"здоровье детей в руках взрослых". Если вы заметили порезы на руках подростка: инструкция для родителей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждая мама слышала о важности развития мелкой моторики у детей, но мало кто разбирается в профессиональной терминологии и знает, что моторика - это не просто ловкость и хороший почерк, но и возможность сохранить активность коры головного мозга до самой старости и правильная координация нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Наталья Алехина, сооснователь детских центров CityKids и автор книги «#Первые365», рассказала The Village о важных нюансах развития мелкой моторики и составила список полезных развлечений для малышей.

Как устроена кисть?

Для начала разберемся, что из себя представляет кисть. Это сложная система из 27 костей, суставов, связок, сухожилий, мышц, широкой сети сосудов и нервных окончаний. В самих пальцах мышц нет - их движения контролируют сгибательные сухожилия, которые соединены с мышцами в ладони и предплечье. На кончиках пальцев находится огромное количество нервных окончаний и рецепторов, которые чувствительны к температуре, текстуре, давлению, влажности и вибрации. Контролирует эту сложную систему около четверти всей моторной коры головного мозга, то есть в мозгу кистям отведено больше места, чем ногам и спине. При развитии мелкой моторики улучшается и речь ребенка, поскольку соответствующие отделы головного мозга находятся рядом и влияют друг на друга.

Как развиваются навыки младенцев с нуля до трех лет?

Новорожденные обычно плохо контролируют движения своих рук, но если поместить в их ладонь любой предмет, то малыши автоматически крепко сожмут его - этот бессознательный хватательный рефлекс обычно исчезает к третьему месяцу жизни, когда младенцы начинают более осознанно брать игрушки указательным, мизинцем и средним пальцем.

К девятому месяцу жизни дети могут взять предмет, соединив четыре пальца с большим. Такой «захват клешней» развивается постепенно, и к концу первого года жизни малыши умеют брать мелкие объекты, например фасоль. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше научился соединять каждый из четырех пальцев с большим в кольцо: именно эта способность повлияет в дальнейшем на его способность рисовать и писать.

На втором году жизни тоддлеры учатся еще лучше координировать работу своих пальцев: например, полуторагодовалый малыш, который еще не умеет складывать лист бумаги, уже может его разорвать, а двухлетний уже в состоянии расстегивать молнию. Даже просто открывая двери, вытаскивая одежду из стиральной машинки или помогая маме готовить и взбивая яйца, дети приобретают бесценный опыт и развивают свои руки и кисти.

Моторика развивается по мере взросления, поэтому чем раньше ребенок освоит различные занятия для пальчиков, тем проще ему будет в дальнейшем учиться писать карандашом, рисовать, шить или проводить сложные нейрохирургические операции. К тому же дети, не обладающие развитыми навыками мелкой моторики, будут испытывать стресс и фрустрацию, иметь низкую самооценку, задержку речевого развития и проблемы с освоением языка в школьном возрасте.

Какие занятия помогут ребенку развить моторику?

По мере взросления тоддлеры исследуют окружающий мир в том числе тактильно - через игрушки и окружающие их предметы, которые можно тянуть, толкать, катить. Все это тренирует мышцы их кистей, предплечий и плечевого сустава, поэтому не нужно ограничивать малышей в подобных активностях. Важно только следить за тем, чтобы им не попадались мелкие детали: дети в этом возрасте также исследуют мир на вкус, поэтому легко могут проглотить маленькие предметы или засунуть их в нос или ухо. Вот что поможет малышу развить руки в различных направлениях:

Снимание и надевание носков и обуви;

Перетягивание веревок и канатов;

Катание, бросание и хватание мяча;

Перетаскивание ведер с водой и песком из одного места в другое;

Шагание по лестницам и преодоление препятствий;

Копание в земле или песке с помощью лопаты, граблей и других инструментов;

Мытье игрушек и предметов губкой;

Поливание растений из лейки;

Толкание игрушек перед собой;

Покраска забора (можно водой);

Сгребание, подметание, собирание листьев, палочек и крупной гальки;

Выжимание и сжимание зубной пасты, пластилина, массы для лепки;

Смешение и просеивание песка, мелкой крупы или зерен;

Раскатывание и замешивание теста.

Как укрепить мышцы ладони?

Во многом координация движений пальцев и кисти зависит от развития мышц ладони. Если вы заметили, что малыш постоянно роняет предметы, нужно подключать его к активностям, которые помогут укрепить мышцы ладони: например, замешивание теста, просеивание песка или переливание воды.

Ползание также очень полезно для малыша: оно оказывает давление на ладони рук, распрямляет мышцы и предотвращает пальцы от закрытия, что приводит к большей гибкости ладони. Если тоддлеры пропустили стадию ползания, они могут подгибать пальцы внутрь ладони и ползать на кулачках. Это означает, что рефлекс хватания все еще присутствует. Такие дети могут избегать контакта ладони с материалами (например, тестом или пластилином) и неуклюже держать карандаш или ручку кончиками пальцев. Этим детям будут крайне полезны активности, которые помогают снять напряжение и неуклюжесть в руке: ползание в любых формах, игры в ладошки, нажимания, приготовление еды и подметание. Такие занятия стимулируют расслабление кистей рук, что повышает силу мышц и выносливость кисти.

