостоятельно читать и писать сделано всё возможное, а малыш не проявляет большого желания и интереса к чтению. Как же сделать, чтобы процесс чтения, пока ещё трудный, стал для ребёнка личной необходимостью?

Простейший путь создания у ребёнка потребностей в письменной речи – это жизненно важная переписка. Её содержание прямо зависит от личных особенностей ребёнка, от его жизненного опыта. Переписка должна задеть ребёнка лично.

Это может быть письмо к бабушке, дедушке, сестре, другу, сказочному герою. Очень важно, чтобы ребёнок получил ответ на своё письмо, при этом действительно от того, кому писал. Желательно, чтоб ответ был написан печатными буквами, несколько предложений из небольшого количества слов. Когда ребёнок ждёт этих писем, он с удовольствием будет их читать сам и писать ответы.

Очень интересно любому ребёнку будет читать книгу о самом себе. Эту книгу могут изготовить родители. Взять несколько альбомных листков, свернуть пополам и скрепить скрепкой. Книга про… (имя). На каждом листе книги будут истории про вашего ребёнка 2-3 предложения, написанных вами печатными буквами. А вверху оставляется место для рисунка, который можете нарисовать вместе с малышом после того, как будет прочитана история. Эта книга может стать не только любимой книгой вашего ребёнка, но и дневником, который ребёнок будет вести вместе с вами.

Так, например, в предложении: Нина любит… (ребёнок сам должен записать то, что он любит). Ясно, что первые приключения очень коротки и связаны с реальным опытом и характером вашего ребёнка. Повествование можно оборвать на самом интересном месте так, чтобы ребёнок сам захотел его продолжить, досочинить и дописать.

Если папа и мама очень заняты и не могут позволить себе частое общении с ребёнком, можно устроить с ним переписку: рассказать о своей работе, здоровье и многом другом. А малыш, в свою очередь поведает свои тайны.

Американские психологи предложили дошкольникам, только что овладевшим грамотой, вести своеобразный дневник самонаблюдений, который полезен не только для выработки потребности и привычки в записи, но и для развития самосознания ребенка. Дневник самонаблюдений называется «Книга, которая растет вместе со мной». На первой странице ребенок описывает свою внешность. Взрослый заготавливает примерно такой трафарет словесного портрета, куда ребенок вставляет нужные слова:

Меня зовут ….
Мне … лет
Волосы у меня …
Глаза у меня … и т.д.

По тому же принципу незаконченных предложений строится описание семьи, друзей ребенка, его любимых занятий, привычек, умений, желаний, опасений. Ясно, что, вырастая и меняясь, ребенок не раз вернется к вопросам типа: «Я больше всего хочу…», «Я лучше всего умею…», «Я хочу научиться…», «Я не боюсь…», «Я боюсь…», «Я хочу изменить в себе…», дополнит и изменит свои предыдущие ответы, а главное, перечитывая написанное, лучше познакомится сам с собой.

Вот лишь несколько возможных способов включения письменности в детский обиход и развития интереса к чтению. Быт любой семьи предоставляет много возможностей замены устного общения письменным. И письменное общение с родными или с самим собой не может не принести желанных плодов: ребенок приохотится к записи, чтение станет добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника. Но это не приведет автоматически к потребности читать книги. Ведь письменное общение с автором книги гораздо труднее, чем письменное общение с мамой, адресующей свое письмо лично и точно.

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

В.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

В.Сухомлинский

Родители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников занимают компьютер, планшеты и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения?

Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. » Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности) .

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы: «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино», «Вини Пух», «Карлсон», «Приключения Буратино», «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

Необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению:

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя. Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения. При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает, что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста, постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева», «12 месяцев», сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке», «Зима в Простоквашино», стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых.

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника-оформителя, придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:

Как можно было ответить;

Почему не стоило поступать именно так;

Что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

Каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время: в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например:


В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Горько, больно, обидно, ведь когда- то мы были самой читающей страной мира. Перед учителем словесности, на мой взгляд, стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Характерной особенностью данного курса является первое знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» для меня, как учителя литературы, являются интересными задания следующего типа:

1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

3) обратить внимание учащегося на схожесть многих народных сказок;

4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере 2- 3 сказок), какие сравнения используются при этом;

5) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;

6) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы (для данного задания особо результативным является использование на уроке репродукций лубочной и палехской живописи), можно предложить учащимся 5 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;

7) создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя.

