Игралочка. Дидактические игры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Игра «Подбери по цвету»

Цель игры: развитие творческого и логического мышления, формирование умения различать и называть четыре основные цвета:красный, синий, зелёный, жёлтый. Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.

Как можно проводить игру? Два варианта (может кто-то придумает больше) : 1. Ребёнку предлагается расставить цветные крышки и стаканчики в соответствии с предлагаемым образцом. 2. Предложить ребёнку самому придумать узор из цветных крышек и стаканчиков.

Модуль «Яйцо» для детей 2–3 лет.

Модель «Яйцо».

Цели:

Расширить кругозор, дать представление о птицах;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: яйцо с молнией, картинки птиц вырезанных по контуру, желательно ламинировать или заклеить скотчем.

***

Игровая деятельность детей осуществляется, индивидуально; сюжет игровой мотивации: «Кто может вылупиться из яйца? »

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком яйцо и просит достать из яйца одну из картинок птиц. Ребенок достает одну из картинок и объясняют кого он нашел в яйце.

Многофункциональный модуль «Лесная поляна» для детей 2–3 лет

Модель «Лесная полянка».

Цели:

Пополнить словарный запас детей новыми словами;

Расширить кругозор, дать представление о растениях, ягодах, насекомых;

Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: лесная полянка, на которой различными способами прикрепляются цветы, грибочки, насекомые, ягоды, выполненные из ткани.

***

Игровая деятельность детей осуществляется, по подгруппам или индивидуально; сюжет игровой мотивации может быть различным: «Соберем ягодки для бабушки», «Оживим полянку, посадим цветочки», «Соберем в корзинку грибочки для ежика» и т. п.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком пустую лесную полянку и просит оживить полянку, посадив цветочки. Ребенок из предложенных вариантов выбирает понравившейся ему цветочки, и выкладывает их на полянку.

(Цветочки прикрепляются к полянке на специальных липучках) .

Дидактическая игра по сенсорно-моторному развитию для детей раннего возраста «Цветные корзиночки»

Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по проблеме недостаточного развития сенсорных навыков у младших дошкольников.

Цель: Показать влияние правильно подобранных методов сенсорного воспитания на развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Педагогический процесс в детском дошкольном учреждении необходимо строить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его склонность к игре. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться и на высоком уровне определять форму предмета, его объём и размер, у ребёнка должны быть хорошо развиты окологлазные мышцы, помогающие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, и скоординированы мышцы обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-нибудь предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-либо моторные действия.

Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные предметы, тем быстрее и лучше разовьются его сенсорно - моторные навыки.

Игра изготовлена: кубиков вырезанных в форме корзиночек четырех цветов, из фетра изготовленных яблок, бабочек, птичек, листиков, цветочков всех по пять штук соответсвенно основных цветов.

Цель:

Развитие мелкой моторики;

Формирование умения обращать внимание детей на цвет, устанавливать тождество цвета;

Развивать умения различать и называть цвета.

Ход игры:

1. Играть можно вдвоем, втроем, вчетвером…

2. Воспитатель, говорит, что нужно найти такого цвета как корзинка яблоки, бабочку, листик, птичку, цветочек и положить их в корзинку.

3. Ребенок должен назвать цвет, определить форму яблока (круглая, обводит пальцем, указать какой она формы и цвета, кладет в корзинку.

Развивающая игрушка для развития мелкой моторики

Маленькие детки очень любят все обследовать своими ручками, им всегда хочется все и всегда потрогать и погладить.

Вот я решила сшить такую гусеничку.

Цель: Развитие мелкой моторики.

Узнавать и запоминать цвета.

Счет в пределах пяти.

Логическое мышление.

Что бы сшить такую гусеничку: потребуются

Детские носочки (желтые, красные.т. д.)

Крупы, косточки от сухофруктов, макароны и. т. д.

Ленточки разных цветов

Бусинки разных цветов.

1. Вариант игры.

«Узнай что поела сегодня гусеничка? »

Ребенку предлагается тщательно обследовать каждое звено и понять что внутри находится. (н-р: гречка, гусеничка поела гречку.)

Можно напротив гусенички в емкости разложить те крупы, которые находятся внутри нее. Что бы ребенок мог сравнить зрительно и тактильно.

2. Вариант игры.

«Посчитай узоры на спинке».

Ребенку дается задание (н-р: найти 3 зеленые бусинки, на каком звене рисунок на спинке из 2-х желтых и 3-х розовых бусинок и. т. д.) .

3. Вариант.

«Какие цвета любит гусеничка? »

Ребенку предлагается назвать цвета звеньев, бусинок, ленточек.

Развивающая игра «Забавные прищепки!»

Вашему вниманию предлагаю оригинальную и увлекательную игру «Забавные прищепки», которая несёт в себе обучающую задачу. Я предлагаю вам поиграть с ребенком в прищепки?

Да, в те самые бельевые прищепки, которыми мы вешаем белье! Как помочь маленькому человечку познать этот мир?

Конечно же, через игру. Все дети любят играть с прищепками.

Открывая прищепку, ребёнок тренирует свои пальчики, у него концентрируется внимание, сила воли.

Вырабатывается терпение и желание достичь конечной цели. В результате таких игр тренируются пальчики, они становятся более послушными, сильными.

Я сделала различные фигурки, наклеила их на толстый картон, обклеила картинки скотчем. И купила яркие пластмассовые прищепки. Дети прикрепляют прищепки к фигуркам, дополняя недостающие элементы, развивая фантазию, творчество. Получились забавные картинки. Можно почитать детям стихи, помочь запомнить небольшой стишок, учить выразительно его читать. Увлекательная и занимательная игра готова! Посмотрите, что у меня получилось!

Образовательная область «Познание. » Возраст 3-5 лет

Форма работы: индивидуальная.

