Готовиться к исповеди причастию детям. Как подготовить ребенка к первой исповеди

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Но детская подготовка ко причастию она особенная, индивидуальная

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно. Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это...На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю - другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. Главная греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение. Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал... Самые наши грехи - не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика... Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.

– Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это – беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, – все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», – это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить – как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим – большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования – 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди ? Читайте также:

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

Кто без греха?
Человеку свойственно ошибаться - нет в мире безгрешных людей. Многое мы хотели бы исправить, а что-то и забыть. Но, испытывая муки совести по поводу своих некрасивых поступков, мы не получаем облегчения, и поэтому с этой тяжестью надо идти к Богу.
Он пребывает в нашем мире невидимо и поэтому так повелел (нравится нам это или нет), чтобы мы получали помощь и прощение через Его слуг - земных священников. И если, переборов стыд и смущение, мы все же приходим в храм и открываем совершенно незнакомому человеку то, о чем не сказали бы даже самому близкому, - вот тогда и наступает освобождение. В исповеди сгорают наши грехи, за них уже не придется отвечать на том свете, а в земной жизни Бог дает благодатную силу, с помощью которой мы можем удерживаться от совершения новых.

Не последняя инстанция!
Приход на первую исповедь не может быть первым сознательным посещением храма. У ребенка уже должен сложиться свой (пусть небольшой) опыт жизни в Церкви. Это возможно только в том случае, если вся семья старается жить по заповедям Господним. Попытка чуждых Церкви родителей привести свое непослушное чадо «для исправления» в храм на исповедь заранее обречена на провал.

Подготовить почву
Если вы хотите привести свое чадо на первую исповедь, то к этому целесообразно подготовиться. Желательно прежде поговорить со священником, у которого ребенок будет каяться, предупредить его, что это будет первая исповедь. Батюшка может дать какие-то конкретные рекомендации. Возможно, он назначит время, когда лучше прийти, чтобы было поменьше народу и больше времени для беседы.
В разговоре с ребенком постарайтесь рассказать о взаимоотношениях с Богом, о том, чего Он ждет от нас и объяснить, как важно увидеть в себе дурные качества и поступки и иметь мужество признаться в них себе и Господу. Подспорьем в такой беседе могут явиться книги протоиерея Артемия Владимирова о детской исповеди и священника Анатолия Гармаева о подростковой психологии.

Не навреди!
Важно избежать распространенной ошибки при подготовке отрока к исповеди - не предъявлять своему отпрыску список грехов, в которых, по вашему мнению, он должен покаяться перед священником. Это самый верный путь к тому, чтобы превратить Божий дар в профанацию. Исповедь даже для самого маленького человека, только начинающего познавать свою душу, - откровенный разговор с Богом о самом сокровенном, и мудрым родителям здесь надо отойти в сторону. После исповеди ни в коем случае нельзя спрашивать у ребенка, что он говорил батюшке или что тот сказал ему. Все сказанное принадлежит только вашему малышу. Если же ребенок сам хочет рассказать о том, как прошло таинство, не следует его останавливать, но также не следует и проявлять особенную заинтересованность. Обычно дети рассказывают не о том, что говорили они, а что сказал им духовник. Недопустимо подходить после исповеди к священнику, чтобы выяснить что-то для себя, или, наоборот, давать батюшке совет, как лучше повлиять на любимое чадо. Все это уже великая тайна маленькой исповеди.

Праздник души
День первой исповеди с последующим причастием надо сделать праздником для ребенка. Теперь он уже большой, потому что научился каяться, сделал еще один шаг на пути своего взросления, это такой же этап его жизни, как начало школьной поры. Очень хорошо, если это событие произойдет в день его ангела (именин) - будет двойной праздник!

Миссия прощать
Возможность освободиться от своих духовных недугов через Церковь даровал нам Господь Иисус Христос. В Евангелии мы читаем, как Он, обратившись к апостолам, говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22 - 23). Эта Сила и власть и сегодня живет в Церкви, ведь ученики Христа - апостолы - передали ее своим преемникам - священнослужителям.

Возраст ответственности
Согласно древнерусскому исчислению периодов взросления, дитя от рождения до семи лет называлось младенцем, с семи до четырнадцати - отроком (отроковицей), а с 14 до 21 года - юношей или девушкой. Счет велся семилетними отрезками. Семь лет - это некий рубеж, отмечающий относительное церковное совершеннолетие. Отрок уже может принимать участие в Таинствах исповеди и елеосвящения.

