Роль родителей в воспитании детей. Пренебрегающие родительскими обязанностями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дети – наше продолжение, наше наследие и подарок миру. А как же воспитать самых лучших подарков? Или может сначала стоит задуматься о своем собственном воспитании и отношении к ребенку?

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос самым способным, самым счастливым, самым-самым. И для этого отец и мать прилагают все усилия, стараются дать ребенку все самое лучшее, все то, что они считают правильным. Но если взглянуть правде в глаза: все меньше мы видим в современных детях добра, терпимости, любви. Большинство из них имеют корыстные цели в жизни. И ради достижения своих целей они готовы топтать своих братьев. Такое поведение больше характерно для дикарей и животных, чем для человеческого существа.

Вопрос встает само собой – а может, не тому мы учим наших детей ? Может, не те цели мы внушаем им? Не в ту сторону направляем? В Евангелии от Матфея говорится: ” Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. ” (Мф.7:18) Если логически мыслить, то если наши “плоды” – худые, значит и родители (дерево) не доброе? И вместо того, чтобы поразмыслить над методами воспитания детей, старшее поколение только критикует молодежь. Я предлагаю вместо осуждения постараться изменить мировоззрение и изучить основы духовного воспитания наших потомков, если вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным, добропорядочным, уважаемым и счастливым человеком.

Воспитание детей начинается с воспитания родителей

1) Прежде всего, нужно осознать, что ребенок – не ваша собственность. Ребенок – индивидуальность . Он никому не принадлежит. У него своя судьба, своя жизненная программа. Вы не вправе навязывать ему свои догмы и взгляды на жизнь . Но мы видим часто, как родители не уважают свое чадо как личность, унижают и оскорбляют его. Не считаются с его мнением, думая, что они лучше знают, как нужно делать. Но даже Христос говорил: ” Не войдете в Царствие Божие, пока не уподобитесь детям.“ Родители требуют беспрекословного подчинения себе, а если это нет, подавляют ребенка. Такое отношение исходит из эгоизма. Для таких родителей ребенок – игрушка, раб, объект для манипулирования. Они напоказ демонстрируют свою власть.

Более правильным отношением к своему ребенку будет осознание того, что он – божественная индивидуальность , которую вам доверили воспитать, помочь в развитии, направить в нужном направлении. Он ничем вам не обязан. Он может быть благодарен вам, но не обязан. Дело в том, что высшие силы посылают душу новорожденного в ту семью, в которой для его духовного развития будут наилучшие условия . Наилучшие с позиции души, а не комфорта. Например, даже если ребенок попал в неблагополучную семью, это говорит о том, что у него существуют проблемы с внутренней дисциплиной и суровые родители будут сдерживать его желания и ограничивать его в их удовлетворении. Духовный учитель говорил: ” Человек плюс желания – животное, человек минус желания – Бог! ” Вся современная жизнь призывает человека лишь к удовлетворению желаний, делая это самой главной целью в жизни. Результат – налицо.

Уважайте мнение ребенка. “Устами младенца глаголет истина!” Разум малыша еще не засорен предрассудками общества и потому его вопросы безвинны и чисты. А мы не можем зачастую ответить на простые вопросы детей или просто отмахиваемся от них или говорим всякую ерунду, считая, что ребенок слишком глуп, чтобы понять правду жизни.

Ребенок будет слушать тех, кто его уважает. Кто относится к нему не как к несмышленышу, а как к вполне разумному человеку. Разговаривайте с ребенком как с взрослым, и он быстрее будет учиться всему. Ребенок, который не находит уважение у родных, стремиться найти того, кто его будет уважать. Он уходит из семьи. Уходит на улицу и его учителем станет тот, кто будет относиться к нему к личности. Поэтому часто случается, что человек с улицы оказывается ближе, чем любой из родителей.

