Сквозная вышивка. Что такое вышивка: основные виды и понятия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Традиции и культура народа проходит сквозь века по вышитым полотнам. Вышивка - увлекательное занятие, не теряющее популярности и в наши дни. Вышивке, как и любви, все возрасты покорны. От мала до велика увлекаются процессом, результат которого поражает воображение и радует невероятной красотой. Вышивка равноценна с живописью - возможности самовыражения не ограничены. А если выражаться современным языком, то это еще и расслабляющее антистрессовое занятие. Усидчивость и сосредоточенность многим покажутся обременительными, но стоит сделать первые стежки, и мысли меняются кардинально.

Но мало кто знает, сколько есть вышивок и техник, об их богатстве и разнообразии:

  • крестик;
  • ленты;
  • гладь;
  • итальянская ассизи;
  • ришелье;
  • бисер;
  • по-бразильски;
  • золотое царское шитье;
  • сутажная;
  • хандаргер;
  • алмазная.

Рассмотрим все виды вышивания более подробно.

Крестик

Вышивка крестиком - одна из старейших техник, появившаяся во времена зарождения ткачества. Грубая ткань была одноцветной, а вышивание крестом делало ее более приятной взору.

Техника эта проста и понятна. Достаточно одного вечера, чтобы научиться вышивать крестики. Один нюанс - важно выполнять стежки в одном направлении. Процесс несложный, но придется пользоваться схемой и вести счет. На схемах рисунок разбивается на квадратики (пиксели). Схемы покупают и создают самостоятельно на ПК. Канва для работы бывает разных цветов, да и размер клеток разный (т.е. в результате крестики будут крупными, или совсем меленькие - на это влияет выбранная канва). Что касается ниток, то можете взять хлопковые, шелковые или шерстяные. Для придания особых бликов и перламутра на картине, можно взять мулине с люрексом.

Ленты

Техника вышивания лентами сегодня на пике популярности. Но назвать ее новой будет неправильно - известна она с древности, просто ограниченность материалов привела этот вид вышивки к временному забытью. Но современные рукодельницы возродили это искусство. Для вышивания выбирают ленты различной толщины из атласа, шелка или нежной органзы. Сюжеты в основном цветочные. Цветы на полотнах с ленточной вышивкой кажутся живыми. Неповторимо смотрится такая техника на одежде.

Гладь

Красивая, эффектная, и, по праву, самая живописная вышивка - гладь. Рукодельнице необходим необыкновенный опыт для создания шедевра. Объемный, переливающийся разными цветами рисунок украсит любой текстиль. Схема для этого вида рукоделия не понадобится. Рисунок контурами наносится на рабочее полотно, а пустоты его заполняются нитями. Аккуратность, чувство сочетания цветов и владение разными типами швов - самые главные задачи для мастера.

Итальянская ассизи

Шов гольбейн в сочетании с крестиком - это техника ассизи, появившаяся в итальянском одноименном городке. Работа производится нитями одного цвета счетными крестиками (удлиненными или обычными). Главное отличие такой техники - зашивается не рисунок, а его фон. Эта стильная и изысканная техника не утратила популярность и среди современных рукодельниц, благодаря простоте. К тому же работа нитью одного цвета ускоряет кропотливый процесс создания шедевра.

Ришелье

Техника ришелье основана на вышивке гладью. Отличительная черта - используется только один цвет. Сложность - проколы и прорезка ткани по рисунку, и дальнейшая аккуратная обработка краев. Результат такой работы очень схож с кружевом - ажурный, легкий и нарядный.

Ришелье - процесс не сложный, но трудоемкий. Для начала выбранную специальную схему или рисунок переводят на ткань (линии должны быть ровными, а будущие прорезы правильно распределены - учитывайте это, если захотите нарисовать рисунок самостоятельно). Дальше каждый элемент вышивается стежками техникой гладь. Завершающий этап - прорезывание дырочек и обработка краев. Четкость и уверенность движений - залог безупречного результата.

Безупречно выглядит одежда, декорированная элементами, вышитыми в технике ришелье.

Бисер

Речной жемчуг сегодня перешел в разряд архаизмов. Взамен рукодельницы современности облюбовали стеклянные бусины - бисер. Картины из бисера - это неповторимые, волшебные полотна, которые не оставят равнодушным никого. Суть техники заключается в пришивании бусин определенного цвета к полотну. Хаотичность здесь неуместна, а потому придется пользоваться схемами, которые ничем не отличаются от схем для вышивки крестиком. Бусинка за бусинкой, квадратик за квадратиком - и вскоре вы получите невероятной красоты результат. Ручная отделка бисером сумочек, кошельков, ремней выглядит безупречно и дорого. Кстати, нитки лучше выбрать прочные и в тон ткани.

По-бразильски

Бразилия славится не только карнавалом. На просторах этой страны зародился самый экзотический вид вышивки. Результат использования техники вышивания по-бразильски - объемный рисунок из элементов. Каждый создается из особенных скрученных ниток при помощи иглы. Иногда кажется, что это совсем не вышивка, а орнамент, связанный тончайшим крючком. Переплетение нитей искусственного шелка выдают в свет замысловатые кружевные лепестки.

Золотое царское шитье

Название говорит само за себя. И если сегодня рукодельницы очень аккуратно и щепетильно работают с металлизированными нитями, то мастерицам в одиннадцатом веке приходилось работать с тончайшими и очень хрупкими металлическими нитями. Монастырские вышивальщицы украшали бархатные и шерстяные ткани великолепными золотыми узорами. Заметьте, работать им приходилось с чистым золотом. Золотыми нитями ткань не прошивалась. При помощи других нитей тонкие проволочки металла нашивались на ткань, создавая замысловатые узоры. О высоких требованиях к мастерицам говорить не приходится.

Сутажная

Принцип данной вышивки схож с золотым шитьем. Но процесс упрощен тем, что декоративный шнур, используемый в технике, более податливый в работе. Кроме того, посредине такого шнура есть специальный желобок, через который он и пришивается на полотно. Готовая работа практична, не требует особых условий ухода. Благодаря чему сутажная вышивка популярна в украшении одежды.

Хандаргер

Оказывается, что таким диковинным словом называются орнаменты норвежских национальных костюмов. Родом техника из арабских стран, но особую популярность получила в северных странах. Полотна в технике хандаргер сочетают гладь и крестик. Геометрически правильный рисунок получается от равномерных переплетений и подсчитанных стежков. Внешне хандаргер схож с мережкой, только ажурные элементы тут используются в центре, а не по краям изделия.

