Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в семье. Аспекты гендерной социализации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, . А также спортивные кружки для девочек: , .
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, ), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, . У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

ИРИНА БРАТЦЕВА
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста .

1. Классификация гендерных типов

Под «гендером » принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности . Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками) .

Когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина) .

Эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной) .

Поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина) .

Выделяют 3 гендерных типа :

Классификация гендерных типов .

Гендерный тип Характеристики мужчин Характеристики женщин

маскулинность Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность Ценят человеческие отношения, чувствительны Нежные, заботливые, верные

андрогинность Сочетают чувствительность и продуктивность Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с коммуникацией, восприятием нюансов , тонкостью чувств, способностью к поддерживанию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;

Андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

2. Актуальность гендерного воспитания .

Актуальность и важность основ гендерных знаний в системе образования выражается в следующих документах :

Указания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ от 22 января 2003 года.

Приказ Министерства образования от 17 октября 2003 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» .

Приказ предусматривает введение в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей специальных курсов по изучению основ гендерных знаний , гендерной политики , методов гендерного подхода в управлении образовательными процессами.

План мероприятий по реализации гендерной политики в сфере образования был предложен в Распоряжении Министерства образования РФ от 22.04.03 «О разработке мероприятий по реализации тендерной политики в системе образования на 2003 год» (Приложение 1 - 3) .

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее :

Унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;

Притупление чувства гендерной принадлежности ;

Рост неадекватных форм поведения среди молодежи;

Рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка , хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия , потребностей и социальном поведении детей разного пола . Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли . В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость . Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно -образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями :

3. Психологические особенности развития мальчиков и девочек в различных видах деятельности

Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста .

Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.

Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше. Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Образовательный процесс.

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие , то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии .

Изобразительная деятельность

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения , следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.

Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей , чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями . При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.

Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей .

Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники, девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы) .Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс, мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.

Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.

Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.

Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание .

Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности :

Различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)

Различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)

Различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)

Различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)

Различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)

Ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)

Различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)

В подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)

Акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково . Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе : толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Гендерное воспитание дошкольников подразумевает под собой учет индивидуальных особенностей ребенка, в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Суть данного метода заключается в том, чтобы привить ребенку с детства его социальную роль.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в последнее время начинает набирать популярность. В недалеком прошлом мужчины всегда были предводителями и считались сильным полом, а женщины — слабым. Сейчас все изменилось. Все чаще мальчики растут изнеженными и неспособными совершать серьезные и мужественные поступки. Когда ребенок вырастает, его взгляд на жизнь остается таким же.

Девочки, ранее — слабый пол, начали «вытеснять» мужчин. Все чаще женщина становится главой семьи, которая обеспечивает ее членов всем необходимым.

По причине неправильного воспитания у ребенка происходит притупление чувств принадлежности к полу, что в дальнейшем является причиной неадекватных форм поведения.

Согласно исследованиям, если не предпринимать никаких мер, то уже в недалеком будущем унификация полов приведет к одиночеству. То есть созданные традиционные семьи будут быстро распадаться, так как каждый будет чувствовать свое превосходство над другим или не находить защиты в своем партнере.

Даже если в семье двое детей и они разнополые, то родители должны с самого детства научиться правильно их воспитывать. Дело в том, что к мальчикам и девочкам нужен разный подход.

Гендерный подход к воспитанию девочек

Если родители хотят, чтобы их дочка выросла заботливой и нежной женщиной, в процессе воспитания им следует делать акцент на таких вещах:

  • Уникальность малышки. Ребенок все время должен знать о том, что больше таких, как она, не существует. Нельзя занижать самооценку девочки.
  • Красота. Внешняя привлекательность повышает самоуверенность. Дочери нужно делать комплименты и восхищаться ее красотой. Предпочтительнее, чтобы это делал отец. Таким образом прививается понятие того, что девушка должна привлекать мужчин.
  • Формирование личностных качеств. Требуется донести до малышки понятие того, что оказание своей помощи постороннему человеку делает ее лучше.
  • . Не следует только требовать от малышки, чтобы она выполняла все пожелания родителей. Мама для дочки должна стать не только наставником, но и подругой. Во время разговора с матерью девочка начнет понимать, как быть хранительницей домашнего очага.

