Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе
Выполнила: воспитатель Шишкина Юлия Александровна
Образовательные области: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Здоровье".
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
Закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года,
Закрепить умение ориентироваться на плоскости.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания,
Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Речевые:
Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Предварительная работа с детьми :
Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия
Методические приёмы:
Игровой: использование сюрпризных моментов.
Наглядный: использование карточек, экран.
Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование : компьютер, цифры, тетради, счётные палочки, мяч.
Демонстрационный материал : карточки с изображением фигур из счетных палочек.
Раздаточный материал : математические наборы, тетради, карандаши, счетные палочки, геометрические фигуры.
Ход занятия:
I - Ребятки, к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. На занятии постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Занятие начнем со стихотворения.
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо, прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
- «Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь»
- «А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим». - «Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?» (Ракета)
II – Но, чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.
Игра с мячом «Назови число» Воспитатель спрашивает: - Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим? (то, которое стоит после названного). Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально : - «Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая, мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа».
Молодцы. Справились с заданием, а теперь займите свои места, приготовьте пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Луно, луно, луноход
Отправляется в полет.
На старт, внимание, зажигание
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0
Взлет!
III – « Мы полетели (слайд №1). А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:
1) Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
8 румяных, наливных,
1 с кислинкой.
Сколько их?(8)
2) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон?(2)
3) Мурка кошка-мышеловка
Съела трех мышей в кладовке,
И сейчас к норе подкралась.
Цап! Еще одна попалась,
Вот так Мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей. (4)
4) Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело? (7)
5) С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? (3)
6) Я сегодня ночью встала,
Звёзды все пересчитала:
Три- на окошке,
Две- на перинке,
Одна в колпачке
На зеленом сундучке.
Я считала, я трудилась,
Но потом со счета сбилась.
Помогите мне опять
7) Загадали нам загадку,
Сосчитаем по порядку:
2 звезды и 3 кометы
В космосе гуляют где-то
Кто поможет отгадать, что за цифра это? (5)
IV- « Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. (слайд №2) Как вы думаете, чем больше всего любят заниматься жители на планете Математики (решать задачи и выполнять математические задания). Посмотрите, здесь для нас приготовили задания, внимание на экран.
1 задание: «Что лишнее и почему?» (слайд №3-6)
все цифры и одна буква и наоборот;
все четырёхугольники и один пятиугольник;
все фигуры зеленые, одна красная;
Если ответ правильный, лишняя картинка исчезнет. Главное! Не забудьте доказать, почему именно эта картинка лишняя.
Зарядка для глаз.
Солнышко с тучками в прятки играло,(закрыть, открыть глаза)
Солнышко тучки - летучки считало.
Серые тучки направо,
Черные тучки налево,
Легких – две штучки, (глаза наверх)
Тяжелых – три штучки, (глаза вниз)
Тучки попрощались, тучек не стало, (закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (широко открыть глаза)
2 задание: «Найди и покажи 5 треугольников и 1 четырехугольник»
(слайд №7)
3 задание: «Математический диктант ». (слайд № 8)
Под диктовку указаний дети раскладывают геометрические фигуры в разные части листа.
В верхнем правом углу прямоугольник
В левом верхнем углу квадрат
В правом нижнем углу овал
В левом нижнем углу треугольник
А посередине круг
После выполнения задания дети проверяют правильность его выполнения, проговаривая каждое действие.
Молодцы! А сейчас мы немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА.
(Исходное положение: стоя врассыпную)
Раз, два – стоит ракета.
(поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)
Три, четыре – самолёт.
(руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)
Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)
А потом на каждый счёт: (шагаем на месте)
Руки выше, плечи шире, (руки вверх-вниз)
Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши)
И на месте походили. (шагаем на месте)
Как пружинки все присели
И на место разом сели.
4 задание «Назови задуманное число» (слайд № 9)
У каждого из вас свой набор цифр. Я задаю вопрос, вы думаете, ответ показываете цифрой.
Это число больше 5 на 1
Это число меньше 7 на 1
Это число стоит между цифрами 6 и 8
Соседи этого числа цифры 1 и 3
5 задание «Запомни и сделай» (счетные палочки).
Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети считают, сколько потребуется палочек. Затем рисунок убирается, дети по памяти воспроизводят фигуру.
V – Все задания выполнены, а теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.
Игра «ОТГАДАЙ КОД»
Я возьму молоточек, а вам надо сосчитать, сколько раз он ударит и назвать цифру. Педагог ударяет молоточком, при этом дети называют цифру и по очереди выставляют цифры на столе: 3 5 9 1 8 6 .
Молодцы!
Говорим наш волшебный код и отправляемся в космос - 3 5 9 1 8 6 !
Пуск! Полетели!
VI « А пока мы с вами летим - небольшая «Умственная разминка»
Какое сейчас время года? А месяц?
Сколько дней в неделе? (семь)
Назовите их.
Сегодня вторник, а завтра?
Какие арифметические знаки вы знаете?
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Если стол выше стула, то стул…?
Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Если сестра старше брата, то брат…?
VII.- Подведение итогов.
– Мы приземлились! Дети, вам понравилось наше путешествие?
Что мы делали? Что больше всего понравилось?
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания. Спасибо! Давайте себе похлопаем. Мы молодцы!
ЛИТЕРАТУРА
1. «Подготовительная к школе группа в детском саду». (книга для воспитателей, Москва, «Просвещение», 2001 г.
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва, 2004 г.
3. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба, и игра: Математика. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
4. Белоусова Л.Е. Ура я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС», 2004
Структурное подразделение МОУ «СОШ №82»
Октябрьского района г. Саратова
«Детский сад «Совенок»
Конспект НОД
по ФЭМП
Тема: «Путешествие на планету Математика»
Подготовительная группа
Составил воспитатель:
Шишкина Юлия Александровна
г. Саратов 2018 год
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «В гости к Лесовичку»
Цель : Закрепить у детей математические знания, умения и навыки.Задачи:
Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение решать задачи путём сложения и вычитания чисел, умение записывать решение задач цифрами; закреплять знания о последовательности дней недели, о составе числа 8;
Создать условия для развития логического мышления, внимания, внимательности; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания и понимать учебную задачу.
Развивать умение осуществлять самоконтроль выполненной работы.
Воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность,
Оборудование:
Письмо, аудиозапись "Звуки леса", «Появление Кикиморы»; презентация, карточки с цифрами от 1 до 10 (на каждого ребенка), счётные палочки, рабочие тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до двадцати» ,карандаши.
Ход занятия
Организационный моментВоспитатель: (стоя около воспитателя в кругу )- Ребята, сегодня прекрасный день! Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Игра «Передай другу свое настроение»
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своем рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! Хотите? Интересно, что в нем написано, и кто его прислал:(слайд 2)
"Здравствуйте, ребята!
Приглашаю вас в наш волшебный лес. Мне синичка рассказала, что в детском саду живут очень дружные, веселые и смелые ребята. Они знают цифры, умеете хорошо считать, решать задачи. Если вы хотите проверить, все ли вы знаете, не боитесь трудностей, то приходите к нам в лес во вторник. Буду вас ждать. Лесовичок. "
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в путешествие? Хотите побывать в сказочном лесу?
Дети: Да!
Повторение и закрепление изученного:
Воспитатель: Ребята, а какой у нас сегодня день недели?
Дети: Вторник!
Воспитатель: Правильно, а Лесовичок нас когда приглашал? Значит, мы можем отправляться в дорогу. А какой день недели тогда был вчера?
Дети: понедельник.
Воспитатель : Сколько всего дней в неделе?
Дети: Семь!
Воспитатель: Молодцы! Ну что, тогда в путь! Закройте глаза и представляйте, что мы идем по лесу.
(Звучит аудиозапись "Звуки леса" ).
