Проект на тему народная кукла и ребенок. Проект для старших дошкольников "народная кукла в играх современных детей"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени »

ПРОЕКТ

«КУКЛА – НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Выполнила:

Сорокина Антонина,

Руководитель:

г. Бежецк 2015

П А С П О Р Т П Р О Е К Т А

Название проекта: «Кукла – народная игрушка».

Руководитель проекта : .

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, история, изобразительное искусство.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8-10 лет.

Тип проекта: индивидуальный.

Цели проекта: выяснить значение кукол в жизни человека. Проследить с какими этапами жизни человека они были связаны.

Задачи проекта:

1. Найти информацию по выбранной теме.

2. Узнать историю возникновения кукол.

3. Как и из чего изготавливали кукол.

4. Чем и для чего они служили.

5. Научиться самостоятельно изготавливать традиционные народные куклы.

6. Провести мастер-класс по изготовлению куклы со своими одноклассниками.

Вопросы проекта:

1. Что такое кукла?

2. Как появилась кукла в России? Её назначение.

3. На какие группы делятся тряпичные куклы?

4. Можно ли сделать тряпичную куклу в домашних условиях?

Необходимое оборудование: фотографии кукол, книги, компьютер, подключенный к сети Интернет.

Актуальность проекта:

В наше время на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых

кукол, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты.

Кукла, созданная руками мастера, индивидуальна в своем роде. У нее своя история создания и свой неповторимый образ. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол.

Этапы работы над проектом:

1. Подбор материала по теме.

2. Его исследование и отбор.

3. Изготовление тряпичных кукол своими руками.

4. Написание проектной работы и её оформление.

5. Создание презентации.

Список использованных информационных ресурсов:

1. Библиотеки.

2. Интернет.

К Р А Т К А Я А Н Н О Т А Ц И Я

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т. д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проекта. ………………………………………5

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………… ..5

1. Теоретический обзор темы..…………………………………………………5

1.1. Что такое кукла и её особенности ……………………………………..5

1.2. Типы и назначение куклы ……………………………………………...6

1.2.1. Куклы-обереги………………………………………………………...6-7

1.2.2. Игровые куклы ………………………………………………………..7-8

1.2.3. Обрядовые куклы ………………………………………………..…….9-10

2. Практическая часть работы …………………………………………………10-11

2.1.Изготовление традиционных народных кукол…………………………11-12

2.2. Мастер-класс по изготовлению куклы «Мартинички»

с одноклассниками ………………………………………………………11-12

III. ВЫВОДЫ …………………………………………........................................13

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..…14

V. ПРИЛОЖЕНИЯ. ……………………………………………………………15-17

КУКЛЫ НЕ УМИРАЮТ –


В НИХ ПРОСТО ПЕРЕСТАЮТ ИГРАТЬ

В. Пелевин

I. Введение. Актуальность проекта.

Тема моей работы «Кукла – народная игрушка». Почему я выбрала эту тему?

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Меня очень заинтересовало то, каких кукол мастерили в старину?

С какими событиями в жизни людей были связаны куклы?

Я предположила, что в старину мастерицы не просто мастерили кукол, а вкладывали в них особый тайный смысл. Мне захотелось узнать об этом больше и я начала исследовательскую работу.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретический обзор темы

1.1 Что такое кукла и её особенности.

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к словарю.

В «Словаре русского языка » Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека, даже если она не является детской игрушкой. С японского «кукла» означает «образ человека». Опросив девочек моего класса, я выяснила, что «кукла» это - игрушка, развлечение, украшение комнаты, подруга детства, первая дочь, лучшая подруга, игрушка, которая по виду напоминает человека.


Из книг я узнала, что раньше игрушек в магазине не было, и их делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани и других материалов. Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил. Но больше всего меня заинтересовали куклы, выполненные из лоскутков материи, ленточек и ниток, т. е тряпичные куклы.

