Как научить ребёнка убирать игрушки консультация на тему. Как хитро приучить ребенка убирать за собой игрушки Цель консультации как научить ребенка прибирать игрушки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Инструкция

Подберите правильный момент, чтобы начать уборку в детской. Если ребенок увлечен игрой, то он, скорее всего, не захочет участвовать в процессе уборки. Если же попытаться убрать те игрушки, в которые он играет сейчас, то это и вовсе может привести к расстройству. Когда наступит логичное окончание игры, предложите ребенку убраться вместе с вами. Можно организовать процесс так: вы подаете ребенку игрушку и говорите, куда ее положить. Можно, наоборот, просить принести вам ту или иную игрушку и убирать ее. Если ребенок попросит какие-либо игрушки сегодня не убирать, то не стоит настаивать.

Уважайте мнение . Если ребенок не убираться, попробуйте обсудить с ним причины такого нежелания. Расскажите, почему для вас так важно, чтобы он убирал за собой. Выслушайте его доводы и прислушайтесь к ним, попробуйте предложить компромисс. Покажите ребенку, что вы считаетесь с его желаниями.

Положительная мотивация очень важна в вопросе уборки. Когда малыш убирается с вами, обязательно хвалите его, искренне радуйтесь его успехам. Если ребенок проявляет инициативу, не подрывайте его уверенность в себе. Даже если вы считаете, что можете сделать лучше и, на ваш взгляд, правильнее, не переделывайте то, что сделал ребенок.

Старайтесь не прибегать к наказаниям или приказному тону. Такие действия могут возыметь эффект, но они прививают стойкую нелюбовь к уборке, которая может стать большой проблемой в дальнейшей жизни.

Варианты положительного подкрепления с помощью подарков, разрешения посмотреть мультики и т. д. также очень нежелательны, так как формируют зависимость. Привычка получать награду за действия не влияет на появление внутренней мотивации, ведь важно, чтобы впоследствии ребенок хотел убираться сам и без поощрений.

Видео по теме

Разбросанные по всему дому игрушки - привычная обстановка в квартире молодых родителей. Ребенок не видит смысла в уборке, ведь игра продолжается весь день, а доставать игрушки из шкафа - это так скучно.

Инструкция

Не повышайте голос. Крики и ругань вряд ли помогут в этом деле, воспитание вообще не должно сводиться к тирании. Помните, что накричав на своего ребенка, вы, конечно, заставите его убрать игрушки, но не поможете осознать необходимость этого процесса.

Объясните ему, зачем нужно прятать игрушки в шкаф. Мама может поговорить с дочерью о том, что ей нужна помощь в хозяйстве, и она уже достаточно взрослая, чтобы в этом участие. Папа доступно объяснит сыну, что мама не может успевать в одиночку следить за всем домом, и обязанность - не загрязнять дом для облегчения ее работы.

Превратите в игру. Нет ничего лучше, чем продолжить игру, а не заниматься скучной уборкой. Например, вы можете отправиться в лес за грибами. Грибами в данном случае будут разбросанные игрушки. Либо скажите ребенку, что в завелся противный , который ворует по ночам чужие игрушки. Поэтому их непременно нужно убирать на место после игры.

Создайте домик для игрушек. Их не обязательно закрывать в шкафу, устройте для детских принадлежностей свой уголок. Расскажите ребенку, что в этом домике живут все игрушки, и выходят они только для того, чтобы с ним поиграть. После этого их необходимо возвращать обратно, иначе они могут заблудиться и потеряться на пути.

Сделайте акцент на том, что убирать за собой вещи может только взрослый человек. Эти слова действуют на детей магически, ведь им так хочется побыть взрослыми! Попросите его после окончания игры вести себя как взрослый человек, и это моментально подействует.

Обратите внимание

Если ваши просьбы не доносятся до сознания ребенка, стоит задуматься о том, что родительский авторитет для него просто не существует. Работайте над этой проблемой, и в будущем вы сможете избежать многих других.

Полезный совет

Изначально стоит показывать уборку на своем примере. Ведь если ваши вещи раскиданы по дому, то ребенку просто не с кого брать пример.

Рано или поздно возникнет вопрос – как научить ребенка убирать за собой игрушки? Это важный навык, и лучше всего обучить этому навыку до поступления в детский сад. Почему? В детском саду в обязательном порядке необходимо складывать игрушки, стульчик и одежду. Кроме того, такая аккуратность – очередной плюс к самостоятельности. Самый лучший возраст для того, чтобы научить ребенка убирать игрушки – от полутора до трех лет. Замечательно, если это перерастет в своеобразный семейный ритуал или традицию. Конечно же, каждый ребенок по-своему уникален, но, тем не менее, есть некоторые общие рекомендации, которые будут полезны.

Инструкция

Ребенка необходимо учить на собственном примере, то есть и сами родители должны содержать свои вещи в порядке. Помните, что дети любят повторять за вами.

Начинайте убираться вместе с ребенком. В первый день он может убрать одну игрушку, а вы – все остальные. Постепенно увеличивайте количество игрушек, которые нужно убрать ему, и наступит день, когда игрушки будет убирать он.

Если ребенок вечером играет, лучше закончить игру до того, как он устанет, чтобы у него еще были силы для уборки.

Попробуйте убирать игрушки с фантазией. Например, если ваш ребенок любит слушать музыку, можно ее включить и убираться под нее. Или предложите ему убрать игрушки, чтобы они отдохнули. Также интересно устроить соревнования между вами и ребенком – кто быстрее и больше уберет игрушек.

Оборудуйте в комнате «коробку-жадину». В нее необходимо складывать все игрушки, которые ребенок не убрал, и выдавать их только через неделю, объясняя это тем, что «ты не убрал эту игрушку, значит, она тебе не нужна, поэтому она на тебя обиделась».

Помните, что игрушки необходимо убирать каждый день, а не только тогда, когда настроение хорошее.

