Разговор с ребенком в утробе матери. Как общение с ребенком помогает родителям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пока ребенок находится в материнской утробе, развиваются не только его системы и органы. Во время беременности происходит активное эмоциональное развитие плода: с определенного этапа он способен чувствовать, обретает собственное сознание, чувствительность к происходящему с матерью и даже может гримасничать, таким образом отвечая на внешнее воздействие.

Психическое развитие плода во время беременности

Наука идет вперед семимильными шагами. Еще каких-то сто лет назад известнейший психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что психическая жизнь человека начинается после рождения. С большими оговорками он соглашался с мнением о появлении эмоций у плода во время родов. Но если бы нашелся такой смельчак, который высказал бы догадку о существовании эмоций у плода во внутриутробной жизни, его подняли бы на смех, обвинили в невежестве и посчитали бы душевнобольным. А сейчас уже никого не удивишь этим сообщением. Мало того, в психологии существует отдельное направление - перинатальная психология, изучающая чувства, эмоции, развитие сознания у человека еще до его рождения. В этом вопросе наука на много тысяч лет отстала от простых неграмотных женщин, которые своим материнским инстинктом уже тогда чувствовали: «он все понимает».

В настоящее время благодаря современным методам наблюдения за плодом достоверно известно, что развивающийся в утробе ребенок наделен собственным сознанием. На определенном этапе психического развития, плод способен чувствовать и отвечать на внешние воздействия определенными реакциями. Уже в 8-9 недель появляется и развивается кожная чувствительность, и эмбрион ощущает тепло амниотической жидкости и воздействие ее волн на тельце. На 4-м месяце плод уже имеет вкусовую чувствительность, отвечая на горький вкус околоплодных вод гримасой недовольства и урежением глотания. Но стоит маме выпить чайку с большим куском торта, как малютка начинает глотать и причмокивать от удовольствия.

На 16-й неделе беременности у плода появляется реакция на звуки. Различать звуки по-настоящему он научится только после 24-й недели, когда закончится формирование органов слуха, но сейчас он воспринимает звуковые вибрации через кожу. Младенец не только слышит звуки, он еще и запоминает те из них, которые неоднократно повторяются. Новорожденный, которому едва исполнилось 3-4 часа, успокаивается, как только услышит материнский голос, а частота сердцебиений у него замедляется. Ведь голос мамы - один из немногих знакомых и утешительных звуков в новом для него мире. Успокаивающим действием обладают на новорожденных привычный стук материнского сердца, и даже урчание кишечника - именно на этом звуковом фоне прошла вся его предыдущая жизнь.

Для эмоционального развития плода очень важно в этот период познакомить ребенка с голосом отца. Он слышит голос папы извне, когда происходит общение родителей между собой, но этого недостаточно. Плод должен воспринимать звуки отцовского голоса, обращенные непосредственно к нему и подкрепленные поглаживаниями, постукиваниями, поцелуями маминого живота. Так налаживается психическая связь ребенка с отцом и между всеми членами семьи.

К концу второго триместра глаза у ребенка полностью сформированы, но пока не налажена их связь с головным мозгом, о настоящем зрении не может идти и речи, но чувствительность к свету уже имеется: при попадании на живот яркого света плод активно двигается в поисках укромного местечка и зажмуривает глаза. Они откроются только на 27-й неделе, когда ребенок сможет различать черный, белый и серый цвета, отличит день от ночи и увидит смутные очертания своих рук и пуповины.

Во втором триместре устанавливается и крепнет эмоциональная связь между матерью и ребенком: каждая эмоция, переживаемая мамой, через соответствующий гормон передается плоду, и он своим поведением сообщает ей о своей радости или недовольстве. Особенности поведения плода, отражающие его отношения с матерью, можно наблюдать с помощью аппарата УЗИ. На основе этих наблюдений смонтированы фильмы, демонстрирующие насыщенную событиями внутриутробную жизнь и реакцию плода на изменения, происходящие в организме матери. Психологическая связь матери и ребенка настолько высока, что негативные эмоции, страх и гнев матери вызывают у плода судорожные движения, учащение пульса, редкие «дыхательные» движения. Психологический стресс, на фоне которого протекает беременность, повышает уровень кортизола в крови матери и плода, формируя плацентарную недостаточность и условия для развития гипоксии плода. Такие дети растут беспокойными, тревожными, требуют наблюдения психоневролога и длительной реабилитации.

