Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория. Опыты и эксперименты (средняя группа) на тему: Конспект занятия по экспериментированию в средней группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Задачи: расширять и углублять представления детей о свойствах воды; ; развивать любознательность, ; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: баночки с водой, мелкие игрушки, песок, пластмассовые бутылки, на крышки которых нанесена изнутри краска, дольки апельсина и лимона, ягоды клубники, сахар, соль, кристаллики лимонной кислоты.

Ход занятия

Воспитатель (В.): Ребята, послушайте внимательно мою загадку и попробуйте ее отгадать.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить. (Вода).

Молодцы, сразу догадались, что это вода.

Сегодня я хочу рассказать вам немного о свойствах воды. Проходите, пожалуйста, в нашу «мини-лабораторию». Здесь мы будем проводить опыты с водой. В этом нам помогут наши 5 помощников. Как вы думаете, о каких помощниках идет речь? (Ответы детей.)

Предлагаю детям подойти к столу. На столе стоят баночки с водой, пластмассовые бутылки, на крышки которых изнутри нанесена краска, на подносе лежат мелкие игрушки, в небольшой емкости – песок.

В: Первыми помогут нам наши глаза. Посмотрите на воду и ответьте на вопрос: «Какая вода?» (Ответы детей.) Правильно, ваши глазки очень внимательные. Вода чистая, прозрачная. А сейчас опустим в банку с водой игрушки. Что мы видим? (Ответы детей.) В банке лежат игрушки, но вода осталась чистой и прозрачной. А сейчас смотрите: в банку я насыпаю немного песка. Что происходит? (Ответы детей.) Игрушки уже плохо видны. Но почему? (Дети высказывают предположения.) Значит, мы доказали, что вода не всегда бывает чистой и прозрачной.

Вывод: Если в воду добавить песок, землю, то она станет мутной, грязной, темной.

В: А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)

Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.

В: Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.

Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.

В: А что же нам может рассказать о воде наш помощник нос?

Предлагаю детям подойти к другому столу. На столе стоит вода в четырех банках, на тарелочке лежат дольки апельсина, лимона и ягоды клубники.

Давайте понюхаем воду. Пахнет ли она? (Ответы детей.) Молодцы, правильно определили: вода запаха не имеет. А что будет, если я добавлю в воду капельки сока апельсина, лимона или клубники? Чем она будет пахнуть? (Ответы детей.)

Предлагаю детям определить, чем пахнет вода с добавлением сока лимона, апельсина, клубники.

Что помог нам доказать наш помощник нос? (Ответы детей.)

Вывод: вода не имеет запаха, но она может приобретать запах другого вещества, которое в нее добавляют.

В: Ребята, а что же нам может рассказать о воде наш помощник язык? (Ответы детей.)

Подходим к третьему столу. На столе стоят четыре стакана с водой и три тарелки: в одной – сахар, в другой – соль, в третьей – кристаллики лимонной кислоты. Дети пробуют обычную воду: она без вкуса. Добавляю в один стакан сахар, в другой – соль, в третий – немножко лимонной кислоты. Дети пробуют воду и определяют, что она стала сладкой, соленой, кислой.

Вывод: обычная вода вкуса не имеет, но может его приобретать.

В: Ребята, а знаете ли вы, зачем нужна вода? (Ответы детей.) А как вы думаете, мы должны беречь воду? (Ответы детей.) А почему мы должны беречь воду? (Ответы детей.) Мы пьем пресную воду, но ее запасы исчерпаемы. Люди должны научиться беречь воду, чтобы ее хватило надолго. Давайте выучим правила пользования водой.

1. Хорошо закрывай кран, чтобы вода не капала.

2. Не пускай воду сильной струей.

3. Набирай столько воды, сколько необходимо.

В: Ребята, что вы узнали о воде? Почему нужно беречь воду? ? (Ответы детей.)

Анна Скрипаль
Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»

Цель :

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.)

2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека . 3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования .

4. Активизировать речь и обогащать словарь : воздух бесцветный , невидим, не имеет запаха.

5. Учить детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа : беседа о воздухе и его свойствах , наблюдение за воздухом на прогулке , рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о воде.

