Проект «Вот какие наши бабушки и дедушки. Проект мероприятия "детство наших бабушек"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Булгакова Анастасия

Проект подготовлен ученицей 4 класса Булгаковой Анастасией. В данной работе сравнивается мир детства бабушек и внуков: во что играли наши бабушки, любимое лакомство бабушек и внуков, что любили читать в детстве и о чем мечтали.Бабушки мудрые и добрые. пекут пирожки и вяжут носки. Играют с нами в разные игры и любят конфеты. бабушки тоже родом из детства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель исследования: мир детства наших бабушек. Задачи: ● Выяснить, во что играли наши бабушки. ●Узнать, какое любимое лакомство было у наших бабушек. ●Выяснить, какие книги читали бабушки и какие песни пели.

Во что играли наши бабушки ЛАПТА Куклы из початков кукурузы

Чем лакомились наши бабушки в детстве «Постный сахар» Топленое молоко с золотистой корочкой

В комнате у моей «маленькой бабушки»

Что носили наши бабушки в детстве

Очень нравилась бабушкам школьная форма с пионерским галстуком и белым фартуком. Форма бабушки Мои одноклассники

О чем мечтали бабушки

Сравнительный анализ анкетирования бабушек и внуков

Внучка Алексей Плещеев Бабушка, ты тоже Маленькой была? И любила бегать, И цветы рвала? И играла в куклы Ты, бабуся, да? Цвет волос какой был У тебя тогда? Значит, буду так же Бабушкой и я, - Разве оставаться Маленькой нельзя? Очень бабушку мою - Маму мамину - люблю. У нее морщинок много, А на лбу седая прядь, Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. Может быть, и я такою Буду старенькой, седою, Будут у меня внучатки, И тогда, надев очки, Одному свяжу перчатки, А другому - башмачки.

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное образовательное учреждение

«Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования»

II региональный интеллектуально-творческий конкурс проектов

младших школьников «Открой свою планету Знаний!»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Мир детства наших бабушек

Г. Саратов

МОУ «СОШ № 40»

Класс 4 «А»

Направление: Окружающий мир

Обучающийся: Булгакова Анастасия Сергеевна

Руководитель: Пасько Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов

Саратов

2013

Введение

1.Цели и задачи исследования

2.Исследовательская работа

3.Практическая часть

●Во что играли наши бабушки.

●Чем лакомились бабушки в детстве.

●В комнате у «маленькой бабушки».

●Что носили наши бабушки.

●О чем мечтали бабушки.

4.Заключение

5.Приложение

Введение

Алексей Плещеев «Внучка»

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду так же

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!

Бабушка Зина с Братьями

Цель исследования: мир детства наших бабушек.

Задачи:

●Выяснить, во что играли наши бабушки.

●Узнать, какое любимое лакомство было у наших бабушек.

●Выяснить, какие книги читали бабушки и какие песни пели.

Гипотеза: Мы думаем, что в детстве бабушек и внуков есть не только отличия, но и много общего.

Методы исследования:

●Подбор и изучение материала по теме.

●Опрос в форме анкетирования бабушек.

●Опрос в форме анкетирования обучающихся 1-4 классов.

●Сравнение результатов анкетирования.

Предполагаемый результат. В детстве бабушек и внуков много общего.

Теоретическая часть.

Тема нашего исследования «Мир детства наших бабушек». В первую очередь я хочу дать определение « что такое мир».

Что такое “мир”
в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

мир

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.

2. Отдельная область Вселенной, планета.

3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.

4. Объединённое по каким-нибудь. признакам человеческое общество, общественная среда, строй.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Внутренний мир человека. Мир увлечений.

Что такое “мир”
в словаре Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

1) Вселенная в ее совокупности.

2) Отдельная часть Вселенной; планета.

а) Земной шар, Земля со всем существующим на ней.

б) Люди, населяющие Землю.

в) Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на Земле.

а) Какая-либо сфера, область явлений в природе.

б) Совокупность явлений, предметов, окружающих человека.

5) Определенный круг явлений психической жизни (чувств, переживаний, представлений и т.п.).

Что такое “мир”
в словаре Д.Н. Ушакова Большой толковый словарь современного русского языка

мир

1. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира.

2. Отдельная часть мироздания, вселенной; планета.

3. Какая-нибудь отдельная сфера жизни или область предметов, явлений Звездный мир. Неорганический мир. Мир растений. Мир животных. Мир детской души. Чувственный мир.

Какие же аспекты жизни человека входят в это емкое понятие «мир»: мир детской души, мир ребенка, мир детства: игры, игрушки, книги, фильмы…

Для ответа на этот вопрос мною были использованы следующие методы исследования:

посещение библиотеки с целью знакомства с художественной литературой;

знакомство с фильмами из детства бабушек;

поиск информации в интернете;

проведено анкетирование 107 детей из 1 «А», 2 «В», 3 «А», 4 «Г» классов и их бабушек в количестве 89 человек.

Приложение 1

Практическая часть.

Во что играли наши бабушки

Мою бабушку зовут Головачева Зинаида Анатольевна. Когда бабушка была маленькой, она жила в селе Войново Тамалинского района Пензенской области. У нее было два брата. Она вспоминает как катала младшего брата в деревянной разноцветной коляске с деревянными колесами. Как любая девочка, она обожала играть в куклы. У ее куклы были пластмассовые ручки и ножки, а туловище было тряпичным и набито опилками. Еще она с подружками часто делала кукол из початков кукурузы. Волосы у этих кукол были длинные, и можно было делать разные прически.

Друзей у моей бабушки было много. Они любили играть в «Прятки», «Лапту», «Классики», «Краски», «Испорченный телефончик» и другие веселые игры. Зимой играли в снежки, катались с горки, катались на санках, на лыжах, на коньках. Бабушка вспоминает, что коньки были особенные: их привязывали к валенкам.

