О творческих занятиях которые оказывают. Познание окружающего мира

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Марина Суздалева

Сегодня я записала для вас маленький аудиокаст, в котором делюсь своим простым, но очень действенным приемом, который позволяет внести разнообразие в наши творческие занятия с сыном. Обязательно послушайте и попробуйте реализовать его на практике, особенно если ваша фантазия частенько подводит вас, когда выпадает удачная минутка для того, чтобы заняться творчеством.

Знаете, как это бывает, когда малыш настроился на что-то интересное, а вы не можете с ходу ничего придумать. Послушайте аудио и решите эту проблему легко.

Ниже находится расшифровка аудиокаста.

Как разнообразить занятия творчеством

Итак, в чем заключается суть способа?

Для начала вам понадобится

  • обычный лист бумаги
  • или несколько листов цветной бумаги
  • или цветные маленькие листочки от блоков, которые продаются в канцелярском магазине.

В общем – то любая бумага на которой вы можете записать. Дальше мы нарезаем бумагу (если используете большой лист бумаги) на маленькие квадратики или полосочки. Если используем маленькие листочки, соответственно ничего уже не нарезаем, а просто начинаем записывать.

Наша задача составить два списка – две кучки листочков, скажем так.

  • В первую категорию у нас попадает то, чем мы можем творить — инструменты нашего творчества.
  • Второй список это то, на чем мы будем творить.

Список инструментов для занятий творчеством

Поясню, чтобы было более понятно. В первый список, на первую группу листочков, вы записываете по одному слову – одному инструменту для творчества на каждый листочек. Например:

  • карандаши,
  • краски гуашевые,
  • краски акварельные,
  • мелки,
  • фломастеры,
  • пластилин.
  • листья разного диаметра,
  • зубная щетка,
  • ватные палочки,
  • зубочистки,
  • вилка и т. д.

Соответственно, составляя этот список, выписываем все инструменты для занятий творчеством с ребенком.

Список поверхностей для занятий творчеством

На вторую стопочку наших листочков мы записываем разнообразные поверхности, которые могут стать для нас своеобразным холстом для творчества. Что это может быть? Традиционно, конечно:

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

  • бумага,
  • картон,
  • фольга,
  • деревянные поверхности (деревянные фигурки для раскрашивания, если вы такие используете),
  • фигурки из (пластики, глины)

Все что у вас есть в наличии или все что вы хотите попробовать в ближайшее время.

Это могут быть какие-то нетрадиционные поверхности:

  • пластиковые бутылки,
  • камни,
  • листья растений,
  • старые CD диски,
  • картонные коробки,
  • упаковка от яиц и т.д.

Все что может прийти в голову и любые материалы, которые у вас имеются в наличии. После того как написали некоторое количество вот таких листочков, вы придумываете любой удобный для вас вариант организации их хранения. Самые простые варианты:

  • две коробки
  • два конверта

В зависимости от того, как много вам удалось перенести на бумагу ваших самых невероятных представлений о занятиях творчеством . Соответственно, мы берем первую стопочку наших листочков с инструментами для творчества и складываем эти листочки в один конверт. Вторую стопочку в другой конверт.

И далее, когда вам вдруг изменяет ваша фантазия и вы не можете придумать, сообразить с ходу, чем бы таким интересным позаниматься с ребенком. Или когда вы видите, что на ваше предложение порисовать, слепить или ребенок реагирует без особенного энтузиазма. Вы понимаете, что может быть ему стало скучновато, хочется заняться чем-то неожиданным, интересным, чем он еще до этого не занимался – вы можете предложить ему поиграть в следующую игру.

Игра «Выбор способа занятия творчеством»

Предложите ребенку самому выбрать каким интересным и необычным видом творчества он сегодня займется. Для этого вы просите ребенка достать один листочек из одного конвертика и второй листочек из другого конвертика и смотрите что у вас получилось. Сочетания могут быть достаточно неожиданными:

  • порисовать акварелью на камнях
  • рисовать мелом на влажных салфетках
  • рисовать фломастерами на фольге и т. д.

Могут попасться самые необычные сочетания, которые вы не пробовали и может быть никогда бы и не попробовали, если бы не этот прием. Метод интересен тем, что позволяет проявить свою творческую жилку в процессе творческих занятий , а также вы можете сами придумать вариант оформления для хранения этих идей. Т. е. это могут быть не просто два конверта, а какие-то интересные «волшебные мешочки» или баночки, которые вы специальным образом оформите.

Вы можете оформить эти листочки в виде лепестков ромашек и предлагать ребенку погадать, каким же видом творчества вам сегодня заняться. Можно использовать одну ромашку с лепестками двух цветов или две.

Вот такой простой прием. Попробуйте его обязательно реализовать. Уверенна, особенно интересно его будет попробовать вашему ребенку. Он наверняка, получит дополнительную мотивацию для занятий творчеством с любимой мамой, т. к. приложит, в прямом смысле, руку к выбору инструментов, материалов и видов творчества, которые его ожидают на этот раз.

Еще больше интересных и простых инструментов, которые позволят вам заниматься творчеством с детьми с радостью и часто вы найдете в нашей «Арт-мастерской».

Узнать подробности и присоединиться к проекту «Арт-мастерская»:

— это ответ Юлии (блог Юльчатки , Цветоблог , блог ВебДиета на неделю ) на вопрос о рекомендациях по общению с детьми во время совместных творческих занятий, о том, как заинтересовать, как сделать развитие творческих способностей детей лёгким и естественным. Мы всегда приветствуем инициативу в ходе общения и ответов на вопросы, и потому очень рады, что ответ взялась подготовить Мария Костюченко , автор блога Учимся играя и школы Учимся играя ). Ответ Мария решила дать исходя из своего опыта — а что может быть лучше, чем поговорить по волнующей теме с человеком, с людьми, у которых есть свой опыт, свои размышления, своё видение?! До встречи в комментариях!

