Делать 4 месячный. Чему научился малыш в четыре месяца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Появление малыша всегда вносит большие коррективы в жизнь семьи. Родители подстраиваются под ритмы ребенка и следуют его интересам. Очень часто дитятко совсем не желает придерживаться привычного режима дня и ночью устраивает концерты. Но, как правило, к 4 месяцам все более-менее налаживается и входит в привычный ритм.

Когда исполняется 4 месяца малышу, это считается переломным моментом в его жизни. Часто беспокоившие ребенка колики, не дающие покоя родителям, проходят, и карапуз становится спокойнее. Да и жизнь молодых родителей постепенно входит в норму. Ведь за четыре месяца уход за малышом уже стал привычным делом. Мама и папа не боятся навредить ребенку, а малыш уже требует не только поесть и поспать, но и общения.

Физические параметры

Основным параметром, оценивающим развитие ребенка на первом году жизни, является прибавка веса и роста. Но если в первые три месяца прирост массы тела может превышать один килограмм в месяц, то к 4 месяцам, она уже не такая резкая. Ребенок должен набрать около 700 г и вырасти еще на 2 см.

На ежемесячном приеме врач также измерит объем головы и груди, которые прибавят, соответственно, 10 и 15 мм. Пропорционально телу развиваются и внутренние органы. Легкие увеличиваются в размерах, поджелудочная железа и другие органы пищеварения постепенно налаживают свою работу. Поэтому колики, мучавшие малыша, проходят, а ночной отдых может достигать 6 часов непрерывного сна.

Обязательно посетите невролога, он даст исчерпывающий ответ на вопрос о том, какой ребенок в 4 месяца считается нормально развитым. Проведя осмотр, врач может порекомендовать массаж или лечебную гимнастику.

Интересно, что когда исполняется 4 месяца малышу, можно с уверенностью судить о цвете его глаз. Ведь очень часто бывает, что дети рождаются с голубыми глазами, а родители кареглазые. Но к 4-6 месяцам они приобретают свой настоящий оттенок. Если к полугоду глаза не поменяли свой цвет, то можно быть практически уверенным, что они такими и останутся.

Мир в цвете

Ребенок 4-5 месяцев отчетливо фокусирует взгляд на предметах, которые расположены в 20-30 см от его глаз. Если нет никаких нарушений, то глазные яблоки должны двигаться синхронно. Ребенок уже может проследить взглядом за яркой движущейся игрушкой.

Когда малыш не спит, полезно проводить тренировку для маленьких глаз. Для этого понадобится погремушка, которую взрослый перемещает вправо-влево. Ребенок будет внимательно следить за ней взглядом. Обратите внимание на глазки, они не должны косить.

Главной особенностью четвертого месяца жизни является способность различать цвета. Если в период новорожденности дети все видят в черно-белых оттенках, то сейчас все иначе. Поэтому важно подбирать игрушки яркие, красочные и естественных оттенков.

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Четырехмесячный ребенок - уже полноценный собеседник. Он активно проявляет интерес к знакомым людям и живо ищет общения. Малыш уже испытывает определенные эмоции и при появлении в его поле зрения мамы, начинает улыбаться. Для полноценного развития ребенку требуется не только уход, но и общение, когда окружающие его взрослые поют песенки, рассказывают потешки, показывают игрушки. Это способствует психическому и интеллектуальному развитию.

Очень важен тактильный контакт. Не бойтесь заласкать ребенка, выросший в любви и нежности малыш намного счастливее ребенка, росшего у строгих родителей.

Слух

К четырем месяцам слух уже более совершенен. Ребенок начинает отчетливо слышать все звуки, поэтому можно и нужно петь ему песенки, включать различную музыку во время бодрствования. Так вы приучаете ребенка к миру прекрасного. Не думайте, что маленькие детки ничего не понимают, если с ранних лет петь и слушать качественную музыку, то у крохи разовьется правильный вкус.

Такой важный переворот

В 4 месяца ребенок должен научиться переворачиваться со спинки на живот. Если это никак не получается, проконсультируйтесь с врачом, а дома помогайте ребенку освоить этот важный прием.

Вкладывая пальцы в кулачки ребенка, слегка потягивайте его в сторону, помогая перевернуться. Делая такие упражнения по нескольку раз в день, можно в один прекрасный момент увидеть, как малыш сам перевернется.

