Татьяна Оськина
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд» средняя группа
, труд . Средняя группа .
Карточка1
Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями .
Цель :
Формировать понятие «комнатные растения » , выделяя основные признаки : растут дома , в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений : они красивые, украшают комнату .
Работа в уголке природы совместно с воспитателем : при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.
Карточка 2
НАБЛЮДЕНИЕ 2 . ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ .
ЦЕЛЬ : Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом , предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение ).
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
На окне в такую рань,
Распустилась герань.
Круглые листочки
Пышные цветочки
Индивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа руку ребенка с лейкой)
Карточка 3
ПОКАЖЕМ ДЮЙМОВОЧКЕ НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ.
ЦЕЛЬ : Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате , знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п. Формировать представление об уголке природы : это место, где находятся растения и животные . В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете , тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.
Карточка 4
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ НАШ ДОМ .
ЦЕЛЬ : Формировать понятие «комнатные растения » , выделяя основные признаки : растут дома , в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений : они красивые, украшают комнату
При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения : подержать лейку, поставить ее на место и т. п.
Карточка 5
МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ .
ЦЕЛЬ : Уточнить и закрепить представления о частях растения : листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде , свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе) . Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями .
НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ 3 . С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ.
ЦЕЛЬ : Формировать понятия о потребностях растений , выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода) .
НАБЛЮДЕНИЕ 4 . Результаты опыта «С водой и без воды» .
Полив растений совместно с детьми . В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того , чтобы они лучше росли.
Карточка 6
Беседа о необходимости растений в групповой комнате .
Цель :
Карточка 7
Наблюдения за комнатными растениями
Цель :
Продолжать учить различать среди природных объектов растения . Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой ). Формировать интерес к комнатным растениям . Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним . Обратить внимание на листья (какого цвета) и цветы (красивые, дать возможность понюхать их.
Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть ? Почему? Какому растению трудно дышать ?
Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение .
Подвести к обобщению : растение живое , о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое .
Карточка 8
«Уход за комнатными растениями »
Цель :
Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы , поддерживать интерес к уходу за растениями . Продолжать учить ухаживать за растениями .
Карточка 9
«Растения , которые живут в нашей группе » (3, 65)
Цель : Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра, дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка) . Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях : они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут листья) . Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем : детям и взрослым - на них приятно смотреть, ими можно любоваться
Материалы : кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями, лейки.
Карточка 10
НАБЛЮДЕНИЕ 5 . ЗА ПРОТИРАНИЕМ ШИРОКИХ ЛИСТЬЕВ ФИКУСА.
ЦЕЛЬ : Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями , инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений .
Д/игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений , их названия. Закрепить понятия «большие» – «маленькие» . (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение , растения в большом и маленьком горшочке и т. п.)
Поручения под руководством воспитателя : полив влаголюбивых растений , уборка инвентаря.
Карточка 11
МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ .
ЦЕЛЬ : Закрепить названия растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими листьями , но отличающееся от фикуса строением (АСПИДИСТРА, КАЛАТЕЯ, МАРАНТА, КАЛЛЫ) . Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать к использованию слов : ухаживать, поливать, протирать листья.
Карточка 12
НАБЛЮДЕНИЕ 6 . Посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями .
Д/игра «НАЙДИ ПОХОЖЕЕ»
ЦЕЛЬ : Упражнять детей в названии растений , учить их несложному описанию внешнего вида растения . (Нади растение похожее на травку , дерево; найди растение похожее на картинку , модель, как на фото; найди два похожих растения и т . п.)
Поручения при поливе растений : налить в лейку воды, уборка инвентаря на место. Упражнять детей правильно держать лейку при поливе.
Карточка 13
"Путешествие в страну цветов"
Цель :
Формирование элементарные представления о комнатных растениях и способах ухода за ними.
Вводная часть : приглашение детей в путешествие, в удивительную Страну цветов. _
Дидактическая игра "Раз, два, три - цветок найди"_
Заполнение «Волшебной пустографки» .
Пальчиковая гимнастика «Цветочек» .
Словесная игра "Скажи наоборот".
Самостоятельная деятельность детей.
Заключительная часть : беседа о путешествии в Страну цветов.
Карточка 14
«Знакомство с геранью»
Цель :
Учить среди множества растений выделять цветущие , называть и показывать части растения , находить герань.
Сюрпризный момент : приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась . Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать) . Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей : Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?
Карточка 15
Рассматривание герани его цветков, листьев.
