Как научить лучше читать ребенка. Разбираемся в методиках

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Не могу с ним больше сама заниматься! Никакого терпения не хватает - так и хочется дать в лоб, - жаловалась мама дошкольника, который пришел ко мне на занятия. - Еще в три года выучили с ним все буквы, а к шести годам он не то, что не научился читать, еще и буквы начал путать! Как пойдем в первый класс - не могу себе представить...».

Подобные жалобы мне приходится выслушивать регулярно. Обычно ситуация с обучением чтению выглядит так: родители активно начинают заниматься с ребенком - покупают всевозможные буквари, «говорящие» азбуки, кубики и пособия, учат буквы, но дальше этого дело никак не продвигается. Ребенку совершенно неинтересно сидеть за книгами, бесконечно повторяя одно и то же, да и родителям домашние уроки не доставляют никакого удовольствия.

Если у вас похожая ситуация - не спешите отчаиваться! С ней можно справиться довольно легко - главное понять: на каком этапе обучения чтению вы «застряли» и как его преодолеть.

Итак, какие же ошибки совершают родители в процессе обучения ребенка чтению?

Ошибка 1. Ребенка начинают учить слишком рано и слишком настойчиво

Принцип «чем раньше, тем лучше» в этом случае не работает. Более того, результат такого обучения может быть прямо противоположным. Помните: ребенок должен психологически созреть для того, чтобы начать читать. Оптимальный возраст для обучения чтению дошкольников - 4,5 - 5,5 лет.

Разумеется, если ваш трехлетний малыш сам несет вам азбуку, легко запоминает буквы, пытается складывать их в слоги - не стоит откладывать обучение. Но если к пяти с половиной годам интерес к чтению у дошкольника так и не просыпается - то уже стоит всерьез задуматься о том, как его пробудить. Главное в этом деле - не заставить ребенка, а увлечь.

Ошибка 2. Ребенка учат называть буквы, а не звуки

Важно с самого начала учить ребенка произносить буквы правильно - [К], [Л], [М], а не [КЭ], [ЛЭ], [МЭ] и уж тем более не [КА], [ЭЛ’], [ЭМ]. Т.е. учим произносить не буквы, а звуки - так, как мы их будем потом читать в словах. Иначе при складывании букв в слоги у ребенка возникнут проблемы: например, слог ПА он будет читать как [ПЭА], а слово ПАПА будет звучать как [ПЭА-ПЭА]. Если простые слова из трех-четырех букв еще можно «угадать», читая таким образом, то чтение более длинных слов будет точно вашему ребенку не под силу.

Помните: переучивать ребенка называть буквы очень и очень сложно, особенно если он учит их долгое время. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно.

Ошибка 3. Занимаются редко и нерегулярно

В случае с обучением дошкольников важно не то, как долго вы занимаетесь с ребенком, а насколько часто и регулярно вы это делаете. Лучше заниматься по 5-10 минут каждый день, чем раз в неделю сидеть за азбукой или кубиками целый час.

Тем более, что уроки можно организовывать где угодно. Учите буквы по пути в детский сад или на прогулках, разглядывая их на вывесках, на номерах машин, на листовках, рисуя их мелом на асфальте или прутиком на песке. Пластилин, тесто, зубная паста, папина пена для бритья, любые подручные материалы вы можете использовать, чтобы познакомить ребенка с новой буквой и сделать это интересно.

Ошибка 4. Слишком быстро переходят от букв к чтению слов и предложений

Если ребенок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог - не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует.

Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА - МО - МУ - МЫ - МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребенок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению, больше играйте на занятиях. Как же можно научится складывать слоги в игровой форме? Вариантов - масса!


ИГРЫ-БРОДИЛКИ. Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребенку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребенок даже на заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает, как произносите их вы.


СЛОГОВОЕ ЛОТО. Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребенок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым.