Алмазная

Данную технику можно смело назвать мозаикой. Ведь главное - здесь не используется игла. Элементы (цветные стразики) выкладываются на клейкую основу. Принцип подобен вышивке крестиком или бисером. Готовое полотно лучше покрыть лаком или спрятать под стекло. Такая мозаика - скорее декоративный элемент, не несущий возможности практичного использования.

Основные правила начала любой вышивки

С техниками разобрались - не вооруженным взглядом видно их сходства и кардинальные отличия.

Но всем техникам без исключения присущи общие правила:

  • пяльцы - без них тяжело удержать правильно ткань, не потерять силу натяжки (или, наоборот, слишком сильно затянуть нить);
  • игла для вышивания;
  • нитки для вышивки ;
  • для начинающих рукодельниц лучше остановить выбор на небольшом сюжете;
  • купите готовый набор - с ним легче осваивать азы;
  • отличное освещение (иначе рискуете остаться не только без шедевра, но и без зрения);
  • даже если у вас всего лишь 15 минут свободного времени - берите руки иглу.

Каждое вышитое полотно - произведение искусства. Преобразится интерьер, появится сотни идей для подарков родным и близким, не будет времени для грусти и тоски. Рукоделие - мир красок и неисчерпаемого вдохновения.

Виды вышивок:

  • Вышивка крестом
  • Вышивка гладью
  • Вышивка лентами
  • Вышивка бисером
  • Изонить
  • Вышивка Синель
  • Вышивка «Хардангер»
  • Вышивка в ковровой технике
  • Блекворк

Из всего выше перечисленного лично я пробовала и вышивала всего 4 вида вышивок: крестом, бисером, гладью (скажу честно не очень) и изонить. Но увидев какую красоту творят рукодельницы всего мира, используя другие техники вышивок, я решила - все, хватит ограничиваться своими умениями и навыками и пора уже пуститься во все тяжкие и научиться чему то новому и для меня совершенно не испробованному! :)

Расскажу Вам немного о каждой технике вышивания.

Вышивка крестом

Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа.
Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки.

Вышивка простым крестиком (им я и вышиваю)

Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания - пяльцы.
Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой.
Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.

Удлиненный крестик

Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте вышивку, двигаясь влево.
Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.

Удлиненный крестик со строчкой

Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1и введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в точку 6 , выполнив стежок швом "назад иголка" в середине креста. Подведите иглу с изнаночной стороныпод точку 3, чтобы начать следущий крест слева.

Вышивка прямым крестом

Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и введите в точку 4 После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под точку 5, чтобы начать следущий элемент вправо.

Чередующиеся крестики

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте маленькие крестики под удлиненными и наоборот.

Шитье двойным крестом

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и маленький крестики. На обратном пути, справа налево, вышивайте только маленькие.

Шов звездочка.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь справа налево.

Шов левиафан.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясьсправа налево.

Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.


Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, не высокая, плоской гладью.

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях(маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью,надо познакомиться с некоторыми самыми необходимымии приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом"вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежкамиза контур в направлении, противоположном стежкам настила.



Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям.На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.

Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Существует много видов глади: плотная белая с настилом (бельевая), легкая без настила, прорезная, теневая, атласная и другие. Чаще всего гладь используется для выполнения рисунков растительного характера. Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях — батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие — мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д. Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.


«Пышечка» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь.

«Дырочки» Штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой.

«Цветочек» Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.

«Узелки» Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.


«Россыпь» Как и в предыдущем способе, вначале обшивается контур рисунка. Затем вся форма заполняется мелкими стежками шва «назад иголку». Начинают заполнять от краев, параллельно очертаниям.

«Листик» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.


«Листик в раскол» Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.


Подкладной шов, или «восьмерки» Мелкими стежками «назад иголку» выполняется рисунок по контуру. Но, сделав один стежок, рабочую нить перекидывают на изнанке к другому краю, чтобы, получив там такой же стежок, вернуться назад для выполнения второго стежка рядом с первым. На изнаночной стороне получается частый переплет в виде «восьмерок». Места вышивки, выполненные подкладным швом, выделяются на просвети хорошо смотрятся на полупрозрачных тканях.

Гладьевой валик . Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нйтв ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Атласная гладь. Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами. Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю. При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной — хаотично расположенные маленькие стежки.

Художественная цветная гладь. Выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью — шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью. Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.



Прорезная гладь. Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».


Русская гладь. Выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.

Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)

Ришелье - одна из самых изысканных и вместе с тем очень простых в исполнении видов вышивки.

Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Контуры рисунков обшиты петельным швом. Узоры украшаются различными гладьевыми и другими украшающими швами.Настилаем по рисунку мелкими стежками швом «вперед иголку» в две линии весь контур. Затем крупными стежками делаем настил для гладьевых деталей узора. Кружки – из той же основной ткани, обшитые узким петельным швом. Петельный шов должен быть повсюду петлями к внешней стороне (краю). На плотных местах, не подлежащих вырезыванию, делаем дополнительные узоры: жилки листов стебельчатым швом, складки лепестков – узким петельным, крупные складки листов и т.п. – гладьевыми настилами, фестонами и другими украшающими швами. «Паутинки» и «бриды» выполняются до вырезывания отверстий, которое выполняется по окончании работы, после стирки, подкрахмаливания и отглаживания работы с обеих сторон. Эта часть работы требует особой осторожности и хорошего освещения. Надо тонкими ножницами вырезать ткань так, чтобы не повредить петельный шов у краев, не подрезать паутинки и в то же время не оставить торчащих ниток ткани.

Ришелье используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды и т.д. Исполненная на тонкой ткани тонкими нитками и мелким узором вышивка ришелье, комбинированная с английской гладью, сеточками и вставками из русских кружевных мотивов, служит красивой отделкой для блузок.
Вышивку ришелье можно исполнять на любой ткани какого угодно цвета: на полотне, холсте, парусине, тонком батисте и т.д. Весь контур узора сначала прометывают короткими стежками швом вперед иголку. Иногда его прометывают 2-3 раза; вышивка при этом получается рельефнее, и нитки крепче держат ткань после вырезания. При этой работе узелков делать нельзя и нитку надо закреплять, проводя ее вдоль контура рисунка.