Цель :
Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы, учить находить её среди других растений , продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями .
Сюрпризный момент : приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми .
Матрёшка : чем вы дышите? (носом) . А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные , круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите : внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце , поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя , о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.
Карточка 16
НАБЛЮДЕНИЕ 3 . ЗА ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ .
ЦЕЛЬ : Привлекать детей к , изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт.
(данные наблюдения проводить по мере зацветания растений в течение года )
Поручения во время ухода за комнатными растениями : полив растений , наполнение леек водой, затирание лужиц воды после полива, уборка инвентаря.
Карточка 17
«Знакомство с фикусом»
Цель :
Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений . Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям .
Сюрпризный момент : приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение , цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу : фуксия – растение , похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение , у него много цветов, оно требует ухода.
Карточка 18
Рассматривание фикуса (стебель, листья) .
Цель :
Знакомить с фикусом – растением , у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений . Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.
Сюрпризный момент : приходят куклы Маша и Ваня.
Маша : мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.
Карточка 19
Наблюдения за комнатными растениями
Цель :
Познакомить с хлорофитумом – растением , похожим на зелёную травку.
Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение , на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум : растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать).
Карточка 20
Цель :
Обобщить и закрепить знания детей о растениях , с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений . Закрепить навыки полива растений
Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.
Кукла : я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений . Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями .
Карточка 21
«Знакомство с бегонией»
Цель :
Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям .
Карточка 22
«Мои зелёные друзья»
Цель :
Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения , их части (стебель, цветок, лист) . Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении . Продолжать формировать интерес и любовь к растениям , желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения , правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя.
1. Рассматривание паспорта комнатных растений . Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями.
Карточка 23
«Знакомство с примулой»
Цель :
Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям . 1. Рассматривание комнатного растения , примулы.
2. Д/игра : «Загадай, мы отгадаем» .
3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.
Карточка 24
«Комнатные растения , похожие на кустик»
Цель :
Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст . Научить выделять из группы комнатных растении , похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы : дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами : деревьями, кустиками.
2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями .
3. Д/игры : «Продайте то, что назову» , «Найди, о чём расскажу» , «Найди растение по названию » .
Карточка 25
«Знакомство с традесканцией»
Цель :
Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения , традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением . Продолжать формировать бережное отношение к растениям . 1. Рассматривание комнатного растения , традесканции.
2. Д/игра : «Найди, о чём расскажу» .
3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.
Карточка 26
«Описание комнатного растения »
Цель :
растения , отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи , величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении . 1. Составление рассказа о своём любимом растении , по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)
2. Д/игра : «Опишите, я отгадаю» .
3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением .
4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.
Карточка 27
«Поможем зелёному другу»
Цель :
Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям растения . Формировать понятие, что растение живое : оно растет растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения (из одного растения – два ) растения . 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения .
2. Д/игра : «Цветовод»
3. Опыт : «Кому лучше?»
4. Создание альбомов : «цветы-как травка» , «цветы-как дерево» , «цветы-как кустик»
Карточка 28
НАБЛЮДЕНИЕ 7 . ЗА ЦВЕТУЩИМ РАСТЕНИЕМ .
ЦЕЛЬ : Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями , за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.
(Данные наблюдения за цветущими растениями проводятся по мере их цветения.)
Д/игра «ОДИН И МНОГО»
ЦЕЛЬ : Учить детей несложному описанию внешнего вида растений , развивать наблюдательность . Учить моделировать растения . (К растению с одним цветком подобрать изображение; найти растение , у которого много).
Индивидуальная работа по обучению протиранию широких листьев растений (фикуса, каллы, аспидистры и т. п.)
Карточка 29
«Знакомство с бальзамином»
Цель :
Продолжать обучать детей описывать растения , отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений .
Познакомить их с новым растением - бальзамином , дать его бытовое название «огонек» .
Объяснить название растения . Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними .
Ход занятия :
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях . Давайте ему немного расскажем (дети : «давайте» ). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.
Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей) .
Как называются эти комнатные растения ? (ответы детей, например (герань, фикус) . Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки ?
Какие они и сколько их? (ответы детей) .
Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках ? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.
Воспитатель – Какого он размера? (ответ детей : «большой, похож на дерево» , отвечая на вопросы воспитателя, дети устанавливают, что стебель у этого растения прямой , высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.
Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? (предлагая потрогать листок)
Какой он на ощупь? (ответы детей : гладкий, блестящий) .
