Когда ребенок должен поползти на четвереньках. Во сколько месяцев и когда ребенок начинает ползать на четвереньках

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждая мама с нетерпением ждет момента когда же ее ребенок начнет ползать.
У многих родителей вызывает беспокойство то, что их чадо минует этап ползания, а сразу встаёт на ножки и пытается ходить. Давайте разберёмся стоит ли волноваться по этому поводу? И во сколько месяцев дети начинают ползать?

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Ползанье является одним из ключевых этапов в развитии ребенка. Перед тем как начать ходить малышу необходимо укрепить мышцы спины и подготовить организм к нагрузке.
Благодаря ползанию ребенок может лучше познавать окружающее пространство. Так вырабатывается его самостоятельность, а его суставы становятся крепче.
Точного ответа на вопрос когда должен начать ползать ребенок нет. Развитие ребенка происходит абсолютно индивидуально и приобретение тех или иных навыков происходит у каждого в своё время.
На то во сколько месяцев ребенок начинает ползать влияет множество факторов, таких как:

  • вес ребенка (пухлым карапузам обычно требуется больше времени для того, что бы научиться ползать и передвигаться на четвереньках);
  • темпы физического развития;
  • характер малыша.

Как правило к возрасту 6-7 месяцев многие дети уже умеют самостоятельно ползать.

Манеры и способы передвижения у детей бывают различные и порой достаточно забавные. Некоторые дети вместо того что бы ползать вперед начинают ползать назад.

Почему в 8 месяцев ребенок не ползает?

Существуют причины, которые вполне могут объяснить нежелание малыша ползать:

  1. Ребенок страдает от заболеваний опорно-двигательного аппарата. Подобные нарушения несложно определить в домашних условиях. О проблемах можно догадаться, если ребенку трудно держать головку, если из его рук падают игрушки, потому что у него не получается их удерживать, если кроха не садится и не может вверх поднять ручки. При отсутствии перечисленных факторов можно почти с полной уверенностью говорить, что с ребенком все нормально. Некоторые детки вместо того, чтобы ползать, сразу поднимаются на ножки и стараются ходить.
  2. Причиной того, что ребенок не ползает может стать и то, что развитие крохи происходит с задержкой. В таком случае, не только ползание наблюдается позже установленного срока, а и все другие действия. Желательно воздержаться от лечения сильнодействующими химическими препаратами. Можно прекрасно обойтись простым массажем и физиотерапией.
  3. Ребенок попросту может не понимать, что ему нужно ползать. Из-за своего неспецифично устроенного темперамента он может действовать по-другому, то есть малыш сразу пытается учиться передвигаться на ногах. Естественно, он будет капризничать, потому что действия изначально получаться не будут. Он смотрит на взрослых и видит, что они ходят, и старается повторять их движения. Если с опорно-двигательной системой крохи нет особых проблем, тогда можно малышу помочь – продемонстрировать, как именно следует ходить.
  4. Есть дети, которые просто ленивые по своей природе. И родителям часто надоедает заниматься мотивированием своих чад, чтобы те выполняли необходимые действия.

Если к возрасту 1 года ребенок не ползает, не сидит и не встает, а так же не делает никаких попыток к самостоятельному передвижению, то это может говорить о наличии серьезных заболеваний и родителям стоит обратиться к врачу педиатру за консультацией.

Как научить ребенка ползать?

Многие родители задаются вопросом: «Как научить грудничка ползать?». Проще всего ребенку научится ползать на животе. Самое лучшее решение – показывать ребенку, что и как следует делать, или ненавязчиво подталкивать. Для того что бы научить ребенка ползать можно аккуратно перемещать ручки и ножки крохи, чтобы ему легче было понять что делать. Главное, не потакать капризам, когда ребенок ленится двигаться по направлению к игрушке. И тем более нельзя настойчиво требовать, иначе вместо правильно выполненных движений родители получат крики и слезы.
Научить ребенка ползать может помочь ряд нехитрых упражнений:

  1. Для того что бы ребенок мог ползать на четвереньках он должен уметь опираться на прямые ручки. Родителям необходимо уложить малыша на животик и помогать ему приподниматься опираясь на ручки.
  2. Перед тем как научить ребенка ползать, кроха должен научиться стоять на четвереньках. Для этого из одеяла можно скрутить валик и уложить вдоль него малыша животиком вниз.
  3. Некоторые дети пытаясь ползать на четвереньках начинают опираться на стопы, а не на колени, что значительно осложняет задачу малышу. Родителям стоит показать наиболее удобное положение малышу. Поставьте малыша на четвереньки так что бы его коленки были согнуты. Попробуйте помочь малышу передвигать ручки и ножки.
  4. Чтобы ваше чадо научилось ползать вы должны дать ему полное ощущение его возможностей. Помните – ваш ребенок чувствует вас, поэтому каждое его движение должно поощряться вами. Хвалите его и мотивируйте на новые движения. Например, поставьте перед ним его любимую игрушку так, чтобы для её получения он должен приложить собственные усилия – это маленькие хитрости, которые действительно работают. При желании вашего дитя взять какую-либо вещь не помогайте ему, пускай он сам приложит для этого усилия и получит желаемое.
  5. Упражнения на фитболе. Данное упражнение помогает ребенку укрепить мышцы спины. Малыша кладут животом на мяч и плавно покачивают.
    Подробнее о занятиях на фитболе смотрите в видео.
  6. Упражнение лягушка. Положите ребенка на спину. Возьмите ножки ребенка за голени и начните плавно сгибать их в позу лягушки. Переверните кроху на животик и повторите то же самое. Будет полезно дать ребенку оттолкнуться ножками от ваших ладоней.
  7. Подражание. Хорошим образцом для подражания будут рядом ползающие на четвереньках малыши или взрослые.
  8. Массаж. В домашних условиях мама может делать малышу общий укрепляющий массаж который состоит в основном из поглаживаний, так как кожа крохи очень нежная.

Период, когда ваш ребенок начинает ползать, очень трогательный и важный, поэтому поддержка со стороны родителей в этом деле необходима! Будьте рядом со своим ребенком, когда в его жизни он преодолевает новую для него преграду.

Пожалуй, все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш начнёт ползать. Ведь с обретением этого навыка ребенок превращается из внимательного наблюдателя в активного исследователя окружающего мира.

В этой статье вы узнаете о том, когда именно ожидать начало этого важного этапа в развитии.

Стоит ли помогать малышу ползать? Как вообще проявляется на первых порах этот навык?

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Согласно многим исследованиям, рефлекс ползания проявляется у детей уже в первые минуты после рождения. Когда малыша переворачивают на животик и подставляют ладони под его пяточки в качестве опоры, ребенок пытается оттолкнуться и таким образом продвинуться вперед. Правда, такие движения пока еще нельзя назвать осознанными. Они производятся рефлекторно, без задействования мозговой деятельности.

Такие проявления врождённого рефлекса исчезают уже к 3-4 месяцу жизни малыша. В этом возрасте начинают активно развиваться мышцы спины, что является следующим этапом подготовки к ползанию.

Малыш приобретает новую способность – теперь он без труда переворачивается со спины на животик, а некоторые дети даже начинают самостоятельно держать голову.

Развитие навыка ползания напрямую зависит от того, в каком возрасте ребёнок начнёт переворачиваться. Без этой возможности ползать малыш сможет разве что на попе. А вот первые попытки к полноценному ползанию проявляются у детей в основном в 5-6 месяцев. Стоит понимать, что эта цифра – не более чем очень обобщённая статистика.

Развитие каждого ребёнка проходит настолько индивидуально, что просто невозможно предугадать возможный его вариант.

Точных возрастных критериев, обязательных для каждого ребенка, просто не существует. На формирование активной двигательной деятельности малыша могут повлиять различные факторы, а именно:

  • состояние здоровья ребёнка, наличие врождённых или перенесённых заболеваний;
  • личностные качества малыша, его темперамент (активный или спокойный);
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка.

