Все о ребенке в 3 месяца. Что должен уметь делать ребенок в три месяца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Педиатр наверняка зафиксирует индивидуальные параметры вашего ребенка на очередном приеме.

Даже если они не совсем соответствуют принятым нормам, не следует паниковать и искать связанные с этим заболевания.

Во-первых , ребенку наверняка передастся состояние родителей. Во-вторых , точное соответствие ни от кого не требуется.

Порой дети на несколько месяцев задерживаются в развитии , а потом резко догоняют и перегоняют своих сверстников. Особенно это касается весовых характеристик и роста.

Если же отклонения касаются психологических процессов, стоит задуматься и больше внимания уделять их корректировке.

Ребёнок в 3-4 месяца- Mamalara

Рост

По статистике, собранной в нашей стране, средний рост мальчиков в этот период — от 56,5 до 62,0 см, девочек — от 56,2 до 61,8 см.

Разница с предыдущим месяцем в росте — 3 см.

Данные по всем странам (согласно Всемирной Организации Здравоохранения) указывают этот промежуток более расплывчато. Рост мальчиков задается в промежутке от 57,3 до 65,5 см., а девочек — от 55,6 до 64,0 см.

Вес

Во всем мире приняты нормы веса для мальчиков этого возраста — от 5,0 до 8,0 кг, девочки могут весить от 4,5 до 7,5 кг.

В нашей стране более строгие рамки — от 4,9 до 7,0 кг. для мальчиков и от 4,8 до 6,3 для девочек.

Разность между измерением веса в предыдущем месяце в среднем должна составлять 800 г.

При чем этот параметр должен возрастать равномерно, по 200 г. за каждую неделю .

Надо заметить, что при недоборе веса врач наверняка порекомендует вводить прикорм раньше или докармливать малыша смесью (если до этого он находился на грудном вскармливании). При избытке веса — наладить кормление по часам соответственно.

В любом случае, меры корректировки не будут иметь фатального и строго контролируемого характера.

Обхват грудной клетки

Средними считаются показатели в границах от 36,5 до 41,6 см. для мальчиков и от 41,6 до 41,4 для девочек . За месяц должно произойти увеличение этого параметра на 1 см.

Эти верхние и нижние границы возрастной нормы достаточно условны, но дают возможность составить общее представление об общем физическом развитии ребенка в данный период.

Особо следует обратить внимание на рост обхвата головы. Он может многое сказать о наличии или отсутствии патологий в развитии головного мозга в этот период.

Для малышей, родившихся раньше срока, эти нормы могут быть сдвинуты в зависимости от срока «недонашивания».

Окружность головы

Обвод головы должен увеличиться по сравнению с прошлым месяцем не более, чем на 1 см.

ВОЗ устанавливает нормы обхвата головы для мальчиков от 38,1 до 42,9 см., а для девочек от 37,1 до 42,0 см. в этот период.

Принятые в советские время стандарты — от 39,0 до 42,5 см. для мальчиков и от 38,0 до 41,2 см. для девочек.

Сон

Общая продолжительность сна к трем месяцем должна быть около 14-15 часов в сутки . Естественно, они разделены на отдельные периоды.

В среднем, период ночного сна — 3-4 часа, а дневного — 2 . Каждый период делится на стадии по 50-90 минут.

Больше половины из всего времени сна в этом возрасте — это так называемый «быстрый» или парадоксальный сон. Во время него мозговые структуры развиваются особенно стремительно.

Малыш может видеть сновидения, двигать ручками и ножками, использовать мимику во сне.

Характерной особенностью трех месяцев является установление цикла из трех стадий :

  1. Бодрствование.
  2. Медленный сон.
  3. Быстрый сон.

До этого времени младенец мог сразу из бодрствования погрузиться в быстрый сон и наоборот. Дремать малыши в этот период еще не умеют.

Также приобретение этого периода — глубокий ночной дельта-сон . Он влияет на восстановление энергозатрат и частично на процессы формирования памяти.

Именно за счет этого самого глубокого погружающего процесса у младенца есть возможность запомнить малую толику из потока лавинообразно поступающей информации.

Остальных стадий сна взрослого человека (дремоты, сонных веретен) в этом возрасте пока нет .

