Пятый месяц жизни малыша. Развитие ребенка в пятый месяц жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этом возрасте малыш продолжает изучать мир вокруг, себя. Он двигается, тянется к игрушкам, родителям, интересующим его предметам. Кроха тянет в рот ручки, игрушки, погремушки, пеленки и др.

Физическое развитие.
За этот месяц ребенок набирает в среднем 600 - 700 г. К пятому месяце малыш подрастет примерно на 14 см со дня рождения. Известно, что дети растут скачками. То есть за неделю малыш может вырасти на сантиметр или больше, а потом месяц не расти. Это нормально. Педиатр имеет длинные подробные таблицы, по которым он сверяет, насколько правильно подрос и набрал в веса ваш малыш.

Развитие двигательных способностей.
Малыш становится более подвижным, гибким и активным. Часто кроха, лежа на животе, поднимает голову, ручки и ножки, слегка выгибаясь. Так малыш пробует свои возможности. Ребенок может схватить свою ножку, лежа на спине, и подтянуть пальчики ко рту своих ног. Такое занятие его захватывает. Еще малыш пытается выгибаться, поднимая таз, лежа на спине, опираясь на голову и ступни ног. Кроха уже умеет неплохо переворачиваться со спины на живот. Следует следить за ребенком, не оставлять его одного, чтобы тот не упал. Нельзя оставлять ребенка одного в месте, где опасно. Придерживайтесь правила "вытянутой руки". Малыш легко берет и удерживает игрушку. Тщательно изучив игрушки, ребенок тянет ее в рот. Внимательно следует выбирать игрушки для крохи. Они должны быть безопасными. В это время ребенок постоянно тренируется, двигается, тянется, исследует. Малыш может удерживать игрушку в руках. Ребенок хорошо удерживает голову. Пытается сесть.

Кожа.
Рождается малыш с нежной и чувствительной кожей, которая становится более окрепшей со временем. В пять месяцев кожа еще склонна к аллергии. Раздражению подвержены места, которые подвергаются периодическому трению. Скорее всего это потница. Чтобы избежать раздражения кожи и потнички, следует постоянно следить за гигиеной малыша, чаще менять подгузник, купать его каждый день, раздраженные места можно после купания обработать детской присыпкой.

Речь. Общение.
Общение продолжает оставаться одним из самых любимых занятий ребенка. Кроха гулит, курлычит, агукает, производит гортанные звуки. Малыш требует общения с родными и близкими. Вам следует повторять язык малыша. Это провоцирует ребенка на дальнейший диалог. Кроха начинает громко произносить гласные и согласные звуки: а, э, и, ы, б, д, к, м. Возможно, что пытается соединить эти звуки в слоги. Малыш узнает себя в зеркале и отличает от других. Оказавшись в новом помещении, начинает осматриваться. Может интонацией показать свое отношение, реакцию и настроение. Пытается имитировать звуки. Малыш отвечает улыбкой на общение родителей с ним. Гулением привлекает внимание. Узнает близких людей. Недоверчив к чужим. Во время кормления, кроха может играться. Старается менять мимику лица.

Слух.
Слух крохи все время совершенствуется. Кроха слышит, реагирует и узнает звуки. Малыш обожает человеческую речь, особенно мамин голос. Надо разговаривать с малышом, показывать предметы и называть их, петь песенки, читать простые стишки. Усовершенствовать слух поможет хлопанье в ладоши на расстоянии в несколько метров, меняя место. Ему нравится звук, который издает погремушка. Сам ею гремит.

Зрение.
Кроха может фиксировать взгляд на предметах, которые его заинтересовали. Он может следить взглядом за движущимися предметами. К пятому месяцу обычно исчезает физиологическое косоглазие новорожденных.

Развитие познавательных способностей.
Малыш изучает все, что его окружает. Его внимание привлекает собственное зеркальное отражение. Кроха проявляет интерес к маминому лицу. Рассматривает ваши глаза, губы, нос, брови, касается их ручками. Кроха запоминает все детали маминой внешности, в том числе одежду, прическу и украшения. С этого возраста, возможно, что малыш будет реагировать на незнакомых людей, пугаться их. Стремиться попробовать на вкус и на прочность предметы, попавшие в поле его досягаемости. Берет, хватает предметы, игрушки. У него вызывает интерес, когда падают предметы. Малышу становится очень интересно то, что видно из коляски. Ребенку надо показывать все, что есть на улице. Это - гули, собачки, кошечки, птички, деревья, кустики, травка и т.д. В этом возрасте малыш открывает для себя свое тело. Одним из проявлений познавательных потребностей является изучение своих половых органов. Не стоит из-за этого поднимать панику. Не ругайте ребенка, не акцентируйте внимание ребенка на его действиях. Постарайтесь переключить его внимание.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Никита 17.11.2015 12:08

Очень хорошая статья спасибо


дмитрий 09.07.2015 15:17
Некоторые врачи рекомендуют давать яблочный сок. Надо ли его пастеризовать? Или Достаточно только молока?

