Патронажные семьи. Что такое патронатная семья и как оформить договор

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Патронатная семья в РФ явление достаточно новое, по этой причине возникает ряд непонятных моментов.

В России сегодня работают несколько институтов по устройству детишек в семьи: опека, усыновление и патронат. Усыновить или взять под опеку можно малышей, зарегистрированных в базе сирот.

Но не все детки, нуждающиеся в поддержке посторонних, попадают в реестр, то есть, их нельзя усыновлять или опекать. В отношении таких детей разработана специальная процедура – патронат .

Вы спросите: патронатная семья что это такое? Это временное убежище детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, где профессионалы за ними присмотрят, а государство обеспечит всем необходимым.

Краткий экскурс в историю

В словаре В.И.Даля понятие «патрон» определяется как защитник, заступник, покровитель. Это понятие пришло к нам из эпохи правления Екатерины Великой: в то время было принято защищать и опекать сирот.

Во времена военных баталий население теряло в численности, и естественно, многие семьи оставались без отцов, а то и вовсе дети теряли родителей. Сироток брали под крыло и дворяне, и купцы, и селяне.

Яркий пример патроната – действия простых людей во время Великой Отечественной: народ сплотился настолько, что все, кому позволяли условия, принимали к себе детей, чьи родители воевали или погибли.

В современной России официальный патронат стартовал в 1994 году в Москве на базе 19-го детдома.

Где действует патронат

В законе об опеке сказано, что патронат это одна из форм устройства ребенка в неродную семью. Больше этот термин в федеральных законах никак не раскрывается. На сегодня нет общего российского закона, регламентирующего процедуру патроната, но в Семейном кодексе закреплено право каждого региона расширять социальную сферу путем разработки местных законов, не противоречащих федеральным.

Так некоторые регионы самостоятельно издают местные законы о патронате и включают в административную структуру дополнительные отделы – службы патроната . На сегодня из 85 субъектов России 42 уже регламентировали процедуру патроната:

  • создали дополнительные социальные службы;
  • разработали и ввели в действие профильные правовые акты.

Законы в разных регионах могут различаться по содержанию, но цель у них одна – создать нормальные условия для развития и воспитания деток, которых нельзя усыновить или передать в приемные семьи.

Здесь мы рассмотрим патронатную систему на примере закона Московской области №77/2003-ОЗ.

Что такое патронат


Усыновить или передать под опеку можно только деток до 18 лет, которые занесены в официальную базу сирот
(здесь к сиротам приравниваются и те, чьи родители живы, но родительские обязанности не исполняют).

Если малыша временно изъяли из родной семьи, его нельзя передавать ни усыновителям, ни приемным родителям. Но можно оформить патронат: взрослый, который хочет помочь ребенку, принимает его к себе в семью, пока дела кровных родителей не наладятся. Этот вид патроната – патронатное воспитание.

А теперь вопрос: вы задумывались над тем, почему у нас запрещено продавать крепкий алкоголь гражданам младше 21 года? Отчасти, чтобы молодежь не спивалась. Но не только по этой причине: законодатели верно считают, что 18 – 20-летние пока не вполне взрослые граждане, отдающие себе отчет .

Молодые люди в этом возрасте только-только вступают во взрослую жизнь, перенимают опыт старших, строят модели семьи. А кто подскажет, как быть взрослым, если человек все детство провел в детдоме? Он не знает, какими должны быть нормальные семейные отношения, не умеет планировать бюджет.

А так как выпускники соцучреждений уже совершеннолетние, опека и усыновление исключены . Но есть люди, которые готовы принять их в свою семью или регулярно навещать: показать, что такое семья, как сохранять отношения, как зарабатывать, как тратить деньги, как быть взрослым. Этот вид патроната называется постинтернатным.

Есть еще социальный патронат. Это тот случай, когда ребенок живет в семье, но нуждается в дополнительной опеке взрослых. В службы патроната принимаются люди, желающие помогать таким семьям в поддержке и воспитании детей.

Важно. Патронат не устанавливается в отношении детей, которые переданы под опеку или попечительство.

Патронатное воспитание

Патронатное воспитание – это определенный период жизни ребенка, когда он живет в чужой семье. Причинами передачи под патронат могут быть обстоятельства, при которых оба или последний родитель:

  • умер;
  • лишен или ограничен в правах;
  • лишен свободы;
  • признан недееспособным;
  • признан без вести пропавшим;
  • тяжело заболел;
  • не заботится о ребенке, не воспитывает его или находится неизвестно где.

Понятно, что эти обстоятельства могут быть временными, поэтому и патронат временный: не дольше полугода. Если обстоятельства не изменятся, патронат можно продлить.

Внимание. Патронатному воспитателю могут доверить не больше трех деток, если на воспитание передаются братья и сестры, их может быть и больше. Кстати, родственники поселяются к одному воспитателю.