Питание

Для малыша по-прежнему главной и единственной пищей остается грудное молоко или адаптированная .

Не всем подходит такое расписание, но даже те, кто кормят детей по первому требованию, отмечают, что к трем месяцам количество прикладываний заметно сокращается.

За один прием малыш в среднем должен высасывать 150-160 мл. молока или адаптированной молочной смеси . В сутки это 900-960 мл.

В жаркое время года или при недостаточной влажности воздуха возможно допаивать малыша .

Что умеет?

Навыки , приобретаемые в этот период можно разделить на моторные, интеллектуальные и социальные .

К моторным относятся :

  • способность держать головку в положении лежа на животе, с опорой на локти;
  • перевороты на один и другой бок;
  • хватание и удерживание игрушек;
  • угасание ;
  • способность более продолжительное время следить взглядом за предметом;
  • умение с поддержкой (если тянуть за ручки) приподнимать туловище до сидячего положения;
  • способность захвата одной рукой другую.

Интеллектуальные включают :

  • способность вычленить человеческую речь среди прочих шумов;
  • начало исследования своих частей тела;
  • отвлечение от еды ради распознавания шума или яркого предмета.

К социальным навыкам , приобретаемым в 3 месяца можно отнести:

  • усложнение комплекса оживления (улыбка, более управляемые движения рук);
  • узнавание и различение членов семьи;
  • смех в голос;
  • осознанное привлечение к себе внимания;
  • гуление;
  • фиксация взгляда в вертикальном положении, налаживание контакта «глаза в глаза» при кормлении.

Чему и как можно и нужно научить?

Зрение

В этом возрасте особенно эффективно развивается зрительное восприятие . Помочь малышу освоить навык фиксации взгляда на предмете можно, помещая в поле его зрения яркие предметы.

Хорошо подойдут игрушки, издающие различные звуки . При чем перемещать предметы нужно медленно и по возможности расширять амплитуду движений. За счет этого увеличится пространство охвата взглядом малыша.

Для этой же цели можно развесить по дому яркие картинки и время от времени совершать неспешные прогулки по дому с малышом таким образом, чтобы он обращал на них свое внимание, фиксировал взгляд на несколько секунд.

Слух

Настал период гуления . Прислушивайтесь к звукам, которые произносит малыш и повторяйте их.

Лучше, если это будет делать не только мама, но и остальные члены семьи. Так кроха поймет, что звуки универсальны и начнет копировать их.

Для развития слуха можно поиграть вместе с малышом в «найди откуда звук» .

Включите музыкальную шкатулку, звучащую игрушку или другой источник шумовых эффектов. Потом с ребенком на руках пройдитесь по всем комнатам, ища этот источник.

Очень полезны для малыша будут танцы под любимую музыку . Кроме развития слуха, это является своеобразной гимнастикой.

Интеллект

Игра «прятки» или «ку-ку» очень хорошо подходит для развития интеллектуальных навыков малыша. Очень скоро вы заметите, что ребенок не отводит взгляд от того места, где раньше была мама или папа.

Подкрепленная эмоционально положительным зарядом (ведь близкий человек в конце концов находится!), она может стать отличным средством к становлению терпения, вниманию, памяти и многих других процессов.

Тактильные и обонятельные ощущения

Подберите или изготовьте игрушки из разных материалов. Они должны отличаться не только внешним видом, но и содержанием: насыпьте внутрь крупы, муки, комки бумаги, других наполнителей.

Их можно время от времени давать малышу в ручки или подвесить над его . Хорошо подходят в качестве наполнителей различные душистые травы: шалфей, мята, ромашка.

В магазинах также продаются игрушки с разными фактурами ткани, зеркальцем, погремушкой . Наилучшая для развития форма — в виде небольшого кольца. Так малышу будет легко обхватывать интересующий предмет.

Развитие ребенка в 3 месяца
https://youtu.be/bPXBCpTXvx0

Психическое, эмоциональное развитие

К третьему месяцу жизни ребенок становится все более социализированным и психически развитым существом. Это проявляется в:

  1. Улыбке. Она может возникать в ответ на ласковое обращение, появление знакомого лица или во сне.
  2. Гулении. В этом возрасте малыш может «разговаривать сам с собой». Постепенно (при условии постоянного общения) такие порывы сменяются подражательными элементами.