Свобода совершать собственные ошибки

2) Давайте свободу совершать ошибки. С одной стороны многие родители стараются оградить детей от неприятностей, не доверяя ему сделать то или иное дело. А некоторые вообще говорят: “Ты не сумеешь, ты ни на что не годен, ты еще мал!” Тем самым они создают в уме ребенка негативную программу, которая будет отравлять его уже во взрослой жизни. Также, не подпуская к ответственному делу, они не дают детям развиваться, двигаться вперед, познавать новое. Даже если ваше чадо ошиблось, ошибка сможет его научить, и в следующий раз он не допустит ее. Не совершая ошибок, нельзя ничего достичь. Но родители, руководствуясь ложной заботой, способствуют деградации ребенка. И часто мы видим, что повзрослев, ваш сын или дочь, никак не приспособлены к жизни. А мамочка, делая все для детей, постоянно оберегая от опасностей, в старости встречается с плохим отношением к себе. Все происходит по закону кармы: что посеешь, то и пожнешь! “Но как же?” – возразит такая мать.- “Я только хотела добра своим детям!” Добро – это то, что способствует развитию человека, а охраняя от неприятностей и ошибок, мы не даем человеку развиваться, получать опыт жизни. В природе самка охраняет детеныша, пока он не повзрослел, а потом прогоняет его. Когда он сам способен добывать себе пищу, он должен покинуть родное гнездо, иначе он станет нежизнеспособным. В воспитании человека нужно действовать подобным образом, конечно, не впадая в крайности. Можно помогать и взрослым, но не развращая их своей помощью, чтобы они не сели на шею родителям.

Отношения с другими детьми

3) Поощрять дела, направленные на других детей . В первую очередь это относиться к родным братьям и сестрам. Старшие дети должны заботиться о младших. Младшие должны слушаться и служить старшим. Если в семье несколько детей, для них делиться с другими – привычное дело. В то время когда ребенок один в семье, он вырастает часто эгоистом. Он привык, что все – только для него. Вообще нужно учить делиться, делать бескорыстно нужно не только по отношению к своим родным, но и к другим детям и взрослым. Бескорыстие – это одно из самых главных духовных качеств. Если человек делает что-то бескорыстно, ему воздаться в будущем. Эгоизм дает быстрые результаты, но приносит страдание в будущем. Удовлетворение от приобретенного быстро угасает и поэтому корыстный человек постоянно нуждается в удовлетворении своих страстей. Бескорыстие дает подъем энергии, счастье, полет души. Такое состояние может длиться очень долго по сравнению с удовлетворением своего эгоизма. Потому если вы хотите воспитать по настоящему благородного человека, вы сначала должны научить ребенка делиться, уважать окружающих, совершать бескорыстные поступки, помогать слабым и нуждающимся. И когда ребенок проявил высокодуховное качество, вы можете его поощрить похвалой или подарком.

В заключении хочу добавить, что р еальное воспитание и формирование мировоззрения ребенка происходит до периода полового созревания . Когда этот период настанет, происходит отрыв ребенка от родителей. В этот момент проявляются негативные качества личности, которые передались из прошлой жизни. И если вы привили ребенку истинные ценности и качества добродетели, негатив может и не проявится. Вы исправили его мировоззрение и улучшили его судьбу. Пытаться изменить человека после наступления полового созревания очень тяжело, если он сам этого не захочет. Потому желаю всем родителям не ждать проявления плохих качеств у своих детей, а начать воспитывать благородные качества сразу после рождения.

Существует такая английская пословица

"Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя."

И в ней есть доля истины, естественно. Ведь дети во многом учатся у своих родителей - как себя вести, что говорить, как есть, одеваться, прощаться, любить, извиняться... Список можно продолжать. Только личным примером стоит показывать ребенку, как вести себя в этом мире. Потому что говорить, воспитывать, ругать можно сколько угодно. А самому делать так, как учишь ребенка - это высший пилотаж воспитания!

