Социальный патронат и социальное обслуживание семьи и детей. Социальный патронат: еще один шаг к массовому развалу семей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

социального обслуживания.

1. Социальный патронат как метод и форма работы с семьёй служб социально-психологической помощи населению.

2. Технология патронирования семей в системе социального обслуживания.

3. Психологический патронат семьи как разновидность социального патроната.

Основу целостной модели деятельности любого специалиста социальной службы семьи должна составлять определённая ценностная идея: взгляд на семью, на процессы её становления и развития, на ту роль, которую она играет в жизни любого человека, и прежде всего детей, на создаваемые ею возможности для решения жизненно важных задач, для выполнения семьёй её главных социальных функций – рождения и воспитания детей, заботы об их физическом и психическом здоровье, создания психологического комфорта и необходимого для этого терапевтического пространства.

Руководящая идея может быть реализована с помощью разных подходов. Например, это может быть проблемно-ориентированный подход, заключающийся в том, что помощь оказывается семье или её членам, которые сами ставят перед специалистами вполне определённые задачи, формулируя конкретный запрос. При этом специалисты по социальной работе руководствуются известным, освещённым традициями взглядом на семью как на носителя проблем независимо от того, качаются они отдельных её членов или семейной системы в целом, какова эта семья и её проблемы.

В результате помощь непосредственно связывается с осознанием самими людьми своих проблем, их отношением к ним, а значит, с согласием и желанием семьи как клиента социальной службы работать над их преодолением. Цель и программа обслуживания такого рода чётко формулируются и согласовываются с клиентами. Практически работник избегает применения каких-либо скрытых методов и подходов, тайных умыслов. Семья рассматривается как потребитель услуг, имеющий право самостоятельно принимать решения о том, что из предлагаемой помощи она хочет получить.

Работа протекает в духе сотрудничества, с акцентом на стимулирование и поддержку собственных ресурсов клиента. Модель является нормативной. Взаимодействие чётко и строго структурировано, процедуры заранее определены и следуют одна за другой в обусловленном порядке.

Не менее интересной и продуктивной в условиях нынешней российской действительности, учитывая состояние и качество жизни российской семьи, является идея социального патроната, не новая в принципе, но представляющая, по мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, более надёжную и эффективную форму вмешательства в конкретную ситуацию семьи, оказавшейся в тяжёлых жизненных обстоятельствах или переживающей кризис, в том числе затяжной или хронический. Патронат как форма помощи и поддержки позволяет вовлекать семью в специально организованную социальной службой работу, органически сочетающую социально-психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое, экономическое направления при сосредоточенности на главном – преодолении имеющихся проблем, в том числе касающихся детей.

Социальный патронат рассчитан на семьи, которые не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но зачастую, в силу ряда причин, даже выразить или просто осознать их.

Таким образом, патронат в системе социального обслуживания как научное понятие призван послужить основой для особой модели деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семьи. При этом должны быть неукоснительно соблюдён принцип, заключающийся в том, что ничего нельзя изменить и переделать в жизни семьи, её взрослых и несовершеннолетних членов помимо их воли и желания.

Цель патроната состоит не в том, чтобы, вмешавшись в ситуацию, часто без запроса со стороны самой семьи, бесстрастно указывать, как следует поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание её членов, самоуправление ими собственными межличностными отношениями; на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования. При этом выполняемая с учётом состояния семьи, количества и качества её проблем работа не только приобретает иное, чем при проблемно-ориентированном подходе, выражение, но и предъявляет гораздо более высокие требования к квалификации и профессионализму социальных работников. И тем не менее социальный патронат семьи как одна из форм профилактического направления в социальной работе способен уменьшить поток малых и больших, но несистематизированных дел, который обрушивается на отдельных специалистов и в целом учреждение социального обслуживание.

В своём первоначальном значении патронат трактуется как покровительство, защита слабого сильным. В Западной Европе в конце XVIII в. появился патронат в виде помощи бывшим заключённым. Первые попытки так называемого тюремного патроната в России относятся к первой половине XIX в. В дальнейшем в дореволюционной России патронат стал означать совокупность мер материальной и моральной помощи, осуществляемых по отношению к нравственно опустившимся лицам, в частности освободившимся из мест заключения, проституткам и т. д., с целью обеспечить и облегчить их переход к честной трудовой жизни, найти для них работу.

В тот же период термин «патронаж» связывался с выполнением конкретных защитных действий в рамках патроната как одного из видов общественной поддержки. Патронаж предусматривал, например, помещение беспризорных детей в приюты, уход за больными, нуждающимися в домашнем режиме, поиск семей, согласных взять на воспитание сирот, которых и в этих условиях продолжали опекать, оформление усыновления и пр.

Большая советская энциклопедия определяла патронат как воспитание детей-сирот в семьях трудящихся по договору и под контролем государственных органов с целью борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. Патронаж там же определялся как система и форма медицинского обслуживания детей раннего возраста на дому, включая наблюдение, консультацию и помощь; он распространялся также на беременных женщин и психически больных людей.

Таким образом, привычное использование понятия «патронат» связано с системой мер по оказанию помощи нуждающимся в ней, а «патронаж» - с реализацией совокупности конкретных действий по осуществлению патроната.

На Западе термины «патронат» и «патронаж» в тех значениях, которые они имели в СССР и имеют в России, не используются. В англоязычных странах, особенно в США, употребляется термин «casework», что означает «работа со случаем» и предполагает изучение условий жизни неблагополучных семей (индивида) и оказание им (ему) помощи.

Первичное значение термина «патронат», выражающее защиту слабого и зависимого более сильным, предусматривает доминирование в отношении такого рода позиции специалиста «над клиентом». В целом ряде случаев развитие отношений между клиентом и специалистов по такому сценарию действительно целесообразно.

Семья, травмированная тем или иным событием (горем, катастрофой, поставившими её в уязвимое положение), отдельные её члены – жертвы жестокого обращения, измены, предательства, дети, требующие ухода и беспомощные перед лицом своих проблем, подростки-суициденты и т. п. – не могут обойтись без попечения более сильного, всё понимающего человека, предпринимающего разносторонние меры помощи, заботы, защиты, а потому охотно соглашаются с ролью объектов, ибо кризисное состояние, тяжёлое испытание, потрясение фрустрируют человека и лишают его возможности рефлексировать. Кроме того, они «сужают» сознание, не дают времени на подготовку к испытаниям. Человек впадает в шок, подобный коме. Его сопротивление ослабевает, и у него возникает потребность в опоре, подсказке.

Социальный патронат как защитная, покровительствующая система устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержки в интересах их адаптации и социализации в условиях современного общества, а также для контроля за тем, как эти процессы протекают.

Способом реализации патроната выступают патронажные действия, направленные на создание связей и отношений между социальной службой как субъектом оказания воздействия, помощи и поддержки и семьёй как объектом, на который направляется воздействие и которому предоставляется помощь.

