История женских прокладок. Как в средние века справлялись с месячными, обходились без прокладок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Текст: Елена Догадина

Тема менструации в медиа по-прежнему остаётся табу - а её обсуждение вуалируется и эвфемизмами вроде «этих» или «критических» дней. Кажется, так было всегда, но на самом деле нет - в СССР много лет открыто писали о менструациях, а статьи сопровождали рисунками матки. Разбираемся в истории отношения к менструации в СССР - с помощью прессы, книг и историка Павла Васильева.

К этому времени, когда яйцо созревает, у женщины появляются крови, или, как их иначе называют, регулы, или менструация. <...> У нас в России обыкновенно это бывает на 13-м или 14-м году. <...> С того возраста, как начинается созревание яиц и регулы, девочка начинает превращаться в девушку. Она начинает сильнее расти, у неё меняется голос, иногда меняется характер. В это время девочки иногда становятся очень раздражительными.

«РАБОТНИЦА», № 6, 1923 ГОД

← В ДВАДЦАТЫЕ И ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ партийная пресса публиковала тексты о менструациях как минимум в каждом втором номере. Доктор исторических наук Алиса Клоц считает, что это можно объяснить раннесоветской гигиенической кампанией - её активно вели до послевоенных лет, когда прошла основная миграция из деревень в города и население усвоило базовые навыки гигиены. В этот период о месячных писали по-медицински сухо и по делу. Кандидат исторических наук, постдокторант Института ван Лир в Иерусалиме Павел Васильев говорит, что в первые годы после революции в стране « были сильны эмансипаторские настроения» .

Во время кровей внутренности матки взбухают, матка становится рыхлой, наливается кровью. Отверстие в шейке матки открывается немного, и кровь выливается наружу. Менструации длятся различно: 3-5-7 дней, - и появляются через каждые 3-4 недели. Если менструации длятся дольше или появляются чаще, то это уже болезнь, и нужно обратиться к врачу.

«Работница», № 6, 1923 год

→ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЭРИК НАЙМАН ПИШЕТ , что Александра Коллонтай относилась к менструациям как к чему-то неприятно-обязательному для женщин, от чего неплохо было бы избавиться. Считалось, что месячные встают на пути женщины к полному равноправию с мужчиной, но при этом не рассматриваются как важный женский опыт. Это просто явление, которому подвержены женщины, поэтому и писали о них, как и о любой другой «медицинской», узкоспециальной информации - необходимый минимум. За дополнительными данными или при отклонениях цикла советовали идти к врачу.

Менструация, таким образом, не есть болезнь; по букве закона, женщина во время менструации освобождению от труда не подлежит. Но есть целый ряд женщин, у которых в силу тех или других условий организма менструация протекает, особенно в первые дни, чрезвычайно тяжело. <...> Врачи предписывают женщине, не работающей на предприятии, полный покой (лежание в постели) в течение одного-двух дней.

«РАБОТНИЦА», № 7, 1924 ГОД

← ДИСКУССИИ О МЕНСТРУАЦИЯХ И РАВНОПРАВИИ велись и на уровне, следует ли брать отгулы в дни месячных. Профессор советской истории Мелани Илич в исследовании «Soviet Women Workers and Menstruation: A Research Note on Labour Protection in the 1920s and 1930s» пишет, что на заводах и производствах, где женщин было больше, чем мужчин, существовал менструальный отпуск. Женщины могли взять выходной несколько дней в месяц - хотя некоторые сознательно им не пользовалась. Павел Васильев считает, что это характерно и для современной ситуации: с одной стороны, менструальные отгулы можно считать прогрессивной законодательной инициативой; с другой - они будто автоматически подразумевают, что женский организм несколько дней в месяц функционирует хуже, чем мужской, а мужской организм принимается за стандарт.

Но не во всех партийных изданиях этого периода сильны феминистские настроения. Например, в «Женском журнале» в 1926 году вышел материал «Химия женских настроений» - в нём описывается, что женщина на несколько дней в месяц становится неуправляемой, а в психиатрии ей уготован диагноз «менструальный психоз»: «Следовательно, вменяемость женской личности в период месячных, безусловно, ограничена. Статистика иллюстрирует эту мысль указанием на повышение наклонности к преступлениям. Оказывается, что около 50 % всех самоубийств среди женщин выпадает на период регул».