Для позитивного эмоционального развития плода очень важно во время беременности сохранять хорошее настроение, радостное мироощущение, пребывать в ладу с собой и в гармонии с окружающим миром. Но вряд ли найдется на всем белом свете та счастливица, которая всю беременность только и делала, что улыбалась и радовалась жизни. Скорее такое поведение свойственно душевнобольным, нежели нормальным людям. Беременность не окружает женщину защитным панцирем, а, напротив, делает ее более чувствительной к невзгодам и несправедливости повседневной жизни. Поэтому обиды, огорчения, перепады настроения неизбежны на этом длинном и нелегком пути, а ваш жизненный опыт становится жизненным опытом вашего дитя. Главное, вы должны себе внушить, что самая важная для вас задача - выносить и родить здорового ребенка, обеспечить ему отличное психическое развитие, и все горести и неприятности, вместе взятые, не стоят того, чтобы «зацикливаться» на них и жертвовать здоровьем, не родившегося еще малыша. Отодвиньте их от себя подальше и вспомните мудрую Скарлетт, которая перед сном отгоняла мысли о неприятном: «А об этом я подумаю завтра». Вы же подумаете обо всем после родов, а еще лучше забыть о неприятностях вообще или до окончания периода лактации. Если же вам пришлось понервничать, испытать сильные негативные эмоции, постарайтесь успокоиться и извиниться перед ребенком за доставленное ему беспокойство.

Ни у кого не вызывает сомнения способность еще не родившегося ребенка чувствовать и реагировать на ту информацию об окружающем мире, которая становится ему доступна. Пребывая в материнской утробе, он на протяжении многих месяцев готовится выйти в новый для себя мир. Лучшее, что может сделать мать для эмоционального и психического развития ребенка, - это желать его всей душой, чтобы он смог чувствовать ее любовь и ожидание первой встречи. Старайтесь вести спокойный образ жизни, читать добрые книги, слушать спокойную мелодичную музыку, наслаждаться видами природы. Избегайте просмотра триллеров, «ужастиков» и телепередач, смакующих жестокие события и красочно описывающих действия очередного кровавого маньяка. Исследования показывают, что эти эпизоды вызывают беспокойство ребенка: он начинает активно двигаться, а частота сердечных сокращений у него ускоряется.

Когда нужно начинать разговаривать с плодом во время беременности?

Перинатальные психологи утверждают, что умственное развитие ребенка следует начинать уже в материнской утробе. Помните байку о том, как мать спросила у мудреца, когда надо начинать воспитывать новорожденного, и получила ответ: «Ты опоздала на 9 месяцев»? Многие родители опаздывать не хотят и применяют различные методики стимуляции психологического и умственного развития еще до рождения малыша. Эти занятия не только способствуют развитию способностей малыша, но и обогащают общение родителей с ребенком, а также сообщают ему положительные эмоции и вырабатывают уверенность в том, что он любимый, единственный и долгожданный. А эта уверенность необходима малышу при попадании из уютного мирка материнской утробы в холодный, пугающий и незнакомый мир.

Нужно ли разговаривать с плодом и когда начинать это делать? Нужно – однозначно, причем буквально с первых дней беременности.

Возьмите за правило ежедневные беседы с малышом. Нужно начинать разговаривать с плодом и когда вам весело, и когда вам грустно. Рассказывайте ему о своем самочувствии и настроении, о погоде за окном и планах на выходные, о покупках и визитах к родителям. Не забывайте сообщить, что ваши родители с нетерпением и радостью ждут внука (внучку) и уже мешками покупают игрушки. Многие женщины не сразу могут преодолеть психологический барьер, препятствующий общению с плодом. Они не знают, как разговаривать с плодом, чувствуют скованность и неготовность к такому разговору, скорее напоминающему монолог. А некоторые даже посмеиваются над такими советами: «Что я, ненормальная, что ли, с животом разговаривать?» Это свидетельствует о психологической неготовности женщины стать матерью. Общение с малышом необходимо не только ребенку, но и маме для установления более полной и крепкой связи с ним. Не беспокойтесь, у вас получится. Надо только преодолеть смущение и сделать первый шаг, вернее, произнести первое слово. Сначала сделайте это мысленно, обратившись к нему с какими-нибудь ласковыми словами, например: «Привет, мой маленький! Как ты там? Это я, твоя мама!» А потом произнесите эти слова вслух и убедитесь, что это не так уж и трудно. Еще несколько попыток - и наладится активный диалог: словесный с вашей стороны и двигательный со стороны плода.

