Почему отмечается агрессивное поведение подростков. Агрессивный подросток рекомендации родителям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Содержание статьи:

Подростковая агрессия - это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка - это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения.

Причины возникновения подростковой агрессии

Подростковый возраст - это условная разделительная полоса между детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне. То есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения - большой стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах он просто «ломается» и становится агрессивным. В зависимости от того, какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии условно делят на несколько групп.

Семейные причины агрессивного поведения подростков

Большинство психологов ставит у истоков неадекватного поведения детей пубертатного возраста именно влияние родителей: их методику воспитания, поведение, отношение к ребенку и друг к другу. А с учетом чрезвычайно обостренного подросткового восприятия окружающего любые «промахи» родных могут стать спусковым крючком для агрессии.

К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:

  • Крайности в воспитании . В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора - что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором - выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
  • Социальный статус и уровень жизни . Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
  • Насилие в семье . Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый - он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй - он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
  • Ревность . Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
  • Семейные традиции . Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.

Биологические причины подростковой агрессии


Существенно «подпортить» кровь ребенка в пубертате могут изменения внутри него самого. В нем бушуют гормоны, его система восприятия мира «трещит по швам». И если родители вовремя не заметят эти изменения, ребенок может «пойти по наклонной».

Главные биологические причины агрессии в пубертате:

  1. Юношеский максимализм . В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки - либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
  2. Половое взросление . Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло - в танцы или спорт.

Личностные причины агрессии у подростков


Превратить ребенка в жесткого подростка могут не только гормоны, но и его внутреннее состояние. Оно может сформироваться в процессе взросления, достаться с генами или появиться в результате воспитания. В любом случае оно будет непосредственно с личностью подростка.

Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:

  • Неуверенность в себе . Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
  • Чувство вины . Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
  • Обидчивость . Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
  • Пессимистическое настроение . Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
Ощущение того, что он (или она) не отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей, учителей и других, значимых для ребенка людей), также может сделать подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого проецируется на окружающих.

Ситуативные причины подростковой агрессии


Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.

Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве. Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь. Он выбирает силовые методы решения проблем.

Также поводом показать себя «во всей красе» в отрицательном значении может стать желание понравиться представителю противоположного пола или произвести на нее (него) впечатление. Если у ребенка не сформировано нормальное понятие взаимоотношений между полами, нет правильного примера таких отношений, он сам вырабатывает линию поведения, которая, на его взгляд, продемонстрирует его самые сильные стороны.

Разновидности подростковой агрессии


В зависимости от того, как проявляется бунт подростка, его вызывающее поведение можно разделить на несколько видов.

Основные виды подростковой агрессии по направленности проявления:

  1. Открытая агрессия или гетероагрессия . Такая агрессивность направлена на все, что окружает подростка - людей, животных, вещи. Она может проявляться в виде драк, хулиганства, вандализма, оскорблений, унижений, использования ненормативной лексики и вызывающего поведения. Как способ противостояния миру тинейджеры могут использовать курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, бродяжничество.
  2. Скрытая агрессия или аутоагрессия . Если недовольство и непринятие направлено подростком внутрь себя, внешне заметить его достаточно сложно. Такие дети не проявляют свое недовольство реальностью явно, но накопление негативной энергии все равно находит выход в виде нервных срывов, депрессий, неврозов, соматических заболеваний и даже самоубийства.
Формы подростковой агрессии по способу проявления:
  • Реактивная агрессия . Это враждебность, которая проявляется в ответ на ту же враждебность. То есть проявляется она не постоянно, а «по случаю». Спусковым крючком здесь может стать грубое отношение к подростку - в транспорте, школе, магазине, на улице. И подросток просто не может сдержаться, чтобы не ответить на грубость подобным поведением.
  • Целенаправленная агрессия . Это осознанное, постоянное поведение подростка, проявляющееся в неуважении к другим, хамстве, драках, вызывающем поведении. И оно не зависит от того, нагрубили ему или отнеслись доброжелательно. Чаще всего такой способ самовыражения выбирают дети с природными задатками лидера, которые без посторонней помощи просто не могут справиться со своим темпераментом.

Проявления подростковой агрессии


Бунт в душе подростка зависит от многих причин: характера ребенка, отношения к нему родителей, друзей, сверстников, условий проживания и т.д. Поэтому и проявления подросткового бунтарства могут быть самыми разными - от периодических резких ответов на вопрос или замечание до абсолютно аморального поведения или жестокости.

