Технологии формирования патриотического сознания современной молодежи. Формирование государственно-патриотического сознания – важнейшая нравственная и государственная задача таможенных органов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Токмакова Светлана Юрьевна

Учитель истории МБОУ Яснинская СОШ №2

Оловяннинского района

Забайкальского края

Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка

Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлимости от родины и неотъемлимое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А.Н.Толстой

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

По мнению современных ученых и педагогов, патриотизм имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но учитель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу. В первую очередь сам учитель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности.

К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Реализуя государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» коллектив школы разработал целевую программу «Я гражданин России». Патриотическое воспитание школьников, организуемое в школе как один из аспектов целостного воспитательного процесса, призвано:

  1. формировать у детей гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля;
  2. формировать у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
  3. изучать историю и культуру Отечества и родного края;
  4. физически развивать учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
  1. консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности, жителей посёлка в патриотическом воспитании детей.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан нашего поселка. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

Программа включает в себя следующие направления:

  1. «Связь поколений»
  2. «Растим патриота и гражданина России»
  3. «Мой край родной»

В ходе реализации мероприятий программы патриотического воспитания молодежи используются разные формы работы, это встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, конкурсы патриотической песни, классные часы, акции, соревнования, вечера Памяти, митинги и т.п.

Воспитание гражданственности и патриотизма происходит в первую очередь на уроках общественных дисциплин. В преподавании истории учителя ориентируются на объективность трактовки исторических событий с позиции гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения и идеологии.

Рассказывая на своих уроках о высокоморальном поведении, стараюсь обращаться непосредственно к духовному миру подростков. Подростки очень чувствительны к такому обращению, они открываются, становятся чуткими, впечатлительными, более близкими к учителю. Повествуя подросткам о вершинах человеческого благородства – о подвигах героев Великой Отечественной войны, наших земляках, участниках той войны, которые, отдавая жизнь во имя свободы и независимости Родины, выражали презрение к врагу, в страшных муках сохраняли гражданскую гордость и ощущали свое моральное, духовное превосходство над врагом, я пытаюсь заставить подростков обратиться именно к себе, задуматься над вопросом: "На что способен я?". Каждый ребенок пытается почувствовать и понять, что он сын великого племени и в то же время сын великого народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. И еще: Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». Ведь только через собственное осознание красоты и величия гражданского подвига и происходит понимание и воспитание патриотизма. Рассматривая события военной истории нашего государства, стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок научился переживать успех своей армии как свой личный успех, чтобы его сердце сжималось от ее неудачи, а ее вожди становились его героями. Обращаясь на уроках истории к образам великих предков, их деяниям и нравственным примерам мы постигаем дух России. Мы понимаем, насколько важна и целесообразна деятельность педагогов по воспитанию у учащихся положительных качеств личности на примере жизни и деятельности этих людей. Беседы с участниками войны, чтение писем с фронта и воспоминаний участников боев, наряду с рассказом учителя, накладывают на подростков особый отпечаток.

С 1985 г учащиеся нашей школы ухаживают за могилой гвардии майора С.М.Медведева, погибшего от ран, полученных в годы войны. Долгие годы школьники вели переписку с его женой и однополчанами. По инициативе детей к 65-летию Великой Победы, при поддержке администрации нашего поселения, силами самих ребят был заменен памятник на могиле воина. То желание, интерес, стремление принести пользу, которое проявляют ребята, осуществляя эту работу, это лишь небольшой пример того, как через соприкосновение с судьбой отдельно взятого человека происходит формирование у подростков чувства любви к родному краю, гордости за свое Отечество. В этом и заключается сила положительного примера. А когда она сочетается с любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат.

Через изучение героического прошлого нашей Родины, подвожу учащихся к пониманию того, что патриотом является тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом.

Для чего необходимо прививать современной молодежи любовь к Родине? С какого возраста необходимо это делать и нужно ли это? Над этими вопросами стоит всерьез задуматься, ведь именно от того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли выпускник школы социализироваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее нашей страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Библиографический список

  1. Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга
  2. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России./ Педагогика. 2003.- №9
  3. Лутовинов В.И. Современное понимание гражданско-патриотического воспитания российской молодежи./ Молодежь и общество.- 2007. - №3

Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.

И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

Вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

в современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому воспитателю (мастеру, классному руководителю), заболевшему этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. Предлагаю в ее основу положить примерно следующие размышления.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень, тем богаче чувство патриотизма.

В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «патриотизм» рассматривается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Очевидно, патриотизм в нашем понимании этого слова, должен лежать в основе воспитательной работы, проводимый как классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, старшими вожатыми, так и педагогами в целом.

Патриотизм, любовь к своей Родине, своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а в школе развиваться целым комплексом мероприятий.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным состоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями,

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение, так как в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, прежняя система патриотического воспитания претерпела множественные

Изменения: в сознании школьников появились пробелы.

В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека

Становится задача гражданско-патриотического воспитания с самого раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.

Успешное решение этой задачи требует глубокого осмысления российскими школьниками всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у

Подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли выпускник школы социализоваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее страны. Вспомним слова Некрасова: «…А что такое ГРАЖДАНИН? Отечества достойный сын!...»