Разговаривать плодом время беременности должен и отец ребенка. Пусть он тоже расскажет вам обоим, что интересного произошло с ним за день, а малышу поведает о том, как вы вместе будете играть, гулять, совершать путешествия по окрестностям. Неважно, о чем будут эти беседы, главное, дать ребенку почувствовать себя важным членом вашей маленькой семьи. Вскоре вы заметите, что малыш принимает активное участие в беседе, постукивая кулачком или пяточкой в том самом месте, где поглаживаете животик вы. Наблюдения за плодом во время УЗИ показывают, что его голова движется вслед за рукой отца, поглаживающего живот.

Влияние музыки и книг на плод во время беременности

Исследования доказали, что влияние музыки на плод время беременности очень велико. Он любит слушать произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна, народные песни и эстрадные хиты с запоминающейся мелодией. А как влияет на плод «тяжелая» музыка, наподобие рока? На такие звуки ребенок отвечает беспокойством, усиливающимся при приближении к источнику исполнения. Самой лучшей музыкой для него является пение матери, способствующее (по утверждениям психологов) развитию верхних конечностей и мелких движений кисти. Если поет отец (бас, баритон), то ускоряется развитие нижних конечностей, и в дальнейшем ребенок рано начинает ходить. Еще лучше действует на психомоторное развитие ребенка совместное пение матери и отца. Под воздействием такого дуэта дети вырастают спокойными и уравновешенными. Не испытывайте смущения по поводу отсутствия музыкального слуха и несовершенства голоса, пойте любимые песни, отдавая предпочтение детскому репертуару с простыми и запоминающимися мелодиями: про зайчиков и курочек, пр
о медвежонка и собачку, про козочку и лошадку. Обязательно пойте колыбельные песенки. Доказано, что ребенок запоминает часто повторяемые песенки, после рождения узнает их и быстро успокаивается. Да вы и сами сможете в этом убедиться. Выберите какую-нибудь мелодию или песню и давайте малышу прослушивать ее через наушники, приложенные к животу. Через несколько дней после рождения включите эту музыку и по изменившемуся поведению малыша увидите, что он узнал ее.

Хотите, чтобы Ваш ребенок рос талантливым, внимательным, заботливым и был наделен многими другими положительными качествами? Секрет прост - во время ожидания его появления на свет слушайте вместе с ним хорошую музыку, разговаривайте и учитесь.

Общение с «животиком» - это часть внутриутробного развития ребенка, важность которой доказана пренатальными и перинатальными специалистами. Именно поэтому будущим родителям уже во время беременности важно разговаривать со своей крохой.

Причина №1: хорошие новости улучшают настроение ребенка

В 1983 году были представлены неожиданные результаты исследований на тему внутриутробного развития малыша. Оказалось, что кроха с 4-й недели может на гормональном уровне ощущать эмоциональное состояние мамы. Оно передается ему биохимическим путем через пуповину с помощью многих химических веществ.

Именно поэтому специалисты рекомендуют беременным женщинам чаще рассказывать своим будущим детям о чем-то хорошем, добром и веселом. Надо сказать, что позитивные новости влияют не только на эмоциональное состояние малыша, но оказывают благотворное воздействие на формирование его психики.

Причина №2: общение с ребенком развивает детский интеллект

Доктор медицинских наук Михаил Лазарев, создатель метода пренатального музыкального обучения, уверен, что детский мозг формируется в период внутриутробного развития. И если во время беременности малышу читать вслух, в будущем ребенка не нужно будет уговаривать сидеть с книгой.

Полезно и разговаривать с ребенком на иностранных языках. Существует мнение, что способность к лингвистике у будущего малыша формируется с 16 недели беременности. И чем больше иностранных слов кроха услышит в период внутриутробного развития, тем легче он в дальнейшем будет осваивать незнакомую для него речь.

