Что делать если малыш капризничает. Ребенок в год постоянно плачет и капризничает

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родители не могут нарадоваться, когда сын или дочь растет спокойным, покладистым. Они к этому привыкают, и им кажется, что так будет всегда. Но вдруг все изменилось. Малыш стал капризничать, часто плачет, не поддается уговорам. Такое нередко случается к концу первого года жизни. Почему?

Причина такой перемены чаще всего связана с возросшими потребностями ребенка, которые он не всегда может удовлетворить. Пока он проводил время бодрствования в кроватке, манеже или коляске, окружающий его мир был довольно ограниченным. Другого он не знал и этим удовлетворялся.

К концу года его спустили на пол и у него появилась возможность перемещаться по всей квартире. Он встретил при этом множество новых интересных предметов, столкнулся с непонятными для себя вещами. Все ему хочется потрогать, ощупать, сдвинуть с места, взять в рот. Но такие стремления чаще всего пресекаются родительским запретом, окриком.

У малыша отнимают самые интересные вещи, а его самого хватают, уносят и сажают в надоевший манеж или кровать, подавляя таким образом его волю. А как ее защитить? Криком, другой возможности у малыша нет. И он кричит, ни с чем другим, предлагаемым ему, не соглашаясь.

Чтобы предотвратить такие капризы ребенка, лучше заранее убрать подальше все то, что нельзя позволить брать малышу.

Дети этого возраста очень любят открывать и закрывать разные коробочки, вкладывать их друг в друга, греметь ими. Им нравится играть с кастрюльками, крышками, ложками, а не с давно знакомыми и поэтому надоевшими игрушками. Можно им это позволить, предварительно спрятав те из них, которые для ребенка нежелательны.

Причиной повышенной раздражительности ребенка могут стать трудности становления речи . Ребенок испытывает страстное желание что-нибудь получить или сделать, но не может выразить это словами. Взрослые его не понимают. Это вызывает у него бурю негодования. И он опять кричит и капризничает, не слушая никаких уговоров.

Ребенок может вдруг отказаться от купания, которое раньше очень любил, кричать, капризничать, плакать и яростно сопротивляться, чтобы его не посадили в ванночку, или перестать садиться на горшок, которым прежде пользовался без сопротивления.

Считать такие действия просто капризом и упорствовать в стремлении побороть этот «каприз» не стоит. Лучше поискать причину, почему так произошло, что привело к капризам ребенка. Она чаще всего кроется в каких-то упущениях. То ли вода случайно была горячее, чем обычно, то ли мыло попало в глаза малышу, то ли горшок был холодным или больно врезался краем, то ли еще что-нибудь неприятное произошло во время купания или пользования горшком и запомнилось малышу, как нежелательное. Не стоит огорчаться и непременно настаивать на своем. Через какое-то время ребенок забудет свое неприятное ощущение и опять сядет и на горшок и в ванну.

Ребенок капризничает - он ожидает понимания

Всем своим поведением ребенок показывает, что ожидает понимания со стороны взрослых. Изменения в поведении малыша порой приводят взрослых в смятение и вызывают желание немедленно прекратить безобразие и капризы.

Следует понимать, что плохое поведение ребенка пока еще не является устоявшимся, у ребенка идет поиск механизма воздействия на родителей. Если малыш поймет, что желаемого можно добиться капризами, плачем, криком, дерганьем за свои волосы, то ваше общение с ним будет постоянно сопровождаться такими эксцессами. Если же вы дадите ребенку понять, что подобные действия не приводят к достижению желаемой цели, малыш перестанет плакать, кричать и капризничать.

В некоторых ситуациях учитесь не обращать на ребенка внимания. Иногда это бывает лучшим решением вопроса. Ребенок может быстрее перестать капризничать и плакать, если поблизости нет людей, пытающихся его успокоить. Присутствие зрителей и сочувствующих только усиливает капризы и плач малыша.

