Новорождённый или грудничок много спит: стоит ли беспокоиться? Новорожденный ребенок. Первый месяц ребенку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ваш долгожданный малыш родился! Перед Вами новорожденный ребенок, маленькое и беспомощное существо, такое крошечное, что Вам страшно взять его на руки. Давайте рассмотрим малыша вместе. Так ли он беспомощен и не приспособлен к жизни, как кажется на первый взгляд?

Из этой статьи вы узнаете как проходит развитие новорожденного ребенка.

Развитие новорожденного ребенка

Не огорчайтесь, если Ваш малыш совсем не такой, каким Вы его себе представляли. Пятна на коже, ее неестественный цвет и все другие, на Ваш взгляд, странности, как правило, через 2 недели проходят. Все вопросы, которые Вас беспокоят, обсудите с врачом. Он развеет Ваши сомнения и страхи. И не корите себя за бесчувственность.

Когда Вы увидите, как чуток малыш к Вашей ласке, то полюбите его всем сердцем.

Первые дни после рождения

Необычную форму головка приобретает при сдавливании во время родов. Через 2 недели она округлится. На темени видны мягкие, чуть пульсирующие мембраны. Это роднички. Здесь кости черепа еще не сомкнулись. Роднички закроются к полутора годам. У всех новорожденных глаза, как правило, голубые. Их цвет может меняться, а постоянным станет в полугодовалом возрасте. Веки у малышей сразу после родов обычно припухшие, правда, иногда это бывает следствием инфекции.

Для зрелого, доношенного ребенка характерны следующие средние показатели физического развития: масса тела - 3300 г для девочек и 3500 г - для мальчиков, длина тела - 52-53 см, окружность головки - 35 см, груди - 34 см. Такой малыш громко кричит, у него отмечаются активные движения, выраженный мышечный тонус, особенно сгибателей, определяются разнообразные физиологические рефлексы.

Период новорожденности начинается с момента рождения ребёнка и продолжается 4 недели.

Ранний период новорожденности

Ранний период новорожденности - основной период в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни - продолжается от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни. Прохождение плода по естественным родовым путям вызывает родовой стресс с последовательным напряжением функциональной активности гормональных систем, участвующих в процессах адаптации.

Характеристика периода новорожденности

В первые часы жизни увеличивается выброс катехоламинов и глюкокортикоидов с последующим переключением на "долгосрочные меры защиты" - увеличение секреции тиреотропного гормона (ТТГ), адренокор-тикотропного гормона (АКТГ) и тироксина (Т 4). Высокая концентрация катехоламинов в пуповинной крови при рождении способствует инициации дыхания, становлению лёгочной функции, прекращению секреции жидкости лёгкими.

С первым вдохом новорождённого начинают функционировать органы дыхания. Уравновешивание давления в аорте и лёгочной артерии приводит к прекращению тока крови через артериальный проток и поступления крови из правого предсердия через овальное окно в левое. Происходит полное "включение" малого круга кровообращения; устанавливается адекватное дыхание с эффективным газообменом. Пупочные сосуды запустевают, а питание ребёнка становится энтеральным (его наиболее предпочтительный вариант - грудное вскармливание). В течение первых нескольких дней жизни отмечают уменьшение первоначальной массы тела на 5-6% за счёт потери жидкости, что считают физиологическим явлением. Сразу после рождения почки берут на себя гомеостатические функции, кровоток в них резко увеличивается за счёт снижения сопротивления в почечных сосудах.

К состояниям, отражающим адаптацию ребёнка к новым условиям жизни, относят также физиологический катар кожи, физиологическую (конъюгационную) желтуху и др. Температура тела новорождённого неустойчива, энергетическая потребность для её поддержания и двигательной активности составляет 55 ккал/кг/сут.

Родовой стресс, перестройка функций дыхания и кровообращения, незрелость адаптационных механизмов ребёнка отражаются на обмене веществ. Метаболические процессы у новорождённых проходят по анаэробному, или гликолитическому, пути. Если адекватная оксигенация не устанавливается, могут развиться метаболический ацидоз и гипопротеинемия.

Газообмен новорождённого становится таким же, как у взрослого человека, катаболическая фаза обмена сменяется анаболической, начинается интенсивная прибавка массы и длины тела, развиваются анализаторы (прежде всего зрительный); начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.

В связи с преобладанием в центральной нервной системе (ЦНС) процессов торможения новорождённый большую часть суток спит. На звуковые и слуховые раздражители ребёнок реагирует установочной реакцией. С момента открывания глаз, т.е. с первых часов жизни ребёнка, начинает функционировать зрительный канал передачи информации. Показателем восприятия объекта новорождённым служат движения глазных яблок - слежение инфиксация взора, устанавливающиеся к месяцу жизни.

Дыхание, кровообращение, пищеварение и выделение совершаются с максимальной интенсивностью: частота дыхательных движений (ЧДД) 40 в минуту, частота сердечных сокращений (ЧСС) 140-160 в минуту, количество мочеиспусканий 20-25 раз в сутки. Первый акт дефекации происходит в течение 24 ч после рождения. Стул у новорождённого меняет цвет от чёрно-зелёного (меконий) до жёлто-коричневатого. Частота дефекаций в периоде новорождённости соответствует частоте кормлений и количеству полученной пищи и в среднем составляет 3-5 раз в сутки.

Наличие циркулирующих гормонов матери в крови новорождённого может сопровождаться половым кризом: у девочек отмечают реакцию со стороны матки - появляются кровянистые менструальноподобные выделения. Как у девочек, так и у мальчиков может быть реакция молочных желёз (вплоть до секреции молозива).

К 3-4-й неделе жизни ребёнка кожа очищается и становится розовой. Защиту от многих вирусных и некоторых бактериальных инфекций обеспечивают IgG, передающиеся ребёнку от матери. Функция собственных Т-лимфоцитов несколько снижена.

Заболевания неонатального периода обусловлены прежде всего неблагоприятными факторами, действовавшими внутриутробно или в родах. В этом периоде выявляют пороки развития, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью эритроцитов матери и плода [гемолитическую болезнь новорождённых (ГБН) по резус (Rh)- или групповой (АВО) несовместимости], перинатальное поражение ЦНС гипоксического, травматического или инфекционного генеза, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах. В первые дни жизни могут возникнуть гнойно-септические заболевания (например, пиодермия), бактериальные и вирусные поражения дыхательных путей и кишечника. Лёгкость инфицирования обусловлена отсутствием у новорождённых секреторного IgA и низким содержанием антител (AT), относящихся к классу IgM.