Материал : Вода.

Оборудование : Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики.

Ход занятия:

Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.

Загадка :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (Воздух )

Правильно, это воздух ! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас ! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе . Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя (воспитатель надевает на себя и детей белые халаты и защитные очки) .

Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты ). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием . Только для начала запомним правила безопасности :

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

Толкаться, спорить;

Трогать оборудование, приборы;

Засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты ? (Дети отвечают)

Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

Итак, приступаем к работе.

Опыт №1. «Как поймать воздух

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух ? Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его .

Пакет полон воздуха , он похож на воздушный шарик . Воздух занял всё место в мешке . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха .

Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим , бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : А теперь пройдем к столу и начнем 2 эксперимент .

Опыт №2. «Пузыри»

На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель : Как вы думаете, есть ли воздух в банке ?

Ответ детей : Есть.

Воспитатель : Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?

Ответ детей : (Пузыри) .

Воспитатель : как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки , заняла его место , а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т. к. воздух легче воды .

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Ответ детей : Мыльные.

Воспитатель : Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?

Ответ детей : Воздух .

Воспитатель : Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

Воспитатель : Ребята, скажите мне, воздух имеет форму .

Дети : нет.

Воспитатель : Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится.

Опыт № 3. «Воздух внутри нас »

Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки) . А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (Воздух ) .

Воспитатель : Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает» . Правила следующие :

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2.«да» , «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый ? (Бывает) .

Воздух бывает чистый ? (Бывает) .

Воздух бывает пушистый ? (Не бывает) .

Воздух бывает легкий ? (Бывает) .

Воздух бывает грязный ? (Бывает) .

Воздух бывает сердитый ? (Не бывает) .

Воздух бывает холодный ? (Бывает) .

Воздух бывает полосатый ? (Не бывает) .

Опыт № 4. «Кораблики»

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

Воспитатель : Что делают кораблики?

Ответ детей : Стоят на месте.

Воспитатель : А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

Ответ детей : плавают.

Воспитатель : Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется , получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди , раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами . Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : А теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.

Дети садятся на стульчики.

Скажите, а у воздуха есть запах ? Вдохните (запаха нет) . Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет .

Они передаются воздухом , и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке (открываю , а там ватка смоченная детским кремом) . Воздух донёс до наших носиков запах крема.

Вывод : воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух . Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать) . Ребята, а зачем нужен воздух , мы можем обойтись и без него. Проверим? Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух . Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке : голова находится прямо – «вдох» , голова повернута направо – «выдох» , голова прямо – «вдох» , голову опускаем к подбородку – «выдох» , голова прямо – «вдох» , голову поднимаем наверх – «выдох» , голова прямо – «вдох» . Выполняем упражнение 5-10 раз.

Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать)

Воспитатель : видимо, без воздуха и , правда, жить не возможно! Ребята, кому нужен воздух , кто не может жить без него? (люди, животные, растения.) .

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, кому же нужен воздух ? (проводится д\и «Кому нужен воздух » : Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух ). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха , он нужен всему живому.

Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе .

(глядя на схемы (если дети затрудняются, помочь им) Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму. Находится внутри пустых предметов и нас. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Рефлексия :

Воспитатель : Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся.

Ответ детей : Давайте.