Главным пусковым механизмом для развёртывания и развития социального патроната является наличие носителей государственной и профессиональной инициативы, а также соответствующей материальной базы, законодательных оснований, опыта систематической работы социальных служб с зависимыми, слабыми, маргинальными семьями.

Согласно основному принципу социального патроната занятые в нём специалисты должны уметь исследовать все аспекты ситуации клиента, организовывать квалифицированную социальную диагностику, имея и применяя необходимые для этого знания, умения и навыки.

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает социального работника перспективным видением проблем семьи, нацеливает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика патроната всегда дифференцирована и зависит от существа проблемы, её масштабов, места действия, однако его общие элементы (составляющие) применимы во всех случаях.

Основываясь на изложенных выше принципах, социальный работник выбирает для конкретной ситуации соответствующую научную базу, технологические приёмы и методы. При этом избираемый технологический инструментарий должен быть органически присущ основным составляющим патроната и соответствовать шкале ценностей социальной работы.

Избрав ту или иную концепцию патроната, социальный работник квалифицированно вовлекает семью в процесс планируемых изменений, которым руководит он, а не семья как клиент.

По мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, основными системообразующими частями социального патроната выступают контроль, социально-психологическое воздействие, социальная помощь и поддержка.

Осуществление патроната – ничто иное, как реализация процесса планируемых изменений, каждая фаза которого имеет собственные задачи и содержание. При этом, как и составляющие патроната, эти фазы не следует трактовать в качестве стадий развития, которые необходимо пройти, чтобы никогда к ним не возвращаться. Наоборот, люди, достигшие определённой фазы, могут вернуться на уже пройденную, в силу каких-либо обстоятельств вообще прекратить движение в процессе изменений или начать весь цикл заново.

Разные ситуации семейного неблагополучия и неодинаковая готовность самих семей к процессу изменений обусловливают необходимость различных мероприятий в работе с ними. По мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, в самом общем виде их можно свести к следующей схеме.

1. Постановка социального диагноза – выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки плана вмешательства и программы помощи семье.

2. Вмешательство (интервенция) социальной службы в семейную ситуацию.

3. Работа с мотивацией – семьи-клиента или её ближайшего окружения.

4. Проблемный анализ – совместная с семьёй работа по определению причин её неблагополучия, характера и влияния проблем; по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.

5. Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения, выбор наиболее эффективных, оставление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч.

6. Терапия – непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразований с учётом различных обстоятельств и обязательств участников.

7. Рефлексия эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

8. Помощь семье в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Семья, попадающая под патронат, получает в центре (службе) особый статус. Она становится клиентом не только «своего», непосредственно работающего с ней специалиста, но и учреждения в целом. Это значит, что с учётом комплексного и междисциплинарного подхода к решению её проблем все предполагаемые воздействия и меры организуются по образу и подобию команды. Команда – это объединение разных специалистов для совместной работы с семьёй, выработки комплексных программ улучшения её социально-психологического состояния и положения, а также для передачи своих решений на управленческий уровень.

Командные формы взаимодействия осуществляются в виде совещаний, семинаров, консультаций по психологическим, правовым, педагогическим, медицинским вопросам и т. д. Они могут также строиться как супервизия, профилактика и снятие синдрома сгорания, особенно часто возникающего у специалиста, ведущего семью, чтобы помочь ему и персоналу в целом решать сложные проблемы, противостоять неудачам, справляться с тяжёлой, подчас рутинной и неблагодарной повседневной работой.

Для решения вопросов о виде и характере помощи неблагополучным семьям и их детям, которые уже прошли полное обследование и первичную реабилитацию в режиме патроната, для подведения промежуточных итогов, выработки согласованных оперативных и перспективных программ работы с ними создаётся консилиум. Он представляет собой действующее периодически функциональное подразделение патронатной службы центра. В его состав входят руководители центра, заведующие структурными подразделениями. На консилиум приглашаются специалисты из рабочей команды, которые изучали, обследовали семью, участвовали в формировании её готовности и мотивации на взаимодействие с центром, а также социальные работники, непосредственно ведущие данную семью.

В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на терапевтической стадии патроната реализуются программы, которые можно обозначить как программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум обращены к тем ситуациям, когда семья переживает определённые проблемы и кризисы, связанные с утерей чего-то очень ценного для себя. В таких случаях усилия социальной службы направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности её членов оптимально функционировать, несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограничений и потерь.

Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации взглядов, в основном заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительного времени и весьма значительных усилий.

Одной из разновидностей социального патроната семьи является психологический патронат семьи. По мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, в нём находит выражение наиболее активная часть социальной работы, проводимой в интересах семей, которые особенно нуждаются в социальной защите и внимании со стороны государства. Психологический патронат можно считать синонимом психосоциальной работы (помощи), занимающей область между психотерапией (или практической психологией) и социальной работой. Важной чертой организации психосоциальной помощи в системе патроната является прямая, непосредственная работа с социальным окружением клиента.

    Адресный социальный патронаж семьи и детей.

1. Особенности организации и содержания социального патроната и патронажа семьи и детей в учреждениях социального обслуживания.

2. Индивидуальные особенности личности клиента социального патронажа.

3. Психологическое сопровождение семьи и детей в кризисной ситуации.

Как показывает опыт, одновременное использование терминов «патронаж» и «патронат» из-за сходства их звучания вносит сумятицу в процессы их восприятия и толкования. Это происходит потому, что до сих пор не дано содержательных определений патроната и патронажа, позволяющих чётко выявить различия между ними. Кроме того, они пока не получили достаточного признания в качестве отдельной, самостоятельной и очень нужной области социальной работы.

По мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, Н. Г. Осуховой, социальный патронаж семьи и детей – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям (клиенту), попавшим в трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть.

Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Его цель – создание условий, которые позволят клиенту со временем самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями и проблемами. Он ориентирован не на пассивное потребление последними поддержки и услуг и развитие «приобретённой беспомощности», а на активное освоение и применение тех знаний и навыков, которые в процессе патронажной работы целенаправленно формируются.

Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, её социальной запущенности и некомпетентности.

Патронаж требуется далеко не каждой проблемной семье. Показанием к нему является кризисное, порой даже опасное для жизни всех или некоторых её членов положение.

Обычные клиенты патронажа – это семьи и дети, которые обслуживаются в учреждениях социальной защиты на долговременной и регулярной основе. Семьи и дети, имеющие отдельные проблемы, временные трудности и периодически обращающиеся за помощью, в патронаже не нуждаются.

Социальный патронат является организационной формой, в рамках которой социальные службы осуществляют патронаж семьи и детей.

Социальный патронат – это специально создаваемая и инициируемая, а также выстраиваемая во времени и пространстве, институализированная и в правом плане устанавливаемая покровительствующая система взаимоотношений социальной службы с семьёй как с клиентом, попавшим в особо трудную или опасную жизненную ситуацию.

