Педразвитие. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Глазкова Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Староильдеряковский детский сад"
Населённый пункт: Д.Старое Ильдеряково, Аксубаевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Дата публикации: 11.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Нравственно – патриотическое

воспитание детей дошкольного

возраста в соответствии с ФГОС

(из опыта работы)

Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной

из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое

значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед

нравственными ценностями в нашем обществе, у мальчиков искажено

представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве.

О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью

говорят наши дни.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе

накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к

близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно

начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке,

бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его

окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие

любви и привязанности к дому – первая ступень нравственно-патриотического

воспитания детей дошкольного возраста.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к

отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям,

становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей

происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и

взаимопонимания в семье;

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский

Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях

Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству,

обычаям, традициям своего народа

Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине

Формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их

культуре и традициям

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время

предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм

формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром

человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти

переживания были яркими, незабываемыми.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с

дошкольниками:

Обустройство патриотических уголков в ДОУ;

Организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение

музеев, выставок;

Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования,

конкурсы);

Проведение тематических занятий на тему любви к Родине, чтение

соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов,

В своей работе я использую разнообразные методы и формы работы с учётом

возрастного мировосприятия детей;

Экскурсии и целевые прогулки;

Рассказы и беседы о родном крае, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного села, за трудом взрослых;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры

русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством

(роспись, игрушки, вышивка);

Организация выставок и конкурсов;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию приурочиваю обычно к

празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День

Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения

праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провела акцию

«Подарок ветерану», выучили с детьми песни, стихотворения соответствующей

тематики.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется

понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи,

Родины, ее защитники.

Международный женский день посвящен формированию у дошкольников

семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.

Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек.

Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие

способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны

проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группе

организовываю беседы по ознакомлению с народным бытом, праздниками,

рассматриваем иллюстрации. Отмечаем народные праздники песнями,

хороводами, играми, хорошим настроением.

Празднование Масленицы всегда организовываем во время прогулки, участвуют в

них все дети ДОУ одновременно. Дошкольники знакомятся с историей

возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы –

блины, к их изготовлению привлекаем родителей.

Светлый День Воскресения Христова за долгие годы не утратил своего

значения, и ежегодно отмечается с большим торжеством и радостью. Все

мы помним и ждем неповторимую атмосферу этого праздника, с его

непременными куличами и крашеными яйцами.

Свои символ есть и у

праздника Пасхи. Дети с интересом расписывают пасхальные яйца, с

удовольствием участвуют в играх с яйцами.

Одним из значимых и почитаемых праздников на Руси является Троица. В Троицу

земля, вода и лес – именинники. С давних пор люди прославляли и оберегали лес,

а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Именно

русская красавица – березка является символом Троицы.

Через народные праздники мы знакомим детей с обычаями их празднования,

воспитывая

народной

культуре,

традициям,

уважение друг к другу, заботу о природе.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание

физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является

неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не

только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов,

укрепляют семейные узы и традиции.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание

государственной символики страны. Для их изучения проводятся

соответствующие занятия-беседы.

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и

расширить знания о государственной символике, познакомить со значением

цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем

крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить

познавательный интерес к истории своей Родины.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно

приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.

Одним из способов является посещение краеведческого мини-музея. Другим

методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение

достопримечательностей.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить

дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его

особенностей развития и становления.

Патриотическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном взаимодействии с

родителями:

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Совместные мероприятия с родителями;

Наглядная информация в раздевалке;

Выставки совместного творчества;

Участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада.

Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не закончена,

но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты

проводимой работы положительные.

« Патриотическое воспитание дошкольников

в соответствии с ФГОС ДО»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :

Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю.Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :

Отношение к себе как личности;

Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

Дом, в котором он живёт;

Родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;

Рассказ воспитателя ;

Беседы о родном городе, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного города;

За трудом людей в детском саду и в городе, селе;

Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

Организация тематических выставок;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Конкурс чтецов;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Беседы за круглым столом;

Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.

«Весьма важно, чтобы патриотические чувства, душевные отклики на жизнь углублялись, обогащались поэзией, музыкой, живописью, обогащая ум и сердце, сохраняясь надолго, возможно на всю жизнь».
В.Н.Вишневская

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Классный руководитель является важным звеном, объединяющим семью и школу в единое целое, задает тон формированию социально-активной личности, развитию духовных ценностей личности.

Одной из целей стратегии развития является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека являются значимыми аспектами воспитания подрастающего поколения. Создание и проведение мероприятий, которые заинтересуют учащихся, и при этом, будут соответствовать стратегии (создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей) является задачей классного руководителя.

Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, классный руководитель может выделить следующие приоритетные направления в своей работе:

патриотическое воспитание, которое формирует

- гражданскую позицию;

- патриотическое сознание;

- национальное самосознание;

- любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;

гражданское образование и воспитание, которое формирует

Гражданина России, способного отстаивать ее интересы;

Проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;

Толерантное поведение,

Условия социализации полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества;

Потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;

Аналитические компетенции и критическое мышление школьников;

духовно-нравственное развитие и воспитание, которое создает условия для:

Развития самосознания,

Формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,

Формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,

Формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.

Основной целью классного руководителя, как тьютора патриотического, духовно-нравственного воспитания является создание условий для развития духовно-нравственных патриотических качеств и компетентностей школьников, для их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны.

В ходе реализации мероприятий, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, вырабатываются ключевые компетенции воспитанников. Среди них:

В плане самостоятельной познавательной деятельности:

· понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;

· проявление интереса к изучению истории Отечества;

· проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к государственной, а особенно, военной службе;

· проявление уважения к законности;

· расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;

· самовыражение в различных видах познавательной деятельности.

В социально-трудовой сфере:

· умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;

· восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;

· воспитание уважения к труду, человеку труда.

В коммуникативной сфере:

· овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками;

· общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;

· умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

· умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;

· умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.

В культурно-досуговой сфере:

· укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.

В гражданско-правовой сфере:

· начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;

· положительная тенденция нравственного развития;

· становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;

· духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;

· формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.

Приоритетными внеурочными формами работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию являются:

· экскурсии;

· концерты;

· дискуссии;

· конференции;

· соревнования;

· театрализация;

· игровые занятия.

Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за периоды горечи и позора своей страны, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию сегодня.

Важно, чтобы патриотическое воспитание молодежи осуществлялось на здоровой почве, не превращаясь в упрощенную и политизированную схему.

Особое место в этом процессе занимает изучение истории Великой Отечественной войны, а также изучение истории своей малой родины, своей семьи.

Лицейский проект «Правнуки победы» разработан на основе Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Федеральных Законов «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и полностью соответствует стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

Целью проекта являетсясоздание единого пространства для общения детей и родителей, проявление своей гражданской позиции и помощи детям в исследовательской работе по истории нашего города в годы войны. Сохранение памяти о людях фронтового поколения.

Задачи:

1. Воспитание гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;

2. Вовлечение учащихся и их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы;

3. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения;

4. Развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной культуры обучающихся, умения работать в коллективе;

5. Создание документальной базы о родственниках, воевавших и работающих в тылу в годы Великой отечественной войны.

6. Развитие волонтерского движения в школе.

Лицейский проект «Правнуки победы»

В рамках акции, приуроченной к 70-летию великой победы, учащиеся 5-х классов познакомились с памятными местами нашего города, которые связаны с Великой Отечественной войной. Заниматься историческими исследованиями всегда сложно, но в то же время и интересно. Не все знали известных горожан, сражавшихся за нашу родину и многие были приятно удивлены тому, что раньше видели эти места в городе, но не придавали этому значения. Интерактивная карта памятных мест помогла сориентироваться в городе и узнать эти места. Задания выполнялись по желанию и зову сердца! Каждому классу было выделено 6 мест в городе. Учащиеся могли посетить их все, или только одно, а остальную информацию найти в Интернете. Но важно было, рассказать об этом месте, сделать фотографию этого места и оформить исследовательскую работу. В канун 9 мая были подведены итоги акции и объявлены победители!Карта находится https://www.google.com/maps/d/edit?mid=zMUClrmMNdR0.kx-H8onRLIek

9 Мая учащиеся лицея стали участниками акции "Бессмертный полк", отдав дань уважения своим прадедам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны и отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом.

Участие в благоустройстве воинских захоронений на кладбище в м. Балино. От мусора освобождались могилы воевавших в годы войны ивановцев, но забытые и заброшенные по каким - то причинам родственниками. Ребята покрасили памятники и посадили цветы.

(дата обращения: 27.01.2016)

3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

4. Федеральные Законы «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [ Электронный ресурс ] - URL:

Баландина Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СШ №90 п.Кулой" СП "Детский сад № 148 "Подснежник"
Населённый пункт: п.Кулой, Вельский район, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка (сценарий педсовета)
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО"
Дата публикации: 02.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Русский музыкальный мир 2 0 4 0 6 0 8 0 путешествие в прошлое России 2 0 4 0 6 0 8 0 история русского народного костюма 2 0 4 0 6 0 8 0 старинные русские загадки 2 0 4 0 6 0 8 0 продолжи пословицу 2 0 4 0 6 0 8 0
2. Игру начинает команда первой поднявшая табличку со своим цветом. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам. 3. В игре встречаются следующие сектора:  «Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде;  «Вопрос-аукцион»: команды назначают цену вопроса, и отвечает та команда, которая назначит наибольшую цену на вопрос; 4. Игру заканчивает раунд «Своя игра». Команды делают ставки, исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответы. При правильном ответе сумма ставки поступает на счет команды, при неправильном - списывается со счета. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Синий раунд.