Как родители воспитывают детей

Недавно был праздник - "День защиты детей", мы все про него знаем и помним. Я, правда, не очень хорошо понимаю его суть - от чего надо защищать наших детей? Мы, родители, и так все время стараемся оберегать своих деток от всяческих неприятностей - от злой собачки в детстве до плохой компании и сомнительных дружков и подружек в молодости (и еще от много чего). А может нам стоит начать оберегать детей от самих себя? Родителями вкладывается фундамент благополучного развития ребенка. Это не только качественное питание, здоровый сон и физическое развитие, но и моральное, психическое здоровье.

Часто мы даже не замечаем, как своими высказываниями задеваем ребенка, раним его душу. Внешне он может не подавать никаких признаков обиды или несогласия, но одна лишь фраза может засесть в его голове на долгие годы. И потом из-за нее у уже взрослого человека возникают проблемы с уверенностью, общением с другими людьми, построением качественных отношений, с работой, с деньгами и так далее.

Не верите? Вот пример. Родители одной девочки говорили ей: "Ну что ты такая непутевая? Ничего сделать нормально не можешь! " Девочка выросла, и на самом деле ничего "сделать нормально не может", берется за много дел одновременно, не доводит их до конца, все время над ней висят незавершенные дела.

"Кому ты такая нужна? ". "И правда, КОМУ я нужна ТАКАЯ?" - думает девочка и у нее нет друзей, ведь она уверена, что действительно не нужна такой никому.

"Что ты мямлишь?" или "Закрой свой рот!" - и ребенок растет замкнутым и не решается высказывать свою точку зрения.

"Что ты вечно копаешься", "Хватит тормозить, копуша", "Из-за тебя вечно опаздываем" - в итоге подрастающий ребенок с чувством вины старается делать все быстрее, хватается за все и сразу, всюду пытается успеть, но как итог - не поспевает нигде. А ведь он просто хотел оправдать ожидания родителей - делать все быстрее...

Понятно, что родители так делают из лучших побуждений, воспитывают так, могут, как считают нужным, как подсказывает им сердце. Поэтому нельзя держать злость и обиду на них за то, что с детства они вложили в нас этот "груз", и за нами до сих пор тянутся эти "тараканы".

Дорогие мамы и папы и те, кто будет ими в будущем! Я понимаю, что вы очень заняты, у вас много дел. Но уделите, пожалуйста, 50 секунд вашей драгоценной жизни! Этот ролик о том, как родители, не задумываясь о последствиях, собственноручно разрушают будущее своих чад. Невозможно остаться равнодушным! Хоть одну из этих фраз наверняка говорил каждый из нас своему дорогому, родному ребенку. А также с большой долей вероятности слышал от своих родителей.

Мы, взрослые могли бы быть совсем другими, если бы в детстве нам уделяли больше внимания, чаще обнимали, говорили, что любят, гордятся нами, уверяли "ты - самый лучший сын\дочь". Как часто нам не хватало этих самых фраз в нужную минуту? Как часто их не хватает нашим детям?

Мы могли бы быть более уверенными в себе, если бы еще с детства не знали, что у нас "руки не с того места растут" и от нас "одни неприятности".

Нам стоит отказаться от насилия ради лучшего будущего! Мы впитали эту модель от своих родителей, они - от своих. Мы передаем ее своим детям, а они поделятся с нашими внуками. Если мы станем чуточку внимательные, отзывчивее, терпимее к детям, это несомненно оставит свой след и на их детях и детях их детей...

Очень меня впечатлил социальный ролик "Дети - зеркало родителей". Еще один пример, как взрослые своим поведением разрушительно действуют на ребенка. Мы удивляемся, почему наши дети порой проявляют жестокость, раздражительность, несдержанность. Действительно, откуда у них это? Все просто, дети как губка впитывают это из ближайшего окружения.

Можно ли избавиться от последствий от фраз, которые "подарили" нам еще в детстве взрослые?

Можно. Если мы готовы простить их за это. Есть несложная практика для этого.

