Сценарий праздника для подготовительных групп в детском саду «Рождественские святки. Семейная эстафета "Резвые сани"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Звучит частушечный наигрыш.
Живописная процессия с топотом и частушками входит в зал. Ряженые ведут медведя и козу.
Коляловщики:
- Эй, хозяева, слезайте с печки, зажигайте свечки!
- Коляда пришла, отворяй ворота!
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Мир дому вашему, пирогов вам с кашею!
- Шли было мимо, да завернули до дыма!
- Может, вы гостям и не рады, да не выгоняйте за ограду!
- Пришла Коляда накануне Рождества!
- А с ней и мороз через тын перерос.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Как на улице мороз примораживает нос!
- Не велит долго стоять, велит скоро подавать!
- С Рождеством Христовым!
Колядовщики поют народную песню «Дудочка дуда».
Дудочка дуда,
Ты где была? На барском дворе.
Чего делала? Коней пасла.
А где кони? За ворота ушли.
А где ворота? Водой снесло.
А где вода? Быки выпили.
А где быки? В тростник ушли.
А где тростник? Бабы выжали.
А где бабы? За мужьями ушли.
А где мужья? Пошли сено косить.
Зачем сено? Коров кормить.
Зачем коров кормить? Молочко доить.
Зачем молочко? Маслице сбить.
Зачем масло? Коляду испечь.
Зачем коляда? Гостей угостить!

Хозяин. Пожалуйте, гости! Я вас дожидался! Прошу в дом мой просторный.
Хозяйка. Мои сдобные лепешки Не лезут в окошки. Проходите, гости дорогие! Чаю испить, в игры играть, На будущее погадать — начать!
Колядовщики исполняют народную песню «Ой, мороз, мороз!».

Хозяин. А это вы кого с собой привели?
- Это козочка-коза и медведь!
Ряженый. Расступись, народ честной, Идет козочка со мной. Вот девка-козуля, Рождественская бодуля!
Водит козу.
Куда коза хвостом — там жито кустом. Куда коза ходит - там жито родит. Куда коза ногою - там густо копною. Куда коза рогом — там жито стогом.
Коза. Сейчас как дам рогом, Будешь за порогом!
Коза бегает по залу, по сцене, бодается, набегавшись, падает.
Хозяйка. Ну вот, коза уморилась и спать завалилась. Пока коза отдыхает мы споем да поифаем с залом!

Под веселый наигрыш народной песни «Коробейники» идет игра.
Игра «Музыкальный веник».
Хозяйка. Кину веничек сейчас -
Все должны пуститься в пляс
Пока музыка играет, вы передаете веник по кругу.
Музыка прекращается - у кого веник остается, тому приз наш достается!
Победителю вручается березовый веник.

Хозяйка. Молодец, боярыня (боярин), Веничек тебе мы дарим - в русской бане косточки попарить и здоровьице поправить!
Хозяин. Ну что, хватит пока песни петь да играть!
Будем праздник продолжать! Помните, как у Жуковского в поэме «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Сейчас все загадывают желание, хорошо? А теперь узнаем, сбудется ли оно у вас.
С завязанными глазами надо сесть на стул. Если это игроку удается, то и желание его в Новом году исполнится.

Ряженый. Хозяин дорогой, а что это у тебя хозяйка невесела?
Хозяин. Глупый ты человек! Аль не смекаешь? Понравиться, вишь, вам, молодым хочет!
Ряженый. Да сколько ей годков-то?
Коли больно молодая, так я не возьму,
Чай, деда моего махоньким помнит?
Хозяин. Что ты еще, братец! Баба, вишь, молодая.
Ряженый. Бабе твоей, наверное, два ста без десятка? А плясать ещё может?

