Самые необычные ковры. Ковровые рекорды: самые большие и дорогие ковры в мире

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для большинства из нас ковры – это всего лишь один из утомительных (если у вас нет безмешкового пылесоса Samsung) фронтов работ при генеральной уборке. Однако именно ковер спасал от навязчивых поклонников Пенелопу, помогал летать в небесах Аладдину и старику Хоттабычу и стал одним из главных символов шоу-бизнеса под именем «красная ковровая дорожка». Перечислим и другие любопытные ковры мира, некоторые из которых даже оказали влияние на ход истории.

1. Самый большой ковер в мире площадью в 5627 кв. м, разумеется, персидский - ведь именно Иран много столетий не уступает звание главной страны ковров. В течение года его ткало более 1200 ткачих. Огромное прямоугольное полотнище из 2,2 млн узелков, цвета весенней травки и с тремя кругами в центре напоминает футбольное поле, но тем не менее предназначено для мечети шейха Зайда в Абу-Даби, крупнейшего храма Объединенных Арабских Эмиратов. Цену подобного изделия представить страшно: ведь стоимость ковра зависит от его размера, приложенного ручного труда и количества узелков - а тут мы имеем полный комплект удорожающих факторов!


2. Самый эротичный ковер в мире , к сожалению, до наших дней не сохранился, хотя упоминает о нем даже Плутарх. Именно в него слуга завернул юную царицу Клеопатру, чтобы пронести ее во дворец Юлия Цезаря мимо римской стражи. Перед троном захватчика Египта ковер был развернут, и оттуда во всем блеске своей красоты появилась полуобнаженная красавица, которая быстро нашла подход к стареющему полководцу. Страна оказалась спасена, и ход истории пошел по-другому. А ведь все могло бы сложиться иначе, окажись прекрасная египтянка аллергиком, - ведь пылеотталкивающие ковры со специальными санитарными пропитками появились только в XX веке.


3. Самый древний ковер в мире находится в России, в экспозиции Эрмитажа, хотя и был соткан, скорей всего, тоже на Ближнем Востоке. Из далекой Ассирии в V веке до н.э. его караванами привезли на Алтай, где он пролежал под оледеневшей землей кургана до раскопок 1929 года. Вряд ли, конечно, ваш ковер «проживет» 2,5 тысячи лет, но если он выполнен из натуральных материалов и за ним хорошо ухаживают, то он может прослужить 50–100 лет. Кстати, ткать ковры, разумеется, начали еще раньше - с фресками XIV века до н.э. в гробнице фараона Тутмоса IV, изображающими их, не поспоришь.


4. Самый драгоценный ковер был выткан в VI–VII веках н.э. при дворе сассанидского царя Хосрова в Ктесифоне в честь победы над римлянами и завоевания персами Аравийского полуострова. Впрочем, «выткан» - это сильно сказано: помимо шерсти и шелка при его изготовлении использовались нити из настоящего золота и аппликации из драгоценных камней. При размере 122 х 30 м весил он несколько тонн и имел собственное имя - «Весенний ковер».
Пару веков спустя город взяли арабы, разрезавшие ковер на кусочки и поделившие трофей. С тех пор следы его теряются. Ткачей подвела тяга к экспериментам - ограничься они традиционными шерстью и шелком, такой беды бы не случилось. Шерсть и шелк и сегодня остаются самыми лучшими материалами для ковров. Шелк менее популярен, подороже, но намного красивее. Это традиционное сырье, впрочем, достаточно дорого, хотя и не на вес золота, поэтому в продаже можно встретить множество синтетических заменителей. Полипропиленовые, капроновые и трикотажные ковры намного дешевле, но сменить их придется через 5–10 лет, а небрежной водяной уборкой можно и навсегда испортить.



5. Самый дорогой ковер из ныне сохранившихся ушел за 9,6 млн долл. на аукционе Christie’s буквально только что - в апреле 2010 года. Происходит он, естественно, из Ирана (как и положено отличному ковру) и был выткан в середине XVII века. При площади 3,3 х 1,5 м такая цена кажется колоссальной - ведь это почти 50 000 долл. за 1 кв. см! Ходить по такому ковру, разумеется, никто не будет - уже давно подлинные восточные ковры стали объектом коллекционирования, подобно редким маркам или монетам, и в аукционных залах за них разворачиваются настоящие сражения. Прошлое таких ковров исследуют дотошно, будто покупают картину Рембрандта, и чем оно длиннее - тем лучше, и очень боятся подделок. Современные домохозяйки смотрят на вещи гораздо практичнее: хороший ковер должен не иметь прошлого и бывших хозяев - это значит, что он прослужит дольше.