Двигательная активность у новорожденных

У здорового новорождённого верхние и нижние конечности согнуты и приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки, стопы находятся в умеренном тыльном сгибании по отношению к голеням под углом 90-100°. Определённую двигательную реакцию у новорождённого вызывают температурные и болевые раздражители. Так, в ответ на воздействие холода двигательная активность уменьшается, появляется сосудистая кожная реакция в виде мраморности кожных покровов, часто возникают плач, тремор конечностей и подбородка. При перегреве нарастает беспорядочность движений. Для болевых раздражений характерна недифференцированная хаотическая общая и местная реакция с движением в противоположном от раздражителя направлении. Мелкоразмашистый тремор рук и нижней челюсти, возникающий при крике или беспокойстве ребёнка в первые 3 дня жизни, обычно не является патологией.

У детей более старшего возраста координацию движений оценивают как при осмотре (излишняя суетливость, двигательное беспокойство, добавочные движения), так и при проведении координационных проб (пяточноколенной, пальценосовой).

Мышечный тонус у новорожденных

Для новорождённых характерен физиологический гипертонус мышц сгибателей как в проксимальных, так и дистальных отделах. Гипертонус мышц сгибателей рук сохраняется до 2-2,5 мес, мышц сгибателей ног - до 3-3,5 мес. Оценить мышечный тонус можно с помощью пробы на тракцию: нужно взять ребёнка за запястья и потянуть на себя. При этом руки у него слегка разгибаются в локтевых суставах, затем разгибание прекращается, и ребёнок всем телом подтягивается к рукам. О мышечном тонусе можно судить и по способности Одерживать тело в горизонтальном положении лицом вниз над поверхностью пеленальника (на руке исследующего). Руки ребёнка при этом слегка согнуты, а ноги вытянуты.

Ранний неонатальный период развития новорожденного

В период новорожденности малыша можно выделить ранний неонатальный период - это самые первые и главные 7 суток в его жизни после рождения. Этот период является очень важным в адаптации ребенка к новым условиям.

Вследствие отхождения мекония (первый стул малыша, темно-зеленого цвета, без запаха), потери воды, а также в связи с недостаточным поступлением пищи в первые дни жизни может произойти физиологическое снижение массы тела на 6-9% от первоначальной. Это абсолютно нормально!

Через несколько дней адаптации к окружающим условиям развитие новорожденного ребенка начнет набирать обороты. Малыш начнет прибавлять в весе. Температура тела новорожденного еще неустойчива и в первые 2 дня может снижаться на 1-1,5 °С. У некоторых детей на 3-4-й день отмечается так называемая транзиторная лихорадка, при которой температура тела в течение нескольких часов удерживается на уровне 38-40 °С.

В первые дни после рождения кожа малыша ярко-красная, гиперемированная. Это связано с тем, что сосуды кожи расширены. Примерно у половины детей отмечается физиологическая желтуха, которая связана с усиленным распадом эритроцитов и незрелостью ферментных систем пигментного обмена. На 7-й день жизни кожа постепенно становится розовой, иногда может отмечаться шелушение. Особенно внимательно следите за кожей малыша, потому что она подвержена появлению потницы и опрелостей. Не забывайте осматривать подмышечные впадины, складки в паховой области, шейку, кожу за ушками, слуховые проходы, половые органы, пупочную ранку и кожу вокруг нее.

Новорожденный малыш почти постоянно спит, поскольку в центральной нервной системе резко преобладают процессы торможения.

Поздний неонатальный период развития новорожденного

В этот период происходит дальнейший процесс адаптации и развития. При нормальной лактации у мамы ребенок начинает быстро прибавлять в весе. Во время бодрствования у новорожденного начинают вырабатываться условные рефлексы. С 3-го дня жизни и до конца 1-го месяца у малыша появляется так называемая протоулыбка, или рефлексивная улыбка. Она почти незаметна и чаще всего является реакцией на голос мамы и на щекотку. На 3-4-й неделе многие дети начинают отвечать улыбкой на обращение взрослого. А чуть позже появляется та самая долгожданная первая улыбка маме! Малыш начинает отличать лица людей и выделять мамино лицо! Именно настоящая улыбка считается основным признаком, знаменующим окончание периода новорожденности и переход к младенчеству.

Даже небольшие изменения условий окружающей обстановки ребенка могут привести к серьезным нарушениям здоровья малыша. Новорожденные очень чувствительны к стафилококковой и стрептококковой инфекции, к условно-патогенным штаммам кишечной инфекции, сальмонеллам, которые вызывают септические и токсико-септические заболевания. К иммунологическим особенностям новорожденных относится то, что они почти не восприимчивы ко многим острым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и др. Это объясняется наличием пассивного иммунитета, который сформировался еще до рождения вследствие проникновения готовых антител через плаценту из крови матери в кровь ребенка.

Кожа новорожденного хорошо снабжена кровеносными сосудами. На тепло и холод малыш быстро реагирует расширением сосудов. К моменту рождения все потовые железы сформированы и уже способны функционировать. Однако протоки в них развиты слабо, а просветы еще закрыты эпителиальными клетками. Потоотделение начинается только с 3-4-й недели, а полное развитие потовых желез происходит к 5-6 годам. Именно поэтому новорожденные малыши плохо удерживают температуру тела 36-37 °С, легко переохлаждаются и перегреваются.

Сальные железы начинают функционировать уже во время внутриутробного развития ребенка. Секрет их вместе с претерпевшими жировое перерождение клетками эпидермиса образует так называемую творожистую смазку белого цвета, которая частично или полностью покрывает тело новорожденного и облегчает прохождение его через родовые пути. Эту смазку Вы видели как белый налет на коже малыша при рождении. В роддоме смазку смывают сразу после рождения, а сторонники домашних родов ее не трогают некоторое время, поскольку считают, что она - своеобразный барьер на пути проникновения инфекции. Сальные железы активно функционируют и в течение 1 -го года жизни, что особенно заметно у детей с экссудативным диатезом. На головке у таких деток образуется жирное наслоение желтого цвета, которое необходимо удалять во время купания.

Волосы новорожденного ребенка отличаются отсутствием в них сердцевины. Первые волосики - предшественники настоящих волос. На голове у многих новорожденных деток волосы развиты хорошо, а туловище и спина могут быть покрыты пушком, которого особенно много у недоношенных детей. У доношенных новорожденных хорошо выражены ногти. Они длинные, острые и малыши могут оцарапать ими себе личико. Поэтому обязательно обрезайте ноготки ножницами с тупыми концами.

Как развивается новорожденный ребенок?

