Ткачество
Образование полотна ткани происходит в результате взаимного переплетения двух систем нитей, расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям. Нити, идущие вдоль ткани, называются основными (основой), а нити, располагающиеся поперек ткани, - уточными (утком). Последовательные операции технологического процесса выработки ткани называются ткачеством. Ткачеству принадлежит основная роль в формировании структуры тканей, которая является вторым (после сырьевого состава) фактором, обусловливающим их эксплуатационные свойства.
Процесс ткачества включает подготовительные операции и собственно ткачество.
Подготовительные операции. Цель этих операций - подготовка нитей основы и утка к ткачеству.
Подготовка нитей основы к ткачеству состоит из перематывания, снования, шлихтования и проборки.
Перематывание осуществляется на мотальных машинах и заключается в перемотке нитей с небольших паковок (початков, мотков) на большие (бобины или паковки) с целью увеличения их длины. При перемотке нити на бобине размещаются с определенным натяжением, что повышает равномерность их расположения на ткацком станке и в ткани, а это обеспечивает большую однородность ее структуры. При перемотке нити очищаются от пуха, сора, кроме того, удаляются наиболее выраженные дефекты.
Снование - это наматывание нитей основы в определенном порядке на сновальной машине с большого числа накопок на сновальный валик.
Шлихтование - пропитывание нитей основы клеящими и смягчающими веществами для придания им большей гладкости и увеличения прочности, что обеспечивает меньшую обрывность нитей на ткацком станке. В качестве клеящих веществ при приготовлении шлихты используют крахмал, желатин, синтетические вещества (полиакриламид, карбоксимстилцеллюлозу), столярный клей. Состав шлихты для нитей основы разного сырьевого состава неодинаков. Некоторые основы из крученой пряжи, из нитей шелка-сырца и синтетических нитей не шлихтуют. Прошлихтованная основа наматывается на ткацкий навой.
Проборкой называют продевание (пробивание) основы в глазки галев ремизок между зубьями берда и в отверстия металлических пластинок (ламелей).
Подготовка уточных нитей заключается в перематывании и увлажнении их. Нити утка перематывают на наковки, форма и размеры которых удобны для процесса ткачества (челночные шпули, бобины). При этом нити очищаются от сора, удаляются некоторые прядильные дефекты, а также увеличивается длина намотки. Нити утка для придания им повышенной эластичности, закрепления крутки, устранения сукрутин, слетов нити со шпули и уменьшения обрывности увлажняют, обрабатывают паром или эмульсиями.
Собственно ткачество. Структура ткани формируется из нитей основы и утка в процессе ткачества на ткацком станке. Для выработки тканей применяют различные виды ткацких станков.
Автоматические ткацкие станки, в которых смена шпуль в челноке (или смена челноков) производится автоматически, в зависимости от числа используемых челноков бывают одночелночные и многочелночные. Многочелночные станки применяют для выработки тканей с различными по цвету, сырью, структype нитями утка. Для выработки тканей с более сложным ткацким рисунком нитиосновы распределяют на большое количество ремизок (10-20). Подъем ремизок осуществляется с помощью специального приспособления - кареток (кареточные станки). В настоящее время в ткацком производстве широко применяют более производительные бесчелночные ткацкие станки.
Прокладка уточной нити осуществляется гидравлическим (каплей воды), пневматическим (струей воздуха), механическим (прокладчиками утка) и смешанным способами. Наиболее распространены ткацкие станки, в которых уточная нить прокладывается механическим (станки СТБ, рапирные) и пневмомеханическим (пневморапирные) способами.
Для выработки тканей со сложным (крупным) рисунком применяют ткацкие станки со специальным зевообразовательным механизмом, называемым машиной Жаккарда.
В процессе ткачества определяются основные характеристики строения ткани в зависимости от нитей, вида ткацкого станка и его заправочных параметров: ширина полотна, число нитей основы и утка на единице длины (на 10 см), рисунок переплетения.
Ткацкие переплетения
Переплетением нитей в ткани называется порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка. Рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей, называется ткацким, а графическое изображение переплетения нитей в ткани - рисунком.
Переплетение ткани состоит из непрерывного ряда основных и уточных перекрытий. Длину перекрытия обозначают числом нитей, одновременно перекрываемых нитями противоположной системы. Длина перекрытия может быть равна одной, двум, трем и более нитям. Перекрытия чередуются в тканях по-разному, образуя соответствующее переплетение.
Раппортом переплетения называется законченная часть переплетения, при повторении которой получается непрерывный рисунок в направлении основы и утка. Общий раппорт переплетения ткани (R) определяется раппортом переплетения по основе (R o) и раппортом переплетения по утку (R y).
Сдвиг характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия (по вертикали) по отношению к перекрытию предшествующей нити. Различают сдвиг вертикальный - по основе и сдвиг горизонтальный - по утку.
При выработке тканей используют разнообразные виды переплетений. Ткацкие переплетения делят на простые, или главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые.
Простые переплетения. Переплетения этого класса (полотняное, саржевое и атласное) характеризуются числом нитей в раппорте и величиной сдвига. В простых переплетениях раппорт по основе всегда равен раппорту по утку, каждая нить одной системы переплетается в раппорте с каждой нитью другой системы только один раз.
Полотняное переплетение - наиболее простое и самое распространенное. Оно имеет наименьшую величину раппорта - две нити по основе и утку. Длина перекрытия и сдвиг равны единице: перекрытия расположены в шахматном порядке (рис 3.1-1). Лицевая и изнаночная стороны ткани имеют одинаковое строение и ровную (без рисунка) поверхность. В этом переплетении основные нити наиболее часто (через одну) перекрываются уточными, что обеспечивает относительную жесткость ткани, хорошую прочность, устойчивость к относительному сдвигу как основных, так и уточных нитей и невысокую растяжимость.
Рис 3.1 Рисунки переплетений тканей и их графическое изображение: 1 – полотняное, 2 – саржевое, 3 – сатиновое, 4 - атласное
Саржевое переплетение имеет в раппорте по основе и утку не менее трех нитей; основные и уточные перекрытия располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить (рис 3.1-2). В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, расположенные под некоторым углом снизу вверх. Угол наклона полос зависит от соотношения плотности нитей основы и утка. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо или справа налево: в этих случаях направление полос различно.