6. Самый знаменитый ковер в мире , так называемый гобелен из Байе, был выткан в конце XI века и изображает, как Вильгельм Завоеватель вторгся в Англию и покорил ее, после чего история Британии навеки изменилась. Ткали его, вероятно, мастерицы королевы, жены Вильгельма, и поэтому норманны там изображены благородными и смелыми, а проигравшие англосаксы - жалкими и лицемерными. Этот гобелен, охраняемый ЮНЕСКО, - важный исторический символ: например, когда Наполеон собирался вторгнуться в Англию, он даже вывез его из Байе в Париж, чтобы показывать всем, что один раз это уже получилось. Как известно, в этот раз Бонапарт промахнулся. Средневековые фигурки кажутся на наш вкус забавными и примитивными - действительно, в моде остаются более традиционные растительные переплетения восточных ковров. Хотя кто знает, как переменятся вкусы. После Афганской войны иранские мастерицы внезапно начали включать в узоры изображения пулеметов и оружия, трактуя их в современной манере; выставка таких ковров прошла в Канадском музее текстиля.



7. Самый многоцветный ковер был создан в иранском Тебризе, городе, уже более тысячи лет являющемся центром ковроткачества. Однако рекорд этот совсем новый и принадлежит уже нашему XXI веку. Ткачи не ставили целью создать самый большой или самый яркий ковер, однако на полотне размерами 1 х 1,5 м сумели использовать 800 оттенков. И для этого им понадобился миллион узелков. Цена данного изделия не оглашается, но она должна быть соответствующей. Именно от количества узелков на 1 кв. см зависят плотность и время изготовления ковра, а следовательно - его качество и цена. Чем больше узелков, тем они мельче и тем четче и тоньше получается созданный ими рисунок на поверхности. Например, поскольку шелк тоньше шерсти, узоры на шелковых коврах выходят гораздо изящнее. Если вам повезло владеть ковром с тонкими переходами цветов, созданным множеством узелков, помните, что плохой уход или слишком яркий солнечный свет могут заставить ковер побледнеть, а цвета - слиться.


В какой стране ткут самые красивые и дорогие ковры? December 7th, 2015

Ковёр — одно из древних изобретений человечества, до сих пор не «списанное в запас». Ковер функционален, он утепляет жилье. Но кроме того, ковер красив, он делает жилье живым. Ковер украшает и утепляет любое жилье, начиная от юрты кочевника и заканчивая дворцами владык прежних и нынешних времен. Ковры вешают на стены, кладут на пол. Из ковровой ткани делают сумки, седла, покрывала.

Но ковер - не только признак достатка. Ковер всегда еще и произведение искусства. И стоит такое произведение, как правило, не дешево. Ведь для его изготовления требуется долгий и кропотливый ручной труд.

Ковры изготавливают из шерстяной пряжи, которую окрашивают в разные цвета с помощью естественных или химических красок. Химические краски - более сочные, яркие и более устойчивые. Источником естественных красок являются корни растения морены, охра, шафран, индиго, ромашка и многие другие растения, минералы и даже животные. Так, из маленького жучка кошенили получают яркую алую краску.

Сам процесс ковроткачества немного напоминает обычное ткачество. Основа ковра - это нити, на которые в определенном порядке повязываются окрашенные шерстяные или шелковые нити. Нити повязываются вручную. Для этого нужны тонкие пальцы и изрядная ловкость. Поэтому при производстве ковров издавна образовалась своеобразная специализация. Мужчины стригут баранов, женщины плетут шерстяные нити, а мужчины красят получившиеся нити в самые разные цвета. Потом женщины ткут из шерстяных ниток ковры, а мужчины этими коврами торгуют.