По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.

С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим провожу следующие задания:

Предлагаю ребятам составить словесные портреты героев, прослушав музыкальные отрывки;

Предлагаю сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;

Организовываю викторину «Угадай, кто идет?» (по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте произведения);

Предлагаю подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.

В процессе изучения поэтических произведений необходимо добиться понимания учащимися, что стихотворение - это поэтический образ, а не только рифма и ритм. Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения. С точки зрения В.И. Чернышева, «легко слушается и понимается чтение ясное, отчетливое, хотя и не громкое», главное при чтении «выразить чувство читаемого, а не свое собственное», что возможно лишь при условии глубокого проникновения в содержание текста. Умение вдумываться в читаемое и передавать понятое движением голоса, интонацией, благотворно сказывается на формировании коммуникативных навыков.

Формируя у учащихся навыки зрелого чтения, я, как учитель, готовлю их к выполнению различных видов воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам - краткому и подробному. На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей к самостоятельному воспроизведению мысли.

В силу большого объема текста литературного произведения, изучаемого в старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени для более детального рассмотрения всех интересующих моментов произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению оказывают внеклассные тематические мероприятия. На мой взгляд, наибольший интерес и практический эффект имеют следующие мероприятия:

1) литературные вечера, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений, (причем, как и произведения, так и эпизоды могут быть выбраны самостоятельно школьниками в рамках темы литературного вечера);

2) литературные «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Самый умный», «Умники и умницы», где командам - участникам предлагаются выдержки из произведения, с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определенного темой игры (при этом вопросы могут готовить сами ученики).

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребенка.

Настоятельно рекомендую старшеклассникам вести читательский дневник, назначение которого - помочь при подготовке к уроку и, что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ. В читательском дневнике выделяю следующие разделы:

2. Название произведения

3.Главные герои (их характеристика)

5.Проблемы

6.Комментарий к проблемам (краткий)

7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)

Читательский дневник - один из способов, позволяющий поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.

Одним из эффективных способов повышения читательского интереса старшеклассников я считаю проведение уроков внеклассного чтения. Это не стандартные занятия, а уроки, основанные на материале современной молодёжной литературы, которые проводятся совместно с детской библиотекой №8.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с детской библиотекой мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы. Ребята предлагают произведение современной литературы, с которым идём в библиотеку на обсуждение. Ответственная группа готовит аннотацию, дополнительные вопросы и видеоматериал. Учитель и библиотекарь продумывают форму занятия, разрабатывают вопросы для диспута.

Cовместная работа с детской библиотекой создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, что вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к чтению, поэтому с удовольствием хожу с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить - это, нам мой взгляд, самое заветное желание любого учителя.

Мы живем в сложное время и только способность к диалогу позволит нам всем сохранить человеческое достоинство и помнить всегда «как слово наше отзовется» в сердцах и умах наших учеников…

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Уралинская основная общеобразовательная школа

Омской области, Большеуковского района

Педагогический проект

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ

ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКОВ

Направление: новое качество образования:содержание и технологии.

Руководитель проекта:

Ульянова Мария Борисовна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Уралинская ООШ

Уралы - 2012

Никогда никакими силами вы не заставите

Читателя познать мир через скуку.

А. Н. Толстой.

Актуальность проекта

Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем . Всё больше детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.

Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всей стране. Различные исследования показывают, что основные читатели - школьники. И то в основном потому, что это требует образовательная программа. Но чем старше человек, тем реже он обращается к книгам.
При разработке проекта я акцентировала внимание на федеральную национальную программу, утвержденную в 2007 году. Когда прочитала преамбулу данной программы, мне стало несколько страшно. В

пояснительной записке сказано, что мы катастрофически, особенно последние 20 - 30 лет, теряем читателя. Об этом свидетельствуют результаты очередного исследования PISA–2009. В исследовании приняли участие 65 стран мира. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 41–43 места. Сегодня мы живем в какой-краховой, стрессовой ситуации, и читатель приобрел другое качество. Словом, наслаждение книгой постепенно уходит. Но за этим всем кроется воспитание не просто читателя, а человека культуры. Чтобы вернуть интерес к чтению-размышлению, надо вернуть воспитание в общество и в школу. Премьер-министр нашей страны В.В. Путин считает, что, надо воспитать у молодого поколения «побуждение к работе души и совести», а применительно к данному проекту привить ребенку вкус к чтению, т.е. сделать лучший подарок, который только можно ему сделать.

