Все о хрустальной посуде. Хрусталь: привычный, драгоценный, рукотворный

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы привыкли отсчитывать историю хрусталя от 1676-года, когда англичанин George Ravenscroft добавил в стекольную шихту некоторое количество окиси свинца, в результате чего полученный сплав засверкал, зазвенел и засиял преломлённым лучом света.

Между тем, первые опыты по введению свинца в стекло проделали древние египтяне, а вслед за ними – и жители Междуречья. Результат не впечатлил стародавних мастеров: без отжига свинцовистое стекло проявляет непомерную хрупкость и норовит рассыпаться в пыль даже без приложения к нему внешних сил, а отжечь готовое стеклоизделие никто в ту пору не догадался...

Горный хрусталь как природный образец

Стеклоделам всех времен и народов было к чему стремиться: кристаллы давали им безупречный образец для подражания. Увы, все попытки создать материал, подобный природному, оканчивались получением не очень прозрачного и не вполне бесцветного стекла.

Дело в том, что песок, из которого варят стекло, химически неоднороден. Примеси заставляют готовое стекло желтить либо зеленить, и попутно отнимают прозрачность. Лишь венецианские стеклоделы, использовавшие чистейший песок из урочища Фонтенбло да белейший русла реки По, сумели сварить относительно бесцветное стекло. Которому тут же присвоили горделивое наименование «кристалло».

Еще дальше пошли богемские стеклоделы. Пользуясь своей собственной рецептурой, они сварили стекло еще более высокого товарного качества, и без ложной скромности нарекли свое детище «кристаллином». Опыт богемцев оказался настолько удачным, что богемское бессвинцовое стекло и сегодня относят к хрусталям.

Однако появлению современного хрусталя мы обязаны все-таки Георгу Равенскрофту.

Королевский запрет как основа успеха

Среди неоднозначных декретов английского короля Якова I одним из полезнейших следует признать запрет 1615-го года на использование деловой древесины в любой отрасли, кроме судостроения. Подчиняясь королевскому указу, собственники английских стекловарен перевели свои предприятия на каменноугольное топливо. Взаимодействуя с продуктами сгорания каменного угля, стекло теряло цвет – хотя и не прибавляло в прозрачности!

Воодушевленные случайным открытием, английские стекловары бросились экспериментировать с рецептурой шихты. Опыты продлились шестьдесят лет, а успеха добился лишь Джордж Равенскрофт. Ему, посвятившему долгие годы общению с мастерами стеклоделия разных стран, пришла в голову идея добавить к калиево-кальциевого стекла некоторое количество растертой в пудру окиси свинца.

Опыт оказался успешным! Полученное стекло блестело на солнце и нисколько не окрашивало свет. Правда, красота изделий из первых партий свинцового стекла оказалась крайне недолговечной. В течение года (редко – двух лет) вазы, тарелки и бокалы покрывались сеткой мельчайших трещин, а то и вовсе рассыпались.

Меняя рецептуру и температурный режим обработки изделий, Равенкрофт сумел усовершенствовать технологию. Идея отжига, заключающаяся в нагревании хрусталя до температуры красного свечения и последующем полуторачасовом охлаждении обдувом, оказалась плодотворной. Воодушевленный мастер придумал клеймо в виде головы ворона и принялся торговать своими изделиями.

Первый хрусталь с головой ворона (raven – «ворон» в переводе с английского, croft - «поместье») в качестве фирменного клейма сохранился до сих пор. И хотя большинство из этих изделий таки покрылись сеткой трещин, их сегодняшняя стоимость исчисляется многозначными суммами...

За двадцать лет, последовавших вслед за созданием первых партий свинцового стекла, патент на производство хрусталя был куплен более ста раз. Эта сотня безвестных стеклоделов внесла в изобретение Равенскрофта коррективы, превратившие английский flint-glass (дословно «кремень-стекло») в привычный нам хрусталь.

Современный хрусталь

Единого для всех стран стандарта товарного хрусталя не существует. Промышленностью выпускаются стекла с содержанием оксида свинца от 6% до 36% - все это хрустали. Стекло с включением оксида бария или оксида цинка вместо соединений свинца – тоже хрусталь. И, наконец, богемское калиево-кальциевое стекло тоже принято звать хрусталем – хотя для нашего времени это наименование уже немного архаично.