Лучшим материалом для вышивания лентами заслуженно считаются ленты из натурального шелка. Удивительная мягкость и шелковистость, с одной стороны, и возможность получать любые оттенки цвета с помощью как фабричного, так и ручного окрашивания - с другой, выделяют этот материал среди невероятного разнообразия синтетических заменителей, представленных в магазинах для шитья и рукоделия. Однако натуральные шелковые ленты довольно дороги и в связи с этим редко встречаются у нас в продаже. Но не отчаивайтесь: синтетические ленты тоже неплохо подходят для вышивки, особенно если их предварительно постирать в теплой воде с мягким моющим средством. Подбирая одноцветные ленты с атласной и матовой фактурами, не проходите мимо нарядной тесьмы из органзы и других материалов - она поможет разнообразить ваши работы и добиваться удивительных декоративных эффектов.

Ленты для вышивки бывают разной ширины - от 3 до 12 мм. Более тонкие ленты легче провести сквозь ткань, поэтому они чаще используются в собственно вышивальной технике. Из широкой ленты делают красивые накладные элементы - цветы, банты, которые пришивают к работе незаметными стежками, используя тонкие нитки в тон ленты. Сочетая ленту с традиционными вышивальными нитками, можно получить весьма оригинальную вышивку. Для работы лучше использовать ленты и тесьму длиной не более 50 см, чтобы они не скручивались. Если это все же произошло, достаточно опустить иглу вниз перпендикулярно полу, и лента сама раскрутится. В качестве основы для вышивки лентой можно использовать самые разнообразные ткани из хлопка (рогожка, батист, муслин, сатин, плис), льна (холстина, полотно), шелка (шифон, тюль, чесуча), шерсти (креп, твид, джерси). Для освоения техники можно использовать обычную канву «Aida» и ткани равномерного переплетения из хлопка и льна, главное, чтобы ткань была достаточно прочной и эластичной, чтобы через нее легко проходила лента. Используйте не только гладкокрашенные, но и набивные ткани: их рисунок может подсказать вашему воображению тему и сюжет вышивки. Однотонные ткани, как, впрочем, и ленты, можно окрасить в домашних условиях, использовав для этого специальные акриловые краски, которые закрепляются проглаживанием утюгом (если вышитую работу будут стирать), или обычную акварель - для вышитых картин, которые будут экспонироваться в рамке под стеклом. Успех вашей работы во многом зависит от швейной иглы. Если вы вышиваете по ткани с редким переплетением нити или трикотажу, используйте гобеленовые иглы, у которых притуплённый кончик. В других случаях лучше подходят иглы типа «синель» с острым кончиком и длинным ушком, удобным для вдевания лент разной ширины. Начинающим (и не только) рукодельницам особенно пригодятся пяльцы или специальные рамки для натягивания основы под вышивку. Сквозь туго натянутую ткань легче проходит игла с лентой, а работа не деформируется и не мнется, поэтому по окончании работы вам останется просто отутюжить края вышивки, на всякий случай - с изнаночной стороны.

Вышивка золотом (золотыми нитями)

Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники - это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной. Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскою полосы.

Вышивка бисером

Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Изонить

Изонить или по-другому изображение нитью, нитяная графика - это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, cd-дисках. Техника изонити достаточно проста и ей обучают в детских кружках для развития разносторонних качеств у детей. Изонитью также можно заниматься в домашних условиях, создавая оригинальные открытки для друзей и знакомых, украшая свою квартиру своими поделками.

Вышивка Синель

Вышивка синелью СИНЕ́ЛЬ (от франц. chenille — "гусеница"; лат. canicula — "гусеница, собачка", под влиянием слова "синий") — ворсовыйили бархатный шнур для вышивки, рукоделия. С 1830-х гг. такие шнурки, напоминающие мохнатую гусеницу, использовали в монастырском и светском женском рукоделии. Синелью отделывали края домотканых изделий: делаликант, бахрому, кисти. Причем часто возникала контаминация (соединение) двух значений: декоративный шнур и сирень,сиреневый цвет. Синелью называли также узорную вышивку ворсистыми шёлковыми нитями.

Вышивка «хардангер»

Вышивка «хардангер» — это старинная скандинавская техника ручной вышивки. Названная так в честь города на юго-западном побережье Норвегии, техника, тем не менее, зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII веку переместилась в Европу и далее на север. Благодаря такому путешествию теперь у техники «хардангер» многочисленная «родня»: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке...

Некоторые традиционные для хардангера элементы (квадрат, прямоугольник, крест) специалисты относят к ассирийским и египетским традициям, а знаменитую восьмиконечную звезду — и вовсе к индийской вышивке. Традиционно вышивка «хардангер» была элементом одежды и фигурировала в норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на фартуке. Чуть позже, в XIX столетии, техника начинает использоваться и в украшении домашнего текстиля.
Стиль «хардангер» относится к счетным типам вышивки и в чем-то близок более привычным для нас мережкам. Но если мережка — это скорее «краевой», окантовочный прием вышивки, то «хардангером» можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры. Довольно часто технику «хардангер» называют счетной гладью, и это название как нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству. «Хардангером» вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике «хардангер» является квадратный блок 4х4 нити.

Вышивка в ковровой технике

Вышивка в ковровой технике - также эта техника известна как техника Punch Needle (продергивание нити)или Ковроткачество - один из самых древних видов рукоделия, известный в Европе и странах Востока с периода раннего средневековья. Когда-то ковры использовались для защиты от холода, ими завешивали каменные сырые стены замков, стелили на холодные каменные полы. На Востоке и в Средней Азии, где ковроткачество достигло наивысшего уровня мастерства, мягкие пушистые ковры использовали для сидения, на них спали, возлежали во время трапезы, словом, они были неотъемлемой частью восточного убранства. Именно в странах Ближнего Востока и Средней Азии для изготовления ковров применялось узелковое ворсовое ткачество, с помощью которого создавались толстые пушистые и мягкие полотна.

В Европейских странах большее распространение получило гобеленовое ткачество. Тонкие тканые гобелены, изображающие жанровые сцены и сложные орнаментальные композиции, украшали стены замков и дворцов знатных вельмож. Изящные гобелены не только ткали на специальных станках, но и вышивали различными швами, создавая настоящие вышитые картины необыкновенной красоты. Мастерицы использовали различные виды швов для вышивания ковров. Самыми популярными, и сейчас широко применяемыми для вышивки, являются крест и полукрест, косой и прямой гобеленовый шов, болгарский крест, тамбурный шов и некоторые другие. Вышивка ковров этими популярными швами выполняется на крупной канве или толстой хлопчатобумажной ткани с крупным прямым переплетением долевых и поперечных нитей, образующих ярко выраженную сетку. Техника вышивания ковров перечисленными выше швами и сами швы называются счетными, когда необходимо высчитывать количество цветных стежков, наносимых на канву, в соответствии с количеством клеточек на цветной схеме коврового узора.
Современные мастерицы широко используют счетные техники для вышивания ковров и гобеленов. С течение времени меняются мотивы и орнаменты для вышивания, каждый новый век привносит свои сюжеты и узоры для создания ковров, но техника счетной вышивки остается неизменной, и в этом заключается ее безусловная ценность.