Цель игры: развивать мелкую моторику детских ручек, закрепить знания цвета, оттенков.

Задачи: воспитывать усидчивость, целеустремленность, развивать речевую активность, мелкую моторику пальцев рук, внимание, логическое мышление, запоминать стихотворения, развивать фантазию, мышление, творческие способности.

Ход игры:

Игра может проводится в различных вариантах:

1-вариант- «Сделай тучке дождик». «Солнышку лучики» и т. д. - учить детей использовать прищепки одного цвета.

2-вариант- «Петушок», «Клоун» и т. д. -чередовать прищепки по цвету.

3-вариант – «Радуга», «Цветные карандаши» и т. д. - учить использовать цветовую гамму.

Прищепочки.

У меня в руках прищепки.

Прищепки не простые,

А прищепки бельевые!

Прищепки не деревянные,

Из пластмасса и очень яркие.

Я прищепки свои беру

И играю я в игру.

Игра у меня любознательная,

Яркая и увлекательная.

Я картинку свою нарисую

И прищепкой простой дорисую.

Я забавные прищепки беру

Продолжаю я игру.

Вот какие у меня прищепки

Не простые, а бельевые.

С ними я играю

И ум свой развиваю!

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях

Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения в игровой форме. Они формируют сильную воздушную струю, повышают интерес детей-логопатов к дыхательной гимнастике, развивают фантазию и творческое воображение.

Играйте на здоровье!

«Колобок»

Я колобок, колобок,

Я румяненький бок.

На окошке остудился,

По дорожке прокатился.

Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

«Горох»

Вот тарелочка с горохом,

На него подую я.

Интересно стало мне

Посмотреть, что там на дне.

Всем об этом расскажу

И картинку покажу.

Дно неглубокой тарелки закрыть горохом, под которым приклеена картинка.

Ребенок раздует горох и увидит картинку.

«Свечи»

Полной грудью я вдохну,

Снова воздух наберу.

Потушу я свечи,

Знают это дети!

Расставить свечи. Ребенок должен потушить как можно больше свечей с одного выдоха.

«Дорожка»

Есть у нас цветные ленты –

Длинные дорожки.

Воздух носом набираем

И дорожки открываем.

Две ленточки скручены в трубочку. Два игрока по команде начинают дуть на них. Победитель тот, кто быстрее раскрутит свою трубочку.

«Берлога»

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Тихо-тихо снег лежал.

А в берлоге мишка спал.

Дети дуют на «снег» из ваты и получают представление о берлоге медведя.

«Корабли»

Из альбомного листочка

Корабли мы смастерили,

Их на воду опустили,

В путешествие пустили.

В емкость с водой поместить корабли. Они должны проплыть, направляясь к противоположным берегам.

Многофункциональное игровое пособие «Избушка-раскладушка»

Описание:состоит из модульных каркасов стен и крыши, обтянутых разноцветной тканью и соединённых между собой змейками, шнурками, крючками и липучками. Домик имеет 16 рабочих поверхностей (8 - внутренние и внешние стены, 8- внешние и внутренние крыши). Внешние 4 стены соответствуют временам года и имеют карманы с различными дидактическими карточками с клеящимися поверхностями. Внутренние 4 стены в оформлении соответствуют следующей тематике: грамота, развитие математических представлений, сенсорики, и звкопроизносительных навыков. Все рабочие поверхности крыши оформлены с целью развития мелкой моторики (шнуровка, плетение кос, змейки, кнопки, пуговицы, липучки) .

Цель: используется в основном при формировании и уточнении пространственно-временных представлений, развитии лексико-грамматической стороны речи, при коррекции звукопроизношения.

Возраст: в зависимости от цели образовательной деятельности.

Дидактическое пособие «Цыплятки» для детей в возрасте 2–3 лет

Настоящее методическое пособие изготовлено воспитателем Воробьевой Екатериной Михайловной, воспитателем ГБДОУ 64 Невского района Санкт-Петербурга.

Цели игры:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Активизирование словаря во фразовой речи: маленькие, желтые. Обогащение словаря: пушистые.

3. Вызвать эмоциональный отклик, желание помочь.

4. Развитие элементарных математических представлений: понятие много, один.

5. Развивать восприятие через ознакомление детей с цветом, формой, размером.

6. Закрепить представления о домашних птицах и их детенышах, кто -как кричит;

7. Развивать выразительность речи, передавая интонации вопроса, восклицания. Закрепление знаний потешек;

Материалы:

игрушка курочка;

пробки 4 основных цвета;

шнурки 4 основных цвета;

дощечка с нарисованными цыплятами.

Ход игры:

Воспитатель приносит игрушку курочку.

Читает потешку:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели черного жука, дождевого червяка,

Выпили водицы целое корытце.

Курочка жалуется что её маленькие цыплятки, которые вылупились из яйца могут убежать со двора.

А чтобы этого не случилось для них нужно сделать заборчик.

Сначала нужно поставит столбики из пробочек разных цветов, каждая пробочка должна соответствовать цвету столбика.

После того как столбики будут правильно установлены, от каждого столбика нужно сделать перекладинку из шнурочка до другого столбика.

Когда заборчик сделан. Курочка благодарит детей за помощь. Прощается с ними, и уходит.

Игру можно усложнить и использовать с детьми младшего дошкольного возраста.

Какая форма у пробочек? ;

Какая фигура получается из пробок на дощечке? ;

Посчитай сколько пробочек? ;

Чем отличаются друг от друга цыплята? ;

Сколько цыплят вылупились? ;

Сколько дырочек от одного столбика до другого? ;

Сделай частый забор, используя все дырочки.

Сделай редкий забор, пропуская шнурок через одну дырочку.