Надо представить себя маленьким ребенком возраста 3-5 лет. Вспомнить ситуацию, когда нам сказали что-то неприятное, что оставило след, чувство неуверенности в себе на всю жизнь. Посмотреть на себя-ребенка глазами родителей. И сказать как бы от их лица не те больные слова, а слова поддержки: "Дорогая (-ой)! Я тебя очень сильно люблю! У тебя все получится. Ты очень важный человек в моей жизни. Я всегда тебя поддержу!" Представить, как родители смотрят на вас - ребенка с любовью, гордостью. Вы обнимаетесь все втроем. И родители шепчут вам-ребенку на ушко: "Мы гордимся тобой просто потому, что ты есть. Мы верим в тебя. Ты можешь быть собой. Мы любим тебя такой, какая (-ой) ты есть". И вспоминать это чувство гордости и любви от своих родителей в те моменты, когда нам нужна поддержка и уверенность.

Давайте вспомним сейчас тот счастливый момент, когда ваш ребёнок только родился.

В то время всех родственников интересовал только один вопрос: на кого он похож - на папу или на маму? Вспомним, как все вместе вы радовались, обнаружив, что глазки-то у него папины! Да и лобик-то папин! Да и вообще он копия папы! И никто в этот момент не задумывается, а каков будет его характер? Как у папы? Или как у мамы? А темперамент? А на кого же он похож внутренне? Ведь если ребёнок похож на своих родителей внешне, то и внутреннее сходство у него с родителями, несомненно, будет. Ведь половину своего внутреннего «Я» (генетический фонд) ребёнок унаследовал от папы, а другую половину от мамы.

Когда же мы начинаем замечать внутреннее сходство ребёнка с родителями? Когда у него вдруг обнаруживается музыкальный слух. «Так ведь у него мама успешно училась в музыкальной школе», - вспоминает кто-то из взрослых. Или мальчик частенько приходит домой с синяками после уличных драк. «Ничего страшного - замечает папа - я тоже много дрался и ничего, вырос». Нередко даже почерк ребёнка схож с одним из родителей. И это тоже ни для кого не секрет.

Но вот что мы напрочь забываем, так то, что у мамы-то были проблемы с математикой. Ей никак не давались эти трудные задачи. А папа «не дружил» с русским языком, да и с английским тоже. А мы с упорством заставляем сына или дочь переписывать тексты до позднего вечера и боимся сказать соседям, что у ребёнка «тройка» за четверть.

А ведь еще Марк Аврелий, император расцвета римской империи, писал, что легче всего жить в соответствии со своей природой. Т. е. ребенка скорее лучше выращивать в соответствии с его природой, чем воспитывать, то есть развивать любые способности, какие бы они ни были, только нужно придать им социально полезный импульс. Так, если ребенок любит драться, то лучше нацелить его то, чтобы стать чемпионом мира по боксу. Тогда он разовьет и другие необходимые способности, без которых трудно стать высококлассным боксером - интеллект, языки, юридические и экономические знание, умение красиво говорить и пр. А если ребёнок любит рисовать, и это у него неплохо получается, то может из него получится прекрасный дизайнер или стилист, если не навязывать ему свои мечты. В конце концов, не всем же быть нобелевскими лауреатами. Сколько в мире живёт вполне счастливых и довольных своей жизнью водителей автобусов, продавцов, портных и пр.

К сожалению, в процессе воспитания у нас из «помидора» стараются вырастить «огурец», из «огурца - яблоню» и пр. В результате многие люди живут не своей жизнью.

Чего не знают многие родители и воспитатели, так это того, что путь человека определен его способностями. Не мешай ребенку, и он сам найдет для себя правильный путь! К сожалению, родители, не понимая этого, переносят решение своих честолюбивых замыслов на детей. Они хотят состояться через детей. Как часто мы хотим видеть своих детей знаменитыми артистами, писателями, политиками! Но если этого призвания в них нет, то не исключено, что мы губим знаменитых математиков, финансистов, врачей, бизнесменов.

Родители хотят в детях увидеть то, чего не смогли добиться сами. Но это ведь ваши дети. Они имеют ваши гены. И если вам это не удалось, может быть стоит дать возможность реализоваться и ребенку в какой-нибудь другой области?