Постинтернатный патронат

Патронируемые – это выпускники детдомов и интернатов из числа сирот в возрасте от 18 до 23 лет. Патронатный воспитатель регулярно обязан навещать воспитанника, содействовать ему в вопросах вступления во взрослую жизнь.

Внимание. В крупных городах стали выделять специальные квартиры, в которых живет воспитатель с воспитанниками. В этом варианте воспитателю может быть доверено до пяти воспитанников. Если этот опыт окажется положительным, то его повторят и в других городах.

Социальный патронат

Когда в семьях возникают проблемы, им на помощь может прийти патронатный воспитатель, который не меньше трех раз в неделю будет навещать семью, помогать воспитывать ребенка, разрешать социальные вопросы. Назначить воспитателя могут патронатные службы, если выяснятся обстоятельства:

  • родители не справляются с воспитанием;
  • один из родителей тяжело заболел, а второму тяжело справляться с ребенком.

Такая форма патроната позволяет доверять воспитателю до пяти воспитанников.

Патронатные службы

Все социальные службы, занимающиеся вопросами детства, действуют под эгидой местных департаментов образования. Так в департаменте может быть организован отдел опеки. А патронатная служба организуется, как структурное подразделение опекунского совета, или как самостоятельный отдел .

То есть искать эти службы нужно в местной администрации. В некоторых регионах отделы патроната функционируют на базе перепрофилированного интерната или детдома.

Служба патроната выполняет задачи:

  • ведет реестр детей, нуждающихся в патронате;
  • ведет учет кандидатов, желающих быть патронатными воспитателями;
  • обучает кандидатов профессионально воспитывать детей;
  • организовывает передачу детей воспитателям;
  • поддерживает и контролирует патронатные семьи.

Поддержка выражается в предоставлении социальной, юридической, психологической и финансовой помощи .

Договорная основа патроната

Патронатный воспитатель в обязательном порядке подписывает договор с опекунским советом . В договоре прописываются условия:

  • как должен содержаться, воспитываться и получать образование воспитанник;
  • какие полномочия имеет воспитатель в вопросах защиты прав ребенка;
  • какие документы передаются воспитателю;
  • какие права и обязанности есть у воспитателя и опекунского совета;
  • на какой срок передается воспитанник;
  • сколько денег будут платить за патронат;
  • как будет контролироваться патронатная семья;
  • за что и в какой мере отвечает воспитатель и опекунский совет.

Важно. Договор о социальном патронате подписывается между воспитателем, родителями ребенка и соцзащитой.

Что такое патронатная семья

Законные требования к кандидатуре патронатного воспитателя ничуть не лояльнее тех, которые предъявляются к потенциальным усыновителям или опекунам.

Исключение лишь одно : при постинтернатном или социальном патронате, когда воспитанник не живет у воспитателя, не имеет значения доход кандидата, характеристика личности супруга и условия жилья.

Так воспитателями не смогут стать :

  • не россияне;
  • несовершеннолетние;
  • ограниченно или полностью недееспособные (по суду);
  • лишенные или ограниченные в родительских правах;
  • лишенные статуса патронатного воспитателя, усыновителя или опекуна (по своей вине);
  • нигде постоянно не прописанные;
  • судимые (если судимость не снята).

Кроме того, жилищные условия патронатной семьи не должны угрожать здоровью и жизни воспитанников (жилье не должно быть аварийным или запущенным). Это условие относится только к тем кандидатам, которые намерены поселить воспитанника у себя.

Чтобы стать патронатным воспитателем, нужно встать на учет в опекунском совете . А если вы хотите позаботиться о бывшем детдомовце, обращаться нужно в соцзащиту. Обязательные документы для постановки на учет:

  • паспорт или временное удостоверение (плюс копия);
  • справка с работы о должности и зарплате (или декларация, заверенная в налоговой);
  • выписка из домовой книги и документы на жилье (только для оформления патронатного воспитания, но не постинтернатного и социального);
  • медсправка о состоянии здоровья;
  • справка из ОВД об отсутствии судимости.

После приема документов и написания заявления кандидат заносится в базу потенциальных патронатных воспитателей. Теперь воспитатель может принимать воспитанников из базы патронатной службы.

Но перед тем, как ребенка передадут воспитателю, его подготовят специалисты :

  • воспитателя и воспитанника познакомят;
  • расскажут о том, где, как и сколько времени он будет жить;
  • если ребенок старше 10 лет, у него спросят согласие жить у конкретного воспитателя.

Важно. При этом ребенок хоть и будет жить у воспитателя, но числиться он будет как воспитанник детского дома .

Патронатная семья выплаты

Каждый регион самостоятельно устанавливает суммы выплат за патронат , в зависимости от состояния бюджета.