В результате различных проявлений социально-экономического кризиса в стране с начала 90-х годов было упущено такое важнейшее направление, как воспитание гражданственности и патриотизма.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

В современном мире любому обществу нужны здоровые, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

Для этого необходима комплексная, системная и постоянная работа по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите. Сегодня мы, работая над системой гражданско-патриотического воспитания, рассматриваем её именно в аспекте социализации личности, которая направлена на воспитание:

активной жизненной позиции;

Политического самоопределения;

Грамотности;

Культуры общения.


Структура патриотизма

Патриотизм представляет собой сложное явление. Подавляющее большинство исследователей выделяют в структуре патриотизма три элемента: патриотическое сознание, патриотическую деятельность и патриотические отношения Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: автореф. ... канд. филос. наук. - М.: ВУ, 1995. - С. 14; Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание воинов: сущность, тенденции развития и формирования (философско-социологический анализ) : автореф. ... канд. филос. наук. - М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1991. - С. 8; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития / отв. ред. Б.И. Каверин. - М.: ВУ, 2002. - С. 73; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии / Под ред. С.Л. Рыкова - М.: ВУ, 1997. - С. 27?28. . Ю. Трифонов добавляет к ним четвертую составляющую - патриотическую организацию Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): автореф. ... канд. филос. наук. - М., 1997. - С. 9..

Патриотическое сознание образует особую форму общественного сознания, сочетающую в себе политическую, социальную, правовую, религиозную, историческую, нравственную составляющие.

Политическая система общества через воздействие властных структур накладывает особый существенный отпечаток на сознание граждан. К сожалению, далеко не все способны различать Государство, представленное властной элитой, и Отечество, которое гораздо шире своей политической составляющей. Настоящий патриот не ставит в вину своей Родине то, что в эпоху перемен жить на родной земле нелегко. Именно в такие периоды и проверяется крепость патриотических чувств. Как нельзя винить свою мать в том, что ее истязают болезни, так и Родину нельзя винить за то, что властвуют продажные и алчные политические элиты. Болезнь надо лечить, а с предателями - бороться.

Социальный элемент в патриотическом сознании определяется имеющимися в обществе классовыми отношениями и соответствующими критериями их оценки.

Право оказывает влияние на формирование и функционирование патриотического сознания через юридические нормы, закрепленные в первую очередь в Конституции государства.

Весьма неоднозначно может быть оценена роль религии в формировании патриотического сознания. Ее сложность обуславливается наличием в обществе представителей различных конфессий, а так же убежденных атеистов. Такая духовная неоднородность, естественно, подразумевает различное понимание патриотизма.

Огромное значение для формирования патриотического сознания имеет история Отечества. В фактическом материале, отражающем прошлое нашей страны, содержатся знания, способствующие формированию патриотизма. В связи с этим уместно вспомнить слова А.С. Пушкина, обращенные к П. Чаадаеву: «... клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал» Переписка А.С. Пушкина: В 2 т. / Ред. К.М. Тюнькин. - М., 1982. Т.2. - С. 290..

Важную роль в формировании патриотического сознания играет категория нравственности. Время показало несостоятельность политического акцентирования в деле воспитания патриотизма, что было характерно для советского времени. Настоящим патриотом может считаться только тот, кто сумел превратить патриотический долг из общественно значимого требования в глубоко осознанную внутреннюю духовную потребность. патриотизм родина отечество духовный

Патриотическое сознание может быть представлено как своеобразный «срез» общественного сознания на обыденно-психологическом и теоретико-идеологическом уровнях Патриотическое сознание: сущность и формирование / А.С. Миловидов, П.Е. Сапегин, А.Л. Симагин и др. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 16..

Обыденно-психологический уровень патриотического сознания представляет собой систему с достаточно статичным, практически не изменяющимся «ядром» в виде традиций, обычаев, архетипов, присущих данному обществу. По-видимому, само формирование этого ядра, начавшееся еще в первобытную эпоху, являло собой тысячелетний процесс. Обыденное сознание представлено также динамичной, постоянно изменяющейся «оболочкой», к которой относятся чувства, связанные с патриотическими переживаниями, эмпирические понятия и первичные оценочные суждения, а также психологическое состояние масс при восприятии ими характера обстановки, так или иначе касающейся патриотизма. Именно в этой сфере сознания образуется та непосредственная мотивационная основа, на которой формируется патриотическое поведение людей. Обыденно-психологический уровень - это чувственный этап патриотического сознания.

К теоретико-идеологическому уровню патриотического сознания относятся рационально систематизированные научно организованные знания и идеи о патриотизме, выраженные в политических программах, заявлениях, законодательных актах, касающихся вопросов, связанных с патриотизмом, выражающих коренные интересы отдельных социальных групп, а так же общества в целом. В концентрированном виде этот уровень сознания выражается в идеологии, которая представляет собой отражение социальных интересов и целей общества. Однако общество не представляет собой однородное образование, все члены которого имели бы одинаковые цели и интересы. Несовпадающие или противоречащие интересы социальных групп, безусловно, накладывают отпечаток на патриотическое сознание, но именно любовь к Родине может являться той идейной основой, которая способна объединить вокруг себя различные социальные слои.