Кстати, учиться отлично вредно. Когда перед ребенком ставят цель учиться отлично, его программируют на то, чтобы превратиться в травяной ковер, вместо того, чтобы вырасти стройным деревом. У мальчика математические способности, но слабые филологические. Математикой он почти не занимается, а почти все время учит иностранный язык. Но ни в одной области он не достигнет высот. Он не станет ни математиком, ни лингвистом. Лучше бы похуже, может быть даже на тройки, учил английский язык, зато чего-нибудь достиг в математике. Может быть лучше выращивать ребенка, а не воспитывать его?

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они - главные проектировщики, конструкторы и строители детской личности. Насколько же успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности?

Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Можете ли вы…

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

В. Не могу.

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

6. Поставить себя на место ребенка?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?



А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

Подсчитайте баллы. Ответ А оценивается в 3 балла, ответ Б - в 2 балла, ответ В - в 1 балл.

Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов в воспитании и постоянной линии поведения.

Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 16. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Ссорятся взрослые - страдают дети

Когда родители ссорятся, дети испытывают одновременно чувство вины и тревогу: вину - из-за своей реальной (или выдуманной) роли в семейных неурядицах, а тревогу из-за того, что семейному союзу что-то угрожает. Дети часто считают, что их поведение и они сами являются основной причиной домашних «баталий».

Дети не держат нейтралитета в этой «войне», они встают на сторону одного из родителей в ущерб другому. Последствия весьма печальны: если мальчик сторонится отца, а девочка - матери, они лишены необходимого образа для подражания. Реакция детей выражается в отрицании принципов поведения родителей, их устоев, черт характера. А если мальчик избегает матери, а девочка отца, это может привести к враждебному отношению ко всем представителям другого пола вообще. Если родители вынуждены оспаривать друг у друга любовь ребенка, его расположение, они часто прибегают к непедагогичным средствам воздействия - к задабриванию, лести, лжи, и тогда дети вырастают двуличными, чувства их становятся двойственными, не имеющими прочной опоры.



К тому же необходимость защищать одного из родителей от другого, а также умение манипулировать их чувствами и поступками по своему желанию оставляют глубокий след в душе ребенка. С раннего детства он привыкает к тому, что представляет немалую (в собственных глазах иногда гипертрофированную) ценность для своих родителей, которые тщетно бьются за единоличное обладание им. Дети привыкают эксплуатировать родительские чувства, шпионить, шантажировать, сплетничать. Они живут в мире, где честность - всего лишь досадная помеха, где искренность вовсе не в почете.

Вот и возникает закономерный для родителей вопрос: а какой вы воспитатель?

Какой вы воспитатель? Тест

Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет тест, хотя он, разумеется, не носит научного характера:

1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

А. Сгоряча накажете ребенка.

Б. Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.

В. Прежде всего переговорите с классным руководителем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

А. Самая первая - подзатыльник.

Б. Фраза, сказанная с раздражением: «Уходи отсюда, обойдусь без твоей помощи!»

В. Успокоите ребенка, ведь он сделал это неумышленно.

3. Вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо… Что вы делаете?

Б. Извинитесь.

В. Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибиться.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали. Как вы поступаете?

А. Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»

Б. Отвечаете не думая, несерьезно, лишь бы ответить.

В. Объясняете, что очень устали и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит написать сочинение. Как вы поступите?

А. Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

Б. Строго скажете: «Работай сам, только тогда можно чему-нибудь научиться!»

В. Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а написать предложите самостоятельно.

6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок!» - просит сын или дочь. Что вы ответите?

А. «Ни в коем случае - это отнимет у тебя много времени».

Б. «Ну что же, давай, раз тебе так хочется. Я помогу ухаживать за аквариумом».

В. «Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то рыбок я тебе куплю, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».

Если вы шесть раз выбрали ответ под буквой В , значит, вы неплохой воспитатель и психолог. Если «угадали» наполовину - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если же меньше, придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.

