Профилактические мероприятия по предупреждению наркотизации подростков. Профилактические и противоэпидемические мероприятия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента Приложения Приложение 1. Опросник SF-36 Приложение 2. Основные информационные модули, используемые на основных этапах мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний Приложение 3. Является ли Ваше питание рациональным Приложение 4. Расчет химического состава и энергетической ценности на 100 г продуктов питания Приложение 5. Определение риска развития атеросклероза Приложение 6. Определение уровня потребления пищевых волокон Приложение 7. Содержание витаминов в съедобной части продуктов Приложение 8. Содержание минеральных веществ съедобной части продуктов Приложение 9. Пищевые аллергии Приложение 10. Рекомендации назначения физической нагрузки лицам с гиподинамией Приложение 11. Опросник для определения физической активности Приложение 12. Экспресс-опросник, позволяющий выявить признаки депрессии Приложение 13. Риск развития ожирения Приложение 14. Десять фактов об ожирении Приложение 15. Некоторые продукты питания, богатые пищевыми волокнами Приложение 16. Основные требования, предъявляемые к зубным щеткам Приложение 17. Опросник "Является ли гигиена полости рта удовлетворительной" Приложение 18. Приоритетные практические профилактические мероприятия по охране здоровья детей и подростков Приложение 19. Направление профилактической работы и их вклад в вопросы охраны здоровья и развития детей и подростков

Глава 4. Организация профилактических мероприятий для различных групп населения


Дети и подростки составляют примерно 40% жителей Земли, при этом они являются наиболее уязвимой группой населения.

Таблица 4.1. Уровни доказательств программ укрепления здоровья детей

Эффективность доказана Сведения об эффективности носят противоречивый характер Сведения об эффективности отсутствуют
  • вакцинация
  • дополнительное введение фолиевой кислоты во время беременности
  • пропаганда грудного вскармливания
  • укладывание детей до 1 года на спину для сна
  • профилактика травматизма
  • профилактика курения
  • питание
  • оптимизация школьного питания
  • обеспечение оптимальной физической активности для профилактики ожирения
  • участие родителей в программах укрепления здоровья
  • профилактика ИППП и нежелательной беременности
  • профилактика самоубийств

Профилактические мероприятия для матерей, детей и подростков реализуются во всех странах. Это позволило снизить детскую смертность в мире с 97 на 1000 новорожденных в 1980 г. до 67 на 1000 новорожденных в 1999 г.

Несмотря на достигнутые результаты, более половины умерших погибли от причин, поддающихся профилактике. Основными причинами детской смертности являются:

  • нарушения питания;
  • инфекционные заболевания;
  • нездоровая окружающая среда;
  • низкий уровень медико-социальной помощи;
  • бедность.

4.1.1. Охрана здоровья матерей и новорожденных

Здоровье матери во многом определяет здоровье новорожденного (Рис. 4.1). Во время беременности проводятся следующие основные мероприятия по охране матери и плода:

Все указанные мероприятия проводятся с участием медицинских работников среднего звена. Очень важно, чтобы медицинские работники помнили о необходимости установления психологического контакта с будущей матерью и делали все максимально возможное для его достижения.

Групповые мероприятия по укреплению здоровья матерей могут быть направлены на повышение мотивации матерей на раннее обращение за помощью в женскую консультацию. Оптимально, чтобы это обращение было до наступления беременности (регулярное посещение женской консультации). Во время беременности чем раньше женщина обратится за квалифицированной медицинской помощью, тем больше вероятность рождения здорового ребенка.

В ранние сроки беременности женщина имеет возможность избавиться от нежелательной беременности (аборт). В каждом случае необходимо оценивать ситуацию, побудившую женщину на подобный шаг. Следует стараться отговорить женщину от аборта, если только не существует прямых медицинских показаний на его проведение.

Проведение аборта не исключает индивидуальных бесед о необходимости использования методов контрацепции. Необходимо помнить, что даже медицинские аборты примерно в 1/3 случаев приводят к развитию бесплодия и других осложнений. Вероятность развития осложнений после немедицинских абортов еще выше.

После родов и наблюдения в медицинском учреждении женщина и ребенок выписываются на дом. В профилактике развития заболеваний у новорожденных большую роль играет наблюдение, которое, в том числе, осуществляется и медицинской (патронажной) сестрой. При этом медицинский работник среднего звена проводит:

4.1.2. Обеспечение рационального питания 78

Рациональное питание лежит в основе формирования здоровья матери и ребенка. Плохое питание и нарушение здоровья являются элементами одного "порочного круга": нарушение питания ведет к ухудшению состояния здоровья, а ухудшение здоровья приводит к нарушению питания (Рис. 4.2).

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Дети раннего возраста особенно чувствительны к последствиям неправильного питания, так как в этот период рост происходит более интенсивно, чем в любое другое время. В период новорожденности закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей. В детском возрасте формируются пищевые привычки, определяющие впоследствии здоровье и характер питания в течение всей жизни.

По оценке экспертов ВОЗ, около половины случаев детской смертности в 2000 г. были связаны с нарушениями питания матерей и детей. Однако нарушение питания приводит не только к смертности, но и отставанию в физическом и умственном развитии детей и подростков. Дети, получающие неполноценное питание, чаще заболевают инфекционными заболеваниями, во взрослом возрасте у них больше риск развития хронических неинфекционных заболеваний.

Во время беременности изменяется потребность в питательных веществах. Возрастает потребность в йоде, фолиевой кислоте, железе, кальции. Доказано, что дополнительный прием фолиевой кислоты женщинами, начиная с периода зачатия и во время беременности, снижает риск развития дефектов центральной нервной системы плода. Поэтому необходимо проводить консультирование беременных женщин относительно изменения рациона питания.

В первые месяцы беременности у женщин могут наблюдаться тошнота и рвота, которые являются косвенными признаками беременности. Поводом для обращения к специалисту служит:

  • тошнота, продолжающаяся после двенадцатой недели беременности;
  • рвота, тошнота, приводящие к отказу от пищи;
  • потеря в весе 1 кг и более в неделю из-за тошноты или рвоты.

Для профилактики кариеса и других заболеваний полости рта во время беременности необходимо проконсультироваться с врачом-стоматологом по поводу необходимости назначения местной реминерализующей терапии и пр. Также после каждого приема пищи нужно употреблять жевательную резинку без сахара в течение 2-5 мин или полоскать рот.

Во время беременности изменяется вес. Нормальная прибавка в весе за время беременности составляет 12-14 кг.

Необходимо тщательно контролировать прибавку в весе. Недостаточная прибавка в весе может быть признаком гипотрофии плода. Чрезмерная прибавка (более 1 кг за неделю) может свидетельствовать о развитии ожирения или отеков у матери. И то, и другое неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья матери и будущего ребенка.

Наиболее тяжелое осложнение беременности - поздний гестоз. Он угрожает состоянию здоровья как матери, так и плода. Гестоз характеризуется тремя основными признаками:

  • отеки;
  • повышение артериального давления выше 135/85 мм рт. ст.;
  • появление белка в моче.

Гестоз поддается лечению только в условиях стационара. Риск развития гестоза повышается при:

  • первой беременности;
  • наличии гестоза в предыдущую беременность
  • наличии гестоза у матери или сестер беременной;
  • многоплодной беременности;
  • подростковом возрасте матери;
  • возрасте матери более 40 лет.

Медицинские работники должны особенно тщательно наблюдать течение беременности у женщин, имеющих хотя бы один фактор риска развития гестоза. При выявлении у них хотя бы одного признака гестоза необходима срочная консультация специалиста.

После рождения ребенка проводится консультирование матерей о необходимости грудного вскармливания. Оптимально, если грудное вскармливание продолжается хотя бы до 6 мес. Дети, не получающие грудного вскармливания, в 6 раз имеют более высокий риск смерти в течение первого месяца жизни, чем получающие грудное питание хотя бы частично.

