Общение мальчиков и девочек.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Мальчики и девочки. Общение и гендерные различия.

И.А. Богуславец

Г. Шадринск

В современной образовательной среде проблема коммуникативной успешности, её формирования в современной образовательной среде является одной из актуальных, так как существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, и технологий, которые обеспечивали бы возможность реализации качественно новой личностно ориентированной развивающей модели дошкольных учреждений, связанных с обеспечением речевого развития и формированием коммуникативных качеств личности воспитанников учитывающих их гендерные различия.

Мастерство педагога проявляется прежде всего в сфере его общения. Эффективное взаимодействие педагога и воспитанников в педагогической деятельности - основное условие успеха и удовлетворенности воспитателя своим трудом. В то же время неумение наладить контакт с детьми - причина многих неудач и разочарований в педагогической профессии. Неоспорим, тот факт, что отношения, которые сложились между педагогом и воспитанником следует рассматривать не только как желаемое условие, но и как основной компонент педагогической деятельности. Проблема общения - проблема комплексная, и рассматривая ее с разных точек зрения, можно видеть ее отнесенность к различным отраслям сегодняшней науки о человеке.

Внедряя в практику различные формы организации речевого воспитания, педагог должен знать и учитывать особенности детей, те индивидуальные различия (в том числе и гендерные), на которых будет построен процесс общения. Невозможно обучать, воспитывать не зная того, кого воспитываешь и обучаешь. В. Д. Еремеева, Т.П. Хризман подчеркивают, что мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

Воспитательное воздействие ближайшего окружения мальчиков и девочек, а именно семьи огромно. Необходимо учитывать семью как фактор домашнего общения. Поэтому в рамках проводимого исследования проводилось изучение особенностей развития детей дошкольного возраста, условия их семейного воспитания, изучалась позиция и знания родителей по вопросу своеобразия и различия детей определенного пола, соответственно и их речевого и гендерного поведения.

Одной из основных причин недостаточной успешности гендерного воспитания является отсутствие правильного представления о том, как оно фактически проводится и каковы реальные проявления гендерного поведения у дошкольников. Причины, по которым это происходит, мы выяснили, проведя ряд опросов (за основу бы взят опросник В.Е. Кагана) с семьями, большинство из которых (79%) были полными, в половине из них - один ребенок, в другой половине - двое. Третья часть родителей считает свои знания для проведения гендерного воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует в школьном возрасте. Примерно четвертая часть опрошенных заявила о ненужности и необязательности гендерного воспитания. Этому вполне соответствовали реальные усилия по гендерному воспитанию.

Следует вспомнить, что гендерное воспитание включает в себя три аспекта:

    когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);

    эмоциональный - поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);

    поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).

Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений - гендерных схем - способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 7 годами, называется гендерной идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик - девочка, дядя - тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки - мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки - женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени.Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности гендерного воспитания после этого возраста трудно.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста средством коммуникативной деятельности является важной проблемой в теории и практике дошкольного образования. Значимость индивидуально-личностного развития человека, одной из характеристик которого является пол, сегодня не вызывает сомнения (Репина Т.А., Розова Л.Б., Татаринцева Н.Е. и др.). В науке имеются исследования, посвященные данной проблеме, однако их результаты не «доходят» до практических работников образования и родителей, которые начинают понимать необходимость реализации гендерного подхода в воспитании ребенка, а зачастую не знают и не умеют этого сделать. Л. С. Выготский писал: «Педагог является организатором воспитывающей социальной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанниками». Поэтому работу по гендерному воспитанию необходимо начинать с ее основания, с того кто будет общаться с детьми, обучать их и формировать коммуникативные умения учитывая и понимая гендерные различия воспитанников.Как показала практика, «бесполая педагогика», не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей.Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в дошкольных учереждениях, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

Гендерный подход в воспитании, т. е. учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности. Системная педагогическая технология коммуникативного подхода требует создания особых условий для свободного самовыражения детей обоих полов, для обогащения их связей, контактов, для «событийной», а не только запланированной заранее деятельности в детском саду.При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Одна из главных задач воспитателя детского сада - это общение. Я.Л.Коломинский выделяет в межличностном взаимодействии педагога с воспитанниками две стороны - внутреннюю (педагогическое отношение) и внешнюю (педагогическое общение). Педагогическое общение при этом выступает как актуализация, проявление в коммуникативной деятельности личностных установок педагога по отношению к детям 4. В.А.Кан-Калик под педагогическим общением понимает систему «социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств» 2. Общение выступает в структуре деятельностей, составляющих целостную педагогическою деятельность, как ведущий вид, интегрируя все остальные. Само общение в этой системе не имеет собственных специфических целей. Эти цели вытекают из целей педагогической деятельности, целей обучения и воспитания. Иными словами, педагогическое общение есть то, что по своим целям, структуре, функциям по существу совпадает с целостной деятельностью педагога.

Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, зависящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

Исследование Л.Л. Лашковой особенностей профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, изучение характера и содержания осуществляемых им функций показало, что в структуре профессиональной деятельности педагога ДОУ ведущее место занимает коммуникативная деятельность. Педагог должен говорить с детьми, более того, давать примеры речевого поведения, коммуникативных умений. Для этого необходимо понимать и учитывать не только возрастные, индивидуальные особенности каждого ребенка, но и гендерные различия воспитанников и воспитанниц.