1.2.Типы и назначения кукол

Тряпичные куклы - одни из самых старых и любимых в мире. Таких кукол люди делали сами для своих детишек. Их так приятно обнимать, укладывать с собой в кровать, носить повсюду - ведь они совсем легкие и не занимают много места. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

1.2.1. Куклы – обереги

Лоскутные куклы-обереги – это отражение той картины мира, в которой жили люди. Традиционные технологии изготовления кукол-оберегов своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

К этому типу кукол относятся:

«Вепсская кукла». Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резанная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребёнок подрастал, её отдавали ему играть.

«Домашняя масленица». Символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах.

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Подорожница – обережная кукла маленького размера, которая помещалась в ладони, т. к её брали с собой в дорогу. Она защищала в пути-дороге от бед..jpg" width="157" height="207">.jpg" width="158" height="208">DIV_ADBLOCK210">


К этому типу кукол относятся:

Кукла «Отдарок на подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребёнок должен сделать сам возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы дети могли подарить её кому-то в ответ на подарок.

Кукла «Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста.

Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку.

Кукла «Веснянка» - это небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали её весной и дарили детишкам на Пасху. Она была куклой одного дня. Испачканную за день куклу сжигали.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image009_7.gif" width="204" height="216">.jpg" width="182" height="298">Венчание" href="/text/category/venchanie/" rel="bookmark">венчания , под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. После того, как рождались дети, кукол раздвигали и между ними помещали маленьких кукол по количеству детей. Такие куклы для молодых делали подруги.

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу «Зерновушку». Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Весной содержимое «Зерновушки» высыпалось в первую борозду. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image015_7.gif" width="220" height="295">Беззаботность" href="/text/category/bezzabotnostmz/" rel="bookmark">беззаботная , веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.


«Нянька» - женщина с младенцем на руках. Кукла носит воспитательный характер. Показывает, что женщина должна любить, растить и воспитывать детей.

«Пеленашка», «Вепсская» - об этих куклах я уже говорила.

«Мировое дерево». Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из берёзы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених. «Мировое дерево» - так называли эту композицию. Свадебным пирогом угощали родственников молодых, а самую серединку пирога с мировым деревом всегда отдавали жениху и невесте. Они помещали дерево на почётное место в своём доме.

Сейчас я работаю над тряпичной свадебной куклой.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image020_3.jpg" width="223" height="260">.jpg" width="268" height="258">Классный час" href="/text/category/klassnij_chas/" rel="bookmark">классном часе я провела мастер-класс и познакомила ребят с изготовлением самой простой в исполнении куклы-женщины «Мартинички».

1. Рассказ о роли и значении кукол в жизни русского народа

и о кукле «мартиничке» (приложение 1).

2. Практическая часть (приложение 2).

Для изготовления куклы нам понадобятся: шерстяные нитки красного и белого цвета, ножницы, шаблон из картона, крючок для вязания, ленточка.

Техника выполнения куклы «мартинички» включает в себя выполнение следующих последовательных этапов, а именно:

Изготовление туловища, головы и ног:

Изготовим туловище. Намотайте аккуратно нитки красного цвета на шаблон (по длине) 40-45 витков пряжи. Обрезаем нить. Отрежем красную нить длиной примерно 10см. Пропустим под пряжу по сгибу и сделаем два узла. Снимем пучок ниток с шаблона и разрежем с противоположной стороны от узла. Это будут голова, туловище и ноги. Сделаем голову. Для этого отступим от узла примерно 2см и белым цветом ниток завяжем.

Изготовление детали рук:

Намотаем нитки белого цвета на шаблон (по ширине) 20-25 витков пряжи. Обрежем нить. Аккуратно снимем нитки с шаблона. Завяжем узлы нитками красного цвета по краям.

Соединение деталей:

Пучок ниток красного цвета разложим на две части. Между прядями пучка вложим деталь рук, под которой потом белой ниткой соединим две детали.