Блекворк

Блекворк (blackwork, Черное шитье) - Свое название этот вид рукоделия получил за то, что изначально работы выполнялись черными нитками по белоснежной ткани. Затем вышивальщицы стали вышивать красными (scarletwork), зелеными (greenwork) и другими нитями. Постепенно все эти виды вышивки, в не зависимости от цвета ниток стали именовать BlackWork. Сейчас мастерицы вышивают цветными нитками на белом фоне, реже встречаются работы на цветной ткани.

Стежки, используемые в технике блэкворк, называют «гольбейн», он похож на стежок «вперед иголку», вышивать им гораздо проще чем счетным крестом. Отличительной особенностью его является то, что он одинаково выглядит с обеих сторон полотна.

Вот это да! Сама не подозревала, что видов вышивок так много и все они поражают своей красотой и неповторимостью! А как они Вам? Не желаете ли попробовать какие-нибудь из них на собственном опыте? А может быть поучимся этому вместе?

Статью для Вас подготовила Ёлка.

Спасибо большое, что дочитали статью до конца!

Здравствуйте, уважаемые рукодельницы! Вышивкой занимаются все женщины мира с самых древних времен. Придумано столько видов этого декоративно-прикладного искусства, что не счесть. Рассмотрим виды вышивки, которым может научиться каждая рукодельница.

Вечное искусство

Археологи нашли узоры на шелковых тканях, которые датируются VI-V веком до н. эры. Древние вышивальщицы передавали рисунки друг другу, пока не появилось книгопечатание. В 1527 году появился первый сборник с разнообразными узорами этого рукоделия.

Виды ручного искусства разнообразны до бесконечности, но первой была вышивка крестиком.

На первый взгляд кажется, что это самая простая работа. Но это не так. Оценивается не только лицевая, но и изнаночная сторона изделия. Там не должно быть ни одного узелка!


Что необходимо для рукоделия:

  • Мулине самых разных цветов.
  • Иголки со слегка затупленным кончиком с широким, длинным ушком.
  • Специальная ткань или канва.
  • Изредка используется крючок для исправления нечаянно допущенной ошибки.
  • Для удобства понадобятся пяльцы.

Крестик бывает двух видов: русский - одинарный, или болгарский - двойной.

С помощью этих швов создаются великолепные ручные творения. Самой распространенной является русская вариация. Как начинать работу:

  • с нижнего угла слева, затем по диагонали подниматься наверх вправо.
  • потом, из нижнего правого уголка тоже по диагонали идти вверх влево.
  • стежки кладутся в одном направлении.

Болгарский вариант – это перекрещивание стежков, из которых складывается своеобразная звездочка. Многие мастерицы вышивают полукрестом, когда стежки кладутся таким образом, что получается одна линия по диагонали.


Нитка закрепляется швом вперед иголку. Таким же швом обметываются края канвы. Крестиком могут вышивать даже дети. Они с удовольствием приобщаются к этому виду искусства, создавая свои первые шедевры.

Белая картина крестиком украсит любую детскую комнату. Предложите ребенку участвовать в создании белого шедевра. Скоро вы увидите, как увлеченно он будет вышивать белого медвежонка.


Многовариантная гладь

Вышивка гладью – любимый вариант рукоделия наших бабушек. Она и сегодня привлекает многих женщин. Стежки наносятся на ткань таким образом, что заполняют собой всю площадь канвы.


Этот вид вышивания способен изобразить самый сложный узор, например рисунок мороза на стекле, солнечный лучик на лепестке розы, полет бабочки и многое другое. При помощи иголки и ниток различных оттенков можно передать любые тона и полутона.

Как вариант вышивки гладью является нитяная графика . К ней же относится ниточный дизайн, изонить и изографика, когда вместо ткани берется бархатная или любая плотная бумага.


Для таких работ можно взять швейные, шелковые, акриловые, шерстяные или льняные нитки.


Китайская гладь насчитает более 4000 лет. Китаянки вышивают шелком все, что им захочется, даже портреты. Гладь может быть односторонней и двусторонней. Двусторонняя ценится особенно дорого.


Для работы используется прозрачная, тонированная или плотная шелковая ткань. Достоинство китайского варианта – нити никогда не выгорают, даже спустя сотню лет изделие не лишается неземной красоты.


Бисерная гладь всегда восхищала иностранцев. Русские девушки расшивали бисером сарафаны, кофты, кокошники. Замысловатые поблескивающие узоры приковывали взгляд, заставляли удивляться умению молодых барышень.

В середине 17 века появился цветной бисер из стекла. Стеклярусом расшивали не только одежду, но и создавали иконы, всевозможные картины. Сегодня бисер снова на вершине популярности. Им украшают одежду, из него делают неповторимую бижутерию. Популярность бисера объясняется его доступностью, удобством, неограниченной расцветкой.

Красиво смотрятся кошельки, сумочки, чехлы для мобильных телефонов, созданные руками современных мастериц. Популярны картины, вышитые бисером, на которых изображены цветы, бабочки, птицы или животные. Самые опытные мастерицы берутся за вышивку икон.


Это творчество требует много терпения, аккуратного отношения к работе. Но многие женщины выбрали именно это хобби, несмотря на сложности.

Ленточные кружева - вышивка лентами

Вышивка лентами – популярнейший вид рукоделия. Узор вышивается разноцветными шелковыми лентами при помощи иголки. Канву можно выбрать любой плотности. Этот вид рукоделия использует широкий ряд швов и техник, в результате получаются неимоверно красивые произведения.

Когда расцветают тюльпаны

Для начинающих можно выбрать тюльпаны и вышить их атласными лентами. Возьмите несколько острых игл с разными диаметрами ушек, рамку, несколько цветных лент: для бутона длиной по 3 метра и шириной в 2,5 сантиметра. Для стеблей – ленточки зеленого цвета шириной в 6 мм и длиной 5 метров. Ленты для листиков - шириной 25 мм, длиной – 2 метра.