У новорожденных и детей грудного возраста голова относительно больших размеров. Швы черепа широкие и несросшиеся. Закрытие их происходит к 2-3 месяцам, а полное сращение - к 3-4 годам. По ходу швов на месте сближения нескольких костей черепа у новорожденных определяются роднички, прикрытые соединительно-тканной мембраной. Различают большой родничок (между лобными и теменными костями), малый (между теменными и затылочными костями) и два боковых (между височными, теменными и лобными костями) - справа и слева. К моменту рождения малыша боковые и малый роднички обычно закрыты. Если малый родничок оказывается открытым, то при нормальном развитии ребенка он закрывается к 2-3 месяцам. Большой родничок у новорожденного имеет размер в среднем 2x2,5-3 см, закрывается он к 12-16-му месяцам жизни.

Закладка зубов происходит на 6-8-й неделе эмбрионального развития. Ребенок, как правило, рождается без зубов. Редко отмечаются случаи, когда резцы появляются еще до рождения.

Мышечная система у новорожденного анатомически сформирована. Движения здорового новорожденного малыша хаотичные, импульсивные и почти беспрерывные. У него выявляются многочисленные временные рефлексы : обхватывания, защиты, ползания, плавания и другие, которые постепенно исчезают в течение первого полугодия жизни. Отмечается двигательная реакция на звуковые, световые и другие раздражители. Упорядоченность движений происходит по мере созревания центральной нервной системы и коры головного мозга.

У новорожденного отлично развито обоняние . С самого рождения малыш узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи, различает и другие запахи. Учуяв запах молока, малыш набрасывается на материнскую грудь и начинает ее энергично сосать. При этом он как бы "накладывает" на грудь свой запах, после чего она становится ему еще роднее.

Размеры рта относительно малы, язык большой и почти полностью заполняет ротовую полость.

Мышцы языка и губ очень хорошо развиты. В толще щек имеются жировые подушечки, именуемые комочками Биша. Поэтому большинство новорожденных и детей первого года имеют пухлые щечки. Сосательный рефлекс очень хорошо развит.

Еще не родившись на свет, малыш умеет различать вкус! Он прекрасно отличит вкус сладковатого маминого молока от чего-либо неприятного: горького, кислого или соленого. Вкусовых рецепторов во рту новорожденного больше, чем у взрослого человека, и некоторые из них находятся даже за щеками. Вкусовые предпочтения и пристрастия малыша формируются еще до рождения и связаны с питанием мамы во время беременности.

Слюнные железы развиты слабо, в первые 6-8 недель слюны выделяется мало.

Слуховой анализатор сформирован настолько, что способен воспринимать звуки сразу после рождения. В течение нескольких дней после рождения малыша его внутреннее ухо заполнено жидкостью, которая смягчает восприятие большого количества звуков. Ученые считают, что младенцам больше всего нравятся высокие частоты. Новорожденные реагируют на звук вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием и прочим. Слуховой нерв окончательно сформируется лишь к концу 1-го года жизни.

После рождения малыш уже видит! Лучше всего ребенок видит на расстоянии примерно 20 см, и в этих пределах он может уже сосредоточивать свое зрение на объекте. Острота зрения на более дальних расстояниях у него практически в 30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние объекты. Малыш зрительно еще не может воспринимать мелкие детали, но ему уже нравится все то, что он видит и слышит вокруг себя.

Половые органы кажутся большими и у мальчиков, и у девочек. Если у девочек есть выделения из влагалища, не пугайтесь. Они вызваны гормонами, содержащимися в крови матери, и вскоре исчезнут. Если Вас тревожит, что яички у малыша втянуты в пах, обсудите это с врачом. У ребенка (независимо от пола) могут быть набухшими молочные железы и даже выделяться молоко. Не выдавливайте его. Припухлость сама по себе исчезнет дня через два.

После рождения младенец постоянно нуждается в физическом контакте с мамой. Помните, что это необходимое условие для его нормального роста и развития.

Начнем с определения, ибо сам термин "новорожденный " - понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее - с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, - дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, - дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу - предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных - тема специфическая, требующая акцента не столько на "умениях", сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: "родился 8-9 баллов по Апгар". Не все знают, кто такой или что такое "Апгар", многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар - это фамилия такая с ударением на первой букве "А", принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе - получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар - это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет... Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов - вовремя получить информацию. Есть и второй способ - попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего - что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка - не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного - мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза - не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света - реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома - слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий - вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим - уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на "невкусные" лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано - плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс - очень высокая восстановительная способность - заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность - повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой - не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, - малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного - узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос - уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия - чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного - один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно - практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала - поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней - светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое - 4-5 раз в сутки - это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет - 10-15 мл "собралось" и достаточно - пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) - отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее - меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют "физиологические рефлексы новорожденных" . Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг "созревает", они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой - ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение - способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого - не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Приблизительное время чтения: 12 минут

Вот и остались позади эти долгие девять месяцев ожиданий и томлений, сменившись страхами и опасениями скорых родов. Они также, согласно закономерности процесса, подошли к своему логическому завершению. И вот она новая жизнь делает свой первый вдох и издает свой первый крик, извещая мир о своем появлении. Это только начало долгого пути.

Только что родившегося кроху положат на живот или на грудь новоиспеченной мамочке и тут же заберут. И пока мама отходит от родового процесса, малышу предстоит пережить еще несколько стрессовых минут.

Девять месяцев малыш переживал все эмоции и впечатления вместе с мамой. Окружающий мир его касался косвенно. Он был защищен, находясь в тесном пространстве матки. В момент рождения ребенок сталкивается с внешним окружением. Далеко ему не знакомым и не понятным. Первые моменты - это адаптация к миру после родового процесса.

При рождении связь «мать - ребенок» не прерывается, а наоборот еще больше укрепляется. С первых моментов рождения младенец способен взаимодействовать с окружающим миром.

Он видит, слышит, ощущает боль, холод, тепло, реагирует на вкусовые изменения, запахи. Своим криком он привлекает внимание взрослых. При общении с нами взрослыми дети накапливают и совершенствуют свой опыт знакомства с окружающим миром.

Все только начинается

Сразу после рождения состояние крохи оценивается по шкале Апгар (оценивают цвет кожных покровов, пульс, мимика, рефлексы, тонус мышц и дыхание). Эту процедуру повторяют через 5 минут и вносят в мед карту новорожденного запись в виде дробного числа. Чем больше число, тем лучше показатели здоровья при рождении. И наоборот, низкие цифры говорят о затруднениях в жизнедеятельности.

Это отнюдь не последние неудобства, которые малыш испытает в ближайшее время. Его измерят (объем груди и головы, длина тела) и взвесят, а потом, в течение 12 часов привьют от вирусного гепатита, а в течение 7 дней от туберкулеза прививкой БЦЖ. Новый мир, который кажется любому взрослому человеку довольно безопасным, для малыша таковым не является. Скорее, наоборот, на смену уюту материнской утробы приходит среда, полная различных угроз. Лучше использовать любую возможность уберечь маленький неокрепший организм от дополнительного стресса и болезни.