С каких пор люди занимаются ковроткачеством? Тканые картины, напоминающие современные гобелены, были найдены в гробницах египетских фараонов и датируются 10 веком до н.э. Но самый древний ворсовый ковер, известный в наше время, был создан в 5 веке до н.э. Ковер этот был найден в курганном могильнике на Алтае, но это совсем не значит, что именно там он был изготовлен. По мнению историков, район «изобретения» и массового изготовления ковров - Центральная и Западная Азия. Да и сейчас самые красивые ковры производят в Иране (Персии), Азербайджане, Туркмении, в Армении и в Турции. Скорее всего ковры начали ткать кочевники, у которых было в достатке шерсти, а кроме того, была необходимость в утеплении их юрт. Ведь климат на Иранском нагорье, в Средней Азии и в Афганистане континентальный - летом жарища, а зимой - пронизывающий холодный ветер и даже снег.

Один из главных центров производства ковров - Иран. «Персидский ковер» в - это бренд, характеризующий ковры высочайшего качества и неповторимой красоты. Старейший из известных в наше время ковров, как установили историки, был произведен в Персии в 5 веке до н.э. Дворцы персидских царей украшало огромное количество ковров, и это было еще одним символом их потрясающего богатства.

У персидского шаха Хосрова I (6 век н.э.) во дворце был гигантский ковер размером 122 метра в длину, 30 метров в ширину, который весил несколько тонн. Ковер этот назывался «Весенний» и на нем был изображен цветущий парк. Этот ковер считается самым дорогим ковром в истории.

Ковры изготавливали в разных городах Персии, и каждый город производил свои особые ковры. В Тебризе производили яркие шерстяные и шелковые ковры с растительным рисунком. Самый известный из тебризских ковров называется «Шейх-Сефи». Этот ковер 16-го века имеет ширину 5.34 м, а его длина составляет 10.51 м. Сейчас он хранится в Лондоне в музее Виктории и Альберта.

В 1514 году Тебриз захватили турки. Великолепные ковры тебризских мастеров стали трофеями (очень дорогими трофеями). Самих же ковроделов взяли в плен и переселили в пределы Османской империи. Таким образом ковроткачество распространилось по территории всей Малой Азии.

Туркменские ковры - это тема для отдельного рассказа. Туркменские ковры яркие, с необычным узором и, кроме того, «говорящие». Каждое из туркменских племен изготавливало ковры со своим особенным узором. Вроде того, как в Шотландии каждый клан имел свой узор килта. Таким образом, ковры были свидетельством племенной принадлежности, своеобразным знаменем.

В Туркмении находится единственный в мире музей Туркменского ковра, а в последнее воскресенье мая в этой стране отмечают День Туркменского ковра.

Свои особенности имеет ковроткачество в Армении и в Узбекистане.

Одним из самым дорогих ковров в мире в настоящее время считается ковер, который в 19-м веке сплели в Индии, в княжестве Барода. Его размер не слишком велик - 173 см на 264 см. Но он расшит жемчугом и украшен бриллиантами, рубинами и изумрудами. На шелковый ковер нашито в общей сложности 2.2 миллиона бусин и жемчужин. Махараджа, заказавший ковер, предполагал отправить его в качестве подарка в Медину и украсить находящуюся там гробницу пророка Мухаммада. Но махараджа внезапно скончался, и ковер перешел во владение его родственников. Этот ковер был продан на аукционе «Сотбис» в столице Катара Дохе за 5 миллионов долларов.

Но чемпионом по цене является персидский ковер, изготовленный в начале 17 века. В июне 2013 года его продали на торгах аукционного дома «Сотбис» за 33,7 миллиона долларов.

Этот ковер поступил на аукцион из вашингтонского музея «Corcoran Gallery of Art». В начале 20-го века его подарил музею финансовый магнат Уильям Кларк.

Многие эксперты называют турецкие ковры самыми красивыми в мире. При этом такие ковры являются одними из самых дорогих в мире. Высокая цена эксклюзивных турецких ковров объясняется тем, что они производятся только вручную и из экологически чистых материалов. В основном используется натуральная шерсть. Работу над одним ковром проводит, как правило, только один человек. На работу уходит до 8-10 лет. То, что из года в год над изготовлением ковра трудились одни и те же руки, и объясняет идеальную однородную текстуру и необычайную красоту турецких ковров.

Кстати, а самые красивые гобелены на наш взгляд, ткут на фабрике гобеленов http://gobelenglav.ru .