Окончательная отделка куклы:

Подровнять ножницами край юбки куклы. Пряжу можно слегка распушить. И вот что у нас получилось. DIV_ADBLOCK212">

См. Приложение

IV . ЛИТЕРАТУРА

1. Дайн народная игрушка. - Москва, Просвещение, 1981

2. Прекрасное своими руками. - Москва, Детская литература, 1987

3. Самые красивые и знаменитые куклы мира. - Москва, Аванта +, 2003

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. Автор – составитель - Москва, « Издательство ACT», 1999

5. и Шведова словарь русского языка. –

М.: Технологии», 2008г.

6. http://letopisi. ru/index. php/ История_тряпичной_куклы.

7. Ресурсы интернет:

www. krupenichka. ru

http://www. oxanafa. ru/narkykla/

http://slovarozhegova. ru

http://www. rukukla. ru

V . ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Кукла «мартиничка»

Название «Мартинички» уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Традиционно закликали весну 21 марта , в этот день пели заклички весны. Время для праздника выбрано не случайно - это время весеннего равноденствия. И так как март - это время встречи двух времен года, праздник всегда украшали куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Еще «Мартинички» прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев. А рядом ребятишки пели веснянки и играли с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.

Кроме этого они имели и ритуальное значение. Этих куколок при рождении ребенка вешали к паре свадебных кукол. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече родителей. Было принято сажать куколки в избе, в красном углу. С момента появления в семье ребенка куклы немного раздвигались в стороны, уступая место куколке между родителями. Количество куклят на плечах у пары равнялось количеству детей в семье.

В 60-х годах 20 века, когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно, и цвета ниток стали намного разнообразнее. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. «Мартинички» дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Такая кукла прекрасно подходит для кукольного домика, годится она и для украшения елки.

Приложение 2

Куклы из ниток «Мартинички»

Для работы потребуется:

25 г тонких прочных шерстяных ниток (лучше красного и белого цвета),

ножницы, кусок картона 16х16.

На картонку наматываем шерстяные нитки толстым слоем. По краям разрезаем ножницами.

Берем ниточку и перевязываем ей по середине нашего пучка ниток.

Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.

Два пучка по краям перевяжем ниткой - получатся руки.

Просовываем руки под головой и перевязываем ниткой, получилось платье.

Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

Каждой кукле привязываем веревочку.

Кукла-оберег готова!


Без прошлого нет будущего.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»

Проект

«Русская народная тряпичная кукла»

Шаврина Елена Владимировна

старший воспитатель,

Сухарева Светлана Николаевна

воспитатель,

2014-2015 учебный год

Введение:

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочка выходила замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Актуальность:

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники, выставки народных умельцев и традиции.

В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, выставки, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Постановка проблемы:

проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов – изготовление тряпичной куклы

Основные ориентиры проекта

Срок реализации:

ноябрь – декабрь 2014г .

Участники проекта:

педагоги, родители, воспитанники всех возрастных групп:

Старшая группа №1 - «Колокольчик»;

Подготовительная группа №2 - «Кубышка - Травница»;

Средняя группа №3 – «Пасхальная голубка»;

II младшая группа №4 - «Постригушка», «Пеленашка», «Подарок», «Ангелочек»;

Средняя группа №5 – «Желанница»

Подготовительная группа №6 – «Каркуша», «Зайчик на пальчик», «Стригунушка»

Социальная значимость проекта:

направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей дошкольного возраста.

Вид, тип проекта :

творческо – исследовательский, краткосрочный.

Проект построен на основе главных методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей;

Доступность материала;

Постепенность его усложнения.

Цель проекта:

  • установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка;
  • создание своей коллекции тряпичной народной куклы в каждой возрастной группе

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

Дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать индивидуальные творческие способности детей;

Учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Формы реализации проекта:

Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы.

Экскурсии в музей ДОУ.

Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы).

Изготовление кукол детьми совместно с родителями.

Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта: организация выставки «Народная тряпичная кукла», в роли экскурсоводов дети старшего дошкольного возраста

Ожидаемый результат

для педагогов:

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

Для воспитанников:

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

2.План реализации проекта.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1430

Проект на тему:

«Волшебный мир тряпичной куклы»

Москва, 2011 г.

Руководитель проекта:

Исаева Юлия Владимировна - учитель начальных классов ГОУ Центр образования 1430 г. Москвы, классный руководитель 4 «Б» класса.

Актуальность тематики:

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

В отсутствие в древности технологий сохранения больших объемов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. Сначала она заинтересовала меня как игрушка, потом простой интерес перерос в серьезное увлечение, возможно, дело всей жизни. У меня появилось желание отвлечь друзей от импортных машинок, а подруг от Барби и открыть для них волшебный мир тряпичной куклы.

А с учетом направлений развития общественного интереса к русскому фольклорному искусству, я не чувствую, что тема моего проекта «оторвана от жизни». Я убедилась, что собранная мной информация востребована и актуальна! И я полна решимости донести ее до как можно большего числа моих сверстников.

Проблематика проекта:

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, мои сверстники не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.

Цель проекта:

Изучить тряпичную куклу, как важную составляющую культуры русского деревенского быта и развить интерес к теме проекта среди ровесников.

Задачи проекта:

1. Собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту.

2. Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол.

3. Организовать и провести мероприятия, направленные на привлечение внимания к тематике проекта, на рост популярности тряпичной куклы, побудить сверстников прочитать представленные в ходе презентации проекта книги, найти другие издания на эту же тему.

4. Определить дальнейшие направления изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта.

Этапы работы:

I этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;

II этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;

III этап – творческий: изучение и изготовление различных видов кукол, создание информационного стенда и подготовка презентации проекта;

IV этап – защита проекта;

V этап – определение путей дальнейшего развития проекта.

Определение темы проекта

Март 2010 г.

Постановка целей и задач работы

Март 2010 г. – апрель 2010 г.

Изучение специальной литературы, поиск других источников информации

Май 2010 г. – август 2010 г.

Изучение и изготовление различных видов кукол

Май 2010 г. – сентябрь 2010 г.

Подготовка стенда и презентации проекта

Сентябрь 2010 г. – ноябрь 2010 г.

Проведение творческого занятия, посвященного тряпичной кукле, и изготовление кукол с одноклас-сниками

Ноябрь 2010 г.

Продолжение работы по изго-товлению кукол и оформлению стенда.

Декабрь 2010 г. – Март 2011 г.

Создание раздаточного комплекта с инструкцией по самостоятельному изготовлению куклы-зайчика

Март 2011 г. – Апрель 2011 г.

Защита проекта на школьном конкурсе

Апрель 2011 г.

Определение дальнейших направле-ний развития проекта

Апрель 2011 г. – Май 2011 г.

Путешествия по России в поисках тематических выставок, пополнение кукольной коллекции

Июнь 2011 г. – август 2011 г.

Представление проекта моим друзьям по летнему отдыху

Август 2011 г.

С использованием собранного материала подготовлено и неоднократно проведено творческое мероприятие, включающее демонстрацию красочного стенда, увлекательный рассказ, самостоятельное изготовление сверстниками куклы из раздаточного материала под руководством автора проекта и презентацию тематических изданий.

Практическое использование:

Для проведения творческих мероприятий.

Введение;

Часть I. Возникновение и развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы;

Часть II. Роль и значение кукол в жизни русского народа;

Часть III. Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к тематике проекта;

Часть IV. Определение дальнейших направлений изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта;

3аключение;

Список использованной литературы;

Приложение.

Введение

Как и все дети я люблю играть! А что за игры без друзей? Но иногда мне хочется подумать в одиночестве, почитать, поиграть самой с собой, взять те игрушки, которые не подходят для большой компании.