Не переусердствуйте. Когда вы реагируете чрезмерно строго, малыш может запомнить вашу реакцию на его поведение. Он может неправильно интерпретировать сложившуюся ситуацию и воспринять вашу необычную реакцию как награду за поступок - у ребенка может возникнуть желание снова повторять те действия, которые вызвали у вас бурное негодование.

Будьте последовательны. Однажды запретив ребенку какое-то действие, продолжайте настаивать на том, что этого делать нельзя.

Поняв ваше постоянство, ребенок будет легче воспринимать правила совместного проживания. Если же сбить ребенка с толку и сегодня запрещать лежать в луже, а завтра разрешить это делать, его будет сложно убедить в том, что лежать в луже плохо.

Детское любопытство - это совершенно нормальное явление. Дети хотят знать об окружающем их мире как можно больше. Если любопытство ребенка не удовлетворено, он постоянно ищет что-то новое. Как только малыш находит заинтересовавшую его вещь, он временно успокаивается.

Например, ребенок быстро замечает, что вы надели новые бусы или браслет, пытается их потрогать и попробовать на вкус. До тех пор пока новый предмет не будет исследован, ребенок «не слышит» замечаний в свой адрес о том, что предмет трогать нельзя. Если вы считаете, что исследовать бусы нельзя, спрячьте их под блузку.

Реагируйте быстро . Когда ребенок делает недозволенное, немедленно и строго скажите ему «Нет». Если ребенок вновь повторит действие, еще раз запретите поступок и уведите его в другое место.

Похвалите ребенка за хорошее поведение . В том случае, если постоянно заострять внимание малыша на негативных действиях, то он нарочно будет повторять их для привлечения вашего внимания. Старайтесь формировать положительный настрой в поведении малыша. Создавая благоприятную атмосферу дома, вы уменьшите желание ребенка быть в оппозиции.

Постарайтесь уменьшить количество запрещенных для малыша действий . Убирайте предметы, которые малышу не следует брать, используйте пластиковые заглушки на панели управления телевизором и видеотехникой, закрывайте на специальные запирающие устройства дверцы шкафчиков и комнат, в которые не следует попадать ребенку.

Вот несколько советов, как отучить ребенка капризничать:

  • Давайте ребенку не больше трех игрушек сразу: пока он маленький, такого количества будет достаточно. Переизбыток впечатлений быстро утомляет детей.
  • Старайтесь переключать его с одного занятия на другое. Быть может, ему не хватает новых впечатлений.
  • Больше активности на прогулке и дома.
  • Оставляя кроху в одиночестве, включайте ему детские песенки и сказки. Но не телевизор! Телевизор завораживает малышей, но постоянная смена картинок на экране является слишком серьезным раздражителем для незрелой детской психики и может стать причиной перевозбуждения.

28.10.2017 12:00:00

Капризные дети! Сколько проблем они создают! Особенно когда закатывают истерику в общественных местах. Когда не слушаются, когда не хотят одеваться, чтобы идти в садик.

Нормальный язык они не понимают. Применять насилие не хочется. Приходится давить психологически, шантажировать, запугивать. А если и это не помогает, встряхнуть хорошенько и гаркнуть!

Только так доходит. По хорошему никак!

К сожалению, насильственный метод помогает ситуативно. Вы можете ругать, бить и кричать на ребёнка, но он не станет от этого более послушным.

Проблем становится не меньше, а больше.

«Капризы глазами родителей»

Представьте, что вы стоите с ребёнком в очереди. В одной руке держите корзинку с продуктами, а в другой ребенка, который лезет, извивается, хочет дотянуться вон до той конфеты.

Вы уже объяснили, что конфету покупать не станете. Но ваше чадо настойчиво продолжает требовать. И вот, не успели вы и глазом моргнуть, как начинались капризы.

Нормальные слова и просьбы оказались бесполезными. Приходится включить плохого полицейского и прибегнуть к грубости.

Вот так доходит. Только так понимает!

«Капризы глазами ребёнка»

Ух ты, какая конфета! Должно быть вкусная. Столько радости она мне принесёт. Надо брать!

— Мам, хочу эту конфетку!

— Нет, ты не заслужил. Кто в садике себя плохо вёл?