После этого подводят итог : что сказал о растениях каждый , как можно охарактеризовать растение в целом .
Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях , сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.
Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.
Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях . Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые , оказывается это совсем не так.
Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение , хотите с ним познакомиться? (ответ детей – конечно Н Е Т) . А ты Мишка?
Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение , которое называется «Бальзамин» , а в народе его называют просто «Огонек» .
Мишка смеется над названием «огонек»
Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек» . А хотите узнать почему? (ответы детей) . Потому что, у него много маленьких красных цветочков.
Мишка – Ну, теперь понятно.
Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях . (Дети рассматривают «огонек» , описывают его).
Воспитатель – Нравиться вам, «огонек» ? Он останется у нас в группе . Какое место мы найдем для него? (ответы детей) .
Правильно, «огонек» будет хорошо расти там , где много света и солнца. А теперь сравним «огонек» и другое растение – дружную семейку . Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей) .
Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом , а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения . В конце занятия проводиться дидактическая игра.
Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей :….)
Один из детей «водит» , а другие дети прячут какое - нибудь растение .
Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали . В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места .
Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях . Тебе понравилось?
Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения .
Карточка 30
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС)
ЦЕЛЬ : Познакомить детей с новым комнатным растением , имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку) . Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание комнатных растений , учить сравнивать их между собой.
Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений
Карточка 31
НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ 8 . НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ ?
ЦЕЛЬ : Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов : по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая) . Развивать сенсорный опыт (рассматривание образцов сырой и сухой почвы)
Д/игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о комнатных растениях . Учить узнавать растения по фотографии , картинке , модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.
Привлекать к уходу за комнатными растениями : полив растений , протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии
Карточка 32
ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ
ЦЕЛЬ : Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям , закреплять знания о строении и функциях частей растения . Формировать понятие, что растение живое : оно растет . Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше» , «меньше» .
комнатных растений
Карточка 33
«Комнатные растения - наши друзья »
Цель :
Развивать у детей познавательный интерес к природным объектам;
Формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения;
Учить детей выделять отдельные части растений ;
Расширять круг наблюдений за трудом взрослых ;
Воспитывать трудолюбие .
Интеграция образовательных областей : труд , коммуникация, познание, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование : комнатные растения группы , лейка с водой, влажные тряпочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на уголок природы, подводит детей к подоконнику, на котором стоят горшки с комнатными цветами .
2. Основная часть. Рассматривание комнатных растений . Воспитатель (обращается к детям) . На подоконнике стоят горшочки с комнатными растениями . Посмотрите, какие они красивые! Они украшают нашу группу и делают воздух чистым. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит каждое растение .
Игра «Принесла я вам цветок» .
Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит :
Принесла я вам горшок,
А в горшке растет цветок ,
Вот зеленый листок,
Вот зеленый стебелек.
Воспитатель предлагает детям индивидуально еще раз назвать и показать части комнатного растения .
Посмотрите, у каждого растения есть листья , они разные. У этого растения (показывает спацефиллум) они короткие и широкие, а у другого (показывает щучий хвост) листья длинные и узкие. (Далее следуют хоровые и индивидуальные ответы детей с показом. «Какие листья?» - длинные, короткие, узкие, широкие) .
Чтобы наши растения хорошо росли , цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А как? Мы поливаем цветы. А что нам для этого нужно?
(Указывает на лейку и поливает цветок) . Ребята, помогите мне, пожалуйста, полить наши цветочки.
Чтобы листики были чистыми и на них не было пыли, мы протираем их влажной тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует) .
3. Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы » .
Воспитатель предлагает детям поиграть – посадить цветы. Произносит четверостишие, сопровождая его движениями. Дети повторяют игру несколько раз.
Мы копаем, мы копаем,
В землю семена бросаем.
Сделай, сделай ямку ты,
Вырастут у нас цветы .
4. Итог занятия.
Карточка 34
НАБЛЮДЕНИЕ 9 . ЗА РАССАЖИВАНИЕМ ЦВЕТКА.
ЦЕЛЬ : Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два ) . Уточнить знания о подземной части растения .
Д/игра «ЦВЕТОВОД»
ЦЕЛЬ : Закреплять знания детей о строении и характерных особенностях внешнего вида растений , их названия. Учить составлять модели комнатных растений .
Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений : набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.
Карточка 35
МЫ НАУЧИЛИСЬ УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ .
ЦЕЛЬ : Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях , их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений . Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем.
Поручения отдельным детям по уходу за комнатными растениями : полив растений , протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря.