Воспитатель: Слышите, как поют птицы и шелестят листья под ногами? Откройте глазки, посмотрите, мы с вами оказались на лесной полянке. На опушке леса с цифрами играют бельчата (слайд 3). У каждого белочонка только одна карточка с цифрой, и вам надо подсчитать, сколько всего играет бельчат. (9)
- Разложите цифры по порядку, начиная с самого маленького числа.(1,2,3,4,5,6,7,8,9)
Воспитатель: Вдруг из чащи леса выскакивает рыжая хитрая лиса. Какой по счёту будет лиса, если мы всех подсчитаем вместе? (10)
- Доложите цифру еще одну цифру у себя на столе.
- А теперь давайте посчитаем в обратном порядке цифры. (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
- Молодцы!
Воспитатель: (слайд 4) Бельчата испугались лису и спрятались у себя в дупле, стали играть дальше, а лиса не уходит, притаилась и слушает, что же будет дальше.
- Какое число будет больше 7 или 8 ? - спросил один бельчонок у остальных.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим себя. Что бы сказали вы? Покажите. (8)
(дети показывают карточку с цифрой )
- Сколько будет 3 плюс 4? - спросил другой бельчонок.
Какое число назвали бы вы? Покажите.(7)
- Какое число больше, 5 или 6, и на сколько? (6 больше 5 на один)
- Какое число стоит между числами 7 и 9?(8)
- Назовите соседей числа 9? (8 и 10)
Воспитатель:
Очень правильные ответы! Ребята, вы справились со всем лучше, чем бельчата, они не сразу отвечали, путались.
А лиса то все время слушала, и думала, что бельчата умные, много знают, а она нет. Тогда лиса решила попроситься к бельчатам в игру, но они ей поставили условие, чтобы она научилась решать задачки, тогда и возьмут ее в игру.
Воспитатель:
Ребята, давайте поможем лисе решить задачи. Ответ будем показывать цифрой.
Выполнение задания в рабочей тетради Колесниковой
(занятие 8, задание 1,2)
Задачи на сообразительность:
1)Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?.
2) С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
3) Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо - совсем позабыла.
Две штучки - для внучки,
Две штучки - для деда,
Две штучки - для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
Воспитатель:
Ну, молодцы, ребята, мы с вами научили лису решать задачки, а значит, бельчата возьмут ее в свою игру и им будет весело. Пусть они считают теперь вместе, а мы с вами отдохнем.
Физминутка:
Дети встают в круг.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо что все мы вмести (выставляют большие пальцы)
Воспитатель:
(музыка и слайд 5) Ребята, что-то темно становится вроде. Страшновато! Я вижу избушку, стоит она на болоте (дети открывают глаза
).
Воспитатель:
Кто живет в этой избушке? Может быть вы расскажите, кто живет в ней, опишите внешний вид хозяйки и ее характер (ответы детей).
Кикимора:
Что, не побоялись, пожаловали ко мне?
Дети:
пришли.
Кикимора:
Давно поджидаю, сладкие мои. Я ждала то вас не просто так, хочу, чтоб вы задание мое выполнили. Никто еще его не смог решить, посмотрим, справитесь ли и вы. Логические задания в рабочей тетради Е.В.Колесниковой занятие 8, задание 4
(слайд 6)
(сидя на своих местах
)
Задание:
Нарисуйте круг и прямоугольник так, чтобы прямоугольник находился внутри круга, круг находился внутри прямоугольника
Кикимора:
Ну, молодцы! Не ожидала, что сообразительные вы такие. Ну идите дальше, счастливого пути!
Воспитатель:
Какие вы, ребята, сообразительные! Не подвели друг друга! Продолжаем наше путешествие по сказочному лесу (слайд 7, появляется Лесовичок
).