    О полноценном разговоре речи пока не идет, но контакт и желание общаться, улавливание интонаций должны проявляться вполне явственно.

  3. Сформированном комплексе оживления.
  4. Способности фиксировать взгляд в вертикальном положении , рассматривать что-либо по несколько минут.
  5. Более выраженном исследовательском инстинкте . Малыш в этом возрасте даже способен прерывать сосание ради того, чтобы прислушаться или разглядеть новый предмет.

Еще одна характерная особенность этого периода: малыш может выражать недовольство даже в том случае, если просто заскучал.

Задача заботливых родителей в такие моменты — обеспечить равномерный приток информации, не перегружая малыша ею при этом.

Развитие органов чувств

Глаза . Приобретается способность видеть на 4 метра и более. Следит взглядом в зоне диаметром до 80 см. Возникает устойчивая фокусировка взгляда на предмете.

Уши . Возникает произвольность: малыш может вслушиваться конкретно в интересующий его звук. Также ему интересно искать источник шума.

Язык . Вкусовые рецепторы пока находятся на уровне 6-го месяца внутриутробного развития. Они пока не приспособлены к восприятию никакой другой пищи, кроме грудного молока или специальной смеси.

Нос . Обоняние сформировано еще на 4-6 неделе жизни, особых изменений в 3-й месяц с ним не происходит.

Кожа . Осязательный мир ребенка расширяется, на всем теле появляется большее количество рецепторов, связанных с возрастанием связей между нейронами в головном мозгу.

Вестибулярный аппарат . Чувство равновесия становится тоньше, малыш более чутко улавливает свое положение в пространстве и учится подстраиваться под него.

Двигательная активность

Обязательными процедурами для ребенка в этом возрасте являются гимнастика, массаж, водные и воздушные процедуры . Проводить их может как специалист, так и родитель.

Главное — соблюдать правила и переключать малыша на другой вид деятельности при первых признаках недовольства.

Гимнастика . Лучше проводить ее два раза в день. Обязательные комплексы включают выкладывание на животик, подтягивание к себе до сидячего положения и пр. Можно дополнить их упражнениями на фитболе.

Массаж . С 3-х месяцев ребенок полностью готов к принятию детского массажа в полном объеме, а не только поглаживающих и потряхивающих движений.

Заботливому родителю надо знать, что он обязателен . Даже здоровый ребенок будет гармонично развиваться только при условии планомерного ухода, в который входит массаж.

Ванна . Разные специалисты придерживаются диаметрально противоположных мнений насчет этого процесса. Единство только в одном — вода в жизни малыша должна присутствовать ежедневно.

Общепринятая практика — наливать в маленькую теплой воды и ставить детскую «горку» для удобства. Но дело в том, что удобно это, в конечном итоге, только родителю.

Малыш в 3 месяца уже способен в полной мере получить удовольствие от водных процедур.

Тем более, что запачкаться до такой степени, что его нужно непременно целиком обработать специальным средством, ребенок за день просто не успевает.

3 месяца — особый период в жизни ребенка , еще одна ступенька к взрослению и пониманию мира.

Каждый малыш индивидуален в своем развитии, но общепринятые нормы помогут родителям узнать, в каком направлении приложить больше сил, на что обратить внимание.

В этой статье:

Новорожденный, которому уже исполнилось два месяца — это уже далеко не беспомощное существо. Теперь тело его окрепло, личико приобретает осмысленное выражение, а реакции на окружающий мир изменяются. Быстрое развитие будет происходить весь первый год жизни, и разница между двух и трехмесячным ребенком значительна.

Психическое развитие

Третий месяц жизни новорожденного знаменуется тем, что он начинает узнавать голос матери, различать предметы и слышать запахи. Потому реакции маленького ребенка уже приобретают смысл: он плачет, когда ему плохо и улыбается, смеется – когда хорошо, но если что-то малышу не нравится, то он начинает резко громко кричать.