Грудное вскармливание - чрезвычайно важный процесс. Состояние здоровья ребенка в течение всей его жизни во многом зависит от того, вскармливался ли он грудью, и как долго это продолжалось. Матерям, особенно в период становления процесса лактации, необходима активная поддержка как со стороны близких, так и со стороны медицинского персонала.

Для того чтобы грудное вскармливание было успешным и не вызывало затруднений, важно придерживаться следующих правил:

  1. Необходимо объяснить маме, что грудное молоко является единственным, уникальным по своим биологическим свойствам продуктом, который обеспечивает ребенку полноценное питание и защиту от инфекционных заболеваний. Это невозможно при искусственном вскармливании (Табл. 4.2; 4.3 [показать] ).
    Таблица 4.2 Различия между грудным женским молоком, молоком животных и искусственными смесями
    Параметр Грудное молоко Молоко животных Искусственные смеси
    Бактериальные загрязнители нет вероятны вероятны при приготовлении
    Противоинфекционные факторы присутствуют отсутствуют отсутствуют
    Факторы роста присутствуют отсутствуют отсутствуют
    Белки необходимое количество, усваивается слишком много, усваиваются с трудом состав белков частично легко сбалансирован
    Жиры достаточно основных жирных кислот, липаза для пищеварения недостаток основных жирных кислот, липаза отсутствует
    Железо немного, хорошо всасывается немного, плохо всасывается дополнительные добавки, плохо всасывается
    Витамины достаточно недостаточно А и С витаминные добавки
    Вода достаточно требуется дополнительно может потребоваться дополнительно
    Таблица 4.3 Опасности искусственного вскармливания
    Риски для матери Риски для ребенка
    • наступление повторной беременности
    • повышение риска развития поликистоза и рака яичников, рака груди
    • возможно повышение риска развития анемии
    • возможно повышение риска развития ожирения
    • повышение риска внезапной смерти
    • повышение риска развития диареи, бронхо-легочных заболеваний
    • дефицит нутриентов
    • возможно повышение риска развития хронических неинфекционных заболеваний во взрослом возрасте
  2. Необходимо рекомендовать матери:
    • приложить ребенка к груди в течение первого часа после родов;
    • осуществлять с ребенком контакт "кожа к коже";
    • находиться с ребенком в одной комнате/палате.
  3. Необходимо помочь матери освоить технику правильного прикладывания к груди.
  4. Необходимо рекомендовать матери кормить ребенка по его требованию, а не "по часам"; также рекомендовано ночное кормление.
  5. Необходимо объяснить матери, что ей не надо вводить в питание ребенка дополнительные жидкости (чай, соки).
  6. Необходимо рекомендовать матери кормить ребенка исключительно грудным молоком до 6 месяцев, а затем начать введение адекватного прикорма.
  7. Необходимо поощрять грудное вскармливание до года и более

Все необходимые нутриенты, включая витамины и минеральные вещества, ребенок получает с грудным молоком. Часть из них (например, цинк, железо, фолиевая кислота, кальций) находится в грудном молоке практически в постоянной концентрации, и характер питания матери незначительно влияет на их содержание. Количество витаминов D и А, йода, селена может меняться в зависимости от того, как питается мать.

Таблица 4.4 Основные витамины и их источники для питания кормящих матерей
Витамины Продукты питания
Витамин А Печень, молочные продукты, рыбий жир, оранжевые и зеленые овощи, обогащенный маргарин
Витамин D Рыбий жир, лосось, сельдь, печень, воздействие ультрафиолетового света на кожу
Витамин Е Растительное масло, цельные зернопродукты, орехи, семена, зеленые листовые овощи
Витамин С Цитрусовые, перец, помидоры, капуста
Витамин B 1 Цельные зернопродукты и хлебобулочные изделия, бобовые, орехи, мясо
Витамин В 2 Зеленые листовые овощи, мясо, яйцо, молоко
Витамин В 3 Цельные зернопродукты, орехи, бобовые, мясо, птица, рыба
Витамин В 12 Мясо, яйцо, рыба, птица, молоко, корнеплоды/узелки бобовых
Фолиевая кислота Дрожжи, печень, почки, зеленые листовые овощи, апельсиновый сок
Витамин В 6 Печень, почки, мясо, цельные зернопродукты, яичный желток
Биотин Печень, яичный желток, соевая мука, зернопродукты, дрожжи
Пантотеновая кислота Продукты животного происхождения, цельные зерна, бобовые

Доказано, что грудное вскармливание снижает риск развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, атопии у детей. Во взрослом возрасте дети, получавшие грудное вскармливание, имеют меньший риск развития хронических неинфекционных заболеваний, чем получавшие искусственное или смешанное вскармливание. Вероятно, что матери, кормившие детей грудью, имеют меньший риск развития рака молочных желез.

Дети до 3-летнего возраста не могут получать "взрослую" пищу. Есть специальные продукты питания, разработанные для детей, которые постепенно вводятся в их рацион питания.

  • необходимо вводить прикорм не ранее 6-месячного возраста;
  • необходимо выбрать наиболее подходящее время дня для введения прикорма {когда ребенок голоден или наиболее предрасположен к приему пищи). Предпочтительна первая половина дня;
  • на первых порах нужно вводить прикорм после кормления грудью;
  • надо начинать вводить прикорм с одной чайной ложки, постепенно увеличивая до полного объема принимаемой единовременно пищи;
  • рекомендуется начинать с однородного, умеренной густоты однокомпонентного пюре из наиболее типичных для данной местности продуктов (каши, овощные, фруктовые пюре);
  • можно добавлять сцеженное грудное молоко для облегчения привыкания к новой пище;
  • необходимо включать в рацион пищевые продукты, богатые железом: печень, мясо, рыбу, бобовые для профилактики железодефицитной анемии;
  • нужно стараться избегать употребления всех видов чая и кофе;
  • необходимо избегать употребления цельного коровьего или козьего молока до 9-месячного возраста в качестве питья и вводить в рацион цельное молоко и необезжиренные молочные продукты с 9-12 месяцев;
  • блюда для прикорма должны иметь определенную калорийность;
  • следует избегать добавления в пищу сахара, специй и соли. При необходимости подсаливания пищи употреблять только йодированную соль.

Примерно со второго года жизни ребенок постепенно переводится на питание с семейного стола. В этот период очень важно сформировать у ребенка правильные пищевые привычки, заложить принципы рационального питания. Очевидно, что процесс формирования этих привычек будет более успешным, если взрослые члены семьи придерживаются основных принципов рационального питания. Основные принципы здорового питания ребенка старше года следующие:

  • в рационе ребенка ежедневно должны присутствовать разнообразные продукты, в значительной степени овощи и фрукты, предпочтительно в свежем виде и местного происхождения;
  • следует выбирать нежирные сорта мяса, птицу (без кожи), рыбу, яйца, печень, а также иногда заменять мясные продукты бобовыми: фасолью, горохом, чечевицей;
  • несколько раз в день ребенок должен получать хлеб, крупы, макаронные изделия и картофель;
  • до 2-летнего возраста ребенок может употреблять молоко и молочные продукты обычной жирности. Впоследствии рекомендован переход на молочные продукты с пониженным содержанием жира;
  • соль и сахар в еду добавляются лишь в минимальных количествах. При солении должна употребляться только йодированная соль;
  • на втором году жизни ребенку не рекомендуется давать чай в качестве питья. Предпочтительнее молоко, обычная вода, овощные и фруктовые соки;
  • рекомендуемое количество кормлений - не менее 5 раз в день;
  • пища должна быть приготовлена безопасным и гигиеничным способом.