— Ну ма-ам!

— Ну ма—ма!

— Я тебе сказала, НЕТ!

— Ну ма-а-ама!

— А ну заткнись, скотина, — прошипела мама сквозь зубы, — Я тебе что сказала?! Ты наказан! Домой придём, я папе скажу, как ты себя вёл! Он с тобою поговорит, вот увидишь!

Слёзы, тихое завывание и проглатывание соплей…

Со стороны, кажется, что ребёнок всё понял и, наконец-то, послушался. Но давайте заглянем в душу маленького человечка и посмотрим, что же там сейчас происходит…

«Капризы глазами эмоций ребёнка»

Мама кричит на меня. Говорит, что я плохой. Она строгая, она злая. Она меня не любит. Когда она любила меня, то притворялась, а на самом деле я ей не нужен!

Ребенок испытывает одну или несколько из нижеперечисленных эмоций:

Жалость к себе — я хороший ребёнок, а она со мною так плохо обращается. Я не заслужил такого. Мама делает мне больно. Ей всё равно, что мне плохо. Она меня не любит.

Обида — это несправедливо. Мама не должна так со мною обращаться. Она должна любить, а она злая. Она кричит и не любит меня.

Желание отомстить — я умру, и вы будете плакать! Тогда поймёте, кого потеряли. Пожалеете, что плохо со мною обращались, но будет поздно.

Горе — я ненужный ребёнок. Со мной плохо обращаются, значит, не любят. Я лишний. Лучше бы меня не было. Зачем меня вообще рожали?

Подавленная злость — хочется крикнуть на неё, огрызнуться, но нельзя, потому что будет еще хуже при оказании сопротивления.

Страх — мама от меня совсем откажется. Позвонит в милицию и меня заберут за плохое поведение. Она от меня совсем-совсем откажется!

Печаль — ничего не могу сделать, чтобы меня любили. Они ведут себя жестоко, не считаются со мною. Ничего не могу с этим поделать. Мне так не повезло! Других детей любят родители, а меня нет.

Отчаяние — папа накажет меня, когда я приду домой. Он снова может наброситься на меня с ремнём. Как же этого не допустить? Что делать? Что говорить? Надо просить прощения, умолять.

Паника — наказание неизбежно, неотвратимо, ничего не могу поделать с этим! Ведут к ремню, как животное на бойню.

«Эти эмоции ложатся в основу взрослой жизни вашего ребёнка!»

Мозг ребёнка формируется. Эмоциональные страдания становятся кирпичами в многоэтажном здании его будущей жизни. Сегодня всё больше родителей это знают и понимают.

Воспитание, которое вызывает страдания, является деструктивным подходом!

Оно разрушает будущее ребёнка. Превращает яркую личность в серую посредственность с потухшими глазами.

Во взрослой жизни ваш ребёнок будет заливать внутренние детские раны алкоголем. Боль и пустоту в груди закуривать сигаретами. Страх одиночества (в животе) заедать нездоровой пищей.

«Есть ли более здоровый способ? Конечно, есть!»

Я видел его много раз в разных странах мира. Он прост, как дважды два. Но есть один нюанс…

Родители боятся поступать так, как я хочу им посоветовать!

Природа опасений заложена в неверных представлениях о психологии ребёнка, которые укоренились еще со времён крепостного права.

Давайте разберём их сейчас, а уж потом я расскажу, как себя вести, чтобы ребёнок стал просто шёлковым.

«Ситуация: ребёнок упирается, капризничает, не хочет идти в садик»

Теперь давайте погрузимся во внутренний мир родителя. Проанализируем мысли, эмоции, желания и ожидания в этот момент.

Итак, ребёнок сидит на полу, колготки одевать не хочет, упирается, плачет и стучит руками по полу.

Анализ роли родителя

Мысли: «Ну, всё! Достал уже. Настал конец моему терпению!»

Эмоции: негодование, злость, раздражение, гнев.

Причина эмоций: ребёнок идёт против моей воли. Делает всё на зло. Не слушается. Грубит, обзывается.