Для атласного переплетения характерны длинные (до 4 нитей и более) основные или уточные перекрытия, чередующиеся с одиночными перекрытиями противоположной системы. Величина сдвига одиночных перекрытий больше единицы (на 2, 3 и более нитей). В раппорт ткани входит не менее 5 нитей (рис 3.1-4). Плотность лицевых нитей значительно больше, чем изнаночных. Благодаря такому строению одна из систем нитей (основа или уток) создает ровный плотный настил на лицевой стороне ткани, в результате лицевая сторона приобретает гладкость и повышенный блеск. Если лицевой застил образован нитями основы, то переплетение называется атласным с основным застилом, или собственно атласным. Когда на лицевой стороне преобладают нити утка, переплетение называется с уточным застилом, или сатиновым (рис 3.1-3).
Мелкоузорчатые переплетения. В зависимости от характера получения их подразделяют на производные и комбинированные.
Производными переплетениями называются переплетения, в рисунке которых сохраняется расположение перекрытий какого-либо главного переплетения. Они получаются при усложнении (увеличении длины перекрытия) главных переплетений и характеризуются отсутствием одиночных перекрытий. Их подразделяют на производные полотняного, саржевого и атласного переплетения.
Производными полотняного переплетения являются репсовые и шашечные (рогожка) переплетения.
Репсовые переплетения получают при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основной (поперечный) репс. Раппорт его состоит из 2 основных и 4 уточных нитей (рис. 3.2-1). При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс (рис. 3.2-2), раппорт которого состоит из 4 основных и 2 уточных нитей.
Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы. Ткань по этой системе имеет большую плотность и рубчики получаются более рельефными. Ткани репсового переплетения характеризуются хорошей механической прочностью, они тяжелее и толще тканей полотняного переплетения.
Рис 3.2 Производные полотняного переплетения: 1 – основной репс, 2 – уточный репс, 3 – виды шашечного переплетения
Шашечные переплетения образуются при удлинении одновременно основных и уточных перекрытий (рис 3.2-3). При этом на поверхности ткани получаются прямоугольные, чаще квадратные, шашки, величина которых определяется раппортом переплетения, плотностью и толщиной нити.
Производные саржевого переплетения получают путем увеличения длины перекрытий, числа нитей в раппорте (усиленная саржа, сложная саржа) и изменения направления саржевых линий (ломаная и зигзагообразная саржа).
Усиленная саржа-наиболее простое и широко распространенное производное переплетение. Для нее характерны более длинные (отсутствуют одиночные) основные и уточные перекрытия. Если на лицевой стороне ткани основных перекрытий больше, чем уточных, усиленная саржа называется основной, если преобладают уточные перекрытия - уточной, а если количество основных и уточных перекрытий на обеих сторонах ткани одинаково - двухлицевой, или равносторонней (рис 3.3).
Рис 3.3. Усиленная саржа
Сложную саржу (рис 3.4) получают комбинацией переплетений простой или усиленной саржи. В рисунке переплетения сложной саржи имеются диагональные полосы разной ширины.
Рис 3.4. Производное саржевого переплетения – сложная саржа
Ломаная и зигзагообразная саржа образуется из простой, усиленной или сложной саржи при изменении направления саржевых линий. В результате получается узор в виде зубцов различной формы или в виде продольных полос, имеющих различное направление и смещенных относительно друг друга.
К производным атласного переплетения относятся усиленные атласы и сатины.
Усиленные сатины и атласы получают путем увеличения длины перекрытий (основных или уточных) (рис 3.5). Благодаря увеличению длины перекрытий укрепляется связь между нитями основы и утка, а следовательно, и прочность ткани. Ткани усиленных атласных (сатиновых) переплетений имеют более гладкую, плотную поверхность, значительную устойчивость к истиранию.
Рис 3.5. Производные атласного переплетения: 1 – усиленный сатин, 2 – усиленный атлас
Комбинированные переплетения получают путем использования (комбинации) нескольких видов простых или производных переплетений либо построением на их основе нового переплетения.
Комбинированные мелкоузорчатые переплетения характеризуются сравнительно большим раппортом, для их образования требуется большое количество ремизок. Эти виды переплетений весьма многочисленны и разнообразны по строению, размерам раппорта и внешнему эффекту. Орнаментные переплетения образуют ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных полос, клеток, различных контуров, полученных за счет сочетания в раппорте разных переплетений.
Креповые переплетения характеризуются одиночными и групповыми перекрытиями в раппорте ткани, размещенными в определенном порядке, в результате чего ткань имеет зернистую, однородно-шероховатую поверхность. Креповые переплетения могут быть получены разными способами: перестановкой основных или уточных нитей одного или двух различных переплетений в определенном порядке; наложением одного переплетения на другое; произвольным размещением основных и уточных перекрытий. Креповые переплетения бывают основные и уточные.
Рельефные переплетения - вафельные и диагоналевые. На поверхности ткани при выработке рельефным переплетением образуется рисунок с выступающими основными и уточными перекрытиями.
Просвечивающие переплетения. Особенность этих переплетений - образование в определенных местах ткани просветов разной величины, вследствие чего ткань имеет ажурный вид. Ткани этих переплетений отличаются небольшим заполнением, высокой проницаемостью, легкостью.
Сложные переплетения. Ткани сложных переплетений изготовляют трех и более систем нитей. Они имеют специфическую структуру, которую невозможно получить переплетениями, рассмотренными выше. В зависимости от особенностей получения сложные переплетения подразделяют на виды.
Полутора- и двухслойные переплетения. Полутораслойные (двухлицевые) переплетения образуются из 3 систем нитей: из 2 основ (лицевой и подкладочной) и 1 утка или 1 основы и 2 утков (лицевого и подкладочного).
Переплетение пике (пикейное) по строению является разновидностью двухслойного. Для его образования требуются 2 основы и 1 уток (простое пике) или 2 основы и 2 утка (сложное пике). При получении ткани простого пике лицевая основа переплетается с утком полотняным переплетением. Коренная (вторая) основа, расположенная на изнаночной стороне под большим натяжением, переплетается с утком лишь на определенных участках в зависимости от рисунка. Вследствие большого натяжения нитей коренной основы уточные нити в местах переплетения оттягиваются с лицевой стороны на изнаночную, при этом образуются углубления. Совокупность этих углублений и создает узор. Лицевая поверхность ткани вырабатывается с большой плотностью.