Какое время года? ;

Игровое пособие «Суслик и гороховый стручок» для детей первой младшей группы

Цель: Развитие сенсорных способностей младших дошкольников.

Задачи:

Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов;

Развивать внимание и память;

Развивать мелкую моторику, расстёгивая и застегивая молнию

Описание пособия:

Гороховый стручок, игрушка суслик. Гороховый стручок зеленого цвета, внутри три горошины одинаковой величины, красного, желтого, синего цвета. Игрушка суслик. Суслик и стручок связаны крючком.

Данное пособие позволяет не только развлекать детей, привлекать их к сюжетно-ролевой игре, но и служит решению конкретных задач. Обучающие и игровые цели дополняют друг друга. С применением пособия повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности. Применяя пособие необходимо использовать различные игровые элементы: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

пособие можно применять в разных областях:

Ознакомление с миром природы

Учить различать по внешнему виду животное, овощ.

Формировать представление о том, что овощи растут на грядке летом и осенью; животные обитают в лесу, на лугу.

Развитие речи

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету;

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов; глаголами, обозначающими трудовые действия (расстегивать, застегивать молнию, собирать горошины в стручок.) ; прилагательными, обозначающими цвет, величину.

Игровая ситуация:

1 вариант.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел Суслик. Он принес нам гороховый стручок.

разложить горошины по цветам;

собрать горошины в стручок;

описать овощ по цвету, размеру; рассказать где растет;

составить предложение (рассказ) об овощах, какие еще овощи растут на грядках.

2 вариант.

Игра «Чего не стало? »: суслика и стручок с горошинами разложить на столе. Посмотрите и запомните, как они расположились. Воспитатель закрывает игрушки ширмой и убирает одну из игрушек (или просит одного из воспитанников). Дети должны найти чего не стало.

Игровые ситуации могут быть разнообразны, в зависимости от того, какие задачи поставил педагог.

Дидактическая игра «Цветочки в вазочках»

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида».

Дидактическая игра с прищепками для детей 2-3 лет.

«Цветочки в вазочках»

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по цвету, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Средства: прищепки разного цвета, вазочки, заготовки цветов.

1 вариант игры: воспитатель предлагает доделать недостающие детали предметами (лепестки для цветов) .

2 вариант игры:

Воспитатель загадывает загадки:

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка. (роза)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

(Одуванчик)

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий,

Этот синенький цветок

Назывался. (Василек)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький. (Подснежник)

Предлагает из заготовок сделать цветы при помощи прищепок.

Когда дети выполнят задание, попросить поставить цветы в вазы соответствующего цвета.

Разработала: воспитатель Байбикова К. Р.

Игрушки из бросового материала

Покормите Ваню и Таню

Для этой игры взяла баночки из-под пресервов, немного цветных ниток, цветной скотч. Прорезала отверстие - это рот, наклеила глазки, нос и игра готова.

Полянка

Ёмкости из -под молока, белого и прозрачного цвета. Также обклеила скотчем, отверстие проделала горячим шилом. В отверстия проталкиваются палочки из под чупа- чупсов или ушные.

Мышкина кладовая

Пластиковые баночки с прорезями на крышках и пуговицы.

Змейка

Бусы

"Бантики

Моталочка

Катушки и цветные нитки. Перемотать нить на другую катушку.

Шумовые доминушки

Обвязала капсулы от киндеров, на одном конце пришила пуговицу, на другом сделала петельку. Капсулы заполняла мелкими предметами для шума. Получилось домино.

Золушка

Использовала семена арбуза, фасоли, хурмы. Дети перебирают пальчиками или пересыпают ложечками.

Такими игрушками дети с удовольствием играют.

Коврик для развития мелкой моторики рук

Всем известно, что развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Хочу показать мой развивающий коврик, который я сделала своими руками для детишек 1 младшей группы, в которую ходит моя доченька.

Для начала я на бумаге придумала эскиз своего коврика и сделала шаблоны, которые затем перевела на ткань.

Домик, елку, дерево и травку я сразу пришила к полотну, а остальные части шила по отдельности.

В солнышко сначала вшила молнию и только потом пришила его к полотну.

Заготовки яблочек обшила по краям и наполнила синтепоном, пришила петельки.

Бабочек оформила различными бусинками-украшениями и с левой стороны пришила липучки.

Одно облачко выполнила техникой как яблочки, а второе сделала на шнуровке.

Окно дома тоже оформила шнуровкой.

Пришила на полотно, там, где нужно, пуговки и одела на них все детали.

Вот что у меня получилось.

Дидактическая игра для детей первой младшей группы

Первая младшая группа.

Солнышки я вырезывала из цветного плотного картона.

Детки аккуратно играют, не мнут и не рвут.

Игра «Собери солнышко».

Перед игрой прочитайте детям стишок, пусть они похлопают в ладошки. Светит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы похлопаем в ладоши, Очень рады солнышку.

Цель: Активизация восприятия (по цвету) .

Вам потребуется разноцветные солнышки. Педагог в произвольном порядке раскладывает половинки солнышек, затем предлагает детям (по очереди) собрать солнышко, соединив половинки подходящие по цвету.

Эта игра очень нравиться малышам. Они с удовольствием ищут половинки подходящие по цвету.

Дидактическое пособие «Вязаная сказка» для развития мелкой моторики рук

Дидактическое пособие «Вязаная сказка»

для развития мелкой моторики рук.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так-же словарный запас детей. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное - для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать, специально у нас все под рукой: пуговицы, шнурки, ленточки, застёжки, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Я заметила, что уровень развития мелкой моторики у моих воспитанников остаётся низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это - основные условия успешного обучения.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое, много другого нестандартного оборудования.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и др. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев, игры с использованием нестандартного оборудования направлены на решение следующих задач :

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Цель дидактического пособия: Создать условия для развития

мелкой моторики и движений пальцев рук; развивать двигательные и познавательные способности детей; развивать мелкую моторику, ручную умелость через выполнение предметнопрактических действий.

