Реакция оживления. Комплекс оживления у грудничков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По материалам лекций Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни", 2002-2005 гг.

Какие существуют способы общения младенцев, и о том, как ведут себя матери, на что влияет общение мамы и малыша?
Исследования показывают, что уже в первые дни ребенок подражает выражению лица взрослого. Если посмотреть замедленную киносьемку общения матери и младенца - потрясает точность, с которой мать и ребенок копируют мимику друг друга. Они как-бы нацелены друг на друга. И малыш видит себя в лице матери. Это явление получило, поэтому название - отзеркаливание.

Обычно мама много разговаривает с ребенком, какбудто бы он пониамет ее речь. Ри этом речь делается более медленной, голос становится выше, чем обычно. Эмоции, которые отражаются на лице, вернее именно это отражение, мимика, делается несколько утрированной, замедленной, как бы для того, чтобы малыш лучше мог уловить это. Это поведение матери вызывается малденцем, его внешним видом, его поведением. И это вызванное поведение матери призвано создавать необходимые условия для развития ребенка.

Исследования шести групп матерей, живущих на разных континентах. И разговаривающих, соответственно, на шести языках, показали, что в речи матери, обращенной к ребенку характерны следующие особенности, по сравнению с тем, как эти же женщины разговаривают с другими людьми
1. упрощение синтаксиса. Более простые предложения.
2. уменьшается длина высказываний матери.
3. увеличиваются паузы в речи, между словами, фразами.
4. появляются бессмысленные звуки.
5. появляются изменения в словах
6. увеличивается высота голоса.
7. речь замедляется.
8. женщины растягивают гласные

9. меняется ритм речь, она делается более напевной, плавной.

Мать организует воображаемый диалог - говорит за себя и за ребенка.
Видеоматериалы показывают, что выражение лица матери преувеличено - широко открыты глаза, брови подняты, само выражение лица формируется замедленно, и дольше удерживается, по сравнению с другим общением.

Показано, что поведение матерей стереотипно.

Основные паттерны эмоционально выражения лица:
1. притворное удивление - расширенные глаза, брови поднимаются, голова слегка откинута, поднята.
2. выражение неодобрения - сдвинутые брови, суженные глаза, голова повернута в сторону и немного опущена, губы сжаты, но снаморщен или напряжены крылья носа.
3. выражение симпатии и заботы
4. улыбка

5. нейтральное выражение лица.

Попробуйте сейчас представить себе, что Вы держите на руках ребенка, смотрите на него, и понаблюдайте, как изменится выражение Вашего лица.
Мать ведет себя так, будто знает, что ребенку нужны небольшие объемы информации и больше времени на ее осмысление. В таком случае среда окружающая малыша предсказуема, понятна, безопасна.

Уже около трехнедельного вораста появляется взгляд глаза в глаза. Это первые личностно-ориентированные отношения, первый социальный взгляд малыша. Взгляд длительный, более 30 секунд, не встречается в других ситуациях. В социуме взгляд глаза в глаза обычно меньше 10 секунд. Мать при этом то отводит взгляд, то возвращает, все время поддерживая контакт - контакт носит рамочный характер - мама как бы обрамляет его.

Ребенок первого месяца обычно еще не улыбается осознанно. Редко осознанная улыбка появляется раньше трех-четырех недель. Улыбка возникает во сне, иногда проскальзывает на лице ребенка, обращенная как-бы в никуда. Но вот мама видит улыбку, явно адресованную ей. Это необыкновенное переживание. И сразу же мама улыбается малышу в ответ, еще больше начинает с ним разговаривать, всем лицом и интонацией показывает как она рада. Это поведение неосознанно, так ведут себя почти все мамы. Но, несмотря на то, что поведение это не осознается, не специально построено, это один из важнейших факторов, влияющий на развитие ребенка.

И самое важное, что развивается от такого взаимодействия матери и младенца - привязанность. Если не развивается привязанность (к матери или другому взрослому) например, в детском доме, где взрсолые, которые ухаживают за детьми, сменяются, то страдает вся личностная сфера ребенка, возникает глубокое отставание в развитии.