В Московской области предусмотрены такие пособия:

  • на ребенка выплачиваются положенные алименты, все ежемесячные пособия и пенсии, на которые он имеет право (патронируемый по статусу приравнивается к сироте и пособие платится в размере трех минимальных зарплат, за расходование этих денег воспитатель должен отчитаться документально);
  • за каждого воспитанника каждый месяц платят по 5000 рублей (и 7500 за ребенка-инвалида);
  • при социальном и постинтернатном патронате за каждого воспитанника платят по 1000 рублей в месяц.

Контроль

Патронатных воспитателей контролируют специалисты опекунского совета
или патронатной службы. Четкие сроки проверок жизни воспитанников не установлены, прописано только, что комплексные проверки должны проводиться ежегодно.

В принципе, условие о проверках должно быть прописано в договоре патроната , а именно:

  • в каких числах и как часто инспектор может навестить воспитателя;
  • какие отчеты, в какие сроки и в какой форме воспитатель обязан предоставлять опекунскому совету.

В заключение совет тем, кто решил стать патронатным воспитателем, опекуном или усыновителем: чтобы понять четко, патронатная семья что это такое, нужно представить взаимодействие составных частей патроната. Профессионально обученные воспитатели могут заменить воспитаннику на некоторое время родителей, а государство поможет финансово, физически и морально.

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).

Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Социальный эффект от внедрения патронатного воспитания

Положительными социальными эффектами от патронатного воспитания являются:

воспитание детей в семье с приобщением к семейным ценностям

готовность детей к самостоятельной жизни

    выросшие дети лучше интегрированы в социум

ребенок имеет связи не только в среде детей, оставшихся без попечения родителей, и взрослых, профессионально занимающихся такими детьми, но и в среде благополучных детей и взрослых, к которым он может обратиться за помощью в трудную минуту. К ровесникам - социальным сиротам обращаться бесполезно, т.к. они синхронно попадают в трудные ситуации (выход из детского дома и пр.)

патронатного воспитателя можно найти рядом с прежним местом жительства ребенка, у ребенка будут образовываться социальные и иные связи в том месте, где он будет жить, а не вокруг детского дома, из которого он потом вернется в свою квартиру. У взрослых новые связи возникают с трудом.

    дети лучше воспринимают на примерах из повседневной жизни, а не теоретически, необходимые для самостоятельной жизни ценности (ответственность, бережливость, важность образования и пр.)

    не требуется специального обучения и принятия других мер для лучшей адаптации к самостоятельной жизни

4. ликвидация условий формирования специфической социальной среды детей-сирот

5. изолированные коллективы детей-сирот продуцируют специфические ценности и установки, которые мешают интеграции во взрослую самостоятельную жизнь и др.

К отрицательным социальным последствиям можно отнести:

1. потенциально конфликтная ситуация между патронатными воспитателями и ребенком

2. противоречие между семейными отношениями и отсутствием ответственности "родителей" за детей после 18 лет

3. стресс при покидании ребенком патронатной семьи по достижении совершеннолетия, резкий переход от семьи к неустроенности, возможно даже больший, сем при покидании детского дом

4. временность нахождения ребенка в патронатной семье; патронатные родители в любую минуту могут отказаться от ребенка; ребенок при отказе патронатной семьи от него получает психологическую травму сравнимую с отказом одной семьи и др.

Критерии подбора замещающей семьи

Замещающая семья по возможности должна обладать следующими признаками:

живет недалеко от места, где жил ребенок

не разрываются имеющиеся личные и социальные связи ребенка

нарабатываемые во время нахождения в замещающей семье личные и социальные связи сохраняются во взрослой жизни

ребенок живет в окружении, которое знает его биологических родителей

ребенок лучше осведомлен о своих биологических родителях

социум воздействует на биологических родителей

легче поддерживать контакты с биологической семьей во время нахождения в замещающей

менее травмирующее оставление биологической семьи и переход в замещающую, и наоборот, возврат в биологическую семью

наличие родственных связей с биологической семьей

более высокое социальное и материальное положение, но не очень значительное различие

разнообразные источники дохода (зарплата, приусадебное хозяйство, предпринимательство и пр.)

собственные дети более старшего возраста

наличие хобби у членов семьи (туризм, спорт и пр.)

высокий образовательный уровень

Патронатная семья представляет собой правоотношение, при котором ребенок передается на воспитание гражданину, заключившему с органами опеки соответствующий трудовой договор. Патронатным родителем может стать совершеннолетний дееспособный россиянин, готовый защищать права принятых на воспитание детей.

и патронат. Первые два варианта правоотношений возникают в отношении детей, внесенных в базу сирот. Третья форма применима к тем, кого по ряду причин невозможно внести в этот реестр.

