Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша. Консультация на тему: Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для воспитателей ДОУ «Знакомство с играми «Блоки Дьенеша»: «Назови имя…», «Переводчики», «Игры с обручами».

Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в лёгкой игровой форме. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырёх форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырёх цветов (красный, синий, жёлтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Предлагаю вашему вниманию игры «Назови имя…», «Переводчики», «Игры с обручами».

Игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном: красный, жёлтый, синий. Величина - силуэтом домика (большой, маленький). Форма - соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). Толщина - условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий

Игра «Назови имя…»: предъявите ребёнку несколько карточек и предложите назвать их имена. Так, ребёнок научится читать закодированную информацию, т.е. научится её раскодировать, а в словаре ребёнка появятся следующие определения: "...это красный, большой, круглый, толстый блок. После освоения этих умений можно усложнить задание. Теперь ваш ребёнок будет самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Предлагаются такие игры: "Кто быстрее соберёт блоки!", "Поручения", "На своё место". Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи. В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки (игра "Мышки-норушки") помогают заинтересовать ребёнка в отборе блоков - "запасов на зиму" в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые...

В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Например: перечеркнутая красная клякса означает, что фигурка не красная. А значит, она, может быть, синей или жёлтой. Перечёркнутый треугольник означает не треугольную фигурку (квадратную, круглую или прямоугольную). Для усвоения таких понятий необходимы игры: "Переводчики", "Помоги Незнайке" . В этих играх требуется не только рассказать о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, но и найти соответствующий блок. Эти игры научат детей по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о жёлтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасный и несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве.

Перед игрой объясните ребёнку основную терминологию - «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели вам понадобятся два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, красный и зелёный, и поместить их на любую твёрдую поверхность. Далее объяснить малышу следующие аспекты: какая часть поверхности располагается внутри двух обручей; внутри красного обруча, но вне зелёного; внутри зелёного, но вне красного обруча; вне обоих обручей.

Для игры с одним обручем нужно подготовить логические блоки и обруч. Далее предложите ребёнку поместить внутрь обруча только блоки жёлтого цвета, а вне обруча расположить остальные блоки. Для закрепления информации можно задать следующие вопросы: Какие блоки находятся внутри обруча? (Жёлтые). Какие блоки расположены вне обруча? (Не жёлтые: синие, красные). В процессе игры предоставьте малышу возможность самостоятельно выбирать основной цвет (размер, форму, толщину) логических блоков.

Для игры с двумя обручами приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом жёлтый и синий. Разместите на твёрдой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Далее предложите ребёнку встать в различные зоны обруча, при этом проговаривайте слова: внутри и вне обруча. Например, встань внутрь жёлтого обруча, но вне синего обруча или встань внутри обоих обручей. Потом малыш располагает логические блоки внутри двух обручей. Например, внутри жёлтого обруча необходимо поместить все синие блоки, а внутри синего - блоки круглой формы. После выполнения практической задачи по расположению блоков ребёнку предлагают ответить на стандартных четыре вопроса:

Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

Внутри синего, но вне жёлтого обруча?

Внутри жёлтого, но вне синего?

Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Более сложным уровнем отличается игра с тремя обручами. В данной игре малыши выполняют сортировку блоков по трём признакам. Для игры необходимо расположить обручи так, чтобы получилось восемь областей. Далее родители с малышом называют данные области по отношению к обручам, отличающиеся цветом. Например, внутри синего и красного обруча, но вне жёлтого обруча или внутри трёх обручей. После ознакомления с областями взрослые предлагают ребёнку расположить в обручах предметы: внутри обруча красного цвета поместить блоки квадратной формы, внутри обруча жёлтого цвета - блоки большого размера, а внутри синего - блоки в жёлтом исполнении. После выполнения практической задачи, для закрепления и повторения материала, задайте ребёнку восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

Внутри всех трёх обручей;
- внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча
- внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча
- внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча
- внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча
- внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча
-внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча
- вне всех трёх обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Несомненно, блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра!

Будьте уверены, ваш ребёнок полюбит играть с волшебными блоками!

Чеботарева Алла Михайловна

воспитатель 1квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородской обл, Белгородского р-на»

Цель мероприятия.

  1. Познакомить педагогов с целью и приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша.
  1. Знакомство с блоками Дьенеша.
  2. Практические игры и упражнения с блоками.
  3. Заключение.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки (Приложение).

Описание мастер-класса

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а, действительно, заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить то, о чем идет речь.

Это особенно актуально, поскольку в настоящее время - время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

В своей работе по развитию логико-математических способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.