Приобретите сразу же несколько ящиков для разных игрушек и ярко разукрасьте их. В таком случае у каждой игрушки будет свое место.

Каждый раз хвалите ребенка за то, что он убрал игрушки самостоятельно.

Правильно беседуйте с ребенком и давайте ему понять – не он вам, а вы ему помогаете убирать игрушки.

Обратите внимание

Наберитесь терпения, ведь сразу ребенок не научится самостоятельно убирать свои игрушки. Занимайтесь уборкой в игровой форме и вырастите прилежного и аккуратного ребенка.

Полезный совет

Есть также и несколько рекомендаций по тому, чего не надо делать. Не надо насильно заставлять ребенка убирать игрушки; не надо на него кричать; не стоит как-то поощрять ребенка и, тем более, это обещать, ведь тогда он начнет перед каждой уборкой задавать вопрос: «А что ты мне за это дашь?». Это уже вымогательство или принцип «дашь-на-дашь».

Конечно, готовых способов, которые помогут приучить вашего ребенка убирать игрушки не существует. Каждая мама опирается на собственный опыт и советы близких людей. Самое главное, что нельзя делать – это кричать на ребенка и силой заставлять его убирать игрушки.

Все дети любят повторять за своими родителями, поэтому лучше всего научить ребенка на собственном примере. Поэтому необходимо, чтобы все ваши вещи были в порядке. Начинайте убирать игрушки вместе с ребенком. В первый день ребенок может убрать одну или две игрушки, а вы соберите все остальное.

Со временем количество игрушек будет увеличиваться. Помогать ребенку необходимо до тех пор, пока он самостоятельно не будет справляться с уборкой. Важно каждый день проводить уборку, а не от случая к случаю, ведь это может войти в привычку.

Лучше всего проводить уборку с ребенком в игровой форме. Например, можно устроить соревнование, определить сладкий приз, который достанется тому, кто соберет больше всего игрушек в коробку.

Или укладывайте спать игрушки в коробку, машинки ставьте в гараж и т. д. Если позволяет место в квартире, то заведите сразу несколько ящиков для разных игрушек и придумайте сказку, благодаря которой ребенок поймет, почему необходимо убирать игрушки именно туда.

Например, можно сказать, что все игрушки ночью разговаривают между собою. Необходимо, чтобы ребенок принял условия вашей игры и выполнял их. Если ребенок не хочет выполнять условия игры, то заведите «жадную коробку», в которую вы будете убирать его любимые игрушки и выдавать их раз в неделю.

Если ребенок все правильно делает, обязательно его похвалите.

Видео по теме

Большинство и наверняка все мамы и папы сталкивались с ситуацией, когда ребенок тянется к «взрослым» предметам зачастую находящиеся в квартире или доме, где живет ребенок. Именно в таких ситуациях за малышом нужен глаз да глаз, чтобы он не трогал те, вещи, которые ему могут быть опасны. Ребенок, в зависимости от возраста, находится на разных стадиях развития. Трогая мобильный телефон мамы или папы, пытаясь добраться до чашки, разливая воду из миски домашней кошки, ребенок, таким образом, знакомится с окружающим миром, изучает его, пробует на вкус.

Прежде всего, запаситесь терпением и ловкостью движений, чтобы, во-первых, не кричать на малыша, а во-вторых, очень быстро забирать, то, чем карапуз может пораниться или обо что удариться. Ситуации, в которых ребенок тянется к тому, что ему как бы еще рано множество, рассмотрим наиболее распространенные.

Ребенок тянется к мобильному телефону или компьютеру

Если у вас дорогостоящий телефон возьмите себе более простую модель, либо держите крепче. В качестве отвлекающего маневра ребенку можно купить игрушечный обучающий телефон, модели которого, в том числе, имеются, не слишком красочные, и максимально копирующие внешний вид самого современного смартфона.


В случае если ребенок не принимает игрушку, позволяйте ему играть настоящим мобильным телефоном, например, на ковре или мягком диване. Ноутбук лучше всего прятать, а также купить ребенку игрушечный планшет или ноутбук.

Игры на кухне и в ванной

Заранее убирайте все колющие и режущие предметы в такие места, откуда ребенок не сможет их достать. Не стоит забывать о кипящем , который следует также отодвинуть как можно дальше. На передовую следует выставить тарелки, чашки, стаканы, в идеале, не бьющиеся. Дети обожают играть с водой, наливая ее в чашки и стакана, макаронными изделиями, насыпая их в сухом виде, в тарелки. Ведь не следует забывать, большинство малышей копируют поведение взрослых. Мама моет посуду и готовит еду, карапуз повторяет в игре практически то же самое. Полагаем, стоит ему позволять такие игры: во-первых, ребенок развивается, во-вторых, это поможет в становлении будущего маминого помощника.

Одежда мамы и папы - тоже игрушки

В этом случае, лучше несколько предметов одежды отдать ребенку в постоянное пользование для игр. Для остальной одежды, которая аккуратно висит в шкафу, и может использоваться ребенком в игре, нужно договориться с малышом, объяснив, что вы не против, но не нужно портить вещи. Акцентируйте, что вещи после игры нужно собрать и положить на место. Этим вы разовьете ответственность у ребенка, а также порядок в уборке своих игровых принадлежностей. В свою очередь, можно поиграть с ребенком в показ мод, магазин, дизайн-ателье, что очень важно для развития образного мышления и творческих способностей.

Ребенок не хочет играть с привычной кукольной посудой и ведерками

Не выбрасывайте бутылочки из-под шампуня, баночки от крема, прочие флаконы и емкости. Тщательно промойте их и отдайте ребенку для игр. Сразу обращайте внимание малыша на том, что это предмет, которым пользуется мама и папа. В большинстве случае кроха заинтересуется, предложенными ей предметами, а вы будьте рядом, чтобы придумать с ребенком как можно больше игр.

Не ругайте ребенка, если он приносит с улицы камушки, каштаны, желуди, листья и т. п.

