Можете ли Вы посоветовать какой-либо интернет-ресурс с полинезийскими орнаментами или, если не трудно, расскажите (покажите) несколько орнаментов для комбинирования? Хочу подобрать (с Вашей помощью) себе татуировку с небольшой сюжетной линией, довольно массивную.
[+] Подробнее
Ввиду того, что ко мне часто обращаются с вопросами, а иногда и с просьбами о содействии в области татуажа полинезийских культур, хочу выразить свое отношение и видение этого процесса.
Я довольно долгое время занимаюсь изучением культуры маори и прошел инициацию в рамках их культуры. Вы должны понять, что нанесение татуажа - это серьезный процесс, попытаться пройти который надо, все-таки, в Новой Зеландии. Что значит попытаться и добиться этого? Это значит, что нужно реальное посвящение. То есть даже находясь там, но не будучи в сообществе маори, сложно добиться не только декоративного эффекта.
Однако я исследователь и понимаю, что процесс необратим, а самый правильный татуаж - это маорийский, потому что это не просто татуаж, а соединение медицинских и духовных связей с линиями человека. Но где бы вы ни были, вы должны понимать общую идею процедуры выполнения татуажа. Я постараюсь адаптированно вам ее показать.
Процедура выполнения татуажа
1. Определение линии
Определение линии - это определение размера, места, тематики и задачи татуажа. Для этого следует провести неделю на определенной диете для чистки тела. После чего обращаются к тохунге (тому, кто определяет вам задачи). То есть татуируется не то, что вы хотите и как вы хотите, а то, что реально надо.
2. Создание пропорции, геометрии
Татуаж должен быть сильным. В культуре маори он рассматривается подобно смертному бог Тики. Он должен иметь три вида узлов или переходов. Если этого не сделать, то не будет внутренней вибрации, а следовательно, мы можем говорить лишь о некоем рисунке. Для этого пункта нужно изучить выбранную и определенную для татуажа часть тела.
Здесь начинается самое интересное. Дело в том, что самый глубокий татуаж делается не по кальке, а по словам тохунги или по рисунку, так как делать его может лишь тот, кто владеет сакральными символами (а проще говоря, языком маори). Но это скорее исключение сегодня, и получается, что нужно создавать кальку индивидуально под каждого человека. То есть татуаж не может и не должен использоваться два раза. Это большая и дорогая работа, которую делает дизайнер под контролем тех, кто определяет рисунок.
Кто делает татуаж - это следующий вопрос. Важно, чтобы все было сделано в определенном ритме и тем, кто реально понимает процесс. Во время нанесения татуажа все должно быть закрыто и не должно быть никаких отвлечений.
Вот, собственно, немного адаптированная версия - для того, чтобы вы понимали, какую работу необходимо проделать перед тем, как выполнять маорийский татуаж. Цена подобной работы определяется либо поездкой в Новую Зеландию, либо серьезной подготовкой в том месте, где вы находитесь, но все вместе вполне может сравняться со стоимостью серьезного автомобиля.
: узнаются характерные массивные черты, обилие чёрного, цикличность линий. Ниже мы рассказываем о традиционной для маори татуировке «та-моко», о современных нательных рисунках в этом стиле и об их особенностях.
История стиля
Та-моко
Маори – коренной народ Новой Зеландии, которая входит в субрегион Полинезия, поэтому в татуировках маори отчётливо прослеживается полинезийский стиль .
История начинается с та-моко – священной для народа маори татуировки. Она наносится на лицо и тело, при этом жестоко протыкая кожу зубообразными инструментами и оставляя шрамы.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
На Южном острове легенда маори гласит, что однажды от Тама-нуи-а-раки сбежала жена Рукутиа – она предпочла любовника мужу, потому что Тама-нуи был недостаточно красив. Тогда мужчина обратился к предкам из подземного мира, чтобы те научили его делать рисунки на теле несмываемыми. Предки нанесли та-моко на лицо Тама-нуи-а-раки, после чего к нему вернулась жена.
4.jpg
5.JPG
6.jpg
Та-моко несёт определённый смысл и не набивается просто так. Татуировка на лице указывает на генеалогическое древо, племенную идентификацию, профессию и статус. Особые рисунки по линии челюсти рассказывают, что обладатель происходит из рода профессиональных резчиков по дереву. Спирали на скулах говорят о положении родителей в обществе.
Нанесение та-моко
Внешний вид моко похож на остальные полинезийские татуировки, но нанесение отличается инструментами и техникой. Кожу не прокалывают гребнеобразным инструментом, а прорезают зубилообразными. Процесс был мучительным, проходил в специально построенной хижине и часто приводил к большой кровопотере. Кожа распухала и болела несколько дней, а сложные и большие татуировки наносились в течение нескольких месяцев или даже лет.