По сути, патронат является одной из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетними. Ее смысл заключается в определении детей, оказавшихся в трудных жизненных условиях, в неродную семью. При этом малыш получает не только родительскую любовь, но и профессиональную помощь психологов, педагогов, врачей.

Нормативной базой для деятельности граждан в сфере опеки и попечительства является Федеральный закон № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года “Об опеке и попечительстве”. Поскольку подробно расписывать, что это такое – патронат, законодатель не счел нужным, нюансы соответствующих правоотношений сейчас детализируются региональными актами. При этом воспитание в неродной семье осуществляется только на условиях перманентного надзора компетентных органов за качеством жизни ребенка.

Работа, осуществляемая органами опеки, состоит из:

  • выявления детей, нуждающихся в социальной реабилитации и помещении в приемную семью;
  • отбора и подготовки граждан, сумеющих воспитывать неродных детей как своих;
  • сопровождения патронатной семьи, оказания поддержки ее членам;
  • вмешательства в воспитательный процесс для скорейшей адаптации несовершеннолетнего;
  • прекращение патроната в оговоренных законом ситуациях.

На патронатное воспитание обычно передаются дети, оставшиеся без попечения родителей (осужденных, признанных судом недееспособными, лишенных родительских прав, уклоняющихся от воспитания отпрысков).

В патронатной семье не может проживать более 8 человек (п. 3 “Правил создания приемной семьи”, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 г.). В расчет берутся родные и усыновленные (принятые на воспитание) дети. Впрочем, нормативный акт содержит оговорку «как правило», позволяющую на практике обходить это ограничение.

Скачать для просмотра и печати: Постановление Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 г. “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”

Задачей патронатной семьи является адаптация детей к жизни в социуме, раскрытие их способностей, повышение самооценки, забота о физическом и психическом здоровье. При этом в воспитательный процесс вовлечены не только воспитатели, но и детский дом/дом малютки, а также территориальные органы опеки.

Главное преимущество таких правоотношений – возможность для несовершеннолетнего проживать в семье, а не в «казенном» учреждении, быть любимым, учиться любить близких и заботиться о них. Помимо этого, среди положительных моментов выделяют профессиональную помощь сотрудников детдома, регулярные выплаты на содержание, сохранение всех льгот, положенных детям, оставшимся без попечения родителей, а также общение с кровными родственниками.

Патронат и приемная семья: отличия

Обе формы устройства неродного ребенка в семью подразумевают правоотношения возмездного опекунства. Иначе говоря, в обеих ситуациях с приемными родителями или воспитателями заключается договор, они получают ежемесячную зарплату за свой труд, данный период засчитывается в общий трудовой стаж.

Различия же состоят в следующем:

  1. патронатный договор заключается и контролируется на региональном уровне, он носит менее детализированный характер;
  2. к воспитателям применяются менее строгие требования, чем к приемным родителям (нет ценза по возрасту , материальному положению);
  3. в приемной семье за детей отвечают родители, в патронатной – воспитатели совместно с детдомом и органами опеки;
  4. патронат представляет собой временную форму заботы о ребенке, которая может перерасти в правоотношения опеки или усыновления.

Патронат, который некоторыми рассматривается как шанс «присмотреться» к роли родителя, предназначен совсем для других целей. Этот правовой статус изначально подразумевал идею становления своеобразного института «профессиональных» родителей-воспитателей, которые могли бы взять на себя роль организаторов семейных детских домов.

К сожалению, из-за отсутствия адекватной нормативной базы и менталитета россиян, нередко мыслящих категориями «свой-чужой» и не приемлющих идеи воспитания за деньги, патронат не получил широкого распространения: сегодня на него приходится менее 1% всех случаев опеки над несовершеннолетними.

Кто становится патронатным воспитателем?

Поскольку изначально патронат задумывался как профессиональная помощь нуждающимся, к лицам, желающим вступить в данные правоотношения, предъявляются определенные требования:

  • достижение совершеннолетия;
  • правоспособность;
  • дееспособность;
  • крепкое здоровье;
  • хорошие жилищные условия;
  • отсутствие проблем с законом;
  • прохождение обязательного обучения.

В браке состоять необязательно, отсутствие высокооплачиваемой работы препятствием для оформления патроната не является, а вот наличие педагогического или медицинского образования приветствуется. Впрочем, если есть желание подарить свое тепло и заботу малышам, вы вполне сможете получить этот статус. Для успеха в данном начинании необходимо научиться сочетать обязанности заботливого родителя и строгого, но справедливого воспитателя, что удается далеко не всем.

Патронат как вид опеки и попечительства наделяет воспитателя правами, идентичными правам законных представителей усыновленных детей.