Причина №3: музыка воздействует на ребенка эмоционально и физически

Во время беременности многие будущие мамы меняют свои музыкальные пристрастия и начинают слушать ранее нелюбимую классическую музыку или джаз с целью творческого внутриутробного развития малыша. Но на самом деле, не всегда такая музыка будет нравиться ребенку. Существует немало мамочек, которые столкнулись с тем, что малышу были больше по душе рок, хэйви метал и другие виды альтернативной музыки. Поэтому прислушивайтесь к себе и к поведению крохи во время звучания той или иной композиции. Если ребенок спокоен, то, скорее всего, она ему нравится. Если ведет себя беспокойно, пинается, переворачивается и активно движется– поиск того, что понравится малышу, стоит продолжить.

Практика показывает, что уже родившиеся дети лучше засыпают именно под ту мелодию, которая им нравилась еще в период внутриутробного развития.

После своего рождения кроха лучше всего узнает голос мамы, так как именно его он постоянно слышал в течение 9 месяцев. Поэтому папам также очень важно разговаривать с малышом, еще растущим в мамином животике. Это позволит родителям быстрее наладить контакт с малышом.

Причина №5: общение с ребенком улучшает течение беременности

К сожалению, не каждая будущая мама может похвастаться тем, что ее беременность протекала идеально. Токсикоз, гестоз, перепады настроения, неправильное прилегание плода, недомогания – все это распространенные проблемы среди беременных по всему миру. Но иногда нелегкое течение беременности можно улучшить и без медицинской помощи. Известны случаи, когда дети перед родами меняли положение с неправильного на правильное после того, как мамы-роженицы просили их об этом.

Ребенку очень важно знать, что вы его ждете и готовитесь ко встрече с ним. Поэтому он постарается облегчить маме процесс его появления на свет, насколько это возможно.

Причина №6: беседа с «животиком» укрепляет будущее взаимопонимание между ребенком и родителями

Вопреки распространенным заблуждениям, духовная связь между ребенком и будущими родителями возникает не в момент рождения малыша, а в период его внутриутробного развития. Поэтому тех пап и мам, которые разговаривали с крохой, делились с ним своими мыслями, хорошим настроением, планами на будущее, отличает умение находить взаимопонимание с ребенком во время его взросления.

Причина №7: ребенок запомнит свое имя еще до рождения

Если Вы еще не уверены, кто родится – девочка или мальчик, придумайте нейтральное ласковое обращение к ребенку: кроша, кроха, малыш, карапузик… Разговаривая с будущим малышом, называйте его так. Не удивляйтесь, но ребенок хорошо запомнит то имя, которым вы будете его называть. И когда вы будете разговаривать с ним, обращаясь по привычному имени, малыш непременно будет как-то реагировать, например, шевелением, пинком внутри животика, осторожными движениями ручек и ножек.

Если Вы уже сейчас ждете малыша, обнимите свой животик и тихо скажите: «Кроха, мы с папой очень-очень тебя любим и ждем!».

Женщина воспринимает своего ребенка как полноценного любимого человека и члена семьи не после родов, а с самого начала беременности. Ни для кого ни секрет, что будущие мамы зачастую общаются со своими малышами, поют им песенки, гладят животик. К этому можно относиться скептически, так как вопрос общения с ребенком до рождения еще окончательно не изучен, но многие специалисты пришли к выводу о том, что все эти действия очень важны. Это установление первого контакта, первое общение между родителями и крохой, а также своего рода воспитание.
Будущим родителям следует разобраться в этом вопросе.

Развитие органов чувств ребенка в утробе

Ребенок, еще находясь в животе у мамы, обладает качествами, которыми наделены взрослые люди:

  • примерно с 18 дня от зачатия у малыша начинается сердцебиение;
  • с 10 недели он уже может чувствовать боль, тепло, прикосновения;
  • в диапазоне малыш начинает показывать свой характер, он может проявлять эмоции, например, злиться, радоваться, а также он различает звуки, реагирует на свет;
  • на 6 месяце ребенок начинает ощущать вкус, начинает осознавать положение своего тела;
  • к последнему месяцу беременности у крохи уже развито обоняние.