При определении коммуникативных умений педагогов были использованы методы наблюдения и самонаблюдения, самоанализ и анкетирование. В рамках проводимого исследования в эксперименте приняли участие 58 воспитателей. В работу были запущены «Листы обследования речевого поведения воспитателя». За основу были взяты опросные листы, разработанные Г. А. Любиной, в отдельные пункты которых добавлен гендерный аспект. Опросный лист включал в себя 19 наиболее важных профессиональных умений, например, таких как «владение приемами активного слушания»; «создание условий для реализации детской потребности высказать взрослому свои тревоги, печали, зависть, ревность и пр. Учитывание при этом гендерных различий детей»; «умение правильно и тактично реагировать на слова и жалобы мальчика или девочки, не обсуждать их при всех»; «поддержка в ребенке чувства собственного достоинства, формирование понимание и принятия им его (ее) гендерного статуса»; «стимулирование детских вопросов», и.т.д.

Анализ полученных данных показал необходимость дополнительной работы в заданном направлении. Бесспорен факт выполнения воспитателями своих должностных инструкций, однако, профессиональные умения и качества педагога постоянно должны совершенствоваться. Кроме того, заботливое культивирование «бесполой педагогики» принесло свои плоды. Педагоги (36% из 58 участвующих в эксперименте) не в полной мере владеют знаниями и умениями работы с детьми учитывая гендерные различия. Это в первую очередь касается общения. В данном направлении психологами и администрацией ДОУ участвующих в эксперименте по результатам опросов было сформировано направление работы с педагогами по углублению и расширению знаний в области общения с детьми разного пола. Были запланированы и проведены семинары, и семинары – практикумы, педагогические часы, индивидуальные и групповые консультации, консультации педагогов – психологов, психологические тренинги, деловые игры, круглые столы с участием педиатров, психологов, родителей. Тематика мероприятий выбрана системно, и рассматривающая с различных сторон проблему воспитания детей с учетом гендерных различий детей дошкольного возраста: «Мальчики и девочки - две половинки», «Общение мальчиков и девочек дошкольного возраста», «Игра и общение. Особенности организации сюжетно - ролевой игры», «что мы знаем о мальчиках. Что мы знаем о девочках», «Социальная адаптация в группе детского сада, с учетом гендерного фактора», «Формирование коммуникативных умений дошкольников в сюжетно – ролевой игре с учетом гендерных различий», «учет гендерного фактора при оформлении групповой комнаты», психологические упражнения «стекло», «разведчики», «дискуссия».

Литература:

    Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. -184 с.

    Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А.Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987

    Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам /Сост. Е.В.Яфарова. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - 60 с.

    Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л.Коломинский. - М.: Знание, 1974. - 96 с.

    Лашкова Л. Л. Текст.: Концепция развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений автореф. дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01/ Л.Л. Лашкова. Челябинск,2011.

Гендерные (половые) различия в поведении детей проявляются уже на первомгоду жизни.

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Сторонники гендерной типизации убеждены, что: следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей: родителями, воспитателями, средствами массовой информации, сверстниками.

Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К З годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация). «Я - мальчик», «Я - девочка».

Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.

После 3-х лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста -- это и отношения мальчиков и девочек.

Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни.

В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению.

Игра в магазин в средней группе детского сада, играют девочки.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину).

Игра в транспорт, играют мальчики.

В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку гендерной принадлежности.

Дети группируются по полу.

Возникает общность интересов.

Появляется специфическое чувство «МЫ» «Мы мальчики», «Мы девочки».

Возникает «солидарность» мальчиков (девочек). В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Мальчики стараются быть - сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки -- аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -- только для мальчиков и только для девочек .

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации .

Таким образом, общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания. Сюнь-Цзы

Описание материала: Мальчики и девочки - это не только куколки и машинки, капризы и драки, пятерки и замечания в дневниках. Это, пожалуй, два необычных мира, которые, имея некоторое сходство, полярно удалены друг от друга. Поэтому воспитывать мальчиков и девочек надо различно, учитывая как биологические, так и психологические особенности тех и других. Такое воспитание называется тендерной социализацией. От того, как родители воспитывают своих детей, какие личностные качества в них развивают с учетом их индивидуальных и тендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами станут дети. Часто родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем. В данном материале даны рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек для родителей.


1. Девочке необходимы тёплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
3. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
4. Девочкам необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям.
5. Девочкам нужно больше внимания.
6. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть! Восхищайтесь ими!
7. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.


1. Общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
2. Мальчикам нужно реже запрещать, а чаще разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
3. Мальчикам нельзя запрещать проявлять свою эмоциональность (не ругать за слёзы).
4. Важно воспитывать в мальчиках чувство ответственности.
5. Обязательно нужно поощрять желание делать в доме «мужскую» работу!
6. Проявить по отношению к мальчику больше доверия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Важно запомнить:

Мама заботится, а папа формирует мужчину!