Валентина Подпорина
Ознакомление детей с трудом взрослых - средство нравственного воспитания. Из опыта работы
«Труд становится великим воспитателем , когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников , приоткрывает всё новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство»
В. А. Сухомлинский
С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку . На конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых , раскрывать богатство человеческих отношений в труде .
Знакомя дошкольников с трудом взрослых , я использую разнообразные методы и приёмы. Для создания положительного отношения и привычки к труду , важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых , непосредственное соприкосновение с их трудом . Воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.
В нашем дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых . В этом труде явно выражен его собственный характер. Поэтому необходимо создавать такие ситуации, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых .
Здесь возможны различные пути :
1 путь – пока детям разнообразного труда взрослых и объяснения их значения
2 путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей .
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых , научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду .
Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызывать желание трудиться , работать добросовестно , тщательно.
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей . Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых , работающих в детском саду , активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков , определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого , а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых . Производимого при детях или совместно с ними.
В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала , о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути :
Приближение к труду взрослых ;
Приближения работы взрослых к детям ;
Совместная деятельность взрослых и детей .
Первый путь широко проектируется в нашем детском саду- это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых . Наблюдения. Организованные посещения кухни, кабинета мед. сестры, прачки и т. д. детям показывают процесс приготовления пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.
Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение : они уточняют представления детей , пробуждают любознательность , интерес к деятельности взрослых , способствуют выработке положительного отношения, уважения к их т руду.
Признавая ценность специальных наблюдений труда , их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям .
Труд , который систематически и естественно протекает на виду у детей , обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым .
Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном его использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие . Поэтому в самом начале дать пример ля подражания. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии. Я обращаю внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость.
Вызвав и поддержав у ребёнка интерес к человеку- труженику я создаю положительную эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду .
Трудовое воспитание у самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое. В младшей группе я не только ставлю перед ребёнком конкретную цель, но и стараюсь сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании был нагляден и понятен.
Уже в младшем возрасте я начинаю знакомить детей с трудом окружающих их людей и приучаю выполнять простые поручения. Однако дети трёх лет ещё слишком малы, чтобы их отношение к чему- либо было достаточно чётким и стойким. Поэтому на прогулке обращаю внимание детей на здание детского сада, на высокое красивое здание школы- всё это построили строители. Говорю о том, как похорошела улица после того, как мы, взрослые , озеленили её – посадили много деревьев, цветов.
Работу по формированию у детей представлений об общественной значимости труда взрослых я начинаю с младшего дошкольного возраста и осуществляю её на основе конкретных жизненных примеров (няня моет посуду, стелет детям постель; повар готовит вкусный обед) .
Очень рано дети начинают проявлять интерес к труду взрослых , копируя их действия, забрасывая нас вопросами : «Что ты делаешь? Для чего это нужно? Покажи, как это получается» . Дети стараются вникнуть в суть действий, стремятся помочь старшим.
Необходимо поддерживать и развивать интерес ребёнка к труду взрослых , организуя с этой целью целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных примерах важно подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен , труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают , уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых , и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.
Работая с детьми младшего школьного возраста, работу организую так , чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному влиянию , видах труда взрослых . Эти наблюдения провожу во время экскурсий к месту труда работников детского сада , а позднее в ходе экскурсий за пределы детского сада.
Первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают наблюдения как работает мама , бабушка, воспитатель , няня, медицинский работник , повар, шофёр.
Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно : она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Провожу занятие «Рассказ » .
Поэтому с самых первых дней пребывания детей в группе использую различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала :
Как чисто и красиво в нашей группе!
Кто же так всё убрал?- Это наша няня – Вера Алексеевна убрала в группе.
Ребята, давайте скажем ей «Спасибо» .
Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях .
Аналогично проводится наблюдение за работой мед . сестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье. Свои представления об этом труде ребята вместе с воспитателем реализуют в игре : лечат кукол, делают уколы.
Задача по ознакомлению с каждым видом труда решается в повседневной жизни : в наблюдении за трудом взрослых , при чтении художественной литературы, рассматривания картин и иллюстраций.
Так организуя наблюдение за трудом водителя , который привозит продукты в детский сад, я знакомлю с ним детей , то есть создаю обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности. Встретив шофёра в следующий раз, дети здороваются с ним. Читаю стихотворение Б. Заходер «Шофёр»
При организации наблюдений за трудом взрослых я каждый раз продумываю приёмы, которые помогут сформировать положительное отношение к человеку- труженику. Приёмы эти разнообразны :
Общая беседа;
Подключение детей к деятельности взрослых ;
Чтение тематического произведения.