Сложное пике отличается от простого дополнительной системой уточных нитей (подкладочного утка). Благодаря этому увеличиваются выпуклость узора, а также толщина и плотность ткани. Рисунки на ткани пикейного переплетения очень разнообразны - полосы, клетки, различные орнаменты. Переплетение применяют для выработки тканей пике хлопчатобумажных и шелковых, одеял, покрывал.
Ткани ворсовых переплетений изготовляют с ворсом из волокон разрезанных нитей (разрезной ворс). Ворсовые переплетения имеют 3 системы нитей, причем третья (дополнительная) является ворсовой. В зависимости от того, какая система образует ворс, различают уточно-ворсовые и основоворсовые переплетения.
Петельное (махровое) переплетение тканей получается при использовании двух систем основы (коренной и ворсовой) и 1 утка. Ворсовые нити основы в процессе ткачества имеют малое натяжение и при прибое подвигаются к опушке ткани вместе с утком, образуя петли (рис 3.6). Поэтому особенность таких тканей - наличие на поверхности петельного ворса. Махровые ткани характеризуются хорошими влаговпитывающими и теплозащитными свойствами.
Рис 3.6. Петельное (махровое) переплетение
Перевивочные (ажурные) переплетения применяют для выработки легких, малоплотных тканей. При образовании перевивочного переплетения дополнительная (перевивочная) система основы с помощью специальных ремизок перемещается в процессе ткачества относительно соответствующих коренных нитей основы. В результате этого перевивочные нити обвивают стоевые нити основы, а уточные при каждой прокладке закрепляют взаимное расположение перевивочных и стоевых нитей.
Крупноузорчатые переплетения. Для этих переплетений характерно образование на поверхности ткани крупных узоров за счет сочетания различных переплетений. Ткани крупноузорчатых переплетений вырабатывают на машинах Жаккарда, они имеют большие раппорты. Для построения крупноузорчатых переплетений применяются все виды и разновидности простых, мелкоузорчатых и сложных переплетений. В зависимости от характера используемых переплетений их подразделяют на простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения строятся на основе простых и мелкоузорчатых переплетений, и, следовательно, для их образования необходимы 1 основа и 1 уток. Этими переплетениями вырабатывают платьевые и подкладочные ткани, некоторые виды пальтовых, драпировочные ткани, скатерти, салфетки и др.
Сложные крупноузорчатые переплетения получают на базе сложных, поэтому они образованы из нескольких систем нитей основы и утка. Крупноузорчатые переплетения бывают полутора- и двухслойные, ворсовые.
Отделка тканей
Ткани, снятые с ткацкого станка, называются суровыми, или суровье. Они содержат большое количество примесей и загрязнений в виде шлихты, жиропота (в шерстяных тканях), сопутствующих веществ (воскообразных, пектиновых, лигниновых) и др. Поэтому такие ткани жесткие, плохо смачиваются, имеют серо-желтую окраску и некрасивый внешний вид. В суровом виде ткани применяют сравнительно редко.
Для улучшения внешнего вида и других потребительских свойств ткани подвергают комплексному воздействию химических и физико-механических процессов, называемому отделкой тканей.
Цель каждой отделочной операции - придать ткани определенные свойства и одновременно сохранить полезные свойства волокна, из которого она выработана. Значение отделки тканей велико еще и потому, что из одной и той же суровой ткани в результате различных отделочных операций получают ткани с неодинаковыми свойствами, а следовательно, различного назначения.
Виды отделочных операций различны в зависимости от сырьевого состава, используемых текстильных нитей, назначения тканей. Однако весь процесс отделки тканей можно разделить на несколько основных, последовательных этапов: предварительная отделка, крашение, узорчатое расцвечивание, заключительная отделка, специальная отделка.
Предварительная отделка
Цель предварительной отделки тканей - подготовка их для колористической отделки (крашения или узорчатого расцвечивания) или придание необходимых свойств тканям, выпускаемым отбельными.
Предварительной отделке всегда предшествует проверка качества поступающих на отделку суровых тканей. При этом устанавливают соответствие тканей требованиям стандарта и выявляют ткацкие дефекты и их характер, что необходимо для выбора способа отделки.
Крашение тканей
Под крашением текстильных материалов понимается изменение природного цвета волокна в результате поглощения им красящих веществ. В процессе крашения ткань прокрашивается насквозь по всей площади и приобретает ровную устойчивую окраску; такие ткани называются гладкокрашеными.
Красящими веществами, или красителями, называются применяемые для крашения волокнистых материалов окрашенные соединения, способные окрашивать волокно. По химическому составу все красящие вещества (красители) подразделяют но минеральные и органические. Минеральные красители немногочисленны - охра, сурик, ультрамарин и др., для окрашивания текстильных материалов применяются ограниченно (для узорчатого расцвечивания).
Органические красители были известны и использовались для окрашивания текстильных материалов еще в глубокой древности. В настоящее время вместо естественных (индиго, ализарин, пурпур, кошениль и др.) применяют синтетические красители, которые по разнообразию цветов и оттенков, интенсивности, а многие и по прочности окраски значительно превосходят их.
Прочность окраски зависит прежде всего от молекулярной структуры красителя. Однако определенное влияние оказывают концентрация красителя и характер его расположения на волокне. Прочность окраски различных красителей по отношению к каждому из указанных факторов неодинакова. И лишь немногие красители дают окраску, устойчивую ко всем воздействиям. Однако ткани разного назначения в разной степени подвергаются воздействию физико-химических факторов в процессе эксплуатации. Так, бельевые и подкладочные ткани в большей степени испытывают действие трения, пота, влаги, а пальтовые - действие света и светопогоды. Поэтому требования, предъявляемые к прочности окраски, различны и нормируются с учетом условий эксплуатации тканей.
Узорчатое расцвечивание
Узорчатые цветные рисунки на белой или гладкокрашеной ткани получают путем печатания (набивки): на определенные участки ткани наносят по заданному рисунку красители, которые затем закрепляют. Печатание отличается от гладкого крашения приготовлением печатных красок, выбором марок красителей, приемами их нанесения и закрепления.
Для узорчатого расцвечивания текстильных материалов применяют следующие способы печатания: машинное, с помощью сетчатых шаблонов, аэрографное, сухую печать.