Из-за огромного количества индивидуальных характеристик, этап ползания может наступить как раньше заявленного срока, так и гораздо позже его. Кстати, некоторые дети сами пропускают эту ступеньку развития, сразу становясь на ножки.

Существует также мнение, что девочки начинают ползать несколько раньше мальчиков, так как изначально опережают их в развитии. Современные педиатры пришли к выводу, что это понятие – не более, чем миф. На начало ползания может оказать влияние множество вещей, но ни в коем случае не пол.

Как понять, что ребёнок начинает ползать?

Родители могут заметить первые «звоночки», говорящие о том, что ребёнок скоро предпримет попытки к ползанию. Активному ползанию предшествует развитие синхронизированных между собой движений, проявление интереса к окружающему миру, общее развитие моторики. Становится видно, что движения малыша приобретают осознанный характер, исчезает произвольность и хаотичность.

Потребность ребёнка в познании растёт, а значит, ему становится мало пространства, ограниченного кроваткой. Это и заставляет малыша наконец поползти.

Иногда малыш начинает проявлять двигательную активность ночью. Почему же ребёнок ползает во сне?

Ответ прост: у детей в этом возрасте нервная система развивается очень быстро. По сути, нервная система находится в постоянном напряжении, и малыш испытывает потребность в тренировке новых умений практически круглосуточно.

Интересно! Развитие ребенка в 9 месяцев: на что обратить внимание?

Некоторые дети просыпаются ночью и ползают буквально в полусонном состоянии. Не стоит переживать, это не признаки лунатизма, а возрастная особенность. Как только передвижение станет для ребёнка привычным делом, его спокойный сон восстановится.

Какие бывают этапы ползания?

Конечно же, сразу передвигаться на четырёх точках опоры у малыша вряд ли получится. Полноценному ползанию обычно предшествуют несколько этапов:

1 Ползание на животе (по-пластунски). Малыш передвигается на животе, используя для подтягивания вперёд локти. При этом максимальная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, рук и локтевые суставы. Эти движения чем-то похожи на то, как передвигается гусеница. Сначала ребёнку будет трудно направить свои силы на передвижение вперёд. Если малыш ползёт таким образом в стороны или даже назад – в этом нет ничего страшного.

2 Ползание по-пластунски, отталкиваясь ножками. Если раньше в попытках к активному движению принимали участие только верхние конечности и плечевой пояс, то теперь малыш пытается задействовать в ползании еще и ножки.

Ребёнок может подтягивать ножки вперёд по одной, что будет похоже на попытку встать на четвереньки.

Похожие манипуляции малыш может проделывать также в положении лёжа на спине, как бы оттачивая манеру движений. Вместо опоры некоторые дети начинают использовать уже не локти, а ладошки. В этот период можно заметить, что малыш двигается задом наперёд – это также совершенно не противоречит правильному ходу развития координации движений.

3 Ползание на четвереньках. После всех тренировок у ребёнка появляется достаточно практических знаний и умений для того, чтобы совершить настоящее ползание вперед на четвереньках. Теперь кроха умеет ставить руки и ноги в правильной последовательности (перекрестно, так, как ходит большинство млекопитающих).

Осознав, что теперь движения получаются складными, ловкими и четкими, малыш просто не может не воодушевиться для ползанья на длинные дистанции. Вы будете невероятно удивлены тем, как быстро ребёнку удаётся преодолевать расстояние до интересующего его объекта!

Обычно все эти этапы проходит каждый ребёнок. Но разные малыши интерпретируют их по-разному: кто-то начинает ползать по-пластунски, как бы крутясь вокруг своей оси, кто-то движется вбок. Некоторые дети почему-то оставляют ножки прямыми, не сгибая их в коленях. Или в движениях участвует только одна нога, вторую же ребенок подгибает под животик.

Случаются и более странные вещи – иногда малыши ползают, лёжа на спине.