Провожу занятия :
1. «Рассказ воспитателя о труде взрослых »
2. «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя »
3. «Рассказ воспитателя о труде машиниста »
Читаю детям стихотворение «Мчится поезд» , играем в дидактическую игру «Поезд»
Наблюдение за трудом взрослых по уборке участка организую со всей группой в течении года. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада; что дворник пользуется метлой, лопатой. При наблюдении обязательно подчёркиваю, что дворник хорошо подмёл дорожки, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки обращаю внимание детей на то , чтобы они не ссорили на участке, показываю, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминая, как дворник трудился , убирая участок. Зимой также наблюдаем с детьми за работой дворника . Дети идут на прогулку на заранее расчищенный от снега двор, видит как дворник разгребает дорожки от снега.
Это дворник расчищает дорожки лопатой, сгребает снег. Предлагаю ребятам помочь – сгребать лопатками снег.
Знакомя малышей с трудом тех людей , которые непосредственно работают в детском саду и которых дети хорошо знают. В процессе беседы использовала стихи Б Заходера «Шофёр» , А. Кардошовой «Наш доктор» (в отрывках) . Дети быстро их запоминают, благодаря художественным произведениям малыши узнают о том. что доктор- добрый, заботливый человек, он помогает детям, если они заболеют. Постепенно малышей как бы «выводят» за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шофёров, врачей, воспитателей много . Они трудятся в разных местах .
Основной вид деятельности детей младшего возраста- игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания к труду , уважения к человеку- труженику.
Играя в детский сад, дети берут на себе роли няни, воспитателя . Отношение к труду в младшей группе не должно ограничиваться наблюдением. Оно может проявлятся в поступках, в деятельности, в стремлении к самостоятельности.
Основная установка воспитательного процесса в младшей группе : мы учимся всё делать сами. Вместе с воспитателем малыши могут принять участие в работе взрослых : помогать дворнику -выносить листья с участка, собирать урожай выращенной моркови. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от самой работы , удовлетворение от её результатов. Уже с младшей группы нужно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека.
В младшей группе начинается ознакомление с трудом родителей . В индивидуальных беседах я выясняю и уточняю представления о труде . Важно, чтобы каждый ребёнок знал место и содержание работы родителей , отношение родителей к своей работе . Знали, что когда родители устают, им надо помогать. Читаю стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине» .
В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада . Кроме того, разрабатывается ещё несколько тем :
1. «Знакомство с работой воспитателя »
2. «Знакомство с трудом инструктора по физическому воспитанию ».
3. «О том, как трудятся наши мамы и папы »
4. «Знакомство с работой музыкального руководителя»
5. «О труде людей транспортных профессий» .
6. «Знакомство с трудом врача » .
В средней группе тема : «Знакомство с трудом людей в детском саду» предполагает более широкое программное содержание : уточнение знаний детей о работе воспитателя и музыкального руководителя. Планируется экскурсия на кухню, ознакомление с другими видами бытового труда взрослых .
Уточнение представлений о содержании работы сотрудников детского сада обогащает игры дошкольников. Играя в «Детский сад» , ребята берут на себя роли музыкального руководителя, воспитателя , няни.
В игре «Музыкальное занятие» ребята берут на себя роли воспитанников воображаемого детского сада, и эта игра ещё больше сближает их, объединяет общим интересом.
Уточнение представлений о труде людей непременно должно сочетаться с воспитанием желания помогать взрослым . В нашем детском саду таких возможностей много. Ребята помогают дворникам убирать территорию детского сада, помогают няне, выполняют отдельные поручения воспитателя .
Тема «О труде людей , работающих на транспорте ». С работой шофёра дети знакомились ещё в младшей группе. в средней группе эти знания расширятся и углубятся. Кроме того, ребятам можно рассказать о труде лётчиков . Осуществляется знакомство с профессиями, работающих в авиации . Этот опыт используем для развития у детей интереса к труду лётчиков . Дети рассматривают иллюстрации, картины, на которых изображены лётчики, бортпроводницы, механики. Об отдельных профессиях рассказываю детям подробнее, вызывая у них желание брать на себя соответствующие роли в дидактических играх : «Что кому нужно для работы ?» , «Кто потрудился ?» , «Кто, что делает?» .