Все то, что ребенок принес домой с улицы, следует тщательно промыть с антибактериальным мылом. Следите, чтобы это не были предметы, о которые можно удариться или пораниться. Найдите для всех найденных на улице предметов отдельную коробочку или емкость, куда ребенок с радостью это сложит. Не поленитесь ему объяснить, что представляет каждый предмет, где он растет и зачем он нужен. Этим вы расширите кругозор малыша и докажете еще раз крохе свое внимание.


Однозначно, предметов, которые вызывают у ребенка желание достать, потрогать, понюхать и попробовать бесконечное множество. Поэтому ни на секунду не стоит забывать о безопасности малыша.


Видео по теме

9

Счастливый ребенок 21.11.2016

Дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорим о такой актуальной для многих теме, как научить ребенка убирать за собой игрушки. В каком возрасте можно ожидать от малыша самостоятельного складывания своего «инвентаря»? Что надо делать, чтобы приучить его убирать игрушки самому или вместе с мамой? Какие существуют секреты в данном вопросе? И как наконец-то перестать спотыкаться о бесчисленное количество зайчиков, мишек и деталей от конструкторов? Да с тем расчетом, чтобы уборка стала не разовой акцией, а постоянным ритуалом? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье.

Своими мыслями о способах приучения ребенка к самостоятельной уборке игрушек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Начать свою статью мне хотелось бы не с самого процесса организации игрушек в детской комнате и в квартире вообще – к этому мы обязательно придем позже. Но с небольшой предыстории. Давайте поговорим об игрушках. Правильно ли мы делаем, заваливая ребенка очередными конструкторами, куклами и мишками? Сколько игрушек необходимо малышу, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог их не просто самостоятельно прятать, но хотя бы запоминать? Мне кажется, «ноги» нашего вопроса о том, как научить ребенка убирать игрушки растут именно отсюда.

Игрушки раньше и сейчас

Вспоминаю разговоры со своей бабушкой. Она была ребенком во времена голодовки и войны. Не самый простой период, признаться. Да и жили они в небольшом селе, просто и незажиточно. Естественно, о каких-то игрушках для детей говорить было нечего, промышленных кукол и плюшевых зайцев попросту не было. Но зато родители делали детишкам куколки из подручных средств – старых кусочков ткани, сена, камышей, соломы. Перевязывали нитками, рисовали лица угольком. И это были такие ценные игрушки! Бабуля до последнего с теплом вспоминала свои куклы… Естественно, их было не триста сорок восемь. И на полу они не валялись. В отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.

У меня нет цели идеализировать старое время. В нем тоже было много как плюсов, так и минусов. И детей тогда воспитывали совсем иначе. Мало было, особенно в деревнях, детоцентрированных семей. В основном, дети с определенного возраста были предоставлены сами себе. Но их было много, и им было весело и дружно. Да и некогда скучать особо, за сельским-то трудом, — с самого раннего детства и девочки, и мальчики были помощниками по хозяйству и в поле. Вот и все развивающие кружки.

Что мы предлагаем своим детям?

Сейчас мы уже не понаслышке знакомы с детской психологией. Мы искренне переживаем, чтобы, не дай Бог, не нанести малышу травму своим воспитанием. Мы стремимся развивать карапузов с пеленок. И современная индустрия не могла не отреагировать на повышенный спрос.

Ежедневно в мире производятся тысячи и тысячи игрушек! Плюшевых, пластмассовых, резиновых, на любой вкус и цвет. Конструкторы, куклы, игрушки-миниатюры больших вещей из «взрослого» мира – все это давно не редкость, и можно купить в любом детском магазине за углом. И нет смысла представлять, что бревнышко – это паровоз, а палочки – пассажиры, как делали наши прадеды. Все есть в продаже, и все очень реалистично выглядит. Второй вопрос, что и фантазируют сейчас детки значительно реже. А зачем, если все уже придумано за них?

Как преданные и любящие родители, мы стремимся дать малышу лучшее. Вот и несем в дом сорок пятую машинку или сто тринадцатую куклу. Кажется, такой дома еще нет. Вот дочка обрадуется!

И это не хорошо и не плохо. Просто так намного удобнее. Давайте по-честному: вручили ребенку игрушку, и, пока он разбирается, можно заняться своими делами. Обычная сделка, правда? И со временем ребенок тоже играет в нее «по-взрослому», настойчиво требуя все новых и новых игрушек, устраивая истерики в магазинах. И через пять минут забрасывая «новинку» под стол или диван. Надоела. Эмоции получены, что с нее еще возьмешь?

Сколько игрушек необходимо ребенку?

Увы, точно ответить на этот вопрос не может никто – ни педиатры, ни психологи, ни даже опытные мамы. Некоторые психологи склоняются к мысли, что количество игрушек, с которыми играет малыш, должно соответствовать его возрасту в годах, плюс один. То есть, двухлетнему малышу достаточно трех качественных и безопасных игрушек. Не будем спорить с таким утверждением. Оно имеет под собой определенную почву. Но ведь нам с вами сложно представить трехлетку, у которого в комнате всего одна машинка, один пупс, один мячик и один конструктор. Это кажется уж слишком спартанским условием.

Но и покупать игрушки одного вида в огромном количестве тоже нет никакой необходимости. И многие специалисты все же приходят к мнению, что для полноценного развития необходимы игрушки:

  • разного вида и предназначения;
  • безопасные в использовании;
  • обязательно – соответствующие возрасту ребенка и уровню его физического и психического развития.

Как говорит известный доктор Комаровский, игрушки на вырост покупать нельзя. Это не имеет никакого смысла. Во-первых, крохе будет не интересна такая забава, он в ней попросту не сможет разобраться и научиться правильно играть. Во-вторых, до того момента, когда игрушка будет уже «по возрасту», она просто не доживет. Ее разломают гораздо раньше. А деньги уже будут выброшены на ветер.