Давай знакомиться

Без сомнения, все время беременности и в процессе родов мамочка часто задумывается и представляется своего малыша. И чаще всего эти представления имеют очень отдаленное отношение к действительности. Потому что новорожденный кроха всегда мнится румяным улыбающимся карапузом с бархатистой кожей и ясными глазками. На деле же зачастую все несколько иначе.

При первом взгляде на только что родившегося малютку может сложиться впечатление, что с ним что-то не в порядке: непропорционально большая голова странной формы, скрюченные ножки и ручки, длинные волосы или их полное отсутствие, неравномерный цвет кожи и прочее. Но не стоит из-за этого переживать, так как приведенное выше описание абсолютно нормально. Для человека, проведшего 9 месяцев в жидкой среде и не имеющего особого разнообразия поз и движений, этот кроха выглядит потрясающе.

Потребуется совсем немного времени, и к 1 месяцу малыш уже будет выглядеть как звезда детского глянца.

В первые дни жизни кожа малыша особенно чувствительна вследствие потери первородной смазки, поэтому обращаться с ней следует крайне бережно и осторожно. Лучше использовать для ухода специальные масла и кремы для новорожденных, которые можно приобрести в аптеке.

Становление режима

Первый вдох малыша – начало адаптации к миру. Множество стимулов, пятен, запахов, звуков, перепады температур… чтобы привыкнуть ко всему этому крохе требуется огромное количество энергии. Поэтому в течение первого месяца жизни он спит и учится бодрствовать. Если первая неделя – практически сплошной сон, то начиная со второй появляются малые и кратковременные периоды бодрствования, а дальше – больше. Но как бы то ни было 18 – 20 часов в сутки малыш наслаждается снами в «позе лягушки». Через каждые 2 – 3 часа новорожденный просыпается, чтобы перекусить. Однако даже в процессе приема пищи ему ничего не стоит заснуть или дремать в течение всего кормления. Иногда, чтобы стимулировать малыша к пище, его похлопывают по попке и вынимают сосок материнской груди из ротика, и снова вводят обратно. Иначе соня вполне может остаться голодным.

Становлением режима дня нужно начинать в течение этого 1 месяца, постепенно упорядочивая процесс кормления и пробуждения малыша и строго соблюдая временные интервалы между двумя этими процессами. Очень важно своевременно проводить необходимые гигиенические процедуры. Утренний туалет, который подразумевает умывание ребеночка, чистка носа и ушей, промывание глаз и пространства между пальчиками на ручках и ножках. Вечерний туалет, включающий в себя купание и процедуры ухода за нежной кожей новорожденного.

Первые азы общения

Ошибочно мнение, что новорождённый ничего не видит. К пятому дню жизни ребенок открывает глазки шире и немного, прерывисто пытается следить за объектом. Развивать этот навык необходимо яркими игрушками. У младенцев есть даже свое цветовое предпочтение. Часто их взор останавливается на определенном ярком цвете. Кто-то предпочитает яркий желтый, розовый, красный, а у кого-то любимый черный цвет.

Исследование

Были проведены исследования у младенцев 4-6 недель, им демонстрировали ленточки ярких и постельных тонов. Время фиксирования взора малышей проводили при помощи секундомера. Один из младенцев выбрал зеленый цвет, другой холодный розовый, третий отдал предпочтение голубому оттенку, а одна из девочек выбрала черный цвет.

После анализа итогов были сделаны выводы. Дети выбирали цвета в соответствии с цветом одежды их мам. Именно в такой цветовой гамме были одеты мамочки, после рождения малышей. С этими тонами связаны самые первые впечатления: кормление, убаюкивания на руках. Девочка, которая выбрала черный цвет, ассоциировала свой выбор с одеждой своего любящего и заботливого отца. Он носил черную морскую форму.

Поговори со мною мама

С первых дней жизни с малышом необходимо ласково общаться, благодаря этому он чувствует заботу. Чувство безопасности и нужности помогает правильно развиваться ребенку. Сейчас на современном рынке существует масса звуковых игрушек, однако они не могут заменить ласковый и родной голос мамы.

Совет:
Когда вы разговариваете с малышом, становитесь так, чтобы он видел ваше лицо. В этот период ребенок не только прислушивается, сосредотачивается, но и различает звуки речи, интонацию. Пытаются подражать, связывают ваш облик с характерной для вас интонацией, тембром голоса, ритмом речи.

Во время общения с взрослыми малыш знакомится со звуками, это необходимо в дальнейшем для становления речи. Гуление начинается со слогов, которые потом у ребенка связываются в слова, затем получаются предложения.

Ушки на макушке

Еще внутриутробно малыш начинает знакомиться со звуками. Психологи рекомендуют часто говорить, читать сказки, слушать музыку беременным. После рождения ребенок не утрачивает умение слышать.

При громких звуках он вздрагивает, при этом хаотично двигает ручками. Это является нормой, необходимо учитывать такой факт, исключать громкие звуки в присутствии крохи.

Категорически запрещается брань, ругань и повышенная тональность разговора возле младенца. Для благотворного развития нужно ставить ребенку приятную музыку, звуки природы, читать сказки, петь колыбельные песни.

Помните. Ребенку необходимо постоянное внимание, доброжелательность, забота для дальнейшего нормального психологического развития.

Рацион и результат

В первую неделю после рождения ребенок обычно малыш может потерять в весе до 300 грамм. Переживать по этому поводу не стоит. Этот процесс вполне закономерен, потому что в теле крохи есть избыток жидкости, и еще нет установленного режима питания. Вес стабилизируется уже на первой неделе жизни и, в норме, начнет увеличиваться.

На сегодняшний день, какого либо графика приема пищи для новорожденных нет. Их кормят по желанию крохи, которое возникает каждые 2 – 3 часа. Обычно это 6 – 8 кормлений в сутки, с перерывами в 5 часов ночью, это позволит заложить основу для режима питания крохи. В случае женщин, которые впервые стали мамами, специалисты рекомендуют прикладывать малыша к груди чаще, до 12 раз в сутки. Это позволит стимулировать лактацию естественно.

В процессе принятия пищи кроха получает не только молоко или питательную смесь, но и большое количество воздуха. Во избежание скопления лишних газов, после кормлении малыша нужно пару-тройку минут подержать столбиком, чтобы он срыгнул излишки воздуха.

Основным и, пожалуй, единственным источником питательных веществ для ребеночка служит материнское молоко. Такая еда позволяет пищеварительной системе запускаться плавно и равномерно. А следующий за кормлением сон, способствует энергичному развитию внутренних систем и активному росту малютки.