В отечественной товароведческой практике используется ГОСТ 24315-80, принятый в 1981-м году и описывающий посуду и декоративные изделия из стекла. По этому ГОСТу:

  • стекло с суммарным содержанием легирующих окисей (PbO, BaO, К2О, ZnO) менее 10% называется «хрустальным стеклом»;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 18% до 24% является малосвинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 24% до 30% является свинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 30% и выше относится к высокосвинцовому хрусталю;
  • стекло с содержанием BaO в концентрации 18% и возможными добавками окисей щелочных металлов называется бариевым хрусталем.
Европейские нормы определения хрусталя отличны от российских. В Европе:
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 1% до 15% называется Crystalline («кристаллин»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 16% до 23% называется Crystal («хрусталь»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 24% до 30% называется Full Lead Crystal («полносвинцовый хрусталь»).

Свойства хрусталя

С нарастанием процентного содержания свинца у хрусталя растет коэффициент преломления света (от 1.520 до 1.545 по ГОСТУ), увеличивается плотность, усиливается блеск. Нерасчетная оцвеченность (как правило, едва заметный желтовато-коричневый оттенок) допустима, но снижает сортность хрусталя.


Бесцветный хрусталь может слегка «синить»: подобное свойство помогает скрадывать желтизну света ламп накаливания. Однако зеленые (сине-зеленые, фиолетовые) тона в неокрашенном хрустале недопустимы совершенно!


Светопоглощение товарного хрусталя не должно превышать 2% на 1 см толщины стекла, при этом лучшие сорта материала показывают и 1%, и даже рекордные полпроцента! Стоит отметить, что оптические сорта флинтгласса, содержащие 36% PbO, могут поглощать до 9% проходящего сквозь них света. Такое стекло выглядит тусклым и товарным хрусталем считаться не может.

Мелодичность хрустального звона, а также способность изделия «петь» при соприкосновении с влажной человеческой кожей не имеет решающего значения. Тем более что звенеть при соударении способны все стеклянные изделия, формой повторяющие колокол.

Чем красив хрусталь?

В потребительской среде принято различать изделия из хрусталя по способу производства. Менее ценным вполне справедливо считается так называемый «прессованный» хрусталь. Дело тут даже не в избыточной, явно с запасом прочности, толщине стенок. И не в простоте декора. Машинная работа, массовое производство... Произведение искусства не может сходить с конвейера!


Сам по себе хрусталь обладает ограниченной привлекательностью. Стакан из тонкого качественного стекла и тонкостенный недекорированный стакан из хрусталя малоразличимы между собой. Но хрусталь, в отличие от обычного стекла, мягок и «с охотой» принимает механическую обработку!

Огранка, гравировка, полировка, послойное или сплошное окрашивание, резьба и матирование превращают хрустальное изделие в драгоценность. Ручная обработка гарантирует уникальность!

Хрусталь безопасен!

Обывательские опасения касательно миграции ионов тяжелых металлов из хрустального массива в пищу или напиток необоснованны, доказывает наука. Сохраняется, однако, опасность физического разрушения хрустальной посуды над обеденным столом. Чокаться бокалами – неискоренимая традиция, не так ли?

Передовые производители хрустальной посуды применяют особые методы упрочнения краев стаканов и рюмок. Специальная закалка и повторный отжиг создают из верхней кромки бокала настоящее «кольцо безопасности».


Обрезка краев при помощи мощного лазера и упрочняет, и сглаживает кромки хрустальной посуды. Монолитная формовка изделия снижает вероятность отделения ножки бокала от емкости для напитка (так называемого «пойла»).

Введение в рецептуру шихты максимально возможного количества хрустального боя также способствует упрочнению готовых изделий.

Из истории нам известно что идея создания хрусталя принадлежит англичанам: они первые стали добавлять в шихту окислы свинца, в результате чего стекло приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. Классический хрусталь содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 30%. Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его "вокальные" способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Кроме свинцового хрусталя существует также бариевый хрусталь, при производстве которого вместо свинца в стекло добавляют барий. Также очень широко в мире известен богемский хрусталь. При его изготовлении вместо свинца и бария используется калиево-кальцивое стекло.

В соответствии с Европейским стандартом, стеклянная продукция, содержащая меньше 4% оксида свинца, относится к “стеклу”. Стеклянная продукция с содержанием свинца больше 10% - это “хрустальное стекло”, а стеклянная продукция с содержением свинца свыше 30% называется “хрусталь с высоким содержанием оксида свинца ”.

Как производится цветной хрусталь

Однако, далеко не все знают, что кроме традиционного прозрачного, существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Например, кобальт - это чистые синие тона, кадмий или соединения золота придают изделию красный цвет, кремний - розовый, медь делает его зеленым, а марганец - фиолетовым.