Энергетические потребности детей и процентное соотношение основных нутриентов с возрастом меняется (Табл. 4.5 [показать] ).

Таблица 4.5 Суточная потребность детей и подростков в основных нутриентах 79
Возраст Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая
ценность, ккал
всего в т.ч. животные
1-3 года 53 37 53 212 1540
4-6 лет 68 44 68 272 1970
6 лет 72 47 72 252 2000
7-10 лет 80 48 80 324 2400
11-13 лет 96 58 96 382 2850
Юноши 14-17 лет 106 64 106 422 3150
Девушки 14-17 лет 93 56 106 422 2750

Также меняется объем порции продуктов, употребляемых детьми (Табл. 4.6 [показать] ).

Таблица 4.6 Рекомендуемые объемы порций для детей дошкольного возраста (г, мл)
Наименование блюда Возраст
1-1,5 года 1,5-3 года 3-5 лет 5-7 лет
Каша, овощное блюдо 130 150 180 200
Яичное, творожное, мясное, рыбное блюдо 50 60 70 80
Салат овощной 20 30 40 50
Кофе, чай, молоко 100 150 180 200
Закуска 30 40 50 60
Первое блюдо 100 150 180 200
Гарнир 100 120 130 150
Кефир, молоко 150 150 200 200
Выпечка, хлеб 40 60 70 100
Свежие фрукты 100 100 150 200

Согласно рекомендациям ГУ НИИ питания РАМН для детей и подростков очень важно, чтобы не менее 60% белка, поступающего с пищей, было животного происхождения. Оптимальное количество животных жиров - 30-50% их суточного поступления. Максимальное содержание Сахаров - 20% суточного поступления углеводов. Суточное поступление растительной клетчатки - не менее 15 г.

Рацион питания детей и подростков должен содержать все основные продукты. В них должны обязательно входить мясо, рыба, творог, яйца, молоко или молочнокислые продукты. Оптимально, чтобы ребенок ежедневно получал нежирную телятину, говядину, курицу или индейку. При этом 1-2 раза в неделю необходимо давать ребенку субпродукты (печень, язык и т.д.).

Рыба и рыбные продукты должны употребляться детьми и подростками несколько раз в неделю. Для детского питания рекомендуются следующие виды рыб: треска, минтай, хек, навага, судак.

Рыбные деликатесы (например, икра) не имеют пищевых преимуществ по сравнению со свежей рыбой. Однако они содержат раздражающие вещества, которые могут стимулировать аппетит. Поэтому рыбные деликатесы можно рекомендовать детям с недостаточной массой тела и исключить из рациона питания детей с избыточной массой.

Молоко и кисломолочные продукты являются основным источником кальция для детей и подростков. Они должны ежедневно входить в их рацион питания. Молочные продукты вводят как в виде жидкости (молоко, кефир, ряженка, йогурт), так и в твердом виде (сыр, творог). Детям, особенно в период интенсивного роста, необходимы сливочное масло, сметана и/или сливки.

В питании детей должны быть широко представлены овощи и фрукты, В школьном возрасте дети и подростки должны ежедневно получать 150-200 г картофеля, 200-250 г других овощей, а также 200-300 г фруктов и ягод (возможно, в виде соков).

В ежедневный рацион питания детей и подростков включают хлеб (лучше зерновой или с отрубями), вермишель или макароны, различные каши.

Оптимально исключить из рациона питания детей и подростков сардельки, сосиски, колбасы. Максимально ограничивают потребление жареных, острых блюд.

По оценкам экспертов ВОЗ, наиболее часто у детей и подростков наблюдается дефицит витаминов А, D, йода, цинка, железа. Они являются причиной повышенной заболеваемости и смертности детей и подростков.

С самого раннего возраста проводится профилактика заболеваний полости рта. Для этого проводятся индивидуальные беседы с родителями, делаются наглядные плакаты и т.д. Основные меры профилактики включают в себя:

  • запрет на постоянное питье жидкости из бутылочки, особенно подслащенной; новорожденный может сосать специальную пустышку, также не постоянно;
  • запрет сосания пальцев;
  • ограничение потребления сахаров; оптимально, если до года ребенок не будет получать сладкую пищу и питье;
  • обеспечение гигиены ротовой полости; чистка зубов начинается с момента прорезывания первого зуба и в течение несколько лет осуществляется родителями;
  • с 2,5-3-летнего возраста используются детские фторсодержащие зубные пасты;
  • регулярное, не реже 1 раза в год, посещение стоматолога (в раннем возрасте возможна заочная консультация у специалиста по необходимым мерам профилактики)

4.1.3. Профилактика заболеваемости

Примерно половина случаев детской смертности связана с предотвращаемыми инфекционными заболеваниями (пневмония, диарея, малярия, корь, ВИЧ-инфекция и др.). Так же, как и у взрослых, в основе профилактики инфекционных заболеваний лежат профилактические прививки (Табл. 4.7 [показать] ). При этом крайне важным является обеспечение вакцинации против краснухи всех женщин детородного возраста.

Таблица 4.7. Календарь профилактических прививок
Возраст Прививка
Основные прививки
12 часов Первая вакцинация - гепатит В
3-7 день Вакцинация - туберкулез
1 месяц Вторая вакцинация - гепатит В
3 месяц Первая вакцинация - дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
4,5 месяца Вторая вакцинация -дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
6 месяцев Третья вакцинация - дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
Третья вакцинация - гепатит В
12 месяцев Первая вакцинация - корь, эпидемический паротит, краснуха
18 месяцев Первая ревакцинация -дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
20 месяцев Первая ревакцинация - полиомиелит
6 лет Вторая вакцинация - корь, эпидемический паротит, краснуха
7 лет Вторая вакцинация - дифтерия и столбняк
Первая ревакцинация - туберкулез
13 лет Вакцинация против гепатита В, если не была сделана ранее
Вакцинация девочек против краснухи
14 лет Третья ревакцинация -дифтерия, столбняк
Вторая ревакцинация - полиомиелит
Вторая ревакцинация - туберкулез
Дополнительные привки
3, 4, 5, 6, 18 лет Вакцинация - гемофильная палочка
При необходимости Вакцинация - грипп

Санитарно-эпидемиологические мероприятия имеют профилактическое значение относительно инфекционных заболеваний на популяционном уровне. Соблюдение правил личной гигиены - эффективная мера профилактики для индивидуумов. Поэтому важно обучение родителей правильному гигиеническому уходу за новорожденным.

По мере взросления детей их обучение гигиеническим навыкам проводится как родителями, так и медицинскими работниками.

При выявлении случаев инфекционных заболеваний проводится их своевременное лечение. При необходимости проводится изоляция инфицированных.

С начала полового созревания с подростками проводятся мероприятия, направленные на охрану репродуктивного здоровья, профилактику абортов и ИППП. Они могут включать в себя лекции, беседы, средства наглядной агитации и т.д. Во многих странах профилактические программы включают в себя раздачу презервативов. Однако существующее в настоящее время в РФ законодательство не позволяет это делать в образовательных учреждениях.

До настоящего времени не существует профилактических программ с доказанной эффективностью в отношении предотвращения ИППП и нежелательной беременности среди подростков. Предполагается, что следующие мероприятия могут быть эффективными:

Среди детей 5-14 лет широко распространены гельминтозы. Гельминты ухудшают питание детей, способствуют развитию некоторых инфекционных заболеваний, утяжеляют осложнения после кори, малярии, пневмонии и др.

Для профилактики гельминтозов эффективны следующие меры:

4.1.4. Обеспечение оптимальной физической среды

Окружающая физическая среда оказывает существенное воздействие на состояние здоровья детей и подростков. Основное влияние на состояние здоровья детей и подростков оказывают:

  • система водообеспечения;
  • гигиена;
  • санитарное состояние окружающей среды;
  • загрязнение воздуха;
  • переносчики болезней.