Сам процесс прикладывания ребеночка к груди – это таинство двоих, это процесс энергетического общения материи и ее чада. Поэтому, мамочке следует избегать стрессов и тревог, излишнего беспокойства. Ребенок остро чувствует состояние матери и реагирует отказом от еды и плачем, если мама расстроена или раздражена. Это может сказаться на массе тела малыша и его здоровье крайне негативно.

При соблюдении благоприятных условий, к 1 месяцу малыш наберет в весе от 600 до 800 граммов и заметно подрастет.

Как проводить замеры малыша:

Для измерения длины тела: положить на ровную поверхность так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ее.

Для измерения окружности головы: сантиметровая лента проходит по надбровным дугам и затылку.

Для измерения окружности груди: сантиметровая лента проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди - по нижним краям околососковых кружков.

Наравне с питанием новорожденного огромное значение имеют и его выделения. Стул малыша – индикатор работы маленького организма. Его в серьез оценивают врачи, и мамочке тоже придется в этом знании поднатореть.

В первые пару дней выделения малыша нельзя назвать оформленными. Они имеют жидкую и вязкую консистенцию и темно-зеленый цвет. Это меконий, результат переработки накопленных в утробе и захваченных при родах остатки клеток и веществ.

На смену меконию приходит переходный стул. Он кашеобразный и желтоватый по цвету. В нем могут присутствовать включения мекония, поэтому при виде зеленоватых включений паниковать не стоит, скоро это пройдет.

На исходе первой недели жизни у малыша устанавливается нормальный стул. Обычно он устанавливается на исходе первой недели жизни. С этого момента и до окончания периода новорожденности, то есть до 28 дней, стул ребенка в норме имеет однородную кашеобразную консистенцию, кисловатый запах и желтовато-коричневый цвет.

В зависимости от типа вскармливания характер стула может несколько различаться. Так, если малыш питается исключительно грудным молоком, то цвет его стула будет желтовато-золотистым, а сам стул мягким. В зависимости от количества приемов пищи кроха будет преподносить маме сюрпризы, обычно от 2 до 6 раз в день. Если по каким либо причинам кроха не может питаться материнским молоком, то испражняться он будет чуть реже, всего 3-4 раза в сутки, и его стул будет вязковатым и густым, коричневатого или светло-желтого цвета.

Разглядывание стула крохи очень важный диагностический момент в отношении его здоровья. Новая среда и питание часто вызывают дисбактериоз и различные кишечные инфекции. Если испражнения малыша изменили свой запах с кисловатого на резко неприятный, стали неоднородными по плотности и цвету, следует бить тревогу и обращаться к врачу. В норме такого происходить не должно.

Пупочная ранка

После появления из утробы матери происходит его отсоединение. Пуповину, соединявшую их ранее обрезают и перевязывают. Из этого торчащего кусочка плоти образуется к концу первого месяца симпатичный маленький пупочек, при правильном уходе, конечно. А для него мамочке понадобится два раза в день проводить обработку пупочной ранки следующим образом:

  • Тщательно вымыть руки;
  • Взять кусочек стерильной ваты и намотать ее на спичку или зубочистку. Повторить данную процедуру трижды. В результате должно получиться три деревянные палочки с ватками на концах;
  • Смочить один из получившихся тампончиков в перекиси водорода и без давления осторожно обработать ранку;
  • Взять другую палочку и смочить в салициловом спирте. Снова протереть ранку, невзирая на активный протест со стороны малыша;
  • Третий тампон смочить в зеленке и повторить процедуру.

В результате правильного ухода через пару недель пупочная ранка должна стать узкой и сухой, без каких либо выделений и покраснения кожи на животике малютки. К концу 4 недели жизни она окончательно зарастет и пупочек крохи приобретет нормальный вид.

Водные процедуры

Купать ребеночка нужно начинать сразу после выписки из родильного дома, в тот же день. Отложить водные процедуры следует в том случае, если накануне или в этот же день малыша привили от туберкулеза.

Воду для купания малыша следует использовать кипяченую и приближенную по температуре к 37°С. Купать кроху следует через день, а 1 раз в неделю совершать купание с применением детской губки и 2 раза в неделю мыть голову, используя шампунь для новорожденных. Все остальные средства, используемые для купания должны также быть специальными детскими. Старайтесь вытащить ребенка из воды до того, как он плачем и криком вас об этом попросит. После, малыша следует вытереть промакивающими движениями и перейти к процедурам ухода.

Не следует купать ребенка, когда он может быть голоден, то есть, если после последнего приема пищи прошло более 1 часа.

Кожа новорожденного очень нежная и подвержена раздражениям и сухости. Поэтому кожу малыша обязательно нужно смазать детским кремом или маслом, особое внимание уделяя глубоким складочкам.

После каждого стула кроху необходимо подмывать с мылом под проточной водой. После этого кожу ягодичек обязательно смазать маслом или кремом.

Ноготки на 1 месяце ребеночку стричь не следует во избежание травм и последующих воспалений.

Дважды в день кроху нужно умывать. Для этого нужно взять два ватных тампончика и обмакнуть в кипяченую воду, после слегка отжать и одновременно протереть оба глазика по направлению от ушек к носику. Далее взять еще один ватный тампон. Также смочить и протереть все личико крохи.

Прогулки

По истечению 2 недель малыша можно вывозить на прогулки, продолжительность первой из которых должна быть не более 15 минут. Для первого «выхода в свет» следует выбрать подходящий день в погодном отношении. Лучше пренебречь гулянием, если на улице идет дождь или сильный снег, а также, если сильный мороз, смог или туман. В дальнейшем можно будет прохлаждаться в свое удовольствие, все приходит с опытом. На следующий день после первой прогулки время нахождения на воздухе составляет уже 30 минут. И так постепенно продолжительность прогулок увеличивается до 2 – 2,5 часов в день для прохладных сезонов, и неограниченно для теплых.

Не нужно наряжать малыша «как капусту», пытаясь уберечь его от простуды. Как раз постоянное перегревание и приводит к частым простудным заболеваниям у ребятишек. Ориентируйтесь на температуру ручек, если они теплые, значит и карапузу тепло. В случае с детьми принцип «холодного носа» не работает.

Пеленать, не пеленать

У многих родителей возникает сомнения, пеленать свое чадо или нет. Ответа категоричного никто не даст. Сегодня ведется масса споров о разумности данного метода. Многие психологи считают, что пеленание ограничивает познание маленького крохи внешнего мира. Что может привести к психологическим последствиям.

Хотя наши бабушки активно практиковали тугое пеленание, все младенцы при этом выглядели очень забавно, словно маленькие куколки. Доказано научными исследованиями, пеленание благотворно влияет на сон ребенка. Он меньше просыпается от хаотичных движений ручками. Так что в этом споре правых нет.