Работая из года в год над развитием интереса к чтению на уроках литературы в нашей школе, вопросы чтения оставляют желать лучшего. В связи с этим я провела своё диагностическое исследование, чтобы обнаружить интерес к чтению. Результаты довольно печальные. Школьники не любят и не хотят читать. В анкетировании принимало участие 20 человек. Из них на вопрос «Любят ли они читать?» 5 человек (20 %) дали положительный ответ, 15 человек (75 %) ответили отрицательно. Большинство школьников – 12 человек (60%) посчитали, что

Художественные произведения могут повлиять на формирование их характера. Техника чтения на среднем уровне. А ведь без скорости чтения школьники отстают при обучении предметов. Таким образом, и возникла необходимость реализации данного проекта.

Цель проекта – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Объект исследования - чтение школьников.

Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.

Гипотеза - целенаправленное развитие читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, но и к изменению его характера, а также способствует расширению круга познавательных интересов учащихся.

Задачи проекта:

  1. Выявить наличие или отсутствие интереса школьников к чтению.
  2. Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика .
  3. Организовать работу школьников по развитию интереса к чтению.

Методологической основой проекта является системно-комплексный подход, позволяющий рассматривать систему средств, методов и организационных форм развития читательского интереса в их совокупности.

Методы исследования:

Изучение и теоретический анализ литературы, связанной с проблемой исследования;

Анкетирование школьников;

Статистическая обработка и анализ данных, полученных в ходе исследований.

Научная новизна проекта заключается в том, что выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов.

Практическая значимость проекта состоит в том, что развитие потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.

Концептуальные основания заявленной системы работы:

1. Перспективная экспериментальная система Ш. Амонашвили, которая, по словам Г. Щукиной, использует мощного союзника обучения - интерес.

2. Алгоритм работы по методике А.Г. Ривина.
Принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость, непрерывность.

Этапы реализации проекта.

  1. Диагностический.
  2. Создание условий для побуждения детей к чтению.
  3. Развитие интереса к чтению учащихся школы через урочную и внеклассную деятельность.

Анализ этапов

I этап. Диагностический

Сроки проведения: I четверть 2011-2012 уч. г.

Задачи:

Провести тестирование учащихся школы;

  • выявить наличие или отсутствие интереса школьников к чтению.

План действий:

  1. Тестирование учащихся школы (Приложение № 1).
  2. Изучение экспериментальных систем обучения чтению по методикам Ш. Амонашвили, А.Г. Ривина; новую образовательную технологию (методику «Хорошее время читать») (Приложение № 2).
  3. Определение степени выраженности наличия или отсутствия интереса к чтению;
  4. Представление результатов диагностики.

(Приложение № 3)

II этап. Создание условий для развития индивидуальности ученика

Задачи :

  1. Использование образовательных программ.
  2. Оборудование учебного кабинета и библиотек.
  3. Повышение квалификации учителя
  4. Создание психологически комфортной обстановки на уроках .

План реализации:

  1. П реподавание литературы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, предусматривающая естественность подхода к изучаемому
  1. Мотивация детей к чтению через комфортные условия кабинета, школьной библиотеки.
  2. Использование лозунга «учиться всю жизнь» как способ работы по самообразованию по теме «Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка литературы».
  3. Организация процесса изучения произведений так,чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность.. (использование музыки, репродукций картин и детских рисунков, ролевых и других игр, любимых детских книжек и т.п.).

III этап. Развитие интереса к чтению учащихся школы.

Задачи:

  • организация чтения в классно-урочной системе работы с детьми;
  • развитие читательской культуры во внеурочное время.

План реализации:

1. Разделение форм и методов работы на урочные и внеурочные.