Звучит общая плясовая. Хозяйка пляшет и падает.
Хозяин. Ой, хозяйка моя Работящая была! Желанная моя, красотка моя, Принцесса ты этакая!
Хозяйка (вскакивая под частушечный наигрыш). По селу пойдем,
Что-нибудь да сделаем: Окна, двери заколотим Да замок приделаем!
Ряженые:
- Спасибо за приветствие! Счастья и здоровья!
- Спасибо этому дому, пойдем к другому!
- С праздником, с Рождеством Христовым!

ЦЕЛИ мероприятия:
1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа.
2.Знакомство с русским фольклором, создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям(колядки, гадания, загадки, песни, игры).
3. Развитие фантазии и интеллекта у детей

ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздника Рождество, Крещение.
2. Дать понятия: СОЧЕЛЬНИК, КОЛИВО, СВЯТКИ, КОЛЯДОВАНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4.Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Музыкальное сопровождение (мелодии «Кострома», «Барыня», «Цыганочка»)
2. Мультимедийная презентация (Праздник «Святки»)
3. Костюмы животных
4. Атрибуты для игр, гаданий

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: постановка сценки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова Вадима Шафрана:

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?
Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1(слайд). . А задумывались ли вы когда-нибудь почему праздник "Новый год" так называется? И что значит слово "год"? Год – это время, в течение которого земля делает полный оборот вокруг солнца. Каждый год не похож на все остальные, но в любом году по православному календарю есть Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января (слайд)
КРЕЩЕНИЕ Господне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января. (слайд)

Как готовятся к Рождеству верующие люди?

40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября. Разрешалось есть рыбу, кроме среды и пятницы. Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей. Не говорить плохого о людях, никого не обижать, ни на кого не обижаться. Канун Рождества назывался Сочельник.
СОЧЕЛЬНИК (канун, навечерие праздника). Происходит это слово от названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной (на стол в сочельник подавали коливо – кашу из пшеницы на меду постная каша с фруктами, овощами или ягодами. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник).

В этот день не ели до появления на небе первой звезды. «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления.(слайд) Сначала совершалась молитва, затем проходила трапеза: спокойно, почтительно. 7 января, все шли на службу в храм, только потом веселились, праздновали, колядовали.
Особое внимание отводили украшению рождественской елочки? На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.(слайд)

Колядки, хождение со звездой, ряженье – здесь мирно уживались язычество и христианство.

(слайд) Святками назвали зимние народные праздники в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита. В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце - начинает прибавляться световой день. Считалось, что в это время закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими. (слайд) Никогда русская семья не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселье, особенно женский пол. Молодые люди во время игр выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают опытом достоверность гаданий. Колядки, Святки, (игры, песни, посиделки, гадания) - проводились трижды: в Рождество на 7 января, под Новый Год и накануне Крещения. Самым веселым на Святках было колядование или колядки. И начинались они в Рождественский сочельник, т. е, в ночь с 24 на 25 декабря, а по новому стилю с 6 января на 7 января.

Помните ли вы традиции коляды? Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». По домам водили “козу”. Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. (слайд) Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза

СЦЕНКА (Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).

Цыган. С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный: что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.

А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Цыган. Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):

“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.”

(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза барабанит, Медведь пляшет.)

Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию “Барыня”, а Цыган комментирует):

Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
Головушка у неё заболела!
Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)

Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!

(слайд) Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, особые величальные песни, называемые по их припеву “колядками”, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится), а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, давали с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Для негостеприимных хозяев ряженые пели грозящие колядки, но их никто не боялся, потому что знали – это колядки – шутки.

Все принимали участие в этих обрядах. Дети кидали зерна по полу, зерна летели в хозяев избы, которые добродушно отряхивали их и благодарили ребят за добрые пожелания.

Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца) (слайд), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

Ходили по дворам до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?

Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Но святочные посиделки - особенные. На них работу не брали, а приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.(слайд). Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть. Затем идут игры, хороводы. На вечерках всегда была ведущая. Чаще всего ей была самая находчивая, веселая девушка. Она принимала гостей, распоряжалась, когда чем заниматься: сказки сказывать, песни петь, кадрили водить, гадать-ворожить, просто играть. Когда все гости в сборе, хозяйка предлагала начать игру. Времена изменились, но почему бы и нам не устроить посиделки – с играми, гаданиями?

Игры проводятся с ребятами из зала

Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).

Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).

Игра 3 «Повяжу я Любушке платочек»(6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!

Для игры "Повяжу я Любушке платочек" я прошу Вас встать в 2 колонны. По-моему сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек, возвращается и встает в конце колонны. Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету.

На посиделках любили загадывать загадки (слайд), загадки веселые с подвохом,:

Какая еда без другой еды не еда? (Соль)

Как можно понести воду в решете? (Замороженную)

Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)

Какой плод до зимы живет? (Рябина)

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки) Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (Мороз).

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (Снег)
Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? (Колокол.
В маленьком амбаре держат 100 пожаров. /Спички/

Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. /Печь./

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. /Солнце./

(слайд)В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.

С 13 по 19 января гадают.(слайд) При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка? Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год. Гаданий было превеликое множество. Традиция гадать пришла из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы. Но на Святках риск значительно меньше – "Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может…"

(слайд) Во время святок различают "святые вечера"(7–13 января) – для веселых, смешных гаданий. И "страшные вечера" (14–19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, то есть на Старый Новый год.
Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.
Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.
Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет.
Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане.
Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет.
Вечером в крещенский сочельник выносят сор на улицу. Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
В блюдце с крупой бросали кольца. Перемешав, достают: золотое – за богатого замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.
Было очень интересно, но немного жутковато.
Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой бане. (слайд). Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни Святок. Надо закрыться изнутри в бане, сесть перед зеркалом у каменки на деревянную лавку. По обеим сторонам зеркала должны стоять две зажженные свечи, обязательно освященные в церкви. Между гадающей и зеркалом установить еще одно зеркало «лицом» к первому. Таким образом гадающая видит в зеркалах целую галерею отраженных зеркал. В полночь необходимо призвать мысленно все силы земли, огня, воды и неба и попросить их показать будущего суженого. Надо очень внимательно наблюдать, чтобы не пропустить момент появления фигуры. После гадания, которое может длиться от часа до трех, обязательно прочитать молитву и поблагодарить высшие силы. Умыть лицо и руки родниковой водой, вытереться новым полотенцем, надеть чистую, желательно новую одежду и идти в дом. Ни с кем не говорить и лечь спать.

Есть и правила, которые необходимо соблюдать: Гадают обычно вечером, когда стемнеет. шумное застолье нежелательны, потому что требуется сосредоточенность, внимание. На Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными. 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. .

Гадание с ребятами

У меня в коробке шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого что ожидает в новом году.

(В коробке лежат цветные шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного гадания: сердечко – любовь, колечко – быть свадьбе, ключик – новоселье, пуговка – обновка в одежде, колёсико – купите или выиграете машину, карта географическая – путешествие, цветочек - быть красивым, конфетка – сладкая жизнь, копейка – к деньгам.

Каждый загадайте себе желание. Затем натяните над полом веревку с колокольчиком. Подходите к веревке. Девчата вам завяжут платком глаза. И если вы проползете под веревкой с колокольчиком, не заденете ее, и колокольчик не зазвенит, то ваше заветное желание исполнится.

Каждый гость праздничных посиделок может выйти и попробовать испытать свою судьбу. Берете 7 стаканов, ставите на поднос и заполняете разными составляющими:
первый – вода – жизнь в грядущем году будет пуста и скоротечна;
второй – сахар – жизнь будет сладка
третий – соль – предсказывает слезы или поездку на море (кому как нравится);
четвертый – деньги – ну тут думаю все ясно;
пятый – ключи – к приобретению всего, что имеет замок (квартира, машина, гараж, шестой – кольцо – жди свадьбы.
Накройте стаканы чем нибудь, чтоб их не было видно и вперед – выбирайте и давайте выбирать другим.