Последовательность работы для начинающих:

  1. Закрепляем ткань на раме.
  2. На канве делаем набросок бутонов мылом или неярким карандашом.
  3. Прижигаем края лент, чтобы не обсыпались.
  4. Вводим ленту в дырочки по рисунку бутона, не затягивая.
  5. Второй лепесток можно вышивать в обратном направлении. Два лепестка уже напоминают тюльпан. (Лента обрезается, края прижигаются).
  6. Стебли создают из зеленой ленты 6-ти метров. Ее вводят в нижний край стебля, потом сворачивают в жгутик. Второй конец стебля закрепляется внизу бутона.
  7. Листья пришиваются в произвольном порядке, потом закрепляются нитками.
  8. Готовый букет помещается в рамочку.


Атласная техника

Атласная техника стала очень популярной, ведь можно изготовить невероятно красивые картины.




Ажурное рукоделие - вышивка ришелье

Изысканная вышивка ришелье всегда будет модной и востребованной. Во все времена считалось, что она подходит только для украшения скатертей, салфеток, постельного белья. Но мастерицы научились всюду воплощать свои идеи, получая красивую одежду.


Вышивка из глубины веков - объемная вышивка

Объемная вышивка появилась в 17 веке. Ею увлекались английские вышивальщицы. Даже из названия техники видно, что создается не плоская, а возвышающаяся картинка.

Благодаря эффекту 3D картинка оживает прямо на глазах. В работе можно использовать бисер, пайетки, бусины. Объемная вышивка нередко выполняется лентами. Ленты быстрее, чем нитки заполняют пространство на ткани, а сама работа занимает меньше времени. Отрезайте небольшие полоски ленты, затем закрепляйте их на канве плоскими узелками.


Объемная гладь нитками – более сложная. За нее берутся только опытные вышивальщицы. А мастерицы с большим опытом берутся за объемную вышивку бисером . Она отличается тем, что бисером покрываются отдельные участки на ткани, подчеркивая только фрагменты рисунка.

Для работы потребуется однородная ткань, а не канва. Бусинки закрепляются на ней полукрестовым стежком. Эта техника часто используется для изготовления икон.

Французская вышивка рококо привлекает своей элегантностью.

Утонченные розы с завитками широко используются в декоре постельного белья, аксессуаров и одежды. Мастерицы используют всего 2 шва – стежки и петли рококо, а получают уникальные картины.


Алмазная живопись

Алмазная техника непохожа на все остальные техники ручного рукоделия. Алмазные картины очень похожи на художественные произведения. Чтобы работать со стразами требуется аккуратность и терпение. Вооружитесь пинцетом и приступайте:

  1. Отодвигайте не всю защитную пленку, а только маленький участок.
  2. Выложите стразики по схеме, потом отодвигайте другой участок пленки.
  3. При выкладывании стразов прижимайте их пинцетом.
  4. Ослепительную картину прокатайте скалкой для лучшего закрепления алмазов.


Алмазы бывают квадратные и круглые. Из круглого материала получаются прекрасные птицы, бабочки и цветы.

Алмазное чудо закрепите в рамку и любуйтесь на свое неповторимое произведение!


Оригинальная техника

Чтобы творить в технике дименшенс , необходимо приобрести специальные наборы, разработанные для этого творчества. В него входят инструменты, специальные нити и схемы, в результате получаются высоко художественные творения.


Техника blackwork

Черная техника или блэкворк получила название из-за черного цвета ниток. Эта техника была очень модной в середине 20 века. С ее помощью украшали одежду, многие предметы интерьера. Работали только шелковыми нитками, поэтому изделия получались чрезвычайно красочными.

Слегка забытая техника в наши дни снова привлекла внимание мастериц. Сегодня вышивальщицы используют самые разные цвета нитей. Основное достоинство – изделие выглядит одинаково с лицевой и с изнаночной стороны. Рельефность рисунка достигается за счет применения ниток разной толщины. По этим рисункам можно научиться вышивке в технике блэкворк.


Первая картинка



Вторая композиция


Третья композиция



Четвертая композиция




Изготовьте аксессуар для шитья.


Закладка для книг – отличный подарок


Машинная вышивка

Машинная вышивка привлекает многих мастериц. Невозможно оторвать глаз от искусно выполненных изделий. Ее преимущество в том, что работа занимает меньше времени, чем ручная работа.


Можно вышить рисунок любой сложности.


Франция - колыбель рукоделия

Рукодельницы этой страны придумали самые изящные и красивые виды вышивки. Одной из самых эффектных объемных техник является люневильская.


Узор выполняется особым крючком. Есть много схем для начинающих, поэтому не стоит опасаться, что у вас ничего не получится. Запаситесь крючком, бусинами, тканью и приступайте!


Довольно сложный рисунок сможет выполнить на одежде даже начинающая вышивальщица.


Как работать крючком:

  • Одной рукой придерживайте нить с узелком.
  • Второй рукой проткните полотно, крючком зацепите нить, извлеките наверх. Должна получиться петля.
  • Крючок поверните на 180°, через небольшое отверстие воткните крючок в полотно, соблюдая равную ширину стежков.
  • Обкрутите ниточку вокруг крючка, опять поверните его на 180°, вытяните наверх. Нить всегда держите прямо.
  • Готовимся к Пасхе

    У славянских народов в большой чести пасхальная вариация. Даже по этому рисунку вы сможете вышить нарядную пасхальную картину. Подключите детей, чтобы еще больше усилить ощущение праздника!


    Уважаемые друзья! Я уверена, что вы не сдержались от желания начать воплощать свои идеи, которые уже зародились в вашей голове. Вышивать можно различными стежками, украшая интерьер, свою одежду. А какие подарки вы сможете приготовить для своих близких!!!

Очень много людей, особенно домохозяек, начинают занятия рукоделием, в том числе техникой вышивания. Это весьма сложная работа, для исполнения которой необходимо иметь довольно заметный опыт в данном ремесле. Многим начинающим свой путь в шитье придётся узнать многое не только о тканях, нитях и иглах, но и изучить многие виды вышивки.