Воспитатель : Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе на тему: «Воздух – невидимка». Цели: Образовательные: - Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека; -Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, способствовать формированию у детей познавательного интереса; - Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: - Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. Воспитательные: - Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - Воспитывать любознательность и взаимопомощь; - Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Материал: - Полиэтиленовые мешочки(по количеству детей); - Стаканчики с водой, коктельные трубочки(по количеству детей); - Тазик с водой, стакан, салфетки; - Парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик. Место проведения - Групповая комната Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но, невидим он для нас! Что это? Эксперимент № 1 « Какой воздух?» Дети: Воздух! Воспитатель: Воздух? А что это такое? Вы видели воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать? Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный. Воспитатель: Вы хотите воздух увидеть? Его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Тогда возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Каким стал пакет? Дети: Он стал круглым. Воспитатель: Пакет полон воздуха. Но, здесь ничего не видно. Почему? Дети: Воздух прозрачный, невидимый. Воспитатель: А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал тоненьким. Почему7 Дети: В нем нет воздуха. Воспитатель: Вывод- воздух невидимый и, чтобы его увидеть, воздух надо поймать. И мы это смогли сделать! Воспитатель: А сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой пакет воды. Чем они похожи? Дети: Они оба прозрачные. Воспитатель: А как узнать, в котором воздух? Вот, возьмите и подержите. Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий. Воспитатель: Вывод- воздух легкий. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? Вот, вода нам нужна, чтобы пить, варить еду, умываться, стирать. А воздух для чего нужен? Дети: Дышать. Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать? Дети: Нет, очень тяжело. Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха. Сделаем Вывод- воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха. Эксперимент № 2 « Где живет воздух?» Воспитатель: Ребята, мы уже с вами знаем, что воздух вокруг нас, мы им дышим, мы его ловили. А где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом, может ли воздух жить внутри нас? Дети: Может. Воспитатель: И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите, что это? Дети: Соломинки. Воспитатель: Да, это соломинки стаканчик с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют. Что происходит? Что вы видите? Дети: Пузырьки поднимаются вверх. Воспитатель: Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но, как он попадает к вам? Через нос? Дети: Да. Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем (2-3 раза). Дыхательная гимнастика « Обдуваем плечики». Вывод- человек не может жить без воздуха. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руке стакан. В нем что-то есть? Дети: Нет, он пустой. Воспитатель: Я его переверну вверх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна. Воспитатель достает из воды стакан и показывает детям. Дети обследуют его и приходят к выводу: снаружи стакан мокрый, а внутри сухой. Воспитатель: Почему вода не попала внутрь? Дети: Там был воздух. Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный. Что нового узнали? Дети: Воздух живет в стакане, в воде и в нас тоже. Физминутка: Зашагали ножки прямо по дорожке. Весело гуляли, друга повстречали. - Здравствуй, здравствуй милый друг, Ты посмотри вокруг, Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись. Эксперимент № 3 « Как помогает воздух?» Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой – парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы думаете: какой шарик упадет раньше? Дети: С парашютом.Без него. Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель опускает одновременно оба шарика. Дети: Быстрее упал без парашюта. Воспитатель: Как, вы, думаете почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта? Дети: Ему помог воздух. Воспитатель: Правильно. Воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу. Посмотрите, с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся. Что же мы узнали? Кому помогает воздух? Дети: Воздух помогает человеку, если он прыгает с парашюта. Воспитатель: Вот, спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух? Какой он? Где живет? И кому помогает? Вывод: - Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; - Чтобы увидеть воздух, его надо поймать; - Воздух легче воды; - Воздух находится даже внутри людей; - Без воздуха ничто живое не может жить; - Воздух помогает человеку. Аутотренинг: Закройте глаза, мы с вами отдыхаем. « Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый и свежий воздух. Нам хорошо и приятно». Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетел шарик. Его надуло ветром. Посмотрите, какой он веселый. Давайте его украсим. (Дети украшают шарик салфетками, намоченными водой).

Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: цели, задачи, методика организации

К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.

Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:

  • Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
  • Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).

Средние дошкольники используют в экспериментировании различные приборы

Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе - развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Представления о физических объектах и их свойствах формируются у воспитанников через практические действия с предметами

Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:

1. Образовательные задачи:

  • формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
  • развитие исследовательского типа мышления;
  • обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
  • развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
  • совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

  • закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
  • воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
  • создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
  • привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
  • развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Дети 4–5 лет совершенствуют умение выслушивать инструкции воспитателя и стараются максимально точно выполнить их

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

  1. Иллюстративное экспериментирование. Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

    Опыты в песочнице иллюстрируют знание ребят о том, что лучше всего держит форму влажный песок

  2. Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

    Детям заранее неизвестен результат при поисковом экспериментировании, поэтому радость от открытия информации обеспечена

  3. Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена»: сказочная героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка порвалась, бусины рассыпались и покрылись слоем льда. Перед ребятами ставится задача - помочь героине, высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике), тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