Гадание с книгой. Семь раз не глядя открываем любую книгу и острым предметом (например, ручкой) наугад попадаем в слова. Эти слова записываем на бумагу, а затем из них составляем пророческий текст. Тест можно проходить только один раз! До начала прохождения теста надо загадать желание. И главное – ни в коем случае нельзя смотреть ответы, нужно отвечать первое, что придет в голову!!!

Вопросы:

Расположи этих животных в зависимости от твоего отношения к ним (начни с того, что больше нравится): Корова, Тигр, Овца, Лошадь, Свинья.
Напиши по одному определению (прилагательному) к каждому из этих слов: Собака, Кошка, Крыса, Чай, Море.
Подумай о ком-то, кто тебя знает и кто важен для тебя. Соотнеси их с определенным цветом (по одному человеку на один цвет): Желтый, Оранжевый, Красный, Белый, Зеленый.
Представь, что ты видишь со стороны себя, когда гуляешь, учишься, отдыхаешь. Каковы твои ощущения и первая мысль?
Представь, что ты сидишь в одиночестве в пустой белой комнате. Опиши свои ощущения.
Ты идешь по пустыне и натыкаешься на огромную стену. Твои действия.
Представь, что ты на Земле в полном одиночестве. Что ты будешь делать?
Напиши свое любимое число и день недели.

Корова – карьера; Тигр – честь/достоинство; Овца – любовь; Лошадь – семья; Свинья – деньги.
Собака-описание самого себя; Кошка-партнер; Крыса-враг; Чай-интерес к школе; Море – твоя жизнь.
Желтый – тот, кого ты никогда не забудешь; Оранжевый – тот, кого ты считаешь лучшим другом; Красный – тот, кого ты действительно любишь; Белый – твой близнец по духу; Зеленый – тот, кого ты будешь помнить до конца жизни.
Так ты воспринимаешь свою жизнь.
Это твое отношение к смерти.
А так ты относишься к трудностям и препятствиям.
В этом твоя истинная цель в жизни.
Сделай приятное стольким людям, какого твое любимое число и желание исполниться в назначенный день!!!

Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан,(слайд) поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства, ей можно было лечить взрослых и детей.. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались (слайд), чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное. День был хорош и для крещения младенцев, и для заключения свадебного договора “рукобитья”.

У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

(Сценарий рождественских колядок)

Народный календарь отмечает четыре самых больших праздника, приходящихся на состояние солнечного движения. Первым отмечалось зимнее солнцестояние – дни пробуждения солнца – поворот солнца к лету. Это время в народе известно как зимние святки (25 декабря — 6 января). Считалось: коли дни на зим¬ние святки веселые и счастливые, то и год будет таков, а обряд колядования обеспечит хозяйственное благополучие не весь год.
Все на святки, все на святки
Приходите-ка ребятки!
И овсень и коляда
Будут вместе с нами. Да?

А что это такое — святки
Вы не слышали,ребятки?!
Что ж придётся рассказать
И, конечно, показать.

(РЯЖЕНЫЕ стучатся в калитку и окликают хозяев:)

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали
Святую коляду.
Мы нашли коляду
Во первом дому
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
ОЙ, мороз, мороз
Отморозил нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать
. Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
:Кто не даст лепешку
¬Разобьем окошко! .
:Кто не даст хлеба
¬Стащим с печки деда!
Ставня приоткрывается, появляется. Бабка

Бабка: Добро пожаловать, люди добрые!
Спасибо, что не обошли наш двор. Пироги в печи подрумянились, каша в горшке обжигается, ждет вас всех, дожидается.
!
Ряженые: Здравствуйте хозяюшка!
- Позвольте во горницу войти!
-Во горницу войти, да на лавочку сесть!