Воздействие на указанные факторы позволяет снизить смертность и заболеваемость детей и подростков.

Однако обеспечение оптимальной физической среды начинается уже во время беременности. В этот период возрастает секреция сальных желез кожи. Поэтому необходимо принимать душ не менее 2 раз в день. Ванны во время беременности противопоказаны.

Во время беременности необходимо носить устойчивую обувь на невысоком каблуке. С 26-27 недели беременности рекомендуется ношение бандажа.

Систематические обзоры показали связь между риском внезапной смерти новорожденных и тем, что младенцы спали на животе. Это привело к выработке рекомендации укладывать спать всех детей в возрасте до 1 года на спину. В результате внедрения этих рекомендаций в практику число младенческих смертей снизилось 80 .

Детям с самого раннего возраста для выработки витамина D нужны солнечные лучи. Рекомендуется не прямое солнечное облучение, а через кружевную тень. В зимние месяцы детям может быть дополнительно назначен прием витамина D. Для уменьшения негативного воздействия физической среды на детей и подростков, необходимо обучение родителей и детей следующим навыкам:

Гиподинамия оказывает существенное негативное влияние на здоровье детей и подростков. Надо, чтобы с раннего возраста родители приучали детей к физической активности. Необходимость физической активности также может быть объяснена медицинским работником при индивидуальной беседе с детьми старшего возраста.

4.1.5. Охрана здоровья подростков

С целью охраны здоровья подростков проводится их регулярное диспансерное наблюдение. Обязательно контролируют параметры рост/вес для раннего выявления возможного наличия избыточной массы тела.

Особое внимание в подростковом возрасте уделяют вопросам профилактики нежелательной беременности, планирования семьи и профилактики ИППП. Данные мероприятия проводятся как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

В подростковом возрасте формируются основные привычки человека. Поэтому важно уделять особое внимание профилактике употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки склонны отвергать информацию, сообщаемую взрослыми. Кроме того, они зачастую не в состоянии оценить свой потенциал здоровья и тот риск для него, который может быть связан с вредной привычкой.

Поэтому во многих странах эффективно реализуются программы укрепления здоровья подростков по принципу "равный - равному". При этом в начале проводится обучение ограниченной группы подростков (волонтеров), которые затем начинают сообщать полученные сведения своим сверстникам.

При реализации программ, основанных на принципе "равный - равному", очень важно проводить контроль за работой волонтеров. В целом реализация подобных программ невозможна только усилиями медицинских работников, к этой работе необходимо привлечение психологов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

4.1.6. Профилактика травм и насилия

В европейском регионе 3-4 случая смерти из 10 среди детей до 15 лет связаны с травмами и насилием, Как показывают результаты статистических исследований, большинство травм дети и подростки получают в бытовых условиях или на улице.

В основе профилактики детского травматизма в быту лежат беседы с родителями о необходимости устройства травмобезопасного домашнего помещения. В качестве примеров травмобезопасного обустройства быта можно привести: установку решеток на окна для предотвращения выпадения детей, установка неоткрываемых детьми запоров на входную дверь, подсобные помещения, прикрепление вертикально стоящей мебели к стенам.

Следует иметь в виду, что чаще всего случаи бытового травматизма наблюдаются у детей в возрасте до 5 лет. В этом возрасте не рекомендуется оставлять детей одних без присмотра.

Уличный травматизм во многом предотвратим, если дети и их родители соблюдают правила дорожного движения. Дополнительной мерой по защите детей от травматизма служат шлемы, наколенники, налокотники, используемые ими при езде на роликовых коньках, велосипедах и т.д. Для профилактики дорожно-транспортных происшествий могут использоваться светоотражаю-щие полоски, которые закрепляют на одежде и ранце детей; важно также обучение соблюдению правил дорожного движения с раннего возраста.

Для профилактики травм на воде необходимо обучение детей плаванию. Ответственность за приобретение данного навыка ложится на родителей.

В подростковом возрасте возрастает вероятность спортивных травм. Для их профилактики необходим контроль состояния здоровья подростков перед началом занятий спортом, а также проведение занятий с опытным тренером.

Для профилактики насилия в школе создается психологическая служба. Профилактикой бытового насилия занимаются социальные работники.

Все дети и подростки, пострадавшие от травм или насилия, должны пройти консультацию для оценки необходимости поддерживающей психологической помощи.

4.1.7. Обеспечение психосоциального развития и психического здоровья детей и подростков

К сожалению, в последние годы растет распространенность проблем, связанных с психологическим развитием детей и подростков. Примерно 10-20% детей в Европе имеют одну или несколько психических или поведенческих проблем.

На этапе патронажа новорожденных большую роль в психосоциальном развитии детей играют беседы медицинских работников с родителями о необходимости стимулирования развития данной сферы. Считается, что в раннем возрасте особую роль в стимуляции психосоциального развития играет чтение вслух.

Детям и подросткам могут быть предложены развивающие игры, задачки, упражнения. Они должны подбираться с учетом возрастных особенностей. При наличии отклонений в психическом развитии детей и подростков подобные упражнения подбираются с участием психолога.

Важную роль в формировании психического здоровья детей играет дозированное поступление информации, особенно получаемой с помощью телевизора. Зарубежными исследованиями показан прямой вред для здоровья ребенка от просмотра телевизора более 5 часов в сутки. Однако большинство отечественных экспертов рекомендуют ограничивать суточный просмотр телевизора 0,5 ч для детей дошкольного возраста, 1 ч для младших и 1,5 ч для старших школьников. Сходные ограничения установлены для компьютера.

Подростковый период связан с дополнительными стрессорными воздействиями. Часто для их решения подростки выбирают неоптимальные пути, например употребление психоактивных веществ. Другой выход, который находят подростки, - участие в молодежных андерграундных движениях (панки, готы и др.). Подростки легко поддаются влиянию сект.

Существуют методы развития личностных ресурсов в детском и подростковом возрасте. Они включают в себя психологические упражнения, психосоциальную поддержку и т.д. Ограниченные исследования позволяют предположить эффективность подобных программ для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Неразрешенные личные проблемы, раздражительность или депрессия в подростковом возрасте нередко приводят к попыткам самоубийства. В 2000 г. в мире 90 000 подростков простились с жизнью в результате самоубийства.

Существуют различные методы выявления подростков с повышенным риском самоубийства. Однако ни один из них не подтвердил свою эффективность в эпидемиологических исследованиях. Точно так же нет заведомо эффективных методов профилактики самоубийств.

Другой психологической проблемой подросткового возраста, особенно распространенной среди девушек, является анорексия. Считается, что психосоциальная поддержка девушек способна предотвратить развитие анорексии.

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания или отклонения в физическом развитии, не должны изолироваться от сверстников, если только это не вызвано прямыми медицинскими показаниями. Оптимальным считается совместное обучение детей с физическими недостатками со здоровыми сверстниками. При изоляции детей с физическими недостатками, у них также начинает наблюдаться отставание в психологическом развитии. С другой стороны, следует добиваться, чтобы здоровые дети не относились пренебрежительно к своим сверстникам, имеющим те или иные недостатки.

В среднем возрасте основное бремя хронических неинфекционных заболеваний реализовано за счет предотвращаемых заболеваний четырех групп:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания.
  2. Онкологические заболевания.
  3. Бронхо-легочные заболевания.
  4. Сахарный диабет II типа.

Эти заболевания имеют четыре основные фактора риска, связанные с поведением:

  1. Курение.
  2. Нерациональное питание.
  3. Гиподинамия,
  4. Злоупотребление алкоголем.

Данные факторы риска приводят к четырем основным биологическим маркерам, характеризующим повышенный риск развития хронических неинфекционных заболеваний:

  1. Избыточная масса тела.
  2. Артериальная гипертензия.
  3. Нарушения липидного обмена.
  4. Нарушения углеводного обмена.