Малыш, конечно, слышит не так как все люди, ведь околоплодная жидкость приглушает все звуки. Но он уже может различить интонацию, тембр, еще до рождения он узнает голос своей мамы.

Стоит помнить, что кроха полностью ощущает эмоции мамы, ее настроение. Каждый стресс и переживание он чувствует вместе с матерью. Потому так важно стараться избегать стрессовых ситуаций и наслаждаться положительными впечатлениями.

Значение общения с ребенком до рождения

На протяжении 9 месяцев беременности и сама будущая мама, и папа свыкаются со своей новой ролью. Чем больше родители будут общаться с крохой до рождения, тем проще им станет справляться с родительскими обязанностями. Для чего общаться с малышом еще до рождения? Можно обозначить несколько ответов на этот вопрос.

1. Чтобы научиться безусловной любви
Родители, общаясь с малышом до рождения, учатся взаимодействовать с ним, даже не видя своего маленького собеседника. Они любят его несмотря ни на что, еще даже не зная, как он будет выглядеть, как будет учиться в школе, какую профессию выберет. Родителям, которые наладили контакт с крохой во время беременности, научились без всяких условий любить его, будет легче понимать его и общаться после рождения.

2. Чтобы дать понять малышу, что его любят

Каждый человек желает осознавать, что его кто-то любит, что он кому-то нужен, это дает уверенность, помогает переживать тяжелые ситуации, стрессы. Для ребенка также важно осознавать, что его любят.

3. Чтобы подготовить себя к родам
Будущая мама, у которой налажен контакт с малышом, ждет его рождения с нетерпением. Все положительные эмоции, которые переживает женщина при общении, благотворно сказываются на ее состоянии. Такие беременные позитивно настроены и воспринимают роды в первую очередь не как болезненный процесс, а как . Эндорфины (гормоны, которые еще называют гормонами счастья) являются естественным обезболивающим, что имеет большое значение в родах.

4. Чтобы подарить крохе положительные эмоции
Малыш познает мир через мамины эмоции и восприятие. Общаясь с ним в хорошем настроении, женщина дарит возможность познакомиться с еще незнакомым миром и полюбить его. Ребенку, который еще в утробе «осознал», что мир не враждебен, легче адаптироваться после рождения.

5. Для начала обучения крохи
Некоторые исследователи придерживаются мнения, что первые шаги в обучении крохи можно сделать еще во время беременности. Разработаны методики обучения ребенка основам математики, алфавиту, иностранным языкам еще в утробе. Эффективность их пока не доказана.

Общение папы с ребенком до рождения

Конечно, общаться с малышом может не только мама. Кроха способен воспринимать папу или других людей, с которыми у родителей близкие отношения, например, своих старших братьев или сестер. Большое значение имеет общение с папой.

Женщина в течение 9 месяцев и во время родов имеет неразрывную связь с малышом. Потому каждая мама после рождения может интуитивно понять его. Папам сложнее адаптироваться к своей новой роли, потому что им не дано пережить те ощущения, которые свойственны женщинам.

Если папа начнет регулярно общаться с малышом до рождения, то он быстрее свыкнется с ролью отца и у него привязанность к крохе разовьется еще до родов. Контакт с папой играет такую же важную роль для ребенка, как и с мамой, ведь осознание отцовской любви тоже необходимо.

Способы общения с ребенком до рождения

Иногда родители сразу не могут сориентироваться, как общаться с малышом во время беременности. На самом деле существуют несколько способов, которые помогут наладить контакт и научиться понимать друг друга, но всегда можно фантазировать, выдумывая новое.

1. Просто разговаривать.

И мама, и папа могут просто разговаривать. Мама может в течение дня комментировать свои действия, делиться своими впечатлениями от увиденного или услышанного. Папа тоже может просто побеседовать с крохой, наклонившись к животику жены. Конечно, ребенок еще не понимает каждое слово, сказанное родителями, но он уже хорошо улавливает интонацию и распознает голоса.