Дипломная работа

Общение мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы общения в дошкольном возрасте

1.1Проблемы общения и межличностных отношений в психологии

1.2Общество сверстников в группе детского сада

3Особенности общения мальчиков и девочек, общая характеристика взаимоотношений между детьми

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование общения мальчиков и девочек дошкольного возраста

2.1Организация и методы исследования

2.2Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования . В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение, - форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда, быта и лечения людей. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания дошкольников. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений и наблюдения за работой студентов в ходе педагогической практики показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В дипломной работе также были использованы работы по проблеме общения в дошкольном возрасте таких исследователей, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. и т.д.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определят потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В тоже время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ре

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Задачи:
 знакомство с особенностями общения со сверстниками противоположного пола;
 способствование развитию навыков, с помощью которых решаются самостоятельно
проблемы в общении;
 развитие умения слушать, понимать и сопереживать.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
РАЗОГРЕВ
Сегодня занятие будет посвящено культуре общения.
Культура поведения проявляется, прежде всего, в общении, которое предполагает:







потребность и умение понять другого человека;
искренний интерес к нему;
умение легко вступать в беседу;
способность сдерживать эмоции в ситуации не требующей их проявления;
умение слушать;
вступать в общение без предвзятости;
не навязывать вкусы и привычки и др.
Разделитесь на две группы – мальчиков­юношей и девочек­девушек.
Зачитайте написанные советы ­ мальчики по очереди читают наставления для девочки, а
девочки по очереди для мальчиков.


защищать честь девочки.




транспорта.




опасности.




Поведение культурной девочки



кафе за счет мальчика.


делает выбор сама девочка.

поблагодарить.

раскрытой книгой.



помочь ей сесть.



дважды за встречу.




ним, не мучает окружающих.


него чувства
ответственности и
ненадежности как человека.

подозрительность
в

отталкивает и надоедает.



внимания,
такие как "задирание",

действия…
(сомнение



надо отворачиваться.





не
Девочка
поступков,

натуре вообще мальчика.
требует




сказать.
ОСНОВНОЙ БЛОК
Мини­лекция «Взросление»
Человек проходит определённые стадии в своём развитии, в каждой из которой у
Младенческий – от 0­1 года.
него есть ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину таких этапов шесть:
1.
Ведущая деятельность ­ общение со взрослыми.
Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с
помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет
развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир,
учится реагировать и общаться.
2.
Ведущая деятельность ­ манипуляции с предметами.
В жизни ребенка появляются предметы, которые он трогает, кусает, ломает и т.д. Таким
образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности,
на те предметы, которые доступны для воздействия.
3.
Ведущая деятельность ­ ролевая игра.
Дошкольный возраст – от 3­7 лет.
Раннее детство – от 1­3 лет.

В игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся подчиняться и
придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно­
значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
Младший школьный возраст – от 7­11 лет.
4.
Ведущая деятельность – учение.
Ребенок­школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и
принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут,
слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее
задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего
задания).
Подростковый возраст – от 11­15 лет.
5.
Ведущая деятельность ­ общение со сверстниками.
Присутствует желание найти себя, своё место в коллективе, появляется самооценка ­ то,
как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с
другими. Основная потребность ­ быть частью группы, получать ее поддержку,
чувствовать единство.
6.
Ведущая деятельность ­ учебно­профессиональная.
Появляется ответственность за свое будущее. В этот период внимание юношей и девушек
направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути
в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Задаются
вопросы: "Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?"
Юношеский возраст – от 15­17 лет.
Таким образом, в вашем возрасте ведущей деятельностью является общение со
сверстниками. Это существенно влияет на изменение отношений между мальчиками и
девочками: проявляется интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой
связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие.
Возникающий интерес к другому полу вначале проявляется в неадекватных формах.
Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как
"задирание", приставание и даже болезненные действия (толкание, дёргание за волосы и
др.).
Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою
очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков.
Позднее отношения усложняются:
=исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации
безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении;
=испытываются чувства напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям
противоположного пола.
У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных
симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц.
Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко,
так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную
скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны
сверстников.
Это наступает чуть позднее и общение между мальчиками и девочками становится
более открытым: когда в круг общения включаются подростки обоих полов.

Привязанности к сверстнику другого пола может придаваться очень большое значение.
Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на
прогулках, при посещении музеев, кафе, кино и т.д.
Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает
особую цену: "Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!" Взаимные взгляды и улыбки уже
ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим. Другой
становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению
в таком же духе.
Именно в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для
самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д.
Многие не переживают открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они
мечтают о ком­то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не
смотрят в глаза другому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется,
никто не наблюдает за ними.
Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек
переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: "Он меня не любит!"
Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
Подобный интерес к сверстникам противоположного пола также ведёт к
увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к
развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к
другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей
вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и
переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.
Мозговой штурм
Но часто среди мальчиков и девочек иногда встречаются малообщительные и
застенчивые. Им очень трудно дается общение с противоположным полом в адекватных
формах.
В группах обсудите и запишите, что способствует развитию конструктивной
общительности между мальчиками и девочками?
 улыбка как сигнал внутреннего благополучия и одобрения межличностного общения.
Естественная, открытая улыбка, обращенная к другому человеку или группе людей,
является универсальным знаком личного расположения,
дружественности,
положительного отношения к поддержанию контакта к сближению. Значение улыбки
особенно велико в тех случаях, когда общение протекает на фоне завязывания
знакомства;
 устранение робкой позы, неуверенной походки, напряжение мышц лица, корпуса,
суетливых движений, просительных интонаций и жалобной мимики, никаких внушающих
«не могу», «не получается» ­ всё это действует угнетающе и с такими людьми стараются
не общаться. Следует заметить, что человек аккуратный, со вкусом одетый, более уверен
в себе и привлекателен для общения;
 выступление с короткими сообщениями в классе;
 проба в роли организатора различных дел,
самодеятельности;
 участие в различного рода играх, общение с младшими по возрасту ребятами;
участника художественной

