Церковный развод? Процедура развенчания церковного брака.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Венчание – это одно из таинств, совершаемых православной церковью. Красивая и торжественная церемония привлекает молодоженов. Но часто случается так, что венчание – это всего лишь дань современной моде, молодые супруги не понимают огромной ответственности, которую они взяли на себя. Развенчание церковного брака осуждается и не приветствуется священством. Ведь отношения, благословленные Богом – это раз и навсегда!

Основные причины расторжения брачного союза, освященного церковью

При официально состоявшемся разводе в органах ЗАГС, бывшие супруги желают расторгнуть свои отношения и в церкви, но для этого необходимо наличие особо веских причин, причем их факт нужно будет доказать:

  • Неверность (измена, прелюбодеяние) одного из супругов. Лишь эта причина по Учению Христа ранее была единственным поводом к разводу. Это огромный грех и в настоящее время по этому основанию практически не бывает отказов.
  • Отпадение одного из супругов от православной веры . Для признания этой причины церковь потребует доказательство перехода в другое вероисповедание или признание себя атеистом. Самым страшным грехом считается переход человека в мусульманство или язычество.
  • Многобрачие (многоженство). Имеется в виду обзаведение одним из супругов второй семьи на стороне при наличии ныне существующей. Это категорически запрещено как с православной, так и с гражданской точки зрения.
  • Наличие венерических заболеваний у одного из супругов . Еще одно доказательство супружеской измены.
  • Длительное отсутствие мужа или жены (пропажа без вести). Причем церковь признает без вести пропавшим человека по истечении 2 лет (для принимавших участие в военных действиях и для моряков), в остальных случаях срок отсутствия исчисляется 5 годами. Российское Законодательство в данном случае признает человека умершим.
  • Попытки причинения вреда жизни и здоровью домочадцев (супруги (га), детей, родителей). Подразумевается, в том числе, и совершение сексуальных или развратных действий в отношении несовершеннолетних детей.
  • Тюремное заключение мужа или жены .
  • Душевная болезнь . Неизлечимое психическое заболевание, часто представляющее опасность для окружающих.
  • Полное бесплодие мужа или жены .
  • Кровосмешение . Половая связь или заключение брачного союза с кровными родственниками.

Понимают, что их семейная лодка налетела на рифы и бесповоротно развалилась. Причем это бывает как с теми, кто жил в таки с теми, кто прошел через Таинство венчания. И если официальный развод не вызывает каких-либо особых проблем, то развенчание церковного брака - вещь довольно сложная. С одной стороны, в церкви даются клятвы, нарушать которые нельзя, а с другой - никто не застрахован от ошибки. Если раз в жизни совершил оплошность, и превратилась в сущий кошмар, неужели Богу будет угодно, чтобы такое положение продолжалось? Особенно в том случае, когда решить конфликты иным способом просто невозможно. Так возможно ли развенчание церковного брака?

Допускает ли православная религия развод

Прежде всего, всегда следует помнить отношение Господа к данному вопросу, которое записано в книге Малахии 2:16. Там четко указано, что Бог не приемлет В Библии ясно говорится, что супружеские узы - это на всю жизнь. В книге Матфея 19:6 говорится, что Господь сочетал, то человек пусть не разлучает. В то же время Бог допускает, что в союз вступают грешные люди, и поэтому может произойти развенчание брака. Для соблюдения прав тех, кто решил развестись, в особенности женщин, в (Второзаконие 24:1-4) установлены некоторые законы. В евангелии от Матфея (Глава 19, стих 9) говорится, что повторный брак и развод возможны по причине измены. При этом разрешение на повторный союз дается пострадавшей стороне.

Церковный развод

Поскольку в православии существует таинство венчания, то можно логически предположить, что должно быть также и развенчание церковного брака. Однако такого обряда в христианстве не существует. И поэтому сам термин развенчание с этой точки зрения не вполне подходит. Церковью допускается лишь повторное вступление в Для того чтобы снова провести Таинство венчания, следует получить разрешение соответствующей епархии. Вначале регистрируется в официальных государственных органах, а затем, после получения положительного ответа на прошение, можно обратиться в выбранный храм и снова венчаться. При повторном проведении обряда есть один момент: если оба супруга вступают в брак повторно, то во время церемонии на них венцы не возлагаются, но если хоть один из них заключает союз впервые, то возложение венцов происходит как обычно.