Развитие творческих способностей детей: как найти индивидуальный подход?

У каждой мамы рано или поздно возникает вопрос: как начать творческие занятия и игры с детьми, с какого возраста начинать творить: рисовать, лепить, клеить и резать? И если с «клеить и резать» более или менее все понятно, то когда дать краски в руки ребёнку и как именно это сделать остаётся загадкой для многих родителей.

Сегодня мы попробуем разобраться в этих вопросах. Многие мамы и специалисты советуют предлагать ребёнку размазывать краску по бумаге чуть ли не с самого рождения, но лично мне такое «творчество» не внушает доверия.

Поэтому я предлагаю вам познакомить ребёнка с красками после достижения им годовалого возраста. В год ребёнок уже ходит, может сказать несколько слов, умеет выражать свои эмоции не только плачем, проявляет самостоятельность, и ему интересно всё делать самому.

Начать ваше творчество лучше просто со знакомства с пальчиковыми красками, но просто дать краски и бумагу – недостаточно, вам нужно заинтересовать ребенка.

Как заинтересовать ребёнка? Личным примером!

А заинтересовать лучше всего может ваш пример. Поэтому просто начинайте рисовать сами, лучше на большом ватмане или на разложенном на полу рулоне обоев.

К слову сказать, рисовать лучше на полу, так как там больше простора для движения и творчества. Главное — не забудьте постелить на пол большую клеёнку, если боитесь что-то испачкать.

Итак, смело окунайте руки в краски, рисуйте и — комментируйте: «Смотри, малыш, какая у меня травка получилась. А что это там спряталось в ней? Наверное, ягодки! Помоги мне их найти!» Тут можно очень нежно, окуная пальчик ребёнка в красную краску, ставить точки на зелёном фоне.

Продолжаем: «Смотри, солнышко вышло, ты его видишь? Нет? Тогда давай ему поможем!» Теперь окунаем ручку в жёлтую краску и помогаем поставить отпечаток ладошки.

А финалом всего может стать дождь! Просто предложите ребёнку взять в руки губку, намочить её водой и размазать всё, что вы только что нарисовали.

Сюжет — «изюминка» творческих занятий с детьми

С каждым разом старайтесь привлекать ребёнка к рисованию, да и творчеству вообще, построением сюжета.

Придумывайте сказку, историю, которую вы будете рисовать. Нарисовали тучку? Предложите ребёнку помочь дождик нарисовать. Если дождик мелкий, то пусть ставит пальчиком точечки-капельки, а если сильный — то пусть полосочки пальчиками рисует.

Можно брать детские сказки и их обыгрывать. Например, подойдут «Капризная кошка» , «Мышонок и карандаш» или «Петух и краски» (автор В.Сутеев).

Просто рассказывайте сказку и рисуйте вместе. Вы должны простимулировать ребёнка к творчеству своим примером и показать ему, что вы рисуете не просто так, а что-то такое, что имеет конечный результат или цель. Ведь иногда можно рисовать и в итоге не получить результата, но тогда на первое место встает процесс.

Это хорошо проявляется, когда ребёнок начинает понимать, что при смешивании разных красок может получиться совершенно неожиданный цвет. И вот он начинает просто заполнять лист бумаги красками и размазывать их, перемешивать. Если ребёнок увлечен этим процессом, то ему лучше не мешать. А вот если он не знает, что ему делать, то комментируйте и рисуйте сами.

«Ой, посмотри, какой красивый жёлтый цвет. Это солнышко светит ярко. Но вот наступает вечер, и солнышко становится красным, приходит закат. Смотри, а краски перемешались и стали оранжевыми. А давай вечером проверим, какого цвета закат, а завтра его нарисуем!»

Нужны помощники!

Для развития творческих способностей совсем маленьких детей можно рисовать заготовки для совместных художественных занятий, только лучше рисовать их прямо на глазах у ребёнка. Например, вы нарисовали кружочек и стебель цветка, который только вырос на зеленой лужайке, а вот листики никак не можете, тут же просите ребенка помочь вам: «Смотри, какой цветочек у нас появился, а лепесточков у него нет, надо ему помочь».

Возьмите пластилин и покажите ребёнку, как отломить кусочек и размазать его рядом с кружочком так, чтобы получился лепесток. Предложите помочь.

«А рядом яблонька выросла». Тут же можно её нарисовать красками или фломастерами и сказать, что осень пришла, яблочки созрели. Дайте ребёнку маленький шарик пластилина, и пусть он учится расплющивать его, просто прижимать пальчиком к дереву.

По этому же принципу, даже с самым маленьким ребёнком, можно делать аппликации с крупами. Вот пришёл к вам в гости зайка, а скоро зима, надо помочь ему сменить шубку. Нанесите на рисунок зайки клей ПВА, а ребёнок пусть сыпет сверху манку. Она приклеится, и зайка шубку новую получит. А вы пока расскажете стишок про зайца.

Малышам — сюжет

К чему это я всё? К тому, что чем меньше ребёнок, тем ему более важен сюжет, чтобы он не просто рисовал, а рисовал, лепил, клеил в игре, в сюжете, тогда это ему будет интересно.

Старшим — техника и эксперимент

Чем старше становится ребёнок, тем больше появляется простора для эксперимента. И с ним уже можно отойти от сюжета к технике.

Предлагайте ему новые способы, новые материалы, новые ощущения. Поставьте кляксу, дайте трубочку от сока и предложите дуть на кляксу. От неё в разные стороны побегут ручейки, и в итоге у вас получится что-то необычное. В этом необычном вы можете искать образы, дорисовывать элементы.