После того, как дети потрудились с трудом хлеборобов , водителей, воспитателей , врачей и уяснили, что между различными профессиями существует тесная связь, я стараюсь раскрыть общественную значимость труда взрослых , воспитываю уважение к людям любой профессии.
С детьми старшей группы проводила развлечение «Урожай собирай» , «Хлеб -всему голова!» .
Любознательность , интерес к окружающему, которые особенно ярко проявляются у детей шести лет , позволяют углублять их знания о труде , воспитывать положительное отношение к трудящему человеку , желание помогать взрослым , самостоятельно трудиться , бережно относиться к результатам труда .
В течении года в старшей группе планировала несколько воспитательно - образовательных тем, помогающих уточнить и расширить представления детей о труде людей в городе и селе. О взаимосвязи различных видов труда .
Это темы :
«О труде хлеборобов » ;
«О тех кто делает машины» ;
«О труде Художника » ;
«О труде строителей » ;
«О людях, работающих на транспорте » ;
«Профессия космонавт» .
В средней группе я рассказывала детям о результатах труда хлеборобов . В старшей знакомила дошкольников с процессом выращивания хлеба. При этом моя задача не только расширять и углублять представления детей , но и воспитывать уважение к труженикам полей, бережное отношение к хлебу. Для закрепления знаний о сельскохозяйственном труде проводились занятия по темам :
«Хвала рукам, что пахнут хлебом!»
«Откуда хлеб пришёл»
«Хлеб – всему голова!»
Знания, полученные на экскурсиях в поле, во время сева, появление первых всходов, в период урожая уточняются в детском саду на занятиях, в играх детей , развлечениях.
В таких дидактических играх. Как «Собери урожай» , «Кем быть?» , «Кто потрудился ?» , «От зёрнышка до булочки» .
С детьми старшей группы провожу беседу о экскурсии в поле так, чтобы дети не только вспомнили весь процесс выращивания хлеба, но ещё раз пережили те ощущения радости и удивления. Которое они испытали на поле. Проводила тематический концерт : «Хлеб всему голова!»
На обобщённом занятии предлагаю детям создать коллективный рисунок «Хлеборобы» , при этом каждый ребёнок изображает определённый эпизод : трактор пашет землю, люди собирают урожай. Свои знания и представления дети отражают в различных играх : «в шофёров» , «в комбайнеров» , «в трактористов» . Очень содержательно и увлекательно проходит игра «Жатва» . Здесь дети берут на себя роли механизаторов, работников столовой , библиотекарей.
Тема «О труде строителей » очень актуальна, так как труд строителей широко распространен и в городе и селе. Современный размах строительства просто поражает! Красивые дома с удобными квартирами, офисы и магазины, театры и стадионы, гостиницы и бассейны. Не каждый из нас выбрали профессию строителя. Но все мы были великими строителями в детстве и сегодня, наши дети строят трогательные домики из песка, дворцы из кубиков. Строгие сооружения из лего.
Моя задача – организовать систематическое наблюдение за работой людей этой профессии, воспитывать у детей желание быть похожими на строителей, подражать им. Дети отражали это в дидактической игре : «Кто построил этот дом?» , «Чья одежда?» , «Как настоящие строители» .
Тема «О людях работающих на транспорте »
Дети старшей группы уже знают, что к этому понятию относятся профессии железнодорожника, лётчика и т. д. Все эти люди перевозят людей, грузы, выполняют очень нужную работу .
В процессе работы даю детям представление о труде лётчика , вызываю интерес к этой профессии, желание подражать в дидактической игре : «Самолёты» , содействовать развитию воображения в процессе строительства самолёта. Поощряю любознательность , стремление расширить некоторые географические знания в связи с «полётами» , которые будут совершаться.
Экскурсия, наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений, пословиц, поговорок. Загадывания загадок, рассказы воспитателей , родителей обогатили представления детей о труде взрослых . Имея эти представления, дети стали осознавать , что их родители производят продукты, необходимые всем людям, что их труд почётен . За хорошую, добросовестную работу людей ценят и уважают. У детей появился интерес к трудовой деятельности взрослых .
В работе с родителями даю нужные рекомендации по воспитанию детей к труду взрослых .
Проводила беседы на темы :
1. «Трудовое воспитание ребёнка в семье » ;
2. «Воспитание уважения к труду взрослых » ;
3. «Уважение к труду- воспитание в труде »
При подготовке и просмотре открытых развлечений активно привлекаю родителей. Рекомендую художественную литературу : Трутнева Е. «Золотой дождик» , Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер» , Маршак С. «Почта» , «Пожар» , Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи , детского сада. а позднее и школы.