Кто может получить благословение на повторный брак

Развенчание церковного брака разрешается далеко не всем. Есть определенный перечень причин, по которым это становится возможным:

  1. Измена.
  2. Наличие венерических или неизлечимых болезней.
  3. Наркомания, алкоголизм.
  4. Неизлечимое душевное заболевание.
  5. Создание угрозы для здоровья и жизни и причинение вреда одним из супругов.
  6. Оставление семьи.

Вместе с тем, такие причины, как отсутствие заработка, несходство характеров, плохие отношения с родственниками, церковью не признаются и, скорее всего, при ссылке на них будет получен отказ. Поэтому к венчанию следует относиться основательно, лишь в том случае, когда вы полностью уверены в своей избраннице или избраннике. А если возникают проблемы, все-таки попытаться найти компромис, проявив при этом любовь и милосердие, как учит нас Господь в вечной книге жизни.

Венчание: потребность души или дань моде?

Само по себе венчание – очень красивый, торжественный обряд. Церковь, свечи, иконы, молитвы священника и прочее вызывают интерес и привлекают молодых людей, решивших соединить себя семейными узами.

Но часто они гонятся за красивыми фотографиями, видеосъемкой, новыми впечатлениями, при этом, совсем не задумываясь о том, что предстать перед алтарем и Богом – ответственный шаг, таинство, которое совершается над истинно верующими и уверенными в себе и своей половинке людьми. Поэтому в наше время обряд венчания для многих стал всего лишь модной процедурой, а после развода супруги пытаются узнать, возможно ли расторжение церковного брака, даст ли на это свое согласие церковь.

Что Бог сочетал, то человек разлучит?

Как таковой процедуры развенчания после развода в церкви нет, специального обряда для этого также не существует. Дается право не развестись, а обвенчаться снова, если на то будут веские канонические причины. Церковь вообще осуждает разводы и выступает против них, но существует снисхождение к людской немощи. «В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». (Мф. 19 4-8). Сначала не было, но развенчаться все-таки можно.

Причины для расторжения венчанного брака прописаны в перечне, который в 1918 году составил и огласил Поместный Собор Русской Православной Церкви.

  1. Прелюбодеяние – первая и самая весомая причина.
  2. Отхождение от православия, принятие другой веры мужем или женой.
  3. Вступление во второй брак одним или обоими супругами.
  4. Неспособность к совместной жизни из-за самокалечения одного из супругов.
  5. Тяжелые заболевания (проказа, сифилис и др.).
  6. Отсутствие без вести одного из супругов более пяти лет.
  7. Посягательство на жизнь детей или супруга (супруги).
  8. Сводничество и снохачество.
  9. Неизлечимая душевная болезнь, вследствие которой человек не может отвечать за свои действия.
  10. Осуждение с привлечением к ответственности и наказанием одного из супругов.
  11. Насильственное заключение брака против воли одного из супругов.
  12. Бездетность.
  13. Незаконное заключение брака (при наличии законного супруга у мужа или жены, между людьми, состоящими в близком родстве).

Однако в современном мире этих причин оказалось мало, и в 2000 году список был дополнен. Поводом для развенчания после светского развода так же может стать:

  • заболевание СПИДом, наркомания или алкоголизм, подтвержденные медицинским заключением
  • аборт, сделанный женщиной без согласия супруга (за исключением случаев, когда он необходим по медицинским показаниям или беременность несет угрозу жизни женщины).
  • Как таковой церковный развод в корне отличается от светского. По сути, он состоит в разрешении и благословении церковью второго брака с признанием первого безблагодатным, нехристианским. Редко, но все же случается, что может быть благословлён и третий брак, но при этом все равно повторный и тем более последующие будут считаться тяжким грехом. Право на повторное венчание получает супруг, не виновный в первом разрыве супружеских отношений. Тот же, чьи поступки послужили развалу семьи, прежде должен покаяться и выполнить наложенную на него епитимью, причем срок и характер в каждом случае индивидуален.

    Многие люди сразу после развода не задумываются о необходимости развенчания. Но для истинно верующих людей этот вопрос крайне важен. Некоторые ощущают себя в каком-то смысле зависимыми от бывшего супруга, пока не состоится их церковный развод. Тем более появляется проблема, когда люди решают создать новую семью, женить или выйти замуж и пройти таинство венчания снова.