Творческое занятие — элемент игры

Старайтесь приурочивать ваши занятия к играм. Мне всегда нравились тематические игры, которые имеют творческий момент. Тогда развитие творческих способностей у детей происходит естественно, на фоне хороших эмоций и заинтересованности.

Вот пришла осень, вы на улице наблюдали за тем, как дерево окрасилось в яркий оранжево-жёлто-красный цвет. Пришли домой, быстро нарисовали ствол, нарвали с ребёнком цветных бумажек и, намазав клеем пространство вокруг ствола, посыпаете бумажками цветными, создаёте свое дерево и рассказываете, что ваше дерево, как на улице — на глазах цвет меняет!

Говорите, говорите…

Главное в ваших творческих занятиях с детьми — не молчать. Вы всегда должны говорить, давать ребёнку идею, мысль для развития. Чем больше вы будете ему рассказывать, показывать, давать возможность экспериментировать, тем быстрее у него начнут появляться собственные идеи, и не вы, а он будет давать стимул к творчеству. Он будет придумывать воздушные замки и сказочных героев, а вы будете только смотреть и удивляться.

Творчество питается впечатлениями

Есть еще один важный момент! Он не связан напрямую с творчеством, но без него никуда. Чем больше впечатлений и эмоций получает ваш ребёнок, тем больше у него возникнет желания выразить эти эмоции в творчестве.

Вы идёте на прогулку, едете в отпуск и стараетесь заметить всё вокруг: какое удивительное небо и какие необычные облака сегодня (ведь они никогда не повторятся, они уже через несколько минут будут другие!), а вон гриб вылез, а на его шляпку листик упал, а вон море как волнуется, волны такие необычные, их называют барашками… А вот поле с цветами или клумба. Цветов так много, что они все сливаются в один разноцветный ковёр.

Помните, сказку «Паровозик из Ромашково»? Он говорил, что если он не увидит первые цветы, то опоздает на всю весну, а если не увидит рассвет, то опоздает на всю жизнь!

Родительское творчество

Мне очень хочется подобрать слова и структурировать диалоги с ребёнком для вас, чтобы вам было легче заниматься развитием творческих способностей детей, но как бы я не пыталась это сделать, я не могу. Потому что творчество – это ваши эмоции и мысли, и тут нет однозначного ответа или готового рецепта.

Все дети индивидуальны, и именно у вас есть возможность почувствовать особенности характера и склонности вашего ребёнка. Вы должны помочь ему обогатить свой внутренний мир, показать ему пример, научить его выражать свои мысли и чувства через творчество, и тогда вам не нужны будут диалоги или правила, вы просто будете растворяться в творческом процессе.

Полезное чтение

Напоследок я хочу посоветовать вам книги замечательного автора, Елены Янушко. У неё есть серия книг для занятий творчеством с детками раннего возраста. Например, вот одна из них: «Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года» . Эти книги помогут вам понять, как построить диалог с ребёнком во время творческих занятий.

Если вам хочется не просто научиться строить диалог с ребенком, а понять его, почувствовать ребёнком себя, то прочтите книгу Елены Макаровой «Освободите слона» . В свое время эта книга перевернула моё сознание и поставила его с ног на голову. А если она подействует на вас так же, то вы всегда сможете продолжить наслаждаться творчеством этого удивительного человека и прочитать остальные её книги.

Успеха вам в творческих занятиях с детьми, творческих играх и вообще в совместном творчестве с малышами!

Что ещё можно посмотреть на БМ по этой теме?

Поделитесь опытом — а как вы привлекаете детей к творчеству?

Источник фотографий: архив Марии Костюченко и сайт magic.happylon.com

Наблюдая за сыном, я поняла, что все его дела наполнены творческим началом. Он все познает, максимально используя свои чувства. Поэтому занятия творчеством дома необходимы каждому малышу.Другое дело, как их организовать, ведь творчество во многом процесс спонтанный.

Уголок творчества

Как у ребенка, так и взрослого желание творить может проснуться в самых неожиданных местах. Когда сыну исполнился год, я обустроила для него стол со стульчиком возле которого расположились всевозможные материалы для художественного творчества и лепки. В 1, 3 года у нас появился мольберт. Но, не смотря на все это, чаще всего вдохновение настигало сына на полу. Восковые карандаши и краски оказывались на полу с завидной регулярностью, и, честно говоря, мне тоже больше нравится «напольный размах», которого не может дать узкое пространство стола.

Сейчас, в 4 года, мы все также предпочитаем пол, как место для живописи, на стол переместилась лепка и наиболее грязные работы, к примеру, . Хочу сделать вывод из всего этого: не нужно дергать ребенка, как бы нам не хотелось усадить его за стол, этого делать не стоит - желание творить может пропасть даже от простой просьбы «Пересядь сюда». Главное — увлеченность процессом, а не его место.


Задача родителей максимально упростить доступ ребенка к тому, что ему может потребоваться для самовыражения: пластилину, краскам, бумаге, клею, мелкам. У нас дома для этого используется стеллаж, к которому сын имеет неограниченный доступ с самого раннего возраста.


Можно выделить на стеллаже место и для поделок ребенка, а картины можно вешать прямо на стену. Но не нужно постоянно акцентировать внимание на выставке – это может переключить малыша на стремление к результату, вместо наслаждения процессом. А истинное творчество – это процесс.


Хорошим стимулом для творческого развития ребенка станут и вещи, сделанные вами, которые можно размещать по всему дому. Ребенок копирует поведение взрослых: если вам нравится творить, то и для ребенка это будет увлекательно.