Ковроделие – древнее искусство. В бедных семьях отбирают девочек возраста 3-4 лет, имеющих склонность к рукоделию, затем обучают их ткацкому мастерству. И уже к 8-10 годам девочка в деталях осваивает все нюансы ткацкого дела и готова к началу работы над своим “главным” ковром, на производство которого она потратит много лет.

За свою жизнь женщины-мастерицы обычно изготавливают только один ковер. Объясняется это тем, что ковроткачество является очень кропотливой работой, сильно напрягающей глаза. Поэтому у девушки уже к 14-15 годам уже сильно “садится” зрение. Она не слепнет, но ткать ковры ей уже сложно. Да ей это уже и не нужно – в Турции примерно в этом возрасте девушек выдают замуж. И ковер служит ей приданым.

Ковер не вносится в дом новобрачных, его продают, а причитающейся девушке суммы хватает на безбедное существование новой семьи лет на 10-15. Самые дорогие турецкие ковры продаются за сумму, превышающую 100 тысяч долларов. Из-за этого юных ткачих в Турции считают завидными невестами.

Сотканные турецкими мастерицами ковры прославлены во всем мире своей красотой и отменным качеством. Узоры из натуральных красок на коврах веками не теряют яркости и насыщенности.

Признаюсь честно, на фоне ковров из этой подборки я бы не отказалась пофоткаться. Ведь цена каждого из них от сотни дысяч и до миллионов долларов.Китайский коврик (Chinese rug) $163.000

Шелковый коврик ручной работы (Первая половина 17 столетия). Соткан при китайской династии Минг (1368-1644). Был продан лондонским аукционным домом Сотби в Нью-Йорке за 163.000 долларов США. Размер коврика 114 см на 112 см.Кавказский восточный коврик "Chelaberd Kazak" (Caucasian Oriental rug "Chelaberd Kazak") $341.625

Шелковый ковёр ручной работы из армянского селения Джраберд. Соткан в конце 18 - начале 19 столетия. Был продан американским аукционным домом "Freeman"s Auctioneers" за 341.625 долларов США. Размер ковра 184 см на 163 см.Ковёр времен Сефевидов (Safavid Carpet) $2.032.000

Ковёр ручной работы конца 16 столетия (Восточная Персия). Соткан при шахской династии Сефевидов (1501-1722). Был продан лондонским аукционным домом Сотби за 2.032.000 долларов США. Ранее принадлежал коллекции Лили и Эдмонда Дж. Сафра. Размер ковра 833 см на 343 см. Ковер медальонный из Тебриза (Tabriz Medallion Carpet) $2.400.000


Шелковый ковёр ручной работы (16 столетие) из города Тебриз (Северо-западная Персия). Был продан 8 июля 1999 года Нью-Йорским аукционным домом Кристис за 2.400.000 долларов США. Первоначально до торгов ковер был оценен в 410.000 долларов США. Ранее принадлежал коллекции Баронса Натаниэля и Альберта фон Ротшильда. Размер ковра 660 см на 358 см. Владельцем ковра стал эмир Катара Шейх аль-Тани.Шелковый коврик из Исфахана (Silk Isfahan Rug) $4.335.415

Шелковый ковёр ручной работы 400-летней давности (конец 16 - начало 17 столетия) из города Исфахан (Персия). Соткан при шахской династии Сефевидов (1501-1722). 7 октября 2009 года был продан лондонским аукционным домом Сотби за 4.335.415,63 долларов США. Размер ковра 163 см на 110 см.Шелковый ковёр из Исфахана (Silk Isfahan Carpet) $4.450.500






Шелковый ковёр ручной работы (начало 17 столетия) из города Исфахан (Персия). Соткан при шахской династии Сефевидов (1501-1722). Этот антикварный ковер был оценен в 1.000.000-1.500.000 долларов США. 3 июня 2008 года был продан Нью-Йорским аукционным домом Кристис анонимному покупателю, жителю из Лонг-Айленда (штат Нью-Йорк), за 4.450.500 долларов США. Ранее принадлежал американскому коллекционеру Дорису Дюку, наследнице табачной империи, купившей его в 1990. После смерти Дорис, согласно ее завещанию, ковер был передан в фонд "Newport Restoration Foundation". Размер ковра 231 см на 170 см.Жемчужный ковер Барода (Pearl Carpet of Baroda) $5.458.000