Игры современных детей совпадают с играми наших бабушек и дедушек. Бабушки играли в догонялки или по-другому в салки -7 % , в прятки -13% человека, в лапту – 32% ,казаки-разбойники – 11. Игры, которые предпочитают современные дети – это салки, прятки, классики. А любимые игры – компьютерные. Почти половина детей сидят за компьютерными играми и они для ребят находятся на первом месте. Дети играют и в спортивные игры. Двенадцать процентов опрошенных детей играют в хоккей и футбол, девять процентов играют в салки и 6% в казаки-разбойники.

Из таблицы видно, что никто из ребят не играет в такие игры как, городки, штандер, в которые играли наши бабушки.

Приложение 2

Чем лакомились бабушки в детстве

Бабушка рассказывает, что она, конечно, любила в детстве конфеты. Но самые вкусные воспоминания навеивает «постный сахар». Это лакомство готовили дома. Какао смешивали с сахаром, заливали молоком. После закипания добавляли сливочное масло. Варили примерно 20 минут. Выливали в смазанную маслом чашку и давали постоять, чтобы немного застыло. А потом ломали кусочками. Вкуснятина необыкновенная!

А еще одно из любимых домашних лакомств была пенка от топленого молока. Настоящее топленое молоко может быть только из русской печи с румяной пенкой. Для этого молоко долго томили в печи. Образовывалась золотистая корочка, которую обожали дети. А в молоко потом добавляли закваску и получалось очень вкусное кислое молоко. С блинами шло на ура!

Мы так же как и бабушки любим конфеты, мороженое. Но в отличии от бабушек внуки не считают лакомством халву, а бабушки в свою очередь не мечтали о пирожном и шоколаде.

Приложение 3

В комнате у моей «маленькой бабушки»

Когда моя бабушка была маленькой, было принято очень красиво заправлять кровати. Кровать была просто произведением искусства. Использовали подзоры и накидушки. Кровати были на ножках и для украшения под покрывало заправляли подзор. Подзор – это покрывало, которым заправляли кровать, с кружевным низом, вязанная декоративная деталь. А пуховые подушки клали одну на другую на кровать и покрывали тюлевыми накидушками.

На деревянном полу лежали длинные полосатые половики, причем лежали там, где обычно ходили. Еще во всех домах были круглые коврики, связанные из тряпичных ниток. Старая одежда резалась на тонкие полоски. Полоски ткани связывались и из полученного материала вязали крючком коврики. Перед уборкой коврики и половики собирали и выбивали на улице или стирали. Полы мыли и застилали чистыми половиками и ковриками. Такие коврики придавали уют дому.

Приложение 4

Что носили наши бабушки

В те времена было модно носить платье «татьянка». Это платье с облегающим верхом и широкой сосборенной юбкой. И платье «морячка» с широким воротником и галстуком. Очень нравилась бабушкам школьная форма с пионерским галстуком и белым фартуком.

А в школу модно было ходить с сумкой «балеткой». Эти сумки имели форму чемоданчика с закругленными углами и застегивались на два металлических замочка. Изначально они предназначались для хранения и переноски бальных туфель.

Сегодня дети предпочитают удобные джинсы, шорты и футболки. А в школу ходят с рюкзаком.

Приложение 5

Что читали наши бабушки

В детстве моя бабушка очень любила читать сказки. У нее было много-много книг с красочными картинками. А по вечерам по радио передавали радио-спектакли для детей. В школе ребята любили читать произведения о Великой Отечественной войне. Книги о жизни легендарного начальника дивизии, героя гражданской войны Николая Шорса. Книги о жизни легендарного полководца Василия Ивановича Чапаева. Любимая книга у моей бабушки была «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Эта книга о дружбе, об участии, о сопереживании. История о том, как обыкновенные мальчишки и девчонки взяли на себя заботу о тех, чьи отцы, братья ушли на фронт.

Среди моих одноклассников самой любимой оказалась книга Н.Носова «Незнайка на луне» и, конечно, как и у бабушек сказки.

Приложение 6

О чем мечтали наши бабушки.

Бабушки в детстве мечтали поскорее вырасти и стать учителем или врачом. Эти профессии во времена бабушек были очень востребованными. Учителей и врачей уважали и прислушивались к их мнению. Сегодня мечты ребят изменились. Дети хотят путешествовать, летать на самолетах и иметь домашних питомцев. Лишь немногие мечтают вырасти и стать учителем или врачом. Если у бабушек это было 50 % опрошенных, то у детей от 12% до 20%.

Приложение 7

Заключение

Подводя итог, можно заметить, что детство моей бабушки сильно отличается от моего, а в чем-то очень похоже.

У наших бабушек в детстве не было компьютеров, не было сотовых телефонов, они не могли общаться виртуально. Они дружили и встречались с друзьями во дворе, в школе, на улице, ходили друг к другу в гости. И это здорово! У них не было говорящих кукол с гнущимися ногами и руками, с огромным гардеробом. Зато на своих кукол они могли шить одежду сами, а это так интересно. Или даже куклу могли сделать своими руками. И получалась самая любимая кукла, которой больше не было ни у кого. И пусть наши бабушки одевались не так, как мы сейчас, читали другие книги, пели пионерские песни, больше любили пирожки, чем пирожное, детство бабушек и внуков очень похоже.

А похоже наше детство тем, что все дети любят играть, петь, танцевать, читать, есть сладости, шутить и верить в чудеса.

Детство – это лучшая пора, когда утром просыпаешься от того, что солнце светит в глаза, а с кухни доносится аромат готовящегося завтрака…

Приложение 8

Литература.