Бывает, что дети предпочитают перевороты через один бок. Как правило это связано с тонусом мышц, но могут быть и другие проблемы. В этом случае требуется консультация невролога. А дома стимулируйте поворот на «нелюбимую» сторону красивой игрушкой, голосом или просто помогая, подталкивая в нужном направлении.

К 4 месяцам сжатые кулачки постепенно расслабляются. Движения рук становятся целенаправленными, малыш начинает с удивлением следить за движениями ладошек. Если дать в ручку погремушку, то ребенок удерживает ее и даже совершает с ней манипуляции, следя взглядом за перемещениями игрушки.

Продолжайте почаще выкладывать малыша на живот. Так хорошо тренируются мышцы шеи и спины, формируются естественные изгибы позвоночника. В положении на животе ребенок уже активно приподнимается на руках и даже может схватить одной ручкой понравившейся предмет.

В 4 месяца малыш очень подвижный. Лежа на животе, ребенок любит двигать ножками, а если его поставить на стопы, малыш начнет активно перебирать ногами. Такие упражнения активно развивают мышцы и очень нравятся детям.

Оценивая, что умеет ребенок в 4 месяца, ориентируйтесь на принятые стандарты, но не забывайте об индивидуальном развитии каждого ребенка. Если есть подозрения на отклонение от нормы, следует получить консультацию специалиста.

Что умеет четырехмесячный малыш:

  • Узнает постоянно ухаживающих за ним взрослых и реагирует улыбкой на их появление.
  • Хватает ручкой игрушку и хорошо ее удерживает, следит за нею взглядом.
  • Лежа на спине, хорошо держит голову, приподнимаясь на предплечья;
  • Начинает осваивать перевороты со спины на живот.
  • Появляется первый лепет, малыш во время бодрствования часто распевает различные слоги.

Предпосылки речи

Что умеет ребенок в 4 месяца, так это общаться с помощью звуков. Малыш активно использует множество звуков и даже слогов. Лепет все больше напоминает слова «ма-ма», «ба-ба». Особо чувствительные родители даже думают, что их дитятко уже умеет говорить слово «мама».

Конечно, до первых слов еще далеко, но предпосылки речи уже закладываются. Поэтому так важно откликаться на зов малыша, повторять за ним слоги и нараспев говорить легкие слова. Песенки и потешки очень помогают в развитии речи.

Разговаривайте с ребенком как можно больше, рассказывайте ему обо всем на свете, показывайте игрушки и озвучивайте голоса животных. Показывайте красочные книжки, картинки должны быть четкими и легко узнаваемыми.

Режим дня ребенка

4 месяца возраст, когда распорядок жизна у малыша уже довольно четкий и устоявшийся. Если родители с самого рождения старались придерживаться определенной закономерности, то к этому моменту уже ясно выделяются периоды активного бодрствования, кормления и сна.

Определяя режим ребенка в 4 месяца, ориентируйтесь на привычки вашей семьи и потребности крохи. Если укладывать малыша спать в одно и то же время, то впоследствии он будет легко засыпать в положенный час.

Если уже исполнилось 4 месяца ребенку, Комаровский (известный педиатр) рекомендует подстраивать режим под привычки родителей. Привыкли папа и мама рано ложиться, то и малыш пусть укладывается на ночь пораньше. А если родители совы и не прочь посидеть вечером подольше, ребенок также может лечь позже.

Но, независимо от выбранных приоритетов, режим дня ребенка (4 месяца) должен отличаться стабильностью. На ночной сон отводится до 12 часов. Днем малыш может спать 2-3 раза. Здесь все зависит от темпераметра ребенка, его активности и качества ночного сна.

Предпочтительнее в теплое время года один дневной сон проводить на улице. Сон на свежем воздухе полезен для маленького организма, да и спят детки в коляске крепко.

Первый прикорм

Чем же питается грудной ребенок? 4 месяца - это возраст, когда уже можно попробовать первое овощное пюре. Обычно педиатры советуют, если малыш находится на грудном вскармливании, начинать первый прикорм в 4-6 месяцев.

Начинать лучше с овощей, потому что сладкий вкус фруктового пюре или сока может понравиться ребенку, и его уже не заставишь съесть что-то другое.

Конечно, любой продукт предлагают, начиная с половины чайной ложки и в течение недели не давая больше ничего нового.