Дед. Коляда пришла,
Всем веселья принесла
Не садитесь не скучайте
Петь частушку начинайте!
Коляда,коляда,
Во печи стоит еда:
Каше гречневая
Голова свиная.
Коляда,коляда,
Подавай еду сюда;
Конфет коробок,
Или вилы в бок.
Коляда,коляда,
В небе уж взошла звезда,
К нам катит на святки,
Подпалила пятки.

Коляда, коляда,
Нам подай пирог сюда!
Сладко закусили –
Хозяев не честили!

Коляда,коляда
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок.

Баба: Да попели вы на славу,
На потеху на забаву.
Дед: _ Мехоноша, где мешок?
Получай-ка пирожок!

Баба: И бараночки, и конфетки,
И гривеннички на прянички.

КОЛЯДА: Спасибо, хозяин, спасибо хозяюшка. Хороши у вас пироги, и сердца у вас добрые, приветливые. И мы в долгу не останемся. (Достает из мешка фигурку доброго духа). Примите под нас в подарок эту фигурку домового. Пусть приживется он в вашем доме, сохраняет семью вашу от глаза дурного, завистливого, чтобы все, что вы задумали, сбывалось, чтобы хлебосольный двор ваш на всю округу славился.

Ряженые: Спасибо, хозяева щедрые!
- Пойдём по дворам,
Песни величальные петь,
Рождество славить!
Уродилась коляда

Коза не хотела я плясать,
Лежала и стеснялася.
А как дали сала шмат,
Я не удержалася.

Плясать пойду,
Головой тряхну,
А рогами и хвостом
Завлекать начну.

Ах, коза я, козочка
Серенькая розочка,
Ровненькие рожки
Стройнейнькие ножки.

Хозяйка хороши ваши колядки
Вот вам пироги к чаю сладки.

РЯЖЕНЫЕ (запевают):
На полице есть пирог,
Ты не режь, не ломай!
Ты не режь, не ломай!
Лучше весь подавай!
Кто подаст пирога,
Тому — двор бы скота!
Девяносто бы быков,
Полтораста коров.
Они маслом бы цедили
И сметаной бы доили!
А как на пролуб пойдут,
Пусть помыкивают,
А как с пролуби пойдут,
Пусть поигрывают.
ХОЗЯЙКА (с поклоном): Проходите к столу, отведайте угощенья моего.

(Ряженые и Коляда пробуют все, что стоит на столе, мехоноша не забывает пополнить свой мешок.)
КОЛЯДА: А за ваше угощенье, дарим вам домового (достает фигурку). Он махонький, ласковый, есть не просит, а счастье приносит.

Как ходила коляда
Накануне Рождества.
А кто даст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому двор чертей,
Огород червей!
Добрый вечер тому,
Кто в этом дому,
Старому, молодому
И Богу святому.
Чтобы здоровы были,
Чтоб нас не забывали
Старый, молодой
И Бог святой!.

Зал дома культуры оформлен в русском стиле – вышитые полотенца, прялка, на видном месте – самовары. Столы сервированы для чая.
Хозяин вечера – Коляда
КОЛЯДА: Добрый вечер добрым людям,
Пусть веселым праздник будет!
С Рождеством всех поздравляем
Счастья от души желаем!

Вот и матушка зима пришла
Растворяй ворота!

Коляда-маляда
Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз
через тын перерос!

Не велит мороз стоять
Нам пора калядовать!

Здравствуйте честной народ!

Разрешите покалядовать!

(Коляда обходит присутствующих и обсыпает их зерном. Фольклорный коллектив исполняет песни обряда посевания:)
Сею, рассеваю
Овсом, рожью,
Милостью Божью!
На крутой творожок
Пастушку пирожок!

Сею, вею, посеваю,
С Рождеством всех поздравляю!
На новый год, на ново счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!