Теперь и общение с родителями и бабушками – дедушками становится двусторонним: на слова взрослых новорожденный отвечает своими словами, но пока еще агуканьем. Ребенок начинает понимать, что комфортнее всего ему находится на руках у родственников, потому может начать требовать этого все чаще и чаще.

В три месяца новорожденный любит слушать музыку, потому рекомендуется повесить над кроваткой музыкальную игрушку, которая будет крутиться, чтобы ребенок мог устанавливать взаимосвязь между тем, что слышит и что видит.

Меняется и характер плача и родители теперь могут определить, что беспокоит их малыша:

  • голодный плач начинается с громкого всхлипа и быстро перерастает в громкий крик;
  • если ребенок трет глазки и вертит головой, при этом плач его с капризными нотками, то он просто хочет спать;
  • плач от боли начинается резко, он непрерывный и пронзительный;
  • если у ребеночка повышено внутричерепное давление, то он может монотонно и регулярно плакать по вечерам, что должно заставить родителей обратиться к врачу.

Физическое развитие

Происходит развитие 3 месячного ребенка в физическом плане скачкообразно. Можно ежедневно замечать, как крепнут его ручки ножки. Малыш уже самостоятельно переворачивается со спинки на бочок и держится в этом положении. Делает он и попытки сидеть, но при этом его нужно немного придерживать за попу.

Теперь ребенок поворачивает голову, следя за мамой глазами, делает попытки схватить игрушку, а лежа на животе вместе с головкой поднимает и плечи. Если придерживать ребенка за подмышки, то он уже способен опираться на ножки, что обычно ему нравится делать. Но использовать этот прием как постоянное упражнение не желательно, так как двигательный аппарат далеко не готов к таким нагрузкам.

В этом возрасте новорожденный играет со своими ручками, тянется к погремушкам, подносит предметы ко рту и личику, учится хлопать в ладоши.

Основные игры новорожденного ребенка в 3 месяца :

  1. «Перекличка» с мамой, то есть родители говорят с ребенком и ждут от него ответа. Ласковые слова мама произносит медленно и четко, таким образом, маленький человечек вслушивается в ее речь. Слова произносятся плавно, можно использовать для этого потешки и песенки. Монолог мамы продолжается около минуты – полторы, а затем малыш должен издать ответные слова – звуки. При этом лучше приговаривать слова со многими тянущимися гласными, так новорожденному будет легче их понять и попытаться повторить.
  2. Упражнение, которое развивает хватательный рефлекс и учит удерживать предметы. В качестве игрушки нужно использовать яркую шумящую погремушку, которая будет потихоньку перемещаться около ребенка, то приближаясь к нему, то отдаляясь на столько, чтобы он захотел ее схватить. Когда это получится хотя бы раз, малыш уже с удовольствием и усиленной энергией будет пытаться это сделать снова и снова.
  3. Разговор с мамой начинается с проговаривания ему еще одной песенки или стишка, причем все слова и звуки проговариваются очень выразительно, с разными необходимыми интонациями, побуждая ребенка повторять за мамой движение губами. Так он учится координировать движение губ и произносить звуки.

Режим дня и прогулки

Когда исполняется ребеночку 3 месяца, он все меньше спит и много и активно бодрствует. Потому к гимнастике, массажу и плаванию в ванной рекомендуется понемногу добавлять еще и закаливание при помощи воздушных ванн.

По – прежнему необходимо соблюдать режим 3 месячного ребенка. Ночной сон должен занимать 8-10 часов, возможно, с периодическими просыпаниями на еду. Приэтом в течение дня малыш может спать еще несколько раз по 1,5 – 2 часа.

Желательно на этот период выходить с ним на свежий воздух, что и ребенку и маме полезно. К тому же прогулки должны занимать в день не менее 6 часов, в любую погоду, за исключением сильного дождя и крепкого мороза.

Утро малыша начинается с умывания, а при потребности с очищения ушек и носика. Обязательны гигиенические процедуры в течение для после туалета. Но, основное купание – ежевечернее, которое приносит массу удовольствия и 3 месячному младенцу, и его родителям. В ванночку можно добавлять отвар ромашки или череды.