гузель 07.07.2015 17:56
здравствуйте! у меня сынишка.родился 3550гр и 55см, за первый месяц прибавили 1150гр (т.е. 4700гр. весил), за 2-й - 750гр., за 3-й и 4-й - по 650гр. (6750гр и 67см), а сегодня пошли всего 50гр разница за месяц!!! 6800гр и 67,5 см!!! объясните пожалуйста в чем может быть причина?! плохо ли это? сдали анализы кровь и мочу, результат пока не знаю. с рождения на ГВ, с 4-х мес ввели фруктовые и овощные пюре, соки. не срыгивает, в меру активный,весёлый, стул нормальный каждый день иногда через день...

Администратор 31.03.2014 08:31
светлана, а как реагирует педиатр? когда плохой набор веса именно педиатр корректирует питание или назначает к примеру обследования жкт.

Светлана 29.03.2014 07:17
Здравствуйте. Ребенку 4 месяца. На сцеженном молоке. Во сне выпивает 120г молока легко, может и больше. А потом только через силу грамм 80. За месяц набрал 300г, что тоже меньше нормы. Уже 2 месяца дозировка не увеличивается, наоборот уменьшается. Раньше пил 120 через 3 часа, а теперь 80 через 4. Не знаю что делать

Любовь 28.02.2013 22:22
Здравствуйте!
Спасибо за статью. Она приятно оформлена: хороший шрифт, разделение абзацев.И к тому же очень интересна для меня.
Но убедительно прошу следить за правильностью русского языка.Нет у глагола "играть" возвратной формы(играться) приведу ссылку http://www..html В разделе "Речь".
С уважением,
Любовь

Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.

Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.

На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.

На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.

На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.

У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.

Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?

  • Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
  • Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
  • Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
  • Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
  • Может удерживать в ручках небольшой мяч.
  • Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
  • У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
  • Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
  • Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
  • Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
  • Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
  • Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
  • Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
  • Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать предмет со своих глаз.

Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.

Гигиена малыша на пятом месяце жизни

Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.

Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.

В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.

Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.


Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца - это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Прикорм ребенка на пятом месяце жизни

Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм - это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.

Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель - познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.

Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).

А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!

Ребенку 5 месяцев: какие изменения ждут малыша к пяти месяцам жизни?

Вашему малышу пошел пятый месяц. Теперь его уже не застанешь просто неподвижно лежащим и смотрящим в потолок отрешенным взглядом – нет, кроха интенсивно продолжает изучать себя и весь мир вокруг. Он активно двигается, тянет ручки к родителям, игрушкам, интересным ему предметам. Все вокруг проходит «проверку» через ротик малыша – и его собственные ручки, и погремушки, пеленки, игрушки.

Внешность крохи становится все более гармоничной. Параллельно этому, происходит стремительное психологическое развитие малыша, быстро растет количество навыков, которые он приобретает. Разве такие серьезные достижения – не повод для радости мамы и папы?

По-прежнему главным для крохи остается любовь и поддержка родителей. Но с каждым днем вы с удивлением отмечаете, как он становится все более и более самостоятельным и умелым. Конечно, о «Я сам!» речь пока не идет, но все же эти ежедневные успехи очень вдохновляют близких, и вселяют веру, что они все делают правильно.

Какие же изменения ждут кроху на пятом месяце жизни?


К концу пятого месяца жизни малыш может удвоить свой «новорожденный» вес – то есть его вес приблизится к 6800-7200 граммов. За месяц кроха наберет около 600-700 граммов, и вырастет где-то на 2-3 сантиметра. Всего с рождения к пятому месяцу дети подрастают в среднем на 14 сантиметров, и теперь их рост колеблется в пределах 64-68 сантиметров.