Чтобы найти золотую середину, многие педиатры рекомендуют комбинированное пеленание. Во время бодрствования ребенка оставлять в свободной одежке, а пеленать на время сна.

«Госпитализм» - педагогически запущенный младенец

Внешне ребенок может выглядеть совершенно здоровым, физически крепким. Если он получает мало внимания с рождения, эмоциональная сфера таких детей очень плохо развита.

Симптомы

Обычно таким синдромом страдают отказные младенцы. Такие детки редко плачут, редко улыбаются, почти ничем не интересуются. В дальнейшем вяло, и примитивно играют с игрушками, возникают проблемы с речью.

«Госпитализм» характеризуется задержкой психического развития. Психомоторные функции также нарушаются. В последующем у таких деток развивается апатия, постоянное сосание пальцев, кулачка. Таким образом, ребенок возмещает дефицит информации.

Как быть

У малышей желанных такая проблема не возникает. Материнская любовь, тепло, ласка главный стимул для лучшего развития навыков у младенца. У заботливой, любящей мамы никогда кроха не окажется с диагнозом «госпитализм». Потому как никогда не оставит свою кровиночку надолго без присмотра, не заставит долго плакать, найдет причину недовольства, забьет тревогу когда что-то не так.

Родители должны помнить, мозгу ребенка необходима информация из внешнего мира, для дальнейшего правильного развития. Эту потребность необходимо развивать с первых дней жизни. Постоянная коммуникация, яркие не раздражающие игрушки, приятная музыка.

Подводя итоги

По истечении 4 недель малыш перейдет из периода новорожденности на новый уровень в период младенчества, который продлится до 1 года. Впереди большой мир и долгая полная удивительных открытий жизнь. И не только для малютки, но и для родителей. Самое главное помнить, что каждый ребенок уникален и не повторим. Посему темпы его роста и развития также индивидуальны и особенны, они могут отличаться от общепринятых стандартов, и в этом нет ничего страшного. Если есть какие-либо предпосылки, нужно незамедлительно бежать к доктору. Если таковых нет, придумывать себе причины и следствия не нужно. Есть более важное и приятное занятие – быть просто мамой! Любите и берегите своих малышей!

У только что родившегося малыша кожа, как правило, синюшного цвета. Это связано с , который ребенок испытывал, проходя через родовые пути. Синюшность кожи новорожденного пройдет уже через несколько минут, когда младенец начнет самостоятельно дышать и его кровь насытится кислородом. Кожа новорожденного становится при этом, как правило, ярко-красной. Это связано с состоянием подкожных сосудов, которые сначала сужаются после родов из-за резкой смены температур, а затем рефлекторно расширяются. Такое покраснение кожи сохраняется в течение 2–3 первых дней жизни.

Если ребенок недоношенный (рожденный до 37 недель беременности), кожа у него может быть темно-красной. Это связано с тем, что подкожные сосуды у таких детей расположены очень близко к поверхности кожи из-за того, что подкожножировой слой очень тонок. Именно поэтому кожа у недоношенных малышей легко собирается в складки и образует морщинки.

Ладошки и ступни крохи могут оставаться синюшными еще некоторое время. Это объясняется несовершенством системы кровообращения: более отдаленные от центра части тела хуже снабжаются кровью при отсутствии активных движений. Как только ребенок станет активнее, будет больше двигать руками и ногами, кожа ладошек и стоп станет розовой.

2. Первородная смазка на коже новорожденного обладает бактерицидным действием

Еще одной особенностью кожи новорожденного ребенка является творожистая смазка, состоящая из отпавших клеток эпителия кожи, жиров. До рождения она предохраняла кожу от размокания, так как малыш находился в жидкой среде (околоплодных водах). Во время родов эта смазка помогает прохождению ребенка через родовые пути мамы. Также она обладает бактерицидными свойствами, препятствуя проникновению инфекции. Больше смазки бывает на задней поверхности тела, на лице, ушах, в складках кожи (подмышечных, шейных, паховых и т. д.). При первом туалете новорожденного, который проводит акушерка уже в родзале, первородная смазка удаляется, поскольку становится бесполезной.

3. Голова новорожденного обычно имеет вытянутую вверх форму

Голова новорожденного малыша выглядит большой по сравнению с телом. Окружность головы новорожденного в среднем составляет 33–35 см, при этом обхват грудной клетки в среднем 30–33 см. Это нормальное явление. Выравниваются эти две величины лишь к 3 месяцам жизни крохи, а далее обхват груди постепенно становится больше окружности головы.

7. У новорожденного на головке есть роднички

Гладя малыша по головке, мама может нащупать два мягких углубления. Это большой и малый роднички новорожденного. Роднички образуются в местах соединения костей черепа. Большой родничок новорожденного имеет форму ромба, расположен на макушке головки в месте соединения лобной кости с двумя теменными костями и бывает разных размеров (чаще около 2х2 см). Приложив к нему руку, вы сможете почувствовать его пульсацию. Закрывается большой родничок к 12 месяцам. Малый имеет треугольную форму, располагается в области затылка и образован в месте соединения теменных костей с затылочной костью. Его больший размер составляет около 0,5 см. Но чаще всего к моменту рождения малый родничок бывает уже закрыт. Если же он все-таки есть, то через 2–3 месяца он полностью закроется.

8. Лицо новорожденного в первые часы жизни может быть отечным

Причем иногда из-за отека малыш даже не может открыть глазки. Это происходит из-за нарушения оттока венозной крови от лица при сдавливании во время прохождения через родовые пути. Беспокоиться из-за этого не стоит. Такие отеки быстро проходят в первые дни жизни.

На лице некоторых малышей также могут появиться красные полоски или пятна неправильной формы – сосудистые пятна новорожденных. Это не что иное, как просвечивающие через тонкую кожу пучки кровеносных сосудов. Чаще всего они располагаются в области верхних век, между бровями, на задней части шеи и в области ушей. Некоторые детки рождаются с этими пятнами, а у некоторых они появляются на 2–3-й день жизни. Исчезают они обычно к трем годам без постороннего вмешательства.

9. На теле могут быть пушковые волосы

У многих новорожденных на коже тела можно заметить первородный пушок – лануго. Этим пушком было покрыто все тело плода примерно с 7-го месяца беременности. Большая часть первородного пушка отпадает еще до рождения, но некоторое его количество можно увидеть и после родов, чаще под лопатками и на плечах. А у недоношенных детей пушком могут быть покрыты и щечки. Как правило, пушковые волосы исчезают к двухнедельному возрасту крохи.

10. Половые органы новорожденного кажутся очень большими

Много вопросов у мам может вызвать и внешний вид половых органов новорожденного. При рождении как у мальчиков, так и у девочек половые органы чаще всего отечны и кажутся очень большими. Связано это с присутствием в крови плацентарных эстрогенов. Это временное явление. Отек, как правило, спадает в течение одной-двух недель жизни малыша.