7.jpg
8.jpg
9.jpg
Запрет та-моко
К концу XIX века татуировки у народов маори стали редкостью – христианские миссионеры активно запрещали их нанесение. До этого жестокий обычай оставлять себе такие «эксклюзивные» татуированные головы убитых врагов, надевать на шесты и торговать ими привёл к ужасным последствиям. Маори татуировали и убивали рабов, продавая или меняя на европейские мушкеты. Колониальные власти Сиднея пытались запретить продажу голов, а в 1907 году та-моко запретили в Новой Зеландии.
Отмена запрета
В начале XX века в Новую Зеландию завозят новую технику нанесения татуировок – иглами, а не подручными средствами. В 1962 году отменяется запрет на традиционные практики маори, в том числе тату, и та-моко начинает возрождаться. Сперва рисунки наносят машинкой, потом возвращается и нанесение обычными для народа инструментами.
Исследовательница Нгахуиа Те Авекотуку считает, что традиция та-моко никогда не исчезала полностью
Гордость за принадлежность к маори и своё наследие – главная причина, почему современники с островов наносят та-моко. Мы лишь стилизуем уникальный вид татуировки и не претендуем называться истинными полинезийцами:)
Татуировки в стиле маори сейчас
Кроме островитян мало кто решится набить себе массивную картину на лице, но стилизованные под та-моко татуировки пользуются популярностью. Их набивают по всему миру, сохраняя характерные черты.
Татуировки в этом стиле имеют многовековую историю и называются в честь поселения, где они зародились. По их традициям, тату демонстрирует статус владельца в племени, особенности характера, его храбрость и связь с местными божествами. Ранее символы наносились на тело с помощью ножей и специальных предназначений. Сейчас это называют шрамированием. Отсутствие татуировки приравнивалось к смертному греху.
Значение основных символов
В культуре Маори придавалось значение не столько выбранному рисунку, сколько узорам, которыми он был нанесён. Они считали, что татуировки придают мудрости, помогают в жизни и на охоте, а также защищают своего хозяина от бед. Маорийцы верили, что любая тату может изменить жизнь человека и привлечь удачу. Нанесение считалось священным процессом посвящения. Племена до сих пор хранят секрет приготовления краски, особенности нанесения узоров и выбора мест для тату.
Основополагающими знаками в татуировках используются:
- Перекрученная спираль - показатель верности и преданности человека, как в дружбе, так и в любви.
- Ящерица - высокий интеллект, предвидение и помощь в открытии волшебного дара человека.
- Скат - привлекательность, самодостаточность. Также это защитный знак от негативных эмоций окружающих людей.
- Солнце - символизирует благополучие, добро и всё хорошее внутри человека, взаимосвязь жизни и смерти.
- Акула - мощный оберег, призванный устрашать врагов, демонстрирующая окружающим власть, величие, целеустремлённость и настойчивость.
- Дельфин - дружба, радость, преданность, защита от морских хищников.
- Черепаха - спокойствие, уверенность в себе и своих силах, увеличивает продолжительность жизни своего владельца.
Места нанесения: руки, ноги, на плече, рукав
Первоначально татуировки в племени Маори наносились на лицо, и конечности человека. Очень редко узоры можно увидеть на спине. Однако, у пожилых представителей племени татуировками было покрыто всё тело, по которым можно было прочитать всю историю человека: его профессию, статус в племени, даже родословную семьи.
Всё тело человека рассматривалось как полотно и наносились снизу-вверх, как бы расписывая жизнь человека с самого начала и до старости. Особое внимание уделялось лицу. Например, татуировка на лбу означала воина. Семейное положение обозначали узорами вокруг глаз. На правой стороне лица наносилась родословная матери, а на левой - отца. На щеках записывали род деятельности, а вокруг рта и на подбородке обозначали класс.
Искусство нанесения нательных рисунков у племен маори в Новой Зеландии являлось святым. Татуировки маори пробуждают в человеке скрытые таланты, и помогают развивать мышление. По их наличию можно было судить о том к какому племени принадлежит человек, и какие важные поступки он совершил. Тату в стиле маори изображают в виде плавных линий и точечек - это и является их отличием от остальных татуировок.
Основные символы, используемые в татуировках маори
Каждая татуировка в стиле маори имеет глубокую символику, пропитанную легендами и поверьями. Основными из них являются:
- луна – чаще всего такое изображение наносили на свое тело молодые девушки и женщины. Она олицетворяет красоту, женственность и плодородие;
- ящерица. Усиливает интуицию, дарует успех и счастье;
- скат – нательный рисунок придает силы и мужественности, особенно если нанести изображение на спину, плечо;
- акула – изображение с этой хищницей означает огромную мощь, силу и бесстрашие;
- дельфин – символ дружбы и радости.
Тату Маори еще называют Полинезийскими. Их лучше всего наносить в черных или серых красках на большом участке тела.
Также не следует набивать слишком маленькое изображение, чтобы картина не слилась в одно темное пятно.