    Для проведения процедуры развенчания необходимо обратиться в областное Епархиальное управление, где подается прошение на имя епархиального архиерея, которое принимается в строго определенные дни. Прошение может подавать один из супругов, но письменное согласие второго также необходимо. Поэтому лучше на такое ответственное, важное мероприятие идти вдвоем. В прошении указывают:

    1. историю брака
    2. причину развода
    3. дату и место венчания.

    Также прикрепляют копию документа о венчании (если есть), копию свидетельства о гражданском разводе, письменное согласие супруга на развенчание. Заканчивается прошение словами «Прошу прощения за расторгнутый брак…». Полученные документы духовник представляет в Епархию, управляющий ставит свою резолюцию, после чего документ выдается бывшим супругам. В некоторых случаях для развенчания требуется, чтобы просящий уже находился в новом браке, свидетельство, о регистрации которого также представляют в Епархии. Тогда человек признается «свободным» от предыдущего венчания и ему разрешается новое. В этом случае расторжение церковного брака сводится к тому, что благословляется другой брак, уже официально зарегистрированный в государственных органах. Возможно, за эту процедуру придется и заплатить (примерно 250 руб.).

    Каждый церковный развод очень индивидуален и требует особого подхода. Единого регламента не существует. Если кто-то из ваших знакомых сумел расторгнуть предыдущий венчанный брачный союз и получить благословение на новый, это совсем не значит, что и у вас получится. Даже священники расходятся во мнениях в данном вопросе. Поэтому если вы решили развенчаться, то необходимо обратиться в Епархию, где и дадут совет, как правильно поступить. Но нужно быть готовыми к тому, что вас будут стараться наставить на путь истинный, примирить, убедить, что брачные узы, освещенные в церкви, должны быть вечными и нерушимыми, что в принципе, конечно, верно.

    После венчания у молодоженов остаются венчальные свечи и иконы, которые принято бережно хранить и почитать как семейную реликвию. Свечи можно спрятать, а можно поставить перед иконами. Их зажигают перед молитвой, если в семье случаются какие-то проблемы или один из супругов находится далеко. Следует оберегать свечи от посторонних людей: считается, что злой человек, завладев ими, может навлечь беду на супругов, которым они принадлежат. Но что делать со свечами, иконами и прочими венчальными атрибутами после развода? Некоторым людям становится не по себе хранить эти вещи в своем доме. Священнослужители советуют не связывать каких-либо мистических или суеверных представлений с венчальными предметами. Иконы не принесут в дом чего-то плохого, а свечи можно либо сжечь самим дотла, либо отнести в храм и, поставив, зажечь там. Не следует только передавать их кому-то, тем более, если вы суеверны.

    Семь раз отмерь

    Необходимо осознавать всю серьезность таинства венчания. Людям неверующим не стоит совершать обряд, в силу которого они не верят. Когда жених и невеста приходят в церковь заказывать церемонию, священник обязательно с ними беседует, чтобы выяснить действительно ли они являются верующими, крещенные ли и готовы ли хранить верность и почитать друг друга в церковном браке, подробно рассказывает и о самом обряде, и о подготовке к нему. Не каждый готов пройти все это, поэтому, прежде чем решиться на венчание, стоит несколько раз все обдумать, проанализировать. Прислушайтесь к себе: чувствуете ли вы в себе на самом деле потребность закрепить свой семейный союз в церкви, стоит ли обременять себя и свою половинку такими обязательствами, а ведь именно бременем становится венчанный брак, если совместная жизнь не удалась и семейная лодка дала течь.

    Как расторгнуть церковный брак?

    Никак. По Библии супруг один на всю жизнь.

    I Возлюбленный смерти I+++ Мыслитель (8169) 4 года назад

    стань атеистом хД

    Натали Просветленный (29520) 4 года назад

    Расторжение церковного брака

    Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин. Например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв.

    Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Как говорится в Библии, "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует и женившийся на разведенной прелюбодействует". Церковь осуждает развод, как грех, потому что считается, что он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, или кому-то из них, а также детям. В случаях если между супругами происходят конфликты, то Церковь настаивает на сохранении семьи и целостности брака.

