Техника в стиле стимпанк. Медный тюнинг бытовой техники в стиле стимпанк

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Автор : Курдюкова Елена Валентиновна, педагог дополнительного образования МБУДО Центр "Созвездие", г. Балашов, Саратовская область.

Назначение : мастер – класс предназначен для учителей, педагогов дополнительного образования, а также для детей школьного возраста и их родителей.
Применение : рамка может украсить интерьер квартиры, а также может быть хорошим подарком для родных и близких. Думаю, такая поделка особо порадует пап на 23 февраля.
Цель : изготовление поделки «Рамка для фотографии в стиле стимпанк»
Задачи :
- ознакомить с элементами стиля стимпанк;
- обучить технике декорирования в стиле стимпанк и 3D декупажа;
- обучить технике состаривания с помощью сухой кисти;
- обучить способу работы с трафаретом и рельефной пастой;
- развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, желание создавать прекрасное своими руками, заботиться о родных и близких

Материалы и инструменты :
- готовая рамка для фото
- скотч
- паста рельефная
- мастихин или небольшой нож
- трафарет "кирпичная стена"
- акриловые краски (белый, черный, коричневый цвет)
- акриловые краски металлик
- плоские кисти
- акриловый лак
- спонж для краски
- клей "Момент-кристалл"
- бросовый материал: старые гвозди, скрепки, болты, гайки, шурупы, ключи и т.д.

Стимпанк - один из самых самодостаточных и узнаваемых стилей, благодаря своим характерным атрибутам. Сам термин является смесью слов англ. steam «пар» и англ. punk «мусор».
Стиль «стимпанк» из сферы научной фантастики всё шире распространяется в графике, иллюстрации, скульптуре, дизайне.



Характерными элементами стиля стимпанк можно считать вещи со множеством элементов паровых механизмов, шестеренок, циферблатов, болтиков, колесиков и так далее.

1. Подготовим необходимые материалы и инструменты.


2. Перед грунтовкой заклеиваем стекло рамки, если его нельзя вынуть, скотчем (лучше малярным).
Грунтуем рамку белой акриловой краской. В качестве спонжа я советую использовать кусочек губки для мытья посуды, который можно закрепить бельевой прищепкой. Таким образом вы не испачкаете руки. Даем грунтовке просохнуть. Для ускорения процесса можно воспользоваться феном.


3. Начинаем работать с трафаретом. Можно использовать готовый трафарет "Кирпичная стена". Я обычно вырезаю нужный трафарет сама из плотной пленочной обложки для книг. Итак, прикладываем плотно к поверхности рамки наш трафарет. Я сделала это с небольшим наклоном для большей декоративности.


4. Наносим мастихином либо небольшим ножиком рельефную пасту. Специальную пасту можно заменить акриловой шпатлевкой с добавлением небольшого количества клея ПВА. Разравниваем пасту, заполняя весь трафарет.


5. Аккуратно снимаем трафарет, стараясь не сдвигать полученный выпуклый рисунок. Но если с первого раза у вас не получится не повредить "кирпичики", не расстраивайтесь. Шероховатости и неровности не испортят нашу рамочку, а будут в нужном нам стиле.


Вот что у нас получилось


6. Раскладываем по рамке наш "железный мусор" в красивую композицию. Приклеиваем это на клей "Момент-кристалл".

Опять даем работе высохнуть. В идеале для этого нужны сутки. Если спешите - выручит фен. Не используйте фен на максимальном режиме, чтобы паста не растрескалась и не вспучился клей от слишком быстрого высушивания.
7. Закрашиваем все белой акриловой краской. Просушиваем.


8. Теперь закрашиваем все черной краской. Здесь я проявляла некую небрежность, то есть где-то старалась покрыть предыдущий белый фон полностью, а где-то оставляла небольшие непрокрасы. Это в дальнейшем придаст работе состаренный вид. Даем просохнуть.


9. Тонируем рамку коричневой акриловой краской методом "сухая кисть". Краску берем на сухую кисть совсем чуть-чуть и как бы протираем по выпуклым местам. Просушиваем.