 приглашение к себе гостей и самому не отказываться пойти за компанию в кафе или к
кому­либо из сверстников домой;
 работа над эрудицией, чтобы стать интересным собеседником, необходимо много
читать, знать, интересоваться событиями в стране и за рубежом и др.;
 овладение собственным голосом, в этом поможет чтение вслух и лучше читать для
кого­то (для брата, сестры, друга, малышей), тогда есть возможность корректировать
чтение. При чтении следует добиваться плавного звучания фразы, изменения высоты
голоса (интонации), гибкости интонирования. Этим раскрепощается речевой аппарат,
сознательно регулируется ритм речи. Лучше подбирать такие стихи, на которых можно
тренировать интонации свободные, мягкие, сдержанные и успокаивающие: «Я помню
чудное мгновенье…»
 не считать себя неудачником. Необходимо определить у себя положительные качества
и максимально использовать их в общении с другими людьми;
 прощать обиды, забывать их, злопамятность делает человека угрюмым и
необщительным.
Игра «Искусство нравиться»
Сейчас проведём ролевую игру, где вы сможете использовать свои житейские или научные
знания.
Давайте выберем участников игры:
 молодой человек;
 сотрудник телефона доверия;
 психолог;
 два критика разного пола, которые оценивают действия участников игры;
 зрители.


Игорь. Меня зовут Игорь.
Игорь. Мне 14 лет.



Игорь. Мне нравится девочка, ей тоже 14 лет. Я её несколько раз приглашал погулять, она
не приходит. Мне с детства трудно даётся общение с противоположным полом, я либо
молчу, либо иронизирую. И девочка, как мне кажется, не может легко общаться с
молодыми людьми.
Игорь. Я и она школьники.


Сотрудник службы доверия. Обратитесь к психологу, который вам сможет более
конкретно помочь.
Игорь. Спасибо.

Игорь приходит к психологу.

Игорь. Меня зовут Игорь.
Игорь заполняет карточку.

Игорь. Нет. Мне всегда было трудно с ними общаться. Возможно, это связано с
особенностями моего характера?

Игорь. До свидания.

Игорь. Здравствуйте.


Психолог. Да, потребность в общении, у вас довольно низкая. Вы не любите бывать среди
людей, предпочитаете одиночество. Вы довольно­таки рассудительная натура, стремитесь
к успеху. Стараетесь быть независимой личностью. Выраженность этих качеств мешает
вам в определенной мере в общении с людьми и в особенности с противоположным полом.
Вы очень любите своих близких, умеете объективно оценить поступки людей. Вас
отличают тактичность, эрудированность.

Игорь. Нет.
Психолог. Постарайтесь в общении использовать именно эти свои качества. Ознакомьтесь
с рекомендациями по общению и отберите для себя те которые помогут вам
раскрепоститься и вести себя не скованно в отношениях с противоположным полом и
преодолеть проблемы возникающие, при общении. Эти упражнения не способ действий
при решении различных проблем в общении, а лишь способ развития навыков, с помощью
которых вы сможете решать подобные проблемы самостоятельно.
Игорь читает упражнения для развития навыков общения предложенные Ф.
Зимбард, А.Б. Добрович:
1.
Заставьте себя вступать в максимальное число контактов: в общественном
транспорте, в очереди, на улице ­ спрашивайте дорогу, даже если вы её знаете, спросите у
трёх человек, как вам куда­то пройти. Постарайтесь проговорить с одним из них хотя бы
две минуты. При этом постарайтесь проследить, как вы обращаетесь к разным людям, в
чем разница вашего поведения и почему;
2.
3.


Попытайтесь вообразить их лица улыбающимися,
Когда у вас возникнет какая­то проблема, обратитесь с ней к кому­то из соседей, с
4.

5.
кем вы раньше не общались;
6.


мероприятие и др.;
7.

заранее тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с подобным человеком
первым;
8.

вашему впечатлению, не склонен к случайной беседе ­ простой вариант ­ своего пола,
более сложный ­ противоположного пола. Задача научиться «разговорить» даже самого
необщительного собеседника;
В общественном транспорте приучите себя анализировать пассажиров: «угадывать»
9.
их профессию, служебное и семейное положение, биографию и т.д. Постарайтесь
определить, что именно в их внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной
гипотезе.
опечаленными,
насмешливыми, испуганными, полными нежности и др.;
10. Позвоните в телефонную справочную и узнайте номера больницы, ЗАГСА,
администрации города; в железнодорожной справочной, узнайте время отправления
поезда и др. Во время всех звонков следите за культурой речи, соблюдением норм
делового этикета. И не забывайте благодарить тех, кто отвечает на ваши вопросы;
11. Перед выходом «на люди» подумайте о чем­нибудь смешном или веселом.
Посмотритесь в зеркало, запомните свое выражение лица и постарайтесь сохранить его
как можно дольше;
12. Старайтесь приветствовать любого знакомого и незнакомых попутчиков, с
которыми вы встречаетесь в течении дня. Улыбнитесь и скажите что­то хорошее ­ о
погоде или комплимент. Старайтесь, чтобы как можно больше людей отреагировали
доброжелательно;
13. Делайте как можно больше комплиментов как близким, так и малознакомым и
незнакомым. Поводом для комплиментов могут служить внешность, одежда, умения («У
тебя особенно здорово получается это блюдо»), личные особенности («Ты всегда такая