Патронат основан на чётком и обязательном выполнении службой четырёх основных функций:

Оценка и изучение ситуации потенциальных и реальных клиентов;

Воздействие и влияние на эту ситуацию и на самих клиентов;

Организация индивидуальной социальной поддержки и процесс её оказания;

Контроль (Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков).

Использование в рамках социальной службы патроната необходимо потому, что не только семья часто бывает не способна самостоятельно осознать истинную тяжесть и опасность положения для себя самой и окружающих, но и отдельная социальная служба или один, даже самый квалифицированный её специалист в большинстве случаев не может этого сделать. Патронат как система помогает концентрировать внимание социальной службы и специалистов, участвующих в нём, на выявлении формальных и неформальных связей семьи, на определении существенных смежных систем и вовлечении их в процессы изменения ситуации семьи, на внесение изменений в те структуры, которые мешают, и усилении тех, которые способствуют её самореализации, на естественных и социальных условиях, влияющих на семью.

Патронаж как одна из стадий и составляющих социального патроната семьи и детей выражается в оказании конкретной помощи и специфической поддержки семьям, детям группы особого риска.

Организация социального патроната и активизация следующего за ним патронажа не означают какого-либо произвола со стороны социальной службы. Они основываются на юридических полномочиях и санкционируются правовыми нормами, закреплёнными в целом ряде законодательных актов; на нормативных документах, действующих типовых положениях, обязывающих социальные службы осуществлять адресное социальное обслуживание лиц, оказавшихся в особо трудной жизненной ситуации.

Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:

На уровне клиента – его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжёлой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;

На уровне содержания патронажной работы – выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

На уровне методов патронажа – использование не только традиционных путей оказания помощи, но и специальных дополнительных «обходных», а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и «пошаговой» помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

На уровне организации – это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учёта интересов клиента предполагает определённую долю авторитарности и жёсткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

На уровне границ социальной работы – максимальное расширение её пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);

На уровне продолжительности работы – пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);

На уровне кадрового обеспечения деятельности системы патроната и проведения патронажа – принципиальное изменение профиля образования специалистов по социальной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, готового работать с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы;

На уровне определения круга лиц, участвующих в патронате и патронаже средствами социальной работы, - это обязательное их расширение и подключение не только специалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонтёров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличивающая потенциальные возможности специализированной и квалифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента (Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков, Н. Г. Осухова).

Индивидуальных клиентов патронажа – членов семьи, детей, отдельных граждан – различают по акцентуациям характера, типам психопатий, особенностям их ориентации. Чтобы правильно построить работу с ними, специалист по патронажу должен уметь разбираться в тонкостях человеческой души, знать основные черты их характера и свойства личности, которые могут неожиданно проявиться.

В. В. Столиным выделены три основные ориентации клиентов:

1) деловая, которая существует в двух видах – адекватная (если клиент искренне заинтересован в решении проблемы) и неадекватная (если клиент преувеличивает возможности консультанта);

2) рентная, которая также может быть разделена на два вида – «обаятельный рантье» (когда клиент считает, что его откровенность, рассказ о страданиях, обаяние и доверие к специалисту дадут ему возможность переложить в дальнейшем всю ответственность на плечи последнего) и «требовательный рантье» (когда клиент хочет получить дивиденд уже с самого факта посещения социальной службы);

3) игровая, при которой возникает впечатление, что клиент намерен лишь вступить в определённые отношения со специалистом, например, даёт понять, что он тоже разбирается в психологии и предлагает специалисту пройти у него аттестацию.

Можно считать, что только деловая адекватная ориентация клиента может способствовать успешному сотрудничеству. Клиенты с устойчиво рентной или игровой ориентациями (немотивированные) нуждаются в длительной психотерапевтической работе и являются объектами психологического патронажа (сопровождения).

Клиент, у которого отсутствует мотивация, обычно обвиняет специалистов, направивших его на консультацию, в том, что они действуют силой, пытаются решить за его счёт свои проблемы или хотят таким образом наказать его за твёрдый отказ от помощи.

Если немотивированный клиент всё же вынужден посещать социальную службу, своё нежелание поддерживать контакт с ней он выражает тем, что пропускает встречи, опаздывает, безразлично относится к происходящему во время консультации и т. д.

Работник социальной службы должен принять немотивированного клиента таким, каков он есть. В этом и состоит путь к успешному контакту.

При патронаже особенно трудно поддерживать баланс между активным влиянием на жизнь клиента и сохранением за ним большей части ответственности, между контролем, поддержкой и свободным выбором, между помощью и зависимостью.

Одной из самых значимых проблем на стадии установления контакта с клиентом патронажа, в каком бы ключе оно не строилось, на какие бы теоретические концепты не опиралось, является сопротивление клиента тем изменениям, которые могут произойти в процессе работы. Сопротивлением можно считать любой антагонизм по отношению к специалисту, патронажным действиям, послекризисному консультированию и психотерапии. Причём оно может касаться как самого клиента, так и его окружения: окружение не желает измениться само и не даёт измениться клиенту.

Сопротивления, как правило, базируются на том или ином механизме психологической защиты, на преимуществах, которые она даёт.

Для преодоления сопротивления специалистами используются такие приёмы, как конфронтация, разъяснение, интерпретация и др.

В гуманистическом подходе важным является принятие клиента, в том числе и его сопротивления. Признание факта сопротивления контакту со стороны клиента и констатация того, что это отношение приемлемо для специалиста, в большой степени нейтрализует влияние его как барьера для консультирования.

Клиенты службы социальной защиты далеко не всегда являются трудными личностями. Вместе с тем нет сомнения в том, что многие из клиентов патроната имеют сложный характер. К трудным личностям как объекту патронажа, как правило, относятся: пограничные, т. е. акцентуированные личности; лица с алкогольной или наркотической зависимостью; асоциальные личности; люди с ограниченными возможностями; пожилые и престарелые люди; психически больные.

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания – субъективного образа мира, т. е. представлений и отношений к себе, окружающим и миру в целом. Такое искажение сигнализирует о глубинном рассогласовании базисного механизма бытия и развития личности «идентификации-обособления»: в качестве глубинной психологической защиты «включается» отчуждение и нарушается адаптация человека к жизни.

Наиболее распространены такие деформации образа мира и нарушения адаптации, как комплекс жертвы, выражающийся сочетанием психических реакций – апатии, отказа от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадёжности, снижении психологической самооценки и т. п., и комплекс отверженности, характеризующийся разобщённостью, холодностью и жизненным девизом: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чём не проси». И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь.