Как разрешить ваши сомнения?

Какое платье надеть? Разводиться или, несмотря ни на что, сохранить семью? Для некоторых людей такой проблемы не существует - большинство решений они принимают импульсивно, полагаясь на свою интуицию. Но для многих даже выбор цвета ботинок - повод для долгих сомнений. Проблемы у всех разные, последствия их решений тоже различаются, но если не предпринимать ничего, ситуация только усугубится вашими терзаниями, бессонницей. Чтобы этого не случилось…

Надо осознать, что вы в ситуации выбора. Помните, что выбор есть всегда, даже если вы пытаетесь оправдать себя: «Единственное, что я мог сделать…», «У меня не было выбора…» Попробуйте проанализировать ситуацию, и вы обязательно увидите по меньшей мере два варианта. Имейте в виду, что «выбрать» - не всегда значит «сломать все прежнее», «начать новую жизнь». Возможно, вы выберете вариант, при котором внешне все останется по-прежнему.

Представьте себе все плюсы и минусы каждого варианта. Можете обсудить вашу проблему с другими людьми, выслушать их мнение, но лучше не следовать их советам и подсказкам, их голос - совещательный, ведь ответственность за выбор на вас!

Когда вы видите все плюсы и минусы, надо рискнуть и сделать выбор. Риск неизбежен! И вы можете прогадать. Но помните, что, если вы не сделаете выбора, вы прогадаете обязательно! Непринятие решения - «флюгерная тактика» - хуже ошибочного выбора. (Помните буриданова осла, который погиб от голода в условиях изобилия?)

Так как сразу оба варианта реализовать нельзя, признайте, что от чего-то вам придется отказаться навсегда или на какое-то определенное время. Например, длительная командировка дает вам возможность профессионального роста, а с другой стороны - приносит разлуку с близкими.

Будьте готовы к тому, что вы берете на себя ответственность за свое решение. Вместе с преимуществами выбранного варианта вы будете нести груз минусов. Помните, что негативные стороны неминуемы в каждом варианте - это «плата» за плюсы вашего выбора.

Не возвращайтесь на полпути к другим вариантам. Начали дело - идите до конца. Лучше не сравнивать минусы принятого решения с плюсами отвергнутого. Метания, уступки только усложнят вам жизнь. Если уж очень хочется сравнивать, тогда сравнивайте плюсы сегодняшнего выбора с минусами того, от чего вы отказались. Радуйтесь тому, что приобрели, это даст вам силы пережить неизбежные трудности.

К чему все это? Семейная жизнь иногда заканчивается разводом. Вам принимать решения. Но прежде чем решение принять окончательно, прочитайте окончание следующей главы.

Ах, так ты сварливая?! Развод!

Конечно, лучше вообще не знать, что такое развод. Но, увы, бывает и такое, причем довольно часто. И, оказывается, разводятся люди (как, впрочем, и женятся) в разных странах по-разному. Некоторые законы и обычаи известны еще с давних времен.

В Индии, например, во 2 тыс. до н. э. право на развод имели только мужчины. Согласно существовавшему тогда закону, «жена, не рожавшая детей, может быть переменена на восьмом году, рожавшая только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно».

В Древнем Китае муж имел право изгнать жену за измену, непослушание, сплетничанье, чрезмерную ревность.

В Турции, согласно шариату, если женщина открыла свое лицо чужому мужчине, ее брак аннулировался.

У шиитов, проживающих в Ираке, существуют два вида разводов: окончательный и развод, который… можно взять обратно, если в течение года супруги помирятся. Но по истечении этого срока развод считается окончательным, к тому же муж должен выплатить жене определенную сумму.

В Японии поводом для развода может стать жалоба мужа на то, что его жена спит в некрасивой позе.

В Англии развод не разрешен, если его требуют сразу оба супруга - по здешнему законодательству только один из супругов может возбудить дело о разводе.

Абориген Австралии становится холостяком, если скажет своей жене единственное слово: «Уходи!» Женщина же, чтоб получить развод, должна иметь веские доказательства, что муж - неисправимый донжуан.