14. При случайной ссоре с незнакомым или малознакомым человеком коротко
извинитесь и замолчите вне зависимости от того, что о вас будет сказано. Такая
тренировка выдержки и собственного достоинства может оказаться полезной в более
значимой ситуации;

=у вас превосходное настроение. Попытайтесь вести себя в разговоре так, чтобы ваш
собеседник, прервав его, спросил: «Что это ты сегодня такой подавленный? Что
случилось?»;

=выберите какую­то достаточно эмоциональную ситуацию (сдерживаемый гнев,
скрываемая радость, неосознанная тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо

знакомым вам человеком в этом эмоциональном ключе. Спросите насколько это
выглядело естественно и понял ли он, что именно вы хотели выразить;
16. Прочтите сборник текстов выступлений любого выдающегося оратора или судебные

информационный, сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер.
Выделите для себя «ударные» слова, особенно выразительные. Попытайтесь заменить их
синонимами. Попробуйте ответить, почему был избран данный вариант.

Слово критикам. Ваши ощущения.
Участникам. Сделайте предположение, удастся ли Игорю наладить контакт с девочкой
или нет?
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Теперь вы заполните опросники первый – определяющий уровень самооценки и второй
«Потребность в общении».
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
Психологи Е.И. Головаха и А.И. Головаха сочинили ряд интересных афоризмов из области
психологии человеческого взаимопонимания.
Поразмышляйте над ними вытянув из мешочка тот, который вам в данный момент больше всего
необходим.
 Что мешает понять другого? – то, что он другой.
 Барьеры на пути к взаимопониманию – в вас самих.
 Стремление произвести приятное впечатление не предосудительно,
если оно не единственное.
 По одному нельзя судить обо всех,
 Чтобы понимать, недостаточно слушать слова,
нужно слышать человека.
 Если вы хотите быть понятыми, говорите так,
 Не огорчайтесь, если вас не поняли сразу.
 Чтобы быть понятыми, одним не хватает слов, другим – пауз между ними.
 В человеческих отношениях ничего нельзя делить на свое и чужое.
 Каждый интересен для других в той мере,
 Страдают не от одиночества,
 Отношения между людьми не будут справедливыми,

 Любовь бескорыстна и не отдает предпочтения тем, кто ее больше заслуживает.
 Если вы не в состоянии управлять эмоциями,
 Критика принесет пользу, если вы сумеете убедить человека, совершившего ошибку, в том,
что он, умнее своего проступка.
 Трудно переубедить человека, уверенного в своей правоте.
 В конфликте неправой стороной выглядит не та, которая получила больше оскорблений, а та,
которая их больше нанесла.
 Правила общения полезны в любой ситуации, кроме конкретной.
 Поступайте с другими, так как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.
 Жить в мире ­ значит идти на компромиссы и вступать в диалог.
 Много бед происходит с людьми от того, что они не слышат друг друга, а потому и не
понимают.
Можно ли подобными афоризмами руководствоваться в повседневной жизни?

Поведение культурного мальчика
Мальчик во всех случаях обязан уважать и
защищать честь девочки.
Мальчик первым приветствует девочку.
Мальчик уступает лучшее место девочке и
поддерживает её при подъеме, а также
помогает войти и выйти девочке из
транспорта.
Если со стороны девочки нет опасности, то
мальчик идёт слева от девочки, а если есть
опасность в виде обрыва или движущегося
транспорта и др., то он идёт со стороны
опасности.
В зрительном зале, кафе и др., мальчик идёт
впереди, помогает своей спутнице сесть,
при выходе пропускает ее вперёд; а если
девочка встаёт, то мальчик должен тоже
встать и помочь ей подняться, по
возвращению он также должен встать и
помочь ей сесть.
Мальчик не критикует свою подругу
слишком часто, а вот комплименты
обязательны – их надо высказать хотя бы
дважды за встречу.
Молодой человек, которому отказано в
дружбе, должен согласиться с мнением
девочки и принять её решение.
Мальчик не настаивает на чём­нибудь лишь
для того, чтобы последнее слово было за
ним, не мучает окружающих.
Мальчик не опаздывает это не по­мужски и
наглядно свидетельствует об отсутствии у
него чувства
ответственности и
ненадежности как человека.
Мальчик не проявляет слишком большую
подозрительность
в
правильности, в правдивости) – это
отталкивает и надоедает.
Молодой человек не проявляет свои
симпатии к понравившейся девочке через
неподобающие формы обращения на себя
внимания,
такие как "задирание",
приставание и даже болезненные
(сомнение

Поведение культурной девочки
Девочка первой протягивает руку для
пожатия, если пожелает, а если нет, то
ограничивается поклоном головы.
Девочка не берет за правило ходить в кино,
кафе за счет мальчика.
Если на танец или прогулку одновременно
приглашают два молодых человека, то
делает выбор сама девочка.
Принимая знаки внимания, девочка обязана
поблагодарить.
Девочке следует быть «загадкой», а не
раскрытой книгой.
Девочке не следует смотреть во время
танца в упор на своего партнера, но и не
надо отворачиваться.
Девочке некрасиво без умолку болтать,
равно, как и молчать в общении с другими.
Девочка не расследует, где мальчик был
вчера, следует доверять друг другу.
Девочка не пытается переделать мальчика,
по крайней мере, старается «изменить» его
так, чтобы он этого не замечал.
не
поступков,
Девочка
противоречащих натуре или мужской
натуре вообще мальчика.
требует

Если молодой человек оказывает знаки
внимания, но девочке они не важны, она
должна корректно и по­доброму об этом
сказать.