Папа, мама, я - творческая семья

Пример родителей - это вдохновение для ребенка. Я, например, всегда любила петь, просто так – во время домашних дел, на улице. У меня это от мамы. Когда Петя родился, я не знала, о чем с ним разговаривать вне режимных моментов, мне было немного странно болтать с таким маленьким человечком. Поэтому я все время ему пела, напевала. Он рос под мое напевание и очень рано сам стал петь и напевать, повторять услышанные мелодии и придумывать свои. К слову сказать, помимо творческого отношения к музыке, к 3-м годам у него сформировался отличный слух.
Стоит подумать, что творческого вы можете делать с ребенком вместе. Может быть, вы любите печь? Тогда устраивайте дни «печенья», когда общими усилиями замешивается тесто, вырезаются заготовки, и украшаются изюмом, орехами, разноцветными посыпками. Такое занятие объединяет семью и дарит радость совместного творчества. Кстати, такое печенье всегда самое вкусное.


Во многих семьях чтение - это ритуал, но и в него можно привнести творческое начало. Например, чтение по ролям. Такой вид чтения подойдет, если ребенок уже хорошо знает сказку или умеет читать. Ролевое чтение не только дарит каждому персонажу свой голос, но и наделяет неповторимым характером.

Театр – еще одна форма творческих занятий дома. Общими усилиями можно ставить сказки сначала для ребенка, а потом и вместе с ребенком для бабушек и дедушек. Это может быть кукольный театр, теневой театр или просто представление с переодеванием. В больших семьях с успехом могут проходить целые театрализованные представления со сменой декораций, выступлениями чтецов, танцами, песнями, небольшими сценками.


Даже рисованием можно заниматься сообща. Выберите всей семьей сюжет для рисования, и пусть каждый изобразит его на своем листе, а потом устройте выставку и удивляйтесь тому, как по-разному у всех получается. Не менее интересно и весело создать вместе одну картину на листе ватмана на общую тему.

Творческий дом

Чтобы у ребенка был стимул для творчества, лучше всего в доме создать и поддерживать атмосферу творчества. Если вы растите творческого человека, то не стремитесь к идеальному порядку в детской. Если позволяют условия – пусть одна стена в комнате будет отведена под выражение художественных порывов в вертикальной плоскости. Можно на дорогие (сердцу) обои повесить листы ватмана или рулонной бумаги. Есть еще специальное покрытие для меловых досок, которым тоже можно покрасить часть стены. Кстати, маме и папе тоже будет полезно порисовать на такой поверхности.

С раннего возраста дети чувствуют красоту, поэтому будет здорово, если на стенах дома будут развешаны картины или репродукции великих художников, красивые фотографии. Мы часто устраиваем тематические выставки картин, связанные как именем автора, так и единой темой – это могут быть дети или животные, текущее время года или грядущий праздник. Картины можно распечатать или купить готовые наборы: такие или такие . Такое окружение - стимул для творчества ребенка.

Еще одна наша находка – всевозможные коробочки с «мусором». Часто случайная вещь – коробочка, деталь от сломанной машины, палочка для суши могут стать отправной точкой для новой игрушки, истории или целого театрального представления!
Самый большой творческий подъем у всех членов семьи, как правило, наблюдается перед праздниками - Новый год, дни рождения. Почему бы не взять это на вооружение и не устраивать праздники каждый месяц? Можно изучить календарь и выбрать самые интересные праздники (или придумать свои), а потом готовится к ним в течение месяца, мастеря открытки, рисуя картинки, придумывая игры, украшая дом.


Вдохновение приходит неожиданно. Но и неожиданность дает мощный толчок творчеству. Даже в пространстве своего дома можно делать ребенку неожиданные подарки, начиная от перестановки его игрушек во время его сна и до появления небольших подарков в неожиданных местах. С вопроса «Откуда они здесь взялись?» может родится сказка, сочиненная малышом прямо на ваших глазах.

Творчество — это процесс самовыражения, самопознания, и самосовершенствования. Через творчество человек познает свой внутренний мир, свои и склонности. А созданные шедевры дарят положительные эмоции и . Но почему-то мы часто не находим время на это важное занятие.

Дети постоянно заняты творчеством. Они что-то придумывают, фантазируют, у них отличное . Значит, необходимость в творчестве заложена природой. Но со временем появляются более важные дела. Более того, на творческих людей смотрят с удивлением. Считают, что они занимаются ерундой. «Займись делом, зарабатывай деньги, брось эту ерунду!» — вот установка современного человека. Жаль, что мы ради денег, забываем о своем внутреннем мире, о человеческих качествах.

В чем польза занятий творчеством?

  1. Познание самого себя

    Это должно быть главной целью каждого человека. Понять свой внутренний мир, свои способности, склонности, желания, интересы. Творчество помогает с самим собой.

  2. Познание окружающего мира

    Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать. Любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. Таким образом, творчество формирует разносторонне развитую личность.

  3. Борьба со стрессом

    В современной жизни — на каждом шагу. От него страдают практически все люди. Это связанно с завышенными требованиями к себе и с нехваткой положительных эмоций. Имеено позитив дает нам творчество. давно используется в лечении психических заболеваний.

  4. Раскрытие своего потенциала

    Каждый человек хочет найти свое предназначение. Кто-то становится успешным бизнесменом, кто-то получает удовольствие от воспитания детей, а кто-то не представляет свою жизнь без рисования. Это прекрасно! Ведь все люди разные. Главное — найти дело по душе.

  5. Хорошее настроение

    Это тоже очень важно. Творчество дает заряд позитива, которого хватает надолго. С ним рутинные дела сделать проще.

А что делать, если вы считаете себя не творческим человеком? Скажу сразу, таких людей не бывает. Вы ведь не делаете абсолютно все по шаблону? Правда, далеку не у всех дел эти шаблоны есть. Творчество можно и нужно искать везде. Вы не рисуете картины и не обладаете литературными склонностями? Возможно, вы прекрасно готовите. Приготовление пищи — творческий процесс. Или виртуозно обращаетесь с инструментами? Повесить полочку — тоже творческий процесс.