ИГРА В МАГАЗИН (парковку, аэропорт, почту, детский сад). Подготовьте карточки с написанными слогами - это будут наши игровые деньги. Разложите товары, которые можно купить за эти деньги. Их названия должны начинаться на те слоги, которые написаны на «купюрах». Например, выдайте ребенку деньги со слогами КА, КУ, КО, КИ, КЕ, а на прилавке разложите товары - капусту, кукурузу, ковшик, кисточки, кегли (лучше брать продукты, начинающиеся с одной буквы: так у ребенка не будет возможности угадывать товар по первой букве).

Итак, ребенок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара.

Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать.

По тому же принципу играйте в парковку или аэропорт. На листах бумаги напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате - это будут парковки (аэропорты). Называйте ребенку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самолет).

Ошибка 5. Ставят перед ребенком непосильные задачи

Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок неплохо читает слоги, это не значит, что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же самых слогов. Поэтому переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал.

Итак, какие же последовательные этапы в обучении чтению можно выделить:

  1. чтение закрытых (АМ, АС, АП, АР) и открытых (МА, СА, ПА, РА) слогов;
  2. чтение трех буквенных слов (МАК, ПАР, КОТ, ЛЕС);
  3. чтение слов из двух открытых слогов - сначала пусть это будут слова с повторяющимися слогами (ПАПА, БАБА, НЯНЯ, ДЯДЯ), потом слова с двумя одинаковыми гласными (КАША, ЖАРА, ЛАПА, ДАЧА), затем уже с двумя разными гласными (ЛЕТО, ЗИМА, ПЕРО, МЫЛО);
  4. чтение слов из 4-5 букв с двумя последовательными согласными: КРОТ, ДРУГ, ПОРТ, ЛИФТ, СПОРТ;
  5. чтение слов из 3 открытых слогов: РАДУГА, БУМАГА, КАЧЕЛИ, ЗАНОЗА;
  6. чтение простых предложений из двух-трех слов (ВОТ МАМА. У МАМЫ РОЗЫ. // ГДЕ КОТ? ОН СПИТ.);
  7. чтение предложений из 4-5 простых слов (У ДЯДЯ МИШИ ТОПОР. ОН РУБИТ ИМ ДРОВА. // КОШКА ЛЮСЯ ЛЕЖИТ НА ДИВАНЕ. Я ЛЮБЛЮ С НЕЙ ИГРАТЬ.);
  8. чтение сложных слов и предложений;
  9. чтение целых текстов.

Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе «забуксовал», стал забывать даже то, что уже хорошо умел, - вернитесь к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Прислушивайтесь к нему - и тогда результат ваших занятий не заставит себя ждать!

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению - это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам - это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы - больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] - находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.


Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные - глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких - мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.


  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана - проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.


Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы - интересно, брать буквы в руки - еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами - это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» - [в], «М» - [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение - это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.

Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.


Раннее чтение развивает интеллект малыша

Когда можно начинать обучение

Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.

Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.


Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение

Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.

Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

  1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
  2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
  3. Отсутствие серьезных проблем с произношением.
  4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.

4 года - оптимальный возраст для начала обучения

Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.

Учиться и играть одновременно

Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.


Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка

В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.

Простой способ научить малыша читать

Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква - то, что пишется, звук - то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.

Выучить гласные звуки

Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.


Учим буквы по кубикам

Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.

Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.

Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.

Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.

Научиться читать слоги

После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.

Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».


Учим слоги с сказочными героями

Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.

Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.

Чтение слов

Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.


Совместные чтения развивают интерес ребенка

Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.

Тест

Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.


Любит ли ваш ребенок книги?
  1. Малыш просит рассказать сказку?
  2. Он сам может их пересказывать?
  3. Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
  4. Что вызывает в книге больший интерес у малыша - картинки или содержание?
  5. Просит ребенок научить его читать?
  6. Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
  7. Пытается ребенок сам «писать» книгу?
  8. Внимательно он слушает чтение других?
  9. Бережет малыш свои книги?
  10. Богатый ли у него словарный запас?
  11. Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
  13. Пытается соединять знакомые буквы?
  14. У малыша нет серьезных проблем с произношением?
  15. Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
  16. Говорит предложениями или отдельными словами?
  17. Ребенок учится читать с удовольствием?
  18. Он знает много песен и стихов?