Бесспорно, такой способ обучения ползанию несколько неординарный, но и он не выходит за рамки нормы. Для ребёнка не существует понятия «нормального» или «ненормального» — он просто выбирает наиболее удобный для себя способ передвижения. Со временем малыш научится применять эти умения, уже лёжа на животе.

Упражнения для ползания

Стремление к движению у людей заложено природой, но это не значит, что в вопросах развития малыша стоит полагаться только на естественный ход событий. Необходимо помогать малышу преодолевать трудности, забывать о первых неудачах и наконец научиться правильно ползать. Для этого существует комплекс специальных упражнений, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата и улучшение координации движений.

1 Упражнения для укрепления мышц рук

Интересно! Подгузники: за и против

Ходьба на руках. Очень полезное упражнение для мускулатуры рук и плеча. Для этого осторожно укладываем ребёнка животиком вниз на внутреннюю сторону своего предплечья, придерживая его за спину другой рукой. Держим малыша над столом под небольшим наклоном вперёд. Ребёнок будет искать опору ручками, тем самым передвигаясь вперёд на ладонях.

Подтягивание на руках. Малыш лежит на животе. На небольшом расстоянии от него вешается погремушка, так, чтобы она находилась немного выше его линии горизонта. Ребёнок будет стараться напрягать плечевой пояс, чтобы подтянуться к ней.

2 Упражнения на фитболе

Выкладываем ребёнка на фитбол животиком вниз. При этом аккуратно придерживаем его за подмышки. С легкостью покачиваем мяч в направлении вперёд-назад. Малыш будет немного напрягаться, выгибая спинку.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины, также очень важных для ползания.

Положение остаётся исходным. Одной рукой продолжаем держать ребенка за подмышки, второй придерживаем за пяточки так, чтобы ноги находились в горизонтальном положении. На пол, недалеко от фитбола, выкладывается яркая игрушка. Ребенок будет пытаться дотянуться до неё, передвигая ладонями.

3 Упражнение с ходунками

Данное упражнение лучше выполнять тогда, когда основные навыки ползания уже были приобретены малышом. Оно поможет научиться ребенку увереннее передвигаться с помощью коленок.

На застеленном полу выкладывается подушка или мягкий валик. Осторожно укладываем малыша на подушку грудью, сгибаем его ножки в коленях; коленки ставим на пол. Становимся лицом к лицу к ребёнку, с обратной стороны подушки, и начинаем подтягивать её к себе. Ребенок будет понемногу переставлять коленки, чтобы двигаться с вами в такт.

Что не стоит делать, когда ребенок начинает ползать?

Некоторые родители недооценивают важность данного этапа, мотивируя это тем, что ползание может отдалить момент начала самостоятельной ходьбы.

Ребенка ни в коем случае нельзя пересаживать в ходунки, и вообще ограничивать в стремлениях ползать. Слишком ранние занятия с ходунками создадут лишнюю нагрузку на позвоночник и тазобедренный сустав.

А к таким испытаниям малыш, только начавший ползать, явно не будет готов. Помогать ребёнку начать скорее ходить без поддержки взрослых можно и нужно, но не в ущерб ползанию.

Период новорожденности длится до возраста 1 года. В этот период малыш из беспомощного человечка превращается в активного и физически развитого ребенка. Вас интересует, в каком возрасте ребенок начинает ползать и как этот процесс может повлиять на формирование навыков правильной ходьбы?

Торопиться не стоит

Этап физической активности ребенка в виде ползания не имеет строгих сроков появления. Одни малыши начинают передвигаться таким образом уже в возрасте 5 месяцев, другие - в 10, а третьи - вообще не станут ползать и пропустят этот этап развития. В основной своей массе дети начинают ползать после того, как научатся самостоятельно сидеть. Из позы сидя легче всего вставать на четвереньки и передвигать конечности.
Дети, которые отказываются ползать, как правило, быстрее учатся ходить.