Анализируя патриотическое сознание, хочется заострить внимание на том, что всё-таки патриотизм - это не обычные чувства и уж тем более не рационализация чувственного восприятия. Здесь присутствует выход человеческого сознания на уровень единства эмоциональных, интеллектуальных и волевых восприятий и проявлений, который как раз и создает патриотов-героев, готовых ради Родины пожертвовать своей жизнью.

Патриотическое сознание приобретает ценность только тогда, когда оно получает реализацию на практике в виде конкретных действий и поступков, представляющих в совокупности патриотическую деятельность. Поведение человека только тогда может считаться патриотическим, когда оно имеет положительное значение для Отечества и не вредит другим этносам и государствам. Для Родины важна деятельность по сохранению ее потенциала во всех областях, но в первую очередь - в духовной. Как и в любом виде деятельности, в структуре патриотической деятельности можно выделить статический и динамический аспекты.

С точки зрения статического аспекта в патриотической деятельности можно выделить субъект, объект и средства. Субъектом патриотической деятельности выступают люди, являющиеся членами того или иного общества. Объект патриотической деятельности представляет собой Отечество (Родина). Средства патриотической деятельности могут быть представлены всем спектром средств человеческой деятельности. Но есть смысл разделить их на две группы: первую группу составляют средства мирного труда или созидательной деятельности, вторую - средства вооруженной борьбы или разрушительной деятельности. Особенностью второй группы является то, что при своем разрушительном характере средства вооруженной борьбы выполняют ведущую роль в деле защиты своего Отечества.

С точки зрения динамического аспекта в структуре патриотической деятельности можно выделить цель, процесс и результат. Целью патриотической деятельности является достижение (отстаивание) интересов своего Отечества, как с помощью средств мирного труда, так и средств вооруженного насилия. Процесс патриотической деятельности представляет собой деятельность субъекта патриотической деятельности в интересах достижения поставленной цели. Эта деятельность может протекать как в условиях мирного, так и в условиях военного времени. Результатом патриотической деятельности является та или иная степень достижения поставленной цели. Результаты, достигаемые в условиях мирного времени, серьезно отличаются от результатов военного. Основной параметр отличия сосредоточен в той цене, которой оплачен результат. Если в мирное время это, как правило, самоотверженный труд, то в условиях вооруженной борьбы ценой достижения результата патриотической деятельности может стать не только утрата здоровья, но и потеря самой жизни субъекта.

Таким образом, в рамках патриотической деятельности субъект не только стремится изменить или сохранить объективную реальность, олицетворенную для него в понятии Родина (Отечество), но и существенным образом изменяет свой внутренний мир, приводя его в соответствие с основными патриотическими интересами и целями.

Третьим структурным элементом патриотизма выступают патриотические отношения. Они представляют собой систему связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов и групп в обществе по поводу отстаивания своих потребностей, интересов, желаний и установок, имеющих отношение к их Родине. Субъектами патриотических отношений могут являться как отдельные личности, так и различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности. Патриотические отношения - это взаимоотношения людей друг с другом, способные принимать характер дружественного сотрудничества или конфликта (на основе совпадения или же столкновения интересов этих групп). Такие взаимоотношения могут принимать форму прямых контактов либо косвенную форму, например, через отношения с государством.

Определенное место в системе патриотизма занимают патриотические организации. К ним относятся институты, непосредственно занимающиеся патриотическим воспитанием, - патриотические клубы и кружки. Огромную работу по патриотической пропаганде и патриотическому воспитанию осуществляют ветеранские, творческие, спортивные, научные организации.

Ключевые слова: социальный опыт, . Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи волнует сегодня и государство, и общество, и систему образования.

Социально-экономическое развитие России на рубеже столетий сопряжено с кризисными явлениями в жизни общества. Происходит переоценка ценностей; снижается общая и духовная ; при ориентации на идеи глобализации не учитывается самобытность цивилизационных процессов в многонациональной и многоконфессиональной стране.

Все это осложняет процесс социализации подрастающих поколений, требует особого внимания к преодолению барьеров социализации. В этих условиях актуализируется значение образования как ведущего культурного института общества, сферы обеспечения культурой, гражданской идентичности обучающихся, формирования их мировоззрения, жизненных установок, ценностных ориентаций, патриотического сознания. Д.И.Фельдштейн обратил внимание на то, что сейчас настало время не обычных перемен, а глобальных преобразований, имеющих историческое значение.

Приобретает особое значение «проблема человека как реального субъекта исторического процесса, способного к устойчивости, активной действенности, к решению сложных объективно вставших перед ним нестандартных задач с огромным количеством неопределенностей и одновременно способного к сохранению лучших человеческих качеств, человеческого потенциала». Среди всех изменений, переживаемых российским обществом сегодня, самая опасная для становления нравственных ценностей растущего человека - превращение в общество потребления.

При этом деформируются ценности личности: эгоистическая установка, стремление к обогащению любой ценой, оценка человека не по личностным достоинствам, а по тому, чем он обладает. Высказанная в своё время Л.С. Рубинштейном справедливая мысль о том, что «ценности - это не то, за что мы платим, а то, ради чего живём», в понимании граждан потребительского общества трансформируется, потому что жить они начинают ради обогащения, собственного удовольствия, наслаждения. Утверждение в обществе подобных ценностей не может не сказаться на личностной направленности новых поколений.

