Сообщение про дымковскую игрушку. Конспект занятия «Дымковская игрушка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Процесс изготовления дымковской игрушки

Президент России Д.А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

Технология изготовления Дымковской игрушки

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка Дымковской игрушки.


Лепка Дымковской игрушки


Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг Дымковской игрушки.


Сушка и обжиг Дымковской игрушки

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.


Обеливание игрушки


После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Роспись Дымковской игрушки.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Роспись игрушки

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .


Технологическая нить прошлого Дымковской игрушки

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

1. Подготовка красной глины к работе.

Народное искусство – одна из форм познания действительности. Оно обогащает ум и чувства ребёнка, развивает его творческое воображение, формирует мировоззрение. Для становления мировоззрения имеет огромное значение знакомство с народным промыслом, который хранит и передаёт национальные традиции.

Народное искусство несёт в себе огромную информацию о жизни наших предков. Многочисленные виды русского народного искусства возникли в различное время и в каждом из них утвердились свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Любить своё прошлое – значит наследовать всю красоту жизни, её славу и свет разума предков.

Русскому, как и любому народу, свойственно стремление к прекрасному. Издавна на Руси привыкли украшать свой дом, одежду, мебель, хозяйственную утварь.

Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории.

Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников.

Сохранение культурного наследия прошлого – актуальная тема нашего времени. Мы должны грамотно, с полной отдачей включиться в общенародное дело сохранения самобытного мира народного искусства. Немногие из древних памятников дошли до нас, но их жизнь продолжается в формах, линиях, красках и мотивах орнаментов произведений современных мастеров

На вятскую глиняную расписную игрушку долгое время не обращали внимания. Интерес, а затем и мировое признание к дымковской игрушке пришли в наши дни. Я твёрдо верю в то, что любому из нас, в любом возрасте, каким бы трудом мы ни занимались, свойственно чувство прекрасного. Помимо чувства прекрасного, в каждом из нас живёт и чувство художника, творца. Целью своей работы я вижу изучение истории возникновения «дымки», раскрытие самобытности образов дымковской игрушки, подробно изучить их. А в практической работе прикоснуться к искусству изготовления знаменитых дымковских игрушек.

История возникновения дымковской игрушки.

Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

У нас ручки крендельком, щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи. И кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Но не только караваи хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в дымковской слободе жили гончары. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот неприметный случай способствовал развитию сначала гончарного дела. Лепили из местной красной глины посуду. Потом начал развиваться игрушечный промысел, который скоро стал основным видом деятельности в слободе.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно расписные.

Слепят игрушки и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Идёт весна, Весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

Не зря весенний праздник.

И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек.

Образы дымковских игрушек.

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают. Нельзя смотреть на них без улыбки

Белоснежные, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

В самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдём туда, сразу увидим груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Мастера строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждый имеет свои особенности в работе. Лепят мастера фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц.

Покупают люди сушку

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша:

До чего же хороша,

Просто чудо-водоноска,

Высока её причёска,

Губы алы, щёчки алы

Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими кровными братьями и сёстрами из слободы на реке Вятке.

Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения – народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создаются животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки.

Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждём вас на дорожке,

Разомните ножки.

Излюбленным образом являются сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи.

Под берёзки, на лужки

Выбегают петушки,

Зелёные сапожки,

Красные серёжки.

Характерный образ русского народного искусства – медведь: медведь с вожаком, медведь-нянька, медведь-охотник.

Вот только злого волка не увидишь. Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе: он слишком злобен.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании её формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, выполненные детьми. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Дымковка – добрая улыбка, а не резкий смех.

Техника изготовления дымковской игрушки.

Техника изготовления дымковской игрушки проста. Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из красной глины, обжигается, затем покрывается меловым грунтом. Нарядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведёнными на молоке, применяется позолота.

Цветовое оформление «дымки».

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, самыми весёлыми красками. Это насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, особенно празднично сияющий на белом фоне игрушки. Белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный – зелёный, синий – оранжевый или жёлтый). Остаётся много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись весёлая, жизнерадостная. Стоят игрушки на столе или на музейном стенде – словно шумная, пёстрая ярмарка веселится, гуляет.

Почти в каждой игрушке присутствует и чёрный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, чёрточек, подчёркивающие яркость крупных элементов узора – колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).

Очень любят дымковские мастера украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.

Выразительные средства орнамента игрушек.

Яркая цветная роспись на белом фоне обогащается орнаментом. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними – точки, чёрточки, тонкие линии.

Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный. Чётко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами – кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.