Привязанность - важнейшее новообразование младенчества, не менее важное чем постепенное овладение двигательными и речевыми навыками. Признаки привязанности:
-объект привязанности может лучше других утешить и успокоить ребенка.
-младенец чаще, чем к другим обращается к нему за утешением
-в присутствии объекат привязанности младенец реже испытывает страх

Привязанность способствует в дальнейшем адекватной социализации. Качество привязанности было исследовано Мэри Эйнсворт. Ребенок находился в незнакомой ситуации с мамой, потом мама уходила, входил незнакомый взрослый, затем он выходил, и появлялась мама. Все это занимало несколько минут. Понятно, что для одно-двух-летнего малыша эти ситуации представляют собой стресс. Было выделено четыре типа привязанности.

При сформированной надежной, безопасной привязанности ребенок хотя и огорчался из-за отсутствия матери, но у него нет сраха перед незнакомцем, он радуется приходу матери, когда остается один - тревожится, посматривает на дверь, но не впадает в панику. Когда мама возвращается - малыш охотно возобновляет с ней контакт.

При ненадежной, небезопасной привязанности избегающего вида малыши показывали реакцию индеферентного вида . Эти дети будто бы не замечали ни ухода, ни появления матери. Однако их исследовательская активность была заметно снижена.

При ненадежной, небезопасной привязанности тревожно-сопротивляющегося вида, дети очень трудно шли на разлуку, много плакали, сопротивлялись, не отпускали мать. Однако, когда она возвращалась, то дети показывали двойственную реакцию - ребенок радуется, но отходит от мамы, может ее оттолкнуть, ударить. В присутствии чужого ребенок показывал сильную тревогу, страх.

При ненадежной, небезопасной и дезорганизующей привязанности дети показыали смешанное поведение второго и третьего типа, могли подбежать, обнять незнакомого взрослого, избегать или изучать мать, и т.п.

В 1978 году в США у 70% отмечался первый тип привязанности, у 1 % четвертый. В России - по исследованиям Авдеевой - третий тип отмечался у 50-60% испытуемых.
Если у ребенка не формируется привязанность, он сильно отстает в развитии, может даже умереть.
После второй мировой войны детям сиротам в детских домах были созданы, казалось бы, все условия - хорошая пища, рекомендованный врачами режим, качественные игрушки, тепло, чистота. Однако считалось не полезным брать их на руки, общаться с ними. И дети плохо набирали вес, сильно отставали в развитии, болели. У них появились нездоровые поведенческие реакции аутостимуляции - они раскачивались. Убаюкивая так себя, стучали головой о стену, медленно заунывно напевали, скорее это было похоже на вой. Поведение этих детей напоминало случаи тяжелого раннего детского аутизма. Это явление получило название - госпитализм.

Понятно, таким образом, что спокойное, общение матери и малыша - самое главное для него в первые месяцы.

Второе, о чем я хотела поговорить - явление, называемое комплекс оживления.

комплекс оживления [лат. complēxus - связь, сочетание] - термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав К. о. включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняя функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения, младенец то подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, то наоборот. Например, если взрослый находится на расстоянии, то для привлечения его внимания ребенок чаще проявляет двигательное оживление и вокализации; находясь же на руках у взрослого в позе "под грудью" или в ситуации лицом к лицу он притормаживает двигательное оживление, тише вокализирует и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается.
К. о. складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни . Сначала отмечается замирание и сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека). Затем обычно появляется улыбка, к которой очень скоро присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается К. о. в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.
При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно-личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности К. о. Слабая выраженность каких-либо компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.
Комплекс оживления как реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.

Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологически напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица.

Ориентировочные действия (от франц. orientation - установка, ориентация) - совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Сенсомоторно-манипулятивные действия (от лат. sensus - чувство + лат. motor - приводящий в движение + фр. manipuler - манипулировать) - проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные с этими перемещениями переживания.
На втором и третьем месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческого лица (Изард К. Э., 1999). На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.