    Дети пытаются разрешить проблемную ситуацию (освободить бусинки из ледяных кубиков), пробую различные способы растапливания льда

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? - Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

Исследовать свойства объектов практическим путём можно во время прогулки

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

Индивидуализация заданий на занятиях по экспериментированию

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Разноцветные льдинки» ребят можно разделить на три подгруппы: первая подгруппа получает задание - развести в стаканчиках с водой жёлтую, голубую, белую, красную краски, разлить по формочкам и поставить замораживаться; вторая подгруппа - развести в стаканчиках с водой синюю, красную и фиолетовую краски, затем сделать воду более нежных оттенков при помощи добавления белой краски, разлить по формочкам, заморозить; третья подгруппа - самостоятельно подумать, какие краски надо смешать в стаканчиках с водой, чтобы получить розовый, зелёный, сиреневый и оранжевые цвета, разлить и заморозить.

Индивидуализировать задания можно через выбор материалов в продуктивной деятельности. Для средних дошкольников - это задания по оформлению и украшению созданных работ. Так, для украшения разноцветных льдинок из рассмотренного ранее занятия дети могут добавить в подкрашенную воду фурнитуру на свой вкус: бусины, бисер, блёстки, фольгированное конфетти, зёрнышки, засушенные лепестки и др. Задания, предоставляющие выбор, развивают фантазию ребёнка, решительность, эстетический вкус.

Для выполнения экспериментов группу можно разделить таким образом, что наиболее успевающие воспитанники будут выполнять практическую часть в индивидуальной форме, другие ребята - в подгруппах по 3–4 человека, с отстающими воспитатель организует отдельную подгруппу, где ребята будут экспериментировать в совместной с педагогом деятельности.

Выбрать цвет краски на свой вкус для проведения опыта - задание в рамках личностного подхода в образовании

Мотивирующее начало занятия

Дети 4–5 лет обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше средние дошкольники воспринимают инструкции и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности и в начальной школе. Продуктивной также оказывается работа, основанная на элементах игры - тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно экспериментирования, результаты в решении поставленной проблемы и степень мотивации к практическим исследованиям в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

От того, насколько заинтересованы дети в предстоящем эксперименте, зависит активность и результат их практических действий

Варианты мотивирующих начал - таблица

Тема Мотивирующее начало занятия
«Как воду сделать чистой» Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, в группу заходит капелька по имени Капитошка (воспитанник подготовительной группы в костюме или маске).
Дидактическая игра.
Капитошка здоровается с ребятами и говорит, что пришёл к ребятам в поисках своих сестрёнок-капелек. Ребята показывают Капитошке места, где в группе живёт вода (воспитатель приклеивает наклейки-капельки в этих местах): кран в умывальнике, чайник, лейка и пульверизатор в зелёном уголке, ваза с цветами, ведро для мытья полов и др.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель спрашивает у Капитошки, почему его сёстры потерялись. Он отвечает, что они жили в озере, где вода была чистая (ставит на демонстрационный стол ёмкость с чистой водой), но что-то случилось и вода недавно стала другой (ставит ёмкость с мутной водой). Тогда капельки стали убегать из озера. Капитошка печален и просит у ребят помощи в очистке озёрной воды.
«Ключи царевны Несмеяны» Создание игровой ситуации.
В группу приходит видеописьмо от царевны Несмеяны. Она рассказывает, что злая колдунья зачаровала воду в лесном ручье, стала вода мёртвой, ни пить, ни трогать её нельзя. Вчера утром Несмеяна гуляла в лесу, когда она переходила по мостику через заколдованный ручей, связка ключей оторвалась с её пояса и упала в воду, ключи опустились на дно. Плачет царевна - как ей достать ключи от царства, не замочив рук в мёртвой воде? Несмеяна называет волшебные слова, которые хором повторяют ребята и переносятся в Тридевятое царство. Далее следует игра-эксперимент по вылавливанию ключей со дна контейнера с водой: при помощи сачка и удочек с крючком не получается достать ключи - они плоские, их сложно подцепить со дна; получается притянуть ключи магнитами, закреплёнными на палочках или удочках.
«Плыви, плыви, кораблик» Развлекательный элемент.
Разгадывание загадок: про корабль, ветер.
Прослушивание и разучивание песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!»
Проведение физкультминутки «Корабли по морю плыли».
Включение в игровую ситуацию.
Ребята делятся на две подгруппы, каждой даётся по деревянному кораблику с парусом. Ребята называют корабли (допустим, «Победа» и «Жемчужина»), опускают их на воду друг напротив друга в большой контейнер, в центре которого натянут шнурок с флажками. По сигналу воспитателя участники обеих команд начинают моделировать порывы ветра (дуют, направляя движение корабля), победит та подгруппа, чей корабль первым достигнет флажков.

