Осень. Осенние праздники

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом "двигаться".

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые

Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.

В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября. К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы. Этот праздник соединяет два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе – это праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», а по земной сути — праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями. По народному календарю в этот день начинается золотая осень, которая продлится до 14 октября.

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. Подметили: если Семен — день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Кузьминки (Кузьмодемьянки) — девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна — 1/14 ноября.

Корейские осенние традиции

После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями. Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств.

Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. Испокон веков этому дню придавали мистическое значение многие народы. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей.

Православный мир празднует Святки - две недели зимних каникул

Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.

Рождество Богородицы (8.09 ст.ст/21.09 нов.ст.). В этот день вспоминают Симеона Столпника – основателя столпничества. Это день связан с окончанием работ в полях и началом зимы. Считается в народе девичьим праздником и покровом свадеб.

Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому? Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.

Так, в Израиле 19 сентября проходит Суккот. Евреи в этот день совершают обряд вознесения лулава.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Овсень – название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках.

Яркие и оптимистичные народные праздники — прекрасная база не только для морального и физического расслабления, но и источник самовыражения, возможность духовного единения, рождения сплоченности. Но насколько лучше провести народное гулянье с красиво одетыми людьми, хороводами и песнями, с традиционными игрищами или тайными гаданиями.

В Юрьев день отмечали полное успокоение от осенних трудов. Коляда имеет исконно языческое происхождение и связана с зимним солнцестоянием. С 6 января и до самой Масленицы в старину продолжались Свадебные недели.

При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. У поляков в этот день было принято делать первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освящённых в венке на Обжинки. Чехи, моравы и словаки освящали в костёле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев; и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю - до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится ещё четыре недели.

21 января отмечается Просинец — Середина Зимы — считается, что холод начинает спадать и возвращается по велению Богов в Земли славян Солнечное тепло. Славят Небесную Сваргу. Название праздника «Просинец» происходит от «про-сиять», что означает возрождение солнца. 16 февраля. отмечаются Именины Кикиморы — день, когда люди творят обереги дому. У христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. 22 марта проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе «ярилиным плешами». Главным яством великого праздника Масленицы является блин — в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. 16 — 22 апреля Русалии — с наступление тепла по высокой воде начинают свои игрища русалки. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря».

22 октября Осенние Деды, 27-й День от Овсеня. 26 октября Мокоша Смещается на 8-ю пятницу от Рожаниц. 1 ноября. День Сварога. 4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты). 23 декабря — Святой Вечер. Сочельник. Праздники лета — это праздники культа рождения, урожая и защиты этого урожая от различных напастей.

Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.

В декабре людям уже можно было отдохнуть от тяжелых работ и стоило подумать о более приятной весенней подготовке к новым делам. Любили наши предки 25 декабря (Спиридон-солнцеворот). В ночь на него по их верованиям сходили к людям их предки в образе духов- святок. Желавшие хозяевам всех земных благ. Если же те были скуповаты и не благодарили певунов, то могли получить на праздник и злое пожелание. Все дни недели Масленицы со своим именем и обрядами. Во многих деревнях традиция все еще существует, фигурки зовутся жаворонками, из-за желания увидеть именно эту птаху. Да, и праздник часто носит название Жаворонки. Прося снисходительности и мягкой зимы. Радовались и благодарили природу, если в этот день поля были заснежены.

1. Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского народа. Вечером на Рождество все отправлялись в церковь, народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был рождественский фонарь. Крещение считалось в народе особым днем, который может принести счастье. На Руси их всегда любили, они способствовали сближению людей, укреплению родственных связей.

Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом. По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек. На Руси в Семенов день (1 сентября) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали.

Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. Они, пройдя сквозь временные пласты, органично влились в правила христианских празднеств. Православная Церковь в особые дни запрещает прихожанам работать, ругаться и скорбеть.

Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.

Существуют еще праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но веселится, танцует и поет, совершает ритуальные действа, связанные с тематической составляющей. В чем их отличие и единство, когда они зародились и как празднуются сегодня?

Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Атмосфера общности, единого корня и приобщение к народным сакральным ценностям способствуют формированию национальной гордости и патриотизма.

Сбор винного урожая

Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая – богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. Дзяды означает «деды», «предки».

В Европе традиционными считаются праздники сбора виноградного урожая.

Считалось, что в этот день надо провести первый покос, тогда и сена будет вдоволь. Если шел дождь, то ждали богатого сбора меда. Афиноген знаменовал собой начало жатвы. Первый сноп хранили в избе как оберег. В этот день проводили магические обряды для хорошего приплода и от падежа скота. Лошадей купали, расчесывали им гриву, угощали отборным сеном и овсом, освобождали от любой работы.

Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот - это должно было привлечь в дом материальный достаток. На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока.

Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный — осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана». Успенский пост, он же — споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин­ками — осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы). 21 сентября — осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. Эти дни называли рас­путица, кисельница, октябрь — грязник. В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу — весна поздняя».

Велесень — седьмой месяц ведославного года, первый месяц осени, посвящённый богу Велесу. Девять домов Майи. Прежде чем родить Коляду, Майя прошла девять знаков Зодиака, побывала в девяти небесных домах: дом Майи (Девы), дом Велеса (Весы), в день Велеса — рябинкина собирали рябину. Память о Златогоре и Бусе. В этот же день поминают бога ветров Стрибога и его птицу Стратим (страуса). Старинный рецепт был такой: «Для излечения порчи у детей надо сходить на заре на три озера или на три ключа, молча, не оглядываясь. Праздник подведения итогов сельскохозяйственного года. С Покрова начинают играть свадьбы.

Славяне-земледельцы началом года считали сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Крестьяне проводили обряд прославления Рода и Рожаниц, приносили жертвы предкам и прославляли семейное благополучие. Осенины 14 сентября в языческом календаре называли Змейником осенним – пора змеиных свадеб. Например, надо было при помощи двух сухих дощечек высечь огонь. Этим огнём окуривали землю. Также полагалось возносить благодарение земле за урожай.

Есть еще несколько названий праздника — Аспожок, Спасов или Аспосов день — троякое производное от слов Спас, Госпожа и пожни — после жатвы. Аспосовой зовется и вся эта неделя. 9 декабря – Юрьев день. Юрий холодный. Вот тебе, бабушка и Юрьев день!» — стали говорить в народе после его отмены царём Борисом Годуновым.

Люди поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность. Боясь прогневить их суетой и недостаточным вниманием, древние славяне готовились к ритуалам заранее и отводили для этого не только целые дни, но иногда целые недели, если вопрос был уж очень важным.

Дмитровскую субботу всегда проводили торже­ственно: ходили на могилы и служили там панихиды, устраивали богатые угощения. На 27 ноября — день Николая Угодника, Николы зимнего, холодного. Раньше во многих местах России с Николина дня справляли так называемую никольщину.

Оглянуться в прошлое и вернуть в настоящее

Первый перелом произошел в 988 году, когда князь Владимир окрестил Русь. Это эпохальное по значимости деяние изменило календарь и характер языческих обрядов. Когда ремесленничество и мануфактура стали основой благополучия горожан, еще дальше в тень отступили народные праздники и обряды, тесно связанные с земледельческим календарем. В этот сложный период смены эпох язычество отодвинулось в самые отдаленные части России.

Сегодня народные праздники России в их естественном виде — экзотика. Только в сельских глубинках, которые еще не поглощены массовой урбанизацией, можно отыскать живой фольклор. Люди с удовольствием берут участие в красочном действе, которое имеет под собой исключительно исторически подлинную основу.

Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Славяне не создали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у них был свой способ предвидения будущего. Формирование и утверждение в быту новых праздников и обрядов у народов нашей страны рассмотрела Л. А. Тульцева. В настоящее время практические потребности выдвинули задачу развития современных календарных праздников русских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В настоящее время большинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью, ушло в прошлое. В некоторой мере прежние обрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколение рассказывает об этом молодым.

В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. В третий день ноября праздновали «Казанскую».

Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. На Воздвижение птица в отлет двинулась.

Еще Гоголь писал: «Какой русский не любит быстрой езды?» И сегодня в гулянья очень популярна разудалая езда на санях, запряженных русской тройкой!

Слово «мать» свято для каждого человека, но именование Божией Матери — еще святее… Божию Матерь открылась всем нам и даруется Жизнь вечная — Христос.

Конец февраля — начало марта — Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.

Традиционные осенние праздники русского народа

24 сентября – Федора-Обдирала. Две Федоры в гору – одна осенняя, одна – зимняя, одна с грязью, другая – со стужей. В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна».

Проделанная работа завершена составлением программы «Праздники и обряды русского народа, как часть факультативного курса Народное творчество», и подборкой дидактического материала. Троица Троицкие игры и песни. Репродукция картины Рублева «Троица».

В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. Этот обряд называли «завиванием бороды».

Как принять участие в конкурсе?

1. Войдите или зарегистрируйтесь на сайте

2. Нажмите кнопку «Принять участие», выберите количество участников и подайте заявку.

3. Укажите в заявке имя учителя и учреждение образования. Добавьте участников.

4. Оплатите заявку и внесите ответы (внести ответы участники могут самостоятельно).

5. Узнайте результаты и ошибки. Скачайте награды и подарки.

Как добавить и редактировать данные участников в заявке

Чтобы добавить участников в заявку, необходимо выполнить три простых шага:

  1. Разверните нужную заявку, кликнув по ссылке «Участники».
  2. Нажмите «+ Добавить участника», в появившейся форме введите фамилию и имя участника, выберите класс. После этого нажмите на кнопку «Добавить».
  3. В колонке «Фото» нажмите на значок «+», выберите файл с фотографией участника. Эта фотография впоследствии будет использована в дипломах и некоторых других печатных подарках.

Если вы совершили ошибку в имени участника или указали не тот класс:

  1. Наведите курсор на имя участника, справа от него появится значок «Карандаш».
  2. Нажмите на имя. В появившемся поле вы можете изменить фамилию и имя или выбрать другой класс.
  3. По окончании нажмите на кнопку «Сохранить».

Если после указания имени участника и класса вы перейдёте на страницу ввода ответов (нажав на ссылку «Внести»), редактирование класса будет недоступно. Будьте внимательны при вводе данных.

Как внести ответы, посмотреть ошибки и получить награды

Чтобы внести ответы, необходимо оплатить заявку. Далее выбрать участника в таблице с участниками и в колонке «Ответы» нажать на ссылку «Ввести». Вы перейдёте на страницу ввода ответов. Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно нажать по нему левой кнопкой мыши, ввести необходимый ответ и нажать «Сохранить ответ». Когда вы введёте все ответы, нажмите на кнопку «Завершить».

Чтобы посмотреть ошибки в колонке «Ответы», нажмите на ссылку «Смотреть». Вы перейдёте на страницу с ответами, где в правом верхнем углу каждого задания будут значки верного или неверного ответа. При нажатии на карточку с заданием оно развернётся, и вы сможете узнать, где была совершена ошибка.

Получить награды участника можно, нажав на кнопку «Скачать» в колонке «Награды» в нужной вам заявке. Вы увидите список файлов, которые можете скачать, кликнув на нужный.

Награды учителю или организатору будут доступны в заявке под таблицей участников в разделе «Материалы для скачивания».

Могут ли участники сами ввести ответы, узнать результаты и получить награды?

Могут! После того как вы оплатили заявку, разверните её. Под таблицей с участниками в разделе «Материалы для скачивания» будет ссылка «Пароли для ввода ответов учениками». Кликнув по ней, вы скачаете текстовый документ со ссылкой на страницу с заданиями и паролями для всех учеников, которых вы указали в заявке. Вам остаётся только распечатать документ и раздать данные участникам.

Осенние праздники на Руси представлены в основном праздниками Православного календаря. Где-то они переплетаются с языческими верованиями и традициями.