1.Большая книга игр и развлечений. / Сост. Т.Кедрина, П.Гелазония. Москва,1992.

2.С.С. Панков. Детские игры на свежем воздухе. Санкт-Петербург. Изд. «Тимошка». 1999.

3.Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.1997г.

4.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.

5.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986 .

Интернет -ресурсы:

Приложение 1

Анкета.

Проведено анкетирование 107 детей из 1 «А», 2 «В», 3 «А», 4 «Г» классов и их бабушек в количестве 89 человек.

Анкета «Мир детства наших бабушек»

Уважаемые бабушки, помогите, пожалуйста, своим внукам ответить на вопросы этой анкеты

1. Мою бабушку зовут _________________________________________________________________

3. О чем в детстве мечтала бабушка? _________________________________________________________________

4. В какие игры играла? _________________________________________________________________

5. Какие песни пела? _________________________________________________________________

6. Любимое лакомство бабушки _________________________________________________________________

7. Любимые книги детства _________________________________________________________________

8. Что носили бабушки_____________________________________________

9. Самое яркое воспоминание детства _________________________________________________________________

Итоги анкетирования «Мир детства наших бабушек».

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский педагогический колледж»

(филиал в г.Касимов)

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Детство наших бабушек

Выполнил: студент группы

Ефремов Вячеслав

Касимов 2017 г.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………......3

2. Актуальность проекта…………………………………………………………...5

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………….6

4. Аннотация проекта………………………………………………………………7

5. Этапы реализации проекта программы………………………………………...10

6. План мероприятий……………………………………………………………….11

7. Ресурсы………………………………………………………………………..…12

8. Риски и пути преодоления рисков……………………………………………..13

9. Выводы…………………………………………………………………………..14

10. Литература……………………………………………………………………..15

Приложение………………………………………………………………………..16

Введение

Алексей Плещеев «Внучка»

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду так же

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!

Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские сады, нянь и гувернанток. Сегодня, когда многие родители получили возможность пользоваться услугами частных детских садов, профессиональных нянь и гувернанток, бабушка оказывается столь же востребованной, как и раньше. Помощь бабушек, их опыт и поддержка могут оказаться неоценимыми, особенно если ребенок в семье первый. Молодым родителям важно все: и советы и возможность оставить малыша в надежных руках, если нужно куда-то уйти, а иногда и просто спокойное ободрение.

Для каждого ребенка бабушка, которая принимает участие в его воспитании, становится совершенно особым человеком. Создавая наш проект, мы надеялись, что наши воспитанники через прикосновение к истокам народного творчества испытают сильные эмоции, станут сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение бабушек с их внуками, обеспечит психологический комфорт.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы формирование у детей интереса к познанию истории своей семьи, важной роли семьи в жизни каждого человека, гордости за неё, любви и уважения к бабушкам и дедушкам, бережного отношения к пожилым людям.

Проектом предусмотрен объект исследования – жизнь в СССР до 1990г., предметом деятельности является - изучение детства, проведенного в СССР.

Актуальность проекта.

Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.

Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства.

Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.

В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.

Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?
Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи создания проекта.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Цель исследования: передача опыта от старшего поколения к младшему и изучение истории из первых уст.

Задачи:

Развитие продуктивного взаимодействия между поколениями;

Формировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям;

Ожидаемые результаты

1. Возможность более тесного общения с людьми пожилого возраста, осуществление связи поколений;

2. проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

Продукт:

1. Итоговое мероприятие «Секреты бабушкиного сундука»;

2. Фоторепортаж: «Бабушке - песню, дедушке – стих, много здоровья вам на двоих».

3. Оформление мини-выставки «Рукоделие наших бабушек».

Аннотация проекта.

1 октября отмечается международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года. Таким образом в этом году 25 лет этому празднику.

Название проекта: Проект «Детство наших бабушек»

География проекта: Проект реализуется по адресу: 391300, Рязанская область, город Касимов, МБОУ «СШ №7».

Стадия реализации: Проект находится на стадии разработки.

Вид проекта: Творческий, краеведческий

Продолжительность: сентябрь – октябрь (краткосрочный).

Участники проекта: дети 7-8 лет.

Руководитель проекта: Учитель начальных классов Трубилова Ж.Г.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. формирование нравственных качеств личности;

2. воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков;

3 . формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.

В соответствии с ФГОС НОО проект опирается на научные принципы его построения:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей младшего школьного возраста;

принципы дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у ученика начальной школы качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Ведущее место в системе нравственного воспитания детей занимает семья. Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего поколения.

В недалеком прошлом семьи были многоплановыми, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками, выполняли свои воспитательные функции, передавали знания и умения подрастающему поколению, чувствовали свою необходимость и значимость. В прошлом семья трудилась как единая производная ячейка.

Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Пословица гласит: «Семья крепка, когда крыша одна». Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими.

Родители, реализующие свои профессиональные интересы, занятые домашним трудом, или проведением времени у телевизора, меньше внимания уделяют своим детям.

Школьное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты.

Вопросы семейного воспитания рассматривались многими педагогами и психологами. Большой вклад в педагогику семейного воспитания внес А.С.Макаренко. Его положения о трудовом воспитании дошкольников, дисциплине, формировании привычек, об авторитете родителей, оказывают многостороннее влияние на воспитание детей в семье.

Популярностью пользовались книги для родителей Е.А.Аркина.

Большое значение уделял воспитанию детей совместно с родителями В.А.Сухомлинский.

Вопросы нравственного развития личности ребенка отражены в трудах психологов – А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, В.С.Мухиной, Е.В.Субботского и других.

Пути решения проекта:

учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного НОО;

оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта программы .

Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с «01» ноября по «30» ноября

Сроки

Подготовительно-проектировочный этап

- сбор информации об участниках проекта;

Проведение устного опроса у детей класса.

01.11. - 08.11

Практический этап

проведение совместных мероприятий между родителями, бабушками, детьми

09.11. - 16.11

Обобщающе - результативный этап

анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив данного проекта;

Итоговое мероприятие;

Обобщение опыта работы на родительском собрании класса.

17.11. - 28.11

Презентация проекта

Подготовка презентации проекта «Детство наших бабушек»

29.11. - 31.11

План мероприятий.

Форма проведения

«Физическое развитие»

- «Семья»

- «Во что играли наши бабушки и дедушки»

сюжетно - ролевая игра

Подвижная игра

«Социально-коммуникативное развитие»

Опрос составлен по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

«Куклы наших прабабушек»,

- «Секреты бабушкиного сундука»

Устный опрос

беседы

Тематическое мероприятие

«Познавательное развитие»

«Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».

- «Моя семья»

-«Моя куколка»

-«Сказки наших бабушек»

- «О чем мечтала бабушка, когда была как я»

- «Бабушки и дедушки, балуйте своих внуков»

дидактические игры

Составление генеалогического древа

Рассматривание и изготовление тряпичных кукол Сбор фотографий, материала по теме.

Оформление книжной выставки

Выставка рисунков

Фоторепортаж

«Художественно-эстетическое развитие»

- «Моя семья»

- «Моя семья».

Стихотворение Я. Акимова «Родня».

- «Ты мне, я тебе», «Составь семью», «А ты мне кто?»;

-«В чем наши бабушки ходили в школу»

Рисование Рассматривание семейных фото. Беседа

Чтение

Игра

Рисование

Ресурсы.

Информационные ресурсы

интернет – ресурсы:

https://interneturok.ru

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

библиотека;

игротека;

аудиотека;

фонотека.

Материально-технические ресурсы: ноутбук, проектор, принтер.

Финансовые ресурсы:

Финансирование проекта производится за счет муниципального и областного бюджета школы.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы НОО (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .

2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса ученика начальных классов.

Риски и пути преодоления рисков.

- совместные беседы с родителями и детьми о детстве старшего поколения (бабушек);

Организация итогового родительского собрания по реализации проекта «Детство наших бабушек»;

Индивидуальные поручения детям (с помощью родителей) по созданию фотовыставки;

Проведение дидактических игр с детьми;

Беседы с детьми по вопросам об истоках своей семьи.

Выводы.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы школьных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к прошлому своей семьи, русского народа в целом.

Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и он позволит не только познакомиться с историей своей семьи, но и даст толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов и родителей.

Литература.

    Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Издательство «Аркти», Москва, 2007 год;

    Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2006 год;

    Журнал «Дошкольное воспитание» // №9, 2008 год;

    Журнал «Мурзилка» // 2005 год;

    Журнал «Цветной мир» Институт художественного образования Российской академии образования. №2, 2012 год;

    Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. «Ребенок и право» ИПКПРО, Ульяновск, 2005 год;

    Косарева В.Н. «Народная культура и традиции». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 год;

    Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Издательский дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера». Москва. 2009 год;

    Соломенникова О.А. «Радость творчества». Издательство Мозаика – Синтез. Москва. 2008 год;

    Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Творческий центр Сфера. Москва 2012 год.

Приложение 1.

На начальном этапе для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных традициях и т.д. была проведена диагностика путем устного опроса, наблюдений за детьми, познавательных бесед, которая была составлена по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Проводился опрос:

Что такое семья?

Какая бывает семья?

С кем ты живешь?

Как зовут твоих маму и папу?

Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Кто кому мама?

Кто кому сын (дочь)?

Для мамы ты кто?

А для бабушки?

Для брата (сестры)?

Кто о тебе заботится?

Как ты заботишься о других?

Где работают твои родители?

Как называются их профессии?

Что такое «род», «родословная», «предки»?

Как вы отдыхаете?

Как вы проводите праздники?

Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».

Тищенко Алевтина
Проект «Вот какие наши бабушки и дедушки»

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «Вот какие наши бабушки и дедушки»

Актуальность.

Пожилой человек, это вовсе не старый,

Это значит, он пожил, мудрость обрёл.

Просто может быть так., немного усталый,

Ведь всегда за собой молодёжь вперёд вёл.

От души он делился опытом, знаньем,

Помогал нам советом, примером своим.

Так примите от нас «спасибо» с признаньем,

За ваш труд бескорыстный на благо страны!

Этот день отмечает, не только Россия.

В этот день славим всех, пожилых, мы людей,

И желаем вам старости только счастливой!

Быть здоровыми, полными новых идей!

"Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать при здравом уме и ослабленном теле?"

(Цицерон Марк Туллий)

Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже невозможной. Нам кажется, что мы будем всегда молоды, но…Жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой - то момент человек начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек.

Для человека здорового, бодрого, полного сил, старость - понятие относительное. И в преклонном возрасте можно принести много пользы обществу и себе, если жить полнокровно. И не слушайте тех, кто говорит, что если вам за, то время упущено. Избежать старости нельзя, но и поддаваться, не сопротивляясь, не стоит Человек в силах отодвинуть ее на один другой десяток лет. Одни ощущают старость в 40 - 50 лет, другие и в 80 чувствуют себя молодыми. Все зависит только от нас самих. Учиться рациональному образу жизни не поздно в любом возрастном периоде.

День пожилого человека

Это добрый и светлый праздник, в который мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня, т. к. он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилых людей, существующим в современном обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей, а также проблеме демографического старения общества в целом.