Основные формы проявления агрессивного поведения у подростков:

  1. Физическая форма агрессии . Ставит перед собой цель причинить вред, боль, ущерб. Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа. Она проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах - от битья посуды дома до разрушений объектов благоустройства (памятников, скамеек, остановок и т.п.). В худшем случае агрессия направляется на людей, животных. Это наиболее опасная форма подростковой агрессии, поскольку у подростков еще не полностью сформировано понятие ответственности, в том числе за чужую жизнь.
  2. Вербальная форма агрессивного поведения . Более «легкое» проявление подросткового протеста, но не менее безвредное. Поскольку даже словесные оскорбления и унижения со стороны других детей могут нести за собой страшные последствия для детской психики. Словесная агрессия может проявляться в виде споров, отрицания, сквернословия, критики других людей, угроз, насмешек, злобных шуток, проявления ненависти и обиды.
  3. Экспрессивная форма агрессии . Проявляется в ярко окрашенных «тонах», то есть в виде физических движений (жестов, ударов), выраженной мимике (гримасах, недовольном выражении лица) и/или словесных высказываниях на повышенных тонах или в виде не нормативной лексики.
  4. Прямая агрессия . В этом случае весь негатив подростка направлен на определенный объект, который и вызывает в нем эти самые негативные чувства. Она может выражаться физически и словесно.
  5. Косвенная форма агрессивного поведения . Это форма, когда за какие-то неприятности, неудачи или просто плохое настроение подростка «расплачивается» его окружение - вещи, предметы, люди, животные.
  6. Скрытая агрессия . Протест, который проявляется в виде игнорирования просьб и замечаний. Ребенок в таком случае абсолютно спокоен, но при этом не слышит то, что ему говорят. А если и слышит, то не спешит выполнять.

Способы борьбы с подростковой агрессией


Метод преодоления подростковой агрессивности будет зависеть в первую очередь от конкретного случая - особенностей самого ребенка, степени и вида агрессии и причины, которая ее вызвала. Поэтому подход к решению такой проблемы должен быть сугубо индивидуальным. Однако есть несколько универсальных правил поведения родителей, которые помогут не только исправить ситуацию, но и могут использоваться в качестве профилактических мер по предупреждению агрессивного поведения у подростка.

Самые эффективные советы родителям, как справиться с подростковой агрессией самостоятельно:

  • Пересмотрите свои критерии воспитания и манеру поведения: зачастую именно ошибки в воспитательном процессе или поведенческие привычки родителей становятся главной причиной бунтарского поведения у тинейджеров. Помните, как бы ни отзывался о вас ваш ребенок, вы - его главный ориентир для подражания. Хотите сделать его лучше - начните с себя. Будьте положительным примером.
  • Будьте сдержанными и терпимыми. Сохранение самообладания даже в самой критической ситуации в семье, где есть проблемный подросток, может «убить двух зайцев». Во-первых, спокойный и рассудительный разбор ситуации не дает дополнительного повода для агрессии со стороны тинейджера. Во-вторых, такой способ решения проблемы показывает подростку, что силовые методы далеко не единственный вариант эффективно решать конфликты.
  • Давайте ребенку свободу принимать решения и нести за них ответственность. Конечно, этот совет тоже имеет свои нюансы - такая свобода не должна стать абсолютной. Вы как взрослые, опытные люди все же должны фильтровать безопасные решения, которые можно «пропустить», и небезопасные, которые могут навредить ребенку.
  • Станьте для своего трудного подростка лучшим другом. Вполне естественно, что далеко не все дети имеют идеальный набор качеств - ум, красоту, здоровье, силу, сообразительность, талант. Поэтому поддерживайте в вашем подрастающем человеке именно то, что у него есть. Хвалите его, поддерживайте начинания, радуйтесь достижениям, анализируйте ошибки и неудачи. И не ограничивайтесь только разговорами - проводите с ним больше времени вне дома. Организовывайте совместный отдых и досуг, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно полезным делам, воспитывайте уважение к старшим.
  • Оберните его бурлящую энергию в нужное русло. Постарайтесь найти занятие для своего бунтаря, которое поможет перенаправить его буйство в положительный вектор - хобби, увлечение, спорт, танцы, музыка и т.д. В идеале это нужно сделать совместно с самим подростком. Найдите альтернативу, которая вырвет его из просторов интернета или влияния плохой компании. И не исключено, что первая попытка преобразования подростковой энергии будет успешной. Но это не повод останавливаться.
  • Будьте искренними. Подростки чрезвычайно чувствительны, поэтому тонко чувствуют неискренность. Не забывайте, что невнимательность к своему ребенку в подростковом возрасте впоследствии может значительно усложнить не только его жизнь, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В том числе и самих родителей. Дети в пубертатном возрасте считают себя взрослыми, поэтому относитесь и разговаривайте с ними именно так, как с взрослыми, равными себе людьми.
Важно! Если уровень агрессии достиг критического уровня или все попытки вернуть ребенку статус «хорошего» оказались провальными, обращайтесь за помощью к специалисту. Не теряйте время - подростковая агрессия не возникает и не проходит сама.