Упражнять детей в закреплении понятий «большая - маленькая туча или дерево», учить пристегивать и отстегивать пуговицы, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук, учить заплетать косички, завязывать бантики и шнурки. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. Учить детей придумывать сюжет сказки самим.

Значимость работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Оборудование: Вязаные картинки тучи, деревья, листочки,

солнышко, ёжик, цветы, рюкзачок, пуговицы, шнурки, картон, ткань для изготовления панно.

Сказка: В одном волшебном лесу живёт ёжик Колючка. Он очень любит гулять по лесу и собирать грибы. Однажды когда он опять пошёл за грибами, подул сильный ветер и сорвал листочки и растрепал солнышку лучики. Ёжик помог солнышку и дереву, проверил, не потерялись ли грибочки из рюкзачка. Вылез ужик погреться на солнышке, и распустились цветочки. В небе появилась радуга, на которой всегда ждут ёжика подарки от друзей.

Описание игры «Ураган» - дуя на дерево и раскачивая его, воспитатель или ребенок отстегивает от него листочки. «Ой! Ветер сорвал листочек, он упал на землю». Предлагают ребенку побыть ветром - подуть, покачать дерево, затем пристегнуть листочки.

1. Игра «Вдевание шнурка в дырочки».

Цель: Научить ребёнка вдевать шнурок в фигуру с дырочками.

2. Игра «Солнышко».

Цель: научить детей заплетать косички и завязывать бантики и шнурочки.

3. Игра «Радуга».

Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку.

Формирование активного словаря ребенка.

Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть радугу. Как хочется ёжику такие же цветные иголочки. Поможем разыскать все краски для ёжика и поставить их по порядку. Закрепить в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

4. Игра «Собери букет».

Цель: Закрепить в активном словаре название цвета. Развивать умение классифицировать по цвету и цветовым оттенкам.

Содержание: Воспитатель предлагает собрать букет.

5. Игра «Еж колючий, но не злой! ».

Цель: формировать умение группировать разнообразные предметы по цвету.

Содержание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько предметов (листочки зеленые, грибы, назвать цвет и прикрепить их к спинке ежа или на травку.

6. Игра «Помоги ежику собрать урожай».

Цель: формировать умение выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции. Развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления.

Содержание: Воспитатель предлагает детям прикрепить на спинку ежика несколько листочков. Разнообразить: три красных яблочка, два желтых и только одно попалось зеленое. Аналогично поиграть с листочками и грибами.

7. Игра «Разноцветные грибочки для ежика».

Цель: формировать умение подбирать однородные предметы по форме и размеру, но разные по цвету.

Содержание: Воспитатель знакомит детей с разновидностями грибов, обращает внимание на их окраску.

8. Игра «К ёжику в гости».

Цель: закрепить умение группировать предметы по цвету.

Содержание: Воспитатель объявляет, что у знакомого Ежика сегодня день рождения! Детям необходимо прийти к ежу с подарком. Обогащать опыт детей при действии с предметами разной формы, но одинакового цвета (мы пришли с подарками красного цвета, аналогично: принесли подарки желтого цвета.) Побуждать детей рассказывать о предмете и цвете предмета.

9. Игра «Собери яблочки».

Цель: развивать умение подбирать предметы одинаковой формы, но разные по цвету.

Содержание: обратить внимание детей, что у одного того же предмета может быть одинаковая форма, но разный цвет.

Для примера выберем яблоко: дети определяют форму предмета: круглая, цвет: красный. Но яблоки могут быть и желтые, и зеленые, а форма их такая же круглая. Чтобы у детей не возникало стереотипов, что яблоко только круглое и красное, необходимо познакомить их с разнообразием мира. Аналогично можно показать это на примере огурца: овальной формы, но цвет может быть разный (салатово - зеленый, зеленый, коричневый, тёмно - зеленый) .

10. Игра «Больше или меньше? ».

Цель: развивать логическое мышление, внимание; умение подбирать предметы, ориентируясь на цвет.

Содержание: в корзинке находятся 3 яблока красных и 1 зеленое (геометрическая фигура-круг) спросить детей: Каких яблок больше - меньше? Как сделать так, чтобы их было поровну. Использовать для игры разные предметы: и фрукты, и овощи, и ягоды - применять игру с целью формирования элементарных математических представлений, с усложнением заданий для детей старшего дошкольного возраста. Использовать сюрпризные моменты: Кукла Катя любит клубнику, а Мишутка малину: кому и сколько достанется ягоды? Посчитайте, ориентируясь на цвет и его оттенки.

Развивающие планшеты.

Данные планшеты развивают мелкую моторику, формируют первичные математические представления, способствуют закреплению знаний различных цветов, форм, представлений об окружающем мире.

Развивающий планшет "кармашки"

(подбираем фигуры в соответствующие кармашки) .

Развивающий планшет "матрёшка"

. (в кармане у матрёшки блины, их нужно разложить на соответствующие тарелочки, чтобы они подходили по размеру) .

Развивающий планшет «Паровозик».

Находим зверушкам вагончики по принципу «кто что ест». Зверушек можно засунуть в домик.

Развивающий планшет "бабочки"

(подбираем бабочек к соответствующему цветку). Бабочек можно спрятать в травку.

Развивающий планшет "ёлочка"

(наряжаем ёлочку). Ёлочные украшения можно убрать в карман – сугроб.

Играем с резиночками для волос!

Хочу сегодня показать вам игру, которую любят дети моей группы. Это игра с резиночками для волос. Идею этой игры я увидела в интернете.