Конечно, не стоит переживать, если ваш малыш вообще не вырос за месяц, или за неделю «прибавил» 1-2 сантиметра. Детским специалистам хорошо известно, что рост детей происходит скачкообразно, и это вполне нормально. Если же ваша душа неспокойна, посоветуйтесь с педиатром, который с помощью специальных подробных таблиц сверит «правильность» роста и веса вашего крохи. И не забывайте, что все эти средние показатели весьма условны, а ваш малыш имеет полное право на свой индивидуальный график роста.

Самый важный акцент в развитии крохи на пятом месяце жизни – формирование двигательной активности. К концу этого месяца малыш научится изменять положение тела в пространстве, без посторонней помощи переворачиваться с животика на бочок, и потом на животик. Но все эти важные приобретения появятся не моментально. В начале месяца кроха, скорее всего, лишь будет делать попытки к поворотам. С первого раза у него ничего не будет получаться. Но постепенно мама может заметить, как ее карапуз поднимает себя высоко на предплечья, «укладывает» свое тело для первого самостоятельного поворота.

К пяти месяцам жизни почти все малыши уже умеют переворачиваться на животик. А вот обратный поворот – с животика на спинку – кроха освоит немного позже, скорее всего, месяцам к шести. Что интересно: вначале карапуз переворачивается быстрым и резким движениям, а уже вскорости учится делать это движение свободно, чтобы проследить глазами за мамой, достать интересующий его предмет. Такие навыки чрезвычайно важны как для физического, так и для психического развития ребенка. Кроме того, они поддерживают радостное настроение крохи, готовят его к ползанию.

Очень важно помнить, что кроха на пятом месяце жизни не должен никогда оставаться на высоте в пространстве, не ограниченном бортиками (на столе, диване) без подстраховки мамы или папы. Даже если вы уверены, что ваш малыш еще не умеет переворачиваться. Вполне может быть, что он может неожиданно для вас повернуться, когда вы на секунду отлучитесь. Поэтому на пятом месяце жизни крохи родители должны быть очень собранными и осознавать свои действия. Если вам надо оставить карапуза на несколько минут, лучше посадите его в манеж – во-первых, пространство огорожено со всех сторон, во-вторых, достаточно места для таких необходимых для малыша движений.

Все больше времени бодрствования кроха проводит лежа на животе. В этой позиции он сначала опирается на локотки, а потом и на ладошки, поднимая корпус. Таким образом, малышу намного проще наблюдать за всем происходящим вокруг него, и, кроме того, он приобретает первые навыки, подготавливающие к ползанию. Еще совсем немножко – и ребенок поймет, как замечательно можно переставлять ручки, и так крутиться на месте или передвигаться вперед и назад.

Также вы можете заметить, как иногда кроха, опираясь ступнями и головкой о кроватку, вытягивает позвоночник, поднимая ягодицы, пробуя делать «мостик». Также малыш может, подняв голову, вытягивать туловище. Что же, такими способами кроха испытывает возможности своего тела.

Также специалисты выделяют так называемую реакцию Ландау — когда головка малыша устанавливается правильно в любом положении. Но, если вы не заметили подобной реакции у своего крохи в пять месяцев, не стоит волноваться, она непременно появится к шестому месяцу. Так что пока еще «бить в колокола» рано.

По-прежнему, кроха еще не умеет садиться самостоятельно. Но он начинает этому учиться. Так, если его из позиции лежа на спинке потянуть за ручки и попробовать присадить, он поднимет головку и будет ее удерживать. Пока еще не рекомендуется сажать малыша, не поддерживая за ручки. Не торопитесь – всему свое время.

Мышцы спины малыша уже настолько развиты, что он уже может делать «самолетик» — лежа на животике, поднимать головку, ручки и ножки, и махать ими.

Где-то в пятимесячном возрасте полностью уходит гипертонус мышц крохи. Приобретают развитие согласованные мышечные движения, подчиненные конкретной цели. Такие движения увеличивают самостоятельность малыша, предоставляя ему возможность в результате свободно перемещаться в пространстве.

Когда кроха уже научится немножко перемещаться, пятясь ручками и извиваясь, или еще каким-либо способом, попробуйте стимулировать его к ползанию. Для этого недалеко от ребенка положите интересную игрушку, так, чтобы до нее можно было доползти. Но, даже если пока ему не удастся достать желаемое, не забудьте похвалить карапуза за старания и в виде вознаграждения положите игрушку рядом с ним.