И наиболее значимые народные праздники из так называемого осеннего цикла – это Рождество Богородицы, Семенов день, Воздвижение, Покрова Пресвятой Богородицы и Кузьминки. Но обо всем по порядку.

Календарь русских осенних праздников

  1. (8.09 ст.ст/21.09 нов.ст.). В этот день православные празднуют рождение Приснодевы Марии, Божьей Матери. В народе есть верование в то, что она избавляет от несчастий, облегчает боль, покровительствует роженицам и невестам, является заступницей детей и всех скорбящих.
  2. Семенов день (1.09 ст.ст/14.09 нов.ст.). В этот день вспоминают Симеона Столпника – основателя столпничества. Именно в этот день на протяжении многих веков на Руси праздновали новолетие, то есть начало нового года. В этот день совершали обряд осенин – наступление бабьего лета, встречу осени.
  3. Воздвижение Креста Господня (14.09 ст.ст./27.09 нов.ст.). Двунадесятый осенний праздник в честь Воздвижения Животворящего Креста, обретенного равноапостольной Еленой. В этот день на строящихся храмах принято поднимать кресты, а также устанавливать придорожные кресты.
  4. Покров Богородицы (1.10 ст.ст/14.10 нов.ст.). Это день связан с окончанием работ в полях и началом зимы. Считается в народе девичьим праздником и покровом свадеб. С этого дня все гуляния переносились в избы, охотники уходили на зимний лов.
  5. (1.11 ст.ст/14.11 нов.ст.). Этот осенний праздник в ноябре отмечается в честь Косьмы и Дамиана. Считается, что в это день все невесты становятся полноправными хозяйками в доме. принято устраивать «кузьминские вечеринки» с ритуальными блюдами и смотринами невест.

Николай Дик

Осенние православные праздники,

народные приметы и обычаи на Руси

Сергей Панасенко. "Пруд. Золотая осень", 1996 г.

Проходит жаркое лето и незаметно подбирается осень...

Самая знакомая примета осени - желтеющие листья. Совсем скоро бабье лето. В древности люди примечали: «Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме», «Паутина стелется по растениям - к теплу», «Осенний тенетник - на ясную погоду, на вёдро».

В народном представлении осень о своем нраве дает знать многими признаками. Надо лишь замечать их. Так, в старину молва уверяла: «В лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая», «Если журавли летят высоко, не спеша и «разгова-ривают» - будет стоять хорошая осень», «Гром в сентябре предвещает теплую осень».

Сельские жители считают начало осени с равноденствия, падающего на 22- 23 сентября. После этой даты ночи становятся длиннее, а дни заметно пойдут на убыль. По приметам осени судили о зиме: «Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме», «Хлебород - перед строгой зимой», «Много желудей на дубу - к лютой зиме», «Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима», «Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша».

Август, уходя, словно оборвал лето. Наступил сентябрь - хмурень. Древнерусское название сентября - «руен» связывалось с желтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «рюин» - с гоном, ревом оленей, «хмурень» - с угасанием солнечного света и ранними сумерками.

О сентябре пахари любили повторять: «Сентябрь - зоревник, хмурень: холодно и сиверко... В сентябре и лист на дереве не держится». Сентябрь открывается днем Стратилата - тепляка. Об этом дне бытовала молва: «Батюшка-юг пустил ветер на овес». 5 сентября - первые заморозки — «лупповские»: «На Луппа - овсы морозом лунит». 8 сентября - Наталья - овсяница, косят овес. «Не вырастет овес - наглотаешься слез», - приговаривал сельский мужик. Тогда же отмечали осеннего Петра - Павла-рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу.

11 сентября - Иван-полетний, полетовщик. Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный - осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана».

Через день после Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. 13 сентября - журавлиный отлет: «На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь». 14 сентября - Семен-летопроводец. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, на Семен-день. Оттого-то крестьянский календарь - численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ: «На Семен-день до обеда сей - паши, а после обеда на пахаря вальком маши».