2. Привитие интереса к чтению на уроках русского языка и литературы через применение :

  • методов творческого характера – проблемные, исследовательские, проектные;
  • - активных методов обучения (АМО) для каждого этапа урока (Приложение № 4);

- педагогических технологий (технология проблемного обучения, технология проектного и исследовательского обучения ;

- разнообразные формы уроков (урок–диспут, урок-рекомендации произведения, урок–спектакль, урок–праздник, урок–интервью, урок–эссе, интегрированный урок, урок–конференция и т. д.) ;

- личностно ориентированного подхода, который включает в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы (Б. М. Теплов) (3)

Л ичного примера учителя при прочтении произведений, так как учитель и ученик занимают позицию “старшего” и “младшего” читателей - возникнет резонанс;

  • чтение на уроках вслух выразительно и с явным удовольствием;

Организацию “трёх кругов” чтения для расширения читательского опыта учащихся. (Первый включает программные произведения для ч тения и изучения. Второй круг содержит произведения для самостоятельного чтения и обсуждения в классе. Третий включает произведения для внеклассного чтения);

Обрывание текста на самом интересном месте, и – допиши, придумай, что там будет дальше или сочини нечто жанрово аналогичное. Если ничего не хочешь придумывать, прочитай этот рассказ;

- включение в урок элементов творчества, соавторства. (Задание содержит слова “на выбор”, “по вкусу”, “как тебе хочется” и т. д.);

Проведение читательских конференций (турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча);

Проведение уроков по технологии театральной педагогики, где дети осваивают материал через игру, сопереживание.

3. Привитие интереса к чтению во внеурочное время:

Занятие исследовательской и проектной работой;

Проведение факультативов, кружков, конкурсов, олимпиад и конкурсов;

Применение внеурочных форм познавательной деятельности (конференции, чтения, защита проекта, реферата, олимпиады, КВН, концерт по теме, познавательные игры);

  • возрождение традициий семейного чтения через “ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ” на родительских собраниях

(Приложение № 5)

- “ ПИСЬМО МОЕМУ УЧЕНИКУ” для совместного с родителями чтения (В начале и конце учебного года).

  • “Запуск” проектов “Талантливые читатели” и “От маленького писателя к большому читателю” (Приложение № 6);

Экскурсии в библиотеки (сельскую и районную); сотрудничество с библиотекарями;

Посещения театральных постановок, музеев, выставок и т. д. (г.Тара, г.Омск);

Торжественное открытие “Книги рекордов Гиннеса класса” в результате проведения конкурсов (знатока русской поэзии, книжного полиглота, самого внимательного читателя, знатока программных произведений, самого лучшего подражателя автору, знатока исторической литературы, знатока литературных жанров и т.д.);

У частие в конкурсах сочинений разного уровня с публикацией сборников;

  • встречи учеников с искусствоведами, писателями, поэтами-людьми, влюбленными в настоящую литературу.

Результативность реализации проекта

  1. Полученные результаты за 2011-2012 уч.год.

Показателем эффективности данного проекта привития любви к чтению можно считать:

Устойчивость знаний учащихся, что подтверждают изложения, сочинения, высокая степень обученности учащихся (русский язык 50-77%, литература 75 %);

Сформированность коммуникативных навыков учащихся, публикация творческих работ школьников в периодической печати (газете «Луч») в сборниках («Моя малая Родина») 2012г.

Устойчивый познавательный интерес к чтению и изучению литературы, желание участвовать в различных конкурсах, самим писать прозу и стихотворения;

Победы учащихся в творческих конкурсах:

Муниципальный уровень

  • Грамота за 1 место (Ульянова Наташа) в научно-практической конференции (2011-2012 уч. г.).
  • Грамота за 1 место (Пономарёв Кирилл) в творческом конкурсе «Гимн чести, мужеству и славе», написавшего сочинение на тему «Героям войны в Чечне посвящается...» (2011-2012 уч. г.)
  • Грамота за 1 место (Ульянова Наташа) в творческом конкурсе «Письмо президенту», написав сочинение «Я здесь живу-здесь жизнь моя!». Работа вошла в сборник статей «Моя малая Родина» (2011-2012 уч. г.)
  • Публикация в газете «Луч» сочинения Ульяновой Наташи «Я здесь живу-здесь жизнь моя!» (2011-2012 уч. г.);
  • Публикация сочинения в сборнике «Моя малая Родина» (Ульянова Наташа)(2011-2012 уч. г.)