Если встречи женской яйцевой клетки со сперматозоидом не происходит, неоплодотворённая яйцевая клетка всё же продвигается в матку и погибает. Поверхностный слой набухшей слизистой оболочки матки суживается; это сопровождается кровотечением; происходит то, что мы называем менструацией.

«Работница», № 7, 1947 год

→ ПОСЛЕ ВОЙНЫ, во второй половине сороковых - начале пятидесятых годов, в журналах медицинские подробности, внимание к здоровью и гигиене сменяет беспокойство исключительно за репродуктивное состояние женщины. Пресса напоминала, что если менструации сбились или появились выделения, женщине немедленно нужно к врачу, пока не возникли осложнения - ей же предстоит стать матерью.

Павел Васильев добавляет, что страна в сталинский период, в контексте милитаризации, была заинтересована в новых гражданах, и прежде всего - в солдатах. Сильнее всего это заметно в послевоенные годы, когда женщина рассматривалась как «инкубатор» по производству людей, причём не только в СССР - другие пострадавшие от войны страны тоже стремились восполнить потери. В этот период медицинская халатность, случаи, когда врач своими действиями нанёс урон репродуктивному здоровью женщины, карались особенно строго, добавляет Васильев. Соответственно, о менструациях самих по себе тогда не говорили - их просто упоминали в статьях о беременности, причинах бесплодия или абортах.

Самая главная забота родителей в этом отношении сводится к тому, чтобы получше подготовить организм девочки к нормальному менструальному циклу. <...> У физически развитых, закалённых, здоровых девочек месячные проходят обычно регулярно, без нарушений; напротив, болезненные девочки зачастую трудно переносят начало месячных, худеют, теряют и без того скромные силы.

«Работница», № 3, 1963 год

← С КОНЦА ПЯТИДЕСЯТЫХ - начала шестидесятых упоминания о менструациях в прессе всплывают только в рамках советов для мамы девочки-подростка. Бабушка, врач и учителя в школе должны быть готовы к менструациям девочек, а мама - заранее снабдить дочь информацией, чтобы она не испугалась крови. А всё окружение школьницы должны быть готово к тому, что её поведение изменится, она начнёт хуже учиться и грубить - считается, что это нормальный этап её жизни, связанный с «превращением в мать». Павел Васильев предполагает, что менструальное знание с конца пятидесятых и до восьмидесятых годов уходит в сферу семьи, причём ответственность за хранение и передачу этой информации лежит только на матери.

Есть и ещё одна теория, объясняющая такое положение дел: в шестидесятые-восьмидесятые годы говорить о менструациях становится сложнее, возможно, в том числе из-за нового, ещё более консервативного взгляда на семью. В книге «The High Title of a Communist: Postwar Party Discipline and the Values of the Soviet Regime» Эдвард Кон приходит к выводу, что хрущёвский период в СССР стал едва ли не более «морализаторским», чем сталинский. Например, если при Сталине становилось известно о любовнице какого-нибудь чиновника, за этим могли последовать простые беседы и выговоры - при Хрущёве санкции за подобные поступки были гораздо строже. Моральный облик строителя коммунизма конструируется как никогда чётко и подробно.

Не менее двух раз в день чистыми руками с коротко остриженными ногтями надо обмывать наружные половые органы чуть тёплой кипячёной водой; засохшая на наружных половых органах кровь ведёт к загрязнению и раздражению кожи, отсюда воспаление может перейти во влагалище и внутренние половые органы. Не следует во время менструации принимать ванну, купаться в море, в реке (нельзя спринцевать влагалище). Мыться следует под душем. Нельзя иметь половых сношений. Надо пользоваться гигиеническими марлевыми прокладками, которые следует подвязывать к поясу и менять по мере загрязнения; следует носить просторные трико и чаще их менять.

«Краткая энциклопедия домашнего хозяйства»,
1966 год

А что было до появления прокладок?