Хозяйка ДК (обращается к коляде с поклоном):
Ох, спасибо вам, ребятки,

Чиста январская –белая страница,
Вьюги да метели, птицы-голубицы.
Прилетели стайками, небо заслонили,
Перышки снежинки повсюду распушили.

На Руси светятся в храмах свечи,
образа сияют тихим светом.
Наступает долгожданный вечер:
Маленький Христос нам послан небом.

Стихотворение легенда о рождении Христа

На Руси –украшенные ёлки,
А над нами звёздочки резные.
На ветвях снежинки, легче шёлка,
И шары, как солнышки, златые.

Это в честь малютки Иисуса
Так икрится на деревьях иней
Пусть молитвы детские несутся
В необъятный купол синий!

Я смотрю на небес высоту
И на Божью вокруг красоту.
Вижу, как просыпается мир,
И как будто в природе пир.

К нам пришло Рождество,
Знать всем будет весело
Всем добро и счастье
Никакой напасти!

Нас мороз не напугает
Не напугают холода
Нас колядка согревает
Пляски будут до утра!

Песня танец « Заинька»

КОЛЯДА: и попели, поплясали, а теперь пора прощаться. Спасибо вам, добрая хозяйка, за приют и ласку. Возьмите от нас на добрую память подарок наш скромный, но не простой (достает фигурку домового). Этот добрый домовой покой вам будет охранять, от злых сил оберегать.

Сеем, сеем посеваем,
С Рождеством всех поздравляем!
На новый год, на ново счастье,
Уходи ненастье, прекратись несчастье!

Желаем счастливого нового года
Во всех начинаньях хорошей погоды!
Пусть сбудется всё,
Что у вас на примете.
Пускай почитают родителей дети!
С рождеством Христовым!

Ай заинька, ай серенький,
Ай, заинька, хвостик беленький
А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил

Коляда, караселка
Коляда красная девка,
Коляда не садись близко
Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя
Коляда, повезут тебя
Коляда продадут
Коляда,коляда.
Ай, заинька там река глубока,
А как на печке, на крутанке, едет миленький на палке.
Штаны рваные. Худые, ножки тонкие кривые
Ножки тонкие кривые, штаны рваные худые

Коляда, караселка
Коляда красная девка,
Коляда не садись близко
Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя
Коляда, повезут тебя
Коляда продадут тебя
Коляда,коляда.

Коляда, будут ехать
Коляда, купцы и боярцы,
Коляда посадят тебя
Коляда,В зелену карету,
Коляда, продадут тебя,
Коляда за сто рублей,
Коляда, коляда, завтра мясо едят
(кода колядка спета дети замирают, фоном звучит музыка,выходит чтец со свечой, все дети от этой свечи зажигают свои свечки)
Чтец:

То было в давние года:
Над спящим миро ночь царила,
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился спаситель,
Со всех сторон, со всех краёв
С дарами шли в Его обитель!
Несли Ему ягнят живых,
И соты мёда золотого,
И молоко от стад своих,
И хлеб от очага родного.
Лишь только девочка одна
В святой вертеп войти не смела,
А дети шли, смеясь над нею.
« О, Боже,- плакала она
Зачем меня ты создал нищей?!
Я одинока, я бедна,
С чем я войду в твое жилище?»
Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул с небес во тьме унылой,
И видит девочка- пред ней
Посланник небе светокрылый.
-не плачь, малютка, не грусти!-
Промолвил гость небесный,-
Ты можешь Богу принести,
Своих слезинок дар чудесный!
Взгляни малютка,- на земле,
Куда упали твои слёзы,
Там вырастают и цветут
Любви прекраснейшие розы.
Ты розы чудные сорви,
Иди к заветному порогу
И дар страданья, дар любви,
Отдай, дитя, Младенцу-Богу.
И вот, с кошницею цветов.
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под божий кров,
Сияя чистыми очами.
И ей в ответ в очах святых,
Как искры звёзд. Сверкнули слёзы;
И изо все даров земных
Христос-Младенец выбрал розы.