Региональный уровень

  • Диплом 2 степени получила команда 5 класса за участие в телекоммуникационной викторине «Путешествие в Русландию» (2011 г.).
  • Сертификат участника (Ульянова Наташа) в научно-практической конференции «Социально-экономическое и культурное развитие России» ОМГПУ в г. Тара (2011-2012 уч. г.).
  • Диплом Лауреата (Ульянова Наташа) 13 турнира им. М.В. Ломоносова по русскому языку (2011-2012 уч. г.).
  • Свидетельства участников (Юрченко Анжела, Петрачук Оксана)13 турнира им. М. В. Ломоносова по русскому языку (2011-2012 уч. г.).
  • Диплом участника (Петрачук Оксана) в литературной викторине «Национальный гений» (2011-2012 уч. г.).
  • Свидетельство участника (Пономарёв Кирилл) творческого конкурса Сочинений «Гимн чести, мужеству и славе» (2011-2012 уч. г.)

Всероссийский уровень

  • 2 место в районе во Всероссийском конкурсе молодёжного чемпионата «Сова» по русскому языку (2011 уч. г.).
  • Сертификаты участников молодёжного чемпионата «Сова» по русскому языку (2011 уч.г.).
  • Свидетельства участников конкурса-олимпиады «Альбус -2012» по русскому языку (2011-2012 уч. г.).
  • Свидетельства участников (8 уч.) конкурса-олимпиады «Олимпус» по русскому языку, (осенняя сессия, зимняя сессия, весенняя сессия) (2011-2012 уч. г.).
  • Диплом Лауреата (Перязевой Юли) конкурса- олимпиады «Олимпус» по русскому языку, осенняя сессия (2011-2012 уч. г.).

Международный уровень

  • Свидетельства участников (8 чел.) международного конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
  1. Ожидаемые результаты.
  • использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся;
  • изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать

Формированию читательского вкуса;

  • выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения;
  • читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;
  • личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.


Форма представления конечного продукта:
- выполненные задания в «Портфеле читателя»;
- обобщение опыта работы;
- представление «Портфолио».

Перспективы работы над проектом:

Видя результаты данного проекта, необходимо продолжить применение выявленных технологий на следующий учебный год (2012-2013г.)

Литература:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - (Стандарты второго поколения).
  2. Махмутов М. И. Проблемное обучение.
  1. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

Приложение

Приложение №1

Диагностика интереса к чтению

1.Нравится ли тебе изучение литературы? Любишь ли ты читать?

  1. Могут ли художественные произведения повлиять на формирование, нравственных качеств в твоем характере, как доброта , сострадание, отзывчивость, ответственность и др.?

Приложение №2

Методика: «Хорошее время читать»
Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».
Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи:
- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:
* Возраст: Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст (возможно использование до 6 класса включительно;
*
Место в образовательном процессе: используется в организации занятий дополнительного чтения.
*
Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.
*
Сроки: продолжительность работы по данной методике: 9 месяцев.

*Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития;
* Какие
«материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотереи, призовой фонд.
Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики:
1. Определение круга чтения для данного класса школы. (10 книг).
2. Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг.
3. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».
4. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)
5. Подготовка лотерейных билетов
6. Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.
7. Распространение информации для учеников и родителей.
8. Систематические собеседования педагогов (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах.
9. Проведение в каждом классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам.
10. Награждение победителей.
Описание реализации методики:
1.Детям предлагается «Портфель читателя»
А) список из 10 книг
Б) перечень различных заданий на выбор
Примечание: Регистрация участников (на любом этапе проекта).
2.Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.
3.По завершении определенного этапа проводится:
А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей
Б) «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера).
Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.
Что делают дети:
- Читают книги
- В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу)
- отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».
- оформляют «портфели»
- участвуют в выставке «портфелей»
- участвуют в лотерее
Что делают учителя/библиотекари:
- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей,
- участвуют в организации «старта» и «финала»,
- проверяют выполнение заданий по книгам,
- проводят собеседование по книге,
- выдают лотерейные билеты,
- ведут учет,
- организовывают выставку «портфелей»,
- выявляют и награждают лучших читателей,
- подготавливают призовой фонд,
- проводят розыгрыш лотереи,
- создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса.
По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно?