Воздействие на перечисленные факторы риска может привести к снижению бремени хронических неинфекционных заболеваний (Рис. 4.3). При этом для профилактики воздействия основных факторов риска проводятся индивидуальные и групповые мероприятия. Их может осуществлять медицинский работник среднего звена, так как это было рассмотрено в главах , .

Биологические факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний могут быть выявлены медицинским работником среднего звена. Профилактическое воздействие на эти факторы риска проводится индивидуально. Если профилактика включает в себя лечение, то оно назначается врачом.

Важную роль в профилактике хронических неинфекционных заболеваний у лиц среднего возраста отводят выработке личных навыков у людей. Они должны включать в себя:

Профилактические мероприятия проводятся путем просвещения и обучения. Целью подобных программ является изменение поведения индивидуума.

Согласно международной классификации пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются 82:

Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потере возможности ухаживать за собой самостоятельно. Доказанными факторами риска развития инвалидности являются:

  • депрессия;
  • курение;
  • низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;
  • гиподинамия;
  • ограничение функции нижних конечностей;
  • деменция;
  • повышение или снижение ИМТ;
  • ухудшение зрения;
  • низкая самооценка качества жизни.

Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть:

  • артериальная гипертензия;
  • нарушения липидного обмена;
  • остеопороз;
  • сахарный диабет II типа;
  • злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.

Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых (Табл. 4.8. [показать] ). Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

Таблица 4.8 Значимость отдельных корригируемых факторов риска развития инвалидности улиц пожилого возраста 85
Фактор Риск развития инвалидности для индивидуума Риск развития инвалидности на популяционном уровне Возможность предотвращения инвалидности путем воздействия на фактор риска
Бремя болезни А А В
Депрессия А В 0
Низкая частота социальных контактов С В С
Гиподинамия А В А
Ограничение функции нижних конечностей А В В
Деменция А В 0
Повышение или снижение ИМТ В В 0
Низкая самооценка качества жизни В В 0
Ухудшение зрения А В С
Примечание: А, В, С - уровни достоверности доказательств; 0 - вопрос не изучался

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает. До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школ пациентов. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациентов проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:

Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

  • ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;
  • еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.

Метод изложения материала-лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо активно привлекать их к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия - не более 60 мин.

Сноски [показать]

77 По: Европейская стратегия "Здоровье и развитие детей и подростков". Инструмент действий. - 803,2005; Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и подростков. - ВОЗ. WНО/FСН/САN/02.21; Какие основные факторы оказывают влияние на реализацию программ профилактики болезней и укрепления здоровья среди детей и подростков. -НЕN, 2005.
78 При написании данного параграфа также использован следующий

С целью охраны здоровья подростков проводится их регулярное диспансерное наблюдение. Обязательно контролируют параметры рост/вес для раннего выявления возможного наличия избыточной массы тела.

Особое внимание в подростковом возрасте уделяют вопросам профилактики нежелательной беременности, планирования семьи и профилактики ИППП. Данные мероприятия проводятся как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

В подростковом возрасте формируются основные привычки человека. Поэтому важно уделять особое внимание профилактике употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки склонны отвергать информацию, сообщаемую взрослыми. Кроме того, они зачастую не в состоянии оценить свой потенциал здоровья и тот риск для него, который может быть связан с вредной привычкой.

Поэтому во многих странах эффективно реализуются программы укрепления здоровья подростков по принципу «равный – равному». При этом в начале проводится обучение ограниченной группы подростков (волонтеров), которые затем начинают сообщать полученные сведения своим сверстникам.

При реализации программ, основанных на принципе «равный – равному» очень важно проводить контроль за работой волонтеров. В целом реализация подобных программ невозможна только усилиями медицинских работников, к ним необходимо привлечение психологов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

В подростковом возрасте возрастает вероятность спортивных травм. Для их профилактики необходим контроль состояния здоровья подростков перед началом занятий спортом, а также проведение занятий с опытным тренером.

Все подростки, пострадавшие от травм или насилия, должны пройти консультацию для оценки необходимости поддерживающей психологической помощи.

Подростковый период связан с дополнительными стрессорными воздействиями. Часто для их решения подростки выбирают неоптимальные пути, например, употребление психоактивных веществ. Другой выход, который находят подростки, - участие в молодежных андерграундных движениях (панки, готы и др.). Подростки легко поддаются влиянию сект.

Существуют методы развития личностных ресурсов в подростковом возрасте. Они включают в себя: психологические упражнения, психо-социальную поддержку и т.д. Ограниченные исследования позволяют предположить эффективность подобных программ для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Неразрешенные личные проблемы, раздражительность или депрессия в подростковом возрасте часто приводят к попыткам самоубийства. В 2000 г в мире 90.000 подростков простились с жизнью в результате самоубийства.

Существуют различные методы выявления подростков с повышенным риском самоубийства. Однако ни один из них не подтвердил свою эффективность в эпидемиологических исследованиях. Точно также нет заведомо эффективных методов профилактики самоубийств.

Другой психологической проблемой подросткового возраста, особенно распространенной среди девушек, является анорексия. Считается, что психосоциальная поддержка девушек способна предотвратить развитие анорексии.

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания или отклонения в физическом развитии не должны изолироваться от сверстников, если это только не вызвано прямыми медицинскими показаниями. Оптимальным считается совместное обучение детей с физическими недостатками со здоровыми сверстниками. При изоляции детей с физическими недостатками у них также начинает наблюдаться отставание в психологическом развитии. С другой стороны, следует добиваться, чтобы здоровые дети не относились пренебрежительно к своим сверстникам, имеющим те или иные недостатки.

^

2.2. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста 11


В среднем возрасте основное бремя хронических неинфекционных заболеваний реализовано за счет предотвращаемых заболеваний четырех групп:


  1. Сердечно-сосудистые заболевания.

  2. Онкологические заболевания.

  3. Бронхо-легочные заболевания.

  4. Сахарный диабет II типа.
Эти заболевания имеют четыре основные фактора риска, связанные с поведением:

  1. Курение.

  2. Нерациональное питание.

  3. Гиподинамия.

  4. Злоупотребление алкоголем.
Данные факторы риска приводят к четырем основным биологическим маркерам, характеризующим повышенный риск развития хронических неинфекционных заболеваний:

  1. Избыточная масса тела.

  2. Артериальная гипертензия.

  3. Нарушения липидного обмена.

  4. Нарушения углеводного обмена.
Воздействия на перечисленные факторы риска может привести к снижению бремени хронических неинфекционных заболеваний (рис. 6). При этом для профилактики воздействия основных факторов риска проводятся индивидуальные и групповые мероприятия.

Рис. 6. Схема программ укрепления здоровья для лиц среднего возраста

Биологические факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний могут быть явлены медицинским работником среднего звена. Профилактическое воздействие на эти факторы риска проводится индивидуально. Если профилактика включает в себя лечение, то оно назначается врачом.

Важную роль в профилактике хронических неинфекционных заболеваний у лиц среднего возрасте отводят в выработке личных навыков у людей. Они должны включать в себя:


  • оптимизацию рациона питания и физической активности;

  • отказ или ограничение курения и употребления алкоголя.
Профилактические мероприятия проводятся путем просвещения и обучения. Целью подобных программ является изменение поведения индивидуума.