Больше всего я люблю мягкие куклы, а также что-то маленькое, привлекательное и трогательное. И однажды в моей голове появился вопрос: почему какие-то вещи мне хочется использовать для игры, а какие-то не вызывают во мне никакого интереса? Я впервые задумалась об истории возникновения игрушек. Прежде всего, меня интересовали, конечно же, куклы.

Вспомните начало русской народной сказки «Василиса Прекрасная»:

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисуш-ка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Вот и на примере этой сказки мы видим, насколько серьезным было отношение людей к куклам. Ведь мать, умирая, оставила дочке вместо себя не простую игрушку, а помощницу, советчицу и охранительницу – волшебную куклу. И в сказке куколка отлично справляется с матушкиным поручением: она помогает Василисе делом, советом и оберегает ее своей любовью. Да и девочка не забывает о своей помощнице, бережет ее, кормит, оставляя ей самые лакомые кусочки.

В сюжете сказки находит отражение особое отношение людей к куклам. Описываются мистические свойства игрушки. Фактически умирающая женщина вложила в куколку частичку своей материнской любви, заботы и внимания, которые каждая мать хочет подарить своему ребенку. Трудно подобрать более яркую иллюстрацию важности той роли, которую куклы играли в жизни русских людей!

Часть I . Развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы

Вся семья знала о возникшем у меня интересе, и мы с родителями поехали в Сергиев посад в музей игрушек. К сожалению, а может и к счастью, в этот день мы попали совсем в другое место – в музей Каретный двор, где одна из экспозиций была посвящена крестьянскому быту.

На этой выставке мы встретились с замечательным художником-кукольником Марией Дмитриевой, которая рассказала нам много интересного из истории возникновения тряпичной игрушки, показала свои работы, которые сразу покорили меня, и подарила первую куколку, которая появилась в нашем доме. Я обратила внимание на необычный вид авторских игрушек Марии, отметила, что они сделаны из старых лоскутков. Это придавало куклам особое очарование, хотелось взять их в руки и не выпускать. Я задавала Марии вопросы, а она терпеливо отвечала на них, рассказывала кукольные истории, описывала свои путешествия по стране, во время которых она изучала кукол, перенимала опыт у старых мастеров.


В этот день мы также стали обладателями чудесной книги «Русская тряпичная кукла», которую написали Галина и Мария Дайн. Мария Дмитриева, видя мой интерес к ее изделиям, сделала в книге на страничке, где представлена ее кукла, памятную запись для меня и моей сестры Веры. Позже я узнала, что Галина и Мария Дайн – знаменитые кукольные мастера. Их куклы, тематические статьи и книги получили широкую известность во многом благодаря тому, что в своей работе они придерживались старинных технологий изготовления игрушек.

Дома я не выпускала новую книгу из рук и почти сразу попыталась создать свою куклу. Познакомьтесь: вот она – моя первая красавица, игрушка, которую я сделала своим руками без помощи взрослых. И пусть все ее недостатки, что называется, «налицо», а точнее – на лице, она мне очень дорога, и мы бережно сохраняем ее в своей кукольной коллекции.

Часть II . Роль и значение кукол в жизни русского народа

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Обычно они висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

В крестьянской семье их было много, и все имели свое место. Вот такая кукла, например, дарилась с пожеланиями довольства и плодородия. Она называется «зернушка», и внутрь нее насыпали крупу или зерно. При изготовлении такой куклы не использовались иголка, ножницы и другие острые инструменты, а во время работы у мастерицы в голове должны были быть только светлые и добрые мысли.

А внутрь такой куклы зашивали хмель и клали ее у подушки для сладкого сна. Она называлась «травница».

При изготовлении этих кукол мы с мамой попытались соблюсти старинные традиции, и для наполнения туловищ использовали гречку и сушеный хмель.

Наша семья часто путешествует, и я все чаще стала обращать внимание, что в своем интересе к тряпичным куклам я не одинока. Во многих областях нашей большой страны существуют кукольные мастера, свои традиции изготовления кукол и свои выставки, посвященные этой теме.