Желание: накричать, нашипеть, взять за ухо, ударить по заднице, влепить подзатыльник. Говорить жестко, грубо, повышая громкость голоса.

Ожидания: если поступить так, ребёнок сразу же послушается, заткнётся и сделает так, как ему говорят. Это подтверждается опытом.

И тогда? Гнев уляжется. Ребёнок начал вести себя правильно, как ему сказали. Нужный результат получен. Это быстрее, чем уговаривать и объяснять.

Какой есть другой вариант?

Уговаривать, объяснять. Это долго. Это работает плохо. Ребёнок видит, что с ним мягко обходятся, и начинает капризничать ещё громче и требовательнее.

Если согласиться с требованиями ребёнка не идти в садик, значит, кто-то должен с ним сидеть. Значит, не идти на работу. А деньги кто тогда будет зарабатывать?

Единственный выход, который видится из этого замкнутого круга: применение жёстких мер!

«А что, разве есть другие способы?»

Конечно, есть! :) Причем, намного лучше первых двух, перечисленных выше.

Давайте вспомним, что переживает ребёнок, когда родители обращаются с ним жёстко, холодно, твёрдо и решительно.

Со мною жестоко обращаются: подавляют, ограничивают, шантажируют. Значит, меня не любят. Если не любят, значит, я им не нужен. Если не нужен, то в любой момент меня могут бросить.

И еще: за что со мною так? Почему так жестко? Почему они не хотят по-хорошему, почему они это делают по-злому?

Когда ребёнок переживает бурю неприятных эмоций, в этот момент родители ругают его и что-то объясняют на логическом уровне. Ребёнок пропускает родительские слова мимо ушей. Почему?

Когда внутри бушуют подобные эмоции, осознанность любого человека становится очень низкой. Сознание сужается. Осмысление словесной информации затруднено.

Внутри малыш страдает, все силы уходят на подавление своих эмоций. Ему не хватает энергии, чтобы понимать слова родителей.

Ребёнку приходится чисто машинально соглашаться и что-то обещать, лишь бы «эти придурки» скорее отстали.

«В чём основное страдание ребёнка?»

Если кратко, то «меня не любят» и «я им не нужен». При этом неважно что говорят родители, чему они учат в этот момент и прочее.

Вот совет, который я обещал. У некоторых родителей от него волосы начинают шевелиться на затылке:

«Любите ребёнка в момент капризов!»

Чего?! За что же его любить, когда он ведёт себя плохо, перечит, грубит и не слушается?

Если любить, когда он не слушается, идти у него на поводу, то он приучится и будет дальше так делать. Начнет этим пользоваться, на шею сядет окончательно. Испортим ребёнка, разбалуем!

А если мы жёстко пресекаем капризы, то это отбивает охоту делать так в будущем.

«И в этом моменте мы находим две логические ошибки!»

О первой скажу кратко. Если вас бить каждый раз, когда вы обижаетесь или злитесь, то произойдет что? Это сделает вас необидчивым и незлым человеком? Конечно, нет.

Вторая ошибка. Смотрите, какая интересная логика: «Если любить, значит разрешить, а если жёстко, значит запретить».

Теперь небольшой фокус. Разорвём связь между «любить» и «разрешить». И вот что мы получим…

Во время капризов, обнимите ребёнка, возьмите на руки, поцелуйте, приласкайте. При этом мягко и с любовью НЕ РАЗРЕШИТЕ ему то, что не разрешаете.

Чувствует ли ребёнок, что его не любят? Нет! Может, чувствует себя ненужным? Нет! Может, чувствует, что вы с ним жестоки? Нет, вы с ним мягки. Вы его любите. Он чувствует ваше тепло и поддержку. Ему хорошо. Он успокаивается.

Любовь всё поглощает! Она проглатывает весь негатив целиком.

Эмоции малыша приходят в норму. Осознанность повышается. В этом состоянии легко понять и осознать словесную информацию из родительских уст.

В этот момент с ребёнком легче всего договориться!