Эта реакция получила название «комплекс оживления».

Некоторые психологи детства считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б).

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым - первой его социальной потребности (Лисина М. И., 1978).

Исследования
В результате серии исследований, проведенных в Академии медицинских наук в Москве, М. Ю. Кистяковская (1965) обнаружила, что комплекс оживления наблюдается у здоровых детей к концу первого - началу второго месяца жизни. Кроме улыбки, комплекс оживления проявляется быстрыми генерализованными движениями с попеременным сгибанием и выпрямлением конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и морганием. По результатам проведенных исследований можно сделать ряд выводов:
1. Взрослый может вызвать позитивную эмоцию младенца, просто обеспечивая его слуховыми и зрительными впечатлениями, тем самым развивая его способность к визуальной концентрации.

2. Своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца значительно снижает вероятность возникновения негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития ребенка.

3. Позитивные эмоции способствуют длительной и устойчивой визуальной концентрации.

Генерализованные движения - (от лат. generalis - общий)-двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.

В классическом исследовании Шпитца и Вольфа ( Spitz, Wolf, 1946) было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на четвертом-пятом месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам. Эффект, который производит улыбка ребенка, ее воздействие на чувства матери подтверждают истинность гипотезы о мотивационной роли эмоций и эмоциональной экспрессии. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком (Изард К. Э., 1999).

Как отмечает М. И. Лисина: «Мать видит то, чего еще нет, и тем самым реально лепит новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность » (Лисина М. И., 1978, с. 276). При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач.

Вопросы

ИТОГИ

Новорожденность - совершенно своеобразный период жизни младенца, который продолжается от рождения до конца первого месяца жизни. Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер и угасают в первый год жизни. Рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития. Ребенок гораздо меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныши животных. Все человеческие формы поведения складываются у него прижизненно.

Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и в предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Сенсорные системы новорожденного настроены на восприятие тех стимулов, которые связаны с образом человека (звуками голоса, движущимися предметами, округлой замкнутой формой и пр.).

Потребность в общении со взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом. Она строит сигнальную связь и общение с ним. В результате материнской активности в конце третьей недели жизни у младенца появляются зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Это свидетельствует о конце

периода новорожденности и о переходе к новому периоду психического развития.

1. Почему рождение считается кризисным моментом в жизни ребенка?

2. Какие безусловные рефлексы новорожденного вы знаете?

3. Что такое атавистические рефлексы? Какова их роль в жизни ребенка?

4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного? Какие воздействия предпочитают младенцы?

5. Каковы истоки потребности младенца в общении?

6. Что можно сказать о первой улыбке младенца: ее специфике, психологическом смысле, сроках и условиях появления?

В период от 4 до 6 недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки (вскрики, гуканье).



Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления» . Этот термин впервые был введен в 20-е годы Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1) замирание и зрительное сосредоточение - долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2) улыбку , выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление - движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.

4) вокализации - вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц - «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к 2 с половиной месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до 4 месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», т. е. отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Известные советские специалисты в области раннего детства Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова более полувека назад охарактеризовали комплекс оживления как проявление своеобразного удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого. В 1960 г. вышла в свет книга Д. Б. Эльконина, в которой комплекс оживления впервые рассматривался как формаактивного участия младенца в общении со взрослым. Однако это было всего лишь предположение, которое нуждалось в экспериментальных доказательствах. Такие доказательства были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым . А значит, он должен выражать активность самого ребенка (т. е. быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен проявляться по-разному, в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия со взрослым: 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка; 2) улыбающийся взрослый; 3) ласковое поглаживание; 4) разговор; 5) комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и разговор вместе.

Результаты экспериментов показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависят от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности

младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. В этой работе М. И. Лисина экспериментально доказалаактивный характер КО.

Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты. Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая - при его комплексном обращении. Это значит, что КО не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону - закону общения : чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию. Во-вторых, КО нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно двигается, когда взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка - это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению. Таким образом, работа М. И. Лисиной показала, что КО выполняет активную функцию в общении со взрослым.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов, как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом, и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты фиксировались и оценивались по заранее разработанной

3-балльной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее.

Во-первых, выяснилось, что суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов.

Во-вторых, обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО.

В-третьих, КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушки с изображением человеческого лица.

И наконец, в-четвертых, наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета без присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, ноактивно действует . Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец, начиная со 2-го месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослым и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни .

Происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические (рождаясь, ребенок отделяется от матери, попадает в совершенно иные условия, организм новорожденного должен адаптироваться к новым условиям существования.)

Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Человеческое дитя «вооружено» от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. Человеческие действия ребенок усваивает уже при жизни.

Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт. Сигналы неудовольствия привлекают внимание взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

Рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса (ребенок начинает сосать вложенный ему в рот предмет), пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений), установление рефлекторного автоматизма терморегуляции (организм ребенка приспосабливается к температурным перепадам).

Защитных рефлексов (при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете, укол вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом - зажмуривание и т.д.);

Ориентировочных рефлексов - реакций, направленных на контакт с раздражителем (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света);


Атавистических рефлексов - рефлексы, на основе которых ничего не развивается (хватательный рефлекс, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.).

Однако на протяжении первого года жизни большинство рефлексов угасает. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. Развитие органов чувств происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Если ребенок попадает в условия отсутствия достаточного количества внешних впечатлений, его развитие резко замедляется и наоборот. Источником зрительных и слуховых впечатлений становится взрослый. Он подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком.

Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов.

Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку, ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно только удовлетворения органических потребностей.

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно возникновение улыбки на обращение матери. Комплекс оживления. В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Термин «комплекс оживления» введен Н.М. Щеловановым. Возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. После четырех месяцев комплекс распадается.

Он включает в себя группу таких реакций:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное оживление;

4) локализация.

Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка. В последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

В комплексе зарождается координация движений. Это уже не просто движения, а попытка воздействовать на взрослого, привлечь его внимание к потребностям ребёнка. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сложилась.

Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством. Медицинский критерий конца периода новорожденности - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился (ребенок теряет вес в первые две недели, а потом набирает опять).

На приеме у педиатра ребенку измеряют вес, рост, окружность головы - это основные физиологические параметры. Так же важно оценить, как ребенок развивается психически. Детские неврологи определяют его уровень с помощью комплекса оживления, являющийся важным критерием полноценного развития малыша.

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал.

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Чувствуя рядом маму, малыш спокоен и счастлив, он начинает реагировать на мир положительными эмоциями, что является залогом благополучного развития психики.

Определение понятия

Комплекс оживления младенца формируется у ребенка в возрасте трех недель и проявляется в виде различных эмоциональных реакций, с помощью которых малыш общается с родителями и познает окружающий мир.

Основные реакции, означающие появление комплекса оживления:

  • в первые секунды контакта со взрослым ребенок замирает;
  • сосредоточенное рассматривание взрослого, его лица, особенно глаз, а также рассматривание предметов;
  • осознанная улыбка, выражающая радость;
  • ребенок оживленно двигает руками и ногами, поворачивает голову, выгибает спину при виде взрослого;
  • для привлечения внимания младенец использует вскрикивание или гуление.

Критерии оценивания психологического развития проявляются одновременно, отсюда и название - «комплекс».

Комплекс продолжается до 4–5 месяцев т. к. у младенца возникают новые формы поведения, резко меняется настроение.