Машинная печать . Узорчатый рисунок на ткани получают на печатных машинах. Схема простейшей одновальной печатной машины представлена на рис 3.7. Ткань 2 проходит между цилиндром (грузовиком) 1 и гравированным печатным валом 3. На печатный вал краска наносится непрерывно с помощью щетки 4 из корыта 5. Печатный вал представляет собой медный полый цилиндр, на поверхности которого выгравирован узор. С погравированной поверхности печатного вала краска снимается прижатой к нему острой стальной пластиной - раклей 6. Печатный вал от прилипающих к нему подокон очищает контрракля 7. Благодаря прижиму печатного вала к цилиндру (грузовику) краска из углубленной гравюры печатного вала отпечатывается на ткань в виде определенного рисунка.
Рис 3.7. Схема печатной машины |
После нанесения печатной краски ткань сушат, а затем в зависимости от вида красителя направляют на промывку или в зрельник. В зрельнике под действием температуры, влажности и состава компонентов печатной краски протекают химические процессы восстановительного и окислительного характера. При промывке с напечатанных тканей удаляются загустка и непрочно закрепленный на поверхности волокна краситель.
Кроме того, различают прямую печать растровую, трехцветную и под акварель.
При растровой печати рисунок состоит из системы точек или штриховых полос разной величины. Гравюра печатного вала в этом случае представляет собой точечные или штриховые углубления, от величины, глубины и частоты расположения которых зависит интенсивность окрашивания ткани.
Трехцветная печать характеризуется многокрасочным рисунком, получаемым за счет взаимного наложения при печати красок трех цветов.
Печать под акварель - это печатание по увлажненной ткани, вследствие чего рисунок напоминает акварельный. При значительном увлажнении можно получить рисунок, у которого размыты края элементов.
Печатный рисунок может быть нанесен с одной стороны ткани (односторонняя печать) или с двух сторон (двухсторонняя печать).
При вытравной печати на гладкокрашеные ткани наносят загущенные химически действующие составы, которые на напечатанных местах разрушают и обесцвечивают первоначальную окраску. В результате получается белый рисунок по окрашенному фону (белая вытравка). Для получения цветного рисунка на окрашенный фон вместе с вытравным составом наносят красители, устойчивые к вытравляющему реагенту и более яркие, чем гладкокрашеный фон. В напечатанных местах краситель, образующий фон, разрушается, и эти участки ткани закрашиваются другим красителем (цветная вытравка). Вытравная печать - более высококачественный вид отделки и применяется реже, чем прямая печать, главным образом для гребенных хлопчатобумажных и некоторых шелковых тканей. Рисунки, получаемые вытравной печатью, не очень разнообразны.
При резервной печати на предварительно отбеленную ткань наносят печатным валом защитный состав (резерв), после чего ткань подвергают гладкому крашению. На участках ткани, покрытых резервом, рисунок белый. Цветной рисунок получается при нанесении вместе с резервирующим составом устойчивого к нему красителя. Резервную печать применяют редко из-за сложности ее выполнения.
Печатание сетчатым шаблоном. Этим способом наносят печатные рисунки на ткани с мягкой подвижной структурой (из натурального шелка, некоторые ткани из химических волокон), которые нельзя расцвечивать машинным печатанием из-за перекосов ткани и рисунков. Для нанесения рисунка печатную краску протирают через сетчатый шаблон. Шаблоны для печатания представляют собой раму, на которую натянута капроновая сетка. Поверхность сетки, за исключением отдельных участков в виде определенного рисунка, покрывают пленкой (лаком). Пленки (лак) на сетке шаблона получают фотохимическим способом, поэтому рисунки называются фотофильм-печатью. Ткань, предназначенную для печатания, расстилают, закрепляют на столе и кладут на нее сетчатый шаблон. Раму шаблона заполняют печатной краской, которая с помощью валика протирается через сетку шаблона. Краска наносится только на открытые участки ткани, и получается одноцветный рисунок. Для получения многоцветного рисунка число шаблонов должно соответствовать количеству цветов в рисунке. Рисунки этого способа печатания различны по размеру, сложности и колористическому оформлению.
Аэрографная печать. Аэрографный способ печатания заключается в следующем. Ткань закрепляют на специальном столе и помещают на нее шаблоны (трафареты) с вырезанными узорами. Краситель наносится на ткань аэрографом путем распыления. Изменяя расстояние от аэрографа до ткани и продолжительность распыления, получают окраску разной интенсивности и добиваются постепенного перехода тонов. Рисунки, нанесенные аэрографным способом, высокохудожественные, с постепенным переходом от темных тонов к светлым, а также с наложением разных цветов. Однако применение аэрографии ограничено из-за низкой производительности. Так расцвечивают главным образом штучные шелковые изделия, искусственный мех.
Сухая, или теплопереводная, печать («сублистатик»). При этом способе узор, напечатанный на бумаге дисперсными красителями, переводится с помощью нагретого каландра на сырую ткань. Бумагу с нанесенным на нее рисунком накладывают на смоченную поверхность ткани и направляют на тепловой каландр (температура нагрева 210 °С, время обработки 30 с).
В зависимости от сложности печатные рисунки подразделяют на группы: А, Б, В, Г и Д. В первую группу входят несложные одно- или двухвальные рисунки, а в каждую последующую группу объединены рисунки большей сложности.
Заключительная отделка
Ткани после беления, крашения или печатания обычно сильно деформируются. В результате многочисленных механических воздействий они вытягиваются мо основе и садятся по утку, происходит смещение уточных нитей и т. п. Кроме этого, поверхность ткани шероховатая, сильно измята. Поэтому для восстановления нормальной структуры, придания красивого внешнего вида и улучшения некоторых эксплуатационных свойств ткани подвергают заключительной отделке. Под заключительной отделкой понимается ряд механических и физико-химических процессов, которые, придавая тканям некоторые специфические свойства, способствуют улучшению их внешнего вида и качества. В зависимости от волокнистого материала, вида и назначения тканей заключительные отделочные операции, а также их количество и последовательность различны.
Специальные виды отделки
Противосминаемое и противоусадочное пропитывание проводится для хлопчатобумажных, льняных и вискозных тканей и представляет собой обработку, в процессе которой образуется пленка смолы, снижающая набухание и сминаемость волокон.