Как сделать пальцы сильными?

Сила пальцев и возможность все лучше ими управлять развивается у малышей исключительно по мере получения опыта. Важные занятия, которые будут полезны малышам для развития силы пальцев:

Разрезание листов пасты или хлеба на куски;

Игры с конструктором и собирание пазлов;

Пальчиковое рисование;

Пальчиковые игры и пение;

Перебирание крупы или изюма;

Переливание воды из сосудов;

Перекладывание кусочков сахара или пасты щипцами;

Складывание и разбор мелких игрушек;

Использование штампов, прищепок и наклеек;

Вырезание ножницами.

Как подготовить руку ребенка к письму?

Многие мамы все еще стремятся как можно раньше начать обучать малыша чтению и письму. Однако результаты многочисленных исследований доказывают, что учить ребенка писать можно только тогда, когда его кисть и пальцы достаточно развиты для этого. В противном случае раннее обучение может привести к тому, что ребенок, даже достигнув взрослого состояния, будет писать неправильно и быстро уставать.

Важно следить за развитием малыша и его готовностью к письму. Когда 18-месячный малыш рисует каракули, карандаш или кисть зажаты в его кулачке, а движения осуществляются плечевым суставами или корпусом. Каракули сначала выглядят как круги и только ближе к концу второго года начинают превращаться в другие фигуры. К концу третьего года жизни тоддлеры все еще по-разному захватывают карандаш и используют кисть. Если у ребенка появляется напряжение в кистях, шее и плечах, предложите ему маленькие мелки. Это поможет облегчить процесс и укрепить мышцы ладони и предплечья, контролирующие силу пальцев.

4-летний ребенок уже может держать карандаш большим и указательным пальцем, пока другие пальцы помогают ему сохранять положение предмета. Плечевой сустав, предплечье и кисть выполняют в данном случае роль стабилизаторов. К школе большинство держат карандаш штативным захватом тремя пальцами, и тогда можно считать, что кисть и рука ребенка готовы к письму.

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, то их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствующее улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанны с речевой функцией».

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

Разработали долгосрочный проект «Влияние развитие мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста». Где был расписан перспективный план игр - занятий на год. А также по четвергам проводим кружок рисования «Матрешки», где в основном рисуем пальчиками. Цель кружка: так же развивать мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную творческую активность, фантазию, воображение.

Заключение.

Детям очень нравятся пальчиковые игры, которые сопровождаются чтением народных стихов – потешек. Эти игры создают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Я использую игры на загибание и разгибание пальцев рук: «Пальчик, пальчик, где ты был, «Этот пальчик бабушка».

Потешки - эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

Стимулирует развитие мелкой моторики;

Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом) ; - развивает воображение, память, мышление и внимание;

Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

Формирует творческие способности и артистические умения;

Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Рисование - способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. В развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Мячики - развивают активность и координацию движений.

Пуговицы - развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. Пирамидка – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.

Кубики - это не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Конструкторы - развивают моторику рук.

Мозаика - способствует развитию мелкой моторики.

Один из важных вариантов развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Наталия Колесниченко
Здоровье ребенка в руках взрослых

"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка ", - гласит закон РФ "Об образовании" Многие родители не могут служить примером здорового образа жизни , так как часто выпивают и курят. Многие родители даже не представляют, как приобщить ребенка к здоровому образу жизни . Ему необходима чистая вода, чистый воздух, правильное питание, доброжелательный психологический климат. Раздражение взрослых механически переходит на ребенка . Поэтому надо больше улыбаться, дарить радость друг другу.

Взрослые должны охранять детский организм от вредных влияний, создавать условия для повышения защитных сил организма. Правильно организовывать режим дня и прогулку. Дети должны гулять не менее двух часов два раза в день, независимо от погоды.

У ребенка необходимо развивать интерес к оздоровлению собственного организма. Если ребенка насильно побуждать заниматься физкультурой, то он быстро потеряет к этому интерес.

Принцип "не навреди" должен быть заложен в основу развития ребенка . Ведь "раннее обучение" приводит к перегрузкам, провоцирует неврозы. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по развитию речи и математике, но и на занятиях по физкультуре. Большую роль играет игровая деятельность детей. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее в школе ребенок будет заниматься . Если мы хотим видеть ребенка здоровым - его надо закаливать. Минимальное закаливание - это воздушные и водные процедуры, подобранная правильно одежда. При закаливании происходит повышение иммунитета за счет увеличения в выработке в организме интерферона. Поэтому закаливание должно быть семейным делом.

Публикации по теме:

«Наше здоровье в наших руках!» Краткосрочный проект Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 3 с приоритетным осуществлением деятельности.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его.

ОД по экологии «Здоровье планеты в наших руках» (старшая группа) ОД по экологии "Здоровье планеты в наших руках" (старшая группа) Цель: формировать желание помочь взрослым при работе на природе, желание.

Проект «Наше здоровье в наших руках» Слайд 1 Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию проект «Наше здоровье в наших руках. Слайд 2 Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко.