Важно, чтобы вся проведённая мною воспитательная работа дала те результаты , которые проявлялись бы в бережном отношении детей к земле и её богатствам, животному миру, ко всему народному достоянию.
Самообслуживание |
Поручения, связанные с хозяйственным трудом |
Дежурства |
Ознакомление с трудом взрослых |
|
Мыть руки по мере загрязнения перед едой, насухо вытереть лицо, и руки личным полотенцем |
Ставить хлебницы и салфетницы, поддерживать порядок в игровой комнате. |
С помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках |
Повар дворник машинист |
|
Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого |
Зажать лук, собирать овощи | |||
Обучать детей порядку одеванию и раздеванию |
Расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек | |||
Учить правильно надевать одежду и обувь |
Старший дошкольный возраст
Самообслу-живание |
Поручения, связанные с хозяйствен-ным трудом |
Поручения, связанные с трудом в природе |
Дежурства |
Ознакомле-ние с трудом взрослых |
Ручной труд |
Коллектив-ный труд |
Одевание- раздевание |
Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок) |
Уборка мусора на участке, коллективная уборка на огороде |
Расставлять хлебницы тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы |
Вводится понятие «профессия» |
Правила безопасности работы с клеем |
Уборка территории, уборка группы, уход за цветами |
Уход за игрушками, их мытье |
Подметание дорожек на участке |
Знакомство врач шафер почтальон продавец |
Воспитывает самостоятельность | |||
Желание делать подарки | ||||||
1.В ходе труда были решены поставленные задачи.
2. материал: передники, лейки, таз, тряпочки, растения, конструктор, игрушка – кошечка. Объект труда – цветы.
3. Хозяйственно- бытовой труд. Вытирание пыли с конструктора.
4. труд в природе. Поливка растений.
5. распределение по звеньям. Каждое звено выполняет свое задание.
6.правильно пользоваться лейкой. Качество навыков умение у детей среднее.
7. Дети в процессе труда действуют сообща.
8. Воспитатель показывает ребенку, как правильно обращаться с инвентарем.
9. Отношение к труду положительное.
10. Дети хорошо потрудились и выполнили поставленные цели воспитателя.
11. Труд рядам.
Младшая группа.
Вид труда Хозяйственно- бытовой.
Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатом.
Задачи: Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, уметь преодолевать небольшие трудности.Развивать умение понимать обобщающие слова
Форма организации труда: поручение
Оборудование: конверт с разрезными карточками посуды, тазики по 2на каждого ребенка, тканые салфетки по 2 на каждого ребенка, маленькие кусочки мыла, губка, грязная кукольная посуда.
Методические приемы: Показ силуэта дома, речевая игра «Говорящая посуда», показ воспитателя как мыть посуду.
Средняя группа.
Вид труда труд в природе.
Цель: развивать положительное отношение к природе.
Задачи: Формировать привычку к трудовому усилию,желание трудиться.Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега. Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога. Воспитывать любовь к чистоте.
Форма организации: коллективный труд.
Оборудование: Выносной материал(лопаты, мешки, метелки, ведра, рукавицы), светофор.
Методические приемы: Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослого, пояснение, разъяснение, игровое, одобрение, поощрение промежуточных результатов, художественное слово, косвенный контроль.
Наблюдение и анализ продуктивной деятельности детей на разных возрастных этапах.
Прогулка №1 «Наблюдение за птицами на участке детского сада»
Цели:
— учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу;
— развивать наблюдательность, память;
— воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Какого они размера?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как птицы заботятся о своем потомстве?
Как вы помогаете птицам?
Какую пользу приносят птицы?
Каких еще птиц вы знаете?
В серой шубке меховой,
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, но все же птица. (Воробей.)
Окраской — сероватая,
Повадка — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона. (Ворона.)
Не сидит она на месте —
На хвосте разносит вести. (Сорока.)
Трудовая деятельность
Вскапывание песка в песочнице.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры
«Цветные автомобили».
Цели:
— учить соблюдать правила игры;
— по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга;
— различать цвета.
«Салки в кругу».
Цели:
— учить быстро действовать по сигналу воспитателя;
— закреплять навыки движения приставными шагами в разные стороны;
— воспитывать уважение друг к другу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Прогулка №2 «Наблюдение за уборочными машинами»
Цели:
— расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения;
— закреплять умение находить изображение машин по описанию;
— воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Бывает ли у дождика четыре колеса?
Скажите, как называются такие чудеса?
Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?
Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?
Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.
Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?
Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?
Трудовая деятельность
Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.