Подведение итогов

Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.

Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.


У вашего ребенка есть свои книги?

13-18 очков

Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.

Похожие материалы

На сегодняшний день родители детей четырех – пяти лет всерьез озабочены вопросом о том, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях? Причин для этого существует несколько. Многие хотят начать обучение малышей как можно раньше, надеясь, что в школе ему будет легче. Кроме того, современные программы обучения во многих учебных заведениях предполагают, что придя в школу, дети уже будут уметь читать по слогам.

Конечно, можно доверить обучение преподавателям специальной подготовительной группы в детском саду, или обратиться за помощью к частным учителям, если таковой группы в садике не имеется. Однако, как мы понимаем, в детском дошкольном учреждении слишком много детей на одного воспитателя, поэтому не факт, что ребенок будет хорошо усваивать пройденный материал. Что касается частных преподавателей – здесь придется потратить немалое количество денег на обучение. Выход из сложившейся ситуации есть – научить малыша читать самостоятельно.

Нельзя сказать точно какой наименьший возраст подходит для начала обучения чтению. Все зависит от самого ребенка и его моральной и физиологической готовности.

Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом, вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив у ребенка всякое желание учиться и познавать мир.


Существует несколько признаков, по которым можно определить, готов малыш к обучению или нет:


Подготовка к чтению

Подготовка ребенка к чтению начинается задолго до изучения букв. Помимо вышеперечисленных пунктов малыш должен обладать чувством ритма и фонематическим слухом.

Развить первое поможет прослушивание музыки и танцы под нее. Веселитесь под музыку вместе со своим ребенком, со временем малыш начнет стараться подражать вам в танце, улавливая заданный ритм. Таким образом, вы не только хорошо проведете время с чадом, но и положите начало к подготовке к чтению. Игры под музыку также благотворно сказываются на развитии ритмического слуха.

Что касается фонематического слуха, то способность малыша узнавать и правильно произносить звуки поможет ряд игровых упражнений:


Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

После того, как вы убедились, что ребенок готов не только физически, но и морально начать обучение, переходите к выполнению нескольких правил, которые помогут решить вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?.

  • Первым делом определитесь с выбором учебника, по которому будете проводить занятия с ребенком.

Помните, что простое заучивание звуков, без сиюминутного применения не даст никаких результатов. Ваш ребенок будет просто знать звуки, но не будет иметь понятия как их можно сложить в слоги, а затем в слова.

Наиболее подходящими учебниками для домашнего обучения чтению являются те, в которых после первых выученных гласных «А» и «У» их складывают в первое более или менее понятное для малыша слово «Ау!». Далее вы заметите, что зная 8 букв ребенок уже будет читать целыми предложениями. Такая методика позволяет захватить интерес ребенка и уже после первых занятий он сможет успешно применять полученные знания. Успешную практику в домашнем обучении показал Букварь Н.С. Жуковой .

  • Как правило, первыми буквами, которые должен выучить ребенок являются гласные, но не все подряд (придерживайтесь выбранной методике). Затем пара звонких согласных и несколько глухих.

Важным моментом в начале обучения является то, что вы будете учить именно звуки, а не буквы. Никаких Не или Эн, только «Н».