Согласно данным мировой статистики, наше общество неизбежно стареет. Так, в 2002 году на десять человек приходился один шестидесятилетний, а к 2050 году это соотношение будет составлять уже один на пятерых. Ожидается, что треть населения мира к 2150 году будут составлять люди старше шестидесяти лет.

Нужно отметить, что изначально проблемы старения населения были актуальны исключительно в развитых странах. Но в настоящее время они волнуют и правительства развивающихся стран.

В этот день в центре внимания должны находиться проблемы пожилых людей: интересы одиноких пенсионеров, пожилых инвалидов и малообеспеченных пожилых граждан нашей страны. Традиционно большое внимание уделяется вопросам оказания им медицинской, материальной и социально-бытовой помощи.

Цель проведения Дня пожилых людей

Привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, к проблеме демографического старения общества в целом, а также к возможности улучшения качества жизни людей преклонного возраста.

Возраст : 6 -7 лет.

Цель : Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Задачи :

Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям (бабушкам, дедушкам, тётям, дядям и т. д.);

Развитие коммуникативных навыков общения, связанной речи, умение анализировать, устанавливать родственные связи, творческих способностей;

Знакомство с историей возникновения праздника, углубление знаний о своей родословной, ориентировка в пространстве (справа, слева).

Тип проекта : практика - ориентированный.

Реализуемые мероприятия.

Тематические занятия (интегрированные: П., К., Х т-во, Т.)

История праздника «День пожилых людей»

«Моя дружная семья» (картина «Семья», рассказы о семье)

«Бабушка (дедушка) - мой лучший друг» - ИЗО д-ть.

«Моя родословная»

ОД ситуативные разговоры :

Как мы вместе отдыхали?

Как вы помогаете близким? (Игра «Хорошо - плохо»)

Игры - путешествия : «В деревню к бабушке»

Просмотр мультфильмов :

Репка - р. н. с.

Колобок - р. н. с.

Как у бабушки козёл - р. н. с.

Самое дорогое - р. н. с.

Курочка ряба - р. н. с.

Было у бабушки сорок внучат - А. Барто.

Морозко - р. н. с.

Бабушка Метелица - р. н. с.

Дед Мазай и зайцы - Н. Некрасов.

Встречайте бабушку - А. Курляндский.

Чтение художественной литературы :

Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».

«Волшебное слово» В. Осеевой.

«Дедуля» Т. Боковой.

«Бабушкины руки» Льва Квитко;

«Бабушка» Агния Барто)

«Бабушкин халат» Михаил Садовский

«Дедушка» Е. Дюк

«Моя бабуленька» Ольга Чусовитина

«Вместе с бабушкой» Наталья Майданик

«Мой дедуля» А. Чурбанова

«Моя бабушка» Наталья Майданик)

«Моя бабушка» Р. Рождественский

«Очень бабушку люблю!» Тамара Маршалова

Игры :

«Похвали бабушку, дедушку»

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

«Нравственная делема»

Игры соревнования .

Педагогические игровые ситуации :

«Бабушкины (дедушкины) помощники»

«Бабушка (дедушка) заболела»

Сюжетно - ролевая игра «Семья».

П/и «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Работа с родителями :

Сбор фотографий, материала по теме.

Конкурс рисунков «Моя любимая бабушка. Дедушка».

Фотовыставка «Моя дружная семья», «Традиции моей семьи».

Итоговое мероприятие : Праздник «Любимым бабушкам и дедушкам посвящается»

Ожидаемый результат : Формируется чувства сопереживания, дети статут добрее, возникнут добрые чувства к людям преклонного возраста, углубят знания о своей родословной.

Публикации по теме:

Конспект занятия (аппликация) в средней группе к Дню пожилого человека «Цветы для бабушки и дедушки» Аппликация в средней группе на тему «Цветы для бабушки и дедушки». Занятие посвящено празднику «Пожилого человека».Воспитатель Копылова.

Концертно - развлекательная программа ко Дню пожилых людей Сценарий праздника «Здравствуйте, бабушки и дедушки!» Концертно - развлекательная программа ко Дню пожилых людей Сценарий праздника «Здравствуйте, бабушки и дедушки!» Составитель ТИХАНОВИЧ.

Вчера, к большому своему удивлению, прочитала в блоге Елены Ксеник о том, что с 2009 года 28 октября в России отмечают праздник бабушек.

Сценарий праздника ко Дню пожилых людей «Бабушки и дедушки - наши лучшие друзья» Сценарий праздника «Бабушки и дедушки – наши лучшие друзья» в разновозрастной группе (филиал, посвященный Дню пожилых людей Роли: ведущий,.

Сценарий семейного праздника в подготовительной группе «А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки» в рамках Дня пожилого человека Сценарий семейного праздника «А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки!» /в рамках Дня старшего поколения/ 1Ведущая. Здравствуйте дорогие друзья.

Сказка на новый лад «Огород бабушки Лукерьи и дедушки Фомы» Сказка на новый лад «Огород бабушки Лукерьи и дедушки Фомы» Жили - были бабушка Лукерья дедушка Фома. Жили, поживали у них Лошадка, Корова,.

Проектно-исследовательская работа

МОБУ «Комаровская СОШ им. В.М. Устиченко»


Альмухамбетова Ариана

Руководитель проекта:

Муканова Роза Сапаргалиевна


Введение

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и наши бабушки и дедушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

В год СЕМЬИ ребята 3 класса решили собрать коллекцию игр, в которые играли их мамы и папы, дедушки и бабушки… А затем научить этим прекрасным забытым играм своих сверстников.


« Забытые игры наших бабушек» .

Цель работы:

  • Изучить подвижные игры

наших бабушек.