Предложить участникам мастер-класса блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур (презентация набора Блоков Дьенеша ):

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

1 задание: Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение 1).

2 задание: В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к людям - это достоинство человека.

Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).

3 задание: Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из п. Сява в г. Нижний Новгород. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой стрелки (один шаг) (приложение 3).

4 задание: Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков-символов, которые могут запретить проход определённых символов (приложение 4).

Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».

Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) настольно-печатных играх (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной категории МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик». Нижегородская область, г. Шахунья, пос. Сява

Цель мероприятия.

Познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».

План проведения мастер-класса:

  • Знакомство с цветными счетными палочками:

Немного истории,

Цель использования цветных счетных палочек.

  • Практические игры и упражнения с палочками:

Количественный и порядковый счет – строим паровозик,

Конструирование – строим дачный домик,

Социализация – строим дерево, собачку,

Коммуникация – дачный поселок.

Математическая лесенка

Состав числа – коврик.

  • Заключение:

Пособия для работы с палочками Кюизенера.

Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, подносы – по количеству присутствующих.

Описание мастер-класса

Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр , все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:

Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.

Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.

Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.

7- черного цвета.

1- белого цвета и кратна любому числу.

Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.

Программные задачи :

Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

  • Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине),
  • Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения),
  • Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,
  • Различать количественный и порядковый счет,
  • Деление целого на части.

Раздел: ВЕЛИЧИНА

  • Сравнение предметов по длине и высоте,
  • Измерение с помощью условной меры.

Раздел: ФОРМА

Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

  • За, между, перед

Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

  • Что сначала, что потом

Важно:

  • Сначала проводится работа на наглядном материале,
  • Работаем только за столом,
  • Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др.),
  • Не даем образец!

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Игра: «Цветные коврики»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры.

Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик:

  • Цветом: « Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».
  • Числами: « Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один ». - Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход: игры:

Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

Игра «Найди пару»

Варианты:

К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).

Пособия для работы с палочками Кюизенера: р одителям показать различные дидактические пособия.


Родители согласятся с тем, что большинство дидактических материалов, продающихся в магазинах рассчитано на определенный возрастной период, к примеру, от 2 до 3 лет, от 3 до 5 лет и т.д. И редко, когда встретишь логическую игру или конструктор, идеально подходящий для детей разных возрастов.

Однако исключение составляют логические блоки Золтана Дьенеша — уникального венгерского педагога. К сожалению, данная система не так популярна, как методики Монтессори или же Глена Домана. И напрасно, между прочим. Игры этого легендарного педагога заслуживают особого внимания каждого родителя. Логические игры Дьенеша позволяют не просто играть, а играть в слова.

Игры с блоками способствуют развитию:

  • памяти
  • логического мышления
  • комбинаторики
  • внимания

Формируют и развивают следующие навыки:

  • способность определять в предметах свойства;
  • правильно их называть;
  • удерживать в памяти от одного до нескольких свойств объектов (цвет, размер и т.д.);
  • умение обобщать.

Кстати, на родительских форумах отзывы о логических блоках Дьенеша самые положительные, у многих родителей дети считают эту логическую игру самой интересной и увлекательной. Причем вне зависимости от возраста. Поэтому приступать к занятиям, никогда не поздно, чем раньше начнете, тем интереснее будет малышу

Набор блоков состоит из 48 объемных фигур, причем все блоки различаются по четырем свойствам:

  • форме — круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные;
  • размеру — маленькие и большие;
  • цвету — красные, желтые, синие;
  • толщине — тонкие и толстые.

Причем каждая из фигур имеет четыре свойства из четырех возможных. Кстати, в наборе нет двух одинаковых фигурок, именно благодаря этой особенности с блоками можно придумывать много интересных игр.
Как подсказка родителям в наборе прилагается методическое пособие, в котором визуально изображены возможные фигуры из блоков.
Самым маленьким лучше начинать ознакомление с самыми простейшими геометрическими фигурами: толстый-тонкий, большой-маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету.
Уже начиная с двух лет, дети учатся понимать такие слова, как «разные», «одинаковые», начинают понимать форму предметов.
Детям старше пяти лет будут интересны игры на обобщение, сравнение, классификацию предметов по нескольким свойствам.
Но разделение по возрастам идет только условное — все зависит от индивидуальных особенностей интеллектуального развития ребенка.
Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки.
С двух лет блоки являются больше обучающим материалом, а уже с трех лет блоки являются ничем иным как интересной игрой.

Интересные игры с блоками Дьенеша:

1. «Найди две одинаковые фигуры» (по цвету, по форме, по размеру).

Такая игра подойдет для самых маленьких — с помощью блоков можно изучать цвета, размеры и формы предметов и затем предлагать малышу разгруппировать фигуры по их свойствам.