Стойкое тиснение (СТ) сатинов, платьевых тканей - нанесение рельефного тисненого рисунка из пленки на ткани.
Серебристо-шелковистая отделка (СШО) придает тканям из целлюлозных волокон серебристый блеск, устойчивый к мокрым воздействиям.
Все перечисленные выше отделки снижают гигроскопичность, воздухо- и паропроницаемость тканей и неустойчивы к повторным стиркам. Максимальное число стирок, которое они могут выдержать, - 8...10.
Отделка ЛО (легкость отстирывания) хлопколавсановых тканей осуществляется препаратом эмукрил.
Стойкое аппретирование (несмываемые аппреты) - это пропитывание тканей эмульсиями или латексами термопластичных смол и каучуков с последующей термообработкой, в процессе которой на ткани образуется тонкая пленка. Обработка придает тканям несминаемость, упругость, устойчивость к многократным стиркам, улучшает механические, но снижает гигиенические свойства тканей.
Водонепроницаемая отделка - получение на тканях пленочных покрытий, создаваемых нанесением слоя резины, высыхающих масел, битумов или синтетических смол. Применяется для брезентов, палаток и синтетических плащевых и курточных тканей.
Водоотталкивающая отделка - обработка плащевых тканей гидрофобизирующими препаратами, содержащими воск, стеарин, силиконы и др. Добавление к гидрофобизирующим препаратам аминопластов или фторсодержащих соединений одновременно придает и грязеотталкивающие свойства.
Огнезащитная отделка - пропитывание ткани солями борной, фосфорной, кремниевой кислот и др. Применяется для театральных занавесов, обивочно-декоративных тканей на кораблях и самолетах, для спецодежды. После стирки отделка должна возобновляться.
Антимикробное и противогнилостное пропитывание тканей выполняется специальными и химическими препаратами.
Производство тканей – востребованное направление бизнеса. Сфера использования текстиля очень разнообразна. Популярные области его применения:
- изготовление одежды: домашней, повседневной, нарядной спортивной одежды для взрослых и детей, спецодежды;
- производство аксессуаров: платки, сумки, кошельки;
- интерьер и дизайн: мебельное производство, шторы, портьеры, скатерти;
- домашний текстиль: постельное белье, одеяла, полотенца, прихватки.
Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса:
от 3 млн рублей
Актуально для городов с населением:
от 700 тысяч человек
Ситуация в отрасли:
высокая конкуренция
Сложность организации бизнеса:
4/5
Окупаемость:
до 2 лет
Есть и другие области, например, производство материалов для туристического снаряжения (палатки, спальные мешки и т.п.), производство декоративных тканей и тканей для рукоделия. Клиентов в этой сфере меньше, поэтому возрастает роль маркетинга и отдела продаж, чтобы заинтересовать потенциальных партнеров и убедить их начать сотрудничество.
Перспективы бизнеса
Из-за экономических и политических событий, произошедших с конца 80-х годов прошлого века, этот сегмент производства в России оказался практически разрушен. На сегодняшний день большая часть тканей привозится из-за рубежа – как легально, так и контрафактно.
Однако для отечественного рынка ситуация меняется в лучшую сторону. По оценкам специалистов, производство тканей в нашей стране потенциально перспективная ниша. При грамотном бизнес-плане и умелом управлении предприятие способно достаточно быстро окупиться и приносить хорошую прибыль. Спрос на ткани большой и продолжает увеличиваться, при этом людям интересен как бюджетный сегмент, так и дорогие качественные ткани с интересным дизайном.
На подъеме компании, производящие текстиль для постельного белья – бязь, ситец, поплин. Большую долю рынка также занимают предприятия, производящие трикотаж, костюмные ткани и сукно.
Особенно перспективным по оценкам специалистов является производство мебельных тканей, так как этот сегмент рынка активно развивается и спрос на качественные материалы очень высок.
Рынок производства одежды в нашей стране также достаточно разнообразен, но большую конкуренцию здесь составляют импортные производители, прежде всего Китай. Тем не менее, практика показывает: в этой сфере также идет постоянный поиск качественного товара с необычными характеристиками – рисунком или фактурой. Поэтому те, кто сможет удовлетворить покупательский спрос, имеют все шансы на успех.
Организация бизнеса
Перед запуском производства нужно тщательно ознакомиться с рынком и ассортиментом. Желательно хорошо разбираться в видах ткани, понимать технологические процессы.
Предприниматель должен представлять, какую ткань он хочет производить, какую нишу на рынке занять и через какие каналы осуществлять реализацию.
Помещение для цеха
Помещение можно выкупить или взять производственную площадь в аренду. Также существует возможность договориться с действующим предприятием и размещать у них заказы на производство.
Последний вариант предполагает разработку собственного дизайна ткани и закупку сырья, на основании которых фабрика-производитель изготовит ткань. В этом случае нет расходов, связанных с приобретением производственных помещений, покупкой и обслуживанием техники, малый штат позволит снизить затраты на оплату труда. Но возможность контролировать процесс и качество конечного продукта при этом снижаются. Увеличивает такая схема работы расходы на логистику, поэтому при удаленном нахождении фабрики может оказаться невыгодной.
Площадь предприятия зависит от планируемых объемов выпускаемой продукции. Необходимо помнить о соответствии санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть хорошо освещено, высота потолков не менее 4 м. Потребуется обеспечить хорошую вентиляцию, в холодное время года – отопление.
Для комфорта рабочих нужны раздевалки с душевыми и место для приема пищи. Для обеспечения пожарной безопасности и бесперебойной работы оборудования необходимо позаботиться о качественной проводке. Для удобства погрузо-разгрузочных работ потребуется оборудованная зона, по возможности авторампа.
Помимо цеха потребуются сухие склады для хранения сырья и готовой продукции, а также офисные помещения.
Практика показывает, что удобнее размещать производства недалеко от выезда из города или сразу за городской чертой. Обычно в логистике используются крупногабаритные машины, поэтому такое расположение предприятия ускорит их перемещение и не вызовет трудностей с парковкой, если в автопарке организации будет несколько своих машин.
Каналы поставок сырья
В зависимости от используемого сырья, ткани делятся на две большие группы:
- натуральные (шерсть, шелк, лен, хлопок);
- искусственные (вискоза, полиэстер, ацетат).
Отсюда и самые перспективные виды тканей для производства:
- хлопчатобумажные;
- льняные;
- шерстяные;
- полиэфирные;
- технические.