Как избавиться от подростковой агрессии - смотрите на видео:


Агрессивное поведение у подростков - это маркер неблагополучия в какой-то из сфер жизни ребенка. И бороться с ней достаточно тяжело. Поэтому прислушиваться и участвовать в жизни своего ребенка нужно еще до наступления пубертата. Для ребенка, который чувствует себя полноценным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессия в поведении будет просто неприемлема. АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ. КАК БЫТЬ?
Мы попытаемся, в доступной форме, рассказать Вам про подростковую агрессию, виды, причины, методы и коррекции и вред в будущем от агрессии подростка в настоящем. Надеюсь этот разговор поможет Вам правильно оценить своего подростка и вовремя исправить его агрессивный настрой.
Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучено довольно таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).
На данном сайте мы попробуем вкратце раскрыть основные причины и типы агрессии в подростковом возрасте, а так же меры минимизации ущерба от неё.

СЛАЙД № 1


  • Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение , так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем .

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи, с откровенно говоря, неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.


Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании , и средства массовой информации (будь моя воля, я бы запретил все передачи и фильмы, рассказывающие про криминал, насилие, жестокость, агрессивное поведение, аморальный образ поведения, в частности, Дом-2).
На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните “избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем”, иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивного поведения нельзя однозначно , это приводит к тому что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.
Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях , с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.
Часть психологов считает, что подростковую агрессивность можно подавить так же как детскую, однако тут есть ряд подводных камней, в частности в детстве круг общения ограничивался практически только родителями, которые могли корректировать агрессию, у подростка круг общения гораздо шире, это в первую очередь сверстники, с которыми он может общаться на равных, чего обычно в его семье нет! А в связи с тем что практически у всех подростков, по их мнению, дома далеко всё не правильно, они сбившись с кучу, путем совместного анализа ситуаций приходят к выводам, что старые методы (методы родителей подростков) жизни далеки от идеальных, от нового веянья тенденции (отсюда проблема отцов и детей), что здесь, в компании сверстников, его считают отдельной, самостоятельной, уникальной личностью и с его мнением считаются, дома же его считают неразумным малышом и ни капли не считаются с его мнением. Подумайте сами, вызвало ли бы у Вас такое отношение к Вам со стороны окружающих агрессию. Думаю вызвало, вот так и у подростков агрессию вызывает такое отношение, так как кроме агрессии, в силу психоэмоционального возраста, справится с данной ситуацией он не знает как, он выбирает метод борьбы за место в жизни подростковую агрессию.
Агрессивные действия выступают в качестве:

  • Средства достижения какой-либо значимой цели;

  • Способа психологической разрядки;

  • Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

  • Родители пример для агрессивности подростков. Думаю не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но в последствии он станет жестоким агрессивным тираном. Родители, наберитесь мужества, и сходите к психологу. Будет стыдно, плохо, противно, но результат будет потрясающий, давно забытые чувства доброты, любви, нежности поселятся в Вашей душе и семье.

Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию . Алкоголь и никотин приравниваются к наркотикам по своему воздействию на организм подростка. Эти наркотики (никотин и алкоголь) активно разрушают мозг, снижают во много раз процессы формирования и полноценного развития подростка. Так вот от алкоголя, в основном от пива, и от никотина около 30 % подростков начинает испытывать проблемы в половой сфере, а у же к 23 года, дальше процент растёт логарифмически.

Из всех жалоб родителей на своих почти взрослых детей – агрессивное поведение стоит на первом месте (на 2-ом – неуважение, на 3-м - лень). Почему? Для того, чтобы разобраться в причинах такого поведения необходимо понять, что агрессия и агрессивность - это не одно и тоже.


  • Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

  • Агрессивность – психоэмоциональное состояние, характеризующееся высокой склонностью к агрессии.

Для подростков с повышенным уровнем агрессивности характерны следующие особенности: [цитируется по M. Allword 1998]


  • Восприятие большинства ситуаций, как угрожающих и враждебных по отношению к ним . Повышенная чувствительность к негативному отношению по отношению себе (требовательность, категоричность, повышенный тон или наоборот – игнорирование, воспринимается как агрессия и вызывает ответное агрессивное поведение). Настроенность на заранее негативное восприятие себя со стороны окружающих. Не способность оценивать собственную агрессию, как агрессивное поведение (склонны оценивать агрессию, как единственное средство самовыражения и защиты своих интересов). Постоянное обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении. Склонность не брать на себя ответственность за свои поступки.

  • Наличие ограниченного набора реакций на проблемную ситуацию (характерно: избегание, отрицание, преувеличение, уменьшение значимости проблемы, подмена "причины и следствия", а так же "застревание").

  • Проявление в отношениях с другими низкого уровня эмпатии . Слабо развит контроль над своими эмоциями. Слабое осознание всех своих эмоций, кроме гнева и кайфа (бедная эмоциональная палитра). Наличие неврологических проявлений: неустойчивое и рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание. Не умеют прогнозировать последствия своих действий. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Почему наши дети такие? Что им мешает быть добрее и лучше? Психологи выделяют четыре основных составляющих подростковой агрессии – к ним относятся: СЛАЙД


  • Высокий уровень личной тревожности,

  • Неадекватная самооценка,

  • Группо-зависимое поведение,

  • Низкий уровень социальной адаптации (синдром отверженности).

Откуда возникают все эти "составляющие"? 60% - воспитание и тип взаимодействия в семье, 20% - влияние социального окружения, 15% - возрастные психофизиологические особенности организма, 5% - наследственная предрасположенность.


Два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности:

                • расположение

                • неприятие.

  • Обратимся к некоторым причинам проявления агрессии. Как мы уже говорили – это группо-зависимое поведение. Как правило, подростковая субкультура не опирается на одиночных представителей. Речь идет о более массовых явлениях, имеющих место в подростковой среде. Подростку нужны и зрители, и участники его “выступлений” и действий – такие же подростки, как и он сам. Групповая подростковая агрессия может принимать разные формы, начиная со всеобщего психологического давления на неугодного ученика в школе и заканчивая созданием компаний, промышляющих хулиганством и разбоем на улицах.

Во всех случаях проявления групповой агрессии будет просматриваться четкая иерархическая структура. Во главе этой структуры будет стоять доминирующая личность, лидер. Это тот человек, чей авторитет не вызывает сомнения, тот человек, который своим влиянием, давлением, угрозами, харизмой удерживает людей возле себя. Рядом с ним находятся его приближенные, также обладающие весом, но меньшим, чем лидер. Так по мере убывания влияния и значимости располагаются все члены группы. Есть в группе и свои “исполнители”, не обладающие влиянием и значимостью в глазах остальных представителей группы, и старающиеся всячески показать свою принадлежность к группе и свою полезность.


Акт агрессии может быть спланирован лидером, если речь идет о совместных действиях группы. Агрессивное поведение будет носить показательный характер. У лидера это будет проявляться как форма устрашения своих “подданных” и поддержание своего авторитета, а у остальных как некая бравада, показатель “геройства”. Это действия, в которых часто происходит имитация образов киногероев. Зачастую происходит что-то вроде соревнования, в котором тот, кто совершит более асоциальное действие, будет победителем. При этом, как правило, критичность действий либо занижена, либо отсутствует.
Подросток попадает в подобные жизненные ситуации не случайно. В корне этого лежит неразрешенный внутриличностный конфликт, или конфликт межличностный, имевший место в его семье. Дело не только в социальном положении, дело еще и в том, что нарушается связь родители-ребенок (мать-ребенок), в уменьшении или исчезновении авторитета взрослых. На фоне этого может развиваться недоверие и боязнь эмоциональной близости со взрослыми. Кроме этого, в ситуации, когда подростку особенно необходимо внимание и забота взрослых, несмотря на весь его максимализм, он считается достаточно взрослым и этого внимания и понимания не получает. В результате он это понимание находит, но где? Правильно, на улице. Мы не говорим о частных случаях, мы говорим о явлении в целом. Конечно, не у всех подростков такой стиль поведения. Какой-то процент может в подобной ситуации закрываться, замыкаться, уходить “в себя” и практически ни с кем не общаться. Но подобное поведение также чревато негативными последствиями, потому что таким образом нарушается социализация подростка, и вместо того, чтобы учиться строить отношения, он блокирует канал коммуникации.
Если мы будем честными сами с собой, то всегда увидим, что семьи с агрессивными подростками существенно отличаются от других семей. СЛАЙД

1.В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга.