Количество участников не уменьшается.
Активность стабильна.
Общий эмоциональный фон позитивный.
Какие возможны ошибки при использовании?
Принудительный характер участия
Формальное отношение к заданиям и собеседованию
Недооценка роли родителей и других педагогов
Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?
Спад интереса. - активизация внимания на успешном опыте чтения.
- Организация сменной наглядности
Основные достоинства:
Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей. Привлечение малочитающих детей. Шанс выигрыша для каждого участника
Возможные сложности при использовании технологии?
Непредсказуемость лотереи.
Дополнительные дидактические материалы.
Обращение к педагогам и родителям
Дорогие коллеги и уважаемые родители, ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!!! Вам вместе с детьми предстоит принять участие в педагогическом проекте, который мы назвали «Хорошее время читать».
Говорят, что дети читают все меньше и меньше. И вовсе не хотят читать. Может быть, мы просто не умеем их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому важному делу как приобщение ребенка к чтению?
Могут быть разные ответы. Как впрочем, и способы действий.
Нам показалось, что ПООЩРЕНИЕ детского чтения, на первых этапах становления читателя может успешно способствовать формированию его интереса и увлеченности чтением.У нас есть гипотеза, что (на первых порах) читая даже только ради «подарка», участия в лотерее - ребенок постепенно привыкнет читать, и будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги. А если он уже испытывает удовольствие и необходимость в чтении, то тем более, почему бы его не поощрить за то, что он занимается таким хорошим и нужным делом.
Методическое сопровождение: «Портфель читателя».
Что такое Читательский портфель?
Это личный документ, который выдается каждому ученику:
- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;
- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;
- отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;
Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.
Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и

образованности ребенка.
Структура и содержание.
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
Читательский паспорт.
ПОРТРЕТ
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п. Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. (факт выдачи лотерейного билета)
«Копилка» (рабочие материалы) - туда ребенок помещает выполненные задания
Достижения:
Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.
Читательский портфель, как и проект в целом, имеет своей целью
* Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.
* Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;
* Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.
Для родителей. Читательский портфель ребенка может стать поводом к совместному чтению и обсуждению книги. Поможет родителям лучше понять своих детей, вовремя увидеть и решить возникающие проблемы.
Для библиотекарей. Библиотекари могут использовать читательские портфели, чтобы лучше помочь читателю в выборе книги, дать правильный совет, подсказать, направить.
Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.
Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.
Четвертый класс – хорошее время читать:
«Дальние страны», « Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара
«Динка» Валентины Осеевой
«Кортик», « Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова
«Хроники Нарнии» Кэррола Льюиса
«Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо
«Хоббит, или Туда и Обратно» Дж. Р. Р. Толкина
«Бемби» Ф. Зальтена
«Уральские сказы» Павла Бажова
«Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна
«Том Сойер» Марка Твена
Рефлексия: розыгрыш буков, «Лучший портфель читателя», ВКС

Приложение №3

Результаты диагностики.

В анкетировании принимало участие 20 человек. Из них на первый вопрос 5 человек (20 %) дали положительный ответ, 15 человек (75 %) ответили отрицательно. Большинство школьников – 12 человек (60%) посчитали, что художественные произведения могут повлиять на формирование их характера.

Приложение №4

Виды работ над текстом на уроке чтения:

1. Чтение всего текста.
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно
опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
5. Чтение цепочкой по предложению.
6. Чтение цепочкой по абзацу.
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение самого красивого места в тексте.
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже
предложение можно заменять логически законченным отрывком).
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов.
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи.
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.
20.Нахождение в тексте самого длинного слова.
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
23. Чтение с пометками непонятных слов.
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на
доске).

ВОЗВРАЩАЮЩЕЕСЯ ЧТЕНИЕ - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.
Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

СВОБОДНОЕ ЧТЕНИЕ - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:
Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др
Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.

Приложение №5 Роль семьи в развитии интереса к чтению


Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать? Приведем ниже несколько советов родителям:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь
прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к
удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с
книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в
качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных
идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги
о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Родители знают, что замечательные произведения создают не только великие писатели, но и наши ученики.

Приложение №6

Проект “Талантливые читатели”

реализуется в тесном контакте с родителями, что позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению .

Проект “Талантливые читатели” включает :

1) тестирования родителей , которые помогли им обратить внимание на мир чтения ребенка и показали пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;

2) тестирования учащихся различных возрастных групп, цель которых помочь раскрыть себя как читателя и личность;

3) игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;

4) анкетирование детей и родителей “Читательские пристрастия моей семьи”,

5) изучение читательских дневников ,

6) составление картотеки детского чтения ,

7) анализ сочинений ребят, направленных на рефлексию читательского опыта (“Моя домашняя библиотека”, “Я–читатель”, “Исповедь читателя”…)

8) большое количество экскурсий .




Рассказать друзьям