История уходит глубоко в древность…

В разные времена и у разные народности использовали все, что было доступно, все, что попадалось под руку, было привычным для сложившегося уклада жизни.

Конечно, в том, что избирала для себя женщина тысячелетия, столетия и десятки лет назад в разных странах, свою роль играли и ее финансовые возможности, и то, чем она занималась.

Многое зависело от климата и природных условий места «обитания» женщины.

Так, богатые жительницы Египта, Сирии и Вавилона отдавали предпочтение первым тампонам, представлявшим собой рулончики из мягкого папируса.

Тем же, кто был победнее, приходилось довольствоваться более жестким тростником.

В манускриптах египетских фараонов , датируемых вторым тысячелетии до н. э, содержатся сведения о тампонах, сделанных из более близких к современным материалам льняных волокон, которые «вводились в плоть» во время менструации.

Древние гречанки тоже отдавали предпочтение внутренней форме защиты, и пользовались самодельными тампонами, сделанными либо из свернутой в трубочку ткани, либо из круглого деревянного стержня, покрытого абсорбирующим материалом. Согласитесь, что дерево или тростник, вряд ли могли обеспечить комфортные ощущения. Такие тампоны не могли принимать форму места введения и нередко вызывали внутренние повреждения стенок влагалища.

Древние римлянки использовали более щадящие, с точки зрения тактильных ощущений, предшественники тампонов - рулончики мягкой шерсти, слегка смазанные жиром. Византийские аристократки предпочитали только самую лучшую шерсть, импортируемую с Кавказа, которая особым образом вычесывалась и скатывалась в тампоны.

Японки делали шарики величиной с грецкий орех из тонких листочков бумаги.

А вот европейские женщины отдавали предпочтение прототипу современной прокладки, и носили в период менструации обычную тканевую повязку, сложенную в несколько раз и приколотую к поясу юбки. Увы, такая прокладка была ненадежной, вызывала физический дискомфорт из-за своей громоздкости и представляла собой отличную среду для быстрого размножения бактерий, вызывающих неприятный запах и воспаления. Так что, о гигиене здесь говорить не приходилось. Равно как и об эстетике: юбок на женщине было много, окружающие пятен не замечали. Такие прокладки были, разумеется, многоразовыми.

Не отставали и жительницы Севера . Эскимоски использовали шкурки пушных зверей, ягель и тонкую ольховую стружку. Те, у кого по соседству было море, брали для своих женских нужд водоросли.

Но вас, наверняка, интересует, как выходили из положения наши соотечественницы ? Дамам более высокого сословия, имеющим возможность приобретать зарубежные товары для своего гардероба и туалета, везло больше, нежели крестьянкам, которым для столь интимных целей приходилось использовать… обычное сено.

Начало 20 века… Технический прогресс, разумеется, на месте не стоит. По мере изобретения новых материалов с уникальными для своего времени свойствами начинают появляться и новые виды продукции. Женщина же в своей изобретательности и умении выходить из положения - неповторима. Порой, ее действия способны изменить ход истории. И дать начало развитию нового промышленного направления. Производство прокладок и тампонов не стало исключением.


Первые прокладки состояли из чехла
, изготовленного из мягкой хорошо впитывающей ткани или тонкой бумаги, внутри которого находился впитывающий слой из распушенной целлюлозы, а под ним располагался целлофан для предотвращения протекания. Позднее на нижнюю сторону прокладки стали наносить слой клеящегося вещества для того, чтобы она не смещалась во время ходьбы или активных движений. Однако такое устройство было несовершенным, и все еще причиняло массу неудобств.

Первые прокладки , изготовленные промышленным способом, появились в США. В то время женщины все еще использовали для интимной гигиены в критические дни специальное белье или отрезки ткани, которые после очередной стирки шли в ход повторно. Но во время первой мировой войны медицинские сестры обратили внимание на уникальные свойства целлюкотона - нового материала, изобретенного и произведенного специально для перевязки раненых. Его высокая степень впитывания сразу была оценена по достоинству и немедленно пущена в ход в качестве лучших на то время самодельных гигиенических средств. В свою очередь использование материала не по своему прямому назначению сразу же обратило на себя внимание специалистов Кимберли-Кларк. Идею, естественно, подхватили, и с 1920 года началось уже коммерческое производство прокладок. В первое время женщины очень смущались их покупать «в открытую». И тогда в аптеках придумали специальные комнатки с ширмами (вроде примерочных), куда девушка заходила, брала товар и кидала деньги в коробочку. Причем никто не проверял, правильно она деньги положила или нет - все основывалось на доверии.