Занятие творчеством — способ познать самого себя, избавиться от стресса и депрессии, получить положительные эмоции.

Не знаете чем заняться с ребенком, чтобы приносило и пользу и удовольствие? Попробуйте вместе немножко по творить.

Творчество бесспорно влияет на ребенка, его развитие, умения, характер. Оно учит малыша самовыражению, помогает познать мир, увидеть его своими глазами. Ребенок, который занимается творчеством, умеет выходить за границы общепринятого, и благодаря этому преодолевает возникшие проблемы легче, ведь у него есть много вариантов их решения. Помимо этого, работая вместе, дети и родители сближаются, лучше взаимодействуют и понимают друг друга.

Каким образом творчество влияет на развитие детей?

Уже с полугода малыши могут начинать творить. Конечно же, не без помощи взрослых. Творчество в этом возрасте развивает воображение ребенка, помогает ему стать более усидчивым, улучшает мелкую моторику рук.

Малышу нужно предоставить полную свободу в творчестве, пусть рисует как хочет, чем хочет и там где ему хочется, если это, конечно, не новые обои. Полная свобода действий развивает фантазию ребенка, он чувствует себя более уверенным, самостоятельным.

Творчество помогает детям развиваться:

  • Дайте малышу краски, карандаши или фломастеры. Рисование поможет натренировать пальчики и ручки, и это очень хорошее упражнение для координации рук и глаз. В дальнейшем, такое творчество поможет ребенку лучше справляться с палочками и крючками на уроках правописания
  • Совместное рисование или другие игры, например, постройка башни, помогают детям социализироваться и научиться работать в команде
  • Во время рисования ребенок знакомится с цветами, формой. Они обращают внимание на мелкие детали, чтобы потом их правильно нарисовать, таким образом развивая наблюдательность


  • Занимаясь творчеством, дети видят и представляют необычные вещи, изменяя цвета, величину, форму чего-то привычного. Благодаря этому они могут взглянуть на мир с другой стороны
  • Если детей хвалят за успехи в творчестве, у них растет уверенность в себе и повышается самооценка
  • В паре с любым творческим процессом идет воображение, оно заставляет ребенка экспериментировать, изобретать что-то новое, благодаря этому дети получают новые навыки

Виды творчества для развития ребенка

Ребенок более чувствителен взрослого, потому что для него это все впервые, он воспринимает все иначе, ярче, эмоциональней. Он по-другому видит цвета, слышит звуки, ощущает фактуру. Поэтому ребенку нужно познавать мир через тактильные ощущения, находить выход своим эмоциям.

Бывают следующие виды творчества для детей:

  1. Рисование
  2. Пластилинография
  3. Аппликация
  4. Другие

Ниже мы рассмотрим все эти виды подробней и выясним, как же они влияют на развитие детей.

Роль рисования в развитии малыша. Инструменты для рисования

Рисование, наверное, самый известный и широко используемый вид творческой деятельности. Благодаря рисованию ребенок развивает память, учится сосредотачиваться, улучшает мелкую моторику рук, все анализирует, сравнивает, ищет отличия, рисование заставляет ребенка думать и мыслить.



В самом маленьком возрасте ребенок больше обращает внимание на качества, которыми обладает тот или иной материал, рисунки пятилетних детей уже можно понять и осмыслить, в 10 лет ребенок делает уже сюжетные рисунки.

Рисование помогает наладить и укрепить связь правого и левого полушарий мозга ребенка, поэтому оно так сильно влияет на развитие малыша.

Материалы для рисования на сегодня очень разнообразны, от мелков до всевозможных видов красок.

Рисуем красками (пальчиковые, акварельные, гуашь).

В Европе рисование красками с детьми возрастом от 6 месяцев практикуется уже более 20 лет и имеет положительные результаты.

Именно краски дают больший простор для фантазии.

  • Во-первых, ими удобней рисовать, при работе с ними не нужно прилагать усилия, как при рисовании карандашами или фломастерами
  • Во-вторых, их можно смешивать и получать новые цвета и оттенки
  • В-третьих, можно использовать разные инструменты для рисования, ребенок может выбрать наиболее понравившийся ему способ

Пальчиковые краски

Пальчиковые краски отлично подойдут самым маленьким, потому что они сделаны из безопасных материалов, и даже если ребенок оближет пальчик в краске, мамам не о чем беспокоиться. Вдобавок такие краски легко отмываются и отстирываются с одежды. Это довольно приятный бонус, потому что кроха не ограничится рисованием только на бумаге.



Более подробно об этих красках, о том как их использовать и рецепт их приготовления дома вы найдете в статье

Гуашь

Гуашь подойдет для деток немного старше, примерно с двух лет, т.к. она не настолько безопасна, как пальчиковые краски и тяжелее отстирывается. Гуашью тоже можно рисовать пальчиками, ладошками, а можно и кисточкой. Пусть ребенок для начала порисует ею, как и привычными для него пальчиковыми красками, а потом уже покажите ему как это делать кисточкой. Но учтите, до 3 лет дети не могут правильно держать кисточку и контролировать интенсивность нажатия, поэтому не требуйте от малыша слишком много, пусть осваивает.

Гуашь очень нравится деткам, т.к. обладает следующими свойствами:

  • она непрозрачная
  • хорошо растворяется в воде
  • ею можно рисовать и на холсте, и на листе бумаги, и даже по дереву
  • хорошо сохнет и после высыхания становится матовой и бархатистой
  • без запаха, поэтому подходит деткам
  • она очень плотная, с насыщенным цветом


С двух лет ребенку можно давать раскраски, только выбирайте для начала крупные рисунки с минимумом деталей. Покажите ребенку как раскрашивать, не выходя за границы. Пробуйте разные цвета.

Гуашь очень хороша тем, что можно смешивать цвета и получать новые. Это занятие должно понравиться юному исследователю.