«Иван, мы пробовали! Не помогает. Ребёнок всё равно продолжает капризничать и не успокаивается»

— И что вы делали тогда?

— Пришлось отлупить.

— Пришлось отлупить.

— Facepalm.jpg

Что нужно делать: продолжать любить! Вы настойчиво запрещаете, но с любовью. Малышу нужно время, чтобы почувствовать вашу любовь, ощутить ваше тепло и успокоиться.

Эмоции инертны!

Не ждите, что этот хорошенький маленький человечек способен быстро усмирить непонятно откуда возникшие эмоции. Не каждый взрослый на это способен, между прочим!

Ваш замечательный малыш успокоится. Обещаю. Я видел это сотню раз своими собственными глазами. Так воспитывают в Индии, в Испании, в Португалии, в Таиланде, в Англии, в Ирландии, в США, в Канаде, в Голландии…

Если ребёнок бьётся в истерике на полу, они его поднимают, берут на ручки, обнимают, гладят по головке и… О ЧУДО! Малыш тут же начинает успокаиваться.

И дети у них спокойные. И родители довольные. Дети любят родителей, слушаются их. Почему? Потому что родители любят их! Не унижают, не бьют, не ругают, а просто любят. Запрещают мягко и с любовью.

«Ещё раз: ребёнок копирует поведение родителей!»

Вспомните, о чем я говорил в предыдущей статье. Ребёнок учится поступать с другими так же, как поступают с ним его родители.

Бьёте сына ремнём? А через 20 лет он будет бухой гонять жену по всей квартире с табуреткой в правой руке. А соседям каково? Когда хочется расслабиться, а через стену грохот, крики, мат-пере-мат…

Любите дочь? Она будет любить своего ребёнка так же, как и вы. Мужа будет любить так же, как вы её любите. Подавайте пример любви. Ваша дочь будет намного спокойнее и увереннее в себе.

Чем больше вы любите своего ребёнка, тем больше счастья вы создаёте в его будущем.

«Разве я не люблю? Мои дети обуты, одеты, накормлены, не шляются, где попало…»

Любить — это глагол, это действие.

Когда ребёнок одет и обут, какие действия вы совершаете, чтобы показать, что любите? Всё просто. Надо гладить по голове, обнимать, целовать, говорить, что любите.

Новенькая куртка, которую вы купили, не сделает такие простые действия за вас. Борщ в желудке ребёнка не скажет нежных слов о родительской любви.

«Иван, на это просто нет времени! Прихожу уставшая с работы, голодная и злая, как собака…»

Без проблем. Обнять и поцеловать малыша — это 10 секунд. Затем переоденьтесь, поешьте, примите душ. Поздравляю! Теперь вы полностью готовы, чтобы по 1-2 минуты давать любовь ребёнку.

«Если ребёнку давать любовь и внимание, ему будет мало, он начнёт требовать ещё больше»

Представьте, что у вас огромный пак шоколадок. Вы никогда таких вкусных не ели (никто не давал).

Вы съедаете одну за другой. По этой логике, вам будет хотеться больше. Хорошо, продолжаем есть. Чем больше съедено, тем больше хочется? Голод и желание кушать растут в геометрической прогрессии?

Очевидно, что нет.

Утоление любой жажды приводит к облегчению и сытости. В первую очередь это касается жажды любви. Так утолите ее, наконец! И перестаньте ругать, кричать, унижать вашего самого близкого человечка.

Можете любить порциями по 20 секунд, распределяя их во времени. Подошли, погладили по голове, обняли, пошли дальше.

«Поначалу ребёнок будет удивляться…»

Как это так? Вчера ругали за непослушание, а сегодня разговаривают, объясняют и любят. Вчера бы треснули подзатыльник за баловство, сегодня обнимают.

Закончились колики, прорезались первые зубки, малыш немного подрос, стал более подвижным, научился ходить. Казалось бы, с годовалым ребенком гораздо меньше сложностей, чем с грудничком, на самом же деле это не так. Все так же случаются истерики, плач, капризы, бессонные ночи. Годовалые детки иногда даже еще более капризны, чем грудные малыши. С чем это связано? Почему ребенок в год постоянно плачет и капризничает? Давайте рассмотрим на этой странице «Популярно о здоровье» все возможные причины такого поведения.