2. «Построим цепочку из фигур».

Суть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т.д.

3. «Поделим фигуры между гостями».

В роли гостей могут выступать родственники или же игрушки. Следует предложить малышу разделить фигуры таким образом, чтобы у каждого «гостя» были только фигуры одинакового цвета (размера, формы).

4. «Домик».

Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист следует разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты». В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов, а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.

5.» Угадай-ка» .

Один из блоков надо спрятать в коробочку или мешочек. Допустим, фигура — большой красный квадрат. Предложите ребенку угадать, какой блок спрятан, он может задавать вопросы, ответы на которые предполагают или «Да» или «Нет». Допустим, Ребенок спрашивает: «Эта фигура круглая?» - «Нет». Вместе убираете из всех имеющихся фигурок фигуры круглой формы и т.д.

Сказка «В царстве блоков»

Сказка «В царстве блоков»
Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.
Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Всего 11 карточек. Из них 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.
Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире "мемори".

ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ

Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8).
Педагогические возможности материала:
Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность "случайного" выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

ИГРЫ С ОБРУЧАМИ


Игра «Космический корабль»

Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина).
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Варианты игр по темам

Название игры Назначение обручей Замещение предмета Игровое действие Дополнительный материал
1 Садовники клумбы цветы Посадка рассады Стихи, загадки по теме
2 Космос Ловушки для сбора Космический мусор Сбор мусора Стихи, загадки по теме
3 Рыбалка Ёмкости для рыбы Рыба Лов рыбы Стихи, загадки по теме
4 Город Район Дома Застройка районов Стихи, загадки по теме
5 Транспорт Вагоны поезда, грузовые машины Груз Погрузка груза Прямоугольник из картона, ковролина - изображение паровоза
6 Урожай корзины Грибы, ягоды, овощи, фрукты Сбор урожая Стихи, загадки по теме


Игры с обручами с пресечением областей

Рекомендация: В первой игре с пересечением областей сначала можно положить обручи отдельно, без пересечения. Определить условия для каждого обруча. Например, в одном желтые, а другом круглые. Возникнет ситуация, когда круглый желтый блок можно положить как в один, так и в другой обруч. Если дети сами не догадаются, предложить им решить проблему, надвинув один обруч на другой.

Игра «Садовники»

Материал: обручи желательно одного цвета, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания. Определение областей пересечения.
Описание игры: обручи раскладываются на полу. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков определяется условие для каждого из обручей, необходимо использовать разные свойства, для того чтобы создать возможность для пересечения областей обручей.
Правила: Дети превращаются в садовников, которые решили посадить красивые цветы на клумбах. Дети по очереди подбрасывают кубики с разными свойствами и определяют, какие цветы будут расти на клумбе. Когда клумба заполнена, проверяем правильность заполнения, всех областей, называя их свойства. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории...
Уровень сложности:
Простой: одно пересечение - используются два обруча, и условие задают два свойства (цвет и форма, или цвет и величина и т.д.).

Средний: 2-3 пересечения - используются 3-4 обруча, и условие задают несколько свойств (цвет, форма, размер, величина и т.д.).

Высокий: три обруча с общей областью пересечения.

Варианты игр по темам

Название игры Замещение предмета Игровое действие
1 Олимпийские кольца Огоньки Зажигание олимпийских колец
2 Волшебный цветок Лепестки Раскрашивание лепестков
3 Гусеница Пятнышки Украшение гусеницы
4 Кондитерская фабрика Конфеты Раскладывание конфет


Игра «Угощение»

Материал: 9 изображений медвежат, любимые игрушки, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша.
Цель игры: развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимание слов: "разные", "одинаковые", проводить логическую операцию «не», умение взаимодействовать.

Описание игры:
Вариант1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье. Угощают вдвоём одного мишку по очереди. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться. Сначала, угощает первый ребёнок, другой должен выбрать угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. Затем второй угощает мишку, а первый выбирает угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. В конце игры подсчитаем, сколько раз угостили медвежат, сколько желтого (квадратного и т.п.) «печенья» получил медвежонок.
Уровень сложности:
Простой: «печенье» должно отличаться только одним свойством.
Средний: «печенье» должно отличаться только 2 свойствами.
Высокий: «печенье» должно отличаться только всеми свойствами.

Вариант 2. Каждый ребёнок угощает свою любимую игрушку. Ведущий определяет с помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цифр), какое печенье дать игрушке в правую руку, а ребёнок по условию подбирает угощение для левой руки.

Вариант3. Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы».
Уровень сложности:
Определяется количеством свойств.