Финальная мизансцена.
занавес

Сценарий Рождественских зимних праздников для дошкольников "Рождественские Святки"

Цель: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа;
- знакомить с обрядами, песнями, гаданиями, калядками – песенным русским фольклором;
- доставить удовольствие от игр, плясок, песен.
Участники праздника: Коляда (воспитатель), Хозяйка (взрослый), колядовщики (дети в русских костюмах), ряженые (дети) – медведь, лиса, петух, козочка, пастух, коровка, Овсень,)
Предшествующая работа: Беседа с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской библии»), Крещении. Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, игр, инсценировок, колядных песен. Индивидуальная работа с ведущими персонажами. Воспитателю вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, месяц, вертеп.

Ход праздника

Под музыку нарядные дети входят в зал и останавливаются полукругом, лицом к зрителям.
Коляда: Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
(Дети кланяются гостям праздника).
Девочка: Наступило Рождество,
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поёт!
Дети исполняют песню «Веселое Рождество» и присаживаются на места.
Коляда: Ребята, сегодня один из самых больших праздников в православии – Крещение. Недавно все отмечали Рождество. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения называются Святками. Люди ходят в церковь и в гости, колядуют и славят Христа - младенца. Они поют рождественские песни и желают родным и друзьям добра, мира, любви. Новый год, Рождество и Крещение приходят к нам зимой и первыми встречают их лёгкие воздушные снежинки.
Танец снежинок.
Мальчик: Ой, девчата, нынче святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Коляда: Дети, расскажите, что такое святки?
1 ребенок: Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели.
2 ребенок: От Рождества и до Крещения
Приготовив угощенье
Пели разные колядки
По дворам ходили Святки.
Коляда: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Есть у меня сундучок, где хранятся такие вещи, что будут в самую пору и нашим колядовщикам.
Ведущая выкладывает костюмы «лисы», «петуха», «медведя», «козы», «коровы» на отдельные стульчики. К ним подходят трое детей и по команде одевают их на себя.

Проводится игра «Нарядись, обрядись»
Дети берут на столе «Звезду», «Месяц» ,«Вертеп» и вместе с ряженными идут к горнице с песней: Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.
1-ый колядовщик: Открывайте ворота, гости мёрзнут у крыльца!
Из горницы выходит хозяйка и приветствует гостей:
Хозяйка: Вечер добрый, девицы-красавицы и добры молодцы!
2-ой колядовщик: Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем!
Чтоб здоровенькими были,
Много лет прожили.
3-ий колядовщик: Чтоб масло и сало
На кухне шкворчало,
Жилось без печали,
Чтоб деньги бренчали.
Щедрый вечер, добрый вечер
Хозяйка: Вечерок крещенский, вечерок особый. Крещение - последний день зимних святок. Сегодня была я в церкви, взяла воды освящённой. Окроплю я святой водой избу, да и вас всех на счастье окроплю, на добрую долю. (Хозяйка окропляет всех гостей и детей освящённой водой.)
Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали!
Пастух: А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Хозяйка: Вот так знатная компания собралась! А знаете ли вы, гостьюшки-дорогие приметы Богоявленские?
Колядовщики:
4-ый: На Богоявление день тёплый – хлеб будет тёмный.
5-ый: Если снег хлопьями – быть урожаю.
6-ой: Если в крещенскую ночь небо усыпано звёздами, ожидай много грибов и ягод.
7-ой: Метель на дворе – пчёлы будут роиться.
8-ой: Сугробы высоко набило - к хорошему году.
Хозяйка: А вокруг-то, погляди,
Стоят сугробы на пути.
Кто же их преодолеет,
Перепрыгнуть их сумеет?