Лесовичок:
Ой, ребята, как же мне приятно видеть вас в нашем лесу. Это я вас приглашал в наш сказочный лес. Много я пожил на своем веку, многое знаю и умею. А попробуйте и вы выполнить мое задание. Недавно лесные жители построили себе домик, а кто в какой квартире живет не разобрались, так как поссорились..На крыше дома стоит цифра 8, значит сколько должно жить зверей на каждом этаже? (8) Помирите их и снова поселите в свои квартирки. (Каждый ребенок работает над составом числа 8. А ребенок, справившийся быстрее всех, выставляет этот состав числа в большом доме
).(слайд 8)
Лесовичок:
Молодцы! Отлично, ребята, вы справились с моим заданием. Всю дорогу за вами наблюдал и доволен остался. Знаете правила поведения в лесу, никого не обидели, ничего не сломали. Подарю я за это вам на память этот осенний букет. Он вам будет напоминать о необычном путешествии в волшебный лес. (слайд 9)
Воспитатель:
Ребята, поздно уже, пора в детский сад возвращаться. Закройте глаза и посчитайте до трех. (звучит музыка леса
)
Итог занятия:
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось путешествовать по сказочному лесу, выполнять необычные задания лесных героев? Чем?
- С кем мы встретились и пообщались в лесу?
- Какие задания понравились, какие вызвали затруднения?
Презентация на тему: В гости к Лесовичку
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»
Конспект
Итогового занятия по ФЭМП
с детьми 6-8 лет
«Спасем город Математики»
Разработала Таранова Л.Б.
воспитатель
2016 год
Покачи
НОД по ФЭМП в подготовительной группе
«Спасем город Математики»
Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
Совершенствовать умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.
Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение называть дни недели и «соседей» дня и числа;
Развивающие:
Развивать связную речь;
Развивать слуховое внимание и координацию движений, логическое мышление детей;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь;
Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Материалы: Письмо (и посылка) Царицы Математики; модель недели (карточки); счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные фишки «смайлики» двух цветов, сладости.
Ход занятия:
Дети с воспитателем стоят и воспитатель говорит:
«Ребята, сегодня у нас много гостей…»
В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо . Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил фигуры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!
Ваш друг Царица Математика».
«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом городе?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель : «Но попасть в этот город совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Покружились, покружились – возле города Математики очутились.
Прохождение пароля
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя и выбирают нужную цифру (на одной стороне цифра –ответ, на другой буква):
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько ушей у 3 мышей? (6)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
Давайте встанем по прядку. Как должны стоять цифры. Назовем какая ваша цифра стоит по счету.
А теперь, перевернем наши карточки и прочтем пароль. (карточки раскладывают на столе. Читают слово- «математика»)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математическом городе. СЛАЙД 1 Проходите. (Входят в арку. Там из модулей дома и возле каждого приклеено на скотче задание)
А вот и первое задание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся карточки с цифрами».
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенной цифрой; называть «соседей» дня.
Материал: семь картонных листов размером А5 с цифрой.
Ход: семь карточек перевернуты цифрой вверх. Каждая цифра соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – 1,
вторник – 2,
среда – 3,
четверг – 4,
пятница – 5,
суббота – 6,
воскресенье – 7.
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье )». (открывается номер дома 1)
Воспитатель : «Молодцы, ребята. А сейчас задание на следующем домике.
Игровое задание со счетными палочками. (дети садятся за столы)
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек фигуры; видеть и называть фигуры.
Материалы: счетные палочки.
Ход: воспитатель дает детям задание:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
7. Постройте ромб.
8. А теперь - трапецию.
12. А теперь постройте круг. (Дети отвечают, что из палочек не получается сделать круг, т.е. круг не имеет углов. Рядом с каждым ребенком лежит нить. Дети делают круг из нити ). Проверка на экране СЛАЙД 2 (Показывается номер дома 2)
Воспитатель : «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!
Задание на следующем доме.
Оно на интерактивной доске.
Задание «Расставь знаки» СЛАЙД 3
Цель: Вспомнить и назвать математические знаки
(Открывается номер дома 3)
Физминутка
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели.
Воспитатель: «Отлично, ребята, вы все ловкие и умелые! А теперь нам предстоит решить следующие задания».
Задание на следующем доме.
Составь и реши задачи. СЛАЙД 4
Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).
Материал: демонстрационный счетный материал на экране и на столах.
Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоит задача? (Условие, вопрос и решение). Воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему. Дети самостоятельно составляют задачу и объясняют, почему стоит «плюс» или «минус».
После выполнения задания появляется номер 4
Дети самостоятельно составляют из цифр и знаков решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».