На пятом месяце жизни малыши очень любят сосать пальчики ножек, а нередко и пяточки. Детки продолжают изучать свое тело, и это нормальное проявление любознательности.

Продолжается совершенствование координации движений ручек. Малыш может захватить, оттолкнуть, притянуть, поймать игрушку-подвеску, покачать, толкнуть, покрутить, пытается ее ощупать и всячески исследовать. Таким образом, кроха собирает сенсорную информацию об окружающих его предметах, в частности, об их физических свойствах. Малыш анализирует такие параметры, как: особенности поверхности предмета, его температура, цвет, форма, масса, динамика, звук.

Заметив какую-то интересующую его вещь, карапуз направит всю свою энергию, чтобы захватить ее в ручки. Теперь малыш берет предмет двумя руками, и может перекладывать его из одной ручки в другую. Он способен перехватить предмет или игрушку из руки мамы, и берет ее не как попало, а за ручку, то есть самым удобным способом. Также кроха получает первую информацию о силе притяжения, сознательно разжимая ручки и роняя удерживаемую игрушку.

Быстрыми темпами развивается самостоятельность крохи – теперь он может развлекать себя сам с помощью различных игрушек и предметов в течение 10-15 минут. И выбор предмета, с которым было бы интересно поиграть сейчас, малыш делает сам.

Кроха вовсю накапливает чувственный опыт. Поэтому специалисты рекомендуют предлагать крохе в этот период и игрушки-подвески, и различные погремушки – сюжетные, геометрические, с удобными ручками. Самые предпочтительные цвета игрушек – зеленый, желтый, оранжевый, голубой. Также важно, чтобы они воспроизводили различные звуки.

На пятом месяце жизни малыш вступает в новую эру своего развития под названием «ознакомительная игра» — он учится манипулировать предметами.

Чувствительная и нежная кожа крохи становится все более окрепшей. Но она все еще склонна к аллергическим реакциям. Чтобы избежать раздражения кожи малыша, важно постоянно следить за его гигиеной, каждый день его купать, своевременно менять подгузники, обрабатывать раздраженные места детской присыпкой.

К пятому месяцу жизни обычно пропадает физиологическое косоглазие новорожденных. Карапуз может фиксировать взгляд на интересных предметах, следить глазами за движением предметов.

Совершенствуется слух крохи. Малыш реагирует на звуки, узнает их, любит слушать человеческую речь. Поэтому очень полезно для дальнейшего развития слуха разговаривать с ребенком, показывать и называть предметы, хлопать в ладошки, греметь погремушками, рассказывать потешки и стишки, петь.

Малыш на пятом месяце жизни готов к новому режиму дня. В частности, вместо шестиразового питания он уже может есть пять раз в день, спать 14-15 часов в сутки – 10-11 часов ночью и два-три раза днем по 2 часа. Некоторые детки спят, не просыпаясь, всю ночь, другие просыпаются на кормление. Поэтому родители должны прислушиваться к желаниям крохи и строить свой режим в соответствии с ними. Другими становятся прогулки с малюткой – теперь он не просто спит на свежем воздухе, как прежде, а наблюдает за всем происходящим вокруг.

У некоторых детей начинают резаться зубки, поэтому под рукой у крохи всегда должны быть игрушки, которые он может погрызть. К концу этого месяца малыш готов к введению прикорма: он способен проглотить пюре.

В связи с усилением физической активности крохи, педиатры рекомендуют не забывать о массаже и гимнастике. Они помогут карапузу научиться управлять телом, постичь его возможности.


На пятом месяце жизни эмоциональная жизнь крохи значительно обогащается. Важное приобретение в этот период – яркая реакция на родителей и других знакомых взрослых. Малыш узнает их с расстояния 2-3 метров, находясь на руках другого взрослого. Он не просто выделяет близких людей, но и отмечает такие мелочи, как цвет и фасон одежды, прическу. Поэтому сейчас не нужны резкие эксперименты с внешностью – малышу придется заново с вами знакомиться.

Кроме того, кроха способен узнать близкого, даже не видя его, а только по голосу. Незнакомые же люди вызывают у малютки в первую очередь недоверие, и к ним он не так сразу пойдет на руки. Когда рядом мама, малыш ничего не боится. Но если же мамы рядом нет, новый человек в поле зрения крохи может вызвать у него истерику. Поэтому необходимо сначала познакомить малыша с гостем, дать ему возможность привыкнуть, осмотреть и изучить его, и только после этого можно попробовать личный телесный контакт - прикоснуться или взять на руки.