Тема1 «Старинные монеты и меры длины».
10. Что такое алтын? (Старинная русская медная монета в 3 копейки) 20. Что такое вершок? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см) 30. Что такое аршин? (Русская мера длины, равная 71 см) 40. Как называлась старинная денежная единица равная 0,5 копейки? (грош)
Тема2 «Поэтические образы птиц».
10. Эта птица может прожить до трехсот лет и в сказках приносила живую и мертвую воду. (Ворон) 20. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух) 30. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова) 40. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)
Тема 3 «Понятия, термины».
10. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны.
(Государство)

20
Официальная эмблема государства (
Герб
30.
Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство
(Семья)

40.
Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы
(Флаг)

Тема 4 «Старинные слова».
10. Что означает старинное слово «тризна»? (Пир в память умершего) 20. Что означает старинное слово «чело»? (Лоб) 30.
АУКЦИОН
. Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун) 40. Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина)
Тема 5 «Славянский мир зверей».
10. По народным поверьям он - олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк) 20. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов - Белее. (Медведь) 30.
Кот в мешке.
Это животное считается спутником колдунов или колдуний, однако он
очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка) 40. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь)
Музыкальная пауза

Красный раунд.

Тема 1 «Русский музыкальный мир».
20. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка) 40. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли) 60. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
80.
Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)
Тема 2 «Путешествие в прошлое России».
20. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.) 40. Какой день Масленой недели назывался Широким? (Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.) 60.
АУКЦИОН
Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а также защищает от молнии.) 80. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
Тема 3 «История русского народного костюма».
20. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник) 40. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка) 60.
Кот в мешке
Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка) 80. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)
Тема 4 «Старинные русские загадки».
20. Где вода столбом стоит, А не проливается? (Ответ: В Колодце) 40. В небо дыра, В землю дыра, А посередине - огонь и вода. (Ответ: Самовар) 60. Каменное море кругом вертится, белый заяц подле ложится, всему миру годится (жернова и мука). 80. Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит (иголка).
Тема 5 «Продолжи пословицу».
20. Глупа та птица, которой … (свое гнездо не мило) 40. Где сосна взросла, там … (она и красна) 60. Своя земля и в … (горсти мила) 80. На чужой сторонушке … (рад своей воронушке)
Музыкальная пауза

Раунд «Своя игра».
Методом исключения команды выбирают темы «Своей игры».
Тема «История вещей».
Как называется этот старинный предмет, чем его заменили в современой жизни?
Тема «Религия».
Для приезда в Иерусалим на Пасху Иисус выбрал животное, которое издавна было символом мира. Что это за животное? (Осел)
Тема «Города».

О каком европейском городе французский классик Стендаль писал: «Красота ее дворцов превосходит все, что знает Париж?» (Москва)
Тема «Слова, слова…»
Словарь Владимира Ивановича Даля объясняет это слово так: «Обрубок дерева, чурбан, баклуша, картонная или иная форма, колодка для обделки, расправления чего-то». В современном языке это ругательное слово. (Болван)
Подведение итогов, награждение победителей.

Рефлексия

«Мишень»
(участникам предлагается выстрелить 2 раза в любой из секторов мишени)
Проект решение педсовета:
1. Принять к сведению результаты тематической проверки по теме:
«
Работа с родителями воспитанников по вопросам патриотического воспитания дошкольников»  Воспитателям, всех групп, пропагандировать положительный опыт семей по патриотическому воспитанию детей.  Воспитателям групп, запланировать и провести совместные досуги, занятия с родителями и детьми к Дню Победы.  Провести смотр-конкурс среди воспитателей на лучшее оформление приёмной к Дню Победы.Ответственные: педагоги. Срок: май 2016г. 2. Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребёнком», «Как провести свой досуг» Ответственные: педагоги. Срок до конца марта 2016г. 3. Провести конкурс, в старших и подготовительных группах «Я и посёлок». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в посёлке, а также на фоне достопримечательностей. Ответственные: педагоги. Срок конец апреля 2016г. 4. Разработать план мероприятий с детьми и родителями по празднованию 71- годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Ответственные: ст воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели подготовительной группы. Срок: до 01.04.2016г. Содержательный компонент польза организация интерес

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.



Рассказать друзьям