Первый тампон - прототип сегодняшних тампаксов, котексов, o.b. и пр. - был изобретен чуть позже, в тридцатых годах 20 вв. В начале же прошлого столетия женщины, для которых в силу профессии или по иным причинам большое значение имел комфорт и защита во время движения (те же актрисы и танцовщицы), использовали самодельные ватные тампоны. Но в 1933 году происходит очередной переворот в сознании…

Супруга американского хирурга Эрла Хааса любила кататься на лошади. Но привычные прокладки в критические дни заниматься этим ей мешали. Делать перерыв в своем хобби из-за критических дней у нее никакого желания не было. Выход из положения нашел заботливый муж, придумавший для нее тампон, свернутый из хирургической ваты, прошитый по всей длине шнуром и помещенный в картонную трубочку (аппликатор) для легкости введения. Свой тампон Хаас назвал «Tampax», от английских слов «tampon» (тампон) и «pack» (упаковка). А еще через три года этот самый тампакс был признан открытием в области гигиены. В результате, на сегодняшний день около 100 миллионов женщин пользуются тампонами как наиболее современным, удобным и относительно безопасным средством менструальной гигиены.

Миллионы женщин используют во время месячных обрывки ткани – тряпки, которые не годятся даже для уборки дома. Некоторые женщины сидят дома по пять дней в месяц, потому что им нечего использовать. Сотрудники благотворительных организаций говорят, что отсутствие средств гигиены ставит под угрозу здоровье и доступ к образованию для женщин.

В деревне Рупаспур, которая находится в 260 километрах от Нью-Дели, местные женщины рассказывают, с каким дискомфортом сталкиваются каждый месяц, когда режут, а иногда и воруют старую одежду. Хуже того, они знают случаи смерти из-за подобных практик после родов, когда остается высокий риск инфекций.

В Индии активистки пытаются обеспечить доступ к гигиеническим прокладкам

Многие индийские женщины во время менструации используют лишь обрывки старой одежды, что может подвергать риску их здоровье. Сотрудники общественных организаций пытаются сделать доступными чистые и дешевые гигиенические прокладки.

В магазине прокладки стоят около 60 рупий (1,5 доллар) за упаковку, при этом в стране пятая часть населения живет менее чем на 25 центов в день. Для многих женщин даже обычную вату покупать каждый месяц слишком дорого.

«Соседка родила, и потом у нее началось кровотечение, она оторвала тряпку от старой блузки», - говорит Шахназ, жительница этой мусульманской деревни из 80 семей. «Но в блузке был ржавый крючок. Врачи сказали, что у нее начался столбняк». В результате женщина умерла.

Шахназ, мать четырех детей, начала использовать ватные прокладки, которые раздает общественная организация Гундж, что значит «Эхо». Их прокладки стоят 2-3 рупии, но если у женщины совсем нет денег, то она может получить их бесплатно. Более 600 женщин теперь получают у них изготовленные вручную прокладки.

Детский фонд ООН, ЮНИСЕФ, заявляет, что отсутствие нормальных туалетов в школах, раннее половое созревание и нехватка гигиенических прокладок приводят к тому, что девочки бросают школу.

При поддержке ЮНИСЕФ организация работает с сельскими комитетами, чтобы помочь им закупить машины для изготовления стерильных прокладок.

Нагалакшми, одна из первых женщин, прошедших у них обучение, и ее группа взаимопомощи, основали маленький бизнес по производству прокладок, которые стоят около 1,3 рупии.