Увидела, да и забыла. Но наблюдая за детьми, заметила - дети моей группы очень любят одевать резиночки на пальчики. Вот я и решила, что игра с резиночками для волос нам не помешает. Купила резиночки (цвета обычные, но по 10 штук каждого цвета, одновременно могут играть 10 детей)

Играя в эту игру, дети становятся наблюдательными, развивается мелкая моторика рук, повторяем цвета, закрепляем название пальчиков (н-р:оденем резиночки на указательный пальчик и. т. д.) у детей развивается внимание, память.

Спасибо за то, что нашли время прочесть мой блог! Всем удачи!

«Ловкие пальчики» Авторское дидактическое пособие на развитие мелкой моторики рук

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Для своих детей в 1 младшей группе сделала вот такую игру. Ребятишки с удовольствием возятся с ней, застёгивают молнии, перебирают разноцветные пуговички. А самое главное развивают свои пальчики. Представляю вашему вниманию игру "Ловкие пальчики".

Развивающий коврик по методике Монтессори своими руками «Времена года»

Вашему вниманию, хочу показать Вам свой коврик ручной работы, позволяет ребенку составить представление о временах года.

Работа пальчиками развивает мелкую моторику детей.

Разная текстура тканей стимулирует развитие тактильных ощущений.

Детали кoврика присоединены различными креплениями, что дает представление ребенку о кнопке, пуговице и липучке.

Занятия с таким дидактическим материалом, проходит на Ура, детям очень нравиться, они активно отвечают на все вопросы, составляют предложения, сами расставляют животных на свои места, магнитный остров отлично помогает использовать буквы и цифры на занятиях.

Коврик делала долго и упорно!

Дидактическая игра для развития мелкой моторики «Кто что ест»

Представляю Вашему вниманию сенсорное пособие и варианты дидактических игр с использованием прищепок, сделанное своими руками.

Игры с прищепками очень увлекательные, интересны для детей, актуальные и познавательные, и доступны в работе с детьми самого раннего возраста. В основе всех предлагаемых дидактических игр – самодельные фетровые игрушки (мордочки животных на прищепках, которые дети очень любят и которые очень функциональны в сочетании с другими пособиями: игрушками, книгами, дидактическими карточками.

Предлагаемые варианты игр направлены на:

развитие общей и мелкой моторики, на развитие координации движений, зрительного и слухового внимания и восприятия, конструктивного праксиса, способствуют развитию речи и ассоциативному и логическому мышлению, воображению, помогают закрепить понятия – цвет, форма, количество; способствуют формированию у детей умения сличать предметы с тенями, с очертаниями, с нарисованными и/или фото образами, закреплению названий животных, кто где живет, развивают эрудицию детей.

Игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста и для старших дошкольников с ЗРР – используются в работе по закреплению в речи звукоподражательных слов, в работе по словообразованию существительных, построению диалогов, сценок по заданной теме, имитируя диалог животных путем открывания – закрывания прищепок.

Материал:

1. Мордочки животных сшиты из фетра разной жесткости и приклеены на деревянные стандартные прищепки длиною 7см. Я всегда в своих пособиях добавляю дополнительные сенсорные элементы, например, у кошки бантик с медальоном, у коровы бубенчик, пуговки – цветочки в виде украшений и т. д. Еда также сшита с использованием фетра разной жесткости, соломенок сорго, сизаля, ваты и аксессуаров (бисера, пайеток, пуговиц) .

2. Самодельные тематические карточки из фетра (ферма, лес, водоем, дом, Африка, Антарктида/ Арктика) .

3. Транспорт из фетра (самолет, аэростат, поезд, грузовик, кораблик) .

4. Дидактические карточки – тени животных, карточки с черно- белым очертанием животных, фотокарточки животных, карточки с нарисованными животными, различные варианты карточек с изображением еды и мест обитания животных.

Варианты игр:

#1. "Кто что ест".

Ребенок прикрепляет прищепку с мордочкой животного к еде, которую оно ест.

Как я уже писала выше, игрушки на прищепках очень функциональны в сочетании с другими пособиями: игрушками, книгами, дидактическими карточками и т. д. Они весьма удобно крепятся на игрушки из фетра, на карточки и страницы книг. Так, например, с этим набором мордочек животных на прищепках можно не только изучать и вспоминать вкусовые предпочтения разных животных, но и вспомнить, кто где живет.

#2. "Кто где живет" - (вариант 1) .

Ребенку предлагается помочь животным найти их домик (мордочка животного прикрепляется на соответствующую фетровую карточку) .

#3. "Кто где живет" - (вариант 2) .

Ребенку предлагается

- посадить в аэростат животных, которые живут в Австралии;

- в самолет посадить животных, которые живут в Африке;

- посадить на корабль животных, которые живут в Антарктиде и в Арктике;

- посадить в грузовик животных, которые живут на ферме;

- посадить на поезд животных, которые живут в лесу.

Для закрепления знаний хорошо использовать прием исправления ошибок, когда намеренно создается ошибочная ситуация, которую ребенок должен исправить. Например, правильно ли сели звери в поезд? Кто тут лишний?

#4. Разыгрывание диалогов (путем открывания – закрывания прищепок) .

Это очень важно для детей с речевой патологией, так как эти дети испытывают трудности и психологический дискомфорт при общении, данная игра позволяет преодолеть эти трудности, и из пассивных слушателей на занятиях дети превращаются в активных участников.

Игры на ассоциации:

#5. "Чья тень".

#6. "Угадай животное по контуру".

Игры с различными вариантами дидактических карточек:

Дидактическая игра для малышей «Волшебная коробочка»

Название дидактической игры: «Волшебная коробочка»

Цель игры: Создать условия для укрепления и развитие мелкой моторики, развития аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развития концентрированности внимания; развития зрительно – моторной координации; закрепления знаний основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый) .