Эстафета «Перепрыгни через сугроб»
Хозяйка: Святки празднует народ,
Становитесь в хоровод!
Исполняется хоровод ряженых на мотив р. н. п. «Как у наших у ворот»
1. Расступись, честной народ!
Мы выходим в хоровод
С песнями да плясками,
С шутками-побасками!

2. Вот помчался во весь дух
Расфуфыренный петух,
Душегрейка на меху,
Знай кричит: «Кукареку!»

3. Из берлоги снеговой
Вышел мишка, сам не свой.
Не поймёт никак со сна –
То ль зима, то ли весна?

4. А лисица, ну и пава,
Выступает величаво,
Как с платочком пляшет!
Нет лисички краше!
Лиса (по окончании хоровода): А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Но сначала поиграйте со мной! У меня есть лапоточки. Давайте побегаем в них. Ведущая и хозяйка помогают провести Игру « Валенки» (1 пара валенок)

Мальчик: Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Девочка: Как у нашего соседа
Весела была беседа.
А у нас на весь двор
Ёщё лучше разговор.
Хозяйка: Вы садитесь, отдохните,
Друг на друга поглядите,
И друг другу для потехи
Небылицы расскажите.
1-й: Андрей-воробей на коне катался,
На березу налетел, без сапог остался.
2-й: Таня-баня шла по броду,
Решетом носила воду.
А помыть хотела пол
Приморозила подол.
3-й: На болоте стоит пень
Шевелиться ему лень,
Стоит не ворочится,
А веселиться хочется.
4-й: Меж землей и небом
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом,
К небу прицепился.
Выходит Емеля , поет частушки:
1. Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
2. Вот пришла к нам Коляда
На кануне Рождества
Шире двери открывай
Поздравляй всех поздравляй!
Хозяйка: Ты Емеля молодец,
Что колядки нам пропел.
Вот держи в награду
Плитку шоколада.
Петь-то, Емеля, умеешь, это мы все слышали, а в игры ты играешь?
Емеля: - Не - а, а мне неохота!
Коляда: - А вот ребятам всегда охота поиграть. У нас здесь- Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.
Проводится игра «Весёлая метелка». Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их... (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр.
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как "снаряды" называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
Хозяйка. И я с вами поиграть хочу. Вы желание загадайте, снежочек доставайте, да в печь бросайте. Кто попадет, у того желание сбудется.

Игра «Снежки».
Коляда: Посиделки здесь у нас,
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Раз-два,раз-два, начинается игра!
На концах веревок палки,
Называются “моталки”.
Посреди веревок рыбка.
Ты мотай веревку шибко.
Тот, кто первым намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.
Эта рыбка в новый год
Много счастья принесет.

Игра « Перетяни канат»
Коляда: Собирайся, народ, разевай пошире рот.
В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!
А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!

Игра с шариками «Богатыри» (двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота)
Хозяйка: А давайте погадаем,
Под горшочки мы заглянем.

Игра «Гадание на горшках»
Посередине зала, на лавке, стоят шесть горшков. В горшках разные предметы. Из зала по очереди выходят желающие погадать. Кто, какой предмет выберет, тот будет по профессии …
Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется.
Ребенок открывает горшок, а там
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, учёный
4. Муз. инструмент – музыкант
5. Краски – художник
6. Градусник – врач
7. Машина - водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
(Гадание по профессиям с шутками - прибаутками комментирует Хозяйка).
Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!
Колядовщик: Ну, хозяйка, дорогая;
Мы тебя повеличали,
Святки мы с тобой встречали.
Принесли тебе звезду,
Привели и коляду.
Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всем не сказать.
Вечер наш прошёл на славу.
В Святки любо поиграть!
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски,
Благодарствуем мы всех!
Хозяйка выносит из домика поднос с угощениями.
Коляда: Всем кто нас видел,
Всем, кто нас слышал,
Доброго здоровья и низкий поклон.
Под музыку дети уходят из зала.



Рассказать друзьям