^

2.3. Профилактические мероприятия для лиц пожилого возраста


Согласно международной классификации, пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ, основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются 12:


  • профилактика и сокращение бремени, связанного с инвалидностью, хроническими болезнями и преждевременной смертностью;

  • сокращение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

  • обеспечение непрерывной помощи людям с хроническими заболеваниями или инвалидностью;

  • обеспечение безопасности и достоинства стареющих людей;

  • обучение лиц, осуществляющих уход за пожилыми.
Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потери возможности ухаживать за собой самостоятельно. Доказанными факторами риска развития инвалидности являются 13:

  • депрессия;

  • курение;

  • низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;

  • гиподинамия;

  • ограничение функции нижних конечностей;

  • деменция;

  • повышение или снижение ИМТ;

  • ухудшение зрения;

  • низкая самооценка качества жизни.
Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть 14:

  • артериальная гипертензия;

  • нарушения липидного обмена;

  • остеопороз;

  • сахарный диабет II типа;

  • злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.
Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых. Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает 15 . До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

^

4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента 16


Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школы пациента. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациента проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:


  • замедление прогрессирования заболевания;

  • уменьшение числа обострений или их тяжести.
Школа пациента предполагает сообщение следующих сведений:

  • причина развития заболевания;

  • методы восстановления здоровья;

  • преодоление психологических проблем, связанных с болезнью;

  • причины развития обострений и прогрессирования заболевания;

  • правила самоконтроля при заболевании;

  • ограничения по диете;

  • рекомендации по физической активности;

  • рекомендации по гигиеническим мероприятиям;

  • рекомендации по приему лекарственных средств и периодичности консультации медицинскими специалистами;

  • профилактика осложнений.
Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

  • ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;

  • еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.
Метод изложения материала – лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо их активно привлекать к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия – не более 60 мин.

Технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические

мероприятия. Профилактические мероприятия подразделяют на технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические.

К техническим мероприятиям относятся:

  • применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
  • замена токсичных применяемых веществ на менее токсичные, сухих способов переработки пылящих материалов - мокрыми;
  • выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильная эксплуатация санитарнотехнического оборудования и устройств;
  • замена пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива - газообразным;
  • герметизация оборудования и коммуникаций; применение для транспортировки пылящих материалов пневматического транспорта.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся:

  • устройство местной вытяжной вентиляции, местных отсосов, встроенных в оборудование и сблокированных с ним так, чтобы агрегат не мог работать при выключенном отсосе;
  • применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперацию вредных веществ и очистку от них технологических выбросов, нейтрализацию отходов производства, промывных и сточных вод;
  • внедрение систем кондиционирования воздуха с использованием автоматической и контрольно-измерительной аппаратуры, сигнализирующей о загрязнении воздушной среды вредными веществами.

К организационным и лечебно-профилактическим мероприятиям

  • ограничение продолжительности рабочего дня;
  • увеличение длительности отпуска;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами;
  • разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении;
  • рациональное питание для лиц, работающих с ядовитыми веществами, диетическое питание, режим труда и отдыха.

Вентиляция помещений. Цель вентиляции помещений - удалить из

них избыточное тепло, избыточную влагу, промышленные яды и создать в рабочей зоне воздушную среду, отвечающую своими значениями параметров гигиеническим требованиям по СанПиН 2.2.4.548-96. Вентиляцию можно классифицировать следующим образом:

  • по способу организации воздухообмена - на общеобменную, когда смена воздуха осуществляется во всем объеме помещения, и местную, когда смена воздуха осуществляется на конкретных рабочих местах в производственном помещении (воздушный душ, воздушный оазис, воздушные завесы, вытяжные зонты, вытяжные шкафы, вытяжные панели, витринные отсосы);
  • по характеру движущих сил - на естественную, когда воздух перемещается вследствие разности температур воздуха в помещении и наружного воздуха или в результате действия ветра, и искусственную (механическая), когда воздух приводится в движение с помощью вентиляторов;
  • по принципу действия - на приточную (подача воздуха) и вытяжную (удаление воздуха);
  • по конструктивным особенностям - канальную и бесканальную.

В производственных помещениях, где возможно внезапное (аварийное) поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных паров и газов, наряду с работой общеобменной вентиляции предусматривается устройство аварийной вентиляции.

Аварийная вентиляция должна быть оборудована в компрессорных цехах аммиачных холодильных установок для удаления аммиака в случае аварии; аварийную противодымную вентиляцию устанавливают для удаления дыма при пожаре, чтобы обеспечить эвакуацию людей из помещений здания в начальной стадии пожара.

Для эффективной работы системы вентиляции необходимо выполнять следующие технические и санитарно-гигиенические требования:

  • количество поступающего воздуха должно соответствовать количеству удаляемого или разница между ними должна быть минимальной;
  • приточные и вытяжные системы в помещении должны быть правильно размещены. Свежий воздух необходимо подавать в те части помещения, где количество вредных выделений минимальное, а удалять из тех частей, где количество вредных выделений максимальное. Приток воздуха должен производиться, как правило, в рабочую зону, а вытяжка - из верхней зоны помещения. В ряде случаев (при удалении вредных газов с плотностью большей, чем у воздуха, например фреона) вытяжку производят из нижней зоны;
  • система вентиляции не должна создавать на рабочих местах шума, превышающего предельно допустимый уровень;
  • система вентиляции не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих;
  • система вентиляции должна быть электро-, пожаро-, взрывобезопасна, проста по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое микроклимат в производственных помещениях?
  • 2. Как осуществляется терморегуляция организма человека?
  • 3. Как нормируют микроклимат?
  • 4. Как проводят измерение параметров микроклимата на рабочем месте?
  • 5. Что относится к основным мероприятиям по обеспечению благоприятного микроклимата?
  • 6. С какой целью необходимо проводить ионизацию воздуха в помещениях?
  • 7. Какие вещества на производстве называются вредными?
  • 8. Какое действие на организм человека могут оказывать вредные вещества?
  • 9. Как образуется производственная пыль?
  • 10. Как нормируют содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • 12. Какие вредные свойства для здоровья человека имеют аммиак и фреон?
  • 13. Какое действие на человека оказывает сероводород?
  • 14. В чем заключается опасность для здоровья человека оксида углерода?

В современном мире практически не осталось абсолютно здоровых людей. Если несколько столетий назад основная масса болезней носила инфекционный характер, то на сегодняшний день большинство патологий являются не чем иным, как следствием неправильного образа жизни. В связи с этим на первый план выходит профилактика неинфекционных заболеваний.

Цели профилактических мероприятий

Здоровье – это бесценный дар, беречь который необходимо на протяжении всей жизни. Любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Именно поэтому медицинская профилактика играет основополагающую роль в сохранении здоровья.

Риск возникновения той или иной патологии обусловлен следующими факторами:

Неинфекционные заболевания (НИЗ) можно разделить на две группы: врожденные и приобретенные. Причем последние составляют подавляющее большинство. В арсенале профилактической медицины есть целый комплекс мероприятий, ориентированных на снижение риска возникновения и развития приобретенных патологий и их последствий.

Существует несколько уровней профилактики. Первичная профилактика направлена на поддержание общего здоровья организма и укрепление иммунной системы. Основная цель вторичной профилактики – диагностика заболеваний на начальных этапах их развития. Третичная профилактика – это мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий патологического процесса.

Среди неинфекционных заболеваний, приводящих к потере работоспособности и преждевременной смерти, лидирующие позиции занимают следующие виды патологий:

  • болезни позвоночника;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • заболевания дыхательной системы;
  • болезни органов пищеварения;
  • онкология.

В список приобретенных заболеваний, требующих медицинской профилактики, входят и стоматологические проблемы, которые хоть не несут прямой угрозы жизни, но зато значительно снижают ее качество.

На развитие НИЗ в первую очередь влияет образ жизни. Отсутствие двигательной активности, нарушение режима сна и бодрствования, питание полуфабрикатами, содержащими огромное количество консервантов, красителей и усилителей вкуса, убивают здоровье.