Среди дополнительных обязанностей воспитателя выделяют:

  • мониторинг психофизического состояния подопечного, незамедлительное решение возникающих у него проблем;
  • постоянное сотрудничество с детским домом;
  • разумное употребление ежемесячного пособия;
  • составление отчета в произведенных тратах по установленной форме.

Как создать патронатную семью?

Для официального устройства патронатным воспитателем необходимо подать в органы опеки заявление. В нем указываются:

  • Ф. И. О. гражданина, его паспортные данные;
  • сведения о членах семьи, проживающих совместно с заявителем;
  • данные об отсутствии обстоятельств, о которых гласит Семейный кодекс (п. 1 ст. 146): неснятая/непогашенная судимость, лишение родительских прав, вступление в однополый брак, отсутствие базовой подготовки (ст. 127 СК РФ);
  • сведения о размерах пенсии (при ее наличии).

К составленному заявлению прилагается автобиография, справка с места работы с указанием зарплаты, результат медицинского освидетельствования, копия свидетельства о браке (если есть).

Принять ребенка в патронатную семью разрешено только при наличии письменного согласия всех ее членов, включая детей старше 10 лет.

Заявление органом опеки рассматривается в течение нескольких недель. При этом большая часть времени тратится на проверку правильности предоставленной информации. Если все в порядке, положительное решение будет вынесено в течение 3 рабочих дней после получения всех необходимых сведений.

В договоре прописывается объем ответственности каждой из трех сторон, а также разграничение полномочий при возникновении определенных ситуаций.

Помимо этого, исчерпывающим образом освещается материальная сторона вопроса. Определяется зарплата воспитателя, которая не бывает ниже 3,5 МРОТ на каждого опекаемого. По ТК РФ воспитателю оплачиваются больничные листы (на себя и подопечного), предоставляется и оплачивается ежегодный отпуск.

На взятых на воспитание детей положены небольшие ежемесячные выплаты – по 180 руб. Для некоторых категорий – отказных, подкинутых, оставленных в роддоме – дополнительно назначается ежемесячная компенсация.

Детям, живущим в патронатной семье, в соответствии с региональными актами, предоставляются определенные льготы. Например, они бесплатно обеспечиваются одеждой, обувью, предметами обихода. Школьникам положено бесплатное питание. Со скидкой можно посещать различные культурные мероприятия.

Также в договоре должны присутствовать иные значимые условия – сроки, порядок пребывания детей на патронате, основания для расторжения соглашения.

Патронат

Патронат - одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии с п 1. Статьи 14. «Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства» Федерального закона об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48. Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года - с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребенка, то есть его законным представителем. . Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи» (англ. foster home ).

Особенности патроната

ПРОТИВНИКИ патроната в старом виде . Считают, что передача ребенка в семью на любую форму и разновидность, прежде всего, должна соответствовать интересам ребенка, его защиту и стабильность воспитательной среды, создание детско-родительских, а не только воспитательных отношений и видели в нем угрозу для ребенка. Поскольку:

  • ребенок в патронатной семье, проживая в семье восппитателя оставался воспитанником учреждения и в любой момент, мог быть возвращен в учреждение по решению администрации. Т.е. патронат в старом виде не являлся семейной формой устройства, а был разновидностью интернатного воспитания.
  • патронатный воспитатель не являлся законным представителем ребенка и обладал только некоторыми обязанностями, но не правами. В частности такой воспитатель не мог принимать никакие юридически значимые действия по отношению к ребенку: определить в учебное заведение, осуществлять управление и надзор за его имуществом, давать согласие на лечение, выступать его представителем в суде и других органах. В ситуации, когда требовалось обеспечить защиту ребенка патронатный воспитатель это сделать не мог и обязан был обращаться в администрацию учреждения.
  • трудовой договор, который заключали патронатные воспитатели, предусматривал возможность для патронатного воспитателя замены ребенка так как ребенок по такому договору, исходя из сути трудового права, являлся сырьем надомника-воспитателя, позволял вернуть ребенка на время отпуска в детское учреждение или просто отказаться от воспитания «по собственному желанию».
  • практика патроната не давала экономии для государства, прежде всего потому, что персонал детского учреждения при сокращении количества воспитанников нельзя было сократить, патронатному воспитателю так же выплачивали средства не только на содержание, но и зарплату. В итоге получалось у ребенка было два воспитателя - патронатный воспитатель и сотрудники организации для детей.
  • в патронатные воспитатели шли в основном люди пожилого возраста из числа педагогов-пенсионеров, люди не готовые отвечать за ребенка, а также желавшие доработать на педагогическом стаже, по этой причине количество передач детей от одного к другому патронатному воспитателя составлло от 7 до 12 %,
  • психологи и сами дети считают что постояная привязка к детскому дому где дети воспитывались является для них травматической, постоянное "выдергивание" детей и семей на общедетдомовские меропрития не способствовала психологической реабилитации детей, оптимальным является сопровождение семьи с организацией встреч на нейтральной территории, но не в стенах детского дома,
  • такая форма приемная семья или патронат в современном виде ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ ТЕ ЖЕ виды сопровождения и помощи семье, однако ОРГАНИЗАЦИИ ЛИШИЛИСЬ своих полномочий и теперь не могут распоряжаться судьбой детей. Они потеряли возможность управления финансами и сохранения персонала при отсутвии в учреждении детей.