19 марте 2009 года аукционным домом Сотби в Катаре был продан Жемчужный ковер Бароды за 5.458.000 долларов США, инкрустированный бриллиантами и жемчугом. Этот персидский ковер получил свое название от индийского княжества Барода, которым с 1740 года правила династия Гаэквад. Индийский махараджа из династии Гаэквад Ханд Рао был сторонником ислама. Кроме того, он был страстным ценителем ювелирных украшений. В 1865 году он заказал изготовить драгоценный ковер, чтобы тот покрывал могилу Пророка в Медине, ровно как жемчужный ковер покрывал гробницу Мумтаз Махал в Тадж-Махале. Этим жестом махараджа хотел показать свое уважение исламу. Изготовление драгоценного ковра заняло долгих пять лет и Ханд Рао так и не увидел ковра. Таким образом, изготовленный ковер стал частью государственных сокровищ княжества Барода. В 1903 году ковер впервые был доставлен в Дели для публичного осмотра.В 1943 году махараджа Бароды Пратап Сингх женился вторым браком на Сите Деви. Сита Деви перевезла практически всю коллекцию махарджей Бароды в Европу. В 1947 году княжество Барода вошло в состав Индии. Правительство потребовало вернуть часть ювелирных украшений махараджей Бароды, объясняя это тем, что они являются частью национального достояния Индии. Однако жемчужный ковер Бароды не был возвращен - после развода махараджи и Ситы Деви в 1956 году ковер остался у Деви в Швейцарии.Большая часть ковра покрыта цветным стеклянным бисером, а также 1.5-2.0 миллионами мелкого натурального жемчуга, добытого на побережье Катара и Бахрейна. Центр ковра украшен тремя большими розетками, которые украшены плоскогранными бриллиантами в обрамлении серебра и червленого золота. Кроме того, ковер украшает более 1.000 рубинов огранки кабошон и 600 колумбийских изумрудов.Ковёр "Ваза" из Кирмана (Kirman "Vase" Carpet) $9.599.535


Шерстяной персидский ковёр ручной работы (середина 17 столетия) из города Кирман (Персия). 15 апреля 2010 года был продан аукционным домом Кристис в Лондоне анонимному покупателю за 9.599.535 долларов США (£6.201.250). Размер ковра 339 см на 153 см.

Ковры являлись признаком роскоши на протяжении многих веков, и сегодня рынок этих изделий может похвастаться своими невероятными ценами. Несмотря на то, что одни ковры могут быть востребованы своим прекрасным дизайном, другие держат цены из-за их некой истории. Одной из особенностей высоких цен является ручная работа и уникальный дизайн . Кроме того, ковры занимают нишу коллекционирования на рынке, где цена не стоит на пути у покупателя и его настенного или напольного покрытия. Ознакомьтесь с 10 другими ценными предметами коллекционирования .

Эксперты полагают, что множество ковров изначально сотканы в Западной Азии, и скорее всего, впервые созданы около 4 000 лет тому назад. Ковер Pazyryk является самым старым уцелевшим ковром в мире, и предполагают, что он был изготовлен 3-4 столетии до н.э. Красочный ковер, окутанный мифами, был найден на месте погребения в Сибири и предполагается что он урартского происхождения.

Народы Азии и Среднего Востока, такие как Индия, Афганистан и Китай, известны своими уникальными напольными покрытиями, однако турецкие ковры, пожалуй, самые знаменитые и востребованные изделия, которые достигли наивысшего спроса. Ковры - часть истории Турции , и они часто использовались не только на полах, но также и на стенах шалашей и домов, чтобы удержать тепло. Начиная со времен ренессанса, турецкие ковры были символом богатства и роскоши и сегодня некоторые из них диктуют ценовую политику. Откровенно говоря, они необязательно должны быть турецкими, чтобы дорого стоить, потому что персидские ковры, оказывается, одни из самых желанных для коллекционеров.

Независимо от того, какая техника используется при изготовлении, коллекционеры ковров часто хотят не просто узор, а еще и часть истории. Как видим, довершает существование уникальных изделий высокая цена вместе с маленькой историей.


Ковер детализирован замысловатыми красными и белыми узорами. Изделие 16-го столетия было продано в Кристи в 2008 году и его размеры составили 5,3 м/2,3 м. Ему удалось прикоснуться к истории, так как его владельцем изначально стал промышленник табачной и электрической индустрии герцог В. Джеймс.