Безусловно, имеются некоторые основные виды вышивки, а потом уже множество дополнительных, для тех, кто заинтересовался:

  • — это почти самый распространённый вид, имеющий особенность, облегчающую работу: выполнение идёт по счёту нитей на ткани. Таким образом, можно сделать рисунок на ткани точь-в-точь подобным на оригинал. В связи с тем, что каждую клетку на схеме можно условно принять за крестик, то выполнение происходит на ткани с равномерным переплетением нитей. Их просто необходимо сосчитать, и, выполняя равномерные стежки, соотносить все «крестики» с переплетениями на ткани. Необходимое снаряжение для выполнения: иголка, нитки, схема с непосредственным рисунком, напёрсток (для безопасности) и, естественно, сама ткань. Для начала, желательно, обклеить края рабочей поверхности скотчем или заделать швом, т.к. края могут рассыпаться. С целью определения центральной точки полотна необходимо свернуть ткань в 4 раза и, развернув, сделать метки по согнутым линиям. Затем, закрепив на рабочем месте ткань, начать процесс вышивания по исходному рисунку. Сама по себе технология крестика состоит в диагональных стежках, чередуя справа налево и слева направо. Из-за того, что всё выполняется по размеченным крестикам, подобная техника считается самой лёгкой. Один из самых распространённых вариантов для начинающих

  • — так же является разновидностью счётных видов вышивки, выполняющаяся с помощью крупных и объёмных элементов. Основные использующиеся швы: накладной, наборной, рококо, тамбурный и французский. Для примера следует разобрать именно наборной шов, а рисунок — цветок. Так как сама техника является довольно сложной, то следует всё подробно изучить. После этого станет гораздо легче. Сам по себе шов подразумевает навивание нити на иглу. Таким образом, набираются петли. Для красоты картины надо набирать необходимое количество петелек. Вот основные подручные средства:
  1. иголка (длинная)
  2. сама ткань (желательно однотонная)
  3. нить
    А теперь сама пошаговая инструкция: начинать необходимо с центра. Протянув иглу, сделать стежок на том месте, где будет середина будущего цветка. Затем, сделав несколько петель вокруг пальца, возвращаем их на иголку и затягиваем. В общей сложности надо сделать десять штук на иглу, аккуратно протягиваем сквозь ткань. Получится очень красивый центр нашего цветка. Для создания маленьких лепестков, надо проделать те же шаги, но с четырнадцатью петельками. А вот для больших лепесточков понадобится девятнадцать петель. Так вот и получится цветок

  • Строчевая вышивка . Так же входит в счётные виды вышивки. Ткань должна быть обязательно с равномерным переплетением нитей. А основой подобного вида являются гладьевые стежки, которые выполняются по четыре в блоке. Нить подбирать желательно скрученную. В основном, по этой технике шитьё выполняется по прямым линиям, а в последствии получаются различные геометрические фигуры и узоры. Подобный вид является очень кропотливым, так что необходима довольно большая часть свободного времени. Вот принцип выполнения подобной работы: сделать несколько гладьевых стежков, затем один диагональный. После вышивание идёт по размеченным блокам до полного завершения картины. Так же является одной из самых лёгких технологий

  • по принципу мозаики — довольно интересное занятие, являющееся не совсем вышивкой. Для неё не понадобится ни нить, ни иголка. Это процесс обклеивания определённой картины стразиками . Понадобится лишь: сама схема с нанесённым клеящимся материалом, маленький пинцет, упаковки с самими стразами и расшифровка схемы (куда и какой номер клеить). На первый взгляд она может показаться очень сложной и громоздкой, но это лишь первое впечатление. На самом деле это очень простое занятие, требующее лишь усидчивости. Отчасти кропотливое, т.к. деталек довольно много. Клеящаяся основа обычно закрыта целлофаном, дабы не испортить и не загрязнить её. Желательно не снимать всю плёнку целиком, а по частям, которые вы сразу заполните нужными стразами. На заготовке рисунка в каждую клеточку нанесён определённый символ, который и отвечает за номера на пакетиках страз (расшифровка, обычно, находится в углу картины). Таким образом, беря каждый стразик пинцетом и клея на основу, со временем вы получите очень красивый рисунок. Единственный минус данного метода — работа с мелкими детальками, которые надо прятать от маленьких детей

  • . Получаются очень красивые картины, но является весьма трудоёмким. Вот перечень предметов, необходимых для выполнения: сама ткань, ножницы, золотая нить (желательно иметь много разной толщины), исходный рисунок, иголка и напёрсток (опять-таки для безопасности). Работу над картиной следует начинать с тщательной подготовки и планирования. Найти картинку, которую хотите увидеть на полотне. Выбрать удобную для вас ткань, закрепить её на рабочем месте и постепенно переводить исходную картинку. Данный вид вышивки известен ещё с древности, ведь именно таким образом создавали иконы и элементы одежды для зажиточных сословий

  • Вышивка лентами . В основном, используется для при создании красивых картин цветов и прочей растительности. Знать необходимо всего-лишь два стежка, так что это очень простой вид. Самым лучшим вариантом является использование шёлковых лент. Но есть и более бюджетный вариант — атласные ленты. Они недорогие и присутствуют во многих магазинах в цветовом изобилии (а смотрятся ничуть не хуже шёлковых). Если вы не любите придерживаться строгих правил при вышивании — это самая подходящая техника. Ведь здесь всё зависит только от вашего желания, можно сочетать любые формы и фигуры. Размеры стежков так же подбираются по личному желанию, их можно менять на протяжении выполнения. Можно смело обшивать любые элементы одежды и украшений подобными лентами. Весь интерьер в квартире тоже выглядит привлекательно после вмешательства в него с подобными элементами

  • Вышивка бисером . Очень интересная технология, с помощью которой создаются очень красивые элементы. Так как сам по себе бисер очень выразителен, то с помощью него не составит никаких проблем создать по истине шедевральное произведение. Им можно, как и лентами, украсить свою одежду или аксессуары, что будет выглядеть стильно и привлекательно. В отличие от алмазной, здесь уже придётся использовать иглу. Но ничего сложного тут нет, всё происходит по принципу «иголку вперёд». Таким образом, подобрав сочетание цветов, и создаются все красивые картины. Единственная сложность — надо очень аккуратно и ровно выкладывать все стежки. Все советуют начинать именно со сложных и больших картин, чтобы сразу понять, понравится ли вам. Потому, что в мелких работах бисер не особо себя раскроет. Да и научиться будет легче

  • Ришелье . Одна из самых красивых, но, к сожалению, теряющих свою актуальность. В данный момент, используется в основном в производстве на станках. Но, к сожалению, это выглядит не так, как ручное шитьё. Ришелье — это прорезная вышивка. Она довольно сложная, так что придётся очень постараться, прежде чем начнёт выходить нечто действительно стоящее. Бриды — основные элементы ришелье. Они заполняют вырезы на ткани, и именно из них получается рисунок. Выполняется настил стежками в несколько слоёв (петельками) на месте будущих брид . После этого выполняется узор (но не по нитям ткани, а именно по настилу), благодаря чему получаются красивые и объёмные детали. После этого, ткань междубрид вырезается и получается эффект ещё большей объёмности рисунка