  • Важным аспектом быстрого обучения является повторение пройденных букв на каждом уроке, перед тем как выучить новую.
  • После того, как малыш уже узнал несколько букв необходимо сразу перейти к чтению по слогам. Доступно объяснить ребенку каким именно образом сливаются буквы в слог совсем не сложно. Разберем на примере: напишите на листке бумаги с левой стороны согласную букву, например «С», а справой – гласную «А». Предложите ребенку «побегать» от согласной к гласной, попутно проводя расстояние от «С» до «А» карандашом, как бы соединяя их: «С-с-с-с-с-с-а-а-а-а-а-а».
  • Выучив первые гласные и звонкие согласные, составляйте из них простые слоги, постоянное прочтение которых позволит понять малышу каким именно образом составляются слоги. После уяснения алгоритма, читать более сложные слоги с шипящими согласными ему будет очень легко.
  • После того как с соединением слогов типа «согласная — гласная» не останется проблем, переходите к более трудным слогам типа «гласная — согласная».
  • Преодолев и этот барьер, начинаем составлять из узнанных букв коротенькие слова: «Ма-ма», «Ро-ма», «Са-ма».
  • Перейдя к чтению несложных предложений (Ма-ма мы-ла ра-му.) обратите внимания ребенка что между словами необходимо делать паузу, а не произносить все предложение на одном дыхании. Следите за правильным произношением звуков. При необходимости повторяйте только что прочитанное слово по слогам, целиком.
  • Запаситесь терпением и превратите чтение в игру. Ничто не дается сразу. Старайтесь не ругать ребенка за ошибки или слишком долгое «вспоминание» буквы. Лучше на следующий день еще раз пройти тот же материал, пока малыш не запомнит его хорошо.

Исходя из выше прочитанного вы уже, наверное, поняли, что вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях не так страшен. Важно быть терпеливым, внимательным, любящим, хвалить за полученные результаты и стараться заниматься каждый день. Только при таких условиях ваш ребенок сможет быстро научиться читать по слогам.

Как научить ребенка читать — видео


Оказалась полезной статья «Секреты, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях быстро»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.

Современным детям очень трудно, так как в школе к первому классу ребенок уже должен уметь читать, знать слова и буквы. Потому вам нужно будет заинтересовать своего малыша, раскрыв перед ним удивительный мир букв, слогов и новых выражений.

Первое что нужно сделать для того, чтобы научить ребёнка чтению быстро и легко – нужно купить ему правильный словарь. Купленная вам книга должна пояснять ребенку, как буквы составляются в слоги, как читать по слогам. Позже ребенок научится правильно читать целыми предложениями.

Научить ребёнка эффективно и очень быстро читать гласные и согласные буквы, нужно будет начать с простого. Выучите с малышом такие главные, как «а», «о», «у», «ы» , «э». Повторите эти уроки, пока они не дойдут у ребенка до автоматизма. Далее введите в обучение твердые звонкие согласные, такие как «м» и «л». Обязательно обратите внимание на то, что произносить звуки нужно четко, не «эм» и не «мэ», а только четко и ясно «м». Следующими в обучении ребенка читать будут звуки глухие и шипящие, это ж,ш,к,д,т и т.д.

Обязательно закрепляйте и повторяйте с малышом материал, так он лучше закрепиться в памяти ребенка. Смотрите с малышом обучающие видео, повторяйте пройденные уроки и очень скоро вы сможете научить ребенка 6 лет распознавать целые слова, быстро и правильно их прочитывать по слогам.

Учим слоги

Когда малыш 6 лет будет уверенно ориентироваться в распознавании звуков, вы сможете сделать следующий шаг – научить его правильно произносить простые слоги. Желательно, чтобы такие уроки для ребенка проходили в игровой форме. Разберите с малышом простой слог, по типу «ма». Вы должны научить ребёнка тому, что буква «м» бежит к букве «а», звуки произносятся слитно и неотрывно друг от друга.

Когда у ребенка появится навык произношения звуков по слогам, он будет говорить быстро и правильно, вы сможете начать давать ему произносить более сложные слоги, такие как «жу», «вэ», «до». Пройдите уроки по закреплению пройденного материала в игровой форме. Посмотрите обучающие видео, они помогут малышу 6 лет быстро и легко освоить слоги.

Когда у ребёнка начнет получаться читать по слогам, начинайте ему давать сложные слоги, такие, в которых гласная стоит перед согласной. Это позволит малышу 6 лет правильно понять механизм составления слогов, а позже у ребёнка начнет получаться читать слитно слова быстро и легко.