Важным новообразованием комплекса оживления является зрительный контакт со взрослым. Пока малыш разглядывает его не осмысленно, не различает лица родных и чужих, но к середине первого года жизни он перестанет улыбаться всем подряд и будет с осторожностью относиться к незнакомым людям.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот - при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Отсутствие комплекса или его запоздание

Если у ребенка в положенный срок не наступил комплекс оживления, это повод обратится к невропатологу, т. к. отсутствие комплекса может означать развитие серьезных психических заболеваний. Признаком нарушения психики являются и реакции в виде плача и крика, испуга. Такая реакция характеризует детей с повышенной возбудимостью и нервностью, с легкой дисфункцией мозга, повышенным черепным давлением, церебральным параличом.

Комплекс оживления тесно связан со слухом и зрением, поэтому дефекты этих рецепторов могут послужить причиной отсутствия комплекса оживления.

Недоношенный ребенок, или перенесший травму при родах, получивший желтуху или страдающий асфиксией, овладевает комплексом в более поздние сроки или не овладевает вовсе.

Чтобы оценить уровень психического развития ребенка, можно проследить за его манипуляциями с игрушкой. Он должен следить за ее передвижением, тянуть к ней руки, хватать ее, сопровождая действия эмоциональной реакцией - улыбаться или хмуриться.

В возрасте 10 недель грудничок должен наблюдать за мамой, улыбаться ей и приветственно болтать ручками и ножками, а также отграничивать звуки, поворачивая голову, сопровождая свои действия гулением.

Эти показатели являются важным фактором полноценного психического развития. Если ребенок не фокусирует взгляд, не проявляет реакцию на взрослых и предметы, возможно у него есть серьезное заболевание или отклонение в развитии. Не стоит пренебрегать посещением невролога и его советами.

Какие бы отклонения ни выявил специалист, необходимо самостоятельно стараться вызвать комплекс оживления у грудного ребенка с помощью привлечения внимания, разговоров с ним во время переодевания и купания, кормления и гуляния.

Заключение

Комплекс оживления - это основной способ общения маленького ребенка, показывающий уровень его психического развития. Поэтому родителям необходимо знать это и наблюдать за реакциями младенца и в случае отклонений незамедлительно обратиться к врачу.

У дитя в первый год жизни быстрыми темпами идет и физическое, и психическое развитие. Все мамы трепетно следят за прибавками в росте и в весе и сверяют моменты овладевания двигательными навыками с нормами и развитием знакомых детей. Но как отследить, правильными ли темпами происходит психическое развитие крохи?

Психическое развитие малыша также проходит по определенному графику, и первым проявлением его у ребенка становится так называемый «комплекс оживления». Отследив время его появления, вы сможете понять, правильно ли развивается нервная система младенца и созревает его психика.

Когда он появляется?

В норме комплекс оживления должен появиться у грудничка к 2,5 месяцам. До этого срока развитие психики ребенка постепенно нарастает: кроха начинает лучше видеть и слышать, узнает родных и испытывает первые свои привязанности к людям. Дитя, заметив движение или услышав голос, поворачивает головку в сторону источника звука или движения, внимательно следит за вами, вглядывается и вслушивается.

К шести неделям грудничок начинает улыбаться, завидев или услышав вас. Это — первое общение ребенка с вами в начальный период. Развитие психики и постепенное снижение тонуса мышц к 2,5 месяцам позволяет младенцу выражать свои эмоции и «разговаривать» с близкими иначе, более ярко и выразительно — с помощью проявления комплекса оживления.

Как он проявляется?

Проявление эмоций и желание общаться с близкими у младенца не зря названо «комплексом», ведь он состоит из целой группы чувственных, психологических и двигательных реакций.

  1. Сначала грудничок словно замирает. Глазами он пристально сосредотачивается на появившемся в помещении взрослом.
  2. Узнав близкого человека, младенец эмоционально оживляется. Он начинает широко улыбаться.
  3. Затем «запускается» двигательная активность ребенка. Дитя радостно и словно бесконтрольно вскидывает конечности и начинает ими двигать. Его спинка выгибается, и к общей картине добавляются покачивания головы.
  4. Дополняют картину комплекса оживления радостные вскрики ребенка — он может певуче гулить, отрывисто произносить гласные или повторять звукосочетания (в зависимости от уровня его развития речи).