Карапуз различает интонации голоса взрослого, и реагирует на них по-разному. Если, например, мама им недовольна, кроха может расплакаться. Если же родители общаются с ним часто и ласково, малыш обычно пребывает в хорошем настроении, громко и протяжно гулит. На пятом месяце жизни речь крохи переходит из стадии гуления в стадию свирелей – в звуковом потоке распознаются цепочки слогов. Малыш напевает их без участия языка и губ, имитируя услышанное гортанью. Поэтому появляются гортанные звуки «хы», «кх», а также новые слоги «да», «га», наряду со старыми яркими «ау-ау», «а-а-а», «ба-ба-ба» и т.п. Гласные звуки произносятся членораздельно, правильно. Такое гуление – очень важная тренировка речевых навыков.

Гулением кроха старается привлечь к себе внимание. Он пытается имитировать звуки, менять мимику лица. Малыш узнает себя в зеркале, отличает свое отображение от других. Очутившись в новом для него помещении, кроха осматривается.

Среди чувств малыша присутствуют не только «хорошо» и «плохо», но и настороженность, радость, возбуждение, печать, веселье и страх. Родители уже могут различать интонации, звуки лепета крохи, и понимать, о чем он просит.

Очень важно в этот период развивать речь крохи. Помните, новые звуки он может услышать только от того, с кем все время общается. Поэтому постоянно рассказывайте малютке о том, что вы делаете, как называются все предметы из окружающего мира. Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, например: «Где стульчик? – Вот стульчик!», и указывайте на стул. Показывайте крохе фотографии членов семьи, называйте всех по именам. И не забывайте малыша тоже постоянно звать по имени.

Познавательная потребность у крохи сейчас очень высока. Он изучает все, что находится вокруг него, интересуется маминым лицом, собственным отражением в зеркале, изучает мамины глаза, нос, брови, губы, прикасается к ним ручками. Малышу не терпится попробовать на вкус и на прочность все предметы, попавшие в зону его досягаемости. Один из главных способов познания крохи – оральное осязание, то есть, попробовать все «на зуб». Поэтому необходимо побеспокоиться о мерах предосторожности, чтобы все предметы вокруг малыша были чистыми и безопасными.


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на пятом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • при поддержке может садиться, подтягиваясь на ручках, и какое-то время так же «сидеть»;
  • если его поддержать под ручки, может простоять 3-4 минуты;
  • сам выбирает игрушку, с которой интересно поиграть;
  • распевно и долго гулит «свирелями», в которых улавливаются слоги, лепечет;
  • произносит согласные звуки, слоги «ма», «да», «ба»;
  • осознанно захватывает предметы и держит их, противопоставляя большой пальчик остальным;
  • может схватить, притянуть, удержать, покрутить, толкнуть, опустить интересный предмет;
  • учится сознательно разжимать ручку, чтобы выронить предмет, который держал;
  • ярко эмоционально реагирует на знакомого взрослого (маму, папу, близких родственников);
  • узнает знакомого взрослого на расстоянии в 2-3 метра, находясь на руках другого взрослого;
  • узнает родных по голосу, даже не видя их;
  • по-разному реагирует на позитивную и негативную интонацию голоса взрослых;
  • ведет себя настороженно, увидев незнакомца;
  • с интересом разглядывает лица на картинках;
  • способен сам занять себя игрушками в течение 5-10 минут;
  • переворачивается со спинки на животик, подтягивается на ручках;
  • лежа на животике, опирается на ладошки;
  • лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку»;
  • может делать «самолетик», лежа на животике: вытягивает ножки и ручки, машет ими, поднимает головку, прогибается;
  • сосет пальчики на ножках, а иногда и пяточки;
  • если взрослый пытается отобрать у него игрушку, активно сопротивляется и протестует;
  • имитирует звуки, выражения лица, движения;
  • во время кормления может играть;
  • попав в незнакомую обстановку, осматривается;
  • может хватать и держать предметы как одной, так и двумя ручками;
  • пытается ползать, не отрывая животика от пола;
  • умеет брать предметы, различные по форме, и удерживать их в ручке длительное время;
  • если предмет падает, наклоняется, чтобы на него посмотреть;
  • может порадовать вас первым зубиком.