Потерю себя и мира невозможно восполнить, применяя привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство или призыв взять себя в руки. Чтобы вернуть человека к жизни, реанимировать отношения в семье, необходима специальная работа по возрождению полноценного действия механизма идентификации-обособления, обретения ответственности за себя и свой образ жизни, позиция «я – хозяин своей жизни и её творец» и, как следствие, созданию условий для позитивной адаптации. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социально-психологическое сопровождение семьи или личности.

Оказание социальной и психологической поддержки необходимо не только для семей (людей) группы особого риска. Она может потребоваться любой семье (человеку), оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на её собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.

Социально-психологическое сопровождение:

во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;

во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой – создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате – эффективного выполнения отдельным человеком или семьёй своих основных функций;

в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающими и теми, кто нуждается в помощи.

В процессе психологического сопровождения семьи происходит её адаптация к жизни. Ключевым в этом процессе является момент экзистенциального жизненного изменения. Важен образующийся в этот момент уровень творческих способностей, направленных на созидание нового бытия. Социально-психологическое сопровождение семьи группы особого риска – это поддержка семьи и каждого её члена на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром.

Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Но следует помнить о приоритете потребностей каждого человека, целей и ценностей его развития. Нужно учитывать тот факт, что внутренний мир человека автономен и независим. Специалисты по социальной работе могут сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако они не должны превращаться во внешний психологический «костыль» неблагополучной семьи, на который она может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение.

    Инновационная деятельность учреждений социального

обслуживания семьи и детей в России, регионе.

1. Понятие «инновация», «инновационная деятельность» в сфере социального обслуживания семьи и детей.

2. Инновационная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей в России, регионе.

3. Новые социальные технологии в деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Инновации в работе с семьями.

Современная Россия, как государство, определяет инновационную деятельность одним из ключевых приоритетов. Это относится к развитию всех сфер жизни страны, включая и сферу социального обслуживания семьи и детей. Пока нет федерального или регионального закона об инновациях. Но есть инноваторы, инновационные технологии и учреждения социального обслуживания, инновационная деятельность.

Краткий словарь современных понятий и терминов (2000) даёт следующее толкование термина «инновация»:

«Инновация (англ. innovation – нововведение, новшество от лат. innovatio – возобновление, обновление) – 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений науч.-технич. прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политич. программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании – новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии».

Впервые понятие «инновация» появилось не в технической среде, как зачастую принято считать, а в научных исследованиях культурологов ещё в XIX в. В своём первоначальном варианте инновация означала введение некоторых элементов одной культуры в другую. Такой вариант просуществовал до начала XX в., после чего на первый план вышли технические нововведения.

Наиболее часто этот термин связывают с предпринимательской деятельностью, наукой и техникой. Однако инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека. Их появление имеет две отправные точки:

Потребность со стороны общества, его институтов, отдельных лиц, т.е. «рыночная потребность», имеющийся спрос на определённый продукт (товар, услугу);

- «изобретательство», т.е. интеллектуальная деятельность человека по созданию чего-то нового.

Потребности в научном обеспечении инновационного процесса привели в конечном счёте к появлению самостоятельной области науки - инноватики. Она стала отраслью знаний, изучающей природу и свойства разного типа новшеств, принципы и методы создания, внедрения и управляемого развития нововведений (Б. Ф. Усманов).

Обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как категория социальной работы они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны с употреблением близких и родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота указывает на необходимость их уточнения и не только ради теории, но, разумеется, ради практики. Некоторые специалисты социальной работы считают новшество узким пониманием модернизации социальной сферы, другие – широким и т.п.; термин нововведение заменяют терминами реформа, совершенствование, оптимизация, модернизация социального обслуживания и т.п.

Э. М. Роджерс, сделавший обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств, даёт такое определение: «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования».

В определениях, что же такое новшество, преобладает мнение, что оно

означает изменение, хотя говоря об этом, некоторые имеют в виду новые, другие – количественные, третьи – качественные изменения и т. п. Некоторые авторы вместо изменений подразумевают просто новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления и др. Что касается специфики, специфических черт понятия «новшество», авторы в основном подчёркивают, что с помощью новшеств (изменений, новинок и т. п.) обеспечивается развитие, совершенствование, улучшение, более эффективная социальная работа.

Российский учёный-педагог М. В. Кларин отмечает, что по своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

Инновации в современном их понимании можно рассматривать как общенаучное понятие, используемое и социальной работой.

Инновации классифицируются по различным основаниям. По сферам применения выделяют социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере. По типу новшества нововведения разделяются на материально-технические и социальные (невещественные). По содержанию инновации классифицируются на продуктивные, технологические, услуги. По масштабу нововведения выделят единичные (осуществляемые на одном объекте), диффузные (распространяемые на многих объектах).

Социальным работникам необходимо иметь ясное представление о содержании инновационного процесса. Под инновационным понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации (первичное внедрение), её распространения и использования. Способность генерировать новые идеи – отличительная черта социального работника с высоким инновационным потенциалом.

Социальной базой инноваций выступают инноваторы. А. И. Пригожин предлагает их квалифицировать по ряду оснований. По типу инновационной деятельности различают создателей новшеств и реализаторов новшеств. Реализаторы – те же создатели, но не новшеств, а технологического процесса его освоения и внедрения. По отношению к основной специальности выделяют профессионалов и самодеятельных инноваторов. По предмету инновационной деятельности различают инноваторов – разработчиков новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм.

Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшению производимого продукта, способа его производства (технология), совершенствование социального обслуживания.

Источниками инноваций выступают общественные потребности. Конкуренция на рынке обусловливает появление новых более качественных продуктов, услуг. Неразрешимость тех или иных социальных проблем даёт импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так был создан и получил распространение «телефон доверия», с помощью которого оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, социальные гостиницы, кризисные центры для женщин и детей, другие социальные службы.

Для внедрения новшеств необходимо преодолеть немало препятствий. Среди факторов торможения инноваций можно вычленить психологические, социально-экономические, правовые. Поэтому опытные руководители уделяют большое внимание подготовке членов организации к предстоящим нововведениям. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что действие названных факторов торможения можно ослабить, разработав постоянно действующий механизм стимулирования творчества работников, содействующий созданию новых методов, средств, разработке новых идей по решению имеющихся проблем.

Развивать то, что диктуется приоритетами социальной политики в России, Тульской области, направленной, в первую очередь, на гармонизацию социальных отношений, удовлетворение потребностей населения, в том числе семьи и детей, - таков основной принцип инновационной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в стране, нашем регионе.

Такая стратегия позволила сделать качественный рывок в развитии данной системы, привлечь для этого дополнительные инвестиции.

Была сформирована система повышения квалификации социальных работников, которая действует по настоящее время.

Успешно освоена проектная форма внедрения инноваций в социальное обслуживание семьи и детей, под инновационную деятельность было подведено нормативное правовое обеспечение.