Цели:
— приучать к чистоте и порядку;
— вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Кто самый меткий?», «Догони».
Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр, меткость, ловкость, умение соблюдать правила.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение пролезать и подлезать в воротики.
Прогулка №3 «Наблюдение за голубями»
Цели:
— расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;
— формировать реальные представления о жизни птиц.
Ход наблюдения
Известно с давних нам времен,
Что эта птица — почтальон.
Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.
Как называют эту птицу?
Какого окраса она может быть?
Какого размера?
Голубь — перелетная птица?
Какую пользу приносят голуби?
Где они вьют свои гнезда?
Почему голубя называют почтальоном?
Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.
Трудовая деятельность
Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.
Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.
Подвижные игры
«Догони голубя».
Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).
«Совушка».
Цель : учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Прогулка №4 «Наблюдение за строительной техникой»
Цели:
— закреплять и расширять знания о роли техники на разных этапах строительства, о профессии строителя;
— воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель с детьми наблюдает за техникой, работающей на строительстве. Затем воспитатель загадывает детям загадку и организует беседу.
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он — станет гладко,
Будет ровная площадка. (Бульдозер.)
На что похож бульдозер?
Какая машина роет котлованы?
К нам забрался во двор крот,
Роет землю у ворот.
Сотни рук заменяет без лопаты.
Он копает — это... (экскаватор). Рассмотреть экскаватор. Основная его часть — ковш. Стальными зубами он врезается в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в кузов грузовика — самосвала. Это самая сильная машина.
На углу подъемный кран,
Как великий великан
Носит плиты с кирпичом,
Помогает строить дом. (Кран.)
Каким образом он помогает?
Какие поднимает плиты?
Закрепить название всех машин, работающих на строительстве дома.
Трудовая деятельность
Помощь взрослым в посадке деревьев (подержать деревце, полить его после посадки).
Цель : показать пример уважительного отношения к труду и природе.
Подвижные игры
«У медведя во бору».
Цель: закреплять умение быстро двигаться по сигналу.
«Подбрось — поймай».
Цель: совершенствовать движения.
Индивидуальная работа
Ходьба по бревну.
Цель : закреплять умение держать равновесие.
Прогулка №5 «Наблюдение за почками тополя»
Цели:
— продолжать знакомство с деревьями на участке;
— формировать представления о том, что почка — домик для листочка.
Ход наблюдения
На ветках плоские комочки.
В них дремлют плоские листочки.
Что это за комочки?
Где почки находятся?
А как называется это дерево?
Какие части тополя вы знаете?
Какие еще деревья вам знакомы?
Что общего у тополя и березы?
Чем они отличаются?
Предложить детям рассмотреть почки на тополе и сравнить с теми, которые они наблюдали зимой.
Что произошло с почками?
Какого цвета почка?
Что появляется из почек?
Какого цвета листочки?
Воспитатель загадывает детям загадку.
Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят листочки
И растут во время сна. (Почки.)
Трудовая деятельность
Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.
Цель : способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.
Подвижные игры
«Добеги и прыгни», «Кто скорее добежит по дорожке».
Цель : добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.
Индивидуальная работа
Улучшение техники ходьбы по бревну.
Цель : закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.
Прогулка №6 «Наблюдение за трудом почтальона»
Цели:
— продолжать наблюдение за трудом почтальона;
— обогащать словарный запас за счет специфической лексики;
— воспитывать уважение к людям труда.
Ход наблюдения
Отметить, что сезонные изменения не отразились на работе почтальона.
Изменилась форма одежды?
Почему весной и осенью у почтальона сумка закрыта?
Почему почтальон работает в любую погоду?
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цели:
— развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы общей цели;
— воспитывать чувство ответственности.
Подвижные игры
«Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».
Цели:
— развивать координацию движений;
— тренировать в умении выполнять действия с одним общим предметом;
— воспитывать выдержку и умение согласовывать свои действия с окружающими.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: развивать двигательные способности и качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Прогулка №7 «Наблюдение за трудом шофера»
Цели:
— продолжать знакомство с работой шофера, названиями частей машины;
— воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Что это за машина?
Как называется человек, который ее водит?
Какие еще бывают машины?
В чем разница между грузовым и легковым автомобилем?
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от мусора.
Цели:
— формировать ответственное отношение к заданию;
— поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым
Подвижные игры
«Мы — шоферы», «Воробушки и автомобиль».
Цели:
— развивать пространственную ориентировку;
— воспитывать самостоятельность в организации игры.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель : совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.