Чтобы девочке было легче понять всю информацию, которую пытаются донести до нее родители, рекомендуется обратиться к сказкам. В каждой сказке присутствует определенная мораль. Действие героев побуждает детей к проявлению различных эмоций. Они начинают переживать за главного героя, тем самым формируя в себе чувство сострадания, добра и справедливости. Из сказок девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.

В гендерном воспитании нельзя недооценивать роль детских игр. С их помощью можно заложить основу будущего материнства. Девочке следует покупать игрушки, побуждающие в ней развитие заботливости и материнских инстинктов. Это могут быть куклы, коляски, посуда и прочее.

Особое внимание следует уделить одежде и уходу за собой. Маленькая модница должна с самого детства понимать, что привлекательный внешний вид дает возможность намного проще сближаться с людьми.

Ребенок все время смотрит на окружающих его людей и из этого черпает определенную часть информации, которая влияет на его социальное развитие. Поэтому в вопросах воспитания ребенка достаточно важна домашняя атмосфера. Наблюдая за тем, как ведет себя мать девочки, малышка будет стремиться подражать ей.

Воспитание мальчика

При гендерном воспитании мальчика нужно учитывать тот факт, что в будущем он должен стать мужественным человеком — защитником семьи. Кроме того, в нем должны быть сформированы и другие качества, которые не позволят сделать из малыша грубого и невоспитанного человека, поэтому только одевать и кормить ребенка недостаточно.

Чтобы из маленького человека , в вопросах воспитания следует делать акцент на таких моментах:

  • Давать специальные «важные» задания и после их выполнения обязательно хвалить кроху. Нужно акцентировать внимание на том, что ребенок ответственно отнесся к поставленной ему задаче.
  • Предоставлять крохе возможность самостоятельно решать некоторые бытовые проблемы, а также просить мальчика объяснить свой выбор.
  • Не следует подавлять все стремления ребенка. Его инициативность нужно поддерживать.
  • Ребенок должен регулярно общаться с детьми своего возраста. Хорошим занятием станет посещение какой-либо спортивной секции.

В вопросе гендерного воспитания мальчика нужно знать меру. Нельзя переусердствовать. Прежде всего, не следует взваливать на ребенка все домашние дела и требовать от него беспрекословного подчинения, мотивируя тем, что малыш должен быть сильным во всем. Такие действия лишат мальчика детства. Несмотря на особенность воспитания, не следует забывать, что малыш — это обычный ребенок, который имеет право на проявление слабости.

Влияние на воспитание мальчика должны оказывать оба родителя. Чтобы малыш не вырос эгоистичным, без чувства сострадания и оказания помощи другим, мальчик должен видеть, как его отец помогает матери выполнять домашние дела.

Существуют также нормы поведения, которые нужно соблюдать независимо от пола. Это терпимость, уважение чужого и своего мнения. Такие понятия сделают детей не слабыми, а социально адаптированными.

Материал семинара для педагогов

«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) , а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим) , но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.) , но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

    На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

    На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

    На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама», « Я – папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку ловкости, меткости. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным социальным запросам общества.

Особое внимание следует уделять общению педагогов с детьми. Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей к подопечным ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я-ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Необходимо пересмотреть и вопросы, связанные с интересами и потребностями девочек и мальчиков.

Так, мальчики очень любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в таких потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают.

Важно взаимодействие девочек и мальчиков. По данным современной психологии, игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола). До двух лет они еще малозаметны, но уже к трем годам сначала у девочек, а потом у мальчиков проявляется явное тяготение к игре со сверстниками своего пола.

Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают прежде всего внешность и эмоциональная отзывчивость. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится более независимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности.

Игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны. При этом меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много, не принимают девочек, которых отвергают эмоционально.

В возрасте трех-четырех лет девочки первыми начинают отдаляться от мальчиков. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Ученые считают, что в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.

Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек) , при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно», « Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

ГБОУ Школа № 1375 ДО № 6 г. Москва.

В Воспитании детей гендерным различиям необходимо уделять достаточное внимание.
Все люди делятся на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек и отличаются друг от друга внешним видом, особенными признаками и внутренними качествами.
К сожалению, на протяжении тридцати лет общество убеждало нас в обратном, что мальчики и девочки совершенно одинаковы. Ранее педагогическая наука и практика чаще всего не учитывала пол как важную характеристику ребенка. За последние пять лет проведено много исследований, результаты которых подтверждают, что мальчики отличаются от девочек (далее мы поговорим об этом).