Следующее задание № 5 В этом доме номер есть (дети называют его), но жильцы не могут попасть домой. Они потеряли какой-то предмет. Сейчас мы этот предмет попробуем нарисовать. Проведем графический диктант. Задание «Графический диктант»
Воспитатель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
(появляется ключик) СЛАЙД 5
А теперь назовем номер квартиры, которые находятся по соседству. (Задание на интерактивной доске. Слайд 6,7.8.9)
Сейчас проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».
Игра «Что, где?»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.
Материал: мяч.
Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». и т.д. Игра проходит в быстром темпе.
Воспитатель: Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? Давайте оценим себя. Если вы считаете, что вам было легко выполнять задания. То возьмите красный смайлик, если вы считаете, что при выполнении некоторых заданий у вас возникали небольшие трудности – зеленый смайлик.
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Воспитатель: « Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там еще много интересного.
Дети обращают внимание на стрелку на полу.
Воспитатель: А для чего нужны стрелки? (что указывать путь) Давайте пойдем в направление, которое указывает стрелка. (там дети находят сладкие призы)
Теперь покружились и в саду все очутились.
« Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил фигуры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в одном из математических городов! Жители этого города страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математический город в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
Конспект открытого занятия по математике
в подготовительной к школе группе
«Помощники Незнайки»
Программное содержание:
Образовательная область «Познание».
1. Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;
обратный счёт в пределах 10.
2. Продолжать учить решать и придумывать задачи
3. Продолжать формировать понятие – «условие задачи», «вопрос», «решение», «ответ».
4. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
5. Закреплять представление о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, о временах года.
6. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку
7. Закрепить знания о геометрических фигурах.
8. Способствовать развитию логического мышления, внимания.
9. Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.
«Коммуникация»
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
«Социализация»
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Демонстрационный материал: кукла Незнайки, конверт с письмом, конверты с заданиями;
Раздаточный материал: на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и цветные карандаши, простые карандаши, цифры, белый лист бумаги.
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их тихонько поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот этот необычный конверт, там оказалось письмо от одного сказочного героя. Попробуйте узнать кто это? (Дети отвечают). Молодцы! Это письмо от Незнайки. В нём говорится о том, что в Сказочном городе произошло несчастье. Злой волшебник заколдовал его, теперь там не светит солнышко и на улице всё время темно. Маленькие коротышки в отчаянии, злые чары могут снять только дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, готовые прийти на помощь.
Ребята, вы согласны помочь жителям этого города? Тогда давайте выполним первое задание.
1 задание: «Повторенье – мать ученья»!
Воспитатель: Первое задание в конверте под номером 1.
Ну, что, ребята? Поможем Незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: (Обращаясь к одному из детей) принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
Ребята, задание называется «Повторенье – мать ученья». Нам с вами нужно ответить на несколько простых вопросов, это не должно быть сложно, потому что мы всё это проходили с вами на наших занятиях.
Вопросы:
1. Назови времена года – 1-й ребёнок
2. Назови месяцы года – 2-й ребёнок
3. Сосчитай количественным счетом до 20 – 3-й ребёнок (один, два три….)
4. Сосчитай порядковым счетом до 10 – 4-й ребёнок (первый, второй, третий…)
5. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1 - 5-й ребёнок
6. Назови «четные» числа до 10 – 6-й ребёнок
7. Назови «нечетные» числа до 10 – 7-й ребёнок
8. Назови дни недели - 8-й ребёнок.
9. Назови число, следующее за числом 3.
10. Назови соседей числа 8.
11. Какое число находится между числами 8 и 10.
12. Назови, какое число больше 3, но меньше 5.
13. После, какого числа идёт число 6.
14. Назови число, предшествующее числу 4.
15. Назови число, последующее числу 7.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы. А нас уже ждёт следующий конверт с заданием.
И это задание №2.
Илюша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 2.
2 задание: «Сравни числа» (работа у доски).
Ребята Незнайка спрашивает, какие знаки сравнения чисел вы знаете? (больше, меньше, равно).
В следующем задании нам надо правильно сравнить цифры.