Вот эту куклу мы привезли из города Кириллова,

эту малютку ростом всего пять сантиметров - из Вологды,

а эту – с Соловецкого архипелага.

Интересно, что последняя кукла мужского пола. А ведь в деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Мне лично идея сделать кукольную пару кажется привлекательной, и в ближайшее время я планирую сделать мужика, бабу, и, возможно, деток. С кукольной семьей можно придумать гораздо больше игр, чем с одной куклой.

Когда у меня появилась вторая книга о куклах - «Кукольный сундучок» Елены Берстеневой и Наталии Догаевой, в которой подробно описаны схемы изготовления нескольких видов кукол, я определила для себя «любимую куклу».

Это игрушка – зайчик, не слишком сложная, но очень трогательная. Особенно привлекательным мне показалось то, что для изготовления такой куклы мерку снимали с ладошки малыша. Тогда зайчик плотно «садился» на пальчик ребенка. И пока ушастая нянька развлекала малыша, мама могла заниматься своими делами.

Кстати, посмотрите, каких разных кукол можно сделать на основе зайчика. Нужно только немного пофантазировать.

Часть III . Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к тематике проекта


Именно на этой стадии работы над проектом у меня появилось желание рассказать о своем увлечении друзьям. И мы всей семьей приступили к созданию стенда, который получился похожим на сказочный домик с окошками. Но ведь так и должен выглядеть «ларчик» с куклами!

С особой гордостью я разместила на стенде фотографии кукол, изго-товленных настоящим ку-кольным мастером, автором книги «Кукольный сунду-чок», Наталией Догаевой, с которой я познакомилась гораздо позже, чем с ее чудесным произведением. Как-то рассматривая схему изготовления одной куколки на интернет-сайте www.сайт, я увидела обложку знакомой книги и очень обрадовалась.

Одним из создателей сайта как раз и оказалась Наталия Догаева. Без особой надежды на ответ мы с мамой отправили ей письмо, в котором рассказали о моем увлечении и работе над проектом. И когда пришел ответ, к которому прилагались фотографии, нашему счастью не было конца!!! Куклы Наталии – это чудо, и мне хотелось бы со временем научиться создавать такие же шедевры!

Осенью 2010 года я представила свой проект одноклассникам. Ребята с большим интересом отнеслись к моему рассказу, а потом под моим ру-ководством сделали своих кукол-зайчиков.


На стенде наглядно представлена схема изготовления зайчика, но мне пришлось потрудиться, прежде чем у каждого получилась аккуратная куколка. Все ребята радовались и строили планы по применению игрушки. Кто-то захотел сделать подарок своей маме, кто-то решил повесить зайку на новогоднюю елку, кто-то поставить его на письменный стол. Но больше всего меня порадовали те, кто решил начать собирать свою коллекцию кукол. Значит, мне удалось передать свою любовь к тряпичной кукле другим людям, и скоро у меня появятся единомышленники, с которыми мы будем делиться опытом изготовления игрушек и обмениваться своими творениями.

Для удобства я решила подготовить схему изготовления зайчика в виде отдельной листовки, которую я могла бы раздавать друзьям вместе с набором материалов для изготовления куклы. Такие комплекты востребованы постоянно. Я раздаю их каждый раз, когда представляю проект, или просто когда встречаю заинтересованных людей (приложение 1).

В следующий раз я выступила с проектом на школьном конкурсе. Перед началом мероприятия я волновалась, что тема не будет интересна старшим школьникам. Каково же было мое удивление, когда возле моего стенда с интересом задерживались не только ученики, но и взрослые люди. За несколько часов я подарила более 50 зайчиков. Особенно порадовало меня то, что строгие члены комиссии, оценивающей проекты, присудили мне первое место.

При подготовке стенда я оставила свободной нижнюю откидную часть короба. Сначала мне казалось, что ребята не захотят брать своих зайчиков домой. И я задумала разместить все ненужные игрушки на этом свободном месте. Я представляла проект уже много раз, но никто из моих учеников не расстался со своим зайчиком. Скоро мне придется заполнить пустоту своими куклами! Ведь новинки в коллекции появляются постоянно, и все куклы уже не помещаются в верхней части стенда.