« Забытые игры наших бабушек»

Задачи:

  • Провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек;
  • Выявить, в какие игры любят играть наши сверстники и в какие игры играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки;
  • Изучить литературу по данной теме, найти необходимую информацию в сети Интернет;
  • Выпустить сборник, в которые войдут все изученные нами игры;
  • Разучить с одноклассниками новые игры.

Объект исследования: люди

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.

Методы исследования:

1.Подбор и изучение материала по теме.

2.Опрос в форме анкетирования родителей и бабушек.

3.Опрос в форме анкетирования учащихся 3-4 классов


Игры наших сверстников

Анкетирование наших сверстников:

  • Любишь ли ты играть?
  • Твои любимые игры?
  • Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?

Игры наших сверстников

Название игр.

Кол-во человек

Любимая игра

Дочки - матери

Классики

Догонялки

Компьютерные игры

Футбол, хоккей

Пионербол

Волейбол

Шашки, шахматы


Выводы:

Проанализировав результаты, мы выявили, что у половины детей любимые игры – компьютерные.

А жаль!

Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки . Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух.

Радует, что наши мальчики любят спортивные игры – футбол, хоккей, пионербол, волейбол.



Игры наших родителей и бабушек

Название игр.

Мамы и папы

Бабушки и дедушки

Казаки-разбойники

Хоккей, футбол

Дочки – матери

Классики

Выжигало

Резиночка

Гуси-гуси




Выводы:

Наши родители, бабушки и дедушки, как и мы, любили играть в спортивные игры, шашки, шахматы и карты. Мамы любили играть в куклы, как и наши девочки.

Главное отличие мы видим в том, что во времена детства наших бабушек не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижные игры, чем наши сверстники.



Чтобы собрать ребят играть,

Нужно громко прокричать

"зазывалочку".

Например, такую:

Кто будет играть в интересную игру? А в какую - не скажу! А потом не примем, за уши поднимем. Уши будут красные,

до того прекрасные.

Или вот такую:

Тай-тай, налетай, в интересную игру Всех принимаем и не обижаем, А кто опоздает - в небо улетает.



Чтобы выбрать ведущего справедливо, нужно просто посчитаться. Выбирай считалку по своему вкусу:

Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили. Не считать, не писать, Только по полу скакать.

Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты.

Котик шёл по лавочке, Раздавал булавочки. Сядет на скамеечку - Раздаёт копеечки: Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать!

Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Вася – ясень, Слава – сливу, Клава – клен… Ты старался – оставайся! Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН!

Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире; Чай пили, Чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить, Тот и будет водить!

Гномик золото искал! И колпак свой потерял! Сел, заплакал, - как же быть?! Выходи! Тебе водить!

Из архива семьи Паскаль Елены



Девочки- принцессы.

Мальчики разбиваются по парам. Мальчики покрепче –кони, мальчики полегче играют рыцарями. Начинается турнир рыцарей. Мальчики рыцари садятся на своих коней и вступают в схватку, то есть свободной рукой рыцарь старается поймать руку другого рыцаря и повалить.

Турнир продолжается до того момента пока на седле не останется один рыцарь- победитель. Победитель из числа принцесс выбирает королеву.

Игра из архива семьи Дмитриенко Ильи


На площадке чертят две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это - дорога. Сначала выбирают ведущего, который назначается Светофором. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он берется за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же нужного цвета на игроке нет, он быстро перебегает на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится «светофором».

Игра из архива семьи Белова Тимофея


старт

На площадке отчерчиваются на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии – «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, на финише, спиной к ним, находится водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, кто первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.


Игра из архива семьи Ахметкалиевой Екатерины

Игра состояла в том, что один человек должен забраться на гору. Другие дети были в низу. Потом они должны были подняться на эту гору. Кто первый заберётся и столкнёт царя с горы, тот и будет победитель эта игра всем нравилась. Дети кувыркались, веселились и даже когда был сильный мороз, ребята не замерзали, потому что все двигались.


Играют не меньше 2 человек. Говорят: «Вы поедете на бал?» Нельзя отвечать нет или да. Потом ведущий задает другие вопросы(что вы оденете на бал или какая будет карета…) Нельзя в ответах употреблять слова: ЧЁРНОЕ, БЕЛОЕ.

Итак: «Да и нет не говорите,

Чёрного, белого не носите…

ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ?»

Будьте внимательны. Если скажете запрещённое слово, выйдите из игры. Надо играть очень - очень быстро. Выигрывает тот кто останется последним.

Игра из архива семьи Листопад Ирины


Один из игроков назначался «монахом», еще один – «продавцом», все остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». «Краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Монах» подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» «Монах» называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала. «Монах» пытался поймать краску. Пойманная «краска» становилась «Монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась.

Игра из архива семьи Малого Филиппа


Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар:

«Я знаю пять имен девочек:

Маша – раз, Ира – два…»

И так до пяти.

Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.


Игра из архива семьи Жулдаякова Багдата

Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2–4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет – отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся – возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.


Игра из архива семьи Ирмагамбетовой Алтынай

Дети становятся в круг. Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом: «Один!» Дальше мячиком перебрасываются молча, считая броски про себя до десяти. Тот игрок, кому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того, чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривая громко: «Одиннадцать!» Если «одиннадцатый» игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках. Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им «провинившегося» игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если же нет – игрок присоединяется к «штрафникам». Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч об землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.


Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем .

Игра из архива семьи Малькановой Анны


Игра из архива семьи Миллер Натальи

Все игроки садятся на скамейку и складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников – удержать его на скамейке. Удалось вскочить – стал ведущим. Нет – ведущий остается прежний.


Дети должны встать в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают вокруг круга. Тот, кто убегает, может спастись от погони. Для этого нужно быстро встать к любой паре третьим перед первым игроком пары. Тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим. Теперь он должен должен убегать от погони. Если догоняющий дотронется до убегающего, то они меняются ролями.