    Перед венчанием священники должны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

    расторжение церковного брака реально при:

    измене или вступлении кого-либо из супругов в новый брак

    принятие одним из супругов новой веры, отлучение от православия

    неспособность к рождению детей

    длительное безвестное отсутствие

    осуждение к наказанию

    посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,

    если брак был заключен незаконно (насильно, без уведомления о душевном расстройстве или другой тяжелой болезни, между близкими родственниками, при наличии законного супруга (супруги) и т. д.

    злонамеренное оставление одного супруга другим.

    Кроме этого, сейчас священники допускают церковный развод при медицински засвидетельствованных алкоголизме или наркомании, а также совершение женой аборта при несогласии мужа.

    После законного церковного развода, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается. Епитимия - это наказание, форму которого определяет священник (пост, милостыня, паломничество и т. д.)

    Прошение о расторжении брака пишется на имя Архиерея (епископа, архиепископа, митрополита).

    ЧеШиР Мыслитель (6378) 4 года назад

    сходить обратно в церковь и развестись!

    Расторжение церковного брака или можно ли развенчаться после развода

    Вы клялись друг другу в вечной любви, и даже решили соединить ваш союз перед небом, то есть совершить обряд венчания. Но в нашем зачастую легкомысленном мире не каждый держит обещанные слова и по разным причинам семьи распадаются. Если решение о разводе обоюдное, то собрать документы и подать в ЗАГС сущий пустяк. Но можно ли совершить расторжение церковного брака? Как выглядит процедура развенчания и можно ли развенчаться? Многих заставали врасплох эти вопросы. Попробуем разобраться.

    Основания для расторжения церковного брака

    Русская Православная церковь не одобряет развенчание и считает, что это большой грех. Христос называл лишь одну причину, по которой можно осуществлять развод - это прелюбодеяние, то есть супружеская неверность. Процедура прекращения христианского брака очень глубокомысленная, и требует серьезного на то основания.

    Поводом для развенчания по церковному законодательству могут быть:

  • измена одного из супругов
  • вступление одного из супругов в новый брак
  • отречение от православной веры
  • душевная неизлечимая болезнь, или смертельное венерическое заболевание
  • бесплодие, неспособность иметь детей
  • покушение на супружескую жизнь или детей
  • алкоголизм или наркомания
  • осуждение, признание виновным в преступлении
  • умышленное оставление семьи или длительное отсутствие (более трех лет)
  • супруга сделала аборт без согласия мужа.
  • В церковном законодательстве есть и мирские поводы. Например, несходство супругов характерами не ладные отношения с родней или неспособность содержать и обеспечивать семью.

    Мы видим, что оснований для церковного развода великое множество, хоть церковь очень старается сделать обряд венчания не просто официальным церковным браком, но и священным союзом двух людей, которые взяли на себя ответственность за своего супруга перед Господом Богом. Но если люди решили развенчаться, их иногда ничего не может остановить.

    Как оформить церковный развод

    Официальная часть процесса развенчания достаточно проста и незамысловата. Для этого супругам или одному из них необходимо составить прошение о расторжении их церковного брака. Образец заявления можно найти в интернете или спросить у служителей храмов и церквей. Документ рассматривается епархиальным архиереем. В бумаге следует обязательно указать:

  • предысторию вашего брачного союза
  • дату и время вашего венчания
  • место, где проходил обряд
  • основание для развода (из вышеперечисленных).
  • При подаче нужно приложить ксерокопию свидетельства расторжении гражданского брака и свидетельство венчания. После этого остается ждать решения. Каждое прошение рассматривается отдельно, в индивидуальном порядке. При наличии веской причины на развод, после процедуры развенчания, есть возможность получить допущение на новый церковный брак. Но этот шанс дается не всем и исключительно только после беседы с батюшкой. Важно знать, что венчаться человек может трижды за свою жизнь. Виновный супруг венчаться больше не сможет.

    Повторное венчание

    Церковь не одобряет второй брак, и относится к нему скептически. Исключение составляют овдовевшие супруги. Но все же повторное венчание не запрещено, а значит шанс получить благословение на новый брак есть. Но стоит понимать, что это духовная ответственность и идти под венец следует только тогда, когда есть искренняя необходимость и уверенность будущих супругов. В случае повторного венчания второбрачным ставится условие выполнения епитимии на усмотрение батюшки. Кроме того, он должен провести с вами беседу для выяснения готовности к венчанию и серьезности ваших намерений.