Проект по здоровьесбережению «Здоровье в наших руках» Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь,никто не продаст. Его берегите,как сердце, как глаз.

Проект по ЗОЖ в старшей группе «Здоровье в наших руках» Проект по ЗОЖ в старшей группе «Здоровье в наших руках» Проект по ЗОЖ в старшей группе «Здоровье в наших руках» Актуальность темы Самой.

Проект «Здоровье детей в наших руках» Тип проекта Познавательно - игровой Название проекта «Здоровье детей в наших руках» Участники проекта дети, родители, инструктор по физической.

Паспорт проекта. Тип проекта: информационно – практико-ориентированный Продолжительность: краткосрочный Срок реализации: 2 месяца (с 03.04.2017.

Детский туризм

Походы осуществляют по установленным и утвержденным маршрутам с участием помощника воспитателя. Перед выходом педагог делает соответствующую запись в журнале регистрации «О пребывании детей за пределами территории ДОУ».

Воспитатель заранее обследует маршрут перехода, предупреждает детей о походе и необходимости соответствующей обуви и одежды.

Спортивные прогулки

Проводят дважды в месяц по пятницам на стадионе, спортивной площадке, стационарном комплексе, на площадке аттракционов и тому подобное.

Гимнастика пробуждения

После дневного сна гимнастика постепенно настраивает детский организм на активную продуктивную деятельность. Упражнения проводят в кроватях при открытых фрамугах в сочетании с воздушными ваннами. Количество упражнений -4-6 или 8-10 в течение 5-10 мин.

Неделя здоровья

Во время проведения Недели здоровья (дважды-трижды в год) дети имеют возможность проявить приобретенные физкультурно-спортивные навыки, физические и личностные качества.

В планирование и проведение мероприятий творческая группа педколлектива обязательно привлекает родителей. Неделю насыщают различными, часто нестандартными формами работы физического воспитания и оздоровительно-профилактическими мероприятиями, большинство из которых организовывают на свежем воздухе.

Главным событием Недели здоровья может стать физкультурно-спортивный или музыкально-спортивный праздник с участием всех воспитанников детсада.

Школа мяча

Во время разнообразных форм работы с мячом малыши осваивают необходимые виды движений (катание, бросание, подбрасывание, ловлю во время ходьбы, бега, прыжков и тому подобное), учатся ориентироваться в пространстве, управлять своим телом.

Кроме этого, действия с мячом формируют глазомер и совершенствуют точность движений.

Малые туристические походы

Организуют малые туристические походы дважды в год (осенью и весной) с детьми старших групп с участием физ — инструктора и родителей. Поход предусматривает теоретическую и практическую подготовку детей, родителей, воспитателей.

Взрослые должны хорошо знать и выполнять инструкции по охране жизни и здоровья детей, правила первой медицинской помощи и уметь оказать ее. Перед походом следует подготовить необходимый инвентарь, простое туристическое оснащение, кипяченую воду, аптечку и тому подобное.

Работа с родителями

Важным направлением в сохранении физического и психического здоровья детей, а также формировании у них умения заботиться о собственном здоровье является тесное взаимодействие детского сада и семьи.

Задача работников детского сада по организации работы с родителями :

  • всесторонне изучать состояние физкультурно-оздоровительной работы в семьях воспитанников, корректировать при необходимости, осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку и каждой семье;
  • формировать у родителей первичные знания о возрастных особенностях психофизического развития детей.
  1. Предоставить знания о безопасности жизнедеятельности малыша, основные опасные факторы окружающей среды; ознакомить с правилами безопасности жизнедеятельности ребенка, когда она находится дома, на улице, в природе, на спортивной площадке.
  2. Побуждать родителей создать для ребенка комфортные условия дома; соблюдения санитарных правил по уходу за жилым помещением.
  3. Развивать стремление к здоровому образу жизни, желание быть примером для своего ребенка.
  4. Формировать умение заботиться о здоровье своем, ребенка и окружающих.
  5. Дать знания про самые распространенные детские заболевания и их профилактике; научить уходу за больным ребенком с использованием традиционных и нетрадиционных приемов.
  6. Формировать представления родителей об организации правильного режима дня, здорового питания детей.
  7. Обеспечить теоретическими и практическими знаниями о закаливании; поощрять родителей сделать его неотъемлемой составляющей жизни всех членов семьи.
  8. Учить родителей правильно организовывать активный двигательный режим ребенка; ознакомить их с комплексами упражнений, спортивными играми и упражнениями, подвижными играми; приемами восстановления работоспособности, правилами безопасности во время занятий физкультурой и спортом и тому подобное.
  9. Формировать умение оказывать первую медицинскую помощь при несчастном случае или травме.
  10. Учить контролировать осанку ребенка, проводить комплексы упражнений для предупреждения нарушений осанки и плоскостопия.
  11. Информировать родителей о достижениях в психофизическом развитии детей; совместно разрабатывать стратегию коррекции для отдельных малышей при необходимости.
  12. Привлекать взрослых членов семей к непосредственному участию в физкультурно-спортивных мероприятиях учреждения.


Рассказать друзьям