К середине сентября разбежались тучи - установились погожие деньки, наступило бабье лето. По давним приметам, оно длится всего неделю, с 14 по 21 сентября. Как великолепны эти дни! Бабье лето - лучшая пора осени. Кому ж не любо людям тепло, хоть и прощальное! «Семен - летопроводец молодое бабье лето проножит, и старое наводит», «На Семен-день ясно - бабье лето теплое», «Бабье лето ненастно - осень сухая», «Сухая осень, коли на Семен-день сухо» - поговаривали об этих денёчках.

Рождество Пресвятой Богородицы - (21/8 сентября) - двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии.

Согласно православным канонам «…для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, избрана была Богом достойнейшая из дев в еврейском народе, свя-тая Дева Мария.

Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение. В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая - праздник Успения)».

Праздник этот был установлен церковью в IV в., но про-шло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богороди-цы заняло свое место среди главных праздников Православ-ной Церкви.

В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение - одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников.

День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день рус-ское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.

Этот день известен и как (по В. Далю): спожа, спожка, споженка, госпоженка, большая спожка, день Рождества Богородицы (День Успенья Богородицы, малая спожка -28/15 августа). Успенский пост, он же - споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин-ками - осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы).

Спожинки, госпожинки - праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родите-лям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника. К новобрачным же сходилась вся родня «навестить молодых, посмотреть их житье-бытье, поучить разуму».

По русскому народному календарю, 21 сентября - еще и Аспасов день. На него встречали матушку - Осенину. Осенина в Древ-ней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия, любви, брака. Хо-дили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встре-чать матушку - Осенину. Старшая стояла с хлебом, а моло-дые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день об-новлялся в избах огонь - старый гасили, а новый зажигали. Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой. С Рождества Богородицы начинается луковая неделя - женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.

Осенины - вторая встреча осени (первая на Семен-день - 14/1 сентября, третья - на Воздвижение - 27/14 сентяб-ря). В Осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармо-никой и угощением, исполнялись игровые песни и шуточные розыгрыши.

21 сентября - осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. За ним немного спустя перевалила рубежная дата - осеннее равноденствие. Солнечного тепла стано-вится все меньше и меньше. Начинают поливать ещё тёплые дождички: «Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени». Сентябрьские осадки благотвор-ны для садов и озимых.

За ранние сумерки и повышенную облачность сен-тябрь иногда называют «вечером года».

24 сентября - Федора - обдирала : «Не каждое лето до Федоры дотянет». Обивается оставшийся на корню хлеб: «Федоры - замочи хвосты». Две Федоры в гору - осенняя и зимняя, одна с грязью, другая —- со стужей: «Осенние Федоры подол подтыкают, а зим-ние Федоры платком рыло закрывают».

С 26 сентября, с Корнилья, «корень в земле не растет, а зябнет». Через день - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые заморозки: «Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет». Осень к зиме быстрее движется. Срубают капусту: «На Воздвиженье первая барыня - капуста». Молодежь по такому случаю затевала вечеринки - капустники.

Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября). Это один из двунадесятых праздников, который Православ-ной церковью отмечается в честь воспоминания Креста Хри-стова. Первоначально этот праздник был установлен в воспоми-нание обретения Креста Господня благочестивой Еленой, мате-рью императора Константина Великого (который разрешил сво-бодное исповедание христианства) в Иерусалиме. По преданию, в 326 г. она приказала разрушить языческий храм, который стоял на Голгофе, и обнаружила в развалинах три креста. Один, на котором был распят Иисус, воздвигли для поклонения ему хрис-тиан. По велению царицы, на Голго-фе была построена церковь и установлен праздник Воздвижения Креста Господня.

В VIII веке с этим событием соединилось другое - воспоми-нание о возвращении Креста Господня из персидского плена. Тогда греческий император Ираклий встретил Крест Господень в Иерусалиме и внес его в храм, из которого он был похищен.

Для верующего, следующего Заветам Христа, «нести крест свой» означает жертвенную самоотдачу для выполнения воли Христа. Это значит «отвергнуть себя», побе-дить себялюбие, исполнять богослужения и жить для других.

В канун праздника Воздвижения Животворяще-го Креста Господня в храмах выносят ук-рашенный цветами Крест, где он лежит до конца празднования Воздвижения, т.е. до 4 октября.