По исследованиям, проведенным институтом психологии РАО, если в 1993 году 58% детей подросткового возраста характеризовалось альтруистической направленностью, то в 2011 году такой тип направленности отмечен только у 16% . Сегодня приходят в школу дети, совсем не похожие на первоклассников пяти, десятилетней давности. Они по-иному воспринимают мир, по- иному относятся к сверстникам. Ссылаясь на исследования психологов, Д.И. Фельдштейн приводит такие показатели проявления эмоционального отношения: сострадать другим детям мальчики могут только до 8 лет, девочки до 9-10 лет; сорадоваться мальчики могут до 7 лет, а девочки вообще не могут.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего, высшего образования ориентируют на «формирование российской идентичности,…создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную идентификацию посредством личностно значимой деятельности». Характеризуя личность выпускника, стандарт на первое место ставит - «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» [там же]. Как решить эти непростые задачи? Что может стать источником формирования гражданской идентичности, патриотического сознания растущих поколений?

Понимают ли педагоги, воспитатели сущностный смысл понятия «гражданская идентичность»? Обратившись к этимологии данного слова, убеждаемся, что в русском языке есть адекватный анализ - «причастность»! И становится ясным, что гражданская идентичность - это причастность к делам класса, школы, вуза, заботам своей семьи, города, села, своей малой Родины. Это участие в реальной, социально и личностно значимой деятельности по изучению и сохранению культурных традиций родного края, благоустройству и защите окружающей среды, волонтёрской деятельности, направленной на поддержку тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Со-причастность, со-участие - это и есть источник социального опыта личности, способствующий осознанию своего места и своей роли в том или ином сообществе.

Обеспечить сопричастность позволяют два принципа воспитания: принцип опоры на личный, субъектный опыт детей, молодёжи (т.е. принцип персонификации) и принцип обеспечения эмоционального переживания: переживания интереса и удивления, сочувствия и сострадания, гордости причастности к происходящему событию, способности сорадоваться успехам других. Одно из знаменательных событий, вызывающих чувство причастности, гордости за страну - празднование Дня Победы. Страна готовится отметить 70-летие Великой Победы. Обычно в эти дни военкоматы направляют ветеранов Отечественной войны в учебные заведения, чтобы с ними встретились, их почтили учащиеся, студенты.

Жаль, что иногда эти встречи носят число официальный характер, потому что не вызывают эмоциональный отклик юных поколений. Так случилось, что в муниципальную гимназию г. Балашихи военкомат никого не прислал, и предложили учащимся: пусть, кто может, придёт на праздник со своими бабушками, дедушками - участниками Великой Отечественной войны. Торжественно проходили они за руку или под руку со своими родственниками, причём многие пришли с прадедушками и прабабушками. После короткой торжественной части гимназисты, учителя и гости, все вместе пели песни военных лет. Это создавало атмосферу сопричастности, на лицах многих блестели слёзы.

Но самым отрадным было узнать от родителей многих учащихся, как изменилось в семье отношение детей к старшему поколению. Что произошло? Школьники встретились с героическим прошлым своего народа, общаясь не с далёкими от них, заслуженными, но незнакомыми участниками войны, а с близкими людьми, которых теперь воспринимали по- другому, прониклись уважением к тем заслуженным ветеранам, что живут рядом с ними. Познание и признание величия истории страны через своей семьи - персонифицированный путь сохранения исторической памяти.

Хорошо, если в эти торжественные дни всенародного праздника, посвящённого семидесятой годовщине победы в Великой Отечественной войне, в каждой образовательной организации вспомнят о том, что и в родном коллективе трудятся или трудились раньше ветераны ВОВ, что они есть среди родственников учащихся, студентов. Вспоминается диалог из повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»: « - Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков? - Не учили. А зачем это? Я вот не знаю, и ничего - живу нормально. - Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся. - Кто испортится, люди? - Да. - А почему? - Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать».

Этот эпизод обращает наше внимание на силу семейных традиций в сохранении исторической памяти, передачу ценностей духовной культуры от поколения к поколению. Но мы переживаем сегодня последствия кризиса семьи как социального института и, как следствие - проблемы семейного воспитания. Тем ответственнее задача образовательных организаций -восполнить детям, молодёжи недостаток семейного тепла, обогатить социальный опыт гуманных, доверительных отношений между поколениями. Без чего затруднительно становление гражданской идентичности.

Социальный опыт, влияющий на развитие патриотического сознания, связан со всеми сторонами жизни человека: с его отношением к настоящему и прошлому Родины, с бережным отношением к природе, с утверждением ценности познания, с принятием и пониманием другого: другой национальности, этнической группы, другой культуры.

Патриотическое сознание связано и с бережным отношением к чистоте русского языка. Когда мы задумывается о связи языковой культуры с особенностями социальных отношений, вспоминаются мудрые слова К. Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Бережное отношение к русскому языку имеет особое значение в многонациональной России, потому что он служит средством единения в полиэтнической среде, условием социальной адаптации в пространстве миграционным процессов.

Сегодня как нельзя актуально звучат слова И.Бунина: «И нет у нас другого достояния! Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья наш дар бесценный - речь!». Принцип опоры на субъектный опыт личности актуализирует региональный подход к процессу патриотического воспитания. Одна из его задач - воспитание уважения к событиям истории России. И эта задача решается тем успешнее, чем ближе исторический материал к истории республики, региона, родного города. Пример тому - опыт учителя истории Камчатского Края Л.В. Тимофеевой. Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2011 года городу Петропавловск-Камчатский было присвоено почётное звание «Город воинской славы» в ознаменование ратного подвига горожан в период русско-турецкой войны 1853-1854г.г. Л.И.Тимофеева разработала учебно-методическое пособие «Петропавловская оборона - август 1854 года».