Избежать привыкания
Основной опасностью детской исповеди является привыкание к ней, когда живое чувство раскаяния подменяется формальным перечислением грехов по списку (обычно ради избежания конфликта с родителями). Не нужно подгонять ребенка на исповедь, это должен быть личный внутренний порыв.
Не страшно, если первая исповедь произойдет не в семь, а в десять лет и если подросток будет приходить к покаянию раз или два в год, но искренне и от всей души. Хуже, если акт раскаяния превратится для него в обыденный лицемерный ритуал. Родителям нужно быть очень внимательными, чуткими и осторожными в этот непростой период становления личности, чтобы огонь веры в юной душе не скрылся за дымом внешнего благочестия.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих радосте»
6 ноября 1688 года в Москве произошло чудо, занесенное во многие исторические акты. Родная сестра патриарха Иоакима Евфимия получила полное исцеление от страшной болезни после молитвы у ранее непочитаемой иконы. С тех пор этот день в церковном календаре посвящен празднованию иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте». На этом образе Приснодева изображена стоящей в полный рост в окружении страждущих людей, получающих от нее помощь, исцеление и радость. Удивительным для нашего многострадального отечества фактом является то, что эта древняя чудотворная икона до сих пор пребывает на месте своего явления в храме «Всех Скорбящих радосте» на Большой Ордынке (метро «Третьяковская»). Вот уже 320 лет москвичи молятся перед ней и получают от Царицы Небесной заступничество, особенно обращаются к ней при тяжелых заболеваниях. Перед этой иконой склонялись многие представители царского рода из династии Романовых, и даже знатные зарубежные вельможи преклоняли свои колени перед этой православной святыней.

Трудности детской исповеди

По традиции Православной Церкви, дети участвуют в Таинстве исповеди с семи лет. В этом возрасте - переход из детства в отрочество - ребенок достигает первой ступени духовной зрелости, утверждается в нравственных критериях своего поведения и, в отличие от младенца, уже имеет внутренние силы бороться с разными «нельзя».
Но у ребенка мышление преимущественно наглядно-образное, и его представление о Боге также формируется из образа поведения его родителей. В воцерковленной семье дети к семи годам уже знают основные молитвы («Отче наш…», «Достойно есть...»), знакомы с поведением в храме и имеют начальное представление о грехе.
Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди? Об этом беседа со священником храма в честь святого Серафима Саровского г.Белоозёрска, бакалавром богословия иереем Игорем ВАСЬКО (на фото).

Нужна ли исповедь для детей?
- Исповедь детям, конечно, нужна. Грехи ведь есть не только у взрослых. Каждый из нас, если обращаться к богословию, наследует греховную природу нашего общего прародителя Адама, и она у нас появляется не в тот момент, когда мы получаем паспорт… И это не просто теория. Наш личный опыт говорит, что, дети, к сожалению, могут быть более жестокими, чем взрослые. Я знаю замечательных людей, которые в детстве смеялись или издевались над слабыми сверстниками, даже над детьми-инвалидами. То есть они делали в детстве то, что никогда не сделали бы, став взрослыми. О детской жестокости писал Ф.М. Достоевский. Вспомните его роман «Братья Карамазовы». По словам классика, когда дети по одному, они – ангелы, а вместе – бесы. Глубокие наблюдения есть в «Исповеди» блаженного Августина, когда он пишет о своем младенчестве: какую ревность и неприязнь вызывал в нем его «молочный брат», которого вскармливала та же кормилица. Таким образом, многие страсти и грехи зарождаются в человеке еще в детстве и вырастают вместе с ним. Простые примеры: курение, игромания.

Что дает исповедь ребенку и какова роль взрослых в подготовке к ней?
- Самое главное в Таинстве исповеди – благодатная ее сторона, действие благодати Божией, очищающей душу ребенка от греха. Поэтому очень важно, чтобы ребенок действительно каялся, осознавал свой грех, переживал за него и, чувствуя его безобразие, испытывал к нему отвращение. И помочь в этом ребенку могут и обязаны взрослые - это и есть педагогическая сторона детской исповеди. Конечно, можно за три минуты написать с ребенком записочку с его основными грехами или заставить запомнить их, а потом пересказать священнику. Только толку в такой исповеди будет немного.
Другое дело, когда родители объяснят ребенку, почему тот или иной проступок является грехом (злом), в чем уродство этого греха и почему Бог запрещает это делать. В этом случае у ребенка будет ясное представление, что такое грех. Пусть даже он не очень сильно в нем будет раскаиваться, но семя будет посеяно, и оно может потом взойти.