10. Таким же способом сухой кистью пройдем всю нашу рамку акриловой краской металлик. Если хотите создать "ржавый стимпанк" выбирайте медные или бронзовые оттенки.


11. Покрываем нашу работу финишным лаком. У меня это матовый акриловый лак. Можно воспользоваться любым акриловым нетоксичным лаком, даже из строительного магазина.


12. Рамочка готова. Вставляем любимое фото и любуемся результатом.

Дарья Филиппова, журналист BERLOGOS , PR-специалист, автор статей о дизайне интерьера

Я уже больше месяца изучаю стимпанк, но до сих пор не написала ни строчки. Я не знаю, как к нему подступиться, к этому стимпанку. Он оказался настолько необычным явлением современной художественной культуры, что мне даже как-то страшно про него рассказывать: как бы ни упустить основное и не скатиться в стандартный набор «характерных приемов». У меня уже сотни фотографий интерьеров, вещей, картин и девайсов, но структурировать их не представляется возможным: для этого следовало бы вначале структурировать всю информацию о стимпанке. Причем информацию лишь о стимпанке в интерьере. Правда, при любом раскладе не получится обойтись без рассказа о стимпанкерах — людях, которые делают все эти предметы с увлечением сумасшедших изобретателей и подходом настоящих художников.

Паб

Кинетический стимпанк -бар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото : Gabriel Rosca

Стимпанк — явление сколь обширное, столь и разнообразное. Он присутствует в современной литературе, музыке, живописи, скульптуре, фотографии, кинематографе, дизайне одежды и украшений, предметном и интерьерном дизайне. Стимпанк составляет (однако!) целое направление субкультуры со своими фестивалями, клубами и идеологией. Это поразительно, ведь практически вся одежда, мебель, декоративные штуки и бытовая техника — это хэндмэйд, ручная работа, сделано и оформлено мастерами-энтузиастами в единственном экземпляре. Стимпанк не изучают в курсе истории искусств или истории техники, ему не обучают как ремеслу в специальных училищах. Тем не менее, стиль живет и процветает, а в России — как оказалось — особенно бурно.

Настольные лампы. Артель «Варка подарка»

Настенный светильник. Артель «Варка подарка»

Колонки-долгопелки. Стим-мастер McSim

В нашем детстве была одна удивительная книжка, называлась «Городок в табакерке». Помните? Хотелось без конца рассматривать её иллюстрации, самые что ни на есть сюрреалистические — с печальными колокольчиками, хитрой пружиной и молотками на ножках. Когда эта книга впервые попала мне в руки, я просто потеряла ощущение реальности. Это было открытие, откровение, взрыв, погружение в параллельный мир, живой и удивительный — в Мир Механики.

Илл. к сказке «Городок в табакерке». Художник Александр Кошкин

Илл. к сказке «Городок в табакерке». Художник Александр Кошкин

Когда я начала интересоваться стимпанком, мне всё казалось, что где-то я уже это видела... В итоге главная идея стиля оказалась прочно связана в моём сознании именно с «Городком в табакерке». Мне кажется, примерно то же самое чувствуют мастера-стимпанкеры и их покупатели — приобщение к параллельной реальности, в которой движение и механизмы занимают центральное место. Механика правит в этом мире, во всех областях жизни — от высокого искусства до повседневного быта. Шестерёнки в зацеп, паровые двигатели, шарниры, манометры, вентили, рычаги — даже если они висят на стене в качестве декоративного панно и не работают, всё равно в них заложена эстетика движения, инженерная мысль. Это и есть главное в стимпанке — показать красоту механизмов. Всё остальное рождается из этой идеи либо примыкает к ней.

Бар

Бар «Joben Bistro». The 6th-Sense Interiors

Паб «Submarine». The 6th-Sense Interiors

Показательно, что негласным символом стиля считается шестерёнка. В качестве отдельной фигуры, сама по себе, она вообще существовать не предназначена. Без связи с другими элементами она неустойчива в пространстве. Она создана для динамики, для того чтобы поднимать цепи и двигать стрелки, крутиться и цеплять, передавать импульс. Глубоко философская вещь, если посмотреть на неё с позиций искусства.