В России, Тульской области реализованы и реализуются десятки социальных инновационных проектов, что позволило, в частности, охватить социальными услугами дополнительно целый ряд целевых групп населения. Среди них – люди с проблемами психического здоровья, семьи с детьми-инвалидами от 0 до 3 лет, семьи с подростками, вышедшими из мест лишения свободы, несовершеннолетние и молодые мамы с детьми в возрасте до 3 лет, дети, имеющие проблемных родителей (алкогольная зависимость), пожилые люди – жертвы насилия в семье, молодые инвалиды, люди, находящиеся в терминальной стадии заболевания и др. Для этих групп клиентов отработаны комплексы социальных услуг.

В курсе «Семьеведения» мы уже говорили о реализованном в Тульской области в 2008-2010 гг. региональном пилотном проекте «Шаг навстречу», направленном на поиск и реализацию эффективных моделей работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В данном проекте семья рассматривалась не только как потребитель услуг, но и как равноправный партнер взаимодействия.

Идея проекта:

«Сохраним семью для ребенка, сохраним ребенка в семье».

Цель проекта:

разработка, апробация и внедрение эффективных моделей социальной помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, учреждениями (отделениями) социального обслуживания семьи и детей Тульской области.

Задачи проекта:

    Создание условий для внедрения новых технологий социальной поддержки и профилактики семейного неблагополучия.

    Улучшение качества и расширение видов услуг, предоставляемых семье и детям, изменение структуры социальных услуг в пользу малозатратных (нестационарных) форм.

    Реализация социальных прав семьи и детей, нуждающихся в поддержке (обеспечение равного доступа к социальным услугам).

    Перераспределение финансовых потоков в пользу форм социальной работы с детьми, проживающими в семье.

    Развитие социального партнерства и межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия.

Участниками проекта были базовые учреждения и территориальные органы департамента социального развития Тульской области в Алексинском, Арсеньевском, Ефремовском, Заокском, Каменском, Кимовском, Куркинском, Ленинском, Новомосковском, Плавском, Тепло-Огаревском, Щекинском районах, г. Туле.

При разработке моделей использовался опыт работы других регионов России по организации социального обслуживания семьи и детей (служба социальных участковых, служба сопровождения семьи, социальная служба поддержки семьи, технология сетевых контактов, метод интенсивной семейной терапии на дому (выездные мобильные бригады), группы взаимопомощи семей, социальный патронаж, различные формы организации досуга и др.).

Социальный эффект реализованного проекта выразился в:

Снижении числа семей с детьми, находящимися в социально опасном положении;

Укреплении воспитательного потенциала семьи;

Создании в регионе системы профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с семьей на этапе раннего семейного неблагополучия в условиях социального партнерства.

В деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей широко используются новые социальные технологии (инновации). Одна из них – работа с сетью социальных контактов как технология социальной терапии. Первоначально термин «терапия» использовался исключительно в медицине. Социальная терапия понимается как воздействие социальных субъектов, действующих в рамках социальных институтов, на различные общественные отклонения через такие преобразования социальных взаимодействий и отношений между социальными акторами, результатом которых является преодоление девиаций, что оказывает позитивное влияние на уровень социального самочувствия, как отдельных индивидов, групп, так и всего общества в целом.

Работа с сетью социальных контактов как технология социальной терапии – это научно обоснованное взаимодействие социального работника или команды специалистов с клиентом и его социальной сетью, осуществление которого с высокой степенью гарантированности приводит к достижению обозначенных ими совместно целей и позволяет получить аналогичные результаты в подобных условиях.

Социальный патронат - форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, и его семьей (т. е. форма социального обслуживания).
Необходимо наличие конкретного специалиста (куратора, роль которого сегодня выполняет социальный работник или социальный педагог), который мог бы «вести» семью и ребенка, направлять его на консультации к юристам и психологам, собирать информацию от других специалистов о нем, быть в курсе всех проблем, стать посредником между семьей и различными ведомствами: милицией, органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних и т. д. Только таким образом можно выбрать стратегию и тактику социальной реабилитации клиентов и успешно осуществить ее.
Необходима организация районных комплексов, включающих в себя службы, состоящие из специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг.
Данная схема работы по месту жительства была опробована на базе территориального комплекса социальной защиты детей и подростков в г. Санкт-Петербурге (1994 г.).
В структуру комплекса входит ряд подразделений.
Служба социальной работы с семьей - занимается выявлением дезадатированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей.
Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.
Юридическая служба консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.
Психологическая служба проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.
Психотерапевтическая служба проводит коррекционную работу с детьми и семьями индивидуально и в группах.
Медико-социальная служба оказывает первичную медицинскую помощь, осуществляет медицинское патронирование детей и семей, направляет при необходимости на госпитализацию. Дает рекомендации по работе с клиентами с учетом медицинских показаний.
Стационар дневного пребывания выполняет функции социальной гостиницы: питание, культурные и образовательные мероприятия.
Школа восстановительного обучения ликвидирует пробелы в образовании детей.
Представленная структура может быть изменена в соответствии с конкретными
социальными проблемами того или другого района.
Можно выделить группы клиентов, которым требуется помощь специалистов по социальной работе.
Формально благополучные семьи, в которых по разным причинам есть дети, склонные к безпризорности, проявляющие отклонения от норм поведения в школе и на улице. Социальный работник должен ограничиться рекомендательной практикой, выступать в качестве посредника, информируя родителей о путях решения их проблем через специалистов.
Социально неблагополучные семьи при формально благополучных детях. Конфликтные семьи, где родители систематически культивируют агрессивный стиль во взаимодействиях сторон и высока социально-психологическая дезадаптация их детей. Семьи, где родители испытывают экономические затруднения. Аморальные семьи. Здесь необходимо активное посредничество,
совместная деятельность с правоохранительными органами, организация социально- экономической поддержки, воспитание членов семьи.
Дети из семей, неосторожно или намеренно расстающихся со своим жильем. Задача социального работника - предотвратить возможность манипуляций с жильем, использовать полномочия органов опеки и прокуратуры, а при случившемся факте - информировать соответствующие инстанции.
Семьи, где дети подвергаются насилию. В случаях физического и сексуального насилия социальный работник организует вмешательство специалистов кризисной службы, органов прокуратуры, эвакуирует ребенка. Проводит воспитательную работу с родителями.
Группа школьных проблем (отказ от посещения школы, фактически изгнанные из школы).
Дети и подростки из благополучных семей, большую часть времени проводящие в местах криминального риска, на тусовках.
Несовершеннолетние бомжи из аморальных семей, из семей, где в настоящее время у детей отсутствуют возможности проживания.
Несовершеннолетние проститутки, беременные женщины.
Дети, склонные к употреблению алкоголя, к наркомании и токсикомании.
В Санкт-Петербурге организована Служба уличной социальной работы. Ее основные функции:
- первичная социальная работа в местах скопления детей;
формирование банка данных об уличных детях, неформальных сообществах;
координация деятельности различных социозащитных структур;
информационно-методическое обеспечение социальной защиты детей семей;
экспериментальная работа с опасными и экстремистскими молодежными сообществами.
Структура службы:
Оперативный отдел занимается поиском и организацией первичной адаптации детей, основная работа на улице;
Отдел социального сопровождения - юристы, психологи, педагоги, социальные работники;
Мобильная школа восстановительного обучения;
Методический отдел;
Диспетчерская служба социальной помощи.
Приведенная схема организации социальной работы по месту жительства позволяет максимально эффективно обеспечить комплексную защиту прав детей и решить многие проблемы семей.