3 и 5 11 и 20 18 и 18
6 и 6 16 и 8 14 и 9
4 и 7 15 и 3 13 и 12
Молодцы ребята, и с этим заданием справились!
3 задание: «Найди лишнее слово».
Давайте посмотрим, что же в конверте №3.
Ребята, задание называется «Найди лишнее слово».
Я называю слова, а вы называйте которое из них лишнее и почему.
1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
3. Лето, осень, зима, воскресенье.
4. Утро, вечер, ночь, день, месяц.
Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие. А теперь немного отдохнем, чтобы так же правильно решать другие задания.
Физкультминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся, руки под щеку - засыпают)
4 задание : «Волшебная коробка».
Ребята, посмотрите, что нам принес Незнайка, это не конверт, а целая посылка. Ой, какая необычная посылка, что же на ней написано? Волшебная коробка Незнайки, интересно, что же в ней. Ребята, в коробке логические задачи. А кто мне скажет, из каких частей состоит задача?
(Условие, вопрос, решение, ответ).
Молодцы, а теперь приступаем к работе (достаёт из коробки задачи, дети говорят ответ).
Задачи:
Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне?
(10)
2. Четыре мышки - крохотушки,
Очень дружные подружки,
Вышли в поле погулять,
Прибежали ещё пять,
Очень дружно они пели
Всех их было ровно…
(9)
3. Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0 - стакан то пустой)
4. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было только 3 тюльпана)
5. Вот задумал ёж друзей
Пригласить на юбилей
Пригласил двух медвежат,
Троих зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей,
Сколько у ежа друзей?
(10)
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь приятель наш.
Сколько же вещей в портфеле?
(7)
7. Я, Серёжа, Коля, Ванда
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучаться,
Сколько нас получится?
(6)
8. Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ним –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
(6)
9. Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопузому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Сколько орешков продала белочка?
(5)
10. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка)
Воспитатель: Молодцы! Все вы хорошо решали логические задачи. А теперь я хочу, чтобы вы решили обычные задачки (фронтальный опрос).
Задачи:
1. «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке?
2. «Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке? (3)
3. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди?
Воспитатель: И опять вы справились! Молодцы! Катя, попробуй составить свою задачу (ребёнок составляет задачу) .
5 задание «Нарисуй фигуру»:
Давайте посмотрим, что же в конверте №5.
Задание называется «Нарисуй фигуру». Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, какие фигуры бывают (работа с плакатом «Геометрические фигуры»). А теперь приступим к заданию. Перед вами чистый лист, мы с вами знаем геометрические фигуры, ребята вы должны взять цветные карандаши и приготовиться выполнить следующие задания.
1. В правом верхнем углу нарисуйте красный треугольник.
2. В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.
3. В левом верхнем углу зелёный круг.
4. В правом нижнем - жёлтый прямоугольник.
Вы всё ближе и ближе к победе над злым волшебником! Приступаем к следующему конверту.
6 задание называется «Получи число 10».
Нам нужно получить число 10 из 2-ух меньших чисел. Давайте поможем Незнайке и попробуем справиться с этим заданием (фронтальный опрос) .
7 задание «Реши примеры».
Ребята вы молодцы! Вы сегодня выполнили все задания правильно, но
вам нужно справиться с последним зданием.
А задание это состоит в том, что мы должны решить примеры:
3+3= 8-5=
7+2= 9-4=
6+1= 4-2=
Молодцы ребята! Как вы хорошо справляетесь с заданиями.
Вы все устали, я предлагаю вам немного отдохнуть:
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб хватать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Ну что отдохнули ребята?
Следующее задание. № 8 «Нарисуй фигуру».
Давайте не будем терять время. Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем. 4 клетки – вправо 2 клетки – вверх 4 клетки – вправо 5 клеток – вниз 4 клетки – влево 2 клетки – вверх 4 клетки – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 3 клетки – вверх, 2 клетки вправо.
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ключик.
«Ребята вот мы и победили злого волшебника. Вы молодцы, правильно справились со всеми заданиями, помогли Незнайке и маленьким жителям Сказочного города. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Ребята, давайте вспомним с какими препятствиями мы сегодня сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось занятие? (Дети отвечают на вопросы). Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку».