Воспитанники находят в группе места, где живёт вода

Примеры организации экспериментирования в средней группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности на занятиях с детьми 4–5 лет.

Опытно-экспериментальное занятие «Свойства песка» - видео

https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY Video can’t be loaded: Видео урок опытно-экспериментальной деятельности в средней группе, МБДОУ№31, г.Нижнекамска, РТ (https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY)

Познавательно-исследовательский досуг «Что мы знаем о воде?» - видео

https://youtube.com/watch?v=it-E6h-AMng Video can’t be loaded: Познавательно-исследовательский досуг. Лаборатория «Что мы знаем о воде?»(средняя группа) (https://youtube.com/watch?v=it-E6h-AMng)

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные превращения в природе» - видео

https://youtube.com/watch?v=et6oeW6BpVc Video can’t be loaded: МБДОУ ДС КВ № 34 «Чайка» г. Туапсе Опытно экспериментальная деятельность Т М Мозжина (https://youtube.com/watch?v=et6oeW6BpVc)

Экспериментирование с водой в средней группе - видео

https://youtube.com/watch?v=a4Aq9UriYv8 Video can’t be loaded: экспериментирование в средней группе (https://youtube.com/watch?v=a4Aq9UriYv8)

Занятие «Снег не для угощения - снег для развлечения» - видео

https://youtube.com/watch?v=7WRvFarvAc0 Video can’t be loaded: Занятие в средней группе воспитателя Акименковой Анастасии Сергеевны (https://youtube.com/watch?v=7WRvFarvAc0)

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие по экспериментированию в средней группе имеет продолжительность не более 20 минут. Разрабатывая конспект занятия, воспитатель должен подбирать разнообразные формы деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей подопечных. Для профилактики переутомления чередуются задания из образовательных областей: игровой (дидактические и сюжетные игры), двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы), эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок), речевой (проведение познавательных и дидактических бесед), познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Опытно-экспериментальное занятие в средней группе имеет примерную структуру:

  • организационный момент - 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия - 4 минуты;
  • речевые или познавательные задания - 2–3 минуты;
  • игровая или двигательная активность - 4–5 минут;
  • практическая деятельность - 5–6 минут;
  • подведение итогов - 1 минута.

Трудовые поручения выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

За порядок и чистоту на рабочем месте воспитанники следят самостоятельно

Картотека опытов и экспериментов в средней группе - таблица

Тематика практических исследований Содержание опытов и экспериментов
«Вода»
  • Расширение представлений о свойствах воды: наблюдение за степенью плавучести объектов в пресной и солёной воде, изучение процесса испарения воды, исследование процесса движения молекул в холодной и горячей воде (при помощи растворения кристаллов марганцовки или пищевых красителей);
  • игры-эксперименты с водой: переливание жидкости на скорость, действия с водяными игрушками (мельницей, брызгалками).
«Снег и лёд»
  • Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;
  • опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
  • игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.
«Воздух»
  • Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;
  • игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.
«Песок, глина, грунт»
  • Расширение представлений о различных видах почвы;
  • экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
  • экспериментирование с «живым» песком.
«Свет и тень»
  • Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;
  • опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
  • игры-эксперименты в рамках театра теней.
«Звук»
  • Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);
  • игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».
«Живая природа»
  • Экспериментирование с проращиванием семян;
  • опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном).
«Магнит»
  • Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева), передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;
  • экспериментирование с магнитной стружкой (действие от обратного: при помощи металлического предмета собирается рассыпанная стружка).
«Краски»
  • Формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок;
  • экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов;
  • экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани.
«Космос»
  • Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов, смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;
  • игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд».