  • — не слишком кропотливый вид, ведь работы получаются довольно быстро, а выглядят очень приятно. Она весьма проста и прекрасно подойдёт начинающим свой путь в рукоделии. Полотно натягивается по определённому контуру, на нём расчерчивается карандашом схема будущего узора (в основном, это прямые линии по вертикали, горизонтали и диагонали без слишком сложных элементов). После этого же начинается сам процесс вышивки. Нитки желательно использовать мулине, а ткань подойдёт любая. Сначала вышивается так называемая «сетка», места пересечения вертикальных и горизонтальных нитей закрепляются маленькими стежками крестиком, а после этого выполняется основной узор (всё это для удобства)

Вышивание пришло к нам из очень далёких времён, а некоторыми приёмами владели лишь самые опытные мастерицы из богатых сословий, а обычным людям эти секреты не раскрывались, потому, что это было прерогативой состоятельных слоёв населения.

Это замечательный вариант занять чем-нибудь своё время, с учётом того, что количество различных видов и технологий попросту невозможно сосчитать, на столько их много.

Из шкур, у этого искусства многовековая история. В разное время материалом для вышивки служили как драгоценные камни и жемчуг, бисер и бусы, монеты, блестки, ракушки, так и жилы животных, окрашенные или натуральные нити конопли, льна, шелка, хлопка, волос и шерсти. Во все времена вышивка отражала представления и художественные вкусы разных народов, показывала их мастерство и национальное своеобразие.

Перед началом вышивания сложных работ необходимо уметь правильно и быстро выполнять простые швы. Если они будут Вам даваться легко, то в дальнейшем проблем с освоением какой-либо ручной техники вышивки у Вас не возникнет. Информация взята с сайта http://avemeri.by.ru

К простейшим швам относятся контурные - «вперёд иголку», стебельчатый, тамбурный и т. п., а также петельный и «козлик», петельки с прикрепками и «узелки». Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек - стебельчатый шов, в вышивке сердцевин цветов - «узелки», «козлик», тамбурный и т. д. Все они несложны, не требуют особых навыков в вышивании, но, освоив их, можно выполнить более сложные узоры. Начинающие вышивальщицы могут выполнить эти швы на кусочке ткани размером 25x30 см. Лучше, если эта ткань будет с чётким, полотняным переплетением нитей (лён с лавсаном, рогожка, суровое полотно). Можно выполнять эти швы и по канве, но обязательно в пяльцах. Для удобства выполнения швов на плотной ткани из неё выдергивают 1-2 нити для каждого шва и выполняют шов по следу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать). Выполняя эти швы, можно хорошо потренироваться в постановке рук при вышивании, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении её на ткани и т. д. Для выполнения этих швов рекомендуется вышивальная игла № 2 и нитки мулине в 6 сложений.


Шов «вперёд иголку»


(рис. 1a). Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Закрепить нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (3-6 нитей ткани). После закрепления нитки иглу ввести в точку второго прокола и протащить её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколоть на лицевую сторону и сделать второй стежок и т. д. Стежки шва и пропуски надо делать одной длины и располагать в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, - 6-8 мм. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру; стежки располагать в два (рис. 1b) и более рядов.


Шов «за иголку»

(рис. 2) - непрерывный ряд стежков. Движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку уложить слева направо. Иглу ввести в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводить на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводить в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.

Этот шов можно выполнять с пропусками ткани между стежками (рис. 3). В направлении справа налево сделать первый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалывать левее первого стежка на 8 нитей и выполнять второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёд иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для выполнения мотивов швом «россыпь», а также для выполнения контура рисованных узоров.


Стебельчатый шов

(рис. 4). Используют для вышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выкалывают со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнить в направлении слева направо, если вышивать двумя руками, и в направлении от себя, если вышивать правой рукой, а левой держать пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой вывести на середину левой стороны стежка, уложить к себе и прижать к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делать прокол в ткани выше первого стежка, а выводить иглу в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперёд наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, т. к. при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.


Шов «шнурок»

(рис. 5). Его выполняют в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора надо сделать стежки шва «вперёд иголку». Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подвести под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва (рис. 5а).


Шов «козлик»

(рис. 6). Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т. п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани, Стежки нужно располагать слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.


Петельный шов

(иногда называют краевым швом, т. к. им обшивают край ткани, рис. 7). Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3-4 мм и приметать её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины. Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2-3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3-4 мм.

Стежки могут быть разной длины (рис. 7а), группироваться по 3 и более стежков (рис. 7b). Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняют стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делают стежки высотой 4-6 мм, располагая их между стежками синего цвета.


Тамбурный шов

(рис. 8) представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, нужно следить за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложить петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводить в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывать иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.

Тамбурный шов можно выполнять в виде зигзагообразной полосы (рис. 8а). В этом шве стежки по изнанке и петельки по лицевой стороне будут располагаться поочерёдно то влево, то вправо от средней линии шва. Тамбурным швом вышивают полоски в других, более сложных вышивках, обшивают сердцевины крупных цветов и мотивы узора в олонецкой вышивке (олонецкий шов по письму). Этим швом можно вышивать узоры растительного характера, обшивая их по контуру и сплошь заполняя мотивы узора.


Петельки и полупетельки

Петелька «в прикреп» получится, если вышить первую петлю тамбурного шва, а вместо второй петли сделать маленький стежок, делая прокол в ткани ниже петли. Такими петельками вышивают цветы и травку в узорах белой и цветной глади. Петельки следует располагать по кругу в цветке (рис. 9) и с наклоном к стеблю в травке (рис. 9а).

Петельки можно прикреплять двумя стежками. Выполняя такие петельки (рис. 9b), рабочую нитку надо сильно не затягивать и делать сначала один, затем другой прикрепительный стежок. Ещё свободнее нужно делать петлю из рабочей нитки при выполнении 3 прикрепок: сначала среднюю, затем - крайние.

Сердцевины цветов можно вышить полупетельками (рис. 9c). Для этого иглу с ниткой следует выкалывать на лицевую сторону ткани, а рабочую нитку уложить петлёй, как в тамбурном шве, и сделать прокол в ткани, отступая от первого прокола на 5-6 мм вправо. Иглу вкалывать в середине расстояния между проколами и ниже линии проколов на 5-6 мм. Длина прикрепительного стежка зависит от расстояния между окружностью сердцевины и центром цветка и может доходить до 10 мм.