В этот день по традиции воздвигают кресты на строящихся храмах, совершают крестные ходы вокруг сел и деревень, дабы оградить себя от всякой напасти. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. С Воздвиженья начинали рубить капусту. Молодежь за-тевала вечеринки, пекли пироги с капустой; поэтому эти вечера и получили название «капустников».

Все народные приметы этого дня так или иначе связаны со словом «двигаться» - на Воздвиженье осень зиме навстречу над-вигается. Считается, что именно в этот день птица в полет трону-лась, а медведь залег в берлогу. В прежние времена мужики в деревнях крепко запирали подворье, заделывали все щели и проемы. В лес в Воздвиже-нье не ходят, чтобы ненароком не встретиться с нечистой силой

28 сентября - «гусепролет, гусарь». На «гусаря» стригли овец. В старом русском календаре этим днем сентябрь-хмурень переламывался пополам, а по новому счислению до завершения первого осеннего месяца осталось всего ничего.

Наступает октябрь - грязник. В начале месяца дни стоят еще погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко. Но уже через несколько дней народные приметы указывают: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Эти дни называли рас-путица, кисельница, октябрь - грязник.

1 октября - журавлиный лет. «Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день - раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу». Октябрь средь осенних братьев-месяцев самый нарядный, самый живописный.

2 октября - Зосима, заступник пчел. Ставят улья в омшаник. Кто поюжнее живет - откладывают это де-ло до Савватия (10 октября).

За Зосимой - астафьевы ветры. На Астафья, конечно же, свои примеры: «Коли дует северный, сердитый ветер - будет стужа недалече, южак подул - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к ведру», «Если на Астафья туманно и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина - к благоприятной осени и нескорому снегу».

7 октября - Фекла - заревница. День убывает уже быстрее, чаще осенние заморозки. На Сергия (8 октября) рубят капусту. В этот день замечали: «Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день» (21 ноября). А вот и знаменитый Покров, 14 сентября - первый вестник настоящих осенних холодов. «На Покров натопи хату без дров», «Не утеплишь жилье - в холоде настрадаешься», «Каков Покров - такова и зима», «Ветер с севера - к холодной зиме, с юга - к теплой, с запада - к снежной. При переменном ветре и зиме быть непо-стоянной».

Октябрь - свадебник , на селе играются свадьбы: «Придет Покров - девке голову покроет».

На третьи сутки после Покрова - Ерофей. «С Ерофея и зима шубу надевает». Суеверные люди на Ерофея в лес не ходили, боялись лешего. Незаметно подошли Харитины (18 октября ) - первые холстины. За Харитинами - Денисы -позимские. День заметно отстает от ночи, раньше смеркается, позже светает. Солнце ходит ниже, исчезают кучевые облака. На Сергий, 20 октября , своя примета: «Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены (22 ноября) зима встанет на ноги».

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Этот православный праздник был установлен Андреем Боголюбским (X в.) в память о чудесном явлении Покрова Пресвятой Богородицы в Константинополе во время всенощного бдения. Празд-ник, пришедший на Русь из Византии, стал одним из самых почи-таемых. Это праздник великой радости. На Руси верили, что Пресвятая Богородица приняла под Свою защиту Святую Русь, поэтому имеют надежду на Её постоянное заступниче-ство и милосердие. Особо почитаются иконы Владимирской, Боголюбской, Казанской и Смоленской Божией Матери.

В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.

Обычно утром, после похода в баню, в доме невесты собирались девушки-подружки, сватьи, свахи и под причитания, песни, плачи начинали расплетать косу невесты и переплетать ее в новую прическу замужней женщины. Отныне краса - девичья коса навсегда упрятывалась от посторонних глаз, т.к. замужние женщины должны были прятать волосы под головной убор. Снимать платок, кокошник (его носили молодые женщи-ны) или чепец - повойник они могли только перед мужем.