9. Маленький Ковер Ушацкий Медальон $158 000


Играя богатством темных красок, изделие 16-го века происходило из Анатолии и находится в превосходном состоянии, несмотря на возраст . Ковер обладает размерами 1,25 м/1,16 м и был продан на аукционе в Кристи намного дороже стартовой цены в $40 000 - $60 000. С классическим медальоном в центре маленький ковер, по всей вероятности, был использован во время молебни для мусульман.

8. Ковер дворца Циглер $170 000


Продажа этого изделия, не в самом лучшем состоянии, потрясла покупателей, когда его оценили в 6 раз больше стартовой цены . Имея размеры 7,3 м/5,2 м, ковер отличается огромными узорами, дополняющими такое большое полотно. Несмотря на множественные дыры и разрывы, ковры с такими повреждениями можно отремонтировать. К сожалению, в Центральной Персии не смогли отыскать дату его происхождения.

7. Ковер Тебриза $182 500


Тебриз прославился как древнейший в мире ткацкий центр по изготовлению ковров . Он известен, благодаря красочному дизайну и акцентам на медальонах. Ковер Тебриза играет богатством темных цветов, которые типично продаются в Сотбисе. Изделие 18-го столетия оценили в $150 000-200 000, а окончательная цена с молотка оказалась другой.


Zieglar - компания, которая импортирует персидские ковры, знаменита наибольшим контролем ткацких станков в Иране. В июне 2008 года ковер дворца Зиглер был продан за $182 500. Изделие создали до 1900 года. Оно выхваляется коричневыми красками и голубыми рисунками. Ковер размерами 5,63 м/3,3 м и в отличном состоянии продали в Сотбисе в 2008 году.

5. Персидский ковер Медальон Тебриза $ 2,4 млн


Ковер 16-го столетия из северо-западной Персии сломал рекорды продаж, установленные самыми дорогими коврами в мире, а его размеры 6,6 м/3,53 м - гигантские по сравнению с большинством в списке. Изделие названо в честь столицы восточной азербайджанской провинции Ирана Тебриз. Как упомянуто выше, ковры Тебриза известны своими медальонами и эта особенность делает их очень востребованными.

4. Шелковый Исфаханский Ковер $4,45 млн


Когда персидский ковер продали в 2008 году, это была самая большая покупка такого изделия в мире и несомненно, установила стандарты на последующие годы. Ковер 16-го столетия происхождением из центральной Персии. Его размеры 2,3 м/1.68 м, а цвета ограничены использованием красного, зеленого и голубого. Изделие продали на аукционе в Кристи и, подобно его персидским братьям, ожидалась стоимость продажи по предварительным оценкам где-то между $1-1,5 млн.

3. Жемчужный ковер Бароды $5,5 млн


Никто не будет спорить о роскоши драгоценных камней и жемчугов и это доказал индийский ковер, продан неизвестному покупателю в 2009 году на аукционе в Сотсби за $5,5 млн. Ковер размерами 1,7 м/2,6 м украшен миллионом зерен жемчуга Басры.

2. Ковер Ваза Кирмана $10,2 млн


В 2010 год персидский ковер 17-го столетия побил все рекорды по продажам ковров, Тогда его купил неизвестный покупатель за $10,2 млн. Ковер размерами 3,4 м/1,5 м был изготовлен в Кирмане в Иране. До этой большой продажи, ковер предварительно оценивался примерно в $200 000, небольшая сумма по сравнению с той, по которой его продали.

1. Ковер Серпового листа Кларка $33,7 млн


В июне текущего года, ковер 17-го столетия купили за $33,7 млн в Сотби, что приблизительно в шесть раз больше, чем его оценивали. Ковер изготовили в Кирмане, область Персии, знаменитой своими талантливыми дизайнерами и историей создания. Его приблизительные мерки 2,6 м/1,9 м. Это уже не просто ковер, а антиквариат . Смотря на цену, которую за него заплатили, каждый согласится, что это произведение искусства, покупку которого трудно будет превзойти в ближайшее время.

Как ткут ковры и гобелены в наше время. У каждого мастере свой стиль работы. Андрей Мадекин Гобелены и ковры.



Рассказать друзьям