Изучение свойства воды растворять вещества (сахар, краски) проходит в занимательной форме

Открытое занятие «Домашний лимонад» - таблица

Цели
  • Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).
  • Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).
Задачи Образовательные:
  • познакомить со значением воды для живой природы (в т. ч. для человека), её свойствами,
  • обогащать и активизировать словарь (подбор определений к существительным, числительные - один, два, половина), совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

  • мотивировать детей на самостоятельное приготовление пищи (напитков),
  • развивать способности к познанию нового, способность анализировать, делать выводы и умозаключения,
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться,
  • воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить дело до конца,
  • воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности,
  • формировать диалоговое общение воспитателя и детей.
Материалы и оборудование
  • вода (простая тёплая, газированная),
  • посуда (прозрачные стаканы, блюдца, ложки чайные, прозрачный графин 1 литр),
  • продукты (сахар-песок, лимон),
  • иллюстрации цветов в вазе, цветов сухих, пьющих воду людей, животных, птиц насекомых.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности
  • наглядный,
  • экспериментирование,
  • наблюдения,
  • метод демонстрации алгоритма.
Ход занятия 1 ЧАСТЬ:
Педагог: Ребята, сегодня мы утром с вами поливали наши комнатные растения, кто помнит, сколько воды выпили наши растения?
Ответы детей: 2 лейки
Педагог: Как вы думаете, все ли растения пьют воду?
Ответы детей: да
Педагог: Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдёт с цветочком, если его оставить без воды? (показывает слайды засохших цветов)
ОД: засохнет, завянет, погибнет
Педагог: А кто ещё любит пить воду?
ОД: Люди, животные и т. д.
Педагог: Верно, ребята, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым! (показывает слайды животных пьющих воду, птиц, насекомых и людей)
Педагог: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
ОД: Сок, чай, молоко и т. д.
Педагог: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
ОД с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Педагог: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
2 ЧАСТЬ:
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
  1. Ребята, возьмите каждый себе по кружке с водой, блюдце и чайную ложку.
  2. Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода.

Какая вода?

по температуре: тёплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная.

  1. Давайте растворим в тёплой воде немного сахара.

Педагог и ребёнок берут пиалы с сахаром, набирают пол чайной ложки сахар и кладут в свою кружку, после передают по кругу товарищам, чтобы каждый мог взять немного сахара. Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробуют.
Какая стала вода?
Ответы детей с помощью педагога:

по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
Педагог: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Физкультминутка.

  1. Давайте каждый возьмём по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром) и положим лимон в кружку. Разомнём ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей с помощью педагога:
по температуре: осталась тёплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Педагог: Когда мы к сладкой воде добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.

  1. Домашний лимонад готов.

3 ЧАСТЬ
Ребята, так из чего мы приготовили такой вкусный кисло-сладкий лимонад?
Ответы детей с помощью педагога: из сахара, лимона и воды.
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. И разве мы их оставим без лимонада? Давайте я приготовлю лимонад для гостей, а вы мне напомните, из чего мы его делали.

  1. Беру тёплую воду
  2. Что первым добавляем в воду (ОД сахар)? Сколько нужно сахара? Половины ложки хватит, на такой большой графин? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим две чайной ложки.

  1. Что теперь добавляем? Маленькой дольки лимона хватит? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим половину лимона.
Все тщательно перемешаем.
Вот и готов домашний лимонад для гостей (разливаем в пластиковые стаканчики для гостей, дети угощают).
Педагог: Теперь, ребята, пожелаю вам приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нём много витаминов.
После того, как вы допьёте свой напиток, стаканы, блюдца, ложки нужно поставить на кухонный стол. И, конечно, постарайтесь сегодня вечером дома приготовить вместе с родителями лимонад!