С четырех лет рисунки ребенка уже приобретают более узнаваемые очертания и ему уже можно давать акварельные краски.

Акварель — это водорастворимая краска, поэтому водой она хорошо смывается. Нарисованные акварелью картины создают впечатление невесомости, полупрозрачности и легкости.

Чем меньше ребенок, тем меньше выбирайте цветов для работы. Для школьника вполне достаточно 12 цветов, для деток помладше и того меньше. Цвета акварельных красок можно смешивать на отдельной палитре и получать новые цвета и оттенки.



Также для работы с акварелью вам понадобятся кисти, лучше выбирать мягкие и качественные, например, сделанные из ворса пони или белки.

Объясните ребенку, что перед тем как брать новый цвет, кисточку нужно хорошо вымыть в воде, иначе цвета смешаются.

Существует специальная бумага для акварели, она отличается от обычной тем, что рисунки на ней получаются более яркие и, соответственно, живые. К тому же она не будет морщиниться от влаги.

Техники рисования красками

Разнообразных техник рисования красками очень много и все они очень интересны, вам с ребенком нужно обязательно их опробовать, ведь рисуя разными способами, при помощи разных инструментов, ребенок развивается, расширяет свой кругозор, познает новые предметы, явления и действия.

Много различных техник рисования красками вы найдете в статье

Рисуем карандашами (классические, акварельные, восковые)

Карандашами ребенку рисовать сложнее, чем пальчиками с краской, но ручки нужно развивать и давать ребенку попробовать все инструменты для рисования.

Есть несколько видов карандашей:

  • классические
  • акварельные
  • восковые

Классические карандаши

Такими карандашами рисовали и мы в детстве: цветной грифель в деревянном корпусе. Разнообразие таких карандашей сейчас в магазинах поражает: импортные и отечественного производства, наборы из 6 цветов и большие на 64 цвета и более, толстые и тонкие, круглые и трехгранные… Выбор карандашей большой, но нужно тщательно подбирать их для вашего ребенка.

  1. Деткам до 3 лет лучше выбирать карандаши трехгранные, их удобней держать и они формируют правильный захват у ребенка. К тому же такие карандаши не будут скатываться по столу на пол и не придется их постоянно поднимать
  2. Малышам лучше давать рисовать карандашами потолще, чтобы корпус был примерно 1см, тогда грифель не так часто ломался. Сильно толстые выбирать не стоит, они будут неудобны маленьким ручонкам
  3. Грифель не должен быть хрупким, чтобы не ломался постоянно от падений на пол
  4. Выбирайте мягкие карандаши, чтобы ребенку не приходилось прилагать усилий, иначе он потеряет интерес к занятию. Мягкие карандаши маркируются латинской буквой В, твердые — Н


Акварельные карандаши

Этот вид карандашей также изготавливается в деревянном корпусе, только вместо грифеля в нем находится спрессованная акварель. Получается как бы 2 в 1 — и акварельные краски и карандаши. Нарисовав таким карандашом, можно сверху провести мокрой кисточкой и получится рисунок, нарисованный краской.

  • Стержень в таких карандашах делается специальным образом, что не позволяет ему крошиться
  • Они очень мягкие и ярко рисуют, лучше классических
  • Достаточно дорогие
  • Деревянный корпус круглый или шестигранный, обычной толщины, т.е. не подходят маленьким деткам
  • Дети рисуют такими карандашами с большим удовольствием

Восковые карандаши тоже хороши для деток. Их делают из воска с добавлением пищевых красителей.



  • Они яркие, рисунки, сделанные восковыми карандашами, не выцветают со временем, не теряют насыщенность
  • Они не оставляют следы на руках, хотя не имеют защитного корпуса
  • Можно рисовать любой стороной или даже гранью
  • Легко точатся
  • Мягкие, не нужно прилагать усилий, чтобы нарисовать линию, благодаря чему хорошо подходят малышам
  • Восковые карандаши легко ложатся на бумагу, поэтому ими легко разукрашивать большие площади
  • Рисуют на многих поверхностях: бумаге, картоне, дереве, глине, можно сказать на всем, кроме глянцевой бумаги
  • Вытираются обычным ластиком
  • Бывают толстыми и трехгранными для самых маленьких

У таких карандашей есть и недостатки:

  • ими неудобно разукрашивать мелкие детали и рисовать тонкие линии
  • если они очень тонкие, то часто дети их ломают
  • некоторые фирмы оборачивают каждый карандаш в бумажную обертку, которую дети постоянно пытаются снять или погрызть

Рисуем фломастерами (классические, водорастворимые, для досок, со штампами)

Фломастеры — еще один из самых любимых инструментов для рисования у детей. Такую любовь они заслужили точными и очень яркими линиями, которые они оставляют без малейших усилий. А еще их не нужно точить.

Есть такие фломастеры, у которых колпачок сделан с вентиляцией. Проверьте, чтобы на упаковке было написано, что они отвечают стандартам BS 7272/90 . Это говорит о том, что вентиляция в колпачке пропускает более 8 литров воздуха в одну минуту, поэтому малыш не задохнется, если он застрянет в дыхательных путях, пока подоспеет медицинская помощь.



Также обратите внимание на заглушку, она не должна сниматься с корпуса в соответствии со стандартом NFS 51-205 . В таком случае малыш не сможет открыть фломастер и разобрать его.

Обратите еще внимание на чернила во фломастере, выбирайте сделанные на водной основе, без сильного запаха, желательно в составе с пищевыми красителями.

Водорастворимые фломастеры легко отмываются с кожи и многих поверхностей, поэтому хорошо подойдут маленьким деткам, которые будут разрисовывать ими все вокруг. Еще одним их преимуществом является то, что если вы забыли закрыть колпачок, достаточно опустить стержень в воду и они снова будут рисовать.