В России производятся два вида натурального сырья: лен и шерсть. Договариваться о поставках нужно в сельских хозяйствах, занимающихся их промышленным производством. Что касается хлопка, его производство в нашей стране практически отсутствует. Исторически основным поставщиком этого сырья в Советском Союзе был Узбекистан, сегодня он также продолжает оставаться ведущим мировым поставщиком хлопка.
Крупнейшим мировым производителем шелка является Китай. Также его производят в Индии и Узбекистане. На сегодняшний день шелковые ткани и изделия из шелка представлены преимущественно в премиальном и люксовом ценовых сегментах. Отмечается падение спроса на эти ткани не только в России, но и в мире. Поэтому использование его при изготовлении тканей требует продуманного бизнес-плана с налаженными каналами сбыта.
Намного проще обстоит дело с синтетическими волокнами: их производством занимаются многие предприятия, а развитие технологий позволяет модифицировать и совершенствовать ассортимент.
При закупках зарубежного сырья на начальном этапе удобнее работать с дилерами. Это позволит приобретать товар со склада в России, не ожидая международной доставки и растаможки.
Технология производства ткани
Технологический процесс имеет свои нюансы в зависимости от вида и желаемых характеристик ткани. Общий алгоритм выглядит так:
Производственная стадия | Что на ней делают |
---|---|
Предварительная обработка сырья | Поступившие на производство прессованные кипы разрыхляют и разделяют на волокна путем трепания и расчесывания |
Получение пряжи | Из полученных волокон свивают тонкую длинную нить - пряжу |
Создание ткани | Полученные нити переплетают между собой в определенном порядке для получения сплошного полотна |
Обработка ткани | Для придания ткани нужных свойств ее подвергают специальной обработке. На этом же этапе происходит нанесение и закрепление рисунка |
Необходимое оборудование
При запуске бизнеса на базе действующих производственных площадей требуется оценить состояние оборудования. Техника на многих фабриках устарела, что неминуемо скажется на качестве готовой продукции. Поэтому на оборудовании экономить не стоит.
Конкретные машины, входящие в производственную линию, зависят от используемого сырья и конечного назначения тканей. Изготовление хлопка, шерсти или синтетики подразумевают разные технологический процессы. Мебельные ткани требуют более сложного плетения и обработки, чем ткани для постельного белья.
Машины, применяемые на производстве | Выполняемые операции |
---|---|
Мотальные машины | Используют для перемотки пряжи |
Ткацкий станок | Переплетает нити для создания полотна |
Шлихтовальная машина | Пропитывает ткани специальным раствором для повышения износостойкости полотна |
Накатная машина | Сматывает полотно в рулоны |
Красильные и печатные машины | Окрашивают ткани и наносят на них заданные принты |
Промывная машина | Смывает с ткани остатки краски |
Контрольно-мерильная машина | С ее помощью отслеживают соответствие готовой ткани стандартам |
Также в зависимости от выбранной специализации потребуется отдельное оборудование: для переработки шерсти будет нужен прядильный станок, для работы со льном – чесальная машина.
Оформление бизнеса
Для оформления производства руководитель должен выбрать правовую форму, по которой он будет работать – ИП , ООО , акционерное общество. Кроме того, обязательным является получение сертификата на продукцию. При его отсутствии компании грозят серьезные штрафы.
Маркетинг и каналы сбыта продукции
Производство тканей ориентировано на крупный и мелкий опт. Каналы сбыта зависят от выбранного направления, но условно их можно разделить на производственников, покупающих ткань для дальнейшей переработки и изготовления конечного продукта, и дилеров, покупающих ее для перепродажи более мелкими партиями.
Розничный покупатель в каналах сбыта фабрики представлен не всегда, потому что продавать ткань метражом и хранить остатки производителю бывает нерентабельно. Однако можно использовать это направление реализации товара, открыв при фабрике розничный магазин.
Еще одно направление развития производства и способ расширения целевой аудитории – изготовление из тканей собственного производства продукции под своим брендом. Подходит это направление не для всех видов тканей, его проще всего реализовать при производстве домашнего текстиля – постельного белья и полотенец.
Возможен и экспорт тканей. На данный момент наибольшая доля приходится на ткани из льна. Однако практика показывает постоянное снижение объема экспорта, поэтому делать на него ставку довольно рискованно.
Наконец, можно выбрать целевую нишу: например, ткани для пошива формы или спецодежды. В этих сферах часто разыгрываются тендеры либо делаются заявки на крупные поставки.
Маркетинг
Маркетинговые стратегии строятся на поиске постоянных клиентов. Надо понимать, что основная часть продаж, скорее всего, будет вестись удаленно. При этом у потенциальных клиентов уже есть другие поставщики и спланирован бюджет. Поэтому продумать и запустить маркетинговую кампанию имеет смысл сразу, при открытии бизнеса, чтобы к началу выпуска продукции появилась реальная возможность сбыта. Это позволит избежать затаривания, снизит себестоимость за счет сокращения сроков хранения и быстрее окупит затраты.
Способы продвижения:
- Возможностью заявить о себе и наладить деловые контакты являются ежегодные профильные выставки. Самые крупные и известные из них, например, Текстильлегпром и Интеркань, проходят дважды в год в Москве. Существуют и региональные выставки. Они менее представительны, но участие в них более бюджетно. Бонусом поездки на такие мероприятия станет возможность найти новых поставщиков сырья, работающих на выгодных условиях.
- Продвижение товара невозможно без «всемирной паутины». Компания должна иметь не только качественный сайт, но и размещать информацию на тематических площадках. Контекстная реклама в последние годы стала менее эффективной из-за повсеместного распространения блокировщиков, но этот способ информировать о себе также заслуживает внимания.
- Подавать информацию в газеты производителю смысла нет. А вот оплатить размещение в тематических журналах и буклетах стоит.
- Поскольку поиск клиентов происходит дистанционно, а ткань, как продукт, нуждается в тактильной оценке, необходимо подготовить образцы продукции для бесплатной презентации и рассылки клиентам. Для этих же целей удобно заказать каталоги, поскольку многие клиенты впоследствии делают по ним заказы под требования конечного покупателя.