2. Петь песни и слушать музыку

Когда мама напевает любимые песни, то ее эмоции и чувства усиливаются и это передается малышу. Это отличный способ взаимодействия. Напевать можно любые мелодии. Перед сном не лишним будет . После рождения ребенок также хорошо будет реагировать на них. А при прослушивании музыки начинают закладываться первые музыкальные предпочтения, ведь у каждого малыша свой характер, а значит вкусы разные. По мнению некоторых ученых классические произведения и народная музыка способны создать функциональную связь между полушариями мозга малыша, укрепляют его нейроны, что благоприятно сказывается на его развитии.

3. Поглаживание животика

Все мамы гладят свой животик и это правильно. Это один из способов общения с ребенком. Многие женщины отмечают, что малыш реагирует на поглаживания, будто отвечает на них. Таким же способом может общаться и папа. Малышу нравятся прикосновения близких людей. Благодаря им он чувствует любовь и заботу. Также отец может целовать животик, можно разрисовывать его специальными красками (они не принесут вреда).

Каждая семейная пара может найти свой метод общения с ребенком. При тесном взаимодействии семьям удается наладить стойкую связь и понимать сигналы малыша. По одной из методик альтернативной медицины, именуемой гаптономия, общаться с крохой нужно в одно и то же время ежедневно. Через время малыш сам будет выходить на связь в привычные часы.

Общение с ребенком во время беременности и после родов (видео)

На самом деле родителям нужно прислушиваться исключительно к себе и малышу. Общение с ребенком во время беременности – это приятное и интересное занятие. Оно способствует установлению связи не только между родителями и крохой, но и существенно сближает супругов.

Что он чувствует, находясь в утробе матери? Нужно ли ему общение с матерью и отцом? Какую роль играет в его развитии такая коммуникация, и играет ли вообще?

Одни мамы считают общение с ещё неродившимся ребёнком полнейшим абсурдом: «С кем там можно разговаривать? Это же просто плод». Другие — уже с момента зачатия начинают разговаривать с «малышом», нежно поглаживая свой животик.

Кто из них прав? Попробуем разобраться.

Плод — это ещё не личность в полном понимании этого слова, но и не tabula rasa (чистый лист), как считалось ранее.

Согласно постулатам сравнительно недавно появившейся науки — перинатальной психологии, изучающей психологические особенности системы «мать и дитя» во время беременности и родов, у плода второй половины беременности развиты практически все органы чувств.

Ребёнок, находясь в утробе матери, видит, слышит, чувствует вкус и ощущает прикосновения. Обоняние развивается к девятому месяцу нахождения ребёнка в материнском чреве.

Более того, начиная с шести недель беременности, можно зафиксировать мозговые импульсы при реагировании ребёнка на свет, с одиннадцати недель плод начинает чувствовать вибрацию, боль и давление, и не только чувствовать, но и реагировать.

Женщины, которые были беременны, подтвердят, что «характер» малыша можно проследить уже с определённого момента его внутриутробной жизни. Хотя здесь мы, скорее, говорим о темпераменте ребёнка, а не о традиционном понимании характера, как прижизненно формирующегося образования.

«Бойкие» малыши, находясь в утробе матери, проявляют своё недовольство частыми двигательными манипуляциями: больно толкаются и активно шевелятся, услышав пугающие их звуки. Менее активные дети при громких звуках обычно затихают.

Таким образом, ответ очевиден: общаться «там» однозначно есть с кем.

Связь эмоций беременной женщины и плода.

Ещё наши бабушки оберегали будущих мам от расстройств и тревог, окружая их красивыми вещами.

Женщины прошлого верили, что от душевного состояния беременной зависит благополучие и здоровье её ребёнка.

Исследования современности подтверждают верность подобного интуитивного знания: мамы, сохраняющие позитивный настрой во время беременности, те, для кого их ребёнок был желанным и долгожданным, рожают более эмоционально устойчивых детей.

Те же женщины, для которых их беременность была в тягость, а эмоциональный фон во время вынашивания ребёнка был отрицательным, имеют больший шанс рождения детей с эмоциональными проблемами.

Как связаны эмоции матери и плода в её чреве?

Ни для кого не секрет, что существует определённая зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов. Так, когда мы радуемся и испытываем счастье, наш мозг вырабатывает эндорфины — «гормоны счастья». Когда мы печалимся и расстраиваемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины.

Между матерью и плодом происходит активный обмен веществ через плаценту. Именно по этой причине до ребёнка моментально «доходят» все переживания его мамы.