Еще по теме 3.2.6. Социальный патронат:

  1. § 2. Підстави виникнення та припинення патронату над дітьми. Договір про патронат
  2. § 1. Поняття патронату над дітьми та його відмінність від інших форм влаштування дітей, позбавлених батьківського піклування
  3. Классы и классовый подход в исследовании социальной структуры.Понятие страты и стратификации, стратификационный подход в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции социальной структуры.Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его теория социальной мобильности.4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.Социальная стратификация и социальная мобильность.
  4. Социальные изменения как естественные и постоянные процессы общественной жизни в любой социальной системе и ее элементах. Направленность социальных изменений.Социальное развитие, социальный прогресс и социальный регресс. Революция и эволюция как формы социальных изменений.Теория общественного прогресса в марксисткой школе социологии.Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и их вклад в теорию эволюционного развития общества.Теории индустриального (Р. Арон, У.Ростоу) и постиндустриального общества (Д.Белл
  5. Личность как центральный элемент социальной системы. Структура личности.Понятие личности, социальная сущность личности.Личность как субъект и объект социальной жизни.Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы. Социальная адаптация и интериоризации.Социальный тип личности.
  6. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).

О принятом в первом чтении законопроекте по поводу социального патроната рассказывает , Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ «АРКС».

Социальный патронат

Многие люди заблуждаются относительно социального патроната, веря на слово тем, кто утверждает, что социальный патронат – это система профилактики социального сиротства, что он поможет сохранить неблагополучные семьи, поправить в них положение, чтобы не изымать детей.

На самом деле, если мы посмотрим на текст самого законопроекта, то убедимся: ситуация несколько иная.

Согласно законопроекту, социальный патронат назначается в том случае, если к семье не может быть применено лишение или ограничение родительских прав. Необходимо учитывать, что ограничение или лишение родительских прав применяется сегодня как раз к семьям алкоголиков, наркоманов, развратников, а также к семьям, в которых создается угроза жизни или здоровью детей.

Таким образом, в законопроекте речь идет не о семьях, где действительно требуется вмешательство: алкоголиков, наркоманов, асоциальных личностей, а о нормальных, благополучных семьях.

Согласно законопроекту, патронат будет назначаться над теми родителями, которые «создают своими действиями или бездействием условия, препятствующие нормальному развитию и воспитанию детей». Что такое «нормальное воспитание и развитие» в законе не оговаривается и относится на усмотрение органов опеки и попечительства.

Таким образом, социальный патронат рассчитан на добросовестных родителей, которых органы опеки и попечительства по собственному усмотрению могут признать неправильно, ненормально воспитывающими своих детей. Он может коснуться любой семьи.

Это очень важный момент, который вызывает наибольшую настороженность со стороны общественности.

Органы опеки при этом могут не только признавать семью социально-опасной, давать обязательные для исполнения предписания по содержанию и воспитанию детей, по защите прав несовершеннолетних. Они также вправе в любой момент изъять ребенка из семьи на реабилитацию без решения суда или вышестоящего административного органа. Они сами приобретают статус органа государственной власти.

Более того, в законопроекте прямо указано, что «в случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родительских прав во время или после осуществления социального патроната орган опеки и попечительства ОБЯЗАН предъявить иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их в родительских правах».

Исходя из этих положений, мы понимаем, что этот законопроект может привести к еще более массовому разрушению семей, чем то, которое имеет место в настоящее время.

Большое лукавство этого законопроекта заключается в том, что в нем написано, как будто социальный патронат назначается исключительно на добровольной основе, только с письменного согласия родителей. Но никто не говорит о том, что если родитель не дает добровольно письменного согласия, то социальный патронат может быть назначен в принудительном порядке через суд (если не найдутся основания для лишения или ограничения родительских прав).

То есть, отказ от социального патроната повлечет за собой направление дела в суд и возможность постановки вопроса о лишении или ограничении родительских прав.

Это лишь повысит необоснованные исковые претензии к родителям.

И уж конечно, родителям нет ни малейшего смысла судиться с органами опеки и попечительства. Ведь в лучшем случае они всё равно получат социальный патронат, только принудительно, либо потеряют детей.

Уже сегодня по всей стране действует практика, когда органы опеки и попечительства сначала отбирают детей, а чтобы их вернуть, предлагают родителям подписать соглашение о сотрудничестве, угрожая в случае отказа подать иск о лишении/ограничении родительских прав.

Мало кто из родителей готов противостоять этой системе, да ещё с риском потерять детей. Но разве полученные таким путем заявления можно считать добровольным согласием?

Нужно отдельно отметить, что, согласно законопроекту, деньги из федерального бюджета, которые выделяются на его реализацию, направляются исключительно в органы опеки и попечительства для оплаты армии чиновников, которые будут надзирать за семьями. Но ни одной копейки не направляется в семьи на исправление той трудной ситуации, в которой они находятся. Согласно законопроекту вся помощь заключается лишь в предоставлении воспитательных и психологических методик и технологий, так называемой «социальной реабилитации». Понятно, что кроме обязательных предписаний, как родителям обеспечить права своих детей, ничего не последует. Говорить о том, что семьи получат какую-нибудь реальную помощь государства – заблуждение.

Мы часто можем видеть
печальные результаты социального патроната в зарубежных странах. Большое количество детей уже отобрано из семей с целью защиты «прав детей». Детей отбирают, если родители не обеспечивают выполнение требований социальных органов (опеки, ювенальных органов и т.п, в каждой стране они называются по разному). Так, недавно, в Швейцарии у кровных родителей были отобраны два брата – близнеца с формулировкой «избыточный вес детей». Сначала родителям было предписано снизить вес детей по определенной схеме. Родители длительное время жили под видеокамерами с тем, чтобы доказать, что они выполняют все предписания социальных служб. Но мальчики не похудели и были изъяты из семьи.

Сегодня те же правовые механизмы предполагается ввести и в нашем государстве. Это и есть ювенальная система западного образца.

При назначении социального патроната органы опеки и попечительства приобретают право входа в квартиры законопослушных граждан с проверками в прямое нарушение конституционных гарантий о неприкосновенности жилища.