действия…

Молодой человек Игорь набирает номер телефона службы доверия.
Сотрудник службы доверия. Служба телефона доверия вас слушает.
Игорь. Понимаете, у меня трудности.
Сотрудник службы доверия. Как вас зовут?
Игорь. Меня зовут Игорь.
Сотрудник службы доверия. Сколько вам лет?
Игорь. Мне 14 лет.
Сотрудник службы доверия. Какие именно у вас сложности?
Игорь. Трудность в установлении контакта с девочками.
Сотрудник службы доверия. Расскажите подробнее.
Игорь. Мне нравится девочка, ей тоже 14 лет. Я её несколько раз приглашал погулять, она не
приходит. Мне с детства трудно даётся общение с противоположным полом, я либо молчу, либо
иронизирую. И девочка, как мне кажется, не может легко общаться с молодыми людьми.
Сотрудник службы доверия. Вы учитесь?
Игорь. Я и она школьники.
Сотрудник службы доверия. Где познакомились?
Игорь. Познакомились по месту учебы.
Сотрудник службы доверия. Опишите её.
Игорь. Красивая, весёлая, добрая…
Сотрудник службы доверия. Обратитесь к психологу, который вам сможет более конкретно
помочь.
Игорь. Спасибо.
Сотрудник службы доверия. До свидания.
Игорь приходит к психологу.
Психолог. Здравствуйте, как вас зовут?
Игорь. Меня зовут Игорь.
Психолог. Заполните консультационную карточку.
Игорь заполняет карточку.
Психолог просматривает заполненную карточку.
Психолог. Раньше вы имели опыт доверительного общения с девочками?
Игорь. Нет. Мне всегда было трудно с ними общаться. Возможно, это связано с особенностями
моего характера?
Психолог. А это мы сейчас посмотрим. Заполните, пожалуйста, вот эти два опросника.
Психолог. Приходите завтра и мы обсудим результаты диагностирования.
Игорь. До свидания.
Игорь приходит к психологу на следующий день.
Игорь. Здравствуйте.
Психолог. Здравствуйте, проходите.
Психолог смотрит результаты заполнения опросников.
Психолог. Да, потребность в общении, у вас довольно низкая. Вы не любите бывать среди людей,
предпочитаете одиночество. Вы довольно­таки рассудительная натура, стремитесь к успеху.
Стараетесь быть независимой личностью. Выраженность этих качеств мешает вам в определенной
мере в общении с людьми и в особенности с противоположным полом.
Вы очень любите своих близких, умеете объективно оценить поступки людей. Вас отличают
тактичность, эрудированность.
Психолог. Вы пробовали в общении делать упор на эти качества?
Игорь. Нет.
Психолог. Постарайтесь в общении использовать именно эти свои качества. Ознакомьтесь с
рекомендациями по общению и отберите для себя те которые помогут вам раскрепоститься и вести
себя не скованно в отношениях с противоположным полом и преодолеть проблемы возникающие,
при общении. Эти упражнения не способ действий при решении различных проблем в общении, а

лишь способ развития навыков, с помощью которых вы сможете решать подобные проблемы
самостоятельно.
Игорь читает упражнения для развития навыков общения предложенные Ф. Зимбард, А.Б.
Добрович:
1. Заставьте себя вступать в максимальное число контактов: в общественном транспорте, в
очереди, на улице ­ спрашивайте дорогу, даже если вы её знаете, спросите у трёх человек, как

постарайтесь проследить, как вы обращаетесь к разным людям, в чем разница вашего
поведения и почему;
2. Пригласите кого­нибудь, кому по дороге с вами;
3. Включайтесь в общую беседу по учебе;
4. В общественном месте ­ магазине, кафе, библиотеке и др., ответьте улыбкой первым трем
людям, которые на вас посмотрят;
5. Когда у вас возникнет какая­то проблема, обратитесь с ней к кому­то из соседей, с кем вы
раньше не общались;
6. Позвоните по телефону однокласснику противоположного пола, с которым у вас не близкие
взаимоотношения и узнайте, что задано, когда состоится интересующее вас мероприятие и др.;
7. Часто люди бывают вам неприятны, хотя для этого нет особой причины. Заготовив заранее тему
разговора, заставьте себя при встрече заговорить с подобным человеком первым;
8. Выбирайте людей, которые не вызывают у нас сразу личной симпатии, и тех, кто, по вашему
впечатлению, не склонен к случайной беседе ­ простой вариант ­ своего пола, более сложный ­
противоположного пола. Задача научиться «разговорить» даже самого необщительного
собеседника;
9. В общественном транспорте приучите себя анализировать пассажиров: «угадывать» их