Как побороть стыд и можно ли предотвратить какой-то греховный поступок?
- Когда ребенок идет на исповедь, ему, конечно, стыдно говорить о некоторых своих поступках, но это тоже помогает научиться ненавидеть грех. Большое значение в деле профилактики греха имеет беседа со священником после исповеди. Можно, конечно, говорить, что знание или незнание о грехе не влияет на поведение человека. Но я, как священник, на своем опыте знаю, что это далеко не всегда так. Многие взрослые люди, которые мне исповедовались, говорили: если бы им объяснили, что тот или иной поступок является грехом, они бы его никогда не сделали. И у меня нет оснований сомневаться в их искренности. Поэтому пусть ребенок знает, что такое грех, и, самое главное, умеет искренне каяться.

Первая исповедь: как подготовить к ней ребенка?
- Вопрос этот сложный и очень важный, потому что от первой исповеди зависит во многом, как сложится жизнь ребенка в Церкви. Наверное, сказать об этом можно очень много, но попробуем указать на некоторые особенно важные моменты.
Конечно, нужна определенная подготовка. Нельзя просто утром поднять ребенка, завести его в храм и сказать: «Сейчас батюшка тебя спросит, а ты ему ответишь, что сделал плохого». По опыту знаю, что бывают такие случаи. Это сложно назвать полноценной исповедью, особенно, если у священника не будет желания или времени возиться с таким ребенком. Как я уже говорил, родители или бабушка должны хотя бы постараться объяснить ребенку, что такое исповедь, зачем она нужна, что такое грех и какие грехи могут быть именно у него. Пусть даже у них не получится все хорошо объяснить, но не может же быть, чтобы ребенок совсем ничего не понял. А то ведь бывают случаи, когда дети приходят на исповедь и на вопрос священника «Какие у тебя грехи?» отвечают вопросом: «А что это такое?».
Родители очень многого ждут от священника, зачастую на него перекладывая то, что должны делать сами. Оформляя детей в Воскресную школу, родители говорят и такие слова: «Может, вы хоть что-нибудь с ним сделаете». Похожее отношение бывает и к исповеди. Конечно, священник на первой исповеди ребенка тоже не должен ограничиваться простым выслушиванием перечня грехов и прочтением разрешительной молитвы. Это в теории. Но на практике бывает по-разному. Поэтому, во-первых, для первой исповеди надо выбирать удобное время. Например, большие посты – время не самое удачное. Когда у священника стоит очередь в сто пятьдесят, а то и больше, человек, то, каким бы он ни был хорошим и ответственным, вряд ли он вообще будет с кем-нибудь беседовать. Тем более, если мы приведем ребенка не на Всенощное бдение (вечернюю службу накануне), а на Литургию, да еще к ее окончанию. О какой беседе будет тогда идти речь? Более того, такого ребенка вместе с родителями надо отправить домой подготовиться как следует.

Что же делать, если семь лет ребенку исполнилось, например, в начале Великого поста? Не ждать же его окончания?
- В этом случае, если семья живет в большом городе, лучше выбрать храм, где служит много священников, и прийти, например, не на воскресную или праздничную службу, а среди недели, когда людей бывает меньше. И привести ребенка не утром на Литургию, а обязательно накануне вечером – тогда священник не будет жестко ограничен во времени, так как исповедь вечером, как правило, идет, пока не исповедуется последний человек. Если храм небольшой и священников мало или он один, то лучше тоже прийти в будний день вечером, когда совершается служба.
Второй важный момент. Священники бывают разные. И не в том смысле, что одни хорошие, а другие плохие. Просто таланты у людей разные. Поэтому не каждый священник умеет беседовать или общаться с детьми. А у кого-то, наоборот, это получается, и он это любит. Конечно, если семья живет в деревне или небольшом городе с одним храмом, выбора у нее нет. Но в большом городе и храмов много, и священников тоже. Поэтому стоит постараться узнать о таких батюшках, которые имеют дар общения с детьми, и не полениться на первую исповедь свозить ребенка именно к такому священнику.
И, в-третьих, конечно, нужно предупредить батюшку о том, что ребенок будет исповедоваться первый раз, и не постесняться попросить уделить ему некоторое внимание.