Также как и карандаши, фломастеры для малышей лучше выбирать толстые, около 1 см в диаметре и трехгранные.

Маленькие исследователи любят проверять на прочность фломастеры и вдавливать стержень во внутрь, надавливая на него. Поэтому лучше выбирать фломастеры с широким стержнем или специальной конструкцией, не позволяющей забить стержень вовнутрь. Обратите на это внимание при выборе фломастеров для вашего ребенка.

Есть еще один вид фломастеров — со штампами . У них вместо стержня печать. Работа с этим инструментов очень увлекательное занятие для детей, но до 4 лет дети еще не умеют сами аккуратно ставить печати и они смазываются, поэтому не стоит их давать малышам.



Есть еще фломастеры для досок , ими можно рисовать на специальном детском мольберте или досточке. Они, как правило, стираются сухой тряпочкой. Некоторые нужно стирать мокрой. Дети очень любят рисовать на досках, ведь рисунок всегда можно подправить или изменить, а потом вытереть и нарисовать что-то другое.



Рисуем мелками

Прогулка на улице не совместима с уроком рисования? Очень даже совместима! Возьмите с собой мелки и порисуйте с ребенком на асфальте. Мел хорошо отмывается от рук и одежды, а сколько же он принесет ребенку радости и пользы.

Поиграйте с ребенком в следующие развивающие игры:

  • обведите какой-нибудь предмет, например, ведерко или пасочку
  • полученный контур можно будет зарисовать
  • обведите тень от какого-либо предмета, человека или, например, дерева; можно это делать в разное время дня, чтобы понаблюдать, как меняется ее расположение
  • нарисуйте контур какого-либо предмет или животного точками или штрихами, пусть ребенок соединит их одной линией
  • пусть ребенок порисует на стене дома или на дереве, в общем, на любой вертикальной поверхности — это будет очень интересно ему
  • изучайте формы: нарисуйте какую-нибудь фигуру, например, круг, и попросите ребенка дорисовать детали, чтобы он превратился в конкретный предмет, например, мячик или персик
  • попробуйте порисовать мокрым мелом — малышу это точно понравится
  • нарисуйте на асфальте дорожку и попросите ребенка пройти по ней, не выходя за границы, или прокатить машинку
  • нарисуйте препятствия, пусть ребенок их обходит или перепрыгивает
  • нарисуйте кружочки, а ребенок пусть перепрыгивает с одного на другой, как зайчик
  • можно учить алфавит: написать букву и рядом нарисовать предмет или животное, которое с этой буквы начинается, для более старших деток наоборот, например, нарисовать апельсин, а ребенок пусть назовет и напишет букву А
  • для более старших деток хорошо развивает воображение и речь следующая игра: один ребенок рисует несколько предметов, а второй придумывает и рассказывает небольшой сюжет, связанный с ними


С мелом можно придумать много развивающих игр для ребенка, в том числе и на изучение формы, цвета, цифр, букв. Но главное, чтобы рисование было ребенку в удовольствие.

Работа с пластилином или тестом для лепки и ее влияние на развитие ребенка

Почти все малыши любят лепить различные фигурки. Они получают от этого не только удовольствие, но и большую пользу. Родителям нравится это занятие, потому что ребенок довольно много времени может провозиться с пластилином, он в это время не бегает туда сюда, не смотрит мультики, не делает шкоду. Но польза для ребенка от занятий лепкой намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Польза лепки для умственного развития

  • лепка развивает мелкую моторику рук, которая благоприятно влияет на развитие речи
  • лепка помогает совладать с координацией, улучшает память и заставляет мыслить логически
  • ребенок становится более терпеливым и усидчивым
  • у детей развивается абстрактное мышление, они создают образы, задействуют свои творческие способности
  • лепка способствует одновременной работе обоих полушарий мозга, благодаря чему их связь между собой укрепляется
  • ребенок учится сравнивать оригинал с результатом своей работы, анализировать отличия и сходства
  • у детей развивается образное мышление и воображение
  • ребенок учится выполнять задуманное, идти к конечной цели, сосредотачиваться


Занятие лепкой

Польза лепки для здоровья

  • лепка хорошо отражается на нервной системе ребенка
  • как и любое другое спокойное занятие, лепка способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности, убирает перевозбудимость
  • занимаясь лепкой, ребенок выражает свои чувства, которые могут быть не только положительными, это помогает справляться ему со своими негативными эмоциями
  • с помощью лепки можно научиться преодолевать страхи, ломая «плохие» фигурки или изменяя их, превращая в что-то положительное
  • анализируя слепленные ребенком фигурки, взрослые могут понять психологическое состояние ребенка и распознать проблемы вовремя
  • работая с пластилином, ребенок успокаивается, забывает плохие эмоции, расслабляется
  • лепка для детей выступает в роли посредника между выдуманным миром и настоящим, она помогает детям понять наш мир
  • создавая поделки, ребенок самоутверждается, верит в свои силы, ищет нестандартные решения в сложных ситуациях

Польза лепки для развития личности

  • работа с пластилином помогает показать ребенку его уникальность, выявить творческие способности и развить их
  • при занятии лепкой ребенок получает знания о различных формах и цвете, он учиться различать свойства предметов и фактуру на ощупь
  • ребенок учится экспериментировать, развивается любознательность
  • создавая поделки, дети применяют свои знания и умения, чтобы получить желаемый результат
  • работая над поделкой, ребенок тренирует свое зрительное восприятие мира, обращает внимание на детали, становится более внимательным, изучает различные объекты, их качества и свойства
  • такие занятия, как и любое творчество, влияет на эстетическое образование ребенка