Питание

Основной продукт питания новорожденного в трехмесячном возрасте остается грудное молоко, а вот разнообразные прикормы добавлять не следует. Приемов пищи за день у малыша должно быть не менее 6 с примерным перерывом в 3, 5 часа.

Если материнского молока не хватает, то после консультации с педиатром, можно добавлять детские смеси, но все же лучше пытаться повысить лактацию всеми доступными средствами. Конечно, детские смеси производятся в соответствии со всеми ГОСТами, но они дольше усваиваются организмом и способны вызывать аллергические реакции.

Учитывая развитие ребенка 3 месяца жизни, необходимо помнить, что он уже подрос, научился переворачиваться и освоил хватательный рефлекс, потому все окружающее его пространство необходимо освободить от различных ненужных ребенку предметов.

Каждая игрушка теперь будет пробоваться на вкус, поэтому все, что может попасть к маленькому человечку в руки, а после и в рот, обязательно моется теплой водой с мылом и тщательно ополаскивается.

Ребенок в три месяца уже интересуется окружающим миром и родители должны помочь ему в этом. Также нужно следить, чтобы нервная система малыша не перегружалась, потому капризы и плач не должны быть составляющей жизни ребенка, родители всегда могут взять свое дитя на руки, прижать его к себе, покачать и успокоить.

Полезное видео о развитии ребенка в 3 месяца

С появлением малыша у молодых неопытных родителей возникает масса новых забот и хлопот, поэтому часто для решения непонятных вопросов новоиспеченные мамы и папы прибегают к специальной литературе и советам старших товарищей. Развитие ребенка в 3 месяца проходит довольно активно, поэтому это время следует использовать максимально эффективно, ведь именно сейчас закладываются основные навыки и привычки.

Физиологические изменения

В самые первые месяцы жизни новорожденные развиваются очень интенсивно, изменения затрагивают все органы и системы организма. За этот месяц ребенок вырастет примерно на 2-3 см, а головка приобретет более пропорциональный размер по отношению к туловищу.

Активно прогрессирует пищеварительная система, желудок к этому времени увеличивается как минимум вдвое, поэтому новорожденному требуется больше грудного молочка. Кроме материнской груди ребенку такого возраста не требуется дополнительного питания, единственная добавка, допустимая для 3 месяца жизни – это прописанный педиатром, витамин D, предупреждающий развитие рахита. Набору веса на начальных этапах следует уделить повышенное внимание, поскольку в данный период велика вероятность перекормить малыша, особенно это касается грудничков, находящихся на искусственном вскармливании. Оптимальный прирост веса 3 месяца составляет 600-800 грамм, однако следует отметить, что это средний показатель, и он может варьироваться в зависимости от особенностей организма.

К 3 месяцу налаживается координация движений, ребенок уже осознанно берет ручками игрушки, может хлопать в ладоши или тянуться к лицу. Большинство новорожденных к концу 3 месяца способны переворачиваться на бок или на животик. Самые активные детки могут предпринимать попытки подтянуться с помощью рук и немного приподняться. Задача родителей на данном этапе – помочь малышу совершить желанное действие, однако опирать новорожденного на ножки или резко отпускать руки нельзя, так как связки конечностей еще не совсем развиты, поэтому не способны выдержать вес малыша.


Психологическое развитие

С каждым днем жизни у новорожденных формируются новые навыки и умения, детки меньше времени проводят во сне, и все больше познают мир. Многие малыши именно в этот период стремятся как можно чаще находиться на руках у мамы и папы, поскольку это позволяет увидеть больше интересного вокруг.

Ребенок на 3 месяце легко воспринимает звуки и свободно различает родные голоса. Он уже сам поворачивает голову, услышав свое имя, может фокусировать взгляд на мелких элементах и провожать взглядом передвигающиеся предметы. Это удачное время для того, чтобы приучать его к спокойной музыке, например, классическим произведениям или детским песенкам. Можно использовать мобиль для кроватки, благодаря которому у мамы появится немного больше свободного времени. Крутящиеся погремушки и игрушки в совокупности с легкой музыкой займут малыша на некоторое время, а постепенно ребенок станет самостоятельно засыпать с помощью такого нехитрого приспособления.