Социальный патронат может быть назначен и по заявлению ребенка, достигшего десятилетнего возраста, если он считает, что родители нарушают его права. То есть если родители куда-то не пустят ребенка, будут заставлять делать уроки, что-либо запрещать, он всегда будет иметь право пригласить органы опеки, которые дадут родителям предписание о том, как правильно воспитывать своих детей, чтобы их права были защищены.

Причем, правила эти нигде не прописаны и устанавливать их будут исключительно сотрудники органов опеки и попечительства, вероятно исходя из широких либеральных прав детей, декларируемых международными актами.

Общественность, эксперты считают, что законопроект нарушает принцип автономии семьи и невмешательства кого-либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.

По поводу этого принципа Конституционный Суд РФ в своем определении (N 875-О-О от 26.05.2011) указал, что он является конкретизацией положения статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства.

То есть, данный законопроект вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и нарушает конституционное право граждан на охрану семьи.

Вы прочитали статью Социальный патронат: шаг к развалу семей . Читайте также.

Социальный патронат: у государства не получится никогда.

Вообще, то, что у нас называется социальным патронатом — что угодно, но не та штука, которая хоть кому-то нужна.

Основная «идея» (если в законах, принимаемых нашим нынешним парламентом есть смысл и идеи в принципе) законодательной инициативы — занять чем-то социальные службы. По крайней мере, ничего другого из предлагаемого не следует.

Дело более глобальное: никакой социальный патронат у государства получиться не может в принципе.

Поясню, почему. Семья, оказавшаяся в сложной ситуации, даже если осознает наличие проблем, и хотела бы какой-то помощи, никогда не обратиться к государству. Первая и наиболее явная причина: никто не хочет, чтобы об их маленьких проблемах узнал, например, участковый. Ведь тогда он может прийти — и выписать штраф. Обращаться в органы опеки, наделенные правами отбирать детей, ни одна семья, над которой это нависло, не станет. Будет тихо тонуть в одиночестве, но в опеку сама на себя стучать не пойдёт. Можете миллион раз объяснять, что то — опека, а то — соцслужбы, в тонкостях никто разбираться не станет.

Вторая история. Положим, вот, есть семья, которую принудили этот социальный патронат подписать (потому, что помощь принять — пожалуйста, а подписаться на принудительное благодетельствование — это надо с головой не дружить в нашем мире). Ок, заставили, подписали. На пороге семьи появляется тётенька, вчера ещё обслуживавшая 85-летних старушек. Есть ли у неё знания и ресурсы этой семье помочь? Что она вообще может сделать? «Посетить», то есть прийти домой, о чём-то поговорить, без очереди сходить в собес, ну, в магазин, в службу занятости за ручку с мамой — и? И ничего. Критерием оценки работы социального работника является «посещение», их количество.

Третье. Если в случае с негосударственными организациями (см., например «Отказников» или «Родительский мост») ответ на любое обращение будет дан круглосуточно (все самые неприятности случаются ночью и в выходные — это факт), то соцобслуживание будет, разумеется, в рабочие дни, и строго в рабочее время.

Четвертый момент. Положим, мы захотели бы оценить эффективность работы этого социального патроната. Как бы это можно сделать? Что можно сказать понятного и ясного, чтобы показать — успех! Не берусь на этот вопрос ответить, но вся остальная работа социальных служб в принципе — НИКОГДА! — не рассчитана на результат, только на процесс! Почему бы они изменились в данном случае, когда, очевидно, требуется именно результат?

Пятый пункт. На самом деле, никакая семья, как система, не хочет погибнуть, и борется, как может, за существование. Глава семьи может ишачить на трех работа, проживать в летнем домике, наспех обитом и утепленном, есть целый месяц гречку с тушёнкой потому, что в этом месяце нет денег. Это может быть ужасно, если разглядывать ситуацию с точки зрения «приличных девочек и мальчиков» из хорошей школы. Да, вероятно. Но есть определенные пределы «падения», когда оно всё-таки не столь страшно для ребенка, как лишения его семьи. Пусть лучше гречка с тушёнкой, но с мамой, чем апельсины — в приюте. Но если мы будем ставить вопрос о критериях в данном случае — когда семья ещё в кризисе, а когда — уже вышла — мы рискуем запутаться в формальных требованиях. Государство и его чиновники не оперируют понятиями «тепло домашнего очага» или «любовь», им ближе квадратные метры (которых может «не хватать») или наличие (отсутствие) апельсинов. Чиновник — в принципе — не в состоянии оценить неформальные, человеческие ресурсы семьи. И уж тем более, сделать, например, вывод о том, что «в тесноте, но не в обиде».

Представляется, что семье, находящейся в кризисе требуется не помощь вообще, не вытягивание её на уровень какого-то «стандарта», а вывод её на уровень, когда она уже может «плавать» сама. Как умеет — но плавать сама. Пусть ноги и руки не так двигаются, плывёт медленно и некрасиво — это её заплыв, имеет право! Вот тут довольно сложно предположить, что государственная система в состоянии, например, просто дать матери выспаться (а это — довольно частая проблема семьи — просто выгорание топлива). Чуть выспаться — и продолжить жить. Жить на том уровне, на котором семья может сама себя тащить. У кого-то — щи на воде, у кого-то — золотые унитазы: стандарта быть не может.

(В качестве ремарки. Всё вышесказанное относится к кровной семье, существующей. Когда приходят потенциальные опекуны без жилья, дохода, знаний — на одном голом «желании помочь» и «ведь лучше ребенку у меня, чем в детдоме», а лучше не одному, а трем, пяти, десяти… — вот тут я против.)

И последний аргумент против государственного социального патроната. Это — дико дорого. В реальности, сопровождение семьи — совершенно не про деньги история. Это штука про убеждения, убеждённость, доброту, и просто — не лень! Любая государственная деятельность превращается очень быстро в «человеко-часы» и «тонно-километры», в бабло. Как я уже писал выше, социальные службы в принципе рассчитаны на процесс, а не на результат (и результат не измерить, порой), и, следовательно, всегда будут работать на увеличение количества процесов, а не на результат. Ни в одной стране мира никто не может привести пример эффективности такого подхода: сопровождение семей в кризисе госслужбами — это просто сопровождение семьи от кризиса до почти неизбежного отобрания ребенка. Нет, некоторые избегают этого, поскольку соцслужбовые «процессы» всё-таки разгружают семью, и порой этого ресурса и хватает, чтобы глотнуть воздуха и плыть дальше. Но в большинстве случаев, «посещения» оканчиваются рано или поздно своевременным сигналом — и отобранием.

Я готов поспорить, но вывод для меня однозначен: государственные службы не могут обеспечить сопровождение семьи — как ресурс для выхода из кризиса. А значит, для семьи в кризисе это, как минимум, бесполезная нервотрёпка.