Мой проект показался интересным и моим дачным друзьям, и моим подругам из города Переславль Залесский.

Часть IV . Определение дальнейших направлений изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского быта.

Разновидностей кукол превеликое множество. Одни просты в изготовлении, другие требуют опыта и мастерства. Я начала делать куклы с семи лет, а мои далекие предки в крестьянских семьях, не имея других игрушек, брались за лоскутки гораздо раньше - с младенчества. Пока дети были совсем маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Но с пяти лет такую игрушку уже могла сделать любая девочка.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Фактически куклы заменяли модные журналы, с их помощью сохранялись лучшие традиции и технологии пошива и украшения одежды. И я стараюсь собрать информацию о русском народном костюме. К счастью сейчас во многих музеях представлены такие изделия. И особенный интерес у меня вызывают действительно старые вещи, пусть ветхие, но хранящие историю владельца. Именно они привлекают, открывают новые направления для изучения. Создать полный костюм мне пока не по силам, и я решила сосредоточиться на деталях. Например, мне всегда нравились такие элементы одежды, как кружевные украшения. В Вологде я узнала, что в старые времена их делали на коклюшках из льняных ниток. В музее Хитрости и смекалки Переславля Залесского мне удалось увидеть древнее приспособление для изготовления льняного волокна. Оказывается, в фотоархиве нашей семьи есть снимок аналогичного устройства, сделанный на остове Кижи в музее Деревянного зодчества. Это определило тему моего следующего проекта: «Русский лен».

Мне интересно все: и способы получения нити, и виды прялок, и плетение кружева. Пока мы с моей тетей вырастили в огороде из семян пучок льна и готовимся сделать из него волокно, пригодное для творчества.

Потом я планирую освоить простые способы плетения кружева на коклюшках. И первым же своим изделием я украшу тряпичную куклу. В древности так и было принято: все, что из рукоделия удавалось девушке лучше всего, можно было увидеть на сделанных ею куклах. Здесь были и кружева, и золотая вышивка, и украшения из бисера, и разноцветные плетеные шнуры, и многое другое. Да и сами устройства для создания льняных изделий сами по себе являются произве-дениями искусства. Вот такими расписными прялками мы любо-вались в музее Ферапонтова монастыря под Вологдой.

Кстати, льняная игрушка интересна сама по себе. Мы привезли из Белозерска чудесную льняную лошадь, которая обладает удивительными свойствами: она приятная на ощупь, теплая и трогательная. Но мне все-таки хотелось бы использовать лен в изготовлении именно тряпичной куклы. Например, сплести из льняных ниток косу лоскутной красавице. Не зря ведь говорили: «льняные волосы». Значит и цвет мне подойдет.

Итак, лен у меня есть, осталось только изготовить из него волокно и приступить к изготовлению новой куклы.

Заключение

Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Как вот эти цыплята, которых мы сделали для украшения пасхальных куличей.

Кстати, хорошая мягкая игрушка считается отличным подарком и в наши дни.

Существуют целые мастерские по изготовлению таких игрушек. Вот этого зайчика изготовили мастера кукольного ателье Оксаны Ярмольник. А наши зарубежные гости часто увозят такие игрушки с собой в качестве сувениров вместе с русскими матрешками и валенками.

Сейчас в производстве игрушек используются различные материалы, сложные инструменты и станки. Но русская тряпичная кукла всегда делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.

Вот эти игрушки я сделала для вас с самыми лучшим пожеланиями и с надеждой, что вас заинтересует волшебный мир тряпичной куклы!

Список использованной литературы:

1. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

2. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3. «Василиса Прекрасная. Русская народная сказка», Амфора, 2010 г.

4. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.

6. Ю.Е. Каштанов, «Русский костюм», Белый город, 2009 г.