Кинетический стимпанк-бар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото: Gabriel Rosca

Сакральное отношение к движению — мощный мотив обратиться к первоистоку, к тому золотому веку, когда техника только-только появилась, и с её помощью мир преобразился до неузнаваемости. Тогда-то всё как раз начиналось, и потому было особенно прекрасным, незамутнённым, дарящим надежду — как всё, что впервые открыто и бурно развивается. Конечно, речь идёт о промышленной революции XIX столетия, которая привела к всеобщей индустриализации.

Вот почему историзм в стимпанке так важен — это результат идеализированного отношения к технике и всему, что связано с промышленностью. Поэтому только латунь и медь, потёртая кожа и состаренное дерево, заклёпки и ржавчина, дирижабли и подводные лодки, электричество в «первозданном» виде — лампа накаливания и трансформатор Теслы, печатная машинка и старинный барометр... и, конечно, Его Величество Пар. Не просто явление природы, а движущая сила — тот самый Пар, который привёл к прорыву, который научил человека двигать пароходы, автомобили, станки на заводах и фабриках. К паровым машинам наблюдается особо трепетное отношение, что отражено в самом названии: «steampunk» переводится с англ. как «паропанк», «steam» — «пар».


«Ретро-футуристическая модель пишущей машинки с функцией телетайпа». Стим-мастер 4444

Кофемашина «Heronus». Стим-мастер Дмитрий Тихоненко

А «punk»? Общее значение не очень позитивное — «отходы, отбросы, что-то ненужное». Применительно к обозначению стиля мнения разделились. Кто-то говорит, что речь идет о низах общества, неотъемлемой части европейской культуры второй половины XIX века — как говорится, хотите воспевать бум промышленности, не забудьте про глобальную урбанизацию, жизнь рабочего класса, расслоение общества и обитателей трущоб — из песни слова не выкинешь. Кто-то считает, что всё проще: речь идет о материалах, из которых делают стимпанковские вещи — отходах механизмов, металлических запчастях, ранее бывших в употреблении.

Скульптура «Ворона». Стим-мастер Harriet Mead

Картина «Паровые киты». Художник Sebastien Hue

И то и другое имеет место быть. Промышленные отходы для новых работ мастера действительно берут из самых разных мест, вплоть до заброшенных заводов и городских свалок. Художественное восприятие города с его достоинствами и недостатками также прочно вошло в эстетику стимпанка. Конечно, ведь только в городе технический прогресс реализуется во всей полноте. Посмотрите на картины — ни на одной вы не увидите зелёных лужаек, белых овечек, рыбака с удочкой и прочих провинциальных радостей. Только хардкор: высоченные небоскребы, целые муравейники из домов, поставленных одни на другие, копоть и дым, металлоконструкции, видавшие виды железо, камень и стекло, суровые люди в потёртых кожаных куртках, шлемах и очках-гогглах. Чтобы проникнуться атмосферой настоящего стимпанковского урбанизма, пересмотрите еще раз мультфильм «Господин Иллюминатор» («Mr. Hablot»): он иллюстрирует эти художественные особенности очень наглядно и прямо-таки по канону.

Картина «La Tour». Художник Didier Graffet

Картина. Художник Didier Graffet

Картина «The city of Alkon». Художник Jan Ditlev Christensen

Кадр из мультфильма «Господин Иллюминатор »

Есть и третья версия происхождения термина, наиболее возвышенная: «панк» — это протест против обыденности, против сомнительных достижений современного мира, лишающих человека индивидуальности и искренности. Тут мы вступаем в самую сокровенную и таинственную область стимпанка, его святая святых. Истинные стимпанкеры — это не просто любители железяк и прошлого. Это люди, для которых понятия чести и достоинства представляют ценность, неисправимые романтики, верящие в добро и справедливость. Что не мешает им быть сильными и крепкими мужчинами, способными работать с металлом на станках и вручную. Есть среди них и женская часть, но она малочисленна и в основном занимается дизайном одежды и так называемым «клокпанком» — художественной переработкой часов (их внутренней начинки) в произведения искусства. Кстати, это единственное направление стимпанка, реализуемое и на промышленном уровне, в производстве часов-скелетонов, у которых сквозь прозрачный корпус виден работающий механизм.