Дидактическая задача:

-воспитывать познавательный интерес, усидчивость;

-развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

-формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (откручивать-закручивать крышки, отлеплять-прилеплять предметы на липучках, расстегивать – застёгивать молнию, раскладывать картинки по цвету и. т. д.) ;

-закреплять знание о цвете;

Материал, оборудование: коробка, бутылки, ткань, молнии, картинки на липучках, разноцветные карточки, рисунки с изображением животных.

Игровые правила: Ребенок выполняет разнообразные действия под руководством взрослого и самостоятельно.

Ход игры:

Воспитатель чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что какой-либо персонаж принёс и оставил им сегодня волшебную коробочку на столе. Предлагает детям рассмотреть её, показывая возможные игровые действия с ней. (откручивание-закручивание крышек; расстегивание-застёгивание молний; складывание игрушек в карман; отлеплять-прилеплять предметы на липучках; сортировка разноцветных карточек по цветам; рассматривание и называние животных). Далее каждый ребёнок самостоятельно выбирает наиболее понравившееся ему занятие и продолжает игру.

Игра требует внимания и ловких движений.

Дидактическая игра «Накорми зверюшек»

Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина.

Чтобы сделать данную игру я взяла пластиковые бутылки, раскрасила их и получились во такие замечательные поросенок и крокодильчик. Предложить детям покормить животных. Дети откручивают носики и кормят поросенка и крокодильчика макаронами. Когда потрясешь игрушку – корм внутри него гремит, значит наши животные сыты и довольны.

Детям доставляет огромное удовольствие кормить зверюшек.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию младших дошкольников

"Младший дошкольный возраст - золотая пора для сенсорного воспитания детей" - писал известный педагог Щелованов.

Начиная с 1 младшей группы я стараюсь включать игры по сенсорике во все виды деятельности. Конечно, разнообразие печатных игр, предоставленных в магазинах очень радует, но всегда очень хочется придумать что-нибудь необычное, а ещё лучше сделанное на глазах детей и с их посильной помощью.

Большое спасибо педагогам, которые показывают на дошкольных сайтах свои поделки! Я беру такие материалы за основу, добавляю свои задумки.

По мнению моих коллег, получается очень даже неплохо.

Например игра "Накорми птичек зёрнышками". Использовала обычные пластиковые бутылки, цветные пробки, крупные пуговицы, раскраски из интернета (ими обернула обрезанные бутылки). Воспитатели знают, что игры с мелкими деталями прекрасно развивают моторику. влияя на развитие речи. Дети раскладывают пробки и пуговицы по разноцветным ёмкостям. Учатся группировать предметы по цвету. Игру можно разнообразить. Например предложить пробки и пуговицы разного размера, представить что в какой-то ёмкости живут птицы большего размера.

Нравится моим детям игра "Домики для геометрических фигурок"

Цель игры - группировка геометрических фигур, знакомство с основными цветами, сравнение размеров фигур, развитие внимания. Глядя на фотографию. каждый педагог поймёт,

какие материалы для изготовления игры были использованы.

Мои дети просто в восторге от игры "Цветик - семицветик"

Есть у нас игра "Весёлые карандаши"

Дети наматывают на карандаши цветные ленточки. Развивается мелкая моторика. Можно включить и соревновательный момент -

"Кто быстрее намотает"

Дидактические игры для развития сенсорных качеств дошкольника

Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи, художника, скульптора, архитектора, конструктора, музыканта, писателя занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в детстве.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.
Особая роль в сенсорном развитии детей отводится предметно-игровой форме обучения. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки формы предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. На следующих этапах обучения цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.).

Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»

Цель: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Игровой материал: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов.
Ход игры: дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.

Дидактическая игра «Шарфики и шапочки»

Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету шарфиков. Выбери шапочку для мишутки с желтым шарфиком (синим, зеленым…). Назови цвета шапочек по порядку - сверху вниз: зеленая, желтая… А теперь наоборот - снизу вверх - фиолетовая, оранжевая... Вспомни, какого цвета твоя шапочка? Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные. (Это разные оттенки коричневого цвета.) Какой мишка тебе нравится больше всех?

Дидактическая игра «Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много-много, а кукол - две. Значит, всю посуду нужно разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, а это Даше. Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? (Чайник и чашки с блюдцами в красный горошек, красная сахарница с белыми горошками и вазочка с красным цветком.) А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем? Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.

Дидактическая игра «Пестрый клоун»

Клоун готовится к выступлению. Помоги ему нарядиться. У клоуна в одежде всегда все наоборот. Один рукав зеленый, а перчатка на этой же руке красная. Другой рукав красный, а перчатка на этой руке зеленая. Давай посмотрим вместе. Что у клоуна на голове? Где зеленый колпак? Какой помпон нужно к нему пришить? (Красный.) А какой помпон подойдет для красного колпака? (Зеленый.) Найди такой же цвет на зонтике. Покажи такую же по цвету перчатку. На какую руку клоун ее наденет? Покажи и назови все красное. Где красный башмак? На какую ногу клоун его обует? Назови цвет пуговицы и найди этот цвет на зонтике.

Дидактическая игра «Что нам стоит дом достроить!»

Эти домики строили-строили, но не достроили. А задумали их так, чтобы в каждом чередовались два цвета. Дострой домики. Какие детали нужно поставить сверху? Найди домик, у которого внизу два зеленых кубика. Кубик какого цвета стоит сверху? (Красный.) А какие кубики поставили потом? (Зеленые.) Значит, какой кубик нужно поставить сверху? Найди его в ряду справа. Рассмотри каждую постройку (остальные можно закрыть) и подбери недостающие детали. Покажи домик из оранжевых и зеленых кубиков. Из желтых и зеленых кирпичиков? Назови цветные детали, из которых построили остальные домики.