Каждая мама хочет помочь своему малышу развиваться гармонично. Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Учите кроху манипулировать предметами – таким образом, у него развиваются познавательная активность, мышление и восприятие. Для таких игр выбирайте яркие интересные игрушки. Играя с малышом, показывайте ему, что еще можно делать с предметами: например, мячик не только бросать, но и катить. Это не значит, что карапуз сразу будет повторять за вами, но через несколько месяцев он уже начнет делать все то, чему вы его сейчас научите.

2. Развивайте координацию движений малыша. Для этого можно использовать такие игры:

Неваляшка
Малыш лежит на спинке. Покажите ему матрешку-неваляшку с расстояния в полметра. Покачайте немного игрушку. Потом плавно переместите ее так, чтобы она очутилась сбоку. И опять раскачайте ее, привлекая внимание крохи.

Веселый мячик
Возьмите небольшой яркий мячик. Кроха лежит на животике. Протяните ему шарик и прочитайте потешку:

«Вот такой веселый мяч» — Легонько сжимайте ручку малыша с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь» — Без особого усилия потяните за мячик, чтобы ручка крохи напряглась.
«Так и просится играть» — Подергайте мячик в ручке карапуза, побуждая отдать его.
«Трудно будет удержать» — Мячик направьте к другой ручке крохи, чтобы он смог сам перехватить его другой ручкой.
«Мячик прыгал и скакал, 
Снова в ручки к нам попал!» — Покажите свою радость, что мячик снова оказался у ребенка.
Дальше можно менять ручки малыша, перекладывания мячик то в правую, то в левую ручку.

3. Развивайте зрение крохи. Теперь малыш может фокусировать взгляд независимо от расстояния, на котором «прячется» интересный предмет. Предлагайте ему новые зрительные объекты, изучайте события во дворе из окна и во время прогулки.

4. Чаще говорите с малюткой, рассказывайте ему об окружающем мире, предметах на улице и дома, слушайте его «ответы». Все свои действия сопровождайте словами, несложными просьбами, меняйте интонацию, выражение лица и жесты. Когда малыш случайно произносит новый слог, весело за ним повторяйте, несколько раз подряд.

5. Играйте с малышом с помощью зеркала. Наблюдайте, как он улыбается своему «двойнику», ловит мимику и движения рук.

6. Помогите крохе познакомиться с его телом. Показывайте и называйте малышу части тела – ножки, ручки, животик, носик, ротик, глазки. В такие игры можно играть в любое время.

7. «Шалите» с малюткой, гримасничайте, корчите рожицы, показывайте язык, и смотрите, как он вас копирует! Можно использовать для игры стишок:

«Мы — веселые мартышки! 
Мы играем громко слишком! 
Мы в ладоши хлопаем! 
Мы ногами топаем! 
Надуваем щечки! 
Скачем на носочках! 
И друг другу даже 
язычки покажем! 
Дружно прыгнем к потолку! 
Пальчик поднесем к виску! 
Оттопырим ушки!
 Хвостик на макушке!
 Шире рот откроем! 
Гримасы все состроим!»

8. Предлагайте крохе новые тактильные ощущения. Давайте ему пощупать лед, прикоснитесь его ручкой к чашке горячего чая. Разрешите карапузу засунуть пальчики в теплый кисель или кашу.

9. Поощряйте попытки малыша ползать. На полу расстелите одеяло, выложите перед крохой игрушки так, чтобы он их видел, но не мог достать. Скоро он поймет, что до игрушки необходимо доползти.

10. Помогайте малышу выражать свои желания различными способами. Например, прежде чем взять на ручки, поманите кроху своими жестами, чтобы он протянул руки к вам. Как только протянет – обязательно похвалите, вместе с ним порадуйтесь, поцелуйте. Малыш будет счастлив, и вы тоже.

11. Стимулируйте мышечную активность крохи. Можно использовать новые упражнения:

  • сгибание и разгибание ручек, скрещивание их на груди;
  • из положения на животике легко приподнять малыша за ручки;
  • когда кроха лежит на спинке, можно сгибать и разгибать его ножки в коленках, подводя к животику;
  • массаж спинки, животика, ножек и стоп.

Лучше всего такие упражнения сопровождать ритмичными стишками и потешками:

«Каравай»
«Мешу-мешу тесто» — разминаем ножки и ручки, поднимаем и опускаем их, поглаживаем головку ребенка; 
«Есть в печи место. 
Пеку-пеку я каравай» — легонько хлопаем по телу крохи; 
«Головушку валяй-валяй!» — аккуратно покачать головкой малыша из стороны в сторону.