Воспитатель: Саша, почему ты оценил себя на 4? (ответ ребёнка) Молодец, ты поступил честно.
(Младший воспитатель приносит посылку от почтальона).
Ой, а нам снова пришла посылка, и письмо к ней (Воспитатель читает письмо).
«Дети спасибо большое за вашу помощь в нашем спасении! Без вас мы бы погибли. Вы очень хорошо справлялись с заданиями и победили злого волшебника. Теперь в нашем сказочном городе снова светит солнышко, и цветут цветы. В благодарность, я вместе с другими коротышками дарю вам эти сладости. С любовью, ваш Незнайка».
(Детям раздаются сладкие призы).
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Задачи:
Продолжать формировать умение решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций. («Познавательное развитие»);
Закрепить знания детей о последовательности дней недели. («Познавательное развитие»);
Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах. («Познавательное развитие»);
Продолжать воспитывать интерес к физической культуре. («Физическое развитие»);
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. («Социально-коммуникативное»);
Развивать смекалку, зрительную память, воображение. («Социально-коммуникативное»);
Методы и приёмы:
Практические- (использование сюрпризных моментов);
Наглядные- (использование демонстрационного и раздаточного материала);
Словесные-(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Материалы и обудование: «письмо», конверты с заданиями, счетные палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка, карточки с заданиями.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Это кто за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино) .
Хотите узнать о чём он пишет?
Дети: Да!
Чтение письма:
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания. Первое задание в конверте под номером 1.»
Воспитатель: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети: Да!
Задание №1 .Оно называется «Не зевай, на вопросы отвечай! »
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой день недели был вчера?
3. Какой день недели будет завтра?
4. Сколько всего дней в неделе?
5. Какой день идёт после четверга?
6. Как называется пятый день недели?
7. Как называются «выходные» дни недели?
8. Какой день недели между понедельником и средой?
МОЛДЦЫ РЕБЯТА!
А теперь давайте посмотрим следующее задание!
Задание № 2.
Рассмотрите рисунок снеговика.
Из каких геометрических фигур он составлен?
Покажите самый большой круг? (кто то из детей вызывается к доске) .
Покажите самый маленький круг?
Покажите самый большой треугольник?
Покажите самый маленький треугольник?
Какие фигуры использовали, чтобы нарисовать глаза?
Сколько всего кругов использовали(7) .Сколько треугольников(7). А сколько всех фигур вместе(9). Молодцы ребята!
Задание № 3. Нам для этого здания понадобятся счетные палочки. Из семи счетных палочек составьте 3 равных треугольника.
Сколько счетных палочек использовали? (7). Сколько треугольников получилось(3). Правильно молодцы!
Ребята, прежде чем мы приступим к следующему заданию нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Воспитатель: - Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Вот нагнулся, разогнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
И руками помахать
Воспитатель:- А теперь откроем следующий конверт.
Задание №4. «Веселые задачки»
Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.
1.«На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)
2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино.
3. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал А теперь ответ найди Сколько мишек впереди?
Молодцы и с этим заданием справились, а теперь достаю последнее задание.
Задание № 5. Рассели соседей. Ребятки послушайте внимательно следующее задание.
Вам нужно расселить содей в домике, нужно написать соседние цифры.
Задание №5послушайте стихотворение Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за пол минуты.
Какая цифра здесь используется? Возьмите из пинала цифру 4 и вспомните как она выглядит? А теперь я вам раздам листочки со знаками, найдите среди этих знаков цифру 4 и обведите ее. Скажите мне пожалуйста сколько раз вам встретилась цифра 4. А 5 В 4 Г Л 4 10 4 П Р Д 4 4
Задание 6. А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы выпустить буратино нам ребятки, надо еще нарисовать золотые ключики вот я вам раздаю листочки где написаны цифры и нарисованы точки вам нужно соединить эти точки с цифрами и получится ключик.
Отправляем ключики в конверте с мл. воспитателем. Подводим итог занятия.