Приложение 1

Дорогой друг!

Для изготовления зайчика тебе понадобятся: прямоугольный лоскуток ткани размером с твою ладошку, толстая нитка, ножницы и комок ваты в сжатом состоянии величиной с лесной орех.

1. Сложи ткань пополам по пунктирной линии.

2. Вложи кончик заготовки, прилегающий к линии сгиба, между двумя частями ткани, чтобы получился треугольник. Как можно туже оберни заготовку ниткой 4-5 раз. Получились ушки.

3. Обрежь кончики нитки.

4. Раскрой заготовку и вложи внутрь комок ваты как можно ближе к ушкам. Закрой вату краями ткани.

5. Перетяни заготовку ниткой, чтобы получилась шейка зайца. Поверни заготовку разрезом к себе, расправь и 4-5 раз подверни низ ткани. Получится валик.

6. Переверни заготовку, сложи ее так, чтобы валик оказался на уровне шейки. Перетяни туловище ниткой крест-накрест и по линии пояса.

7. Обрежь кончики нитки, расправь ушки и подверни внутрь края заготовки.

Зайчик готов! Поздравляю с первой куколкой!


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

Проект по изобразительному искусству и технологии

2017 г.





Цель проекта: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства. Придумать применение известной технологии выполнения куклы – оберега для выполнения новой куклы.

Задачи проекта:

1. Изучение истории и видов народной тряпичной куклы;

2. Изучение технологии выполнения куклы-оберега;

3. Выполнение тряпичной куклы – оберега по своему проекту;

4. Подготовка выставки и защита проекта.


Актуальность темы:

Как-то раз я спросила у бабушки, во что она играла в детстве. Бабушка мне рассказала, что среди игрушек не встречалось никчёмных безделиц. Каждая даже примитивная потешка (так в народе называли игрушку) имела определённое значение.

И я решила узнать, как можно больше о создании народной игрушки.

В рамках проекта мной были проведены следующие исследования:

  • Роль игрушки в жизни ребенка
  • Музей игрушки

Цель исследования : выяснить, какую роль играла русская народная игрушка в жизни ребёнка? Есть ли музей народной игрушки.

Цель исследования : выяснить


В результате исследовательской работы у меня невольно родилась мысль:

А разве я так же не могла бы?

Появилось желание смастерить свою игрушку.

Я подумала, нам необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают её сами из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пластмассы. Но главное - самодельная кукла, не воспитывает в нас вещизма. Ведь каждая такая кукла - как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой, неповторимый образ.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.


С чего я начинала свою работу?

1 этап начался с поиска и сбора информации.

На данном этапе проводилась работа по изучению истории возникновения игрушки.

Я перед собой поставила следующие проблемные вопросы:

  • Во что играли наши бабушки и дедушки?
  • Почему кукла была безликой?

3. Какие роли выполняли игрушки?

  • Как игрушка способствовала духовному общению?

Для этого использовалась специальная литература, энциклопедии, осуществлялся поиск информации по сети Internet .









Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Навряд ли в самой лучшей заводской кукле, изготовленной на фабрике, найдете Вы ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол.

Я подробно познакомилась с историей народной игрушки, получила навыки и умения в создании игрушек своими руками.

В ходе реализации проекта у меня появились новые вопросы, идеи, которые позволяют расширить границы реализованного проекта.


Мою проектную работу я оцениваю, как работу повышенной сложности, так как это первая работа, выполненная в стиле лоскутной техники.

Для работы над проектом мне пригодились знания и умения, полученные на уроках технологии, ИЗО. Я считаю, что достигла той цели, которую ставила перед собой в начале работы.

Во-первых, я научилась новым техникам при работе с тканью, изучила дополнительную литературу, получила много новых знаний.

Во-вторых, изготовила оригинальные, единственные в своем роде изделия.

В- третьих, мне удалось попробовать себя в профессии дизайнера – оформителя.




Рассказать друзьям