Благодаря учебному материалу пособия школьники, знакомясь с событиями Крымской войны, воспринимают не только горечь поражения России в этой войне, но и гордость причастности к воинской славе своего города. Во вступительной статье к пособию Л.В. Тимофеева пишет: «Чувству Родины, скорее всего, нельзя научиться, но нельзя не прививать его. Все мы понимаем, что научить патриотизму, как учат алгебре и географии, нельзя…Педагог может и не знать, получился ли из его ученика патриот, гражданин. А вот побудить его к поклонению отчей земле, задуматься о её судьбе, привить тягу к общенациональной памяти, изучении. Духовных, исторических ценностей России - может». И должен, - добавим мы,- опираясь на социальный опыт, сформировавшийся в активной социально ценной деятельности.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,[Текст] М., «Просвещение», 2011.

2. Тимофеева Л.В., Петропавловская оборона - август 1854/учебно-методическое пособие серии «Дни воинской славы России», часть3, Петропавловск-Камчатский, 2012 3. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно- временной ситуации ХХ1 века/ доклад на общем собрании РАО, ноябрь 2012. itiprao.ru/indexphp?id=380&opt (дата обращения 5.03.2015) 4. www.tyy.name/cy.htm (дата обращения 3.03.2015) - В защиту русского языка.

Зарецкая И.И. Доктор педагогических наук, профессор

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г.Москва

Боброва О.А.

Учитель русского языка и литературы

Международный образовательный форум «Глинские чтения» . Июль 2008 г.

Формирование патриотического сознания учащихся

Патриотизм – высшее

выражение духовности человека .

Иван Александрович Ильин

Конечная цель работы школы, а значит, каждого учителя – воспитание гармонично развитой личности. Но сегодня, когда СМИ откровенно пропагандируют культ комфорта и удовольствий, стремление взять от жизни всё и вполне естественным рисуют путь человечества к животному началу - это непростая задача.

Подмена духовных ценностей на фальшивые во многом почти осуществилась: стираются границы между добром и злом, пороки выставляются напоказ как допустимое, равнодушие к происходящему становится нормой, родители находятся в вечной гонке за золотым тельцом, объявляя её самой важной, необходимой для взращивания своего чада. Воспитание и развитие ребёнка отодвигают на второй план. Главное –накормить и обуть, обеспечить… Выросло поколение мам, спокойно курящих в присутствии своих детей и распивающих различной степени крепости спиртные напитки. Сложно даже представить, что они способны думать о нравственном воспитании и духовном развитии своих детей, являя собой образец безнравственного поведения…

Сбывается план Алена Даллеса, разработанный ещё в 1945 году: «Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа и окончательного, необратимого угасания его самосознания… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию,животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, шовинизм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: всё это мы будем ловко и незаметно культивировать…

И лишь немногие … будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище» .

Итак, идёт война, настоящая идеологическая война. Народ уничтожается при равнодушии или полуравнодушии общества.

Что же делать нам, учителям, представителям передового рубежа этой бескровной битвы? Ведь мы-то с вами видим, как уничтожается наше подрастающее поколение, а значит, уничтожается будущее России! Как предотвратить превращение детей в безликую толпу человекоподобных, озабоченных лишь хлебом насущным?Что должны противопоставить мы повреждению здравомыслия и растлению духа подрастающего поколения?

Возникла реальная необходимость качественного улучшения воспитания молодёжи.На первое место должно ставить заботу о духовном развитии, нравственном воспитании. Необходимо прививать интерес к своим «корням»: традициям, культуре, истории родного края и Отечества.Необходимо взращивать в детях внутреннюю мотивацию для добросовестного служения Отечеству и народу, формировать патриотическое сознание и развивать рефлексивное мышление учащихся.

Безусловно, и на уроках мы не просто обучаем детей азам той или иной науки, а стараемся воспитать человека, заронить в его душу зерно добра, способность отличать истинное от ложного, но этого недостаточно,чтобы сформировать патриотическое сознание. Важно целенаправленно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Осознание «чувства Родины», понимание значения истории Отечества в жизни человека изменит мировоззрение, откорректирует ценностные ориентации, определяющие устремлённость личности к идеалу, то есть поднимет подростков на более высокий уровень духовно-нравственного развития.

Именно такое понимание задачи вызвало у меня желание разработать курс внеклассных занятий по патриотическому воспитанию учащихся.

Для выявления нравственных идеалов, иерархии ценностей, степени осознания учащимися себя в окружающем мире я использовала психологический метод диагностики по рекомендации к.п.н. В.В.Выговской – анкетирование: Кто я? Какой Я? Мои стремления… Выбор ценностей.

По результатам обработки данных анкет разработала курс из 12 занятий по формированию патриотического сознания учащихся продолжительностью 1 и 2часа (с учётом предварительного и заключающего тестирования).