2.Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3.Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4.У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, соответственно к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать (хотя возможно и наоборот). В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5.Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, это: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

6.Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.


Давайте признаем, что агрессивное поведение наших детей провоцирует : СЛАЙД

  • Агрессию в нас самих (и далее мы сами, своим поведением поддерживаем агрессивность ребенка). Скорее всего, большинство родителей, услышав это утверждение, поспешат со мной не согласиться... Но агрессия в ответ на агрессию рождает только большую агрессию.

  • Ощущение полной или частичной потери контроля над ребенком (в понимании многих воспитание и контроль - одно и то же).

  • Появление чувства вины и комплекса "родительской неполноценности".

  • Напряжение между родителями (кто виноват, что он /она ведет себя так?).

  • Стресс.
Детей, отличающихся агрессивным поведением, можно условно разделить на группы:

Аутсайдер (СЛАЙД)


  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

  • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

  • выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор (СЛАЙД)

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

  • группируется со старшими подростками;

  • имеет садистские наклонности;

  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

  • в игре навязывает друзьям свои правила;

  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

  • игнорирует указания и легко раздражается;

  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Агрессивность ребенка проявляется, если: СЛАЙД


  • ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.


Вот несколько советов, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком: СЛАЙД (цитируется по Амиргазмаева О.А., Ахмадеева Н.М., Усова Ю.В. “Стресс: как его победить” Армада-Пресс, Москва, 2001) –

  • разговаривайте спокойно, не повышайте голос, старайтесь сохранять выдержку и сдержанность в любом случае, будьте вежливы, не давайте волю своим чувствам, не оскорбляйте ребенка - он этого не забудет;

  • если ваш ребенок выражает желание с вами поговорить, выслушайте его внимательно и спокойно, без криков и упреков;

  • следите за собой - не делайте различий при обращении с вашими детьми, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы второму;

  • обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них, он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;

  • не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять - настраиваясь заранее на покорность и послушание, вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет;

  • во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле - что он не любит вас, ненавидит и так далее.
Имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику; знайте, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя, что вы плохая мать или никчемный отец, - это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

Для снятия причин подростковой агрессивности постарайтесь четко разграничить, обсудив это с ребенком, время просмотра фильмов и их категорию, время занятий на компьютере. СЛАЙД. Будьте последовательны в соблюдении требований.

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.

Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.

Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков - диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.

Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.

ЗА ГРАНЬЮ НОРМАЛЬНОСТИ

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают свое место!»);

избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподает физкультуру!»);

надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

отомстить бывшему возлюбленному (так, одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей "неверной Джульетте").

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать "нормой" подросткового поведения?

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает "нападение", "враждебность". Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

2. Косвенная

3. Негативизм

4. Обида, зависть, ненависть

5. Подозрительность

6. Чувство вины

7. Вербальная агрессия

8. Раздражение

Как видим, у агрессии разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой, - возникает в процессе социального научения.

НУЖНО ДЛЯ ЖИЗНИ

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко.

Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...

Другая по дороге в детский сад учит:

Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако, не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

ПОДРОСТКИ

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребенку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.

Уретрального подростка лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле - это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для анального ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала девочек, а потом женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, "качает" права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий для всех, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для кожника - некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного – умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону – мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник и он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...

Мышечнику важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. Зрительный вектор добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: "Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась".

Звуковые подростки больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Оральный подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища "прилипают" обычно на всю жизнь.

Обонятельный вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию "выжить во что бы то ни стало", подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать свое отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

РЕЗЮМЕ

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребенка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы возвращаясь со школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.

Презентация на тему: "Подростковая агрессивность." - Транслит презентации:

Слайд 2

агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб. агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Слайд 3

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту. Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.



Рассказать друзьям