Еще не умея разговаривать, в этом возрасте ребенок подает родителям сигналы, с помощью которых можно понять его состояние. Во время 3 месяца по плачу ребенка уже можно различить причину его дискомфорта:

  • незначительные всхлипывания, постепенно набирающие обороты и в конечном итоге переходящие в громкий крик, чаще всего означают, что ребенок проголодался;
  • плач во сне, во время которого малыш крутится или потирает ручки – признак недосыпа, в таком случае лучше всего создать тишину в комнате и укачать ребенка;
  • пронзительный и резкий плач, скорее всего, символизирует болезненные ощущения. Третий месяц жизни новорожденных сопровождается коликами и отитами, поэтому в первую очередь следует уделить внимание ушкам и животику малыша;
  • вечерний плач, начинающийся в одно и то же время, может говорить о внутричерепном давлении. Решение данной проблемы – применение соски, что снимет неприятные ощущения и успокоит новорожденного.

Находясь в хорошем настроении, трехмесячный ребенок будет активно гулить и хохотать. С каждым днем звуки, произносимые младенцем, становятся более отчетливыми и разнообразными, усилить речевую активность новорожденного в это время можно при помощи песен и стихов. Кстати, вскоре малыш станет различать уже знакомые ему словосочетания, о чем сообщит вам радостным возгласом, а научившись говорить, может удивить вас самостоятельным повторением изученного материала.


Чем занять малыша

Ребенок в 3 месяца довольно активный и подвижный, стремится поворачиваться, двигать ручками и ножками, поэтому это время как нельзя больше подходит для активных игр. Разумеется, ползать или сидеть младенец еще не умеет, поэтому активные занятия с ним должны заключаться в следующем:

  • изучение подвесных игрушек – повесив в манеже несколько разных погремушек или мягких зверьков, вы предоставите малышу возможность самостоятельно проводить гимнастические упражнения. Ребенок сам постарается доставать предметы сначала ручками, потом ножками, что существенно укрепит его мускулатуру;
  • утренняя гимнастика – после проведения утренних ванных процедур нелишней будет небольшая гимнастика. Мягкое сгибание и разгибание ручек и ножек способствует развитию связок, а поворотные движения туловища со спинки на животик помогут малышу научиться переворачиваться без вашей помощи. При проведении гимнастических упражнений следует учитывать такой показатель, как вес ребенка в 3 месяца, поскольку кардинальные отклонения от нормы требуют проведения специальных занятий;
  • массаж – легкое поглаживание спинки и области шеи позволит избежать застаивания мышц, а легкое массирование коленных и локтевых суставов повысит упругость мышц;
  • уличные прогулки – как можно чаще берите малыша на прогулку, детям 3-го месяца жизни очень интересно наблюдать за окружающим миром, например, животными, растениями и т.д. Чтобы малышу было интереснее, немного поднимите спинку кровати или чаще берите ребенка на руки, предоставив ему максимальный кругозор;
  • занятия на фитболе – мягкий упругий мяч для физических занятий позволяет координировать движения ребенка, при этом считается отличной профилактикой кишечных колик.

В три месяца малыш с удовольствием воспринимает новые игры и занятия. Это удачный период для развития тактильных ощущений, в чем помогут самодельные игрушки. Предложите новорожденному несколько мягких предметов разной текстуры, к примеру, бархатную мягкую игрушку, жестковатую кухонную перчатку и мячик из плотных ниток – прикасаясь к разным поверхностям, ребенок развивает моторику рук. Пользуются популярностью также и мягкие кубики с погремушкой внутри. Возьмите несколько обычных кубиков и один с погремушкой, покажите грудничку разницу между ними. Вскоре малыш сам будет находить гремящий предмет из массы остальных.

В три месяца малыш с удовольствием познакомится с другими детками, они, конечно, не смогут играть вместе, но получат массу новых впечатлений. Если у вас дома есть домашние животные, не ограничивайте их общения с ребенком, разумеется, под вашим строгим контролем.

Так как грудничок третьего месяца способен различать звуки и знакомые предметы, ему будет интересно понаблюдать за собой. Для этого повесьте в манеже безопасное зеркало, кроха обязательно оценит такое нововведение.