Дидактическая игра

Легко научить ребенка чтению по слогам и слитно поможет интересная дидактическая игра. Вам нужно будет подготовить бумажечки с буквами а, б, в, д, н. Возьмите кукольную посуду, а также маленькие стульчики. В чем заключается игра:

  1. Рассаживаем на стульчики буквы, перед каждым стульчиком ставим столик и на столике ставим чашки из посудного набора.
  2. Расскажите ребенку, что буква «а», ходит по очереди на чай к другим буквам.
  3. Игра подразумевает, что вы будете произносить слог «ба», когда буква «а» будет приходить в гости к букве «б».

Игра не обязательно должна происходить в форме чаепития. Буквы могут кататься на машинке, встречаться в гостях у мягких игрушек и так далее. В сюжете, по которому будет развиваться игра, ориентируйтесь на интересы ребёнка.

Дидактическая игра поможет заинтересовать ребенка 6 лет и подвести его к чтению слова слитно. Учиться быстро читать слоги и слова в игровой форме – это лучший вариант для малышей, так как на кроху не оказывается давление и ему игра интересная. Конечно же, игру нужно сразу заканчивать, когда вы видите, что у ребёнка пропал интерес. Переключите кроху на что-то другое, посмотрите вместе обучающее видео, которое будет полезно для крохи возрастом 6 лет.

Учим беглому чтению

Когда кроха 6 лет сможет уже правильно произносить слоги, вы можете начать ему давать читать первые простые слова, такие как «кот», «сыр», «дым» и другие. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова, которые он читает, раздельно. Ваша задача сразу научить кроху прочитывать слова правильно.

Для обучения чтению в домашних условиях вы можете распечатать много букв и составлять из них варианты слов для прочтения. Можете воспользоваться магнитной доской, с такой игрушкой можно придумать разные обучающие уроки, на этот счет в сети есть много видео. Главное чтобы беглое чтение и обучение ему было представлено малышу в игровой форме, тогда уроки будут приятными для малыша.

Чтобы научить кроху чтению слитно правильно, чтобы малыш умело произносил слоги, существует 10 универсальных советов, которыми должны пользоваться все родители.

  1. Играйте с малышом – самый лучший и важный совет из 10. Кроха не должен воспринимать занятие как обязанность, это должна быть легкая и очень приятная забава, которая будет занимать малыша на какое-то время.
  2. Никакого насилия во время обучения быть не должно. Если малыш не хочет заниматься – лучше не заставляйте его, иначе вы отобьете всю охоту к обучению. Это второй по значимости совет из 10.
  3. Третий очень важный совет из 10 – сразу учите кроху правильному произношению. Он должен знать, что звук произноситься именно «р», а никак не «рэ» или «эр».
  4. Просите своего маленького ученика прочитывать и даже заучивать слоги, а не отдельные буквы, так процесс обучения пойдет намного проще.
  5. Повторение по время занятий обязательно. Повторяйте все, что было пройдено до этого, так материал лучше отложиться в памяти малыша.
  6. Никогда не забегайте вперед и постарайтесь идти от простого к сложному. Можете смотреть с крохой разные обучающие мультипликационные видео, постепенно увеличивая уровень сложности.
  7. Обучайтесь не только дома за столом. Просите малыша прочитать слоги на рекламных щитах или вывесках магазинов, а ярком журнале или в газете.
  8. Приучите своего кроху к чтению вслух. Читайте ему сами и просите кроху почитать вам. Пусть кроха осилит всего 10 слов за минуту, никуда не торопитесь. Пусть малыш оттачивает навыки.
  9. Пробуйте чтение с закладкой. Открыточкой закрывайте уже прочитанные слова, так кроха не будет путаться и будет сосредотачиваться только на одном нужном слове.
  10. Занимайтесь каждый день регулярно, избегайте перерывов и не забрасывайте чтение. Предлагайте малышу на выбор чтение книги, просмотр видео или другое занятие, которое поможет отточить навыки чтения.

Эти 10 советов будут очень важны для родителей. Именно эти 10 советов помогут родителям обучить своего ребенка



Рассказать друзьям