21 октября: «С Трифона-Палагеи все холоднее». Го-товь теплую одежду — зима забредает. Догадливые на шутливое слово русские люди и святым работу нашли. У них: «Трифон шубу чинит, Палагея рукавички шьет барановые». А через день - Лампеи (Евлампий). «Если на Евлампия рога месяца на полночь(на север) - быть скорой зиме, снег ляжет нормально, а ели на полдень (на юг) — скорой зимы на жди, будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится».

Пришло время ноябрю - листогною. Об этом месяце народная молва гласит: «В ноябре зима с осенью борются», «Ноябрь - полузимник: и колесо, и полоз любит», «Ноябрь -полузимник: мужик с телегой прощается и в сани забирается».

Неказист ноябрьский день. Проглянет солнышко и скроется, всё чаще на небе свинцовые тучи. Дни идут на убыль, а ночи прибавляют и прибавляют: «Ноябрьские ночи до снега темны».

На третий день ноября народный календарь указывал на почитаемый на Руси праздник - Казанская. В крестьянском обиходе это была важная дата. Переламывался погодный режим - зима стучится, надолго отходят всякие полевые работы. Воз-вращались с промыслов деревенские мужики. На Казанскую - первый зимний заморозок. Снежно и морозно. Про этот день крестьяне поговаривали: «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит».

8 ноября - Дмитриев день. На него повсеместно справляли помин по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла «дедовой». В народном календаре замечалось, что до Дмитровой субботы зима не становится. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу - весна поздняя».

Через день - Ненилы-льняницы. За Ненилами - Настасьи-овчарницы. 12 ноября , на Зиновея, - синичкин праздник: «Не вели-ки птичка-синичка, и та свой праздник помнит». 14 ноября - Кузьминки, встреча зимы: «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать». Реки начинают замерзать: «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна». Отходят в прошлое предзимние деньки. «Демьянов путь — не путь, а только перепутье». К тому же в ближайшие дни боль-ших морозов не предвидится и даже отпустить может: «Коли Кузьма-Демьян закует, то Михаиле (21 ноября ) раскует» или: «Кузьма-Демьян с мостом - Михаиле с полумостом».

Кузьминки на Руси славились петушиными именинами: отмечались Кочеты. Девицы - посиделочницы устраивали пир - беседу. Для этого каждая приносила кочета - петуха. На пированье приглашались молодцы, которые по сердцу.

Но вот праздник прошел, пора за дело принимать-ся: «Акундин (15 ноября ) разжигает овин. В некоторых деревнях в старину слышались перестуки мялиц и цепов. На мялицах хрястали, обминали коноплю и лен - из тресты волокно получали. Цепы же на гумнах стучали - обмолот хлебов еще продолжался. Так за работами и проходило студеное время.

19 ноября - ледостав. Пруды и мелкие реки под ледяным панцирем. На другой день «Федот - лед на лед ведет». За ним «Михаиле (21 ноября ) мосты мостит». Но Михайлов день известен больше оттепелями. Михайловские оттепели, Михайловские грязи: «Если Михаиле Демьянов путь порушит - не жди его до зимнего Николы (19 декабря )».

С зимних Матрен зима встает на ноги, налетают морозцы. «С Ераста (23 ноября ) жди ледяного наста». «Ераст на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу» А еще через два дня - Студит. «Со Студита станет холодно и сердито», «Федор Студит - землю студит», «Со Студита стужа, что ни день, то хуже».

По народному календарю если 25 ноября дождь или снег - быть оттепелям до Введенья (4 декабря). Через трое суток: «Гурьян на пегой кобыле» (грязь, снег). И уж коли лежит на Гурьяна снег, так лежать ему до половодья.

Вот вроде и установилась зима, но возьмет злодейка и запотеет, нет-нет да отдаст теплом с мокротой: «На Матвея (29 ноября ) зима потеет». Но в каком бы разладе с календарем она ни была, а ноябрю-груденю замыкать позимскую осень. За ним вплотную подступили метели, стужи, лютые денечки. Наступает настоящая зима.

Так образно раскрывает народный календарь приметы и обычаи православной Руси, связанные с временами года и сезонными изменениями погоды.



Рассказать друзьям