Важной составляющей патологического процесса являются вредные привычки, такие как курение, увлечение алкоголем и наркотиками. Лекарственные средства, употребляемые без назначения врача, только усугубляют ситуацию.


Важную роль в ухудшении здоровья играют стрессы и депрессии. Их прогрессирование вызвано экономической нестабильностью и постоянно ускоряющимся ритмом жизни. Медицинская статистика свидетельствует, что нервно-психические расстройства занимают 2 место среди основных причин развития НИЗ.

Различные виды профилактических мероприятий направлены на устранение негативных последствий от работы на вредных производствах. Особой медицинской заботой и вниманием окружено подрастающее поколение, так как в раннем детстве закладывается фундамент будущего здоровья.

Первичная профилактика

Для предупреждения болезней, в отличие от их лечения, не требуются большие денежные средства. Первичная медицинская профилактика призвана сохранить данное от рождения здоровье как можно дольше.

Ее главная задача – исключение всех факторов риска развития НИЗ, кроме тех, управлять которыми человек не в силах (генетическая предрасположенность и возрастные изменения).

Пропаганда здорового образа жизни, регулярная диспансеризация населения и профосмотры – основа предотвращения приобретенных неинфекционных заболеваний. Главенствующая роль в этом процессе принадлежит государству.

Развитые страны тратят немалые средства на популяризацию здорового образа жизни, разработку и внедрение профилактических программ. Такая деятельность приносит ощутимые плоды.

В последние годы наблюдается все большее увлечение народными методами оздоровления, которые не противоречат медицинской профилактике, а дополняют ее. Народными целителями разработано множество программ правильного питания и образа жизни, помогающих сохранить здоровье на долгие годы.

Уровни профилактики включают в себя индивидуальный, семейный, общественный и государственный. Это значит, что забота о здоровье должна быть комплексной. Все уровни профилактического процесса одинаково значимы.

В первую очередь ответственность за самочувствие лежит на самом человеке. Отказ от курения, алкоголя и
наркотиков – первый шаг на пути к здоровью. Правильное питание и физическая активность дополняют перечень необходимых мероприятий индивидуальной профилактики.

Семейный и общественный уровни во главу угла ставят воспитание привычки к здоровому образу жизни, создание благоприятной психологической атмосферы и всестороннее поощрение идущих по правильному пути.

А задача государства – обеспечить доступность профилактического процесса для всех категорий граждан, выделять для этого необходимые средства. И в первую очередь это касается возможности ранней диагностики распространенных заболеваний.

Первичная профилактика НИЗ народными методами включает в себя повышение иммунитета с помощью отваров и настоев лекарственных растений, а также всевозможные очистительные процедуры.

Вторичная профилактика

Вторичная медицинская профилактика вступает в действие, когда возникает риск заболевания (снижается иммунитет, ухудшается самочувствие). В этот момент важно вовремя обратиться к специалистам. Основная задача врача – как можно раньше выявить патологию и разработать эффективную схему ее лечения.

С точностью диагностировать заболевание народными методами невозможно. Попытки вылечиться самостоятельно могут привести к трагическим последствиям!

Вторичная профилактика активно использует метод скрининга. Суть его состоит в активной диспансеризации людей, входящих в группу риска по развитию того или иного патологического процесса. Такая система используется во многих направлениях медицины (онкология, урология, гинекология).

В обязательном порядке проводят обследование беременных, в результате которого выявляют возможные нарушения процесса развития ребенка. Новорожденные проходят скрининг в первую неделю жизни.


Вторичная профилактика включает все виды устранения рисков рецидивов заболевания. С этой целью создается система санаторно-курортных учреждений, на строительство и обеспечение которых всем необходимым оборудованием государство выделяет значительные средства. Особое внимание уделяется развитию детских оздоровительных заведений.

Бороться с рецидивами заболеваний можно и народными методами. Популярные профилактические средства целителей и знахарей – это всевозможные диеты, лечебные ванны, дыхательная гимнастика, иглоукалывания, массаж. Народными методиками оздоровления люди пользуются на протяжении столетий. Многие из них взяла на вооружение и медицинская система профилактики.

Реабилитация

Стоит признать, что, несмотря на все научные достижения, возможности ранней диагностики заболеваний и средства, выделяемые на их предупреждение, медицина порой не в состоянии предотвратить развитие патологического процесса.

Третичная профилактика призвана помочь адаптироваться людям, получившим инвалидность и утратившим возможность полноценной жизни в результате того или иного заболевания.

Ее целью является приостановка прогрессирования болезненного процесса. На первый план в данной ситуации выходит психологическая поддержка пострадавшего и максимальное восстановление им утраченных в результате болезни функций.

Примером может служить создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, вовлечение их в общественную деятельность и создание адекватного отношения общества к таким согражданам.

Третичная профилактика включает в себя комплекс мер по обеспечению физической и экономической независимости инвалидов. Это и выделяемые государством средства на выплату денежных пособий, и предоставление различных льгот людям с ограниченными возможностями, и создание для них максимальной доступности свободного передвижения.

В комплекс реабилитационного процесса входит также обучение инвалидов самостоятельному уходу за собой и навыкам новой, доступной для них профессии (переквалификация).

Важно помнить, что беречь здоровье необходимо, пока оно есть. Восстанавливать утраченное гораздо сложнее и дороже. Жаль, что осознание этого факта порой приходит слишком поздно.

Профилактические мероприятия при инфекционных болезнях предусматривают комплексное воздействие на все три звена эпи­зоотической цепи (процесса). В первую очередь необходимо исключить из эпизоотического процесса источники возбудителя, которыми являются больные животные. Для этого больных изолируют и в зависимости от болезни их лечат или уничтожают. Эта простая операция обеспечивает предотвращение загрязнения возбудителем окружающей среды. Выздоровевших животных содержат обособленной группой, не допуская контакта с неболевшими животными (выздоровевшие животные могут оставаться длительное время носителями и выделителями вирулентного возбудителя болезни). Учитывая, что носителями и выделителями возбудителя могут быть мыши, крысы, а также насекомые, проводят мероприятия по их уничтожению.

В благополучных хозяйствах и регионах постоянно осуществляют мероприятия по защите их от заноса возбудителей инфекционных болезней, систематически проводят работу по своевременной и ранней диагностике их.

Помещение, в котором заболели животные, очищают от навоза, остатков кормов, промывают и дезинфицируют (текущая дезинфекция). Для дезинфекции используют дезинфицирующие средства, губительно действующие на конкретного возбудителя болезни. Эти меры обеспечивают устранение механизмов передачи возбудителя от больных к здоровым животным.

Одновременно проводят работу, направленную на повышение неспецифической и специфической устойчивости животных к возбудителю. Против многих инфекционных болезней бактериальной и вирусной этиологии имеются специфические средства защиты - вакцины, гипериммунные сыворотки, иммуноглобулины, бактериофаги.

Вакцины - это биологические препараты, полученные из бактерий и продуктов их жизнедеятельности, а также из вирусов. После их введения в организме формируется активный иммунитет против соответствующей инфекционной болезни. Различают живые и инактивированные вакцины.

Живые вакцины - это препараты, приготовленные из живых с ослабленной вирулентностью (аттенуированных) штаммов бактерий и вирусов, сохранивших способность размножаться и приживаться в организме животных, обусловливая у них выработку иммунитета.

Инактивированные вакцины - это препараты из высоковирулентных микроорганизмов (бактерий или вирусов), убитых физическими или химическими методами воздействия (высокой температурой, формальдегидом, фенолом и др.). К инактивированным вакцинам относя также анатоксины - токсины микроорганизмов, обезвреженные теплом и формальдегидом (анатоксин против столбняка, ботулизма и др.).