- «Холодные» звонки как способ поиска новых клиентов по-прежнему популярен. Этот метод ориентирован скорее на долгосрочную перспективу и позволяет в первую очередь расширить базу потенциальных клиентов для дальнейшей работы менеджеров.
Расходы и окупаемость бизнеса
Вложения, необходимые на начальном этапе, зависят от наличия оборудования и его состояния. Специалисты говорят, что часто бывает проще купить новые машины, чем модернизировать устаревшую технику. При этом рекомендуется покупать производственную линию целиком, а не частями.
На расходы влияет и используемое сырье, и состояние выбранного помещения, и предполагаемые объемы производства, от которых зависит в том числе величина штата.
На первоначальном этапе потребуется не менее 3 млн. руб. Приблизительная калькуляция расходов для производства ткани одного вида со штатом не более 25 человек включает в себя:
Расходы | Примерная сумма, тыс. руб. |
---|---|
Регистрация бизнеса | 50 |
Аренда производственных помещений | 100 |
Покупка или модернизация оборудования | 1500 |
Оборудование производственных и офисных помещений | 500 |
Приобретение сырья | 200 |
Зарплата персоналу | 500 |
Мероприятия по продвижению: участие в выставках, реклама и т.п. | 100 |
Логистика | 50 |
Коммунальные платежи | 20 |
Непредвиденные затраты | 100 |
Итого | 3120 |
Также следует учесть налоги. В таблицу расходов эта статья не включена, поскольку суммы сильно отличаются от прибыли и выбранной схемы налогообложения.
Окупаемость зависит от объемов производства и цен на ткань. Цены, в свою очередь, зависят от вида тканей: бязь для постельного белья будет дешевле, чем мебельные ткани, натуральная шерсть дороже полиэстера. В среднем при налаженных каналах сбыта и отсутствии серьезных непредвиденных расходов вложения окупятся за два года.
Мало кто из отечественных предпринимателей рассматривает производство тканей как выгодное капиталовложение и прибыльный вид бизнеса. Ничего удивительного в этом нет: на протяжении последних нескольких десятилетий текстильная промышленность в России находится далеко не в лучшем состоянии.
Тем не менее, только в 2007 году по оценкам объем рынка тканей в нашей стране составил почти 5 млрд. долларов. Основной рост пришелся на сегмент хлопчатобумажных тканей, которые составили около 60 % от общего объема рынка всех видов тканей в натуральном выражении, а также на сегмент шелковых и синтетических тканей, которые преобладают на рынке в стоимостном выражении. При этом, несмотря на то, что хлопчатобумажные ткани составляют основную часть производства тканей, их доля за последние несколько лет снизилась на 3-4 %.
Среди главных особенностей рынка тканей специалисты выделяют стагнацию российского производства. На протяжении последних десяти лет здесь не наблюдается четкой тенденции повышения объема производства тканей. Объем производства колеблется от 2700 до 2850 млн. кв. м. При этом снижение этих показателей периодически сменяется ростом и наоборот.
В чем причина столь плачевной ситуации на российском рынке текстиля? Аналитики выделяют три основных фактора: нелегальный импорт относительно дешевых (и более качественных) тканей, что заметно ослабляет конкурентоспособность российских компаний, технически устаревшее оборудование на многих крупных фабриках и недостаточность сырьевой базы.
Объем российского рынка тканей прирастает, большей частью, за счет импортной продукции, среди которой преобладают шелковые и синтетические материалы. На долю этого вида тканей приходится около 70-75 % всего объема ввозимой продукции. По мере легализации поставок из азиатских стран растет доля официального импорта и снижается количество тканей отечественного производства. Сейчас доля продукции наших производителей составляет немногим более половины от общего объема (для сравнения в 2007-2008 гг. она составляла 65-70 %).
Кроме того, за последние несколько лет почти в два раза сократился объем экспорта российских тканей за рубеж. Большая часть экспортируемых хлопчатобумажных тканей представляет собой необработанные материалы (так называемое «суровье»), которые являются полуфабрикатами и затем подвергаются дальнейшей обработке.
А вот льняные ткани, которые на внутреннем рынке практически неконкурентоспособны, составляют значительную долю экспорта (около 38-40 %). Но и эта цифра каждый год снижается.
Впрочем, несмотря на эту удручающую картину, текстильное производство в нашей стране обладает большим потенциалом, и, возможно, при правильном позиционировании именно ваша компания может стать лидером в этой отрасли.
Прежде всего, вы должны обладать определенными знаниями в сфере производства тканей, тщательно изучить сегмент, в котором вы будете работать, понять, какие виды тканей и в каких объемах вам нужно производить. Среди наиболее масштабных направлений преобладает производство мебельных тканей, которые всегда пользуются спросом.
Существует несколько основных видов обивочных тканей: флок, букле, жаккард, шенилл, искусственная замша и искусственный мех, гобелен, кожезаменитель. Кроме того, различают смешанные ткани, которые представляют собой комбинацию из двух и более материалов. Если вы планируете создавать малое предприятие, то специалисты советуют обратить внимание, например, на такие ниши, как производство декоративных хлопчатобумажных тканей.
Подобные ткани обычно используются для различных видов рукоделий (например, для пэтчворка). Они отличаются широким разнообразием цветовых оттенков и декоров, а также высоким качеством и сравнительно высокой ценой (от 300 руб./метр). На российском рынке на данный момент конкуренции в этом сегменте практически нет.
Для того чтобы открыть свой бизнес по производству тканей, необходимо приобрести или взять в аренду специальное оборудование, снять помещения под цех, склад и офис, а также нанять сотрудников, которые будут заниматься производством и сбытом вашей продукции.
Размер стартового капитала зависит от того, какое направление вы выберете. В любом случае без специальной техники не обойтись. Для относительно крупного производства обязательный список включает в себя ткацкие станки, сновальное оборудование, ленточные и партионные сновки, шлихтовальные машины, запарные камеры для пряжи. Все это необходимо для производства холста, который затем проходит обработку с помощью ворсовальных и отделочно-ширильных машин, плоскопечатных машин, машин для дублирования и газоопальных машин.
Кроме того, придется обзавестись краскоприготовительными комплексами, красильными аппаратами, сушильными камерами. Некоторые виды текстильной продукции производятся с использованием дополнительного оборудования. Например, для изготовления трикотажного полотна, в том числе технического, нужно приобрести специальное оборудование для производства трикотажа.