Воспитанники выполняют практические действия самостоятельно, прослушав инструкции педагога

Проведение открытого занятия в средней группе

Открытое занятие, как и любое занятие в образовательном процессе, требует основательной подготовки и проработки. Отличие открытой формы - в демонстрации какой-либо методической цели сторонним наблюдателям. На таком занятии могут присутствовать методисты, воспитатели и администрация детского сада, коллеги из других ДОУ, родители воспитанников.

В качестве методической цели выбирается показ инновационной разработки воспитателя: нетрадиционная форма подачи материала или занятия, использование информационно-компьютерных технологий:

  • воспитание экологической ответственности через игру-эксперимент: практическая часть занятия заключается в «очистке» пруда, дети вылавливают мусор из воды притягивая его удочками с магнитами;
  • интегрирование областей «Познание» и «Художественно-эстетическое»: игры-эксперименты по извлечению звуков из различных предметов (посуды, смятых листов бумаги, трубок и др.) и создание весёлого оркестра;
  • занятие в форме квеста: выполнение заданий, в том числе опытов, с важной игровой целью, например, злой волшебник запер ребят в группе и способ выбраться - выполнить задание;
  • включение в игровой элемент занятия мультипликационных персонажей, любимых современными детьми: фиксики, Котя и Катя, Сам-Сам, Барбоскины - герои делятся своим опытом, зовут присоединиться к их приключениям;
  • использование проектора: для детей 4–5 лет актуальны 1) показ мультипликационных роликов познавательного содержания, 2) показ слайдов в качестве условного обозначения места действия (джунгли, Северный полюс, морское дно, сказочное королевство), 3) просмотр видео с проведением интересного опыта с целью вызвать желание выполнить его в детском саду.

Проведение открытого занятия по экспериментированию осуществляется в соответствии с требованиями к учебно-воспитательному процессу. Структура занятия должна быть чёткой, следовать разработанному педагогом алгоритму. Воспитанники не должны испытывать дискомфорт или находиться в условиях стресса, когда присутствуют наблюдатели. Воспитатель рассчитывает уровень познавательной активности детей и не допускает их переутомления. Если дети устали, он меняет вид деятельности.

Воспитатель должен уметь импровизировать. Если во время проведения открытого занятия он замечает признаки усталости у детей, как правило, это является следствием того, что поставлены образовательные задачи были неверно. Ни в коем случае не допускается угнетать эмоциональное и физическое состояние детей ради достижения методической цели. Для снятия напряжения воспитатель включает детей в игровую или двигательную деятельность. Для опытно-экспериментального занятия такими упражнениями могут быть:

  • игра «Найди предмет из…»: воспитатель продолжает фразу названием материала (из дерева, пластика, железа, ткани), дети должны встать около предметов из него;
  • двигательные имитации под музыку: дети ходят по кругу, воспитатель называет объект, движения которого дети начинают воспроизводить по памяти (кошка, птица, кузнечик, ветряная мельница, подъёмный кран, барабанщик);
  • двигательная игра «Немое кино»: дети становятся в круг, воспитатель рассказывает историю, дети молча изображают действия («Жили-были гуси, однажды они полетели на юг, там они приземлились на озеро и поплыли. В озере гуси ловили рыбу, чистили перья…»);
  • игра «Волшебный мешок»: дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают попавшийся предмет и угадывают его, после чего достают и возвращают его в уголок экспериментирования на нужное место. Совет воспитателям: такой мешочек рекомендуется всегда иметь на готове, менять лежащие в нём предметы. Дети любят играть снова и снова в игры на угадывание.

Когда занятие завершено и воспитанники переходят к следующему режимному моменту, начинается аналитический этап открытого занятия. Воспитатель сообщает поставленную им методическую цель и методы её реализации, делает выводы: была ли достигнута цель, какие моменты требуют совершенствования или корректировки, намечает направление дальнейших разработок. Далее происходит обмен мнениями с присутствовавшими на занятии коллегами и методистами.

Наблюдатели следят за ходом занятия, оценивают эффективность работы педагога, берут на заметку инновационные разработки

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности

Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.

По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.

В средней группе длительность досуга составляет не более 30 минут.

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

  • природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
  • неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
  • другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
  • приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
  • медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
  • фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.



Рассказать друзьям