УГАДАЙ ЧИСЛО

Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая:

«Дети бегали по школе

и считали этажи.

Раз, два, три, четыре,-

расставляйте ноги шире.

Угадаешь ты число,

Будешь - Во!»

На последнем слове все останавливаются, при этом расставив ноги. Теперь по очереди каждый называет число и начинает соединять ноги не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки - при этом считая каждое движение, если число совпадает с названым, игрок остается в игре, если нет - выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками.

Игра из архива семьи Аданая Лали


Игра из архива семьи Реверчук Апгелины

Играют несколько детей. Выбирается один или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих:

«Путаница, путаница, распутай нас!»

Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг), не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили «путаники».


Игра из архива семьи Сабировой Карины

Надо встать в круг, и перебрасывать мяч друг другу. Задача "собачки" - завладеть мячом. Потерявший мяч сам становится "собачкой".

Один из игроков становится садовником, остальные выбирают себе название любого цветка и только на него откликаются. Садовник начинает игру: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме... (называется временное имя любого из игроков, например «лилия»). Лилия должна тут же отреагировать словом: «Ой!» А Садовник отвечает: «Что с тобой?» Лилия говорит: «Влюблена» Садовник отвечает: «В кого?» Лилия говорит: «В тюльпан» . Теперь диалог ведут лилия и тюльпан. Тюльпан: «Ой» ... и т.д., Если игроки ошибаются (сделал большую паузу, отозвался на чужое имя, не откликнулся на свое или забыл " имена " цветов), то они отдают "фанты«(это какая-то личная вещь), которые потом разыгрываются. И снова игру начинает садовник. Играют до тех пор, пока не наберётся какое-то количество фантов.

Фанты разыгрываются так:

один достает фант, другой (отвернувшись) назначает задание хозяину фанта, которое тот должен выполнить, чтобы получить вещь обратно (спеть, рассказать стишок, прокукарекать, попрыгать на одной ножке и т.д., зависит от фантазии).

А еще в эту игру можно играть на выбывание.


Игра из архива семьи Альмухамбетовой Арианы

Ведущий прячет небольшой предмет, который игроки должны найти. При этом ведущий помогает узнать местонахождение предмета словами: холодно, холоднее, теплее, горячо, совсем жарко и т.д. Чем ближе игроки подходят к месту, где спрятан предмет, тем становится теплее, горячее, жарче … И наоборот, чем дальше от предмета, или потерян ориентир , тем погода становится прохладней, холоднее, морознее … Кто первый нашел предмет, тот становится ведущим.



Игра из архива семьи Мукановой Р.С.

ЭТО большое?

Это живой предмет?


Игра из архива семьи Ролдыгина Александра

Один ребенок изображает курочку. Ему на одежду цепляют бельевые прищепки, и он начинает бегать. Другие игроки «общипывают» «курочку»,

сдергивая прищепки.

Тот, до кого курочка дотронется, в следующий раз,

сам становится курочкой .



На площадке рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков. Ведущий обходит домики, собирая игроков в цепочку и уводит их подальше, при этом рассказывая куда их ведет: «Пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили… (а дальше фантазия детей). Затем следует неожиданная команда "по домам" в любом месте рассказа.

После команды: "по домам" - все бросаются обратно к домикам. Тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Эта интересная игра развивает внимание и реакцию.


  • Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!
  • На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.



Выводы исследования:

В ходе исследования мы узнали различные игры наших родителей, бабушек и дедушек и их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и будем дальше разучивать их на уроках физической культуры и на переменах.

В мире компьютеризации оставим место для учебы.



Ты на небо посмотри -

Сколько круглых радуг там.

Это мыльные пузыри

Радуются всем цветам.

Данченко Маргарита


Выйдем мы во двор опять,

Чтобы в прятки поиграть.

Чтоб побегать, порезвиться

Хорошо повеселиться.

Оленька играет в прятки. Где искать ее, ребятки? Заглянули под кровать Под кроватью не видать. «Где ты, Оля, далеко ли? Мы соскучились без Оли!» И за дверью Оли нету, И не видно за буфетом, И на кухне под столом Олю тоже не найдем. Оля прячется за креслом: «Нет, играть неинтересно. Вдруг забудут, не найдут?» «Где ты, Оленька?» «Я тут!»

Данченко Маргарита


Играть не устать, не ушло бы дело.

***

Играет (забавляется), как дитя.

***

У наших у ворот всегда хоровод.

***

Делу время, потехе час.

***

В игре да в дороге узнают людей.

***

Стоит выиграть, чтоб не бояться проиграть.



  • Играть всем, кто хочет.
  • Бегать.
  • Веселиться.
  • Придумывать свои игры.
  • Менять правила игры в начале.
  • Получать удовольствие от игры.

  • Договариваться в игре.
  • Придерживаться правил игры.
  • Уважать игроков и даже соперников
  • Соблюдать технику безопасности.
  • Играть на специальных площадках.
  • Учиться проигрывать и выигрывать.

  • Играть на дороге или возле нее.
  • Применять силу.
  • Обижать.
  • Обзываться.
  • Заставлять играть.
  • Зазнаваться.


Альмухамбетова Ариана.

  • Игра.
  • Командная, быстрая.
  • Собирает, мирит, объединяет.
  • Я люблю придумывать игры.
  • Это хорошо!!!

Дмитриенко Илья

  • Игра.
  • Дружная, веселая.
  • Бегаем, прыгаем, думаем.
  • Я играю с друзьями.
  • Весело!!!