Почему ребенок постоянно капризничает и хнычет ?

Плач и капризы – это основной и доступный способ привлечь к себе внимание взрослых, ведь годовалые детишки не умеют говорить. Так они сообщают родителям о собственных чувствах, требуют ласки, а также дают понять маме, что у них где-то болит. Итак, причины детского плача могут носить физический и психологический характер.

Ребенок плачет – физические причины

Даже если кроха уже освоил несколько слов к концу первого года жизни, вряд ли он станет ими пользоваться, если его что-то беспокоит. Выражать свои чувства плачем все еще привычнее и надежнее. Если ребенок заболел, он непременно сообщит о своем состоянии не словами, а именно плачем. Если видимых признаков заболевания нет, возможно, у крохи режутся зубки или воспалилось ушко. Возможно, плач свидетельствует о боли в животе. У детей, как и взрослых, может разболеться голова под влиянием , но они ведь не понимают, что с ними происходит, и не могут рассказать об этом.

Совсем не обязательно нужно искать признаки заболевания. Может, все гораздо проще – крохе жарко или холодно. Возможно, ему доставляет дискомфорт влажный подгузник или вы надели неудобную одежду. Когда в домах работает отопление, воздух становится слишком сухим, тогда в носике у ребенка образуются корочки. Они мешают ему нормально дышать. Усталость – пожалуй, самая распространенная причина детских капризов и слез. В каждом из перечисленных случаев дети обычно плачут, поскольку не могут по-другому рассказать родителям о своем дискомфорте.

Психологические причины

Годовалые дети испытывают большую привязанность к маме. Они панически боятся остаться без ее внимания. Именно это чувство порой становится причиной плача и капризов. Если мама занята готовкой, уборкой, или к ней кто-то пришел, детишки всячески пытаются привлечь ее внимание. Сын или дочка повсюду перемещаются за мамой по пятам, цепляются за ноги, просятся на ручки и требуют ласки и совместных игр. Самостоятельно играть малыши в таком возрасте еще не умеют, а если и увлекаются чем-то, то ненадолго, а затем снова нуждаются в материнском внимании.

Малыши испытывают сильную эмоциональную перегрузку, когда подолгу находятся в обществе незнакомых людей, гуляют в людных местах или сопровождают вас в походах за покупками. Кроха просто не может справиться с большим наплывом впечатлений и выразить свое состояние иначе, как плачем и капризами. Отдельная тема – укладывание ребенка спать. Обычно это сопровождается слезами и требованиями «продолжения банкета», несмотря на сильную усталость. Малыши будут сопротивляться до последнего, пока хватит сил.

Если годовалый ребенок испытал какой-то стресс, он долгое время может вести себя неадекватно, слезы становятся почти постоянным явлением. Например, после нахождения на лечении в стационаре, где малыш натерпелся различных процедур, - уколов или капельниц. Примерно 2-3 недели после выписки он станет плакать по любому поводу и без него. Нужно немного потерпеть, проявлять к нему больше любви и внимания, и все пройдет.

Сильным эмоциональным потрясением для малыша может стать угроза родителей отдать его чужим людям. Это звучит очень страшно, детская психика воспринимает эти слова всерьез и в сердце крохи поселяется страх, что он останется совсем один или с чужими людьми. Никогда не угрожайте детям с горяча, чтобы не травмировать их психику. Дайте им понять, что они любимы безусловно, всегда, и вы никогда их не бросите.

Если у годовалого ребенка что-то не получается, раздражение и досада нарастают, снова появляются слезы. Не может достать игрушку или запретный предмет – истерика, не получается снять носочек – слезы, каша в ложку не набирается – снова плач. На детской площадке тоже неспокойно – отобрали игрушку, нет свободной качели, не дали мячик – опять повод покапризничать.