нежности и др.;
10. Позвоните в телефонную справочную и узнайте номера больницы, ЗАГСА, администрации города;
в железнодорожной справочной, узнайте время отправления поезда и др. Во время всех звонков
следите за культурой речи, соблюдением норм делового этикета. И не забывайте благодарить тех,
кто отвечает на ваши вопросы;
11. Перед выходом «на люди» подумайте о чем­нибудь смешном или веселом. Посмотритесь в
зеркало, запомните свое выражение лица и постарайтесь сохранить его как можно дольше;
12. Старайтесь приветствовать любого знакомого и незнакомых попутчиков, с которыми вы
встречаетесь в течении дня. Улыбнитесь и скажите что­то хорошее ­ о погоде или комплимент.
Старайтесь, чтобы как можно больше людей отреагировали доброжелательно;
13. Делайте как можно больше комплиментов как близким, так и малознакомым и незнакомым.
Поводом для комплиментов могут служить внешность, одежда, умения («У тебя особенно
здорово получается это блюдо»), личные особенности («Ты всегда такая очаровательная, а
сегодня особенно») и т.д.;
14. При случайной ссоре с незнакомым или малознакомым человеком коротко извинитесь и
замолчите вне зависимости от того, что о вас будет сказано. Такая тренировка выдержки и

15. Побудьте актёром и примерьте следующие маски:
=у вас превосходное настроение. Попытайтесь вести себя в разговоре так, чтобы ваш собеседник,

=вы не в духе. Пусть ваш собеседник этого ни в коем случае не заметит;
=выберите какую­то достаточно эмоциональную ситуацию (сдерживаемый гнев, скрываемая радость,
неосознанная тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым вам человеком в этом
эмоциональном ключе. Спросите насколько это выглядело естественно и понял ли он, что именно вы
хотели выразить;

16. Прочтите сборник текстов выступлений любого выдающегося оратора или судебные речи
адвокатов, обращая особое внимание нате места, которые носят не столько информационный,
сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер. Выделите для себя «ударные»
слова, особенно выразительные. Попытайтесь заменить их синонимами. Попробуйте ответить,
почему был избран данный вариант.
Игорь. Спасибо за помощь, буду применять эти способы.
Упражнения для развития навыков общения предложенные Ф. Зимбард, А.Б. Добрович:
1.
Заставьте себя вступать в максимальное число контактов: в общественном транспорте,
в очереди, на улице ­ спрашивайте дорогу, даже если вы её знаете, спросите у трёх человек, как
вам куда­то пройти. Постарайтесь проговорить с одним из них хотя бы две минуты. При этом
постарайтесь проследить, как вы обращаетесь к разным людям, в чем разница вашего поведения
и почему;
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Пригласите кого­нибудь, кому по дороге с вами;
Включайтесь в общую беседу по учебе;
В общественном месте ­ магазине, кафе, библиотеке и др., ответьте улыбкой первым
трем людям, которые на вас посмотрят;
Когда у вас возникнет какая­то проблема, обратитесь с ней к кому­то из соседей, с кем
вы раньше не общались;
Позвоните по телефону однокласснику противоположного пола, с которым у вас не
близкие взаимоотношения и узнайте, что задано, когда состоится интересующее вас
мероприятие и др.;
Часто люди бывают вам неприятны, хотя для этого нет особой причины. Заготовив
заранее тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с подобным человеком первым;
Выбирайте людей, которые не вызывают у нас сразу личной симпатии, и тех, кто, по
вашему впечатлению, не склонен к случайной беседе ­ простой вариант ­ своего пола, более
сложный ­ противоположного пола. Задача научиться «разговорить» даже самого
необщительного собеседника;
В общественном транспорте приучите себя анализировать пассажиров: «угадывать» их
профессию, служебное и семейное положение, биографию и т.д. Постарайтесь определить, что
именно в их внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе. Попытайтесь
вообразить их лица улыбающимися, опечаленными, насмешливыми, испуганными, полными
нежности и др.;
Позвоните в телефонную справочную и узнайте номера больницы, ЗАГСА,
администрации города; в железнодорожной справочной, узнайте время отправления поезда и др.
Во время всех звонков следите за культурой речи, соблюдением норм делового этикета. И не
забывайте благодарить тех, кто отвечает на ваши вопросы;
Перед выходом «на люди» подумайте о чем­нибудь смешном или веселом.
Посмотритесь в зеркало, запомните свое выражение лица и постарайтесь сохранить его как
можно дольше;
Старайтесь приветствовать любого знакомого и незнакомых попутчиков, с которыми
вы встречаетесь в течении дня. Улыбнитесь и скажите что­то хорошее ­ о погоде или
комплимент. Старайтесь, чтобы как можно больше людей отреагировали доброжелательно;
Делайте как можно больше комплиментов как близким, так и малознакомым и
незнакомым. Поводом для комплиментов могут служить внешность, одежда, умения («У тебя
особенно здорово получается это блюдо»), личные особенности («Ты всегда такая
очаровательная, а сегодня особенно») и т.д.;
При случайной ссоре с незнакомым или малознакомым человеком коротко извинитесь
и замолчите вне зависимости от того, что о вас будет сказано. Такая тренировка выдержки и
собственного достоинства может оказаться полезной в более значимой ситуации;
Побудьте актёром и примерьте следующие маски:
=у вас превосходное настроение ­попытайтесь вести себя в разговоре так, чтобы ваш собеседник,
прервав его, спросил: «Что это ты сегодня такой подавленный? Что случилось?»;

Вы не в духе ­ пусть ваш собеседник этого ни в коем случае не заметит;
=выберите какую­то достаточно эмоциональную ситуацию (сдерживаемый гнев, скрываемая
радость, неосознанная тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым вам человеком в
этом эмоциональном ключе. Спросите насколько это выглядело естественно и понял ли он, что
именно вы хотели выразить;
Прочтите сборник текстов выступлений любого выдающегося оратора или судебные
речи адвокатов, обращая особое внимание нате места, которые носят не столько
информационный, сколько непосредственно воздействующий на аудиторию характер. Выделите
для себя «ударные» слова, особенно выразительные. Попытайтесь заменить их синонимами.
Попробуйте ответить, почему был избран данный вариант.
16.