Живые и убитые вакцины вводят парентерально (подкожно, внутримышечно, внутрикожно), энтерально (с кормом или водой и респираторно (путем создания аэрозолей в камерах или в гермитизированных помещениях). Для профилактики и лечения желудочно-кишечных болезней молодняка используют пробиотики - живые культуры молочно­кислых и других бактерий, которые заселяют кишечник, вытесня­ют условно-патогенные, болезнетворные и гнилостные микроор­ганизмы. Наиболее полезны пробиотики, в состав которых входят лактококки, ацидофильные и бифидобактерии (лактобактерин, лактобифадол, стрептобифид и др.).

Профилактика инвазионных заболеваний

По мнению К. И. Скрябина, современная профилактика ис­пользует два вида оздоровительных мероприятий: наступление и оборону .

Говоря о профилактике инвазионных болезней, не следует забывать о том, что есть возбудители, которые заражают как человека, так и животных (). Поэтому уничтожение возбудителей у одного предотвращает заболевание другого.

В целом в животноводстве достаточно широко применяют биологические и химические методы профилактики. К биологическим методам относятся такие, при которых целенаправленные действия специалиста приводят к гибели инвазионного начала — яиц и личинок, взрослых особей, промежуточных хозяев или переносчиков, вследствие чего нарушается контакт возбудителя реципиентом. К этим мероприятиям относятся распахивание земель и мелиоративные работы на пастбищах, их смена или изоляция неблагополучных участков с учетом продолжительности жизнеспособности яиц, личинок и т. д., создание долголетних и культурных пастбищ, уничтожение кочек и кротовин, мелких кустарников, биотермия навоза.

Достаточно эффективна в профилактике многих инвазионных болезней смена пастбищ. Однако с учетом того, что в отдельных зонах страны пастбищные участки ограничены, этот метод следует применять в соответствии с территориальными возможностями, путем краткосрочного чередования пастбищ. Например, при диктиокаулезе в зависимости от времени года - от 3 до 15 сут, фасциолезе - 1-1,5 мес. Но при мониезиозах этот метод для хозяйств с ограниченными пастбищами не может быть использован так как орибатиды - промежуточные хозяева мониезий - живут до двух лет.

С целью профилактики протозойных болезней химиопрепараты вводят животным парентерально с учетом времени года, эпизоотологической ситуации в данном регионе. Так, для профилактики случной болезни в неблагополучных хозяйствах клинически здоровым жеребцам перед случным сезоном и 1,5 мес после него вводят наганин . Введение крупному рогатому скоту беренила и азидина в эпизоотических очагах в начале вспышки пироплазмоза предохраняет животных от заболевания 2-3 нед.

Наиболее широко химиопрепараты используют для профилактики гельминтозов. Каждая плановая дегельминтация (имагинальная, преимагинальная или постмагинальная) имеет профилактическое значение. При этом пресекается развитие патологических процессов в организме зараженного животного и предупреждается рассеивание инвазии во внешней среде.

Так, против стронгилятозов и мониезиозов овец с этой целью в нашей стране давно применяют солефенотиазиновую (в соотно­шении соответственно 9: 1) и солефенотиазиномеднокупоросовую (1 часть сульфата меди + 10 частей фенотиазина + 100 частей поваренной соли) смеси. Их дают длительное время в деревянных корытах, защищенных от дождя навесами. Брикеты этих смесей для профилактики менее эффективны. Во избежание интоксика­ции организма при длительном применении смесей сульфата меди следует добавлять в смесь сульфат магния и др.

Длительное применение фенотиазина в стойловый период сни­жает переваримость кормов и обусловливает интоксикацию орга­низма. Поэтому в каждом случае использования указанных смесей нужно знать оптимальные сроки химиопрофилактики. Например, в Нечерноземье молодняк овец массово заражается личинками кишечных и легочных стронгилят в августе и сентябре, следова­тельно, солефенотиазиновую смесь весьма рационально давать в это время.

Если гельминтозы осложнены вторичными инфекциями, к хи-миопрофилактическим средствам следует добавлять те или иные антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.

Прежде всего на промышленных фермах значительно огра­ничена роль пастбищ. Более широко стали применять выгул на специально отведенных площадках, вместо естественных ис­пользуют культурные пастбища, для поения - водопроводную воду. Значительно улучшается санитарное состояние помещений, в которых устраивают щелевые полы и гидросмыв, животные получают полноценные корма. В таких условиях резко сокращается возможность заражения возбудителями фасциолеза, диктиокаулеза, гиподерматоза, но возникает опасность заболевания цистицеркозом и некоторыми кишечными нематодозами, онхоцеркозом, эймериозом, эхинококкозом, псороптозом. При комплектовании откормочного поголовья в хозяйства по­ступает молодняк преимущественно до одного года, старше года и взрослые выбракованные животные. Две последние группы вотных, как правило, неблагополучны по инвазиям.

Для специализированных откормочных скотоводческих хозяйств с целью профилактики инвазии можно рекомендовать следующие меры: отдавать предпочтение комплектованию невыпасавшимся молодняком; практиковать стойловое или стойлово — выгульное содержание и иметь твердое покрытие площадок.

Хозяйства-поставщики должны применять меры профилактики, но при обнаружении гельминтозов и других инвазий проводить соответствующие мероприятия, предотвращающие дальнейшее распространение болезней.

Для профилактики финноза, эхинококкоза и других ларвальных цестодозов необходимо проводить медицинские обследования персонала (1-2 раза в год), на территории ферм строго лимитировать число собак и кошек, проводить их диагностические исследования один раз в 3-6 мес. При поступлении животных следует проводить комплексные диагностические исследования на инвазионные заболевания и при необходимости профилактические обработки. Затем диагностические исследования в зависимости от конкретных ситуаций проводить ежеквартально.

В одних хозяйствах дойные коровы круглый год находятся на стойлово-выгульном содержании, в других - их выпасают. В хозяйствах, в которых животных содержат на стойлово-выгульном содержании, кишечных гельминтов у взрослых животных не обнаруживают и только у телят выявляют стронгилоидесов реже - отдельных кишечных нематод. Но в хозяйствах, где практикуют выпас, находят нематод многих видов, фасциол и реже — мониезий.

В целом для хозяйств, специализирующихся на производстве молока, можно рекомендовать следующее:

  • при организации хозяйства предпочтение отдавать системе круглогодового стойлово-выгульного содержания (на площадке с твердым покрытием), профилактировать финнозы;
  • при комплектовании поголовья предварительно его обследовать и при необходимости обработать;
  • коровники строить на сухих возвышенных участках, поить скот из водопровода, тщательно очищать помещение от навоза, кормушки от мусора;
  • периодически проводить дезинфекцию и дезинвазию животноводческих помещений;
  • навоз, как правило, подвергать термической обработке и пользовать его затем для удобрения полей.

В хозяйствах с пастбищным содержанием скота следует обратить внимание на состояние пастбищ, наличие луж и мелких водоемов, а главное - нужно внедрять культурные пастбища, изучать гельминтологическую ситуацию по биогельминтозам, профилактировать телязиоз и другие заболевания.

Как правило, птицу выращивают с использованием комбинированного или напольного содержания. При комбинированном содержании цыплят первого (1-30 сут) и второго (31-60 сут) возраста выращивают в клетках, третьего возраста (61-160 сут) клетках или на полу. Установлено, что выращивание цыплят в клетках почти полностью профилактирует гельминтозы и эймериозы. Единственный путь заражения при этом способе содержания - через корма, загрязненные яйцами аскаридий, гетеракисов и ооцистами эймерий.

При выращивании молодняка на полу с твердым покрытием соблюдении санитарных норм гельминтозы возникают в редких случаях. Однако использование выгулов открывает путь инвазии. Особо неблагополучны те птичники, в которых молодняк содержат на земляном полу на несменяемой подстилке. Экстенсивность инвазии тогда может достичь 100 %.



Рассказать друзьям