Нужен ли детям пост перед исповедью?
- Пост нужен. Конечно, не такой строгий, как для взрослых, но телесно ребенок должен готовиться к исповеди. Привычку к воздержанию и самоограничению нужно прививать с детства. Это никогда не помешает человеку, а только поможет. А что касается исповеди, то пост поможет ребенку серьезно отнестись к этому Таинству, особенно, если он первый раз исповедуется. Не будем также забывать, что после исповеди мы, как правило, приступаем к Таинству Причастия. Можно, кстати, напомнить детям, что первый грех Адама и Евы был грехом против заповеди поста.
Не нужно забывать также, что пост должен быть не только телесным, душа тоже должна поститься. Несколько дней воздержания от компьютера и телевизора не помешает. Но с другой стороны, ребенка не нужно приучать к тому, что в Церкви только одни запреты. Поэтому уделите ему больше времени в период подготовки к исповеди, почитайте вместе с ним духовную литературу для детей, посмотрите вместе какой-нибудь хороший мультфильм с христианским содержанием, поговорите с ним, сделайте вместе что-нибудь хорошее. По большому счету пост – это ведь не воздержание от всякой активности. Во время поста мы стараемся нашу жизнь наполнить не пустотой и ерундой, а действительно добрым и полезным. И здесь нет различий между взрослым и детским постом.

Беседовала Ольга РОЛИЧ,
г. Брест.

Публикации: "ЦС"/Минск/ - 5.04.2013 г., "Заря"/Брест/ - 11.04.2013 г.

Рецензии

Батюшка все правильно говорит, но по моим наблюдениям все благие теории рушатся на практике (у каждого по своему)
Пока дитя не встретит Бога лицом к лицу (в одиночку), будут лишь более - менее добросовестные имитации своих взрослых.
И тут хоть тресни вдребезги. Один встречает Бога в два, другой в семь, третий в семьдесят (хоть с семи исповедуется).

Очень часто в своих детях мы склонны видеть безгрешных ангелов, которым незачем каяться, незачем ходить на исповедь. На детские шалости можно долго закрывать глаза. Пока в какой-то момент ребенок не вырастет жестоким, бесчувственным к границе добра и зла. Объяснить чаду эту границу — задача родителей. Очистить и оградить ребенка от действия греха — задача Таинства покаяния, которое предлагает нам Святая Церковь.

С какого возраста нужно исповедоваться?

Традиционно момент первой детской исповеди определяется в Церкви возрастом семи лет. Этот семилетний рубеж означает условный переход от младенчества к отрочеству. Примерно в таком возрасте чада начинают сознательно давать оценку своим поступкам. Они могут уже отличить плохое от хорошего. С этих пор они несут ответственность за все, что делают.

Часто можно услышать мнение, что до семи лет дети являются безгрешными. Но это вовсе не так. По рождении мы все приобретаем плохие навыки, наши духовные одежды со временем омрачаются грехом. Однако в младенческом возрасте за все проступки своих чад ответственность несут исключительно родители.

Достижение семи лет — это вовсе не показатель, что ваш сын или дочь готовы к первой исповеди. Для каждого человека такой момент наступает индивидуально, он может произойти как раньше, так и позже. Все дети развиваются по-разному. И здесь важно для родителей определить, когда же такой благоприятный возраст наступил.

Главным критерием, определяющим готовность дитя приступить к Таинству впервые, является осознанность. Как только отрок научится анализировать свои поступки с позиции «плохо-хорошо», начнет отвечать за них именно как за свои, считайте, что ему пора идти на исповедь. Нужно помнить также, что девочки в этом возрасте духовно растут быстрее, чем мальчики.

Как подготовить ребенка к первой исповеди?

Прежде всего, любимое чадо ни в коем случае нельзя пугать. Французский писатель-атеист Жан Поль Сартр вспоминал, что в детстве был сильно напуган суровым Богом, который будто бы всегда за ним пристально следит. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Отношение Бога к человеку перед исповедью вашему чаду проще всего объяснить на примере семьи. Как отец не может радоваться плохим поступкам своего сына, так и Бог не ищет в них только повода, чтобы наказать. И как родитель любит свое дитя, каким бы нерадивым оно ни было, так и Господь покрывает все наши грехи Своим безграничным милосердием.