Организация также распространяет информацию о сохранении здоровья. «Мы не собираемся стать производителями прокладок», - говорит Аншу Гупта, глава Гундж, которая получила награду Всемирного банка за свой проект. «Мы хотим основать движение, которое бы не зависело от нас, и мы распространяем навыки, например, как высушивать прокладки на солнце, или, что их нужно чаще менять».

Женщины, которые используют прокладки из ткани, больше боятся разложить их для сушки на виду, чем возможных рисков, связанных с мокрой тканью – грибковых и других инфекций.

«Уровень знаний очень низкий, даже в городах. Все считают, что месячные – это грязно, их нельзя обсуждать. А поскольку никто их не обсуждает, происходят подобные вещи», - говорит гинеколог Панкадж Десаи, президент Федерации обществ акушеров и гинекологов Индии. «В нормальной менструальной крови нет никаких инфекций. Она не грязная. Однако если она попадает на эти грязные тряпки, начинают быстро размножаться микроорганизмы», возникает риск серьезных инфекций.

В школах Индии нет курсов сексуального образования, а родители часто слишком стыдятся говорить с детьми, или сами мало знают. Одна жительница деревни, 30-летняя мать пятерых детей, говорит, что она не представляла, что происходит, когда у нее началась первая менструация. «Я думала, что у меня какой-то порез», - говорит она.

Она продолжала постоянно мыться и переживать, считая, что страдает от какой-то ужасной болезни, пока старшая подруга не сказала ей, что это менструация и не дала ей лоскут, оторванный от сари.

Женщины из Рупаспура говорят, что нормальные прокладки стали настоящим даром. «Если ты остаешься у родственников, то как ты попросишь ткань или белье?» - говорит Шахназ. «А с ними ты можешь жить спокойно. Можно ходить куда угодно».

Кто придумал прокладки? Как женщины обходились без них раньше? Что новенького сегодня есть в этом секторе рынка?
Рассказывает кандидат филологических наук, преподаватель кафедры рекламы московского Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова Марина Владимировна ПЕТРУШКО .
- Тема "критических дней" была и до сих пор остается табу во многих культурах мира. За свою многовековую историю она обросла мифами — где-то женщинам запрещали в этот период готовить еду, где-то изолировали в специальные хижины. До сих пор совершенно разные религии запрещают им в такие дни переступать порог храмов. Как женщины в разные времена и в разных странах решали эту проблему? Египтянки, например, сворачивали тампоны из папируса. В Греции и Римской империи было принято использовать овечью шерсть, обработанную особым образом. Жительницы Севера измельчали кору ольхи до состояния опилок или использовали мох. В Китае и Японии применяли специальную бумагу. Русские крестьянки — самотканое льняное полотно... Вплоть до конца XIX века обычным пейзажем европейских и американских дворов были развешанные на веревках выстиранные прокладки, напоминавшие вязанную крючком мочалку с петлями на концах. Они пристегивались к одежде или специальному поясу.

Немецкие дамские журналы и брошюры публиковали выкройки, по которым можно было скроить и сшить такие пояса по индивидуальной мерке. Именно практичные немцы наладили процесс промышленного производства и "прилюдной" рекламы в прессе одноразовых прокладок из хлопка. Фабрика Пауля Хартмана выпустила "Hartmann"s MULPA Damen-binde. "MULPA" позиционировались как единственные прокладки карманного размера, незаменимые в путешествии.

В 1895 году эта продукция появилась в Англии и США, выведя фабрику на уровень международного производителя. Через год компания "Джонсон и Джонсон" выпустила свои одноразовые прокладки "Джонсон и Джонсон"названные именем доктора Листера, пропагандиста хирургической антисептики. Но и те и другие не имели большого коммерческого успеха. Появлению яркой и заметной рекламы товара первой необходимости мешали культурные и религиозные традиции, а также общественное мнение.

Бум популярности одноразовых средств гигиены пришелся на 20-е годы XX века. Женщины ощутили собственную общественную значимость, почувствовали себя свободнее и раскованнее. Они стали водить автомобили, заниматься спортом, добились разрешения курить в общественных местах. В Первой мировой войне женщины многих стран принимали активное участие в качестве медицинского персонала, сестер милосердия. Именно с профессиональной деятельностью сестер милосердия связана и история успеха одноразовых прокладок.