Попробуйте познакомить малыша с разными стилями музыки, в период бодрствования включайте ритмичные песни и сопровождайте их похлопываниями ладошками, а также легкими танцевальными движениями. Перед сном лучше поставить спокойную музыку, и вскоре ребенок будет различать взаимосвязь между ритмом музыки и последующими действиями.

Такие нехитрые занятия помогают правильному и активному развитию малышей третьего месяца, к тому же детки, получающие много внимания со стороны родителей, растут умными, развиваются быстрее своих сверстников и реже болеют.

К трем месяцам грудничок все больше адаптируется и привыкает к новому миру, приобретает полезные навыки и рефлексы. Реакции и эмоции становятся более разнообразными и осмысленными. Для малыша, как и в предыдущие месяцы жизни, остается важным грудное вскармливание и внимание мамы. Грудное молоко, телесный и эмоциональный контакт с мамой положительно влияет физическое и психической развитие ребенка.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Развитие ребенка в 3 месяца характеризуется тем, что он научился осмысленному выражению эмоций. Появляется громкий смех, когда ребенок доволен, или резкий крик, когда малышу что-то не нравится. Кроме того, проявляются индивидуальные интонации голоса. Давайте перечислим, что должен уметь малыш в три месяца:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить игрушки к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • Уверенно держать голову, лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взор на игрушке, мелких предметах и крупном узоре;
  • Замечать предмет положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Следить за движением крупных объектов;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д.

Как видно, физическое и психическое развитие ребенка ушло далеко вперед по сравнению с первыми неделями жизни. Кроме того, в третьем месяце у детей начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок должен узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху.

Правильный уход за ребенком в 3 месяца

Питание , как и в предыдущие месяцы, должно полностью состоять из грудного молока. Только грудное вскармливание обеспечит правильное физическое и психическое развитие ребенка. Грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности малыша в питье и пище. Оно насыщает организм грудничка необходимыми витаминами и минералами, укрепляет кости и формирует иммунитет, положительно влияет на работу внутренних органов.

К трем месяцам количество прикладываний составляет 6-10 раз днем с промежутком 2,5-3,5 часа и около двух раз ночью. Объем потребляемого молока при этом равен 100-150 мл за одно кормление.

Режим дня . Сон грудничка в три месяца сокращается до 10-11 часов ночью и до 5-6 часов днем. Нормы сна для детей в этом возрасте составляют 15-17 часов в сутки. В остальное время малыш ведет себя активно. Тогда и пригодятся развивающие игры, гимнастика, плавание и массаж. Постоянно разговаривайте с малышом, рассказывайте сказки и стишки. Не повышайте голос! В это время уже стоит отказаться от пеленания и укутывания. малыш должен двигаться свободно!

Гимнастика и плавание . Добросовестно выполняйте комплекс упражнений, который рекомендуют к выполнению педиатры. К стандартной гимнастике и плаванию в этот период добавляют закаливание в виде воздушных ванн. Занятия по плаванию можно проводить каждый день по 20-30 минут. Температура воды не должна быть ниже 32 градусов. При регулярных занятиях малыш скоро будет держаться на воде самостоятельно. Используйте поддержки, ныряния, толчки и повороты.

Гигиена – залог успешного развития и крепкого здоровья ребенка. Важно обеспечивать нормы гигиены, которые включают ежедневные купания и водные процедуры. Регулярно протирайте тело, руки и лицо влажными салфетками, протирайте глаза при помощи ватных дисков, смоченных в теплой воде. Подстригайте ногти ребенку, меняйте памперсы каждые 2-3 часа.

Мыть ребенка с мылом следует не чаще двух раз в неделю. После того, как закончились водные процедуры, тщательно вытирайте малыша. Он всегда должен быть сухим! Не забывайте и о себе. Чаще мойте руки, особенно перед кормлениями.

Массаж благоприятно влияет на здоровье и самочувствие малыша, успокаивает и расслабляет. Массируйте ножки и ручки, спинку и голову легкими движениями, не давите на тело и не сдавливайте кожу! При коликах хорошо помогают круговые движения по часовой стрелке. Кстати, к трем месяцам колики сокращаются и меньше мучают малыша! Во время массажа обязательно разговаривайте и общайтесь с ребенком. Не стоит начинать процедуры, если грудничок простужен или в плохом настроении. Подробнее, какие массажные процедуры подойдут для грудничка, читайте .