Понятие «пол» и «гендер».

В современной науке используются два термина: пол и гендер.

Пол (от латинскогоgenero — рождаю, произвожу) – это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Пол относится к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми.
Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) — обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Суть гендера состоит в том, что помимо биологических отличий между людьми существуют расслоение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

Гендерное воспитание.

Наши дети испытывают сильную психическую нагрузку, так как число их контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия). В разных жизненных ситуациях они должны уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи. Должное внимание в воспитательно-образовательной работе ДОУ должно быть уделено становлению межличностного общения как взрослых с ребенком, ребенка со взрослыми, так и между детьми.

Гендерное воспитание – это:

влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки;
отношения представителей разного пола к своим социальным ролям в обществе;
формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах.
формирование определенной модели поведения;
овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
личная жизнь людей в семье;
правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно — гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты можно поставить таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Для реализации гендерного подхода в приобщении дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых желательно оснастить необходимым оборудованием, инструментами и материалами — Детскую кухню и Мастерскую, а также знакомить детей с мужскими и женскими профессиями. Непосредственная образовательная деятельность направлена и на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания, об основах этикета.

Аспекты гендерной социализации.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

Эмоциональный (мотивационный)– отношение к другому человеку как к высшей ценности, проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия.
Когнитивный — познание другого человека (взрослого, сверстника), способность понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения (эмоционального состояния).

Поведенческий — выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения.

Гендерная принадлежность по возрастам.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Участники гендерного воспитания.

— семья
— окружение ребенка
— педагогический коллектив детского сада

Формирование гендерной устойчивости зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. Отношения, которые складываются между родителями, служат ребенку моделью отношений между полами. Мальчик должен расти мужественным, а девочка — женственной, поэтому родителям ребенка следует проявлять эти качества как образец для подражания.

Важны для ребенка и отношения с ближайшим окружением, бабушками, дедушками, тетями, дядями, особенно, если это неполная семья. Когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Формирование гендерной устойчивости зависит также от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, в котором ребенок находится большую часть времени.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Встреча гостей», «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Магазин»; Беседы с использованием иллюстраций;

Чтение художественной литературы (сказки и рассказы с разными моделями поведения). Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

В мальчиках развивали мужественность, а в девочках — женственность. Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине («Крошечка-Ховрошечка», «Золушка» и т.п.). И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».

Дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?», «Профессии»;
Фольклор с акцентом на гендер (потешки, пестушки).Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресованапотешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.

Предлагаемые ниже задания помогут сравнить представления психологов и педагогов, о различиях мальчиков и девочек.

Педагогам предлагается ответить «Да» или «Нет». Ниже — ответы психологов.

Вопросы для педагогов (родителей):

1.Девочки более послушны, чем мальчики.
2.Девочки лучше относятся к природе.
3.Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
4.Мальчики испытывают большее желание отличиться.
5.Мальчики больше одарены в математике.
6.Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7.Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
8.У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.
9.Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10.Мальчики агрессивные.
11.Девочки менее активны.
12.Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13.Девочки более ласковы.
14.Девочки легче подпадают под чужое влияние.
15.Мальчики более предприимчивы.
16.Девочки более трусливы.
17.Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
18.Девочки реже соперничают между собой.
19.Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20.У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Ответы психологов:

1.В раннем детстве девочки действительно более послушны.
2.Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.
3.Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
4.До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целеустремленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5.Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
6.Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.
7.До 10-13 лет разница незначительная, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
8.Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
9.До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.
10.Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.
11.Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
12.Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
13.До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.
14.Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании. При их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
15.В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
16.Девочки на самом деле не так трусливы, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
17.Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
18.В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.
19.Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
20.В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Заключение.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

Литература.

Авт.-сост. Л.В.Астапович. Гендерный подход в воспитании личности / Мн.: Красико-Принт, 2011. 128 с.
Гендерное воспитание дошкольников. Гродно: УО «Гродненский ГОИПК и ПР и СО», 2005. С. 3.
Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология». - М., 2010.
Жеребкина И. А. Введение в гендерные исследования Жеребкина И. А. (ред.) Введение в гендерные исследования. В двух частях
Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества - СПб.: Питер, 2007, ISBN 5-318-00459-8.
Кон И. С.«Пол и гендер. Заметки о терминах»Штылева, Л.В. Гендерный подход в педагогике и образовании // Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 165-188.



Рассказать друзьям