Внимательно присмотритесь к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчёркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

Практическая работа.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества. Техника лепки богата и разнообразна. Сама лепка способствует эстетическому развитию детей. Лепка помогает ребёнку видеть то, что он создал, но и не только это, он трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Не менее важно и то, что в лепке реализуются творческие способности даже при минимуме материалов.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Лошадка. Попробуем выполнить лошадку скульптурным способом. Исходная форма – удлинённый овоид, который получаем, раскатывая шар круговыми движениями и слегка вытягивая его или изменяя форму несколькими продольными движениями ладоней. Если сложно создать такую форму, можно взять за основу цилиндр.

Один конец примерно на треть длины исходной формы надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной шею с головой, а из другой – ноги. Шею поднимаем вверх, немного сгибаем вверху и получаем голову. Шею поднимаем вверх, немного сгибаем вверху и получаем голову. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец исходной формы слегка вытягиваем, загибаем вниз, разрезаем стекой пополам, чтобы получились ноги такой же длины, как передние.

Вылепленную фигурку оформляем, чтобы она стала красивой и пластичной. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву. Затем фигурку высушиваем и расписываем.

Кукла. Делим кусок глины на 3-4 части. Начинаем лепить с туловища. Берём самый большой кусок глины и раскатываем сначала круговыми движениями в шар, а затем продольными движениями в цилиндр, сильнее нажимая ладонями на один конец (обычно со стороны указательных пальцев). Из вершины конуса оттягиваем шею. Примерно посередине формы делаем талию – перехватываем и сжимаем пальцами, сглаживаем.

Из маленького кусочка глины раскатываем шарообразную или овоидную форму – голову. Делаем на ней головной убор: защипываем в виде кокошника или лепим отдельно небольшой валик, прикладываем к голове, прижимаем и щипковыми движениями пальцев формируем кокошник. Присоединяем голову к туловищу, примазываем и разглаживаем мокрыми пальцами или влажной салфеткой, чтобы не было видно шва.

Другой кусочек глины делим на две равные части и раскатываем два одинаковых по длине цилиндра – это руки. Прикрепляем их к верхней части туловища и располагаем так, будто кукла что-то несёт или держит.

Оформление мелких деталей: лицо изображается стекой или налепами; для причёски – плетём косу; выкладываем на голове кудряшки-шарики; лепим детали одежды и украшения – фартук, воротник, бусы, узоры на одежде. В руки кукле «даём» каравай, « ляльку» и т. д.

Куклу высушиваем просто в помещении и разрисовываем по мотивам дымковских игрушек: точками, кольцами, кругами, прямыми и волнистыми линиями, клетками, пятнами.

Вылепленные поделки оставляем до полного высыхания на несколько дней.

Для общей грунтовки смешиваем клей ПВА (ВИФ) с водой и наносим кисточкой или тампоном на поверхность изделия. После высыхания покрываем слоем белой гуаши, снова даём подсохнуть и затем раскрашиваем: сначала большой кисточкой накладываем основной цвет, затем кисточками разных размеров рисуем детали в задуманной цветовой гамме. Для лучшей сохранности поделки покрываем лаком.

Заключение.

Дымковская игрушка – уникальное явление в русском народном творчестве. Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками, благодаря её колориту.

Знаменитый русский художник А. Васнецов, написавший много картин, посвящённых истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: « Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем Хлынове, в слободе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину: там – классические туники дев, Амур и Диана, здесь живые, близкие нам образы».

Дымковские игрушки – живые эстетические ценности. Они властно входят в жизнь. В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, выразительность его мыслей.

Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Дымковская игрушка - яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность проследить, как развивалось это народное искусство на протяжении огромного времени, сменяя многие поколения и династии мастеров.

Дымковская роспись: история

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.

Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Производство дымковской игрушки

Эти игрушки и по сей день полностью рукотворное искусство. Каждая представительница - произведение одного мастера. Для производства фигурки применяется местная красная глина, которая тщательным образом перемешивается с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали соединяются и долепливаются.

Прежде чем производить обжиг готовых фигурок, их нужно предварительно высушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигаются изделия в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными белилами. В старину для этих целей использовался мел, разведенный при помощи молока.

На этом процесс изготовления игрушки закончен. Дальше идет дымковская роспись. Она представляет собой совершенно неповторимый народный стиль.

Элементы дымковской росписи

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Форма дымковской игрушки

Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы - кокошники. Здесь особое значение имеет выразительность деталей: нарядность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелеринки, зонтики, сумочки и прочие дамские принадлежности.

Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка.

Характерные особенности росписи животных

Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел - красные с позолотой рога.

Утки-"крылатки" имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.

Утки и кони - наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Дымковские цвета

Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки - вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве.

Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда - это, конечно, белый цвет. не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий - цвет неба.

Декорирование

Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.

Настоящее дымковской росписи

Для росписи игрушек в применяются гуашевые краски, которые разводятся на яйце, а также темперные либо предназначенные специально для керамических изделий. Для нанесения узоров используются хорьковые или

В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .



Рассказать друзьям