Ползать полезно

Это действительно так. Во время такой физической нагрузки задействованы мышцы не только конечностей, но и спины. Укрепление во время ползания этих групп мышц обеспечивает правильное развитие физиологических изгибов позвоночника. Кроме того, идет подготовка позвоночного столба к процессу ходьбы и распределению на него нагрузки. Очень часто малыши ползают не на четвереньках, а по-пластунски. При этом их ноги постоянно согнуты в тазобедренных суставах и широко разведены в стороны, что является прекрасной профилактикой дисплазии этих суставов.

Как научить ребенка ползать

Педиатрам не важно, во сколько ребенок начинает ползать. Главное, чтобы малыш вел себя активно и проявлял интерес к активным играм и занятиям. Помочь ребенку научиться ползать можно в виде игры. Выложите кроху на живот, перед ним на небольшом расстоянии положите яркую игрушку. Малыш будет тянуться руками к игрушке и пытаться переместиться вперед. Возьмите обе ножки в области голеностопных суставов в одну руку и сгибайте ножки в коленных и тазобедренных суставах. Движения должны напоминать движения лягушки. При этом малыш будет опираться на ручки и колени и постепенно научится ползти вперед.
Для лучшего эффекта таких тренировок на пути у ребенка можно положить невысокую подушку. Перебраться через такое препятствие легче всего ползком. И кроха поймет это.
Занятия в комнате здорового ребенка под присмотром опытного персонала помогут малышу быстрее научиться ползать. Оптимальным периодом для этого является возраст 6-7 месяцев. Именно в этот период малыши уверенно удерживают головку, фиксируют взгляд и самостоятельно могут сидеть.

Недоношенные дети

Дети, родившиеся раньше положенного срока или отстающие в физическом развитии, начинают ползать несколько позднее своих сверстников. Обычно только к 11 месяцам они догоняют доношенных детишек по показателям массы и роста. Их физическая активность не соответствует возрастной норме, но это не является какой-либо патологией. В таких случаях необходимо несколько больше по времени и чаще проводить развивающие занятия, укреплять организм и добавить в рацион белковую пищу.

Что дальше

Обычно этап ползания приводит к самостоятельному подъему и стоянию возле опоры. Через небольшой промежуток времени ребенок уже сделает свои первые самостоятельные шаги. Те малыши, которые ползание проигнорировали, начинают ходить на месяц-другой раньше своих сверстников.

__________________________________________________________________________

Ползание – это важный этап в развитии ребенка , хотя не исключено, что ваш малыш может пропустить его и сразу пойти. Обычно детки, которые научились хорошо и быстро ползать идут чуть позже сверстников, которые не ползали. Навык этот очень полезный, так как ползание – это отличное упражнение для укрепления мышц спины, а вертикальное положение создает большую нагрузку на них. Поэтому даже если ваш ребенок не ползал, желательно уже после того, как он пойдет научить его ползать и включить это упражнение в ежедневную гимнастику или зарядку с малышом.

Обычно детки начинают ползать (если не считать период рефлекторного ползания) в 6-7 месяцев , но есть карапузы, которые уже в 5 месяцев начинают самостоятельно передвигаться, а есть чуть более ленивые детки, которые ползут в 8-9 месяцев. Способ передвижения каждый ребенок выбирает сам, одни начинают ползать задом, вбок или по кругу, затем ползают по-пластунски и наконец, достигают совершенства, ползая на четвереньках. Другие малыши сразу начинают становиться на четвереньки, сначала раскачивают попу вперед-назад, затем пробуют переставлять ручки (могут сначала ползать лягушкой: две руки сразу вперед, а затем рывком подтянули зад), затем ножки.

Первые попытки ползти будут медленные, кроху нужно стимулировать, раскладывая перед ним игрушки или другие интересные ему предметы, но уже через пару недель он будет передвигаться по квартире с такой скоростью, что можно играть с ним в догонялки.