Если ребенок недобирает в весе, врач может порекомендовать постепенно вводить в рацион каши. Начинают с трех видов безглютеновых круп, таких как рисовая, кукурузная и гречневая.

Но в любом случае основным питанием остается грудное молоко или адаптированная молочная смесь. Грудь может предлагаться по требованию, смесь строго по часам, выдерживая между кормлениями 3,5-4 часа.

А у нас первый зубик!

Некоторые малыши в 4 месяца могут похвастаться первым зубом. Порой прорезывание зубов происходит незаметно для родителей. Но часто малыш начинает капризничать, у него текут слюнки, и даже может подняться температура.

Прорезывание зубов может напоминать заболевание, малыш становится вялым или, наоборот, слишком активным. Десны припухают и краснеют. Ребенок постоянно тянет кулачки в рот.

Для облегчения состояния малыша предложите ему специальный прорезыватель, который он будет грызть в свое удовольствие. Если поднимается температура, врач может посоветовать жаропонижающее и специальный гель для снятия болезненных ощущений в деснах.

Игрушки - важная составляющая развития

Когда малыш не спит, не оставляйте его лежать в кроватке. Пускай кроватка будет только местом для сна. Берите малыша на руки, выкладывайте на диван или кровать, занимайте с ним. Обязательным атрибутом в общении с карапузом являются игрушки.

Погремушки развивают зрительное и тактильное восприятие. Показывайте малышу игрушки, привлекайте его внимание звучанием и движением ярких предметов.

Понять, что умеет ребенок в 4 месяца, можно, поставив перед ним яркую красочную игрушку. Нормально развивающийся малыш попытается схватить предмет или же до него дотянуться. А если игрушка находится сбоку, то ребенок начинает переворачиваться в ее сторону.

Не забываем закаляться

Чтобы ребенок как можно меньше болел, не стоит его сильно кутать. Следует поддерживать температуру в комнате малыша не выше 22 °С. При более высокой кроха начинает потеть, появляется потничка.

Необходимо часто проветривать помещение. Так в комнате уничтожаются бактерии и вирусы, и поступает кислород.

Гулять с малышом можно при температуре не ниже -10 °С и отсутствии сильного ветра. Летом лучше гулять в утренние и вечерние часы, избегая полуденного зноя.

Полезны влажные обтирания (постепенно следует уменьшать температуру воды на 1 °С, дойдя до 25 °С). Массаж и гимнастку мама может и должна проводить самостоятельно. Если есть показания к профессиональной помощи, врач выпишет соответствующее направление.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 - 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки (сначала надо брать гласные).

Осваиваем переворот

Чтобы помочь ребенку научиться (или тренироваться) переворачиваться на бок , поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества (например, тяжесть), способен соотносить различные свойства предметов (оптические, звуковые и т.д.).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона (1-1,5 сой). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенку и т.д.). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы (мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д.). Такие упражнения развивают и мелкую моторику , и осязание.

Игры-потешки

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку (сынульку) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

  • Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленькую ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес (волосы),
  • Тут поляна (лоб),
  • Тут бугор (нос),
  • Тут – сердце живет (положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста (вы не мучились в школе, заучивая стихи?!). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

Угасание рефлексов новорожденности

Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

Рефлекс Галанта

Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

Хватательный рефлекс Робинсона

На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

Рефлекс сжимания пальцев ног

Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

Рефлекс Моро

Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

Рефлекс Бауэра

Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

Краткая таблица навыков (физические, эмоциональные, слуховые, зрительные, речевые)

Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

Навыки:
физические
  • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе голову
  • Переворачивается с живота на бок и на спину
  • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
  • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
  • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
эмоциональные
  • Осознанно улыбается
  • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
  • Восторженно смеется
  • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
слуховые
  • Поворачивает голову в сторону звука
  • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
  • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
зрительные
  • Обращает внимание на маленькие предметы
  • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
речевые
  • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

Рост и вес ребенка 4 месяцев (Россия и ВОЗ)

ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

Как помочь малышу полноценно развиваться?

Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

Развивающие игры и упражнения

Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

Физическое развитие (крупная моторика)

В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

«Кругом взмах!»

Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

«Велосипед»

Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

«Самолет»

Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

Упражнения для 4-месячного ребенка на фитболе

«Толкалки-качалки»

ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

«Ладошками до пола»

ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.


Развитие мелкой моторики

Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.

Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

Гули-гули:
Раз – большой,
Два – смешной,
Три – красивый,
Четыре – счастливый,
Пятый – малыш,
Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).

Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

«Рыбки-рыбки»

Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!

Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

«Баран-баран»

Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

Рано-рано
Два барана
Повстречались на лугу.
Встали прямо
Два барана
И друг другу
Ни гу-гу…

На ручки

Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!

Уроки этикета

Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!

Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

Развитие зрения

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!


Как, играя, тренировать зрение?

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрация внимания

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Неваляшка

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Развиваем слух

Всегда говорите с ребенком!

Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

Никакой монотонности!

Слушайте и повторяйте!

Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

Меньше «заек», больше конкретики!

Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

«Динь-динь»

Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

Включайте музыку

Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

Развиваем речь

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!


«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

«Ба? Или Ма?»

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

«Мой голос»

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

«Мама-повторюшка»

Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

Познавательное развитие ребенка 4 месяца

Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

«Где? Вот!»

Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки? » (ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот! » (называя часть тела)

«Полетели!»

Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).

«Кто же это за стеклом?»

Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

Развивающие игрушки

Погремушки или маракасы

Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.


Сенсорные коврики

В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

Как сделать развивающие игрушки самостоятельно?

Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

Сенсорные мешочки

Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

Разноцветные крышечки

Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

Распорядок дня, как элемент развития

Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

Прогулки

К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

Питание

Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

Массаж

Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

Заключение

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя! Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

  • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
  • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
  • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
  • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
  • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
  • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

Видео по теме

Молодые родители, в семье которых недавно произошло пополнение, всегда стараются внимательно следить за развитием долгожданного малыша. На приеме у врача заботливые мамы и папы часто спрашивают о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, на сколько сантиметров он должен подрасти с момента рождения, каким должен быть его вес и т.д. Конечно, все дети развиваются индивидуально, но в педиатрии существуют четкие нормы и стандарты физиологических параметров, а также навыков и умений, которые должны появиться у грудничка в том или ином возрасте.

Вес и рост

В 4 месяца малыш двигается еще не так активно, поэтому его вес в этот период растет достаточно быстро. За четвертый месяц здоровенький ребенок должен набрать около 700-750 грамм, его масса тела к этому возрасту в среднем составляет около 5,5-7 килограмм (мальчики обычно весят больше, чем девочки). Рост грудного ребенка в 4 месяца достигает приблизительно 60-64 сантиметров (месячная прибавка в росте -2,5-3 сантиметра).

Навыки и умения

У большинства деток в четыре месяца стабилизируется работа кишечника и желудка, и проходят болезненные колики. Именно поэтому правильно развивающийся 4-х месячный грудной ребенок начинает активно познавать мир. И мальчики, и девочки к этому возрасту начинают интересоваться окружающими предметами, бурно реагируют на происходящие события и т.д.

Навыки и умения здорового ребенка в 4 месяца должны быть следующими:

  1. 4-месячный грудничок должен уверенно переворачиваться с живота на бок и на спинку;
  2. лежа на животике, малыш может не только перевернуться, но и приподняться, опираясь на ладошки и прямо держа головку;
  3. если ребенка 4 месяцев поставить на пеленальный столик или на кровать, придерживая за подмышки, он будет отталкиваться ножками от горизонтальной поверхности;
  4. если грудничка, лежащего на спине, потянуть за ручки, он присядет и будет держать голову (при этом родители должны помнить, что полностью сажать ребеночка в таком возрасте еще нельзя, т.к. его мышцы и косточки еще не окрепли);
  5. самые активные детки к четырем месяцам пытаются ползать, интересно, что у многих их них получается ползти не вперед, а назад;
  6. малыш в полные 4 месяца может держать любимую погремушку в руках около 30-40 секунд, в этом возрасте груднички обычно проявляют огромный интерес к простым игрушкам, смотрят и изучают их, хватают, облизывают и т.д.