«Узелки»

Ими выполняют сердцевину цветов или половину листика в белой глади. Иногда цветок, вышитый белой гладью, обшивают по контуру «узелками». Закрепить нитку и вывести её на лицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттянуть нитку влево. Иглу надо держать в горизонтальной плоскости, направляя острый конец влево. Рабочей ниткой обвить иглу 1-2 раза в направлении от себя и придерживать нитку левой рукой до конца выполнения шва (рис. 10), Правой рукой проколоть ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Осторожно протянуть нитку на изнаночную сторону, подтягивая к ткани получившийся «узелок» (рис. 10а) Выполняя «узелки», нужно следить за тем, чтобы игла не попадала в точку первого прокола, т. к. в этом случае «узелок» вместе с ниткой легко пройдёт на изнаночную сторону. Выкалывать иглу надо на лицевую сторону, отступая от «узелка» вправо 1,5-2 мм, а вкалывать рядом со сделанным «узелком» по кругу до тех пор пока не будет заполнена вся сердцевина цветка. В вышивках цветной гладью «узелки» выполняют цветными нитками мулине иногда в 4-6 и более сложений, а иглу обвивают 3-4 раза. Величина «узелка» зависит и от толщины иглы. Чтобы «узелок» получился аккуратный, левой рукой нужно поддёргивать нитку в то время когда правая рука протягивает её на изнаночную сторону.


Накладные сетки


Применяются для того, чтобы заполнить большую площадь вышивки.

Накладная сетка несложна в выполнении. Сначала делаются вертикальные стежки необходимой длины, затем горизонтальные. Места, где нити пересеклись, декорируются дополнительными стежками, количество стежков может быть различным.


Рассыпные швы

Представляют собой швы, расположенные произвольно, например, хорошо смотрятся стежки, выполненные шахматным порядком. Рассыпные швы являются декоративным видом вышивных швов.

ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ

Цветная (александровская) гладь

Этой гладью с узорами растительного характера украшают бельё, блузки, скатерти и другие изделия. Иногда узор выполняют только в одном цвете. Мотивы узора вышивают двусторонней гладью без настила, швами «козлик», стебельчатым, петельками с прикрепками, «узелками».

Стежки глади располагают по форме мотива: в цветочках от края к центру (рис. 11), в листьях - к середине, в направлении жилок (рис. 11а). Крупные листья вышивают краевой гладью (рис. 12), выполняя стежки разной длины, мелкие листочки - гладью с косым направлением стежков или «козликом», травку - стебельчатым швом и петельками с прикрепками, сердцевину цветов - «узелками».

Вышивая травку, надо следить за тем, чтобы листочки-петельки располагались под углом к стеблю так, как идут жилки в листьях, а концы каждой петельки сходились в одной точке (рис. 13).

Шов «козлик» в узорах цветной глади выполняют в более сложном варианте. Последовательное его выполнение показано на рис. 14. Листочки, вышитые таким способом, приобретают более чёткие и выпуклые очертания.

Ягоды рябины, черники и другие вышивают гладью с прямым направлением стежков. Для того чтобы ягоды сохранили свою форму, нужно обшить их по контуру швом «вперёд иголку». Затем выполнить стежки глади, закрывая стежки, проложенные по контуру. Начинают вышивать ягодку от середины, стежки располагают сначала вправо от середины, затем - влево.

Иногда мотивы цветов вышивают нитками двух тонов. При этом стежки одного цвета как бы вливаются в стежки другого цвета (рис. 15). Сначала выполняют стежки первого ряда, располагая их от края к центру цветка и делая их разной длины. Этот ряд должен закрывать две трети длины лепестка. Затем выполняют стежки второго ряда, укладывая их в направлении от сердцевины цветка к краю и закрывая просветы между стежками первого ряда. Для такой вышивки рекомендуется брать нитки двух тонов одного цвета, например: светло-голубой и тёмно-голубой, жёлтый и оранжевый и т. п.


Вышивка навивкой рококо

Как известно рококо - это стилевое направление в европейском искусстве первой половины 18 века. Для этого стиля характерен уход от жизни в мир фантазии. Изысканные грациозные и причудливые орнаменты. Шов навивкой, вышов навивкой выполняют без пялец. В цветочке в форме круга с прямыми лепестками, идущими от центра круга к краю, нитку закрепить на изнаночной стороне в центре круга. Иглу с ниткой надо выкалывать на окружности, протащить нитку на лицевую сторону до конца и сделать новый прокол из центра к краю, но иглу из ткани не выкалывать (рис. 17).

Ткань с иглой нужно держать в левой руке, а правой обвивать конец иглы в направлении слева направо ниткой, идущей из ткани. Придерживая иглу с навивкой указательным и большим пальцами левой руки, правой осторожно протащить иглу с ниткой сквозь навивку. Затем уложить её к центру цветка (рис. 17а) и сделать прокол из центра к краю.

Затянув нитку, сделать новый прокол для выполнения второго лепестка. Узор перевести на готовое изделие трудно. Для его выполнения намечают место на изделии и раскладывают на нём трафаретки для выполнения цветочков в виде кружочков. Трафаретки разных диаметров можно вырезать из картона. Кружочки надо обвести белым карандашом на тёмных и простым - на светлых тканях и поставить точку в центре кружочка. Лепестки цветка надо вышивать в таком порядке: сначала располагая их по вертикали и горизонтали (по двум диаметрам), затем - между ними. В центре цветка вышить один или несколько узелков. Простым карандашом провести кривую линию для выполнения стебля. Его вышивают стебельчатым швом или швом «за иголку». Листочки вышивают петельками с прикрепками, располагая их по обе стороны стебля с наклоном к нему. Иногда листочки-петельки группируют по три в виде лапок и вышивают выходящими из одной точки. Такие лапки можно расположить с двух сторон цветка. Для вышивки нужны шерстяные или синтетические объёмные нитки разных цветов и большая с длинным ушком игла.

Изящные розочки выполненные в этой технике отличаются от ромашек тем, что лепестки располагаются не во все стороны, свернуты подобно лепесткам розы. На рисунке показана последовательность укладки стежков, количество которых зависит от размера розочки и толщины нитки.

Приобрести все необходимое для вышивки Вы можете в « ».



Рассказать друзьям