Интересные исследования приводит журнал «Esquire». По статистике, в шведской семье у каждого ребенка имеется не меньше, чем 600 игрушек! Как вам такие цифры? Если честно, меня они немного пугают. Ведь для хранения всего этого добра нужен не один десяток квадратных метров площади. Но и мы не слишком далеко ушли от европейцев в своем стремлении угодить драгоценным чадам. Посчитайте, пожалуйста, хоть приблизительно, а сколько игрушек у вашего малыша? И все ли они нужны ему для игры?

Предлагаем вашему вниманию очень полезное и важное видео доктора Комаровского «Ребенок и игрушки — Школа доктора Комаровского»

Соответственно, при выборе игрушек ребенку мы должны руководствоваться здравым смыслом. Не нужно захламлять детскую комнату так, чтобы невозможно было пройти! Организовать тысячу игрушек в стройную систему, да еще и научить малыша каждый раз наводить в ней порядок, очень сложно, если не сказать – невозможно.

Теперь перейдем непосредственно к практическим вопросам – как же правильно хранить игрушки и как можно научить ребенка их убирать самостоятельно?

Пространство для хранения игрушек

Очень важно изначально правильно организовать пространство для хранения игрушек. Чтобы ребенок мог и, главное, захотел убирать за собой мишек и зайчиков, необходимо обеспечить ему удобство и безопасность в этом процессе. Не стоит хранить игрушки в выдвижных ящиках комодов, особенно на высоте. Такой подход чреват травмами, и, увы, таких случаев немало. По мнению многих специалистов, самый удобный вариант – большая емкость, которую можно время от времени чистить и мыть. Например, большой пластиковый ящик без острых углов и отрывающихся деталей. Сейчас в магазинах большой выбор такого рода контейнеров, на любой вкус и размер. Специально для детских комнат.

Также неплохой вариант – тканевые емкости, которые можно в случае необходимости постирать. И складывать в них игрушки тоже удобно.

Количество игрушек для детей

Контролируйте количество игрушек. Тридцать штук убрать гораздо проще и не так утомительно, чем сто пятьдесят. Поэтому вовремя перебирайте «запасы» ребенка, убирая ненужное, а тем более, сломанное, нерабочее и некомплектное. Оно не стоит того, чтобы хранится среди милых малышу игрушек.

Предлагаю посмотреть еще одно полезное видео для вас – «Сколько игрушек нужно ребёнку? Организация пространства детской комнаты»

Будьте последовательны!

Соблюдайте последовательность. Если вы уже решили приучать кроху к порядку, повторяйте данное правило ежедневно. А не так, что сегодня заставили убрать, и даже, может, вызвали интерес малыша к данному процессу. А завтра и еще неделю подряд убираете сами, когда ребенок уже спит. Так никакая привычка не сформируется. Как и желание убирать за собой. Наоборот, малыш искренне удивится, когда вы вдруг, месяц спустя, снова вынудите его убирать за собой игрушки. Еще и укоряя, что он якобы это умеет, но почему-то не делает. Нет запроса, нет навыка – зачем утруждаться?

Личный пример

Обязательно подавайте личный пример. Наверное, это всем понятно, что родители не очень аккуратные в быту, вряд ли привьют детям любовь к порядку. Если папины носки валяются по всей квартире, а мамина косметика разбросана на всех столиках, малыш не станет убирать игрушки. И не потому, что он плохой и непослушный. Просто нет перед глазами примера людей, которые убирают.

Поэтому на начальном этапе приучения ребенка к уборке делайте это сами, показывайте, объясняйте, комментируйте свои действия. Чтобы кроха видел процесс. Затем приучайте убираться вместе. И лишь потом понемногу передавайте инициативу непосредственно ребенку.

Не ждем моментальных результатов

Не ждите моментальных успехов. Навык и привычка не приходят за две минуты. И даже за пару-тройку повторений. Для их закрепления необходимо время, и чем меньше ребенок, тем больше времени уйдет на приобретение привычки. Не стоит думать, что если кроха один раз с увлечением убрал игрушки в ящик, он будет это делать ежедневно и с огромным энтузиазмом. Еще придется потрудиться.

Найти подходящий период

Не начинайте обучение в непростые для ребенка периоды. К примеру, когда он плохо себя чувствует, голоден или хочет спать. Когда он только проходит процесс адаптации в садике или у него родилась младшая сестренка или братик. Малышу сейчас и так непросто, а тут мы еще со своими принуждениями. Так мы закрепим просто негативный «якорь», связанный с уборкой. И он будет это делать только «из-под палки».

Надо ли заставлять убирать ребенка игрушки?

Не надо заставлять ребенка убирать! Почему-то многие родители считают, что, если они физически сильнее и старше, они могут просто диктовать ребенку, что делать. Мол, они знают лучше. Приговаривая: «Это для твоего же блага, вырастешь, еще спасибо скажешь!». Но взрослая жизнь наступит нескоро, а пока что заработать неприязнь и натянутые отношения между родителями и ребенком совсем легко. Не попадайтесь на этот крючок!

Нужны ли подарки и поощрения?

Избегайте поощрений и подарков за уборку игрушек ребенком. Есть мамы и папы, которые с готовностью обещают малышу конфетку или новую машинку, если он уберет за собой. Первые разы такой подход точно сработает. Но вот потом будут проблемы. Ребенок привыкнет, и без «подкрепления» ваши просьбы выполнять не будет. А зачем?

Учитываем возраст

Учитывайте возраст ребенка. Не стоит требовать слишком многого от дошкольника. Вряд ли он сможет в точности убирать и раскладывать игрушки по шкафчикам и полочкам, как бы вам этого не хотелось. А вот с контейнерами он вполне справится и сам. Детей же постарше можно и нужно учить сортировать игрушки, раскладывать их по местам в зависимости от категории.

Превращаем все в забавную игру

Не стоит ждать, что ребенок начнет сам начнет убирать игрушки без напоминания мамы. Тем более — в одиночестве. Вам придется напоминать ему об уборке, и здорово, если вы сумеете весь этот процесс превратить в забавную игру. А еще лучше – в веселый ежедневный ритуал. Все в ваших руках!