11. Кожа новорожденного может иметь желтоватый оттенок

Это физиологическая желтуха новорожденных. Она встречается у многих малышей, их кожа и слизистые становятся желтоватыми. Желтуха проявляется чаще всего на 3–4-й день после рождения. Она связана с распадом эритроцитов (красных клеток крови), содержащих фетальный гемоглобин (белок, находящийся в эритроцитах, который переносит кислород к клеткам организма), специфичный для плода. Одним из продуктов распада эритроцитов является билирубин. Ферментные системы печени еще несовершенны и не успевают быстро выводить билирубин, вследствие чего он накапливается в крови, вызывая желтую окраску слизистых и .

Желтуха проходит в течение одной-двух недель по мере созревания систем выведения билирубина и в связи с завершением распада эритроцитов с фетальным гемоглобином.

При сильно выраженной желтухе малышу могут назначать внутривенные вливания глюкозы, УФ-облучение, желчегонные препараты, помогающие вывести избыток билирубина из организма. Тем самым врачи помогают организму ребенка справиться с этим состоянием. Игнорирование сильной желтухи может нанести непоправимый вред организму ребенка за счет выраженного токсического действия повышенного уровня билирубина на организм крохи. Возникает общая интоксикация организма, особенно страдает нервная система, в частности головной мозг, а также печень и селезенка новорожденного.

12. У новорожденного часто можно увидеть «прыщики» (милии)

На 2–3-й день жизни у ребенка может появиться мелкая сыпь в виде желтоватых пузырьков, заполненных прозрачной жидкостью. Это так называемые милии, или «просяные пятнышки». Их появление связано с закупоркой сальных желез кожи. Обычно милии проходят в первые месяцы жизни и специального лечения не требуют.

13. Кожа новорожденных сильно шелушится

На 3–5-е сутки может начаться шелушение кожи, чаще встречающееся у переношенных детей (родившихся после 42 недель беременности). Таким образом происходит адаптация кожных покровов к новым условиям окружающей среды. Поскольку это состояние не является патологией и не требует каких-либо медицинских вмешательств, то не стоит смазывать кожу новорожденного увлажняющим кремом: это только помешает естественному процессу. Шелушение проходит через 5–7 дней самостоятельно.

14. Молочные железы новорожденного набухают

Бывает, что на 3–4-е сутки как у мальчиков, так и у девочек происходит набухание молочных желез. В течение недели они могут увеличиваться в объеме. Причем набухают они симметрично, покраснения вокруг не наблюдается, но может начаться выделение из сосков белой жидкости, похожей на молоко. По составу эта жидкость схожа с молозивом мамы. Такие изменения происходят из-за циркуляции в крови новорожденного маминых половых гормонов – эстрогенов (они передаются ребенку через плаценту). Вскоре эти гормоны выведутся из организма, и в течение месяца молочные железы вернутся к нормальному состоянию.

15. После родов у малыша будет пуповинный остаток

Пупок новорожденного далеко не сразу приобретает привычный нам вид. После того как во время родов пуповину перевязывают, а потом и отсекают, остается пуповинный остаток, который врачи удаляют в роддоме на 2–3-и сутки. На его месте остается пупочная ранка, которая заживает примерно к 20-му дню жизни малыша. А до этого времени она требует тщательного ухода и бережного отношения. В роддоме детская сестра покажет, . Для этого используется перекись водорода и антисептический раствор («марганцовка», «зеленка», раствор хлорофиллипта). Во время обработки нужно аккуратно удалять засохшие корочки. Обрабатывать ранку нужно два раза в день утром и после купания крохи до полного ее заживления. До момента заживления пупочной ранки купать ребенка рекомендуется в детской ванночке, добавляя в воду раствор марганцовки до слабо-розового окрашивания.

Нужно постоянно следить за состоянием ранки. Если вы заметили покраснение ее краев, неприятный запах или различные выделения (чаще белого или желтого цвета), следует немедленно обратиться к врачу, так как все это может быть признаками инфицирования.

16. Косоглазие новорожденного – это вариант нормы

Еще одной особенностью некоторых малышей является косоглазие. Глазки могут периодически разъезжаться в разные стороны или, наоборот, съезжаться к переносице. Это вполне нормальное явление, обусловленное слабостью глазных мышц. Ребенок не может долго фиксировать взгляд на предмете, мышцы глаз устают и престают нормально работать. У большинства детей это проходит к 3 месяцам, но у некоторых продолжается до полугода – это вариант нормы.

Первый месяц жизни новорожденного (3-4 недели) называется «периодом новорожденности». Он начинается появлением малыша на свет и заканчивается возникновением у него первой улыбки. Какие основные умения закладываются в этот период? О чем нужно знать, чтобы не упустить возможности?

Новорожденный ребенок бодрствует лишь 20-30 минут (к концу первого года жизни это время увеличится до 3-3,5 часов!!!). 80% времени суток он спит. Просыпается малыш от голода или неприятных ощущений. Резкой границы между сном и бодрствованием еще нет. Движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим.

Но у новорожденного ребенка уже есть огромный и очень важный опыт жизни в утробе мамы. Современные исследования убедительно доказывают, что околоплодные воды проводят звуки. Поэтому звуки материнского голоса становятся малышу близкими и родными еще до его рождения! И уже во внутриутробном развитии закладываются благоприятные предпосылки для развития речи. Вот почему важно, ЧТО слышит беременная женщина – музыку, добрые слова или что-то другое. И вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют расширять слуховой опыт еще не родившегося малыша звуками природы, народной и классической музыки, игры на музыкальных инструментах. А с первых минут жизни советуют маме начать разговаривать с ребенком и петь ему простые песенки!

Исследования деятельности мозга новорожденных детей (Э.А. Александрян, Т.П. Хризман) установили, что младенец всегда выделяет голос матери среди всех других звуков. Этот голос вызывает у малышей активность сразу же двух анализаторов — зрительного и слухового. Причем новорожденный ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем другим звукам. Поэтому именно мама должна петь ребенку колыбельные песенки, пестушки, потешки, разговаривать с ним, играть, забавлять. И чужой для ребенка голос диктора или певца с аудиодиска, какой бы это ни был профессиональный диктор или певец, никогда не сможет заменить малышу голос мамы, знакомый ему еще до рождения!

Основная задача периода новорожденности – задача адаптации малыша к окружающему миру. Но уже в этот период важно решить несколько задач развития ребенка, связанных с развитием у него зрительного и слухового анализаторов, с закладыванием основы для дальнейшего благополучного развития малыша.

Задачи развития в первый месяц жизни новорожденного.