    Правила венчания

    Перед венчанием внимательно ознакомьтесь с правилами. Основные из них:

    1. Оба супруга должны быть православными, крещеными людьми. Не допускается венчание если один из брачующихся исповедует другую веру
    2. Таинство венчания может произойти только после официального заключения брака в органах ЗАГСа.
    3. Должно быть искреннее желание создать семью и хранить верность супругу до гробовой доски.
    4. Духовно подготовиться. Пройти таинства причастия и исповеди, выдержать пост.
    5. Пройти беседу со священником. Договориться о дате венчания.

    Препятствия к созданию христианского брака

    1. Нельзя вступать в новый брак людям, уже находящимся в браке.
    2. Если человек хоть однажды стал виновником расторжения церковного брака.
    3. Несогласие родителей одной из сторон.
    4. Наличие у венчаемых кровного или духовного родства.
    5. Если один из супругов является атеистом и решил венчаться лишь по настоянию другого. Или же человек готовый принять обряд крещения ради последующего венчания.

    Прежде чем прийти к решению расторгнуть церковный брак взвесьте все за и против и оцените трагичность сей ситуации, ведь когда-то вы любили этого человека, иначе не согласились бы на столь важный шаг. Бог создал семью как единение двух людей на протяжении всей жизни. Тем, кто готовится к таинству венчания, совет осознать всю серьезность и ответственность предстоящего события.

    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОШЕНИЙ О РАСТОРЖЕНИИ ЦЕРКОВНОГО БРАКА:

    1) Священником, совершавшим Таинство Венчания, должно быть произведено дознание о причинах расторжения брака.

    2) Согласно Основам Социальной Концепции, принятых Архиерейским собором РПЦ в 2000 году, поводом к расторжению брачного союза, освященного Церковью являются только: прелюбодеяние, вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию вследствие намеренного самокалечения, заболевание проказой, сифилисом или СПИДом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь супруга или детей, сводничество, снохачество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая духовная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

    3) В канцелярию Епархиального Управления на предмет расторжения духовного брака подаются следующие документы:

    а) прошения от разводящихся

    б) ходатайство священника с указанием причин (согласно п. 2)

    в) свидетельство о венчании (оригинал)

    г) свидетельство о расторжении гражданского брака (копия).

    4) Епархиальная комиссия рассматривает поданные прошения, и, после изучения, передает свое заключение на усмотрение Архиерея.

    Р азвод, как крайняя мера, может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью, как поводы для развод а. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для подтверждения гражданского развода, по слову Господню: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф. 19, 6).

    ОБРАЗЕЦ ПРОШЕНИЯ

    Его Высокопреосвященству,

    Высокопреосвященнейшему Евлогию,

    архиепископу Сумскому и Ахтырскому

    прихожанина (-нки) __ храма

    Ф. и. а,

    проживающего (-ей) по адресу:

    Просим Вашего свидетельства о расторжении церковного брака _________________ (Ф.И.О. супруга) с_______________ (Ф.И.О. супруги), совершенного_______ (дата) в___________ (название храма) города\села _____________ (название населенного пункта), который был расторгнут по причине ___________________ (указать действительную причину расторжения брака (Согласно Разъяснению № 1/1-01). До вступления в новый брак обещаю проводить свою жизнь в целомудрии и чистоте.

    ЕСЛИ ЕСТЬ НАМЕРЕНИЕ ВСТУПИТЬ В НОВЫЙ БРАК, ТО ДОБАВЛЯЕМ К ПРОШЕНИЮ:

    Одновременно прошу благословения на вступление в повторный брак с_________________ (Ф.И.О.) с совершением Таинства венчания по чину Православной Церкви.

    Дата подпись

    К сему прошению прилагаются:

    1. Свидетельство о расторжении брака гражданским судом (копия).
    2. Свидетельство о Венчании (оригинал).
    3. Медицинская справка (если есть необходимость).

    Порядок расторжения церковного брака

    По сути, процедура развенчания достаточно проста и не требует посторонней помощи.

    В органах ЗАГС при разводе не требуется указание причин и их объяснение, в суде тоже особо вопросов не возникает, в случае церковного расторжения брака необходимы серьезные основания и доводы.