Ваша главная задача – постепенно научить ребенка убирать за собой игрушки, приучить его к порядку и чистоте, чтобы у каждой вещи должно быть свое место, где она может отдохнуть. Да, будьте терпеливы, но не позволяйте ребенку устанавливать свои правила.

Я искренне уверена, что у любящих родителей все это непременно получится! Счастливого вам родительства, а вашим детям радостного детства!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Анну за советы, будем рады услышать ваши комментарии. Поделитесь своим опытом, как вы детей приучаете убирать за собой игрушки.

И для души мы с вами послушаем Л. Делиб. Кукла . Исполняет Виктория Кобычева из Владивостока. Очень сложное вокальное произведение. Когда-то ездила на конкурс с одной девочкой, она исполняла это произведение. Послушайте все сами.

Смотрите также

Почти в каждой семьи , где есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убирать за собой игрушки. Вот самая распространенная картина, которая знакома многим современным родителям: "Родители сидят и смотрят телевизор, малыш играет со своими игрушками. При этом сосредоточенность ребенка на какой-либо одной игре или игрушке меняется через каждые 5 минут.

Переключая внимание на другую игру, малыш просто оставляет игрушку и достает другую. Уже через час, разбросанные по дому , создают впечатление, что по комнате прошелся настоящий ураган. Родителям приятно смотреть, как малыш играет самостоятельно, но только до той самой минуты, пока они не просят его убрать за собой игрушки. Малыш никак не реагирует на просьбы родителей и наотрез отказывается подчиняться". Самой распространенной ошибкой родителей в такой ситуации становиться то, что они насильно заставляют ребенка убирать игрушки, прибегая к угрозам и наказанию. Этого делать нельзя ни в коем случае.

Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка ответственным и трудолюбивым человеком. Ребенок окликается на просьбы родителей помочь, начиная с годовалого возраста. Он может принести что-то, положить грязные вещи в стиральную машину, достать книжку или игрушку. С этого же возраста и надо начинать его учить осваивать главное правило поведения: поиграл - убери за собой сам. Если вы попросите ребенка, которому исполнился только 1 год, убрать за собой игрушки, вряд ли он начнет бунтовать и капризничать. А вот дети возраста 2-3 лет уже начинают проявлять свой характер и испытывают родителей на прочность. Им интересно знать, как поведет себя мама или папа, если он откажется подчиняться.

В любом возрасте не надо начинать воевать с ребенком или самому убирать игрушки за ним. Если даже вам не удалось заставить ребенка выполнить вашу просьбу, никогда не собирайте его игрушки сразу же сами, подождите, когда ребенок обратится к вам с какой-нибудь просьбой. Например, если он попросит вас посмотреть вместе книгу, доброжелательно и твердо ответьте ему, что вы будете делать то, что он просит только после того, как он уберет свои игрушки на место. С маленьких лет ребенок должен понимать, что нельзя начинать второе дело, оставив незаконченным первое. Он должен знать, что родители будут ему читать книжку, рисовать и играть вместе только тогда, когда он будет соблюдать правила, которые должны придерживаться все члены семьи.

Бесполезно требовать от ребенка соблюдения порядка и чистоты, если сами родители не считают, что аккуратность и регулярная уборка в доме необходимы. Если на полу постоянно валяются горы разбросанных игрушек и вещей, которые не убирает никто в течение недели, то требовать ребенка убрать их, бессмысленно и глупо. Он просто не справиться с такой задачей без помощи родителей и будет испытывать каждый раз страх от вида самих игрушек.

С того самого возраста , когда ребенок начинает играть с игрушками, родители должны показать ему пример бережного отношения к . Помогите ребенку освоить простые действия в обращении игрушками. Если купили новую игрушку, покажите ему, как надо с ним играть и куда ее надо убрать после того, когда игра окончена. Не надо стараться держать все игрушки у ребенка на виду, оставьте только те, которые ему наиболее интересны и соответствуют его возрасту. Остальные уберите в укромное место и доставайте только по мере необходимости. Когда разбросано много игрушек, ваша просьба убрать их, кажется ребенку невыполнимой. В этом случае без помощи мамы ему не обойтись.


Предложите малышу собрать игрушки вместе и разделите процесс уборки на простые действия: "Мама соберет кубики в коробку, а ты убери вот эту машинку в гараж. Молодец! Вот какой помощник у меня растет! А теперь положи мячик в коробку, а я соберу пирамиду". Таким образом, сортируя игрушки по видам, вы приучите малыша не только их убирать, но и научите его определять место для каждой игрушки. Он должен знать, что книги надо положить туда, где лежат книжки, машинки к машинкам, куклы к куклам и так далее. Если же сама мама раздраженно кидает все игрушки в одну большую коробку, вместо того, чтобы терпеливо их собирать вместе с ребенком, и каждый раз небрежно вытряхивает эту коробку, чтобы достать нужную игрушку, то и требовать у ребенка обращаться аккуратно с игрушками не стоит. Он будет вести себя так же, как мама. Разбрасывать их и кидать, чтобы они быстрее сломались.

Если ребенок поиграл с игрушкой и захотел взять следующую, сразу же попросите его сначала убрать на свое место ту игрушку, с которой он поиграл. Маленькие дети могут не понять просьбу мамы, помогите ему и скажите: "Вот сейчас мы с тобой уберем эту машинку на место, ты ведь больше не хочешь с ним играть. Пусть она пока спит в гараже, а мы с тобой возьмем пирамидку". Если ребенок откажется убрать какую-то игрушку, незаметно спрячьте ее.