РЕЗЮМЕ: Патронат в старом виде был выгоден, прежде всего, интернатным учреждениям для собственного сохранения как учреждения и сохранения персонала, обеспечения загрузки персонала как службы сопровождения.

До сих пор патронатные площадки используют патронат как промежуточное помещение ребенка, часто просто потому, что это оправдывает их назначение и дополнительные выплаты персоналу. Процент ухода патронатных воспитателей на иные формы был огромен и достигал 80 % за год, что говорит о том, что сами патронатные воспитатели были не в восторге от патроната. Успешность патраната преимущественно в головах его апологетов т.к. в большинстве регионов патронат с 2007 года начали сворачивать из-за низкой эффективности и ненадежности помещения детей (См. статистику).

Статистика и аналитика патроната

Количество детей на патронате, даже в самые лучшие для патроната год (2006), задолго до вступления в силу Федерального закона об опеке, который часто винят в том, что он ликвидировал патронат, составило - 0,96 % от всех детей, воспитывавшихся в семьях. Заметим, что патронатные площадки имели статус экспериментальных. Массовое внедрение было только в самом начале. Однако в пределах ОДНОЙ площадки были устраивалось в семью 95% ВСЕХ воспитанников, а сам детский дом превращался в центр семейного устройства.

В 2009 году количество детей на патронате составило - 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (Внимание! Ссылка содержит устаревшие сведения) Патронатное воспитание как форма приема ребенка в семью - Усыновление в России (Интернет-проект Министерства образования и науки РФ).
  • Баллада о патронате - о социальном патронате не формально

Термин "патронат" ("патронаж") происходит от латинского слова "patronatus", что означает "покровительство" . В российском законодательстве досоветского периода воспитание детей-сирот в семьях изначально именовалось "патронажем". Как отмечает А. М. Нечаева, в России XIX в. существовали патронат и патронаж. Под патронатом имелись в виду, в частности, меры помощи опустившимся гражданам (лицам, освобожденным из мест заключения, малолетним преступникам и др.) для "обеспечения им перехода к честной трудовой жизни". Патронаж, уходя корнями во времена правления Екатерины II, связывался "с передачей воспитанника в семью для вскармливания". Передача несовершеннолетних в семью осуществлялась на договорных и возмездных условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими их на воспитание. Обычно брали детей в семью "беднейшие жители", и патронаж становился для них "промыслом" .

В течение первого десятилетия советского периода развития семейного законодательства рассматриваемая форма устройства детей не применялась, но в последующем она вновь появилась , просуществовав на протяжении нескольких десятилетий под названием "патронат" , который осуществлялся на прежних, характерных для патронажа, принципах: возмездности, договорности и срочности. Затем в ходе правовых реформ 1960-х гг. патронат снова не нашел законодательной поддержки в РСФСР и большинстве других республик СССР .

С принятием ГК РФ термином "патронаж" стала обозначаться юридическая форма социальной поддержки дееспособных совершеннолетних граждан в осуществлении принадлежащих им прав (ст. 41 ГК РФ), с СК РФ патронирование вернулось в семейное законодательство России, получив значение самостоятельной формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и новое название "приемная семья".

Кроме того, СК РФ заложил правовую основу для развития патронирования на региональном уровне, так как в первоначальной редакции нормы абз. 2 п. 1 ст. 123 субъектам РФ предоставлялось право своими законами предусматривать иные, не установленные СК РФ, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Тем самым допускалось, что юридически самостоятельные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут основываться не только на федеральном законе, но и на законах субъектов РФ. Предоставленным СК РФ правом воспользовались практически половина субъектов РФ – в них появилась, стала развиваться и юридически оформляться еще одна, региональная форма патронирования, получившая в законах субъектов РФ наименование "патронат" ("патронатное воспитание", "патронатная семья"). Наиболее интенсивно региональная нормативная база патронирования формировалась после 2003 г. Во многие из принятых ранее законов неоднократно вносились изменения и дополнения, особенно в 2007–2008 гг., что было обусловлено происходившим реформированием системы органов опеки и попечительства .