Медицинский авторитет всегда был излюбленным средством убеждения покупателей. Люди доверяют докторам больше, чем кому-либо другому. В своих первых рекламных объявлениях, появившихся в прессе в январе 1921 года, компания "Kotex" - пионер в области производства одноразовых прокладок — объясняла происхождение прокладок нового типа так: "Работавшие во время Первой мировой войны во Франции американские сестры милосердия впервые попробовали применить новый бандаж на основе древесной целлюлозы в качестве гигиенических прокладок. Оказалось, что этот перевязочный материал более гигроскопичен, чем хлопок. И в то же время он не так дорого стоит". Так родились популярные и сегодня "Kotex".

Немецкие производители гигиенической продукции для женщин "Camelia" в те же годы привлекли для сотрудничества сестру милосердия Тэклу. Кроме того, логотип марки прокладок дополнялся крестом, подчеркивающим связь между рекламируемым товаром и тем, что сестра милосердия это еще и представительница Христианского госпиталя.

Начнем с того, что месячные в древности и сейчас — немного разные явления. В первую очередь потому, что устойчивый цикл был скорее редкостью, чем нормой. Плохое питание и недостаток витаминов приводили к нарушению гормонального баланса, а это, в свою очередь, приводило к нарушению менструального цикла. Месячные могли и вовсе прекратиться, если женщина была сильно истощена.

Тампоны и Древний Египет

Очень часто в интернете можно встретить утверждение, будто бы тампоны были известны еще древним египтянам. Упоминают в этом контексте и Гиппократа, «отца медицины», который якобы упоминал небольшие деревянные палочки, обернутые в мягкий лен, которые женщины вставляли во влагалище.

Доктор Хелен Кинг, которая посвятила изучению менструаций в историческом разрезе много лет, утверждает , что оригинальная цитата Гиппократа так и не была найдена, а миф широко использовался в рекламных кампаниях известных брендов — производителей средств личной гигиены для женщин.

Популярное

То же касается и утверждений о тампонах в Древнем Египте и Греции. А вот свидетельства того, что римлянки крепили на белье subligaculum — впитывающие хлопковые прокладки — имеются.

Средневековье

Если очень коротко ответить на вопрос, что делали женщины вплоть до XIX века во время месячных, то ответ будет такой: ничего. Большая часть европеек не носили белья, так что и крепить ткань было некуда.

Впрочем, исключения тоже имелись. Альтернативным методом« для богатых» были тряпичные« прокладки», которые крепились между ног с помощью специального пояса, который крепился вокруг талии. Например, нам известно, что Елизавета I, королева Англии, владела тремя черными шелковыми поясами.

« Цивилизованный» подход к своей гигиене предполагал также кусочки ткани, которые засовывали во влагалище, чтобы приостановить кровотечение. Но большинство женщин просто позволяли крови вытекать из себя естественным путем. Это, судя по всему, если верить записям, никого не удивляло.

Лаура Клостерман Кидд(Laura Klosterman Kidd), эксперт по этому вопросу, изучила 17 женских дневников и писем с рекомендациями, что паковать с собой в поездку. Она не встретила ни одного упоминания предметов, которые хоть чем-то могли облегчить жизнь женщины в этот период.

1800

Ничего не изменилось. Немецкий доктор в 1899 году писал: «Это совершенно омерзительно — кровить на свою сорочку, а затем носить ее от четырех до восьми дней, это может легко привести к инфекциям».

Да, некоторые женщины действительно использовали« менструальные ткани», но большая часть женщин не могли себе позволить такое дорогое удовольствие.

При этом женщинам« в эти дни», к примеру, запрещалось работать на фабриках, особенно пищевых, — считалось, что они могут« отравить» продукты.

1900


Белье надежно крепилось на так называемый гигиенической пояс. Первая реклама, демонстрирующая одноразовые салфетки, появилась в США в 1888 году. До этого момента любая реклама, затрагивающая тему менструаций, считалась табуированной.

Продукт не привлек потребительниц и был снят с производства.