Бог ждет от нас полного доверия — только и всего. Такие доверительные отношения человека с Творцом, прежде всего, устанавливаются через Таинство покаяния. Родители могут помочь ребенку подготовиться к нему, предложив записать на листике небольшой список своих грехов. Только не нужно самим диктовать этот список, тем более, писать его вместо родного чада. Вы можете ему только что-то подсказать, подвести к размышлениям.

Родителям важно помнить, что ни метод «кнута», ни метод «пряника» в данном случае не может дать ожидаемого результата. Дитя нельзя насильно заставить исповедаться, это может вызвать обратную реакцию. Не нужно также пытаться его подкупить. Хотя немного «похвалить» сына или дочь за то, что они покаялись и решили исправиться, вовсе не помешает.

Хорошо было бы заранее подойти к священнику, договориться с ним о времени первой детской исповеди. Будет однозначно лучше, если священнослужитель будет знать, что отрок исповедуется впервые, он сможет уделить ему больше внимания.

Поскольку исповедоваться в первый раз — для ребенка дело весьма серьезное и может определить всю последующую жизнь человека в Церкви, необходимо подойти к покаянию с полной ответственностью. Опытные священники называют ряд традиционных ошибок, которые чаще всего допускают родители при подготовке чада к этому Таинству. В связи с этим можно дать несколько основных советов.

  1. Ни в коем случае нельзя насильно тащить дитя на исповедь. Стоит помнить, что только свободное исповедание грехов и искреннее покаяние принимает Господь.
  2. Не нужно использовать детскую исповедь как дополнительный рычаг давления в методе воспитания. Эта задача всецело лежит на родителях. Ни священник, ни само Таинство не могут автоматически изменить чадо, если ему с детства не будут привиты правильные ценности и нормы поведения.
  3. В перечне грехов нужно осторожно обходить «взрослые» пороки. Это касается, например, седьмой заповеди (о прелюбодеянии), таких грехов, которые ребенку еще не могут быть известны в силу возраста. Иначе это может вызвать у него ненужное любопытство и навредить.
  4. Недопустимо расспрашивать отрока о том, что он говорил во время своего покаяния перед Богом. Этим вы нарушите тайну исповеди, навредите и себе, и чаду.
  5. Тем более, не нужно советовать священнику, расспрашивать его, назвал ли ваш сын или дочь какой-то ведомый вам проступок. Такое вмешательство обязательно вызовет разочарование и недоверие ребенка к Таинству покаяния. Родители должны заниматься своими родительскими делами, а Божие дело нужно предоставить Богу.

Часто ли детям следует ходить на исповедь?

После первой исповеди закономерно возникает вопрос: когда ребенку нужно исповедоваться в следующий раз? И необходима ли ему теперь всегда исповедь перед причастием? На частоту покаяния для детей разные священники смотрят по-разному. Но большинство из них все же придерживается мнения, что отрокам лучше исповедоваться реже.

Во-первых, в таком случае не должно возникнуть привыкания к Таинству. Иначе у ребенка вырабатывается так называемый «синдром отличника». Он знает приблизительно, что нужно сказать, чтобы его «разрешили», обезьянничает и, главное, не чувствует абсолютно никакого раскаяния. Детская исповедь, таким образом, формализуется и обесценивается.

Во-вторых, причащаться ребенку нужно чаще, чем исповедоваться. Благодаря этому два Таинства будут восприниматься как отдельные. И только осознанная отроком потребность в покаянии может привести к полезным результатам — исправлению. Понятно, что такая потребность не может возникать у юного прихожанина еженедельно.

Отсюда следует, что дальше чаду можно приступать к причастию и без предварительного разрешения грехов. Нужно только взять перед этим благословение у священника. Исключение может быть сделано лишь тогда, когда дитя совершит какую-то серьезную провинность и само почувствует необходимость исповедаться. Ко Святому Причащению, конечно, в таком случае нужно приступать с очищенной покаянием совестью.

Советы священника о подготовке к детской исповеди можно посмотреть здесь:



Рассказать друзьям