    При данном виде расхода супругам необходимо подать прошение о расторжении брака епархиальному архиерею. Прошение рассматривается в индивидуальном порядке.

    Если архиерей посчитает причину весомой, то в таком случае бывшие супруги имеют право на новый брак.

    Что это такое

    Расторжение брака церковного и гражданского имеют существенные отличия. Церковный развод, по сути, дает право на разрешение второго брака и признает данный брак нехристианским.

    В церкви не приветствуют такие разводы и считают развенчивание большим грехом.

    Чем регулируется

    Основными актами церковного законодательства являются:

    Взаимосвязь церковного, гражданского и фактического брака

    Существуют такие виды браков:

  • церковный (освящается церковью и Богом)
  • гражданский (регистрируется государственным органом ЗАГС, выдается свидетельство о браке)
  • фактический (совместное проживание, которое никаким образом не оформляется).
  • Церковный и гражданский брак имеют взаимосвязь, т.к. таинство венчания возможно только после заключения брака в органах ЗАГСа.

    Причины расторжения

    Церковный брак может быть расторгнут только по весомым причинам:

  • супруг или супруга отреклись от православной веры
  • один из супругов изменил
  • супруг женился/вышла замуж
  • болезнь СПИДом или сифилисом
  • без вести пропал или осужден
  • супруга/ супругу признаны психически больными
  • аборт без согласия супруга.
  • По мнению церкви, такие причины являются существенными и весомыми при принятии решения о развенчании.

    Такие же причины как «не сошлись характером» или не нашли общий язык, отсутствие материального обеспечения семьи не могут быть основаниями для церковного развода.

    Измена

    Основной причиной развода согласно церковному законодательству является прелюбодеяние, в результате чего брак осквернен. Христианское учение не сразу было воплощено в жизнь, его правила противоречили традициям как еврейского народа, так и нормам римского права.

    По преданиям Евангелие верность должна храниться как с стороны мужа, так и жены.

    Но по решению церковного суда было решено, что это требование слишком высокое для общества.

    Суд брал во внимание нормы гражданского права, в основе которого лежало:

  • римское право
  • и включало христианские нормы.
  • Новая вера

    Если один из супругов решил принят другую веру, то обратиться с просьбой о развенчании имеет право тот, кто остался с православной верой.

    Новая семья

    Если супруг или супруга вступили в другой гражданский или фактический брак, то это может быть основанием церковного развода.

    Видео: причины развенчания

    Невозможность иметь детей

    При отсутствии у пары ребенка, а также неспособности их иметь, пара имеет право обратиться в церковь с просьбой о развенчании.

    Длительное отсутствие

    Согласно византийским преданиям, если супруг – военнослужащий и отсутствует в течение 5 - 10 лет, это приравнивается к смерти, и супруга имеет полное право вступить в новый брак.

    В случае, если супруг после нового брака жены вернулся, он в полном праве может вернуть свою супругу и восстановить брак.

    Если же военнослужащий оказался в плену и находился там все это время, это не являлось для супруги основание развода.

    Неизлечимое психическое заболевание

    В случае обнаружения у одного из супругов психического заболевания или он стал психически неуравновешенным, это дает право второму супругу обратиться о просьбе пару развенчать.

    Аборт

  • не уведомив об этом мужа
  • или же уведомив, но не получив от него согласия.
  • В таком случае супруг имеет право на прошение о церковном разводе.

    Рукоприкладство

    Если в семье применяется рукоприкладство, и постоянное насилие, то потерпевший в этой ситуации имеет право подать заявление о прошении на развенчание.

    Другое

    О том, как правильно провести процедуру расторжения брака с осужденным, написано тут.

    Образец прошения о расторжении церковного брака

    Написание прошения не составит труда, в нем нужно указать:

  • историю брака
  • дату совершения таинства венчания
  • где оно проводилось
  • и причину развода.
  • Помимо прошения, к нему нужно приложить определенные документы. Заканчиваться прошение должно словами «Прошу прощения за расторгнутый брак…».

    Кому подавать

    Прошение нужно подавать только в епархиальное управление епархиальному архиерею. Прошение будет рассмотрено Владыкой в индивидуальном порядке, после чего примет решение.