Мышление и эмоции

Психоэмоциональное и умственное развитие ребенка в 4 месяца также не стоит на месте. В этом возрасте у большинства деток происходят следующие изменения:

  1. малыши начинают произносить разные звуки: «о», «а», «п», «б,», «м» и др.;
  2. в 4 полных месяца малыш узнает своих родителей, реагирует на голос мамы и папы, услышав знакомые интонации, грудничок оживляется, начинает шевелить руками и ногами;
  3. в то же время ребенок очень настороженно относится к неизвестным людям, даже если мама наденет какой-нибудь головной убор и очки, малыш может ее не узнать и испугаться;
  4. увидев родителей или любимую игрушку, ребенок может начать улыбаться, смеяться, лепетать, также к этому возрасту малыши умеют следить глазками за двигающимися предметами;
  5. развитие 4-месячного ребенка происходит настолько интенсивно, что он к этому возрасту узнает свое имя и реагирует, когда кто-либо из семьи обращается к нему;
  6. также ребенок запоминает лица людей, свои игрушки, домашних животных и т.д.;
  7. к четырем месяцам в сознании грудничка формируются первые причинно-следственные связи (например, увидев мамину грудь или бутылочку с питанием, малыш понимает, что его ждет кормление и затихает);
  8. на четвертом месяце жизни детки уже могут испытывать широкий спектр эмоций: обиду, страх, огорчение, радость, удовольствие, любопытство и пр.;
  9. к 4-месячному возрасту малыши интересуются не только окружающим миром, но и своим телом, ребенок может щупать свои волосы и лицо, играть с руками и ногами, смотреть на себя в зеркальце и. т.д.

Органы чувств

Разбираясь в том, что умеет ребенок в 4 месяца, родители также должны узнать, как в этом возрасте функционируют органы чувств и как формируется речь грудничка:

  • Зрение. Малыш начинает различать цвета предметов. Лучше всего он будет воспринимать яркие однотонные цвета – красный, желтый, синий и т.д. А вот полутона, оттенки и сочетания сразу нескольких активных цветов будут восприниматься грудничком гораздо хуже. К четвертому месяцу жизни детки не только следят за одним предметом, но и быстро переводят взгляд с одной вещи на другую.
  • Слух. В 4 месяца ребенок, развитие которого происходит в соответствии со всеми нормами, различает голоса своих родных (мамы, папы, остальных членов семьи) и незнакомцев, а также поворачивает головку на звуки. В этом возрасте малыш с огромнейшим удовольствием слушает музыку и даже может качать головой в такт понравившейся мелодии. Больше всего грудничкам по душе ритмичные мотивы, а вот слишком высокие ноты (как и многий другой набор резких звуков) могут их раздражать или пугать.
  • Речь. Четырехмесячный малыш способен не только произносить открытые гласные звуки («а» и «о») и глухие согласные («б», «п» и др.), но и соединять их в простые слоги. К этому возрасту ребеночек начинает отвечать родителям и общаться с ними на своем языке. Детишкам очень нравится «разговаривать» с окружающими и получать от них ответ.

Питание и сон

Молодых родителей также часто интересует, сколько должен съедать ребенок в 4 месяца. Обычно малыши в этом возрасте как на грудном вскармливании, так и «искусственники» едят около 5-6 раз в день и 2-3 раз ночью (количество кормлений может варьироваться в зависимости от аппетита, здоровья ребенка и пр.). Считается, что за сутки грудничок должен употребить еды (смеси или маминого молока) в размере 1/7 части от собственного веса (т.е. до одного литра). Большинство педиатров придерживаются мнения, что вводить прикорм в этот период еще слишком рано, давать соки, овощные и фруктовые пюре малышу лучше всего с 5 месяцев на искусственном вскармливании и с 6 месяцев на грудном.

Еще один актуальный вопрос, возникающий у молодых мам и отцов, — сколько спит ребенок днем и ночью. Нормальный режим дня ребенка в 4 месяца следующий: 15 часов сна и 9 часов бодрствования в сутки. В ночное время грудничок должен спать около 10 часов, оставшиеся 5 часов – это дневной сон ребенка, разделенный на 2-3 части. Если по каким-то причинам распорядок и режим дня у 4-месячного грудного ребенка нарушен, родителям придется приложить немало усилий, чтобы вернуть все на свое место.

Отклонение от норм

Выяснив, что должен в 4 месяца делать здоровенький ребенок, необходимо разобраться и в том, что считается отклонением от нормы. Молодых родителей обязательно должно насторожить то, что:

  • ребенок в 4 месяца не переворачивается;
  • малыш не может удерживать в руках игрушки;
  • не проявляет никаких эмоций по отношению к родителям, животным, игрушкам и т.д.;
  • не реагирует на людей и окружающие предметы.

Если мама или папа заметили такие отклонения у своего крохи, им обязательно нужно сообщить об этом врачу. Педиатр назначит обследования, которые помогут выяснить, в чем причина замедленного развития грудничка.



Рассказать друзьям