Белов Тимофей

Реверчук Ангелина

  • Игра.
  • Разумная, интересная.
  • Радует, веселит, объединяет.
  • Игра учит нас договариваться.
  • Нужно!!!
  • Игра.
  • Веселая, интересная.
  • Сдруживает, объединяет, веселит.
  • Я люблю новые игры.
  • Весело!!!

Жулдаяков Багдат

  • Игра.
  • Интересная, дружная.
  • Бегаем, дружим, придумываем.
  • Я очень люблю играть!
  • Здорово!!!

Листопад Ирина

  • Игра.
  • Веселая, энергичная.
  • Договариваемся, дружим, не ссоримся.
  • Не играй на дороге!
  • Люблю играть!!!

ИГРОВОЙ АЛФАВИТ

А панас»

Б арби,бадминтон, баскетбол, бита

« В ышибала», ворота,

« Г ородки», «Горячая картошка», горка,

« Д очки-матери», «Догонялки», домино,

« Е ралаш»

« Ж мурки»

З агадки, зазывалки, «Змейка»

« И спорченный телефон», игры на внимание

К ости, «Кошки-мышки», «Классики», карты, конструктор

Л ото,

М яч, машинки, «Морской бой», «Море волнуется…»

Н арды,

« О диннадцать»

« П рятки», посудка, «Пекарь», «Пятнашки», «Путанница»


« Р олики, резиночки,

С читалочка, «Светофор», «Садовник», «Собачка», скакалка

« Т ретий лишний»,

У личные игры,

Ф утбол, фишки

Х оккей, «Ход конем»

« Ц веты и садовник»

« Ч ай, чай – выручай!», «Числа»

Ш ашки, шахматы, шайба, шарады

Щ елбан

Э лектронные игры, эстафеты.

Ю ла,

« Я знаю 5 имен»,

Ребята, помогите продолжить игровой алфавит!


Глава I Зазывалочки………………..…. Стр.

Глава II Считалочки…….………………. Стр.

Глава III Игры……………………………. Стр.

Глава IV Стихи про игры…….……..….. Стр.

Глава V Про то, что можно и нельзя….. Стр.

Глава VI Мы и игры………………………. Стр.

Глава VII Отзывы…………………………. Стр.


  • Ахметкалиева Екатерина
  • Белов Тимофей
  • Дмитриенко Илья
  • Жулдаяков Багдат
  • Ирмагамбетова Алтынай
  • Листопад Ирина
  • Мальканова Анна
  • Миллер Наталья
  • Реверчук Ангелина
  • Ролдыгин Александр
  • Муканова Роза Сапаргалиевна
  • А также при участии родителей класса, которые вспомнили игры своего детства и рассказали нам о них.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  • Девочка, играющая в классики http://belosvetik.narod.ru/klassiki.jpg
  • Мишка за деревом http://img.liveinternet.ru/images/attach/1/4515/4515335_292.jpg
  • Девочка с мыльными пузырями http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/364/39364979_Puzyri.jpg
  • Детская площадка http://www.pcarlo.ru/products_pictures/street_logo.jpg
  • Гномик http://m.foto.radikal.ru/0706/fb/c2f32d160a18.jpg
  • Фото – колечки http://prazdnik.by/forum/viewtopic.php?p=552421
  • Фото бегающих детей http://img-fotki.yandex.ru/get/28/natalyalekseevna.2/0_1b6cc_ef269028_XL
  • Пословицы взяты со страницы http://www.aphorism.ru/dal/154.html
  • Дама и кавалер на балу http://dominatrix.clan.su/_fr/6/9399332.jpg
  • Мяч http://s52.radikal.ru/i136/0901/a4/d318df269036.png
  • Рыцарь http://www.dostavka.ru/i/files/images/upload-1226868271.jpg

  • Ладошки, слайд 1 -
  • Рамка с мышатами http://www.photoshopchik.ucoz.ru/Ramka/detskie/---------hg.jpg
  • Рамка с папуасиками
  • Рамка с бабочками http://i051.radikal.ru/0811/1d/ec9306148c0e.jpg
  • Рамка с мишками http://s50.radikal.ru/i129/0902/ab/ba0db701a275.jpg
  • Рамка с 4-мя мишками http://i042.radikal.ru/0810/1a/7b9c704a5a5a.jpg
  • Рамка с пчелками http://www.photoshopchik.ucoz.ru/Ramka/detskie/nbdkha.jpg
  • Рамка с детьми возле дерева http://www.photoshop-master.ru/adds.php?subrub=58
  • Девочка с сачком http://www.razumniki.ru/images/articles/fizicheskoe_razvitie/podvignie_igry.jpg
  • Светофорик http://www.avtosreda.ru/userimages/news/2009_05/18_6.jpg

Детство наших бабушек familyr_style wrote in April 5th, 2012

текст: Вероника Бердина

Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир - из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.

Однако это возможно. "Летидор" поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.


Фото: Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.

Мои собеседницы - жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.

Детские радости

«Детство у нас точно было самое обычное», - начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.

Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь - вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку - получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.

Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье - удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась - признается она. - Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».

Таких кукол шили наши прабабушки

Будни

Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.

С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот - очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, - говорит - было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.

Сладости

В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые - собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.

Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».

У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.

Школьный класс 20-е годы

Образование

20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.

Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, - рассказывает Зинаида Серафимовна. - Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».

Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре - лопату, средней - метлу, а младшей - что полегче, веник. Воспитывали в строгости.

Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! - говорит, - все так жили!».

Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.

Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. Дома - простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.

«Посмотрите вокруг, - говорит Зинаида Серафимовна, - сегодня все жалуются, что бедно живем. А ведь теперь у нас все есть! Сейчас вот внук приедет стиральную машину подключать. Могли мы когда-то о таком мечтать?»

Крестьянская семья, 20-е годы

Развлечения

Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.

Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.



Рассказать друзьям