1920

Женщины так же использовали гигиенический пояс, но на этот раз согласились на одноразовые подложки. Медсестры Первой мировой войны обнаружили впитывающие свойства особой медицинской бумаги — они использовали ее для впитывания крови из открытых ран, но и для менструальной крови они вполне годились.

Вдохновившись этой идеей, Кимберли Кларк изобрела Kotex — первые одноразовые салфетки для менструаций.

1930

Появляются первые тампоны с картонным аппликатором. В 1934 году компания Tampax вывела на рынок свой продукт. Его рекомендовали к использованию только замужним женщинам, потому что повсеместно считалось, что тампоны подходят только тем женщинам, кто уже лишился девственности.

1940

Война, женщинам приходится много двигаться, нет времени на заминки. Так появляется первый тампон без аппликатора. В период с 1936 по 1943 год потребление тампонов возросло в пять раз.

1950

Время назад. И снова гигиенический пояс, а о месячных — ни слова. Женщины должны молчать об этом неудобном периоде своей жизни. Но вот оправданием для отказа от домашней работы менструация служить не должна.

1960


Тряпичные прокладки, которые можно мыть. Время борьбы за женские права почти ничего не изменило в отношении к месячным.

История женских гигиенических средств уходит вглубь времен.

Давно-давно, когда цвел и расцветал Вавилон, богатые вавилонянки изобрели первые тампоны. Тогда они еще не носили гордого названия «Ob», «Кotex» или «Tapmpax», они назывались просто, но длинно: «рулончики из мягкого папируса». Тем же, у кого не хватало денег на мягкий папирус, пользовались жестким тростником. Не удобно, но дешево.

Первые прокладки в разных странах

Значительно далеко вперед шагнули древние римлянки, которые использовали специальную шерсть для изготовления тампонов. Шерсть вычесывали, скатывали и получали готовый продукт.

А вот японки делали шарики величиной с грецкий орех из тонких листочков бумаги.

Европейки особо не заморачивались и делали тканевые прокладки, которые крепились к юбке. В средние и постсредние века юбок обычно носили много, а потому пятен было не заметно.

Эскимосские женщины в качестве прокладок брали мох ягель или очень тонкую древесную стружку ольхи. А некоторые использовали мех пушных зверей.

А вот российские деревенские женщины вместо "прокладок" пользовались обычным... сеном.

Эра тампонов и настоящих прокладок

Первые прокладки, которые можно было бы назвать прокладками, появились в начале 20-го века. Состояли они из чехла, изготовленного из тонкой бумаги или мягкой хорошо впитывающей ткани. Внутри чехла находилась распушенная целлюлоза, а под ней располагался целлофан.

Промышленное производство прокладок связано с появление материала - целлюкотона, изобретенного и произведенного специально для перевязки раненых. У него была очень высокая степень впитывания. Специалисты американской компании «Кимберли-Кларк» это свойство оценили, и с 1920 года началось уже коммерческое производство прокладок. В первое время женщины смущались их покупать «в открытую». Потому в аптеках придумали специальные комнатки с ширмами (вроде примерочных), куда девушка заходила, брала товар и кидала деньги в коробочку. Интересно, что никто не проверял, положила ли она деньги или нет - все было основано на доверии.

Первые одноразовые прокладки от «Кимберли-Кларк» получили название «Целлюнап» (Cellunap). Однако вскоре Целлюнапы переименовали на более благозвучные «Котексы» (Kotex). Их поначалу продавали в упаковках без надписей и рисунков.

В 1933 году происходит очередной гигиенический переворот. Виной которому стала любовь к лошадям (!). Так, супруга американского хирурга Эрла Хааса любила кататься на лошади. Но прокладки ей сильно мешали заниматься конными прогулками, потому ее муж Хаас, придумал для дамы сердца гигиенический тампон. Он был свернут из хирургической ваты, прошитый по всей длине шнуром и помещенный в картонную трубочку (аппликатор) для легкости и удобства введения. Свой тампон Хаас обозвал - «Tampax»: от английских слов «tampon» (тампон) и «pack» (упаковка).



Рассказать друзьям