Разные производители путем подбора соотношения добавок добиваются неповторимых фирменных оттенков. Некоторые фабрики в ХVIII - XIX cтолетиях окрашивали свой хрусталь с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были самые дорогие и самые высокохудожественные изделия.

Производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс. Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и отправляется в печь. Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика - наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40-50 градусов. После подобной термической обработки, обычное стекло становится термостойким и прочным. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. "алмазная грань". Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода. После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Шлифовка - это процесс снятия слоя хрусталя с помощью механических воздействий специальным абразивным инструментом или с приминением абразивных материалов. Шлифованию подвергается прежде всего край изделия и дно (заправка). Рисунок хрустальной грани подвергается финишной полировке, которая может осуществляться как механическим способом с использованием жестких полировальных кругов и мелкодисперсных полировальных паст или химическим способом в смеси плавиковой и серной кислот. При полировке с использованием кислот достигается хорошая "прозрачность" равномерная на всей площади колбы и больший блеск, но при этом изменяется геометрия грани: исчезает плоскосность, закругляются кромки, "замыливается" общий рисунок колбы. По завершению процесса полировки изделие тщательно моют и после этого хрустальные грани, приобретя особый блеск, преломляют свет и создает яркие радужные отблески. В завершение, если это необходимо, на изделие наносят грани, которые должны остаться матовыми.

Хрусталь ручной работы как произведение искусства

Для того чтобы цветной хрусталь раскрылся во всей красоте и засверкал каждой гранью больше подходит естественное освещение, но и при свете обычных ламп, он не останется незамеченным. Хрусталь ручной работы обладает специфическими тактильными и эстетическими свойствами - к нему приятно прикасаться, он будто излучает тепло. Чтобы по-достоинству оценить качество и красоту таких вещей, конечно, недостаточно взглянуть на картинку, но даже в этом случае становится понятно, насколько бережно мастер подходит к производству каждого предмета и насколько изделие одной торговой марки может отличаться от, на первый взгляд похожего, изделия другого производителя.

Наибольшую художественную ценность представляет накладной хрусталь. В таких изделиях на самом деле два слоя хрусталя - цветного и бесцветного. Когда художник во время огранки готового изделия срезает верхний слой накладного хрусталя, получаются прозрачные грани. Это самый дорогой вид стекла потому что, во-первых, он намного сложнее по технологии производства, и во-вторых, его высокохудожественную огранку могут выполнить только профессионалы самого высокого уровня - работа которых превращает каждое из изделий в произведение искусства. С ювелирной точностью только вручную мастер наносит декор - прорезает верхний цветной слой до границы с нижним чистым слоем. Благодаря чему появляется чарующий контраст и магическая игра цвета - уникальное свойство каждого изделия из накладного хрусталя.

Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства. Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин - все они рождаются путем

Бокалы из цветного хрусталя делают вручную.

Хрустальные бокалы ручной работы - кропотливый и трудоемкий процесс, а изготовление бокалов из цветного хрусталя и подавно. Многие, приходя в магазины, удивляются высоким ценам на цветной хрусталь ручной работы. Мы решили описать процесс изготовления бокалов из цветного хрусталя. Делаем это для того, чтобы потребитель знал насколько это тяжелый и творческий процесс, благодаря которому из рук мастеров выходят настоящие шедевры.

Начнем с того, что многие фабрики в 18 веке уже начали экспериментировать с различными добавками к бесцветному хрусталю. В то время они добивались различных оттенков, добавляя к сырью коллоидное золото или окись урана в разных пропорциях.

Сегодня технология производства бокалов из цветного хрусталя уже обкатана. Например, современные технологи знают, что добавление марганца дает фиолетовый цвет. А кобальт отвечает за синий. Добавление меди прибавляет изделию зеленые оттенки, кадмий позволяет получить ярко-красный цвет хрусталя, а кремний дает нежный розовый.

Производство цветного хрусталя

Производство хрусталя - трудоемкий процесс.

Теперь к производству. Смесь песка, поташа и оксида свинца называется «шихта». Перед ее выплавкой мастер тщательно проверяет пропорции всех составляющих, измеряет вес каждой добавки до миллиграмма, добавляет ингредиенты, отвечающие за цвет, а затем смешивает их.
Шихта плавится в печи при температуре 1500 градусов. Каждый мастер (а их несколько) отвечает за свой участок работы. Поскольку расплавленное сырье быстро остывает, вся команда должна действовать быстро и слаженно.