Годовалые малыши плачут почти так же часто, как меняется их деятельность. Допустим, дочка или сынок увлечены игрой, а вы собираетесь идти на прогулку. Конечно, свое недовольство вам будет выражено в полной мере. Будьте готовы встретить такое же сопротивление, когда вы станете собираться вернуться домой с прогулки.

Заключение

Если ваш ребенок капризничает в год постоянно, - это совершенно нормально. Развивается его нервная система, он учится управлять эмоциями и выражать свои чувства. Пока ему это удается с трудом, но по мере взросления чадо станет более уравновешенным. А пока нужно набраться терпения и постараться поддержать ребенка в этот нелегкий для него период. Будьте ласковыми, нежными, чаще обнимайте и целуйте ребеночка, уверяйте в своей любви. Капризы и слезы – чаще всего это просто признак эмоциональной незрелости, чем какой-то болезни.

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.


Вопрос, почему некоторые маленькие дети постоянно капризничают и плачут, не может не волновать многих родителей.

Почему возникают капризы?

Почти все родители ежедневно наталкиваются на нежелание их чада спать, есть, одеваться, возвращаться с прогулки или идти в детский сад. Ребёнок начинает плакать, отказывается делать, что положено, порой просто ныть или кричать. У такого поведения можно усмотреть несколько основных причин:

  • К группе физических причин можно отнести усталость, жажду, голод, желание спать и любые заболевания. Малыш чувствует себя «не в своей тарелке», не понимая причин, вызвавших такое состояние. Чтобы исключить многие из этих причин, родителям нужно просто чётко соблюдать распорядок дня малыша - вовремя его поить и кормить, укладывать спать.
  • Необходимость внимания - если чаще общаться с малышом, то большей части истерик можно избежать. Мамина любовь для малыша - словно глоток свежего воздуха. Не получив необходимого количества внимания, кроха сам начнёт вытягивать его всеми возможными ему способами. Лучше не ждать начала истерики у малыша, а отложить на время свои дела, отключить интернет, телефон и просто его обнять. Ещё лучше провести некоторое время с ним вместе, поиграть, поговорить о чём-нибудь.
  • Жажда добиться желаемого. Маленький хитрец подмечает слабые места родителей и ищет способы, как на них можно надавить. Если родители пытаются откупаться от капризов малыша подарками, то малыш моментально улавливает выгодную для себя схему. Поэтому важнее научить его договариваться с другими, искать иные решения своих проблем.

Самой природой так устроено, что у взрослых детский плач сразу же вызывает сильную эмоциональную реакцию. Это необходимость, поскольку такая рефлексия может спасти здоровье и жизнь малыша. Но если он плачет всё время, то следует разобраться, что тому причиной.

Капризы грудных детей

Первые 3-4 месяца жизни малыша родители вспоминают с содроганием. Именно в это время дети обычно часто плачут и капризничают. Причинами здесь могут служить разные обстоятельства.

  • Малыш постоянно голодает , если у матери недостаточная лактация или он плохо воспринимает искусственную смесь. Если это отражается на его прибавке в весе, то врач может рекомендовать дополнительное питание.
  • Газы в кишечнике, вызывающие колики. Кормящая мать должна придерживаться правильной диеты, избегая продуктов, богатых клетчаткой. Самому ребёнку врач может назначить капли, нормализующие работу ЖКТ.
  • С воспалением уха или простудой нужно обратиться к врачу , которому мама должна рассказать об изменениях в поведении ребёнка.
  • Большинство детей не любят мокрые пелёнки и остро на них реагируют. Поэтому их нужно вовремя менять либо использовать памперсы.
  • Груднички часто испытывают чувство одиночества, но будучи взятыми на руки, быстро успокаиваются.

Молодым и неопытным родителям трудно понять причину детского плача. Им нужно научиться прислушиваться к малышу и быстро устранять причины его недовольства.

Капризы годовалых малышей

В годовалом возрасте малыши наталкиваются на первые запреты и могут реагировать на них весьма бурно: топать ногами, бросать предметы, громко кричать. Родители, знающие о таких возрастных особенностях, постараются упредить столь агрессивное поведение отпрыска.
Годовалые малыши могут капризничать также по разным причинам, которые родителям необходимо определить:

Молодым мамам очень помог бы тайм-менеджмент, что фактически означает распорядок дня - умение правильно распределить своё время. С помощью несложных п...