В основу курса легли личные встречи с интересными людьми, понимающими необходимость воспитания в подрастающем поколении чувства любви к Родине, и заочное знакомство с героями-патриотами разных времён,основанное на просмотре фрагментов видеофильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени» и видеофильма о Максиме Трошине«Песней наполнено сердце моё…»

На занятии«Родина моя» разговор шёл о том, почему нужно почитать и любить отца и мать, почитать и любить Родину. Что значит любить Родину, быть патриотом?

Из встречи с вдовой нашего земляка Анной Павловной Грабинойребята узнали о земляке-патриоте - гениальном конструкторе артиллерийского вооружения Василии Гавриловиче Грабине, верно служившем Родине как на гражданском, так и на военном поприще.

Анна Павловна рассказала ребятам о том, как рос и учился Василий Гаврилович, как настойчив был в достижении поставленной цели.

Интересный, увлекательный рассказ позволил ребятам познакомиться с особенностями быта начала 20 века, представить трудности, которые ожидали многих детей,желающих учиться, но не имеющих такой возможности.

Жизненные истории, произошедшие в детстве с Васей Грабиным, позволили ребятам создать образ мальчика, никогда не унывающего, настойчивого, честного, смелого,любящего сына и помощника родителей.

Уверенность в том, что он сможет овладеть знаниями по любой дисциплине, способность отказаться от всего ради учёбы – вот что позволило Василию Грабину стать «уникумом» (так назвали его члены экзаменационной комиссии Военно-технической академии имени Ф.Э.Дзержинского).

Ребята смогли убедиться, что настойчивость в овладении знаниями, непреклонность в достижении цели и смелость в принятии важных решений позволили Василию Гавриловичу стать выдающимся конструктором, достойным сыном Отечества: в годы Великой Отечественной войны противотанковые пушки,созданные им, наносили сокрушительные удары по танкам врага, приближая час Победы.

Следующая встреча была посвящена памяти Александра Невского.

На этот раз в гости к ребятам был приглашён Евгений Карунин – поэт и композитор,исполнитель патриотических песен.

Евгений Александрович познакомил ребят со своей поэмой,посвящённой великому князю – защитнику Земли Русской.

О том, как проходила встреча, можно узнать из фрагментов сочинений-отзывов ребят. Вот некоторые из них:

- «Выступление поэта было посвящено жизни и подвигу князя Александра Невского.

Дав нам возможность вспомнить основные события жизни князя, автор прочёл отрывок из поэмы, когда шведский барон вызывает Александра Невского на поединок. Молодой полководец не спит всю ночь, молится Богу, понятно, что переживает он за Родину, её судьбу. Шведский недруг высокомерен, самоуверен.

Когда поэт читал, все слушали, затаив дыхание».

- « Волновала судьба Пелугия, пробирающегося через лес для того, чтобы спасти Новгород, успокаивало появление чуда: святых Бориса и Глеба».

- «Он читал с выражением, с мимикой, так, как будто сам всё это пережил. Многие из нас очень чётко представляли эту картину и переживали за героев».

- «А затем нас ждал сюрприз! Наш гость взял в руки гитару и запел. Я был потрясён! Естественный, мощный голос впечатлял своей силой и энергией, заставлял задуматься о темах, волновавших людей всегда: о борьбе добра и зла, о патриотизме, о героизме и предательстве.

Анализируя историческое прошлое, я стал размышлять и над собственной жизнью, о своём месте в этом мире».

- « Стихи в песнях складные. Они как будто льются рекой. В них слышится любовь к Родине, её истории. Я заворожено слушала его песни, представляя себе те «преданья старины глубокой», о которых в них поётся».

- «Особенно грустная была песня про то, как Иван Грозный приказал выколоть глаза мастерам, которые построили красивый храм».

- «Затем мы слушали песню о Пересвете. Мне особенно запомнилась история о том, как перед важным боем он сразился с воином врагов и победил его ».

- «Больше всего мне понравилась песня о Родине. Она очень красивая».

- «Во время его выступления моё сердце то радовалось, то болело, то сжималось за судьбу моего народа, за судьбу моей Родины».

- «В конце нашей беседы мы сделали общий снимок на память. Евгений Карунин принёс нам книжечки с одной из своих баллад. Он подписал их для каждого! У него прекрасный почерк! Встреча прошла на «ура»!

- «Если бы в нашей стране было больше таких патриотичных людей, было бы очень хорошо. Я жду следующей встречи».

Евгений Карунин подписывает экземпляр своей исторической баллады

Встречи с интересными людьми, остро чувствующими свою сопричастность к истории Отечества, безусловно, необходимо организовывать, если мы хотим видеть нравственно здоровым молодое поколение, если мы думаем о будущем России. Ведь история Отечества, его слава, его герои – то бесценное наследство, которое должны благодарно принимать и преумножать новые поколения. Знание истории своей страны формирует человека, умеющего думать, с чувством собственного достоинства.

Поэтому укрепление исторической памяти молодёжи – наша задача, в её решении – залог самосохранения народа, России.

Очередная встреча с Евгением Каруниным на тему «Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» (2 часа) состоялась 22 февраля - накануне Дня Защитника Отечества.

Поэт познакомил ребят со своими произведениями, посвящёнными природе родного края, исполнил песни на стихи Николая Рубцова. Прозвучали стихотворения русских поэтов о родной природе и в исполнении ребят. Они отвечали на вопросы поэта,делали выводы о силе и красоте русского слова, о необходимости бережного к нему отношения.