Потребность в общении1
ФИ__________________________ класс_________ возраст________ дата ______________
Инструкция: ответьте либо «да» либо «нет» на следующие вопросы.
ДА НЕТ
Вопросы
Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

п/п
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2.
3. Мне нравится высказывать кому­либо свое расположение.
4.
5.
6.
Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему­то ухудшается
настроение.
Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому­то в чем­то помочь.
7.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не
повредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я
нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко брошенных собак и кошек.
21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем
суждениям о них со стороны других людей.
27. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем
радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
31.
32. В детстве я входил в компанию, которая держалась вместе.
Ради друга я могу пожертвовать всем.
1 Потребность в общении / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.428­430.

33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о силе дружбы.
Обработка результатов:
Цель ­ диагностика потребности в общении.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.
Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31,
32, 33,
Ответы «нет» на вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.
Чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении. Результат
исследования уточняется при сравнении с оценочной шкалой.

ТЕСТ «КАК У ТЕБЯ С САМООЦЕНКОЙ?»
ФИ ________________________ класс ________ возраст ___________ дата __________
Инструкция:
Отвечая на вопросы, укажите, как часты перечисленные ниже состояния по шкале.

п/п
1.
Вопросы
часто ­
3 балла
Шкалы
иногда ­
2 балла
редко –
1 балл
никогда ­
0 баллов
очень
часто –
4 балла
Я часто волнуюсь
понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы
друзья

мои
подбадривали меня.
Я боюсь выглядеть
глупцом.
Я беспокоюсь за свое
будущее.
Внешний вид других
куда лучше, чем мой.
Как жаль, что многие
не понимают меня.
Чувствую, что я не
умею как следует
разговаривать
с
людьми.
Люди ждут от меня
очень много.
Чувствую
скованным.
себя

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Мне кажется, что со
мной должна случиться
какая­нибудь
неприятность.
11. Мне не безразлично,
как люди относятся ко
мне.
12. Я чувствую, что люди
говорят про меня за
моей спиной.
13. Я не чувствую себя в
безопасности.
14. Мне не с кем
своими

интересуются моими
достижениями.
Обработка результатов:
Сложите все баллы по утверждениям.
Завышенная самооценка ­ меньше 10 баллов ­ тебе нужно избавляться от чувства
превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип:
всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог
зажечь.
Адекватная самооценка ­ от 10 до 30 - ты психологически зрелая личность, что
проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, то есть реалистической
оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела.
Заниженная самооценка ­ больше 30 баллов- ты недооцениваешь себя.

Что мешает понять другого? – то, что он другой.
Что поможет понять другого? – то, что он другой!
Барьеры на пути к взаимопониманию – в вас самих.
И чтобы преодолеть их, нужно подняться над собой.
Стремление произвести приятное впечатление не предосудительно,
если оно не единственное.
По одному нельзя судить обо всех,
так же как по всем – об одном.
Чтобы понимать, недостаточно слушать слова,
нужно слышать человека.
Если вы хотите быть понятыми, говорите так,
чтобы это не мешало понять, что же вы хотите.
Не огорчайтесь, если вас не поняли сразу.
Легко находит единомышленников только тот, кто ни о чем не думает.
Чтобы быть понятыми, одним не хватает слов,
другим – пауз между ними.
В человеческих отношениях ничего нельзя делить на свое и чужое.
Чужое горе бывает только у равнодушных, чужая радость – у завистников.
Каждый интересен для других в той мере,
в какой он интересен для самого себя.
Страдают не от одиночества,
а от чрезмерного общения с собой.
Отношения между людьми не будут справедливыми,
пока каждый не получит то, что он желает другим.
Любовь бескорыстна и не отдает предпочтения тем,
кто ее больше заслуживает.
Если вы не в состоянии управлять эмоциями,
не позволяйте хотя бы им управлять вами.
Критика принесет пользу, если вы сумеете убедить человека, совершившего ошибку,
в том, что он, умнее своего проступка.
Трудно переубедить человека, уверенного в своей правоте.
Невозможно – уверенного в противном.
В конфликте неправой стороной выглядит не та,
которая получила больше оскорблений, а та, которая их больше нанесла.
Правила общения полезны в любой ситуации, кроме конкретной.
Но пренебрегая ими, вы рискуете конкретную ситуацию превратить в неприятную.
Поступайте с другими, так
как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.
Жить в мире ­ значит идти на компромиссы
и вступать в диалог.
Много бед происходит с людьми от того, что они не слышат друг друга,
а потому и не понимают.

Литература:
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.



Рассказать друзьям