У мальгашей, коренных жителей Мадагаскара, существуют временные разводы - по их понятиям это предотвращает более сложные семейные конфликты. Развод берется, например, если муж уезжает в длительную командировку. А когда муж возвращается, происходит торжественное возобновление брака. Любопытно, что при этом ни один из супругов не должен интересоваться, что происходило в его отсутствие.

В Италии до сих пор муж вправе требовать развода, если жена заставляет его мыть посуду или делать другую домашнюю работу. Жительница Милана уже в наши дни позволила себе не согласиться с такой причиной, но суд счел действия жены «серьезным оскорблением закона» и удовлетворил просьбу мужа о разводе.

Вот несколько конкретных советов женщине, которая окончательно решила порвать отношения с мужем. Взяла - и ушла. И решила больше не возвращаться. Никогда. А на сердце-то тоскливо. Что же делать? А вот что.

Уходя - уходи!

Скажите себе честно: вы уходите, потому что уходите, или вы ждете, что он побежит за вами, будет уговаривать остаться с ним навсегда и при этом сулить золотые горы?

Для того чтобы оживить отношения, глупые женщины ставят ультиматумы, умные молча и красиво уходят. Если вы считаете себя умной, не надо ничего выяснять.

Итак, вы ушли. И все же самое трудное еще впереди - продержаться до победы. На этом пути есть масса ловушек, которые вас подстерегают.

Одиночество. Вечер, вы сидите одна (что примечательно, пока одна). На вас нахлынули воспоминания, и хочется плакать. Придерживайтесь следующего плана действий. Сначала идете в ванную и умываетесь холодной водой, а затем - к телефону и названиваете подругам. Но не для того, чтобы плакаться в жилетку, а чтобы вместе планировать, как вы очень замечательно и интересно будете жить дальше. Еще лучше - уходите куда угодно: в театр, в гости, самое оптимальное - уехать в отпуск.

Ревность. Вы приходите в гости и видите его с другой, очень даже привлекательной. Оставьте при себе ваши колкости. Не вешайтесь демонстративно на шею первому подвернувшемуся мужчине. Помните: он вам больше не нужен, вы сами от него ушли, и пусть это «сокровище» забирает себе тот, кто хочет.

Скука и рутина. Займитесь собой. Сложившуюся ситуацию рассматривайте как повод, чтобы изменить свою жизнь. Еще вчера вы носились с авоськами, не видя ничего, кроме куска мяса или колбасы для него. А сегодня отправьтесь в парикмахерскую, сделайте себе новую прическу, купите что-нибудь красивое из одежды. Вспомните о давних друзьях, которых не видели сто лет, не отказывайтесь от возможности съездить в командировку.

Самоанализ. Не копайтесь в себе, не обвиняйте себя в том, что совершили этот мужественный поступок зря. Вам было плохо с ним - значит, и не стоило продолжать отношения.

Отчаяние. Вспомните тех, с кем расстались до него. Пережили? И это переживете. Особая опасность - привыкание к страдальческому состоянию. Вспомните какую-нибудь из подруг, которая только и делает, что сетует на то, что жизнь не удалась. Весьма убогое зрелище, не правда ли?

Самонадеянность. Вам кажется, что вы уже все пережили и рецидива быть не может. Он для вас не больше чем старый знакомый. «Позвоню-ка просто поболтать!» - это наилучший способ нарваться на предложение встретиться, и кратчайший путь, чтобы снова оказаться в его объятиях.

Если вы оказались в его объятиях, «сорвавшись» на любом из перечисленных пунктов, и те недели, которые вы провели врозь, кажутся теперь кошмарным сном, вы не видите и не чувствуете ничего, кроме его глаз, рук, губ и всепоглощающего счастья, - значит, это любовь. Попробовав жить друг без друга, вы поняли только одно: жить друг без друга не можете. С чем вас от души поздравляем!



Рассказать друзьям