Достоинства тату маори
На сегодняшний день в этом необычном стиле можно практически на любом месте и в самых разных вариантах. При нанесении тату нужно соблюдать определенные правила. Лучше сначала узнать значение, а уж потом выбивать себе тату в стиле маори на теле. Это происходит из-за того, что многие изображения у народа маори считаются божественными.
Фото татуировок маори можно посмотреть в каталогах «Территория». Мастера в салоне – настоящие профессионалы своего дела, и для каждого клиента может быть разработан индивидуальный эскиз тату маори. Если вы желаете набить новое тату, то сначала вам потребуется , которую в стерильных условиях проводят наши мастера. Прочитать о результатах работы наших специалистов можно на странице отзывов .
Особенно на фотографии, сделанные на рубеже 19-20 веков, нельзя не заметить их татуировки, которые на языке маори называются та-мо́ко (или просто моко).
Впервые маорийские татуировки описал Джеймс Кук в 1769 году: "Знаки в основном являются спиралями, сделанными с большой точностью и даже элегантностью. Одна сторона соответствует другой". Также Кук отметил, что из ста маори не найти двух с одинаковыми татуировками.
Современный мужчина-маори с татуировками та-моко на лице. Фотография Джимми Нельсона
Традиции татуировки не являются изобретением именно маори. Традиционные орудия и методы, использовавшиеся в Новой Зеландии, похожи на те, что использовались на других островах Восточной Полинезии. Единственное различие заключается в том, что в остальной Полинезии татуировалось часто всё тело, а в Новой Зеландии из-за более холодного климата (температура иногда опускается ниже нуля) не практиковалось постоянное обнажение тела, поэтому основным участком для татуировки стало лицо, хотя ягодицы, живот и бедра также могли служить местом для татуировок.
Рисунок, показывающий, как на полинезийском острове Нуку-Хива мастер готовится делать татуировку женщине, а её муж несет в подарок мастеру свиную голову
Татуировки всего тела на острове Нуку-Хива (Полинезия):
Люди, которые делали татуировки, назывались тохунга-та-моко и наделись статусом "табу", т.е. являлись неприкосновенными. Тохунга-та-моко были как мужчины, так и женщины.
Татуировки маори имели различные значения. Во-первых, это была инициация для юношей и девушек, знаменующая их вступление во взрослый мир. Как и в других архаичных культурах, процедура инициации являлась крайне болезненной. Татуировки у маори наносились не иглами, а с помощью долота, сделанного из кости альбатроса. По ручке долота били молотком. Таким образом делались надрезы на коже. У маори были специальные воронки для кормления тех, у кого в процессе нанесения татуировки опухал рот.
маорийский инструмент для нанесения татуировок
Второе предназначение татуировки - подчеркнуть высокий социальный статус человека (не все маори имели право на татуировки). Третье значение та-моко - это нанесение на лицо важной информации о владельце тату. Взглянув на татуировки, другие маори могли узнать количество битв, в которых владелец данного моко принимал участие, количество убитых врагов, количество полученных ранений, положение в обществе, сферу занятий, количество браков.
татуированные вожди и воины маори:
Для женщин количество необходимой информации было меньше, т.к. они не принимали участие в битвах, поэтому им тату на лице наносили только в области губ и подбородка (татуировки на теле делались в тех же местах, что и мужчинам).
Татуировки служили маори и в качестве привлечения внимания противоположного пола.
девушка-маори с татуировкой на теле. 30-е годы 20-го века
девушки-маори с татуировками на лице:
Эскизы татуировок на лице маори для мужчин и женщин:
После смерти воина его высушенный череп с сохраненными татуировками сохранялся и выставлялся во время праздников. Мокомокаи (так назывались черепа) были, наряду с землей, важным товаром, в обмен на который маори получали огнестрельное оружие от англичан. Черепа маори были объектом охоты европейских музеев и частных коллекционеров, поэтому в Новой Зеландии появилось немало охотников за головами. Чтобы получить от этих охотников мушкеты в обмен на черепа-мокомокаи, маори стали прибегать к обману и наносить тауировки на лица рабов и людей низкого социального статуса и потом продавать их черепа.
британский офицер и его коллекция мокомокаи:
Из-за профанации старинных обычаев в 19-м веке стала угасать традиция как мокомокаи, так и искусства татуировки для мужчин. У женщин татуировки сохранялись и в начале 20-го века.
С пробуждением национального самосознания маори пытаются возродить традиции та-моко.
Майорийский музыкант Percy Reedy. 1970 год
Современный маорийский активист Tame Iti
"Тату в стиле маори" сейчас являются популярными у любителей татуировок во всем мире, но при этом следует помнить, что традиционное та-моко имеет священный статус и нанесение его на лица и тела тех, кто не является маори, рассматривается маори как преступление. Чтобы избежать профанации термина "та-моко", маори предлагают использовать для не-маори термин "киритухи", означающий просто рисунок на коже, не несущий в себе никакого смысла, кроме эстетического.