Спустя некоторое время спросите его, где эта игрушка. Пусть малыш ищет, а когда он не найдет ее, расскажите ему сказку о том, как игрушка долго лежала на полу, потом пошла искать свое место, не нашла его и ее взял к себе жить другой хозяин. Этот хозяин оказался очень аккуратным и добрым, он играет с игрушкой очень бережно и каждый раз убирает его на место. Перед тем как вернуть игрушку, предупредите ребенка, что если он после игры не уберет ее на место, она опять исчезнет. Так шаг за шагом воспитывайте у ребенка чувство ответственности и аккуратность.

При условии терпеливого и кропотливого труда с вашей стороны к 3 годам ваш малыш будет сам убирать свои игрушки и книжки на место. Конечно, приучить ребенка к порядку за один день и даже за месяц никому не удастся. В первое время неизбежны капризы, слезы и действия, направленные вам назло. Злиться и раздражаться из-за этого не следует. Старайтесь не заострять внимание на капризах ребенка и не убирайте игрушки сами. Помогайте ему, но при этом дайте ребенку возможность четко понять, что убирает игрушки он, а вы ему только помогаете.

Я редко пишу о воспитании детей. И хотя у меня много знаний на эту тему, но реализованного опыта решения всех вопросов еще нет, поскольку моей дочери только 3,5 года, я только учусь быть мамой, и мне дается это с большим трудом.
И сегодня хочу ответить на письмо Алены, моей подруги:
«Таня, привет!
Хочу расспросить у тебя про твой опыт общения с Машей, как ты поступаешь в тех случаях, когда она не хочет убирать за собой игрушки или то, что сама принесла и рассыпала, заставляешь ли ты её?
Любава почти ничего не хочет делать сама, хотя может, она говорит: «нет, ты унеси». Я уже применяю, на мой взгляд, запретные методы, я говорю: «Любава, мне не приятно, когда ты не убираешь то, что принесла, мне обидно». Но ведь таким образом, я навешиваю на неё своё настроение, свои эмоции, но и идти на поводу у неё я не хочу. Она такая не самостоятельная, а может она ещё маленькая и у меня какие-то свои представления, хоть и принятые в обществе, но противоречащие истиной природе ребёнка?»
Аленка, здорово, что ты не ломаешь ребенка, что ты задумываешься над этими вопросами, и ищешь ответы, стараясь быть внимательной к ребенку, а не к каким-то установленным правилам.
Я поделюсь своим пониманием этого вопроса, основанных на ведических знаниях, собственном опыте и опыте воспитания меня моими родителями.

С чего начать?
С принципов воспитания. Это самое главное. Не понимая сути этого процесса, мы можем уйти очень далеко от истины.
Какими принципами важно руководствоваться родителям, если они хотят помочь вырасти ребенку в гармоничную личность?
Первый принцип. За отношения РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ отвечает родитель.
Это значит, что плохих детей не бывает, а ВСЕГДА, в любой ситуации, когда нам не нравится наш ребенок, это означает только одно – мы не нравимся себе, как родители, мы используем неверный подход к ребенку, мы находимся в иллюзии, в путах невежества, под влиянием своих детских травм.
Ребенок не должен быть комфортен и удобен для нас, и он приходит не затем, чтобы насладить нас.
Мы привлекаем в свою жизнь ребенка, который соответствует нашему уровню развития.
Мы создаем вокруг него такую среду, в которой он НЕ МОЖЕТ проявлять себя иначе.
И если мы хотим изменений в ребенке, то меняться нужно самим. Получать знания, искать новые подходы, изучать не только своего ребенка, но и себя, как родителя, ставя вопросы перед собой – Что я делаю не так?
А не «Как мне сломать ребенка, чтобы он стал таким, как мне удобно». Очень часто родители выбирают именно это тактику и расплачиваются потом за нее, когда получает холодность, отвержение, неуважение, и даже презрение своих уже выросших детей.

Второй принцип. Мой ребенок – это не Я, а значит, он может быть другим.
Твой ребенок может очень сильно отличаться от тебя по своей природе.
Ты любишь порядок, а для него это может быть запредельно, он может НИКОГДА не приучиться быть аккуратным и чистоплотным, и у тебя нет задачи всей жизни – приучить его складывать игрушки и свои вещи на места. За это с тебя никто не спросит.
С тебя спросит жизнь за то, каким человеком вырос твой ребенок, насколько он сострадателен и милосерден к другим людям, насколько он гармоничен, и какой послевкусие у него осталось после родительской семьи – глубокое уважение к родителям за то, что они дали самое главное – свою любовь или глубокое презрение за то, что всеми силами они старались превратить его в удобного и правильного ребенка, руководствуясь при этом какими-то своими правилами.
Ребенок ВСЕГДА старается порадовать своих родителей. Но он может делать это только согласно своей природе.