Дидактическая игра «Вкусная» палитра»

Назови каждую картинку и найди на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Дидактическая игра «Ягоды поспели»

Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?

Дидактическая игра «Цветные нюансы»

Иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал (первое, основное произведение) или же имеют какие-то отличия. Сравни эти натюрморты и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Всмотрись в колорит обеих картин, сравни все предметы попарно. А потом попробуй нарисовать с натуры свой натюрморт. Возьми вазу или кувшин. Поставь на стол. Положи рядышком крупные, яркие фрукты. Отойди и полюбуйся. Если нужно, подвигай предметы натюрморта в поисках наиболее интересной композиции. И начинай рисовать, сверяясь с натурой. Будь внимательнее к цвету.

Дидактическая игра «Теплый - холодный»

Поблагодарить детей, убрать зимний пейзаж. Поблагодарить детей от имени "осени" и еще раз напомнить, какие теплые цвета они ей подарили. А теперь давайте нарисуем такую же красивую осеннюю березовую рощу. Какими цветами мы будем пользоваться в рисунках? Выслушать ответы детей, сопровождая показом названного цвета. Спросить какого цвета стволы берез? (Белого). Стволы мы с вами нарисуем белой восковой свечой, а осенние теплые цвета нарисуем акварельной краской. Если свечой провести по бумаге останется блестящий белый след, воск крепко прилипнет к бумаге и в этом месте не пустит краску на бумагу, поэтому бумага останется белой - как стволы берез.

Дидактическая игра «Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Игровой материал: карточки с разными цветами.
Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
Дидактическая игра «Веселые краски»
Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.
Игровой материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.
Ход игры: путем смешения красок решать « примеры» типа «красный +желтый = оранжевый», «зеленый – желтый = синий»

Дидактическая игра «Гусенички»

Цель: упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.
Игровой материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.
Ход игры: детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гаммы (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Дидактическая игра «Какие цвета есть на картинке»

Цель: упражнять детей в умении идентифицировать цвета в картинке.
Игровой материал: цветные аппликации, планшет с кармашками (8 шт.), карточки с разными цветами.
Ход игры: ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных карточек, ему необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в аппликации.

Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг)

Для детей 6-7 лет.
В игре могут принимать участие 3-5 детей.
Цель: закрепить знания детей об основных и составных цветах.
Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.
Ход игры:
Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.
Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.
2 вариант игры:
Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан, Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.
Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.

Дидактическая игра «Подбери к изображению игрушку»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета, упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.
Ход игры: детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.
Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

Дидактическая игра «Клубочки»

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.
Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине.
Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.
Ход игры: педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.

Дидактическое упражнение «Украсим предметы»

Цель: упражнять детей в умении заполнять ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов.
Ход игры: педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др.
Затем дети разрисовывают цветными изображения заданное пространство. В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой - платье.

Дидактическая игра «Собери животное из фигур»

Цель: упражнять детей в составлении фигур различных животных (человека) из заготовленных шаблонов круглых и овальных форм.
Игровой материал: шаблоны частей разных животных.
Ход игры: собрать из предложенных частей животное, назвать его, назвать из каких фигур оно состоит, что изображают эти фигуры (голова, туловище, лапы, хвост, уши).

Дидактическая игра «Симметричные предметы (кувшины, вазы, горшки)»

Цель: закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Игровой материал: шаблоны кувшинов и ваз, разрезанные по оси симметрии.
Ход игры: у гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Дидактическая игра «Укрась поднос»

Цель: закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами.
Игровой материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету.
Ход игры: выбрав поднос определенной формы расположить узор.

Дидактическая игра «Из какой росписи птица»

Цель: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
Игровой материал: изображения птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов.
Ход игры: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных видов росписи и не относящихся к декоративно-прикладному творчеству.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах.
Игровой материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки.
Ход игры: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра "Русский народный костюм"

Цель: приобщать детей к прошлому национальной культуры.
Ход игры: игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

Дидактическая игра "Укрась дымковским узором игрушку"

Цель: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенностях узоров.
Игровой материал: шаблоны дымковских игрушек 15Х15, вырезанные элементы узоров. Фишки для победителей.
Ход игры: воспитатель раскладывает перед каждым ребенком подносы с элементами узора (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету).
Воспитатель читает стихотворение:
Дым валит из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое
Дымково назвали.
Воспитатель обращается к детям: "Как вы думаете, ребята, о каком промысле говорится в стихотворении? Какие поделки делали в этом селе? Давайте и мы сейчас станем народными мастерами и украсим узором шаблоны игрушек! Помните, что для каждой игрушки существует свой узор, поэтому нужно быть очень внимательным при составлении и украшении шаблона". Дети сами выбирают себе шаблоны. По сигналу воспитателя - звонок колокольчика - дети приступают к украшению шаблона. На выполнение работы отводится определенное время - 5 минут. Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав элементы и правильно расположив их на шаблоне.
Затем дети меняются шаблонами и по сигналу воспитателя приступают к составлению узоров. Игра может повторяться до 4-х раз.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Цель: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Игровой материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты).
Ход игры: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Узнай элементы узора»

Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи.
Игровой материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Дидактическая игра «Составь узор»

Цель: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла. Игровой материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.
Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей.
Игровой материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.
Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Цель: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации.
Игровой материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.
Ход игры: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

ДА ИЛИ НЕТ - ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ.


Дети делятся на две команды. Одна команда должна загадать какой-либо предмет или какого-либо человека. Другая команда должна задать десять разных вопросов первой команде об этом предмете или человеке, а затем попытаться отгадать загаданное. Ответами на вопросы могут быть только «да» или «нет».

ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ

Цель игры: развитие творческого мышления, воображения.
Один из детей делает какое-либо движение. Следующий ребенок за ним повторяет это движение и добавляет свое; следующий повторяет оба предыдущих движения и добавляет свое и т.д. Тот, кто сбивается, выбывает из игры. Победитель тот, кто ни разу не сбился.

ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

Цель игры: развитие творческого мышления, воображения.
Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул. Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!
По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе. Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ

Цель игры: развитие творческого мышления, воображения.
Для детей старшего возраста предыдущее задание можно изменить. Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное. Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.

ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ

Цель игры: развитие творческого мышления, воображения.
Воспитатель с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до воспитателя. Этот человек становится ведущим.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать шапочки и шарфики по одинаковому цветовому признаку, закреплять знания цветов, развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Ход игры:

1. Предложить ребенку подобрать шапочку к шарфику такого же цвета, назвать цвет. Например: "найди шапочку такого же цвета ка шарфик. Какого цвета эти шапочка и шарфик? "

2. Предложить ребенку найти шапочку и шарфик определенного цвета. Например: "Найди шапочку и шарфик красного цвета".

3. Еще несколько вариантов игры с шапочками и шарфиками придумали сами дети. Можно предложить ребенку одеть шапочки на пальчики (шапочки маленького размера и это удобно и легко сделать). При этом можно рассказыкать стихи про пальчики и учить названия пальцев.

Так же можно поиграть в игру "Стирка". Предложить ребенку развесить шапочки и шарфики на веревку и при этом воспользоваться прищепками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Подбери чашки к блюдцам".Задачи:учить подбирать чашки и блюдца по размеру,цвету,использовать название цветов в речи.Развивать цветовое восприятие.Материал:чашки и блюдца разных цветов и размеров.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5827963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Познание окружающего мира – увлекательный процесс для малыша первых лет жизни. Одним из важных навыков, способствующих общему и эстетическому развитию, является умение ребенка различать цвета.

Хорошим подспорьем в обучении и закреплении знаний о цвете может стать «Подбери по цвету». В силу своей простоты и доступности, эта игра прекрасно подходит для детей дошкольного возраста от 2–5 лет.

Игра «Подбери по цвету» позволит ребенку закрепить представления о четырех основных цветах, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой .

Дидактический материал может быть самым разным. Можно купить готовый, а можно изготовить его самостоятельно или вместе с ребенком. Для выполнения этой задачи, лучше всего подойдет цветной картон, из которого будут вырезаться различные фигуры. Конечный результат ограничен лишь вашей фантазией.

Можно изготовить из картона хорошо знакомые предметы для ребенка с недостающим фрагментом – рукавички, машинки, домики и т.д. . Затем предложить малышу найти эти фрагменты и восстановить фигурку, в зависимости от ее цвета.

Хорошим вариантом могут стать цветные шарики, которые нужно разместить по цвету в определенные формочки или контейнер.

По мере развития навыков, можно усложнить задачу. И научить малыша подбирать предметы не только по цвету, но и их форме. Для этого следует вырезать геометрические фигуры разного цвета и формы. Одну половину фигур приклеить на листы белой бумаги. А оставшиеся использовать в качестве раздаточного материала. Задача ребенка – правильно подобрать картинки по цвету и форме и приложить поверх наклеенных фигурок.

Игра «Подбери по цвету» поможет научится ориентироваться в основных признаках окружающих предметов и раскроет у ребенка цветоощущение.

Малышам дошкольного возраста нужно обязательно предлагать различные . Они расширяют активный речевой запас ребенка, представление об окружающем его пространстве. Во время игры у малышей развивается образное мышление, восприятие, память. Ребята учатся выделять определенные признаки и различать предметы по ним, а также устанавливать простые взаимосвязи.

Кроме того, большинство дидактических игр, которые имеются в ассортименте детских магазинов, стоят достаточно недорого, а некоторые из них можно с легкостью изготовить самостоятельно. В данной статье мы расскажем вам, как своими руками сделать дидактическую игру «Подбери по цвету», которая обязательно понравится вашему ребенку.

Как играть в игру «Подбери по цвету»?

Для игры вам потребуются изображения шапок и варежек, которые необходимо предварительно вырезать из толстого картона разных цветов.


Посадите перед ребенком 4 куклы в одежде желтого, зеленого, красного и синего цветов и предложите ему подобрать для каждой из них шапку и варежки. Если вы играете не с одним ребенком, задание можно выполнять на время.

Дидактическая игра «Подбери фигуру по цвету и форме»

Эта игра несколько сложнее предыдущей. Здесь необходимо подобрать подходящие картинки не только по цвету, но и по форме. Для ее изготовления вам понадобится цветной и белый картон, ножницы и клей ПВА.

Заранее вырежьте из картона разных цветов простые геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал – по 3 экземпляра каждой. На листы белого картона приклейте по 5 фигур так, чтобы они были совершенно разными.


Для хранения других подберите удобную коробочку. В процессе игры предлагайте малышу выбрать из коробки те фигуры, которые дублируют изображенные на картоне.

Когда малыш сможет подбирать элементы легко и быстро, задания можно изменять – например, попросить ребенка выбрать все красные фигуры и разделить их по форме на группы.


Статьи по теме

Каждой заботливой мамочке хочется, чтобы ее ребенок, до того как поступит в школу, был хорошо подготовлен и имел красивый и аккуратный почерк. Однако эти навыки даются деткам непросто. Далее поговорим, как правильно научить ребенка писать буквы.

Подарок своими руками – это отличное решение для праздника. Среди всевозможных поделок на День учителя, наиболее простыми и весьма эффектными являются открытки. Далее в статье предлагаем интересную идею подарка в виде небольшого мастер-класса.



Рассказать друзьям