Беседу о значении поэтического слова в годы Великой Отечественной войны, о силе его влияния на состояние духа защитников Родины и о том, как важно нам сегодня помнить об этом, Евгений Карунин завершил исполнением песен о героях-патриотах былых времён и современности, о любви к Родине.

Сила воздействия поэтического слова в эмоциональном исполнении автора под аккомпанемент гитары – бесспорно, велика.Слушатели невольно заряжаются энергией исполнителя, так же, как и автор,волнуются и радуются, переживают, чувствуют свою причастность к былому, наполняют сердце благодарностью к героям-защитникам, любовью к Родине, а значит, становятся её патриотами.

Разговор о героях-патриотах Великой Отечественной войны мы начали с просмотра фрагмента видеофильма «Герои нашего времени» Ольги Дубовой.

Беседа о содержании фильма позволила ребятам сделать вывод о том, что моральные и духовные ценности народа - основа победы в Великой Отечественной войне. Ребята смогли сопоставить нравственные идеалы поколения победителей с нравственными идеалами современной молодёжи и сделать соответствующие выводы о том, что подвиг поколения победителей – это яркий пример самоотверженного служения Отечеству, что необходимо сохранять память о народном и воинском подвиге в годы Великой Отечественной войны и для того, чтобы не ошибиться в выборе идеала.

Второе занятие, посвящённое героям Великой Отечественной войны, тоже основанное на просмотре фрагмента видеофильма Ольги Дубовой, позволило ребятам ответить на следующие вопросы: для чего нужен молодёжи опыт прошлых поколений? надо ли знать героев Отечества? что даёт современному молодому человеку это знание?

Ребята смогли сделать вывод о связи и преемственности поколений, о том, что историческая память народа – основа его самосознания, а значит, и самосохранения.

Очередная встреча с поэтом Евгением Каруниным на тему«Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» - беседа о судьбе современника, поэта-патриота Максима Трошина.

Предварительно ребята познакомились с биографией поэта, его творчеством, просмотрели фрагменты видеофильма «Песней наполнено сердце моё», прослушали записи песен из альбома «Соловейка» в исполнении автора.

Занятия обогатили ребят знанием того, что естественное и необходимое для жизни, как дыхание, чувство Родины составляло суть жизни человека, немногим старше их…

Завершило курс занятий повторное анкетирование, результаты которого позволили сделать вывод об эффективности проведения курса с учащимися по формированию их патриотического сознания. Оправдались мои надежды на то, что после занятий ребята по-иному отнесутся к определению своего «Я», к желаниям и планам, к выбору между «иметь» и «быть», что их ложные кумиры померкнут перед образами истинных героев.

Уверенность в том, что необходимо и в дальнейшем проводить подобную работу, подтверждают и размышления учащихся. Вот некоторые из них:

- «Я думаю, что такие встречи с всесторонне развитыми людьми помогут детям нашего возраста расширить свой кругозор и серьёзно задуматься над смыслом жизни».

- «И сегодня важна победа добра над злом, важно стремление к свободе и справедливости».

- «Я понял,что настоящий человек должен любить свою Родину, знать историю, гордиться великими людьми России».

Безусловно, если каждый педагог составит свою программу работы с учащимися по патриотическому воспитанию, используя в ней имеющиеся у него видеоматериалы, привлекая к работе людей неравнодушных, волнующихся за становление молодого поколения, за будущее России, то желаемый результат будет возможен. Ведь если мы сегодня не противопоставим волне бездушия, безразличия, самолюбования, желания получить от жизни всё и любым путём, любыми средствами другой образ жизни,основанный на примерах честности, жертвенности, любви к малой родине и Родине-Отчизне, то потеряем наше будущее, поставим под удар существование самой России. А ведь именно этого и добиваются те, кому не дают покоя просторы нашей Родины. И потому каждый из нас, педагогов,понимая ситуацию, сложившуюся не в одночасье, не может быть спокоен. Каждый должен чувствовать себя на передовой, понимая, как много нужно сделать, чтобы не упустить, отвоевать души детей наших от насаждаемой иноземщины, привить им любовь к родной земле, научить гордиться делами своих предков, взрастить в них желание быть достойными их памяти, быть патриотами России.

Уверена, что строки стихотворений поэта Николая Зиновьева отражают состояние души многих, о будущем Родины заботящихся:

Как ликует заграница

И от счастья воет воем,

Что мы встали на колени.

А мы встали на колени

Помолиться перед боем…

Время бить в колокола,

А иначе о России

Завтра скажут: « Да, была».

Слова - предупреждение, слова – призыв к действию! Как точно отражают они состояние жизни страны нашей сегодня. Мы в ответе за будущее России и перед предками, и перед потомками. И только объединив свои усилия, мы сможем выстоять, выстоять и победить.

И если соберём волю каждого в одну волю – выстоим!

Если соберём совесть каждого в одну совесть - выстоим!

Если соберём любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!