Материалы для занятия лепкой

  1. Пластилин . Он подходит для детей старше 3 лет, т.к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам. Примеры поделок, которые можно лепить с детьми, вы найдете в статье
  2. Восковой пластилин . Подходит и маленьким деткам, т.к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный
  3. Глина для лепки. Глина хороша своей низкой стоимостью. Интересные продаются наборы для работы с глиной, например, для лепки горшочков.
  4. Паста для моделирования . Выпускается только в белом цвете и цвете терракот, поэтому после застывания ее нужно разукрашивать. Кстати, застывает она самостоятельно, запекания не требует
  5. Тесто для лепки или соленое тесто . Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Идеально подходит для занятий лепкой с маленькими детьми, т.к. очень мягкое и безвредное. Много интересных идей для лепки с пошаговыми фото и инструкциями вы найдете в статье
  6. Масса для лепки . Приятная на ощупь, но очень дорогая. Ее лучше использовать, для мелкой работы с множеством деталей. Застывает самостоятельно за 6-8 часов


Более детальное описание каждого материала, а также советы, как научить ребенка лепить из пластилина, вы узнаете из статьи

Пластилинография

Пластилинография — это рисование на бумаге с помощью пластилина.

Прилепливая пластилин или размазывая, получаются объемные картины.

Польза для ребенка от пластилинографии объединяет пользу от рисования и лепки, т.к. ребенок применяет обе техники в своих работах. Создавая такой рисунок, ребенок учится владеть своими руками, пробует разной интенсивности нажим пальчиками, совершает ими непривычные движения, которые помогают развивать мелкую моторику рук.



Для разного возраста детей, можно предлагать разной сложности задания, от самых простых кусочков пластилина, которые имитирует дождик под тучкой, до неповторимых картин с множеством мелочей и деталей.

Польза аппликации в развитии ребенка

Аппликация — эта приклеивание чего-нибудь на какую-либо поверхность. Чаще всего дети наклеивают разноцветную бумагу на картон.

Этим видом творчества можно заниматься и с малышами. Уже с года, с помощью взрослых, ребенок может приклеивать различные элементы на бумагу или картон. Чем старше ребенок, тем меньше ему нужна помощь взрослого.

Польза от этого вида творчества, как и от других, огромна. Занимаясь такой кропотливой работой, ребенок учится терпению, развивает усидчивость, тренирует внимание, проявляет аккуратность, вырезая детали. Вырезание, нанесение клея, и само приклеивание очень хорошо развивают мелкую моторику рук ребенка.



Польза аппликации в развитии умственных способностей

  • ребенок знакомится с понятиями формы, цветом, фактурой
  • сравнивает детали и находит одинаковые
  • учит различия в величине деталей, маленькая-большая
  • проявляет воображение и творческий подход в создании своих работ
  • видит главное среди второстепенного
  • находит части целого и учится их собирать

Помимо этого ребенок получает удовлетворение от результата своей работы, учится что-то делать сам и дарить свои поделки или украшать ими дом.

  • продаются специальные наборы уже с готовыми деталями и основой
  • можно рисовать детали самостоятельно и вырезать их
  • можно еще найти схемы в интернете, распечатать их и вырезать
  • также вам еще понадобится основа, ею может быть белый или цветной картон, ватман, просто бумага, бумага с какими-нибудь рисунками или интересной фактурой
  • клей, ножницы


Последовательность действий для занятий аппликацией из бумаги

  1. Придумайте картинку или сюжет, что вы хотите получить в результате. При этом учитывайте желания ребенка и его пол
  2. Вырежьте необходимые вам детали
  3. Наклейте их на основу
  4. Оформите работу и не забудьте похвалить ребенка

Превратите занятие в игру, рассказывайте ребенку сказку, например, про колобка, и дайте малышу приклеивать персонажей на ватман по очереди. Создавая своими руками сказку, ребенок будет самоутверждаться и с удовольствием продолжать занятия аппликацией.

Крупа — безопасный природный материал для занятий с детьми. Аппликации крупами хороши тем, что не требуют особенных инструментов, нужна лишь основа, клей и крупа.

  • Крупы можно разукрашивать в разные цвета, так ребенок их будет учить
  • Крупа хорошо раздражает нервные окончания на пальчиках и способствуют развитию мелкой моторики
  • Ребенок изучает новый материал через тактильные ощущения


Есть две техники работы с крупами:

  1. Посыпание. Для этого нужно намазать клеем или приклеить двусторонний скотч на основу в нужном месте и попросить ребенка посыпать его крупой — она приклеится
  2. Вдавливание. В нужном месте на основе прилепите пластилин и вдавите в него крупу

Для разных деталей используйте разную крупу или ее цвет, например, облака сделайте из риса, а солнце из пшена.

Другие виды творчества

К другим видам можно отнести приклеивание наклеек на бумагу или картон. Это занятие очень понравится даже самым маленьким. С годика ребенку можно давать пощупать клейкую сторону, так ребенок познакомится со свойствами предмета. Покажите как снимать наклейки и как клеить. Дети могут таким образом делать открытки на праздники родственникам.

  • Сложите цветной картон пополам, в форме открытки
  • Дайте ребенку тематические наклейки, изображение на которых зависит от праздника
  • Помогите малышу отклеивать их от основы и приклеивать на картон
  • Дайте фломастер, пусть подпишет внутри пожелание
  • Открытка готова

Для маленьких деток от 1 года до 2 лучше брать объемные наклейки, они хорошо держат форму, не свернуться в неумелых ручках и малышу удобно с ними работать.

Поделки из природного материала благоприятно влияют на гармоничное развитие ребенка как личности. Ребенок учиться применять различные материалы, которые он может найти на прогулке. Это развивает внимательность, эрудицию, любознательность, творческое мышление, помогает узнать мир природы поближе.



ВИДЕО: Занятия творчеством с ребенком 2-3 лет. Интересный обучающий фильм для родителей



Рассказать друзьям