    Указание согласия второго супруга

    История брака

    Причину развода

    Дату и место венчания

    В прошении нужно указать:

  • дату вашего таинства венчания
  • и в каком соборе или церкви оно проходило.
  • Дополнительные документы

    К прошению необходимо приложить копию свидетельства о разводе гражданского брака.

    Если у вас есть документ о венчании, стоит приложить и его копию, а также согласие второго супруга на церковный развод.

    При подаче документов в Епархию, на них ставится резолюция, после чего документ выдается бывшим теперь супругам.

    Рассмотрение

    Епархиальный архиерей рассматривает предоставленное прошение и документы, и если он примет решение, что данные причины развода являются существенными, супругов развенчают и благословят на новый брак.

    Не знаете, какие существуют убедительные основания для расторжения брака? Смотрите здесь.

    На сегодняшний день таинство венчания нередко отличает то, что пара, которая решается на этот шаг, скорее следует моде, нежели действительно желает соединиться друг с другом на небесах. Очевидно, именно поэтому и возникает так много вопросов о том, как пройти развенчание церковного брака.

    Понимание церковного брака

    Прежде чем разобрать понятие "развенчание церковного брака", следует понять, в чем же заключается суть самого брака. Самое первое, что он преследует, - это любовь, научение этому чувству в лоне семьи. В церковном понимании брак считается идеальной школой любви. Также церковный брак - это особое благословение Бога. Супруги всегда могут рассчитывать на помощь в трудные для семьи времена.

    Конечно, мы все любим, когда вступаем в брак и желаем венчаться. Однако что значит наша любовь? Зачастую это наслаждение другим человеком ради собственного удовольствия. “Мне хорошо с ним/с ней”. Но суть немного отличается. Верующие люди вступают в церковный брак, чтобы помогать друг другу в духовной жизни.

    Сегодня это понятие исковеркано, и таинство венчания превратилось в дань моде. Человек вдруг понял, что это красиво и необычно (особенно на постсоветском пространстве). Но в душе нет того трепета перед вступлением в супружескую жизнь, перед таинством венчания, перед Богом. Очевидно, именно поэтому так много разводов.

    Таинство венчания как начало супружеской жизни под Божьей защитой

    Развенчание церковного брака на сегодняшний день является вполне обычной процедурой. Но все же нужно рассмотреть, как происходит соединение двух любящих людей в лоне церкви. Следует заметить, что само таинство венчания является сравнительно молодой традицией и пришло на Русь где-то в XV-XVI веке. В Византии же это таинство было привилегией только богатых людей, а для более простого сословия существовало благословение епископа и совместное причащение.

    На сегодняшний день существует устоявшийся чин венчания, который был сформирован в IX-X веках. И тут следует понять, что возник новый тип брака - это союз навсегда, даже после смерти. Тут перестала существовать возможность даже мысли о другом супружестве. Человек безгранично верил в свой союз и делал все возможное, чтобы его сохранить. Конечно, в наше время все совсем не так, но суть венчания такова.

    Само же таинство происходит после обручения будущих супругов. Они должны прийти в церковь с зажженными свечами, стать перед аналоем. Стоящий перед ними священник начинает церемонию с вопросов о твердости их намерений. Если получен утвердительный ответ, то венчание продолжается. Пара благословляется, читаются молитвы, возлагаются венцы на их головы. Далее вновь читаются молитвы, супруги трижды обходят вокруг аналоя вслед за священником.

    Следует заметить, что венчание не совершается во время постов, святок, пасхальной недели, во вторник и четверг (среда и пятница считаются постными днями).

    В каких случаях можно просить о расторжении церковного брака?

    Для расторжения союза нужны веские причины. Развенчание церковного брака возможно в следующих случаях:

    • измена одного из супругов;
    • вступление в брак одного из супругов;
    • отлучение от православия одного из супругов;
    • невозможность родить детей в браке;
    • долгое отсутствие супруга без вестей;
    • психическая болезнь одного из супругов;
    • опасность или уже совершенное насилие в браке над кем-либо из супругов или детей;
    • сильное пристрастие или зависимость от алкоголя или наркотиков и др.

    В целом этот небольшой перечень может быть еще дополнен, так как ситуации бывают разные.

    Как происходит эта процедура

    Теперь рассмотрим развенчание церковного брака, процедура которого не совсем обычна. Как такового церковного развода не существует. Вам просто выдается благословение на новое венчание. Однако дают его с учетом всех причин, по которым предыдущий брак может считаться недействительным.