Декоративное панно в стиле клокпанк. Стим -мастер Susan Beatrice

Скульптура в стиле клокпанк. Стим-мастер Susan Beatrice

Стимпанк весь соткан из парадоксов. С одной стороны, он имеет ретро-направленность, но с другой — он не копирует мир XIX века, а создает свой. Помните, мы говорили о параллельной реальности? На языке современного искусства это называется ретрофутуризм — представления о будущем, как его видели люди прошлого, или прогресс глазами продвинутого европейца начала XX столетия. Стимпанк берёт старинную эстетику, идеи и материалы, но создаёт абсолютно новую реальность, в которой будто никогда так и не был придуман двигатель внутреннего сгорания, а в дальнейшем — электронные устройства, и промышленное развитие пошло по пути развития паровой техники, а не высоких технологий. Окружая себя предметами вроде «Парового Компа», светильника с манометром и железной собаки, стимпанкеры и их заказчики словно погружаются в параллельный мир, более гармоничный и прекрасный. Фантазия здесь не знает границ, ведь сама фантастика как жанр не имеет никаких ограничений.

«Паровой КомпЪ». Стим-мастер Doberman

Светильник. Художник, стим-мастер Cory Barkman

Скульптура «Собака». Художник Stephane Halleux

А вот ещё одна 3D-картина в соответствующем стиле. Мрачный фон и дым на заднем плане — про это мы уже знаем, про бабочку из металла с заклепками на лапках тоже понимаем. Но почему у неё на крыльях средневековые витражи?.. На это тоже есть своя причина. Промышленная революция (как вы помните, главный источник вдохновения для стимпанка) наиболее активно происходила в Англии, в искусстве которой на протяжении почти всего XIX и начала XX века властвовал «викторианский стиль». Под ним понимают несколько весьма разнородных направлений, одно из них — неоготика. Отсюда в стимпанке витражи, вытянутые силуэты, стрельчатые арки, драматизм и темные тона. Вообще же викторианство очень эклектично и вобрало в себя многие элементы исторических стилей, а также передовые для своего времени формы и материалы. В литературе по истории интерьера поздний викторианский период назвали «коричневыми десятилетиями», а специфическая атмосфера «как в квартире Шерлока Холмса» стала ассоциироваться с английским стилем вообще.

Картина «The Gothic Butterfly». Художник David Aguirre Hoffmann

Картина «Цеппелины Её Величества». Художник Глеб Александров (Spelle)

Картина. Художник Лина Карпова

Вторую часть статьи читайте .

Тюнинг холодильников и электроплит - это, скорее, увлечение, ставшее визитной карточкой Тихоненко. В отдельную комнату, где стоят работы Дмитрия, пускают далеко не каждого. Знали бы рядовые клиенты Тихоненко, какие чудеса он умеет создавать, наверняка бы ахнули. Мы разговариваем, сидя за окованным медью столом, рядом стоит медная плита, медная кофе-машина, микроволновка.
«Увлечение металлом началось еще в армии, когда служил на Северном флоте в Баренцевом море. На корабле много деталей из меди, которые тебе регулярно приходится драить. Постепенно это переросло в привычку, - улыбается Дмитрий. - Первые поделки из меди были немудреными - украшения для дембельского альбома: буквы, корабли… А если копнуть еще глубже, мой отец всю жизнь работал слесарем, причем был настолько хорош в своем деле, что ставил на свои изделия именное клеймо. Это считалось высшим пилотажем на заводе, деталям, сделанным руками отца, даже не надо было проходить ОТК».
«От бабушки мне остался рабочий холодильник, выбрасывать его было жалко, решил „обновить“, - рассказывает Дмитрий. - Следующей была микроволновка, после - плита… Если кто-то отдыхает в барах, за бильярдным столом, то я шел в мастерскую».






«Приходит мне однажды письмо на электронную почту: ребята из Москвы увидели мои работы и пригласили на фестиваль стимпанка. Я им отвечаю: ребята, вы ошиблись, никакой я не панк… - смеется Дмитрий. - Уже после разобрались, я почитал литературу, посмотрел фотоотчеты со встреч стимпанкеров и понял: это мое».