Для крупного текстильного производства также используется нетканое текстильное оборудование, которое включает в себя чесальные и стегальные машины, иглопробивные машины, каландры для нанесения точечного клеевого покрытия и щипальные замасливающие машины.
Экономить на оборудовании не стоит. Ткань, созданная с использованием некачественных машин с минимум функций, не будет иметь надлежащей выделки и не будет отличаться разнообразием расцветок. Общая стоимость текстильного оборудования составляет несколько десятков миллионов рублей, в зависимости от видов тканей, которые вы собираетесь производить. Прибавьте к этому стоимость аренды помещений под цех, склад и офис, а также зарплаты сотрудникам (технологам, операторам оборудования, менеджерам по закупкам и сбыту, бухгалтеру и т. д.).
Если вы не располагаете соответствующим бюджетом, то можно договориться с уже существующими текстильными фабриками и заказывать там ткани с определенным дизайном. Основная трудность – найти хорошего дизайнера, который будет заниматься разработкой принтов, и добиться требуемого качества производимых тканей.
Сроки окупаемости бизнеса по производству тканей зависят от многих факторов. Если компании удастся найти свою нишу и предложить своим клиентам высокое качество продукции по конкурентоспособным ценам, то она сможет выйти на уровень самоокупаемости в течение первого же года своего существования.
Сысоева Лилия
- портал бизнес-планов и руководств
Ткань изготовляют из пряжи на ткацких фабриках. Сырьем для получения пряжи являются волокна. Свойства тканей, их качество зависят от волокон, из которых они изготовлены, т.е. от исходного вида сырья.
Все волокна можно разделить на две большие группы: натуральные или химические. и животного – существуют в природе, химические волокна (синтетические и искусственные) – получают искусственным путем.
Виды переплетения нитей в тканях:
— простые: главные – полотняное, саржевое, сатиновое, атласное; мелкоузорчатые – рогожка, репс, усиленная саржа, диагоналевое, креповое;
— сложные: двойное, ворсовое, петельное, ажурное, пикейное;
— крупноузорчатые: жаккардовое.
Технология изготовления ткани разных ткацких переплетений вырабатывают на различных ткацких станках : главных и мелкоузорчатых переплетений – на одночелночных автоматических ткацких станках; пестротканые и сложных переплетений – на многочелночных; крупноузорчатые – на машинах Жаккарда.
В полотняном переплетении нити основы и утка переплетаются через одну нить. Это дает большую прочность ткани, износостойкость. Большую часть хлопчатобумажных тканей вырабатывают полотняным переплетением.
В саржевом переплетении нити основы перекрывают две нити утка через одну нить. Ни лицевой стороне ткани образуется рисунок в виде рубчика, идущего в косом направлении полотна ткани. Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью. По сравнению с тканями полотняного переплетения ткани более плотные, толстые, тяжелые, менее прочные. Саржевым переплетением вырабатывают некоторые хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани.
Сатиновое переплетение имеет большую плотность по утку, так как при этом переплетении одну нить утка перекрывают четыре нити основы. В атласном переплетении, наоборот, нить основы проходит над четырьмя нитями утка. Ткани с такими переплетениями мягкие, менее прочные, чем ткани полотняного переплетения, они имеют большую осыпаемость и скользят при раскрое, сильно растягиваются по косому срезу. Сатиновым и атласным переплетениями вырабатывают хлопчатобумажные ткани.
Благодаря современным технологиям прилавки магазинов пестрят изобилием синтетических и искусственных тканей. Но все же самыми ценными для нас остаются ткани из натуральных материалов. Ткани искусственного происхождения имеют некоторые преимущества в прочности и эластичности. Они почти не мнутся. При этом уступают натуральным в гигроскопичности, поэтому современное ткачество научилось производить ткани со смешанными волокнами.
В истории ткачества судьбоносным стал 1910 год, в котором Американская вискозная компания впервые произвела на свет коммерческую партию искусственного шелка. Эта область развивалась за счет двух различных химических веществ и совершенствования технологий.
1924 год ознаменовался первым коммерческим производством ацетатного волокна американской корпорацией Celanese.
1939 год – в США впервые был выпущен нейлон.
Рассмотрим технологию производства тканей.
Она состоит из нескольких стадий. Натуральные ткани требуют внимательной последовательной обработки сырья, цель которой – в результате прядения получить нить. Сначала в процессе прядения получается пряжа. Сам процесс делится на отдельные фазы. На текстильных предприятиях плотно спрессованные тюки волокна хорошенько рыхлят и трепают. Чтобы из коротких волокон получилась непрерывная нить, волокна делят на комочки, очищают от сора и перемешивают. Так получается целый слой волокна, называемый холстом. В нем волокна расположены произвольно в форме маленьких клочков. Холст постепенно наматывается на скалки, образуя рулон. Потом холст отправляют на чесальные машины, там его разделяют на волокна и окончательно очищают от остатков сора и примесей. В итоге получается чесальная лента – рыхлый жгут. Она, в свою очередь, направляется на гребнечесальную машину, там она превращается в однородную гребенную ленту, которая отличается ровным, строго параллельным расположением волокон. Из нее формируют ровницу с помощью вытягивания, утонения и небольшого скручивания. Потом приступают к последнему этапу - собственно прядению. На прядильных машинах ровница становится тоньше в 200-300 раз и там ее подвергают окончательной крутке, после которой она превращается в пряжу. Дальше уже идет ткацкий процесс. Ткачеством называют процесс формирования неотделанной суровой ткани с помощью ткацкого станка путем переплетения двух систем нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. Вы уже догадались, что это основа и уток. Нити основы укрепляют особым образом, так как они подвержены большему натяжению и трению, поэтому их прочность должна быть максимальной, чтобы не обрывалась нить. Для этого основу шлихтуют – нити подвергают пропитке клейким составом, а после сушат. Нити утка намотаны на специальные челноки, которые снуют по ткацкому станку между нитями основы туда-сюда. Полученная в результате ткачества суровая ткань обрабатывается с целью улучшения ее товарных свойств. Потом ткани отваривают, чтобы удалить восковые жирные вещества, отбеливают, красят, печатают рисунок. Потом ворсуют поверхность, декатируют (обрабатывают паром, чтобы уменьшить усадку) и пр. После прохождения всей технологической цепочки ткань можно использовать для раскроя и пошива.