Рекомендации для родителей: дома можно проиграть аналогичную игру «Подарки». Придумывать «подарки» для кого-либо (мамы, папы и т.д.), которые будут отличаться:
по цвету (красные розы – белые лилии),
своим свойствам (деревянная ложка - фарфоровая чашка),
предназначению (резиновые сапоги – резиновые шины).


Игра «Чудо - дерево»

Материал: Дерево с ветками без листьев, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша
Цель: Развитие умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает украсить волшебное дерево в зависимости от темы и времени года, на котором вместо листьев может быть что угодно, как в сказке К.Чуковский «Чудо-древо».
Вариант 1. Дети могут подбрасывать логические кубики и определять цвет, размер, фору, толщину фигур.
Вариант 2. На каждой ветке условия разной степени сложности. Ребёнок сам выбирает ветку, которую будет украшать.
Уровень сложности:
Определяется количеством свойств на каждой ветке (цвет, форма, размер, толщина).

Дополнительный материал: К.Чуковский «Чудо-древо»


Игра «Художники» (Давайте вместе поиграем)

Материал:
"Эскизы картин" - листы большого цветного картона
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;

набор блоков
Цель игры:
развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).

Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок.
Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.


Игра «Украсим елку бусами» (из серии игр «Давайте вместе поиграем»)

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

«Магазин» из серии игр «Давайте вместе поиграем»

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)


Подвижная игра «Кошки-мышки» из серии игр «Праздник в стране блоков»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.

Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.

На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.


«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.
Материал:
Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

«Что лишнее?»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).


«Чудесный мешочек» -2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

«Бусы»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры: Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

«Найди пару»

Цель:
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

«Найди клад»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Сравни – где больше»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.


«Разложи фигуры»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).

«Что изменилось»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

«Сколько?»

Цель: Развивать умение выделять свойства
геометрических фигур (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.
Материал: логические блоки Дьенеша.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

«Хоровод»

Цель:
Материал: игровое поле с изображением круга или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод из волшебных фигур. Хоровод получиться красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому-то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

«Найди меня»

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»


«Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Рассели жильцов» - 2

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане, кодовые карточки.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов.

«Рассели жильцов» - 1

Цель:
Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.

Игра «Этажи»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков.
Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Ольга Береснева
Консультация для родителей «Играем с логическими блоками Дьенеша»

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш . Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет. Ведь они способствуют развитию логического мышления , комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач : умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции . Игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию речи, мышления и математических представлений.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур :

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ;

б) четырех цветов (красный, синий, желтый) ;

в) двух размеров (большой, маленький) ;

г) двух видов толщины (толстый, тонкий) .

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Итак, сегодня мы расскажем о самых играх , которые интересны будут детям старшей группы.

Детям 5-6 лет будут интересны игры на обобщение, сравнение, классификацию предметов по нескольким свойствам.

К вашему вниманию несколько игр :

1. Игра «Домик» .

Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист следует разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты» . В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов , а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.

2. Игра «Этажи»

Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы) .

Вариант 2 : деталь такой же формы, но другого размера (или цвета) .

Вариант 3 : строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

3. Игра «Домино»

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х) . Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы) .

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера) .

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

4. Игра «Делимся»

Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины) . Можно угощать игрушки по-разному : чтобы заяц получил все большие «морковки» , обезьянке все желтые «бананы» . Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.

5. Игра «Обобщенная цепочка» .

На листе бумаги нарисовано несколько кругов, соединенных линиями. Требуется в каждый круг положить по фигурке из набора так, чтобы в кругах, соединенных линией, лежали фигуры, отличающиеся в точности одним признаком (а в кругах, не соединенных линией, неважно)

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

На своих занятиях я очень часто использую с детьми логические блоки Дьенеша и Цветные счетные палочки Кюизенера. В процессе игр с блоками,.

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактическую игру с блоками Дьенеша «Волшебный цветок», которая была изготовлена в рамках тематической.

Картотека наглядно - дидактических пособий для игр с логическими блоками и фигурами и палочками Кюизенера. Важнейшими дидактическими пособиями логико – математического развития дошкольников являются: логические блоки Дьенеша и комплект логических.

Конспект НОД в средней группе с логическими блоками Дьенеша «В гости к Пушистику на день рождения» Задачи: - Закрепить умение детей правильно называть времена года, дни недели. - Уточнить понятия широкий- узкий, длинный-короткий. - Закрепить.

Тема: «Путешествие в весенний лес»Возрастная группа:3-4 года. Форма НОД:познавательная деятельность. Форма организации: групповая. Средства:.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование.



Рассказать друзьям