«Ку-ку»
Экспериментируйте с различными вариантами игры: закрывая руками глаза; прикладывая одеяльце к лицу и выглядывая из-за него; прячась за дверью и выглядывая; пряча игрушку под одеяло и потом стягивая его.

12. И, конечно же, просто любите своего кроху! Более универсального секрета не существует.

Обратитесь за консультацией к специалисту, если ваш малыш к концу пятого месяца жизни:

  • сам плохо поворачивается с животика на спинку;
  • неуверенно держит головку;
  • не тянет ручки к игрушке;
  • не перестает плакать, когда слышит пение мамы или музыку;
  • не гулит;
  • на руках у мамы не пытается искать глазами названные ею предметы;
  • не может отличить приветливость и недовольство в мимике и тоне.

Помните, данный календарь развития ребенка – это только ориентир для родителей, и все его показатели усредненные. Ваш же малыш – индивидуален, поэтому и график развития у него свой.


5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.

Физическое развитие

Показатели роста и веса

Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.

Умения ребенка в 5 месяцев

  • В конце пятого месяца малыш может сидеть, держась за что-нибудь или опираясь спинкой на что-то. Без опоры и поддержки он пока этого делать не может.
  • Ребенок твердо стоит ножками, если придерживать его за подмышки. Он прямо держит спинку и не сгибает ножки.
  • Если держать малыша в позе «самолетик» (вниз лицом, придерживая под животик руками), то он старается приподнять головку и верхнюю часть туловища и держит их в таком положении некоторое время.
  • Ребенок может подтягиваться из положения лежа, если дать ему за что-нибудь ухватиться (например, за мамины указательные пальцы), при этом головку держит самостоятельно и уверенно, не запрокидывая ее.
  • Малыш подолгу рассматривает свои ручки и ножки, находясь на спинке. Может с легкостью достать свои ножки руками и потянуть их в рот.
  • Ребенку интересно наблюдать за окружающим миром, лежа на животике. Для этого он опирается на предплечья и свободно держит голову, рассматривая все вокруг.
  • Малыш реагирует на движение игрушки, тянет к ней ручки и может крепко удерживать.
  • С легкостью поворачивается во все стороны – со спины на животик, с живота на бочок.
  • В этот период уже укрепились спинные мышцы и ребенок может, находясь на животике, поднимать и держать голову, а также одновременно совершать движения ножками и ручками.

Психическое развитие

  • Происходит дальнейшее развитие речевой деятельности. Отдельные гласные звуки теперь звучат в виде слогов и повторяются многократно: ма-ма-ма, дя-дя-дя, ба-ба-ба, па-па-па. Малыш произносит их еще не осознанно, но звучит это очень четко и в различных сочетаниях, как будто он пытается что-то сказать.
  • Ребенок реагирует на любые голоса и звуки, прислушивается к ним. Может различить голоса родных и их интонацию. Подает голос, чтобы привлечь к себе внимание. На громкую речь или крик может отреагировать плачем или обидеться. И, наоборот, может успокоиться, услышав нежные нотки голоса мамы.
  • Малыш уже запоминает лица, узнает их, а на чужих людей реагирует настороженно или даже с испугом. Его восприятие запоминает образ человека в целом – прическа, голос, выражение лица. Уже интересуется предметными картинками с яркими образами или фотографиями.
  • Малыш чувствует себя спокойно, ведет себя активно и весело, когда в поле его зрения находится мама. Ее отсутствие или нахождение рядом незнакомых людей может заставить ребенка беспокоиться и плакать.
  • Продолжается развитие моторики с помощью зрительного управления. Кроха, увидев красивую игрушку или новый интересный предмет, тянется к ней ручками и самостоятельно берет. А если игрушка видна не полностью (например, накрыта краем пеленки), то он ее узнает и все равно потянется, чтобы взять.
  • Малыш может самостоятельно на протяжении десяти минут находиться в процессе игры. Он может выбрать игрушку, которая ему понравилась или чем-то запомнилась – яркой окраской, удобной формой.
  • Ребенок уверенно уже не только удерживает игрушку, но и может забрать ее у другого малыша сидящего рядом, с силой притягивая ее на себе.

Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.

Помощь в развитии ребенка

Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.

Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.

  • Это упражнение рекомендуется делать один раз в день. Положите малыша на спинку, обхватив его руки за запястья и вложив ему в ладошки свои большие пальцы, слегка потяните его к себе. Когда ребенок поднимется до положения сидя, поднимите его ручки вверх и придерживайте их одной своей рукой. А другой рукой делайте легкие поглаживания по спинке вдоль позвоночника вниз и вверх. От таких поглаживаний малыш прогнет спинку. Затем нужно осторожно опустить малыша в первоначальное положение.
  • Это упражнение полезно для развития всех групп мышц, а также для обучения ползанию. Положите ребенка на животик, а рядом с ним на небольшом расстоянии (но чтобы он ручкой не доставал) его любимые игрушки. Поставьте свою руку к его ножкам, чтобы она послужила крохе опорой. Малыш постарается дотянуться до игрушки, инстинктивно отталкиваясь ножками. Такая гимнастика будет подготовительным этапом к настоящему ползанию.
  • В легкие поглаживания и растирания во время массажа должны добавиться разминание и пощипывание. Массаж несколько усложняется и увеличивается по продолжительности.
  • Малыш продолжает знакомиться с новыми предметами, проявляет интерес ко всему, но теперь он все пробует «на вкус». Необходимо следить за чистотой игрушек и других предметов, которые берет ребенок в рот. Носите кроху на руках по квартире и рассказывайте ему обо всем, на что попадает его взгляд. Называйте предметы, имена, показывайте домашних питомцев. Это время – начало исследования всего, что окружает ребенка.
  • Чтобы у крохи не вырабатывалась негативная реакция на замкнутое пространство, не оставляйте его надолго одного в кроватке или игровом манеже. Хотя короткое пребывание в кругу любимых игрушек и новых предметов (без участия мамы) пойдет только на пользу.

Во что поиграть с малышом

Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:

  • Показывайте малышу картинки с домашними животными и озвучивайте их. Это собачка, она говорит «гав – гав». Это кошечка, она говорит «мяу – мяу». Это коровка, «муууууууу» и т.д.
  • Вместе с ребенком рассматривайте детские книжки, читайте короткие стишки;
  • Помогайте малышу изучать свое тело и запоминать названия – глазки, ушки, носик, щечки, волосы. Все, что называете, обязательно показывайте на крохе, прикасаясь к этим частям тела.
  • На ручки и на ножки ребенка можно надеть самодельные браслетики со звенящими бубенчиками. При каждом движении малыша они будут издавать звук, который привлечет взгляд и внимание.
  • Покажите малышу новые для него предметы дома – зеркало, часы, цветок. Дайте потрогать кнопочки, подергать за ручки шкафа, нажать на выключатель.

Сон и питание

Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.

  • Недостаточное количество грудного молока, ребенок не наедается.
  • Малыш не набирает нужного в его возрасте веса, ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.
  • У ребенка проблемы с работой кишечника и со стулом.
  • Ребенок срыгивает после каждого кормления или больше двух раз за день.

Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.

Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что ребенок в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: ребенок уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес ребенка в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.

Средний рост пятимесячного ребенка составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».

Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело ребенка становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.

Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Читайте также о питании ребенка:


Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Ребенок осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» ребенок может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить ребенка на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки ребенка научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физиологическое развитие

  1. Зрение. Зрение ребенка совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
  2. Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
  3. Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
  4. Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.

Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.

Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца

Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.

  1. Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
  2. Если ребенок остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
  3. Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
  4. Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
  5. Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.

Читайте также о развитии ребенка:

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры

Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Примеры пальчиковых игр

Коза и козленок Сорока-ворона

Прятки

Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.

Футбол

Перед ножками ребенка, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.


Покажи часть тела

Уже в 5 месяцев можно пробовать учить ребенка показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.

Слушаем музыку

Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.

Волшебные мешочки

Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.


Прогулка по дому

С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.

Догонялки с игрушкой

Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.

Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка и познанию окружающего мира.

В этом ребенку могут помочь:

  • игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
  • различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
  • игрушки с зеркальными элементами;
  • браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание ребенка, но и будут способствовать развитию слуха;
  • детские развивающие коврики;
  • озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.

Уход

Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:

  • повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
  • расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
  • стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
  • устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.

После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.

Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с ребенком в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.

Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.

Развитие ребенка в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.

Вконтакте



Рассказать друзьям