Во многих субъектах РФ были приняты специальные законы, в наименование которых были вынесен слова "патронат", либо "патронатное воспитание" , либо словосочетания "патронатная форма воспитания" (Краснодарский край), "патронатная форма устройства" (Иркутская область). По большей части патронату придавалось значение самостоятельной формы устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, но нс исключалось отношение к нему как к субсидиарной форме устройства, применяемой при невозможности использования прямо предусмотренных СК форм (усыновления, опеки, попечительства, приемной семьи) (Рязанская, Калининградская области).

В большинстве субъектов РФ патронатное воспитание рассматривалось как форма временного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками соответствующих учреждений, в семьи патронатных воспитателей на основании договора. В зависимости от региона оно могло законодательно отождествляться с патронатом либо считаться разновидностью патроната . В правовых отношениях, связанных с патронатным воспитанием, участвовали органы опеки и попечительства, патронатные воспитатели, учреждения по патронату, сами несовершеннолетние дети, передаваемые в семьи. Правовой основой для передачи ребенка в семью являлся договор о патронатном воспитании, а важнейшим его условием – разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между сторонами соглашения. В большинстве субъектов РФ договор о патронатном воспитании носил трехсторонний характер, связывая учреждение по патронату, орган опеки и попечительства и патронатного воспитателя. В ряде регионов договор был двусторонним и заключался между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем либо между учреждением, предоставляющим патронат, и патронатным воспитателем. Оформление передачи ребенка в семью нередко не исчерпывалось заключением только соответствующего договора, дополнительно к нему требовались, например, решение органа опеки о передаче ребенка на патронат- ное воспитание (Иркутская область), приказ учреждения о передаче ребенка на патронатное воспитание (Краснодарский край). Могли дополнительно заключаться трудовые соглашения (Курская область), соглашения об оказании возмездных услуг (Рязанская область), "трудовой договор о выполнении работы на дому" (ст. 3, 6 Закона "О патронатном воспитании в Волгоградской области"). Дополнительными условиями заключения договора могли быть, в частности, получение согласия супруга патронатного воспитателя (Архангельская, Оренбургская области), членов его семьи (Чувашская Республика). Срок нахождения ребенка на патронатном воспитании обычно определялся исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Количество детей, передаваемых в патронатную семью, варьировалось по регионам, но, как правило, не превышало трех детей (Удмуртская и Чувашская Республики, Пермский край, Рязанская, Псковская области и др.).

В действующей редакции абз. 1 п. 1 ст. 123 СК РФ допускается возможность введения на региональном уровне именно патронатной семьи, а не каких-либо иных региональных форм устройства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в патронатную семью "в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации" (п. 1 ст. 123 СК РФ). Теперь термины "патронатная семья", "патронат", "патронатное воспитание", введенные в текст СК РФ и Закона об опеке, отождествляются, по крайней мере, в части их договорного оформления.

В соответствии с буквальным смыслом п. 1, 2 ст. 14 Закона об опеке установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатной воспитании).

Таким образом, имеются правовые основания считать, что всей полнотой полномочий по правовому регулированию патронатного воспитания субъекты РФ в настоящее время не обладают, на пего распространяется федеральное законодательство об опеке. Существующее регулирование патроната в субъектах РФ должно быть приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В региональных моделях патронатного воспитания ранее не был четко решен вопрос о семейно-правовом положении сторон в отношениях по патронатному воспитанию . Вследствие включения патронатного воспитания в сферу действия норм об опеке и попечительстве общественные отношения между воспитателем и ребенком, возникающие в патронатной семье, приобрели более четкие юридические очертания. Патронатный воспитатель должен назначаться в качестве опекуна (попечителя) передаваемого в его семью подопечного несовершеннолетнего. Требования к кандидатуре патронатного воспитателя, правовое положение подопечного и опекуна (попечителя) основываются на нормах СК РФ, ГК РФ, Закона об опеке. Поэтому исключается конструкция патронатного воспитания, для которой повсеместно была характерна двойственность правового положения ребенка, который, проживая в семье патронатного воспитателя, одновременно юридически продолжал оставаться воспитанником учреждения, а также воспитателя, который не считался его законным представителем. Отпала вынужденная необходимость разграничения полномочий, связанных с попечением ребенка, между учреждениями по патронату, которые реально способны обеспечивать опекунские функции лишь в отношении детей, пребывающих в них, и патронатными воспитателями, в семьях которых фактически находятся дети. Вместе с тем приобретение патронатными воспитателями правового статуса опекунов (попечителей) существенно меняет их статус, добавляя новые обязанности и влияя на мотивацию вступления в правовую связь с ребенком.