Задача развития ребенка 1.

К 1 месяцу жизни научить малыша фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем. Одновременно формируется и умение сводить на одном предмете зрительные оси обоих глаз. Эта способность называется «конвергенция».

Задача развития ребенка 2.

Учить следить глазами за движением предмета в разных направлениях и в разном темпе – то замедленно, то побыстрее.

Задача развития ребенка 3.

К 1 месяцу жизни сформировать у ребенка умение прислушиваться к звукам.

Задача развития ребенка 4.

Научить малыша смотреть длительно на маму, когда она с ним разговаривает, сосредотачиваться на ее лице.

Мама должна пытаться поймать блуждающий рассеянный взгляд малыша, улыбнуться ему, погладить и начать разговаривать с ребенком!

Очень важно, чтобы с первых дней жизни новорожденного мама непрерывно разговаривала с малышом во время его бодрствования – купания, кормления, переодевания на прогулку, укладывания спать: «Давай снимем рубашечку. Вот как мы купаться будем. Ай, ты моя хорошая!», «Вот и Ирочка проснулась! Давай я тебе ручки поглажу, ножки поглажу. Сейчас я тебя покормлю» и т.д. Говорить следует нараспев, не спеша. Хорошо если мама малышу расскажет стишок или споет песенку. Не помните слова? Всегда можно написать слова на листок бумаги и прикрепить к стене над кроваткой. А еще – всегда можно додумать свои собственные слова, пусть наивные и не совсем в рифму, но зато идущие от души.В разговоре или песенке можно менять тембр голоса от высокого к низкому. Очень важно смотреть при этом в глаза ребенку, говорить с ласковой интонацией.

Задача развития ребенка 5.

Способствовать появлению к 1 месяцу первой осознанной улыбки в ответ на ласковый голос мамы.

Нужно отличать улыбку физиологическую и осмысленную. Физиологическая улыбка появляется уже в первые дни жизни малыша. Это просто растяжение мышц в состоянии сытости и комфорта. Она означает, что малышу хорошо. Но она еще никак не связана с мамой. Осмысленная же улыбка появляется примерно на четвертой неделе первого месяца жизни новорожденного. Вот как о ней пишет В. В. Ветрова – исследователь детского развития в раннем возрасте – в своем дневнике наблюдения за сыном:

«1 месяц 2 дня. Сегодня мы заметили явную улыбку, уже не связанную с ситуацией кормления. Мы показали ребенку погремушку… Играя с погремушкой, мы на все лады обращались к малышу с ласковыми словами, называли по имени…И вдруг увидели, как неловко поднялся уголок верхней губы, как стал растягиваться ротик, затем ребенок замер на мгновение и следом за этим обнажил свою беззубую челюсть. Это произошло так неожиданно, что мы сначала не поняли, что это – первая улыбка, вызванная общением, нашим воздействием и символизирующая определенный этап в развитии – окончание состояния новорожденности. Именно в этот день я впервые увидела у ребенка веселые глаза – для меня эта улыбка стала чем-то осмысленным, тогда как улыбка первая, физиологическая, протекала на фоне совершенно бессмысленного взгляда».

Какие игрушки нужны в первый месяц жизни новорожденного?

Новорожденный ребенок еще не умеет длительно смотреть на один предмет. Поэтому ему легче воспринимать предмет, когда в поле зрения отсутствуют другие отвлекающие его объекты. Поэтому для развития малыша полезнее показывать ему одну яркую игрушку, а не развешивать гирлянды разноцветных погремушек и движущиеся модули с ворохом фигурок. Гирлянды и модули понадобятся чуть позже, когда закончится период новорожденности.

На каком расстоянии нужно показывать новорожденному игрушку? На каком расстоянии ее подвешивать?

Нужно запомнить правило – до двух – двух с половиной месяцев игрушку надо показывать и вешать на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребенка. Иначе можно спровоцировать у него косоглазие.

Как учить ребенка следить взглядом за игрушкой?

Для этого нужен набор игрушек разного цвета (обязательно яркого) и разной формы без мелких деталей. Игрушки для проведения упражнений надо менять, чтобы они не надоедали малышу и вызывали его интерес.

Шаг 1. Ежедневно в течение одной — двух минут показывать малышу крупную (8-10см) игрушку, перемещая ее в разных направлениях. Можно приближать и удалять игрушку на расстояние от 50 до 70 см от глаз ребенка. Сначала младенец учится отслеживать горизонтальное движение игрушки. Когда у него это начнет получаться, начинают включать вертикальное движение игрушки. Постепенно скачкообразное слежение взглядом за игрушкой сменится плавным. Это означает, что развивается координация движений глаз.

Шаг 2. Когда малыш научится четко следить взглядом за игрушкой, надо учить его сосредотачивать взгляд на предмете. Для этого при перемещении игрушки ее периодически останавливают. И ребенок сосредотачивает не ней взгляд. После этого упражнения игрушку подвешивают в кроватку для рассматривания. И затем убирают. Но нет необходимости подвешивать игрушки в детскую коляску, в которой ребенок спит на воздухе.

Шаг 3. Покачивать подвешенную игрушку, чтобы малыш смог сосредоточить взгляд на крутящейся игрушке.

Что чувствует новорожденный ребенок?

Ответ на этот вопрос попыталась дать Вирджиния Сатир – известный психолог и психотерапевт в книге «Психотерапия семьи». От лица двухнедельного новорожденного она ведет свой рассказ так:

«Обычно мама с папой замечают, когда я плачу. Это хорошо, когда они знают, что мне плохо, не колет ли что-то в кроватке, не болит ли животик, нет ли у меня запора и не одиноко ли мне лежать. Они берут меня, качают, кормят, веселят. Я знаю: они хотят, чтобы мне стало лучше.

Очень плохо, что мы не говорим на одном языке. Порой мне кажется, они хотят, чтобы я замолчал, чтобы заняться какими-то своими делами. Они немножко покачают меня, будто я кошелка с овощами. Я догадываюсь, что у них есть другие дела. Иногда мне кажется, что я их раздражаю. Но я вовсе не хочу, чтобы так было. И не могу сообщить им, что это не так.

Мое тельце перестает болеть, когда меня трогают любящие люди. Им хорошо, и я знаю, что они действительно стараются понять меня. И я пытаюсь помочь им, как могу. Я плачу по-разному. Мне нравятся отчетливые, нежные и мелодичные голоса. Мне приятно, когда мама с папой смотрят на меня, особенно прямо в глаза».

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев)

Мы увидели, как много дает первый месяц жизни новорожденного, и как он важен в дальнейшем развитии ребенка. Подробнее об играх, упражнениях с малышом, игрушках Вы можете прочитать в других статьях рубрики



Рассказать друзьям