Первый мастер - стеклодув достает расплавленное сырье из печи, быстро выдувает из него нужную форму и снова отправляет в печь. Другой мастер (мастер - наборщик) набирает нужное количество сырья из печи и относит мастеру - прессовальщику, который, в свою очередь, с помощью шаблона придает будущему элементу изделия нужную форму.

После этого на выдувную форму наносится нужная фактура от мастера - прессовальщика и будущий бокал из цветного хрусталя снова отправляется в печь, но уже в другую. Эта печь предназначена для, так называемого, отжига. В течение полутора часов температура в печи постепенно опускается с 700 градусов до 40. Благодаря этому хрусталь приобретает прочность.

При помощи специальной горелки от будущего бокала срезается конец, где была трубка стеклодува.

На следующем этапе, при помощи специальной горелки, от будущего бокала срезается конец, где была трубка стеклодува, и изделие отправляется на контроль качества, где проверяется отсутствие пузырьков внутри хрусталя и правильность формы. Если изделие не проходит контроль, то его отправляют на бой с последующей переплавкой.

Затем бокал отправляется к мастеру - гравировщику для нанесения рисунка на грани хрусталя. Кстати, на этом этапе хрусталь еще не прозрачен, а имеет матовый цвет. Узор на него наносится с помощью маленьких абразивных кругов, а чтобы нагрев не превышал допустимых температур, весь процесс проходит под струей воды.

Далее следует несколько уровней шлифовки изделия. На первом этапе избавляются от лишних частей, заусениц, аккуратно шлифуются края бокала и ножка. И только после этого, с помощью специальных абразивных паст, бокалы из цветного хрусталя становятся прозрачными и искрящимися сказочными переливами.

Надеемся, что теперь, после прочтения донного материала, вас не будет удивлять высокая стоимость бокалов из цветного хрусталя. Теперь и вы по достоинству оцените труд художников и мастеров, которые вложили свою душу и труд в цветной хрусталь.

Посуда и предметы декора из хрусталя мало кого оставляют равнодушным, поскольку такие изделия выглядят по-настоящему изысканно. Многих интересует вопрос о том, что такое хрусталь и каким образом его изготавливают.

История

Есть сведения о том, что первооткрывателями такого материала, как хрусталь, или свинцовое стекло, стали англичане. Так, в 1615 году в Англии по инициативе Короля Якоба Первого было запрещено использование древесины во всех сферах производства, за исключением судостроения. Это привело к тому, что владельцы заводов, занимающихся производством стекла, заменили древесину углем. Однажды опытным путем было обнаружено, что в угольной печи стекло теряет свой цвет и становится совершенно прозрачным. В ходе экспериментов над стеклом в 1676 году мастером Г. Равенскрофтом был открыт хрусталь - прочный материал, являющийся комбинацией стекла и оксида свинца.

Хрустальные стаканы и фужеры

Хрустальное стекло обладает такими свойствами:

  • устойчивость к воздействию кислот;
  • повышенная плотность;
  • высокий показатель преломления;
  • мелодичный звук.

Плотность хрусталя составляет в среднем 3,6х10³ кг/м³.

Хрусталь сложно изготавливается, ведь производство такого материала требует колоссальных затрат времени и сил. Производство хрусталя состоит из таких этапов:

  1. Сперва расплавляют шихту, представляющую из себя смесь песка, оксида свинца и поташа (причем все ингредиенты должны быть взяты в строго определенных пропорциях).
  2. Компоненты плавятся в специальной печи при температуре свыше 1500 градусов Цельсия.
  3. После из хрусталя выдувается изделие необходимой формы. Затем его отправляют в специальную печь для отжига. Внутри нее изделие обрабатывается под воздействием постепенно снижающейся температуры (за 1,5 часа она падает с 700 до 50 градусов).
  4. Ценный хрусталь поддается экспертной оценке, в процессе которой проверяется наличие таких дефектов, как кривизна, пузырьки, трещины и другое.
  5. Последним этапом в изготовлении изделия из хрусталя является его декоративное оформление - нанесение гравировки и т. д.

Особенности

Чтобы понять свойства этого материала, необходимо разобраться в таком понятии, как сорт хрусталя. Он зависит от состава этого материала. Бывают такие сорта хрусталя:

  1. Классический: в таком материале содержится 24% оксида свинца. Именно такой состав стекла и способствует возникновению специфического мелодичного звона. Классическим также считается сорт хрусталя, в котором часть оксида свинца достигает 30%.
  2. Малосвинцовый: такой хрусталь содержит до 24% оксида свинца.
  3. Бариевый: в составе такого хрусталя содержится минимум 18% оксида бария.
  4. Богемский: для производства такого сорта хрусталя применяется не свинец и барий, а стекло, состоящее из кальция и калия.