Но не печальтесь, если во время беременности у вас не получилось сохранить постоянный положительный фон настроения, это практически невозможно. Ещё неродившийся малыш будет иметь определённое представление о разнообразии человеческих эмоций, что позволит ему лучше адаптироваться в этой жизни. Просто постарайтесь надолго не задерживаться на отрицательных эмоциях.

Как общаться с ребёнком во время беременности?

Прежде чем дать ответ на столь животрепещущий вопрос, попробуем разобраться с другим: когда приступать к общению с ребёнком?

Мы советуем вам начинать разговаривать с малышом ещё до шевелений плода. Но помните о том, что положить начало такой коммуникации никогда не поздно. Только не делайте из этого культ, не возводите общение с плодом в ранг первостепенных.

Всё должно быть максимально естественно и комфортно для вас.

Если вы не чувствуете в определённый момент нужных «посылов», не переступайте через себя. Например, некоторые матери ограничиваются невербальным общением с плодом, и считают это вполне достаточным.

Но всё же существует определённая методика общения с ещё нерождённым ребёнком. Попробуйте понаблюдать, в какое время суток ваш малыш проявляет наибольшую активность. Через некоторое время вы сможете установить определённую закономерность движений ребёнка.

Именно в эти моменты бодрствования (активных шевелений) плода вы и можете общаться с ним. Выберите подходящий для вас способ коммуникации.

Как мы уже говорили выше, такими способами могут быть не только «разговоры», пение песен, рассказывание сказок и стихотворений, но и поглаживания, похлопывания и лёгкие постукивания вашего животика.

Со временем вы увидите, что малыш «отвечает» вам, пинаясь в то места живота, на котором вы держите руку.

Подобное общение позволит вам установить эмоциональную связь с вашим малышом. Так ребёнок будет получать не только определённые стимулы к развитию, но и вашу любовь, ласку и тепло в нужном и необходимом ему количестве.

Для того, чтобы начать общение с ребенком, не нужно ждать того момента, когда вы возьмете его на руки. Современные исследования подтверждают оправданность подсознательного стремления родителей устанавливать связь с малышом задолго до родов: находясь в животике у мамы, ребенок не только слышит звуки, реагирует на свет, но и переживает эмоциональные состояния, подобные тем, которые испытывает его мама.

Перинатальные психологи уполномочены заявить…

Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки, которая изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии, установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе) беременности уже развиты практически все органы чувств:

  • Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
  • Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он вздрагивает.
  • Ребенок ощущает прикосновение! При специальных исследованиях во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.
  • Малыш чувствует вкус! Во втором триместре беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.

Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение — обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!

Думай о хорошем — я могу исполнить!

На протяжении всей беременности между мамой и ребенком устанавливается теснейшая многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь осуществляется через плаценту, одной из физиологических функций которой является обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.

Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности мама является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента начинает функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает идти в обе стороны.

Существует зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов, которые сопровождают их проявление. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» — эндорфины, а если мы огорчаемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы «доходят» до малыша в считанные секунды: он практически синхронно с мамой улыбается или кривится. Да и сам малыш уже с десятой недели беременности также имеет возможность «сообщать» маме свои состояния.

Еще наши бабушки оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а также окружали их красивыми вещами. Они верили, что от душевного состояния мамы, вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье, и душевное равновесие.

Современные исследования доказывают правильность этого интуитивного знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время беременности, позитивно настроенные на роды, те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаще рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у которых преобладал отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего периода вынашивания, которые не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше вероятность рождения детей с эмоциональными проблемами.

Не стоит беспокоиться, если вам не удалось уберечься от проявления негативных эмоций во время беременности. Наша повседневная жизнь невозможна без стрессов: их разумный уровень помогает еще не родившемуся малышу получить представление о всем разнообразии мира и проявлении человеческих эмоций, он учится адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и рождается с ценным опытом выживания. Просто старайтесь «не зависать» на плохом и поддерживать позитивное отношение к жизни — и ваш ребенок, родившись, наверняка продемонстрирует такие же привычки!