Просто представь.
Твоя девочка фантазерка, творческий человек, прекрасный художник, и она бежит к тебе со своими рисунками, она танцует перед тобой свои детские танцы, она проявляет все лучшее, что у нее есть.
Но тебя это не радует. Ты не обращаешь внимания на ее сильные качества, на ее уже существующие таланты, у тебя есть фишка «приучить ее к порядку», и это цель затмевает тебе все.
У ребенка в этом случае не остается никаких шансов тебя порадовать. Потому что аккуратность – это не ее конек, и никогда не будет им.
Что будет с ней, если ты будешь концентрироваться на ее аккуратности? Она вырастет с ощущением «я никчемна, я ничего не умею, у меня НИЧЕГО не получается, и я ничего не стою, мама мной недовольна, что бы я ни сделала».
Я знаю, что ты так не делаешь, что ты восхищаешься Любавой, когда она проявляет свою природу, я просто показываю тебе, к чему может привести приверженность «правилам» без любви.
Мы через одну выросли покалеченными этими правилами, нас все старались запихнуть в свои рамки, не считаясь с нашей природой. Что из этого вышло, мы знаем на себе.
Кстати, я как человек творческий очень благодарна своим родителям за то, что меня не шпыняли, не стыдили за беспорядок и неаккуратность. Они просто не обращали на это внимание. И я выросла с практически здоровым ощущением себя, а чистоте и аккуратности учусь сейчас сама, и понимаю, что мне понадобится на это еще не одна жизнь
А вот мою знакомую гоняли за каждую пылинку. Что получилось? У нее в доме идеальная чистота. Она ненавидит уборку, но при этом не может не наводить порядок, еще жив страх перед мамой. Больше ничем она похвастать не может – любимое дело она не нашла, потому что была занята удовлетворением маминых нужд, потому что всегда боялась, что ее выбор маме не понравится. И теперь она так же гоняет за бардак свою дочку, мстя ей за то, что ее мама искалечила ей жизнь.
Второй случай – это крайность, и нужно быть очень внимательной к себе, чтобы стремление следовать правилам не затмило для нас любовь к нашему ребенку.
Третий принцип. Думать о том «в чем нуждается сейчас мой ребенок», а не о том «что я могу с него поиметь»
И это не значит, удовлетворять капризы ребенка. Иногда он нуждается в строгости, четких границах, серьезных беседах, но это задача родителя понять, в чем он нуждается прямо сейчас.
До девяти лет разум ребенка не развит. Даже если нам кажется, что это не так, даже если мы получаем от него осмысленные, как нам кажется, ответы и поступки.
До девяти лет ребенок не способен брать на себя ответственность за свои поступки, контролировать свое поведение, и тем более, эмоции. Он не понимает и не воспринимает правила, он не способен слушать и внимать нашим нравоучениям, делать выводы и отделять себя от своих поступков.
Он воспринимает только чувства мамы, а потом и папы.
- Если мама радуется, если мама счастлива, значит «я хороший».
- Если мама несчастна, если она кричит или плачет, если она расстроена, значит «я плохой». Даже если состояние мамы не связано с ребенком, он воспринимает все именно так.
Мы хотим научить ребенка ответственности, но зачастую делаем это очень рано, мы лишаем детей детства, пытаясь побыстрее сделать из них взрослых, чтобы не учиться быть родителями, чтобы не решать свои проблемы в отношениях с ним, чтобы побыстрее спихнуть его во взрослую жизнь.
Суди сама, хотя наш мотив – привить ребенку ответственность, результаты зачастую очень от этого далеки:
- требуя от ребенка раньше времени того, чего он не может дать в силу своего возраста или природы, мы внушаем ему мысль «со мной что-то не так, я плохой»;
- пытаясь манипулировать им своими чувствами (маме плохо, когда ты не убираешь игрушки), мы лишаем их поддержки и почвы под ногами – «маме плохо из-за меня, значит, Я ПЛОХАЯ. И если меня не любит мама, значит, меня больше никто никогда не полюбит»;
- сравнивая его с другими, рассказывая о том, как хорошо это делали мы, мы даем ему понять «я хорошая, ты плохой»;
- наказывая ребенка за его ошибки и оплошности, за его неспособность взять на себя то, что мы хотим на него повесить, мы внушаем ему «ты плохой и заслуживаешь наказания. Я хороший и я могу тебя наказать. Такой как ты есть ты меня не устраиваешь. Тебе нужно следовать моим правилам, чтобы я тебя не наказала».

Где здесь ответственность?
Где здесь любовь?
Ребенок, к которому применяют такой подход, вырастает безответственным человеком, с ощущением своей ничтожности и постоянным ожиданием наказания.
Если это девочка, то она старается угадать, что нужно другим, забывая о себе, она старается быть хорошей, угождать другим, чтобы ее не наказали. Такая стратегия приводит лишь к тому, что этой девочкой пользуются, никто не ценит ее усилий, никто не уважает ее природу. Девочка берет на себя слишком много ответственности, вернее, она берет на себя чужую ответственность, чувствуя себя виноватой за плохое настроение других.
Если это мальчик, то ему становится плевать на чувства других, он часто переступает через них ради своих желаний. Он снимает с себя ответственность за все, и просто живет в свое удовольствие, обвиняя всех вокруг в своих неудачах.

Как следовать этому принципу?
Изучать природу ребенка.
Наблюдать за ним.
Знать его потребности.
Сейчас много информации на эту тему, любой астролог поможет определить природу ребенка, есть много информации о том, что нужно разным детям (Руслан Нарушевич «Дети с небес», Марина Таргакова «Окна в мир ребенка» и др.) и в каком возрасте.
Нам важно знать, кто находится перед нами, чтобы дать ему то, в чем он нуждается.
У меня, например, дочка сенситивного типа, она очень чувствительна, и мое повышение голоса на нее воспринимает очень болезненно - «мама злая, я ее боюсь». Ей нужно много поддержки и моего внимания, ей нужно, чтобы рядом с ней постоянно была мама. Естественно, мне это неудобно, но я понимаю, что это ее потребности, и стараюсь выдавать ей столько мамы, сколько могу.
Для моего ребенка детский сад будет особенно травматическим, поэтому мыслей об этом у меня вообще нет.
Я привела только основные принципы, с которых все начинается, есть еще много важной информации, которую нужно знать. И ее нужно изучать, чтобы применять на практике.
Что все-таки делать с игрушками, где пролегает та грань, когда же нужно проявлять не только любовь, но и строгость?

Во-первых, если ты будешь соблюдать вышеназванные принципы, тебе уже будет легче в подобных вопросах, потому что ты поймешь, что они не важны.
Неважно, будет ли дочь убирать игрушки или не будет.
Важно, как она себя будет чувствовать, когда вырастет - любимой или плохой.

Во-вторых, до девяти лет ее рано нагружать какой-либо ответственностью.