Чтобы кроха научился ползать, не стоит его все время держать в кроватке. Уже с 4 месяцев желательно начать выкладывать его на пол . Сначала он освоит переворачивание со спины на животик в одну и другую сторону, научится приподниматься на руках. Раскладывайте вокруг ребенка новые предметы, он будет стараться дотянуться до них. В один из моментов кроха оттолкнется ножкой от пола или стены, переместиться вперед или в сторону, теперь он будет продолжать исследовать и совершенствовать новый навык – ползание, как способ достижения интересующих мест и целей. Если кроха начал ползать в кроватке, то не стоит это позволять ему, сразу перемещайте его на пол или в специальный игровой манеж. Ребенок должен различать место для сна и место для игр, иначе могут начаться проблемы с укладыванием спать. Чтобы исключить варианты травм, уберите с пола все предметы, которые могут завалиться упасть (напольные вазы, горшки с цветами, стойки и др.), защитите все острые углы силиконовыми накладками, пол утеплите, положив на него одеяло, ковер. Регулярно проводите в комнате влажную уборку, чтобы малыш не дышал пылью. Мойте чаще ручки, ведь 6-й, 7-й месяц – это еще и период прорезывания первых зубов, а значит, пальцы крохи часто будут находиться во рту. Обязательно регулярно мойте игрушки, которыми играет ребенок.

Хвалите кроху за его достижения, показывайте ему новые возможности приобретенного навыка . Например, верхом совершенства считается ползание на выпрямленных ногах (ходьба обезьяны). Можно устраивать крохе мини-полосу препятствий: он может перелазить через невысокие преграды, под стульями, через тоннели и т.д. Такую дорожку для ползания можно приобрести в магазине или сделать самим. А в один прекрасный день кроха подползет к дивану, стулу или стенке манежа и встанет, но это начинается уже другая история…

Проводя параллель между животным миром и миром людей можно сделать заключение, что человеческий детеныш, пожалуй, самое беспомощное создание в мире. Связанно это со способностью человека к прямохождению, а именно с особенностями строения позвоночника, ведь, чтобы заслужить такую привилегию ходить прямо необходимо иметь хорошо развитую мускулатуру и навыки которые развиваются постепенно в течение первого года жизни. В период развития малыша этап, когда ребенок начинает ползать, является одним из самых важных для укрепления мускулатуры спины и развития его мозговой деятельности. Именно ползание позволяет ребенку делать новые открытия, и само-совершенствоваться в своих достижениях.

Многие родители совершают ошибку, ограничивая дитя в его стремлениях ползать, мотивируя тем, что это опасно и пересаживают в ходунки, тем самым создавая дополнительную нагрузку на осанку и тазобедренные суставы. Несомненно, стремление к тому, чтобы ребенок поскорее начал , это хорошо, но и пропускать этап ползания, ни в коем случае не следует.

Рефлекс ползания, отмечается у новорожденных сразу после рождения. Если перевернуть ребенка на животик и предоставить ему под пяточки опору в виде своих ладоней, он начинает отталкиваться и продвигаться вперед. Такие движения еще не осознанны и производятся рефлекторно без участия мозговой деятельности. К трем, четырем месяцам такой рефлекс исчезает .

После трех месяцев дети проявляют способности к самостоятельному переворачиванию со спины на живот, в этот период многие уже начинают , что способствует развитию мускулатуры спины и брюшных мышц. Период, когда дети начинают ползать напрямую зависит от того , и проявлять интерес к окружающему миру.

Первые попытки могут проявляться в пять шесть месяцев. С каждым месяцем мышцы все больше развиваются, самостоятельно перебирать в руках предметы и дотягиваться до игрушек происходит развитие синхронизации движений и активное развитие моторики. Движения становятся все более осознанными, а не произвольными. К семи месяцам малышу становиться не достаточным, ограниченное пространство и он проявляет первые попытки передвигаться по-пластунски. Полноценное же ползание на четвереньках у большинства детей начинается в 8-9 месяцев.

Различают следующие этапы ползания

До того, как ребенок начинает полноценно передвигаться на четвереньках, ему необходимо пройти несколько этапов, которые способствуют закреплению приобретенных навыков.