    Процедура такова. Вам необходимо подать прошение в Епархиальное управление. В каждом городе можно найти представительство, куда обратиться. К примеру, развенчание церковного брака в Москве можно осуществить в Новодевичьем монастыре. Туда же и нужно ехать подавать прошение.

    Вам понадобятся документы для подачи. Во-первых, возьмите свой паспорт, затем свидетельство о заключении нового брака. То есть повторное венчание возможно тогда, когда вы уже скрепили свой новый союз печатями светского закона. Еще вы должны взять свидетельство о том, что ваш прежний брак расторгнут. Присутствие второго бывшего супруга при расторжении совсем не обязательно, ведь, как было сказано выше, получается благословение на повторный брак.

    После того как вы получили разрешение, можете обратиться в любой храм с просьбой вас обвенчать. Но следует знать, что если оба супруга в прошлом уже были венчаны, то таинство будет происходить вторым чином (венцы не возлагаются). Если же кто-то из супругов ранее не был венчан, то церемония проходит, как обычно.

    Однако следует знать, что повторное вступление в церковный брак не очень одобряется. Конечно, учитывается то, что все мы не идеальны, имеем большое количество грехов. Существует лишь один случай, когда повторный брак менее порицаем. Это смерть супруга/супруги.

    Кто может вновь вступать в церковный брак

    Теперь вы знаете, как происходит развенчание церковного брака. Во второй раз венчаться может только не виновный в расторжении предыдущего брака супруг. Тот же, кто был в этом повинен, может вступить в новый союз только после покаяния и епитимии, которую накладывает священник в соответствии с канонами.

    Само же венчание уже происходит не так торжественно, как в первый раз. Для тех, кто собирается вступать в брак в третий раз, устанавливается более длительная и строгая епитимия.

    Заключение

    Как видим, развенчание церковного брака - это совсем не сложная процедура. Однако прежде чем решиться на это шаг, следует задать себе вопрос: все ли вы сделали, чтобы спасти свой союз? Ведь брак не должен быть игрушкой, нельзя пожить сначала с одним человеком, а потом вдруг решить, что он тебе не подходит. Храните семейные ценности, держите свое слово, данное перед алтарем. Если же нет возможности жить с этим человеком и строить отношения, то обратитесь за разводом, обосновав причины. Если они будут найдены весьма убедительными, то вы его получите.

    Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

    Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.

    Мария Сараджишвили
    ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

    «Все счастливые семьи похожи друг на друга,
    каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

    Л.Н. Толстой

    Вместо предисловия

    Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

    Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

    Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить - дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

    А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

    1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
    2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
    3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
    4. Заболевание проказой или сифилисом.
    5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года - если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
    6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
    7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
    8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
    9. Вступление одного из супругов в новый брак.
    10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
    11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

    Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

    Сейчас жизнь стала стремительней, а люди - намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

    Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

    Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

    По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы - дух времени.

    По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый - в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

    Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

    История первая

    Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка - соседи по лестничной площадке - стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

    Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

    В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

    Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

    Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

    Пропал ты, брат.

    Ты посмотри на себя и на нее...

    И все в таком же духе.

    А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

    Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...

    Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…

    История вторая

    После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

    Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

    Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

    Вместе хорошо смотрятся.

    Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

    Коба - беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински - Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

    Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

    И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

    Все у них будет хорошо.

    Через год родился у них мальчик. Потом - второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

    Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

    Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

    Наверно, тяжело с ним жить, - продолжала наблюдательница. - Командовать в армии хорошо, а в семье главное - компромисс.

    Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

    Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

    Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле - неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

    История третья

    К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

    Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

    Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

    Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

    Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

    В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

    После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан - отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график - уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

    Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

    История четвертая

    Людмила (Москва):

    Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание - это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение - только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

    Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...

    История пятая

    Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

    40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

    Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага - дело наживное, главное - это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

    И таких историй много.

    И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

    Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

    КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА ,
    настоятеля строящегося храма
    в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
    автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

    Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

    На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии - стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья - это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

    Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

    Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников - просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.

    Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас - государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

    Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

    Мужской инфантилизм, безответственность - тревожный симптом нашего времени

    Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность - тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

    Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

    Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков - то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

    Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

    Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

    Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

    Самое главное - не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.



    Рассказать друзьям