В-третьих, несколько рекомендаций более конкретных, я использую их с дочерью:
- дай ей возможность не убирать игрушки. НИКОГДА. Если тебя бесит беспорядок, нужно обратить внимание на то, почему это тебя бесит, а не на то, как навести порядок с помощью собственной дочери. Очень часто женщина в стрессе начинает требовать от близких помощи, не взирая на то, кто перед ней – муж или маленький ребенок. И нужно выходить самой из стресса, а не прикрываться тем, что «убирать игрушки – это правильно».
- предлагай ей убрать игрушки вместе с тобой. Если она соглашается – радуйся, хвали ее, говори папе «Папа, посмотри какой порядок. Это Любава мне помогла, она у нас такая помощница».
- игнорируй ее нежелание убирать – она имеет на это право, и ты знаешь по себе, что с тобой происходит, если ты начинаешь себя заставлять делать уборку тогда, когда у тебя нет желания и сил. Ведь это все закладывается в детстве, когда мама растит из дочери уборщицу, а не счастливую женщину. Порядок в твоем доме – это твоя ответственность, а не твоего ребенка. Если тебе важна чистота, ты ее и наводи. Я говорю о маленьком ребенке, с подростками нужен другой подход.
- радуйся каждому стремлению ребенка помочь тебе, и ни в коем случае не обращай ее внимание на то, что у нее не получилось.
- научись сама с любовью убирать свой дом – дочь перенимает у мамы то, что она делает с радостью, и избегает того, что мама делать ненавидит.
Моя дочь убирает игрушки, когда захочет – иногда она играет в порядок. В основном игрушки убираю я, каждый раз предлагая ей помочь мне. Ни одна моя манипуляция не сработала еще ни разу – моя дочка просекает все очень быстро, и с улыбкой предлагает мне «убрать самой».
Она помогает мне мыть пол, шкафы, стирать свою одежду, готовить – для нее это игра. И я искренне радуюсь ее помощи, я рассказываю об этом мужу, хвалю ее, хотя по факту мне все приходится переделывать. Мне важно ее стремление быть полезной, я очень это ценю.
Еще – я учусь уважать свою дочку, слышать ее потребности, помогать ей проживать ее большие трагедии. Я учусь быть мамой, концентрируясь на себе, на отдаче. Это самое важное в наших отношениях с детьми, и я желаю тебе именно этого.
Мы не должны заполнять своим ребенком наш дефицит маминой любви, любви мужа, единомышленников, подруг – это бесчеловечно. И я очень стараюсь излечивать свои детские травмы не за счет своего ребенка.
Очень часто, не получив любви от своей мамы, мы начинаем требовать ее от своего ребенка, травмируя его, делая его взрослым, нарушая принцип родительства. От этого сильно страдают дети. От этого страдаем мы сами.
И чтобы этого не происходило, нам важно исцелить свои отношения С МАМОЙ.

Татьяна Плотникова

Многие современные мамы сталкиваются с проблемой абсолютного нежелания ребёнка убирать за собой. Игрушки и детские вещи, разбросанные малышом, становятся постоянными спутниками повседневной жизни. В нашей статье вы найдете полезные советы и рекомендации о том, как приучить ребёнка убирать за собой.

Беспорядок в доме - проблема многих современных семей. Мамы, любящие чистоту и порядок, не могут понять, как научить ребёнка собирать игрушки. Приходится испытывать множество современных методик и способов.

Но в итоге уставшая мама вынуждена самостоятельно наводить порядок.

Первое и основное правило того, как заставить ребёнка убирать игрушки, - это нетрадиционный подход. Чтобы ваш малыш соблюдал порядок, необходимо вызвать у него желание и интерес к такому занятию. Конечно, в таких вопросах необходимо будет проявить свою находчивость и фантазию. Ведь дети не понимают простых для взрослого человека «надо» и «должен».

Как и во многих других воспитательных моментах, здесь также нужен индивидуальный подход. Вы можете использовать в практике множество рекомендаций о том, как заставить ребёнка собирать игрушки. Но любой из предложенных способов нужно адаптировать под характер вашего малыша. Тогда методика будет полезной и эффективной.

Как приучить ребёнка к порядку

Рассматривая возможные идеи, как приучить ребёнка к порядку в комнате, вы можете испытать методики на своем малыше. Главное - делать это незаметно. Вы сами сможете пронаблюдать реакцию ребёнка на ваши действия и предложения.

Мы собрали самые действенные и популярные способы того, как можно приучать ребёнка к порядку:

  • подавайте личный пример: будущее поведение малыша во многом закладывается в ранние годы, когда единственным и правильным воспринимается пример родителей;
  • начинайте с раннего возраста: если малыш пьёт воду, приучайте ставить чашку на место; вовсе не нужно ждать момента, когда проблема беспорядка сама проявит себя;
  • разложите все вещи по местам: ребёнок должен понимать, что в его доме каждая вещь имеет свое место, и если она лежит не там, так быть не должно;
  • превратите уборку в игру: многие мамы рассказывают малышам истории, играют в словесные игры, поют песни, стараясь отвлечь ребёнка от обыденности повседневной уборки;
  • проявляйте настойчивость: придавайте уборке важность, чтобы малыш понимал серьёзность и свою ответственность в этом занятии;
  • не пропускайте ежедневные уборки: так ребёнок будет понимать, что убираться нужно обязательно, независимо от желаний и настроения;
  • разукрасьте коробки для игрушек: ребёнок будет воспринимать уборку как своеобразную игру, если для каждого вида игрушек будет создана отдельная красочная коробка.
Пытаясь испробовать возможные варианты того, как научить ребёнка убирать за собой игрушки, исключите крики и агрессию. Ребёнок не приучится к порядку и чистоте таким способом. Это только станет причиной появления страхов и комплексов в будущем.

Если малыш упрямится, не стоит его ругать или заставлять убираться. Наберитесь терпения. Такой момент, как уборка, не должен испортить отношения между родителями и ребёнком. Хвалите малыша за его спонтанные желания убраться. Но и с поощрением также нужно не переборщить. Иначе у ребёнка выработается привычка делать что-то полезное только ради награды.

Беспорядок в доме - ещё не повод паниковать. Достаточно понять, как заставить ребёнка убираться, чтобы это вошло в привычку. Проявите больше внимания и терпения по отношению к малышу. Так вы сумеете преодолеть все трудные моменты в воспитании.



Рассказать друзьям