Прогулки – важнейший элемент в развитии ребенка. В возрасте трех месяцев грудничку не достает витамина D, который укрепляет кости и предотвращает рахит. Солнечные лучи содержат большое количество данного витамина! Свежий воздух улучшает аппетит, сон и настроения. Малыш будет хорошо и крепко спать.

При комфортной температуре продолжительность прогулки составляет 1,5-2 часа два-три раза в день. В жару или холод не стоит гулять дольше 30-40 минут. При температуре свыше 25 градусов тепла, не гуляйте в промежуток времени между 11 и 16 часами. Держитесь в тени и используйте детские солнцезащитные средства , ведь нежная кожа грудничка способна обгореть за 5-10 минут.

Физическое развитие

У трехмесячного ребенка движение рук и ног становится более координированным. Дети становятся более подвижными, и многие из них уже легко переворачиваются со спины на животик и обратно. Грудничок может взять и поднести игрушку к лицу, подтянуть ручки к висящим игрушкам. В этом возрасте формируется взаимосвязь между зрением и слухом. Кроме того, ребенок растет, прибавляет в весе и росте. В таблице указаны примерные физические параметры, которые характерны для детей в 3 месяца.

У каждого ребенка свои особенности развития, поэтому показатели условны могут отличаться от нормы. Отклонения вовсе не говорят о проблемах в развитии и здоровье малыша. Если грудничок активный и бодрый, хорошо кушает и спит, нет поводов для беспокойства. Кстати, существует специальная формула, которая поможет рассчитать правильный вес грудничка в зависимости от возраста и массы при рождении. Эту формулу вы найдете .

Развивающие игры

Игры – неотъемлемый элемент в развитии ребенка. В три месяца грудничок уже свободно шевелит пальчиками, поэтому в это время начинают развивать мелкую моторику.

Давайте малыш специальные мешочки с наполнителем. Такие мешочки легко сделать самостоятельно. В качестве основной ткани берите натуральные материалы, которые не вызовут аллергии! Внутрь мешочка можно положить порезанную бумагу, вату, мелкие камушки, гречку или горох. Пусть малыш берет мешочки и ощупывает содержимое. Это не только развивает мелкую моторику, но и является хорошим массажем для рук.

Игры в этом возрасте простые и короткие. Они сопровождаются веселыми стишками и потешками. Постоянно разговаривайте с малышом, активно используйте различную мимику и выражения лица, различные интонации в голосе. Малыш уже может копировать мимические движения и некоторые звуки. Чаще включайте ребенку музыку. Чем она разнообразнее, тем лучше.

Не забывайте про игры с погремушкой. Она отлично развивает слух и внимание у ребенка. Выбирайте яркие погремушки, в три месяца малыш хорошо воспринимает красный, желтый и оранжевый цвета. При этом, игрушка не должна быть слишком громкой, иначе она напугает ребенка. А для развития зрения каждый день показывайте малышу игрушку средних размеров и умеренной яркости на расстоянии 40-50 см, затем медленно водите предмет из стороны в сторону. С каждой неделей постепенно увеличивайте расстояние.

Обязательно повесьте цветные игрушки над манежем или кроваткой ребенка. Выбирайте такие изделия, стукнув по которым, можно услышать звук. В это время малыша начинают знакомить с картинками. Выбирайте книжки с крупными яркими и простыми иллюстрациями. При просмотре обязательно проговаривайте и называйте каждый предмет и деталь.

Развивающие занятия и игры не должны длиться более 20 минут. При этом процедуры и упражнения должны постоянно меняться. Потому что один и тот же вид деятельности утомит ребенка, и он переключит внимание на другое. Кроме того, трехмесячный младенец далеко не все может воспринимать длительное время. Так, музыку и стишки он воспринимает 3-5 минут. Прекращайте игры, если малыш заплакал, устал или потерял интерес.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка . Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка . Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.



Рассказать друзьям