Горный хрусталь

Многих людей интересует вопрос о том, является ли хрусталь вредным, ведь в его составе присутствует свинец - химический элемент, который известен своими угрожающими здоровью человека свойствами. На самом же деле любой сорт хрусталя считается безопасным, ведь свинец, вступающий в реакцию с оксидом, теряет свои опасные для человека свойства.

Изделия из хрусталя, особенно если это элитный материал, характеризуются высокой стоимостью, в частности если речь идет о хрустале ручной работы. Элитный хрусталь производится в таких странах, как Чехия, Россия и Германия.

Изучая вопрос о хрустале, можно встретить информацию о горном хрустале. Что представляет из себя этот материал и применяется ли он в изготовлении посуды и предметов декора? Сразу же следует сказать, что горный хрусталь - это не сорт хрусталя, полученного в условиях промышленного производства, а прозрачный кварц, который можно найти в речных отложениях, в частности, в гальке. Горный хрусталь применяется в ювелирной промышленности в качестве сырья для изготовления декоративных вставок в драгоценные украшения.

Главной сложностью, возникающей в процессе выбора и покупки изделий из хрусталя, является то, что этот материал во многом напоминает обычное стекло. Чтобы отличить один материал от другого и не заплатить баснословную сумму средств за стекло, следует знать о различиях между стеклом и хрусталем:

  • хрусталь непросто разбить;
  • если при рассмотрении материала сквозь лупу визуализируются пузырьки, то это говорит о том, что приходится иметь дело со стеклом;
  • стекло, в отличие от хрусталя, обладает хорошей теплопроводностью, поэтому оно за считаные секунды нагревается от тепла человеческих рук;
  • если рассматривать предметы сквозь стекло, то они будут казаться слегка увеличенными.

Чтобы купить настоящий хрусталь, а не его подделку, предпочтение стоит отдавать крупным специализированным магазинам.

Хрусталь – это разновидность стекла, в которой содержится не менее 24% окиси свинца или бария. Такие добавки обеспечивают, выражаясь языком ювелиров, «игру света», а также повышают пластичность материала - все это дает возможность подвергать хрусталь огранке и резьбе. Такие процедуры позволяют хрусталю, как и драгоценным камням, более полно проявить свою красоту.

Название свое хрусталь получил по аналогии с горным хрусталем, название которого, в свою очередь, образовано от греческого слова «кристаллос», что переводится как «лед». Вероятно, именно чистота и прозрачность этого минерала навеяла грекам ассоциации со льдом. Горный хрусталь является разновидностью бесцветного кварца.

Создание хрусталя практиковали еще в древнем Египте и Месопотамии на заре стеклоделия. Однако в современном его виде хрусталь был получен лишь в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом.

В чем отличие хрусталя от стекла

Хрусталь и стекло - два материала, которые изготавливаются по совершенно разным технологиям и из отличающихся материалов. Именно эти два фактора обуславливают наличие между ними различий, в том числе и в ценовых категориях.

Во-первых, у стекла и хрусталя разная . Стекло на ощупь более теплое и быстро нагревается в руках, хрусталь же охлаждает кожу.

Во-вторых, хрусталь намного прочнее. Его можно разбить, но это сделать сложнее. При разбивании стекло разлетается крупными кусками, хрусталь же разбивается на мелкие осколки. На стекле со временем появляются царапины, трещины, потускнения. С хрусталем этого не происходит.

Кроме того, если смотреть на какой-либо предмет через стекло, изображение будет слегка увеличиваться. Хрусталь же даст раздваивание предмета без увеличения.

Наконец, хрусталь в отличие от стекла имеет характерный звук. Проведя по нему мокрыми пальцами, можно услышать приятный звон. А когда соприкасаются два хрустальных изделия, раздается , долго звучащий гул. Стекло же издает лишь глухой стук.

Именно все вышеперечисленные факторы делают хрусталь дорогостоящим предметом коллекционирования. При изготовлении хрустальных изделий их всегда украшают гравировкой, тщательно полируют и используют в их украшении золотую фольгу, травление или матирование.

Хрусталь также может быть цветным: красным, зеленым, фиолетовым и т.д. Но учитывайте, что на рынке хрусталь нередко заменяют обычным стеклом, делая искусные подделки, отличить которые может лишь специалист.



Рассказать друзьям