  • Причиной каприза может быть внутренний конфликт или болезн ь - малыш не понимает, почему ему плохо, но сигнализирует об этом доступным способом - плачем.
  • Протест против избыточной опеки направлен на стремление к большей свободе, когда он не хочет возвращаться с прогулки домой или надевать предложенную одежду.
  • Стремление подражать родителям следует поддержать , позволив чаду участвовать в бытовых делах. Благодаря этому ребёнка можно всегда держать под присмотром и исподволь учить его обращению с новыми предметами.
  • Малыш может реагировать на сильные выражения эмоций, поэтому жёсткий контроль или излишняя строгость могут довести его до истерики. К крошке нужно относиться как к равному человеку, не ожидая от него беспрекословного выполнения своей воли.

Есть у детских слёз и невидимые причины. Так, если у малыша слабый темперамент, то он может проявляться постоянными капризами и плачем , поскольку малыш остро реагирует на раздражители, быстро перевозбуждается и тотчас же утомляется. Будучи постарше, он научится справляться с этим, а до этого ему нужно обеспечить своевременный отдых и правильный режим.

Капризы детей в 2 года

Этот возраст сложный потому, что даже покладистые карапузы становятся тиранами, с требованиями и капризами которых не могут совладать родители. У многих детишек возникает повышенная возбудимость, проблемы со сном, которые могут перетечь в истерики. У двухлетних малышей можно выделить следующие причины, чаще других вызывающие капризы.

  • Социализация малыша начинается именно в этом возрасте , когда ему приходится усваивать непривычные для него правила взаимодействия и общения с другими людьми. Малыш может резко противиться новым ограничениям, касающихся его свободы действий и самостоятельности.
  • Хотя в этом возрасте малыш начинает осваивать речь , но он ещё не способен передать словами свои чувства и намерения. В таком случае плачем и криком он снимает с себя нервное напряжение.
  • Нерастраченная в течение дня энергия вечером может привести к бессоннице и капризам, поэтому днём малышу нужно позволять активно играть и двигаться.
  • Эмоциональное состояние взрослых малыш отлично чувствует, тяжело перенося семейные ссоры и скандалы.

Поскольку в 2 года малыш попадает в кризисную фазу, то на его проблемы нужно правильно реагировать.

Капризы детей в 3 года

Следующий этап развития ребёнка - кризис трёх лет сопровождается его бурной реакцией. В этот момент он начинает ощущать в себе личность и пользоваться местоимением «я». Он всё старается делать сам, хотя многое ему ещё не удаётся. Неудачи отливаются на родителях в виде криков и слёз. Психологи рекомендуют в этом возрасте просто проявлять терпение и ждать окончания кризисного возраста.

Что делать с постоянно капризничающим малышом?

Каждый родитель эту проблему решает по-своему. Но не все методы дают положительный результат, а иногда лишь ухудшают положение. Вот как лучше поступить в таком случае:

  • Успокоиться самим и ни в коем случае не давить и не кричать на карапуза . Лучше его на время оставить одного, а после ласково с ним поговорить.
  • Можно посещать детский центр , где малыш смог бы в безопасной среде научиться общаться со сверстниками.
  • Если малышу уделять достаточно внимания , то исчезнут 90% поводов для истерик.

Когда нужно обратиться к врачу?

Нормой, по мнению специалистов, является 2-3-разовое в неделю проявление малышом своего недовольства. Но если он капризничает регулярно, а порой устраивает форменные истерики, то его следует показать специалисту. Иногда достаточно всего нескольких визитов к детскому психологу, чтобы восстановить в семье мир и спокойствие.
Все родители должны воспринимать капризы детей в раннем возрасте как совершенно нормальное явление. Нужно лишь самим научиться правильно определять их причины и своевременно устранять.

0 0


Рассказать друзьям