  1. Ползание на животе. На этом этапе малыш передвигается за счет подтягивания туловища, опираясь на руки. Основная нагрузка идет на сгибающие мышцы рук и локтевые суставы.
  2. Промежуточный этап, в котором участвуют ноги, которые до этого являлись просто балластом. Ребенок начинает по-очереди подтягивать к рукам сначала одну потом вторую ногу стоя на коленках и опираясь на ладони. В этот период многие дети начинают передвигаться задом наперед, отползая в обратном направлении, или совершать неуверенные, но правильные движения, с задействованием перекрестных движений ног и рук.
  3. Третьим этапом можно назвать уверенное передвижение на четвереньках, когда движение одной руки вперед сопровождается перекрестным движением ноги, при этом все движения производятся четко и слажено.

Какие можно применять упражнения

В ребенке природой заложено стремление к развитию и познанию окружающей среды, это то, что заставляет малыша преодолевать трудности и неустанно тренировать свое тело. Чтобы помочь ему поскорее научиться ползать, можно выполнять с ним некоторые упражнения направленные на улучшение координации движений и умения управлять своим телом.

Упражнения на развитие мускулатуры рук

  • Очень полезна ходьба на руках. Для этого выкладываем малыша на сгиб своего локтя, фиксируя другой рукой, и держим под небольшим уклоном над столом. Ребенок начинает искать опору руками, передвигая ладонями.
  • Малыша выкладываем на живот, яркую игрушку подвешиваем на уровне чуть выше его глаз. Малышу, для того, чтобы до нее дотянуться, придется делать упор на одну руку, а второй захватить игрушку.

Занятие на фитоболе

  • Выкладываем малыша на мяч, спинкой вверх, придерживая за подмышки. Легко покачиваем мяч взад – вперед, при этом спинка малыша начинает немного выгибаться, укрепляя мышцы необходимые для процесса ползания.
  • Не меняя положения на мяче, перехватываем ребенка за стопы одной рукой, и придерживаем спинку второй. На пол выкладываем игрушку, и опускаем ребенка на мяче так, что бы он пытался дотянуться до нее, передвигая ручками.

Упражнение ходунки

Это упражнение способствует закреплению навыков ползания на коленях. На открытом пространстве, лучше на полу выкладываем высокий валик или подушку. Укладываем ребенка грудью на подушку, а колени в согнутом состоянии ставим на пол. Становясь с противоположного конца подушки, понемногу подтягиваем ее к себе, при этом малыш вынужден передвигать коленями, поспевая за своим туловищем.

Упражнение лучше делать на нескользкой поверхности или надеть защитные наколенники для ползания.

Провоцируем малыша к ползанию

Нежелание ребенка ползать можно объяснить природной апатичностью, или неблагоприятной обстановкой в семье. В то же время данное действие является естественным процессом на пути к становлению личности и, ограничивая ребенка в возможностях проявить свои способности, мы наносим непоправимый вред его развитию .

Для того чтобы у ребенка была возможность безопасно ползать, почаще выкладывайте его на ровное открытое пространство, лучше пол, покрытый теплым пледом или одеялом, который не собирается в ком при движении. Для стимуляции ползания необходимо заинтересовать его яркими предметами, игрушками, главное, что бы объектов желания не было слишком много.

Сконцентрируйте его внимание на чем-то одном, провоцируя к ползанию.

Если игрушек будет слишком много, ребенок может просто растеряться, и остаться на месте, созерцая их на расстоянии.

Хорошо действует метод собственного примера, покажите, как легко можно передвигаться по пространству стоя на четвереньках. В то же время можно посмотреть на мир глазами ребенка, а заодно и приметить небезопасные в процессе такого вида передвижения предметы, которые вы раньше не замечали.

При каждом новом продвижении крохи, одобряйте его словами и всячески подбадривайте, это, несомненно, придаст ему уверенности и рассеет все страхи, если таковые имелись.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков



Рассказать друзьям