Как вы уже, наверное, поняли, Дмитрий Тихоненко - человек основательный, поэтому вскоре он создал белорусский сайт, посвященный стимпанку, и, по сути, стал одним из главных движителей этой культуры в нашей стране, при этом оставаясь по-своему уникальным. Если у большинства стимпанкеров основная цель - создать образ, бутафорский костюм, то у Дмитрия каждая вещь, которую он изготовил, функционирует. На шее у мастера висят защитные очки, или, как их еще называют, «гоглы», на поясе - кожаный фартук, в таких его постоянно можно увидеть за станком, так что на стимпанк-вечеринки он приходит в повседневной рабочей одежде.

«Каждая кнопка, каждый рычажок за редким исключением работает и выполняет определенную функцию, - рассказывает Дмитрий, показывая свои изделия. - Мало того, я стараюсь, чтобы вещь была не только красивой, но и удобной, а также ремонтопригодной. Для этого, например, в плите сделал смотровое окно, открыв которое, можно увидеть, что происходит в духовке».
Процесс изготовления любого изделия состоит из нескольких этапов. На первом этапе выкраиваются и вырезаются заранее размеченные части изделия, потом они проходят предварительную сборку для того, чтобы каждую составляющую подогнать по размеру. Если все части встали на места, они демонтируются и готовятся к следующему этапу. Если же нет, подгоняются или переделываются мастером. Затем каждая деталь подвергается предварительной шлифовке и обезжиривается.

При необходимости металл патинируется - искусственно состаривается. После длительной сушки изделий все части собираются вместе, и уже в самом конце после монтажа осветляются до нужного мастеру оттенка с помощью шлифовки.

Дмитрий Тихоненко до мелочей продумывает каждое изделие, все детали, создавая неповторимые предметы, которыми очень удобно пользоваться каждый день. Его произведения стимпанковского искусства - тот самый случай, когда красота не требует жертв.

«Это одна из первых моделей плоских телевизоров. Корпус у нее был традиционный - серебристый пластик, и меня это совершенно не устраивало, так как дома у нас все в желтом металле. Больше года он пылился в коробке, пока я за него, наконец, не взялся. Теперь телевизор в медном „чехле“, все кнопки рабочие (их дизайн был позаимствован у духовых музыкальных инструментов). Единственная бутафория на нем - расположенный рядом с клавишами змеевик, это просто украшение. Потом добавил к телевизору чехол для DVD-проигрывателя, колонки, сделанные из старой „Радиотехники“. Колонки сверху в виде раструбов тоже рабочие. Мой знакомый занимается рупорной акустикой, и я сделал их точно по его чертежам».
Кофе-машина создавалась одновременно с телевизором и постепенно развилась в большой проект. К ней добавилась барная стойка, сделанная по спецзаказу. Сверху располагаются емкости для напитков. Снизу несколько полок, каждая из которых несет свою определенную функцию. На первой лежит медный поднос, на второй хранится посуда, причем эта посуда подогревается специальным устройством.





Ну и, конечно, телефон. Его все замечают сразу. Несколько лет назад жена Ольга подарила Дмитрию Nokia 6670, который после долгого и кропотливого труда превратился в настоящее произведение искусства.

«Металл экранирует сигнал, и больше всего мне пришлось повозиться с выводом антенны, - рассказывает мастер. - Но и эту проблему удалось решить. Результат поражает: каждая из кнопок рабочая, мы лично проверяли».


На каждом из изделий Дмитрий ставит именное клеймо и прикрепляет особую табличку с номером, в котором зашифровано сразу несколько важных для него параметров. Мастер тюнинговал холодильники, микроволновки, вытяжки, кофе-машины, телевизоры, мойки…
















Очередным проектом мастера, работающего с медью, стала кофемашина.

На создание этой машины я потратил два месяца и считаю, что это лучшая моя работа, - признается Дмитрий. - В первую очередь потому, что делал все по своему уму - товарищ, для которого этот проект создавался, в творческий процесс не вмешивался.
Как и в предыдущих работах Дмитрия, практически все элементы конструкции кофемашины рабочие. Каждый рычажок, вентиль и датчик функционален.









Рассказать друзьям