Отличительной особенностью деятельности патронатных воспитателей является ее возмездный характер. Выплаты, как правило, зависят от количества принятых на воспитание детей, финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Хотя на отношения между патронатным воспитателем и воспитанником распространяется федеральное законодательство об опеке, все же не исключается установление законами субъектов РФ более благоприятных для ребенка положений или дополнительных гарантий осуществления и защиты их прав . В соответствии с п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой и попечительством (а значит, переданные и в патронатную семью), имеют право на содержание со стороны общества, а не опекуна (попечителя). Порядок и размер денежных средств на их содержание, как и на содержание детей, переданных в приемные семьи, должны устанавливаться законом соответствующего субъекта РФ. Региональным законодательством закладывается возможность осуществления дополнительных выплат, например за воспитание ребенка-инвалида, а также иной социальной поддержки семей: предоставление льгот, стимулирующих и компенсационных выплат.

В федеральных законах прямо не установлены особенности договора о патронатном воспитании (патронате, патронатной семье), но как разновидность договора об осуществлении опеки и попечительства он подпадает под действие правил ст. 14–16 Закона об опеке. Он должен быть двусторонним и заключаться между патронатным воспитателем и органом опеки в том же порядке, как и иные договоры об осуществлении опеки (попечительства). Условие о вознаграждении воспитателя объективно становится существенным условием договора о передаче ребенка в патронатную семью, вопросы его выплаты должны разрешаться в таком соглашении (п. 6 ст. 145 СК РФ, ст. 14, 16 Закона об опеке) по аналогии со ст. 153.1 СК РФ – в соответствии с законами субъектов РФ.

Наиболее близка к патронатному воспитанию по своей социальной сущности и юридическим особенностям такая разновидность возмездной опеки (попечительства), как приемная семья. В ст. 153.1 и 153.2 СК РФ содержатся положения о "договоре о приемной семье". Новеллой СК РФ является норма п. 2 ст. 152, допускающая применение к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг "постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений". Ввиду сходства правовой сущности приемной семьи и патронатного воспитания в указанной части на отношения, возникающие из договора о патронатной семье, по аналогии возможно распространение этой нормы. Кроме того, порядок и сроки заключения договора об осуществлении опеки или попечительства определяются на федеральном уровне – Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 Закона об опеке) и соответствующие региональные нормы должны соответствовать установленным им положениям.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона об опеке договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. Вместе с тем по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с требованиями Закона об опеке.

  • Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1992. С. 450. В русском языке помимо слова "патронат" используется слово "патронаж", хотя оба имеют общее происхождение и предполагают "покровительство", "наблюдение, содействие и руководство кого-либо, чего-либо" (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997). В правовой сфере отсутствуют четкие критерии использования терминов "патронат" и "патронаж".
  • Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 59–62; Она же. Семейное право: курс лекций. М.: Юристъ, 1998. С. 310.
  • Фактически эта форма устройства детей стала возрождаться с принятием Постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках" и от 05.04.1926 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду".
  • См.: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.04.1936 "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся": постановление СНК СССР от 23.01.1942 № 75 "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей".
  • В дополнение к патронатному воспитанию могли устанавливаться социальный патронат и (или) постинтернатный патронат. Социальный патронат предполагает оказание необходимой социальной помощи в воспитании и защите прав детей, проживающих в семьях своих родителей и нуждающихся в государственной защите (поддержке). Постинтернатный патронат заключается в оказании социальной помощи выпускникам соответствующих учреждений: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. В законах отдельных субъектов РФ мог быть иной взгляд на виды патроната. Так, в Чукотском АО помимо постинтернатного и социального патроната были установлены еще две разновидности патроната: "патронатная семья" (передача ребенка в семью патронатной) воспитателя, являющегося штатным работником соответствующего учреждения, на воспитание и содержание на срок свыше 30 дней) и "гостевая семья" (временное, до 30 дней, пребывание в семье воспитателя, не являющегося штатным сотрудником учреждения).
  • В законах субъектов РФ зачастую указывалось, что установление и осуществление патроната не влекут за собой возникновения между пагронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, а переданные в его семью дети сохраняют правовую связь с учреждением, воспитанниками которого они остаются. Патронатный воспитатель в отношении принимаемых в семью детей не считался их опекуном (попечителем), не имел прав законного представителя.
  • Патронатное воспитание детей по п. 6 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об опеке, являясь договорной разновидностью опеки (попечительства), подпадает под действие этого Закона (ст. 1). Законом допускается, что "особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами" определяются СК РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (п. 2 ст. 3), но СК РФ патронат не регулируется. Из п. 3 ст. 3 Закона вытекает, что, хотя применительно к несовершеннолетним отношения по установлению, осуществлению, прекращению опеки (попечительства) и могут регулироваться законами субъектов РФ "по вопросам, отнесенным к их ведению" Законом об опеке и "но вопросам, не урегулированным непосредственно" этим Законом, но нормы, которые "содержатся в законах субъектов РФ, не должны противоречить" Закону об опеке.
  • См.: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.


Рассказать друзьям