А значит, всё, что происходит про социальный патронат в России — не про семью, не про людей.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному устройству детей

Социальный патронаж над семьями, оказавшимися по совершенно разным причинам в тяжелом положении - один из важных вопросов современного общества. Его решением занимаются определенные государственные учреждения и общественные организации. Из-за сложившейся в стране ситуации и увеличении проблем безнадзорности семей число, которым требуется эта услуга, постоянно увеличивается.

Под патронажем подразумевают обслуживание, предоставляемое индивидуальным клиентам и группам риска. Выполняется постоянный надзор, посещаются жилища клиентов, оказывается им определенный вид помощи.

Социальный патронаж

Социальный патронаж это вид технологии, позволяющей найти решение кризисной жизненной ситуации, предполагающей сопровождение семьи и детей, столкнувшихся с подобной проблемой. Здесь объединены диагностические, контрольные, адапционно-реабилитационные функции. Его действие направлено на установление и поддержку длительных связей с семьей, своевременное обнаружение ее проблемных ситуаций и оказание незамедлительной помощи.

Социально педагогический патронаж устанавливают над семьей, оказавшейся:

  • в кризисной ситуации, вызванной разводом, смертью близкого человека и тому подобное;
  • в трудной жизненной ситуации при возникновении психологических проблем, хронического заболевания, потери работы, инвалидности;
  • в опасном положении, связанным с алкоголизмом, наркоманией, насилием в семье, бродяжничеством.

Как свидетельствует сложившаяся практика, специалисты занимаются патронажем неблагополучных семей в том случае, если их члены не выполняют свои обязанности, самостоятельно не справляются с жизненными трудностями и проблемами. Также, подобная процедура устанавливается, если эти лица:

  • социально нездоровы или присутствуют признаки их риска для общества;
  • общественно изолированы, замкнуты;
  • в состоянии хронической социально психологической дезадаптации;
  • с ослабленной связью с социумом и внутри семьи или полным ее отсутствием;
  • лишены ресурсов, чтобы осуществить личностный и общественный рост, или не умеют пользоваться ими. Это могут быть их материальные, духовные, профессиональные формы.

Нужно ли ставить семью на патронаж, решает организация, занимающаяся его контролем, или межведомственная комиссия, в функции которой входит контроль этой процедуры.

Выполнение обязанностей возлагается на специалиста, представителя межведомственной комиссии, службу патронажных сестер, по решению которых семья была взята под контроль. Они имеют право (если в этом есть необходимость) вносить коррективы в пункты плана их деятельности с неблагополучными лицами.

Постановка на патронаж семьи принимается на основе реально необходимого и обоснованного решения. Не стоит его принимать со спешкой, может ее члены нуждаются в консультационных услугах, поддержке или отдельных реабилитационных профилактических мероприятиях.

Руководствуясь материалами социального педагога, службы организовывают работу на следующих принципах социального патронажа:

  • системность (взаимосвязанность действий, дополняющих друг друга);
  • комплексность (работа выполняется не в одиночном порядке, а комплексно);
  • оптимизация;
  • объективность;
  • профилактическая направленность;
  • пропаганда о единстве семьи.

Основные виды социального патронажа

Определяют следующие виды социального патронажа семьи:

  • медицинский;
  • психологический патронаж;
  • педагогический;
  • экономический;
  • правовой.

Медико-социальный

Этот вид устанавливается в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, включая и детей-инвалидов, которым нужен ежедневный уход. Его содержание составляется в зависимости от категории подопечных. Это может быть доставка лекарства и продуктов, гигиенические услуги и кормление, уборка жилища, ночные дежурства и другие функции, которые нужны для нормальной жизнедеятельности человека с отсутствием возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей.

Главной задачей работника, занимающегося медико-социальным патронажем, (в частности медсестры участковой) является выполнение указанных услуг и установление доверительного отношения с клиентом и терпимости.


Социально-психологический

Специалисты, занимающиеся социально психологическим патронажем, оказывают социальную и психологическую помощь для лиц групп риска, проживающих в конфликтных или стрессовых условиях, с хронической психологической дезадаптацией и эмоциональным напряжением, с проблематичным воспитанием детей. В их круг обязанностей входит консультирование, поиск альтернативных путей выхода из конфликтной ситуации совместно с клиентами, выполнение посреднических функций между клиентом и окружающими его людьми. Служащие оказывают помощь по снижению его тревожности, квалифицированно вводят в процесс изменений, предусмотренных в плане, близких ему лиц.


Социально-педагогический

Его основная задача - оказание всесторонней и действенной помощи специалистами социальной службы, руководствующимися собственными педагогическими возможностями, как для детей, так и для родителей, оказавшихся в особо трудной ситуации. В рамках социально-педагогического патронажа они повышают компетентность родителей, формируют положительную мотивацию на поиск выхода из кризисного положения, восстанавливают отношения между родителями и детьми, формируют их общественную позицию, направленную на нормальное человеческое развитие.

Социально-экономический

В его рамках оказывают материальную помощь продуктами, талонами, одеждой и в других формах, выдают пособия. В целом, это разновидность социального патронажа семьи.

Социально-правовой

Эта услуга по предоставлению систематического наблюдения за клиентами с целью обнаружения угрозы насилия, его применения к детям, женщинам, пожилым людям, инвалидам. Оказание им помощи на основе методов социального патронажа.

Социальный

Работники в рамках социального патронажа семьи занимаются:

  • визитами в семьи, изучением и выяснением причин сложившейся проблемы;
  • оказанием конкретной (в некоторых случаях экстренной) помощи, которая способна решить кризисную жизненную ситуацию;
  • оказанием профилактических мер, удовлетворяющих потребности, стабилизирующих благоприятные перемены и закрепляющих успехи, уменьшающих или устраняющих факторы риска с помощью обучения, посредничества, побуждения;
  • объединением действий специалистов соответствующей службы с целью устранения проблем семей.

Социальное сопровождение и его виды

Такой формой покровительства обеспечиваются семьи (если возникает необходимость) родители, попечители, опекуны и другие представители несовершеннолетних. К нему привлекаются уполномоченные организации, которые имеют юридическое право оказывать психологический патронаж. Сопровождение семьи может быть:

  • бытовым;
  • медицинским;
  • психологическим;
  • социально-педагогическим патронажем;
  • трудовым;
  • правовым.

Кроме основных видов сопровождения ряд учреждений патронирования занимаются выполнением срочных общественных услуг: предоставлением горячего питания, необходимой одежды и обуви, оказание юридических услуг, содействие в процессе получения временного жилища.


Контролирующий орган

Так как термин «социальный педагогический патронаж семьи» имеет значение обслуживание клиентов, состоящих в группе риска, на дому, поэтому подобная процедура контролируется структурами:

  • отделением социальной защиты населения;
  • службами по делам детей;
  • центрами социальных служб.

Контроль качества формируют и реализуют в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества, оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».



Рассказать друзьям