К четырем месяцам этот комплекс начинает распадаться на отдельные составляющие, которые перерастают в новый период в иные формы поведения малыша. Двигательная активность может перерасти в протягивание ручек к маме с призывом взять его из кроватки, гуление развивается в артикуляционные игры младенца, а эмоциональная реакция крохи на появление близких становится ярче — радостная улыбка превращается в счастливый хохот и восторженные вскрики.

Если комплекс оживления не появился?

Поскольку комплекс оживления — практически первая из ступеней психического развития дитя, запаздывание его появления на долгий срок или же полное его отсутствие в этот важный период будет говорить о наличии у малыша патологических состояний нервной системы.

Если к 10-12 неделям у грудничка не замечен комплекс оживления младенца, он не машет радостно ручками и ножками при вашем появлении, не узнает вас и не улыбается при вашем появлении, — обратитесь к психоневрологу. Замедление психического развития или отсутствие эмоциональных составляющих при общении с близкими у ребенка в этот период может сигнализировать о наличии у него задержки развития или даже аутизма.

Отсутствие комплекса оживления — это не приговор. Вместе со специалистом вы поможете малышу занятиями и терапией скорректировать темпы созревания его нервной системы.

Как помочь психике грудничка развиваться?

Безусловно, мы должны помогать нашим детям развиваться и все силы прикладывать, чтобы темпы овладевания двигательными навыками и психического созревания были близки к норме. Психологическое развитие детей тесно связано с общением, ведь даже самый первый знак того, что кроха развивается правильно — комплекс оживления — это по сути своей взаимодействие грудничка с близкими.

Детские психологи долго изучали комплекс оживления, его компоненты, наблюдали и экспериментировали с тем, что заставляет его проявиться в период младенчества, и пришли к следующим выводам:

  1. Активность ребенка обратнопропорциональна активности родителей. То есть, если взрослые «суховато» относятся к малышу в период становления комплекса, не проводят все свое время рядом с ним, комплекс оживления у младенца проходит чаще и ярче. Он словно привлекает внимание к себе, просит общения. И наоборот, при постоянных контактах с родителями, чрезмерной их активности и ласке, грудничок будет редко проявлять эмоции таким образом, и его младенчество может пройти с минимальной демонстрацией такого явления, как комплекс оживления.
  2. «Тиранические» методы воспитания ребенка, когда родители намеренно игнорируют плач малыша, чтобы его не разбаловать, приводят к угнетению темпов психического развития грудничка. Толчками для формирования психики служит ежедневное общение малыша с родителями в период младенчества. Лишенный близости, грудничок будет развиваться медленней и с вероятными отклонениями.
  3. Модель общения, которую ребенок будет использовать в детстве и во взрослой уже жизни, корнями уходит в младенчество, именно — первые 4-5 месяцев. Капризные и требующие активного общения дети вырастают из малышей, которым этого взаимодействия в свое время «не додали», а замкнутые и избегающие общества — из грудничков, пребывание со взрослыми у которых было чрезмерным.

Как видно, психологическое развитие малышей в период младенчества проходит по очень тонкой грани, и важно правильно себя повести, чтобы ребенок вырос нормальным, общительным и в меру открытым для мира.

  • С самого рождения крохи общайтесь с ним при смене подгузника, купании и прогулках;
  • заметив, что младенец увлечен чем-то своим — предоставьте ему время для свободных действий, не навязывайтесь;
  • при проявлении комплекса оживления старайтесь отвечать грудничку, но не перегибая палку: в ответ на улыбку улыбнитесь, на гуление — скажите что-то ласковое, на движения — помахайте крохе рукой;
  • развивайте компоненты, составляющие комплекс оживления, в отдельные проявления: двигательную активность постепенно перенаправляйте в осознанные движения посредством игр, а гуление младенца — в «речевое» общение с вами.


Рассказать друзьям