Осваиваем азбуку общения

Получается, что еще не родившийся ребенок не только нуждается в заботливой маме, которая заботится о своем питании, вынашивая его, ведет здоровый образ жизни и готовится к встрече с ним. Немаловажным для его развития и благоприятного течения беременности является установление связи и взаимоотношений с будущими родителями. Ребенок больше всего нуждается именно в наличии эмоционального контакта, прежде всего с мамой, в ее чуткости и уверенности в безусловной любви к нему.

С момента зарождения новой жизни внутри вас помните, что любой приобретенный опыт — это путь, который вы проходите вместе с будущим сыном или дочкой. Пробуйте получать впечатления совместно с малышом: посещайте вернисажи, концерты, отправляйтесь на природу, рисуйте, рукодельничайте, пойте песни, танцуйте, ведите дневник. Поддерживайте постоянный диалог с малышом, особенно с момента, когда он устанавливает с вами обратную связь с помощью первых шевелений. Главный принцип: проживать любой опыт совместно. Если вы, например, положите на живот наушники с классической музыкой, а сами в то же время будете читать детектив, — это только разъединит вас.

Наблюдая за беременными родителями, можно часто заметить, как мама, ощущая шевеления и пиночки, пытается интерпретировать папе их значение: объясняет, что нравится, а что не нравится этому еще крохотному, но уже человеку. А папа, прикасаясь и поглаживая животик, вызывает снова «драчуна» на общение и ведет с ним занятные диалоги. Такой способ общения получил название гаптономия (от греч. hapsis — прикосновение + nomos — закон; буквально — «закон прикосновений»).

Методика установления контакта с младенцем внутри утробы была разработана еще в 70-х годах прошлого века. Она основана на доказанном факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом, способным на общение с людьми. Цель гаптономии — первое близкое знакомство и контакт родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное время или на определенные звуки. Главное, чтобы у мамы и папы был интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было самоценно для них.

Вот, к примеру, одна из методик общения, которая поможет вам лучше понять своего кроху, а также успокоить его при стрессовых ситуациях. Сначала мама наблюдает за шевелениями ребенка и отмечает то время суток, когда шевеления ощущаются сильней всего. Это будет время сеанса маминого общения. Нужно выбрать способ, с помощью которого она будет общаться с ребенком: это может быть поглаживание, похлопывание, легкое постукивание по животу либо как-нибудь еще. Можно одновременно с этим спеть песенку или продекламировать стихотворение, или просто поздороваться с малышом. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное мамой время, дождавшись шевеления, она начинает тактильно-голосовое воздействие и повторяет его несколько раз с небольшими перерывами. Общаться с крохой таким образом надо примерно 10-20 минут ежедневно. Проведя несколько таких сеансов, можно заметить, что малыш начинает вам отвечать — толкается в то место, где вы в данный момент гладите живот. Через некоторое время, когда ребенок начнет четко отвечать на ваши воздействия, можно будет установить другое время для сеансов связи с уже папой.

Данная методика общения с крохой помогает родителям установить эмоциональную связь с ребенком в период беременности и учит понимать состояние ребенка по его движениям. А, кроме того, общение с ребенком до рождения способствует уменьшению у беременной женщины чувства усталости, беспокойства и страха, а также лучшему осознанию обоими родителями своей новой роли и гармоничному воспитанию ребенка.

Обучение до рождения возможно?!

Итак, доказано: после рождения малыши не только могут узнавать звуки, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов. Американский ученый В.Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный российский специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: “Природа не бывает расточительна, а, следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие». А возможности у него для этого есть, как мы убедились, задолго до рождения.

Уроки музыки

Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки (классической, народной) укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функциональной связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это, прежде всего, относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Родная речь и иностранные языки

Беседы с ребеночком в животике формируют восприятие голоса матери, отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходило общение до рождения, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Беременность — самый удивительный период в жизни семьи, насыщенный открытиями и окутанный атмосферой предвосхищения чуда. Женщина вынашивает ребенка, и именно в это время определяется, какими качествами будет обладать будущий человек: будет ли он здоров, счастлив, уравновешен, талантлив… Мудрые традиции не зря предписывают нам окружать беременную маму заботой и любовью, красивыми вещами и гармоничными отношениями: чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина, тем больший положительный потенциал накапливает ее малыш к моменту рождения.

Подписаться на новости проекта



Рассказать друзьям