Валентин Распутин

Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы

Проблемы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. К сожалению, в формировании научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания в современной педагогической науке используются далеко не все возможности. Проведенные исследования, в том числе научного, методического и прикладного характера, посвященные этой проблеме, все еще не привели к пониманию ее на концептуальном уровне как качественно нового явления в педагогической науке и практике. Большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных, причем не самых важных аспектов патриотического воспитания, в то время как рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно-ориентированных задач в отношении различных категорий российских граждан. В этой связи следует отметить, что принятое Правительством РФ Постановление № 000 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы»» предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Философские и педагогические исследования показывают, что патриотизм связан, прежде всего, с ценностями, ценностными ориентациями молодежи. Проблема ценностной ориентации в воспитании патриотизма у молодого поколения остро встала в связи с социально-экономическими преобразованиями в России, потерей ориентиров в этом быстро меняющемся мире. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет, на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции.

Мощным фактором формирования и развития патриотического сознания являются исторические науки. Внутренне присущая исторической науке воспитательная функция обусловлена самим ее предметом. Отечественная история XX века в последние полтора десятилетия переписывалась очень часто в духе очернительства и тенденциозности. Это, безусловно, нанесло непоправимый вред воспитательной функции нашей истории, серьезно осложнило воспитание учащейся молодежи вообще и, в особенности, воспитания патриотического. В России исторический опыт пока играет явно недостаточную роль в воспитании у молодежи высоких гражданско-патриотических качеств. Чтобы верно оценивать настоящее со всеми его достижениями и проблемами, необходимо знать прошлое во всей его сложности и противоречивости, осознавая цену, которой был оплачен каждый шаг на пути к сегодняшнему дню.

Сегодняшний интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений.

Социально-педагогический смысл феномена патриотизма заключается в способности оказать влияние на становление личности через ощущение глубинной связи общности судеб человека и его народа, определяющей способ мировосприятия, уклад жизни и поведения, придающей смысл человеческому существованию. Чувство патриотизма содержит своеобразный защитный механизм, обеспечивающий психологический комфорт и совершенствование личности, гарантирующий воспроизведение формы человеческого бытия , сознательный отбор, переработку и создание новых духовных и материальных ценностей.

Любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются у подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства. Решающим фактором становления патриотических чувств в раннем возрасте является семья, в которой закладываются основы мировоззрения, мироощущения, формируется гражданская ответственность у детей. Но образовательные учреждения остаются основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. Институт образования является главным звеном системы патриотического воспитания различных категорий молодежи, прежде всего учащейся и призван в значительной мере повышать эффективность в этой деятельности в процессе взаимодействия с соответствующими структурами, органами, организациями и объединениями.

На первой ступени общего образования (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и ценности других людей, прививается любовь к Родине и уважение к истории Отечества.

Вторая ступень общего образования (основная школа) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения, подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На третьей ступени общего образования (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданско-патриотическая позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность, исходя из необходимости и потребностей действующей современной российской действительности.

В связи с этим, вырисовываются вполне определенные условия, при которых процесс формирования патриотизма у современных школьников будет более эффективным. Для этого, на мой взгляд, необходимо:

1. Восстановить баланс двух основных функций образования - обучения и воспитания. Реорганизовать школьный быт с целью увеличения времени на воспитание, разнообразные занятия по интересам, приобретение детьми опыта социального взаимодействия при изучении прошлого нашей страны.

2. В учебном процессе воспитание должно стать основной формой формирования патриота, особенно при преподавании гуманитарных предметов, дающих учащимся знания для осмысления и эмоционального восприятия прошлого и настоящего России. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому наследию.

3. Учить детей обращаться с государственными символами.

4. Реализовать идею Малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, его «корневой системы», приобщения к истории предков.

5. Восстановить и развивать инфраструктуру детства: клубы, центры, детские комнаты, площадки, лагеря, кинотеатры, туристические станции, студии, детские и молодежные общественные организации.

6. Подготовить кадры для работы с молодежью. В этих целях необходимо создать координационный центр передового патриотического воспитания, творческую лабораторию для руководителей молодежных творческих коллективов, так как часто педагоги сталкиваются с информационным вакуумом , не дающим более полно использовать педагогические инновации в процессе воспитания и обучения.

7. Организовывать больше разнообразных детско-молодежных конкурсов, фестивалей, акций, форумов и т. д., дающих возможности реализации и поддержки инициатив учащейся молодежи.

8. Особую роль в системе патриотического воспитания молодежи играют предметы исторического, филологического, социального, экономического, культурологического профиля. Для того чтобы эти предметы, изучаемые в школах, способствовали патриотическому воспитанию, необходим выпуск отечественных учебных пособий , раскрывающих перед учащимися смысл культурных и социально-экономических преобразований, реформ, проводимых в современной России, роль государства и государственности в судьбах российского народа. Учитывая, что в составе преподавателей гуманитарных и социально-экономических предметов имеется значительный контингент педагогов, которые в прошлом привыкли декларировать коммунистический, советский патриотизм, необходимо проводить специальные курсы, семинары по методике образования, как основного средства патриотического воспитания.

Как свидетельствуют проведенные исследования и передовая педагогическая практика, реализация задачи воспитания гражданственности и патриотизма с использованием потенциала учебных курсов истории, литературы и обществознания обеспечивается содержанием основного учебного материала, изучаемого школьниками по данным дисциплинам. В нем трансформирован исторический и социокультурный опыт российского общества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, служения Отечеству. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых социально деятельностных позитивных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, готовности к достойному служению Отечеству. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и патриотическом развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.



Рассказать друзьям