Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы «Зимние забавы. Конспект занятия на тему: " Ой, зима, зима

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пчелки»» «Забавы матушки Зимы»(экологическая тропа зимой).

(занятие подготовила воспитатель Дубасова М. С.)

Оразовательная ситуация.

Тема: Забавы матушки Зимы" (экологическая тропа зимой)

Задачи: расширять представление детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы. Дать элементарное понятие о взаимодействии человека и природы.

Формировать понятия о значимости труда врача и медицинской сестры, их деловых и личных качествах. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношения к ним.

Ход занятия:

1 этап: (возле картинки «Зимний пейзаж»). Воспитатель читает стихотворение:

Январь Посмотри на календарь Начинается январь. теплой шубе он идёт Новый год с собой ведёт.
Месяц зимний и холодный, Бродит волк в лесу голодный, Спят в берлоге тёплой мишки, Скачут белые зайчишки. Толстый лёд блестит на речке, И кружит дымок из печки. Снег лежит, как одеяло, Чтоб земля не замерзала.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? Правильно, это Зимушка – Зима. Обходит леса, поля, просторы, города и села. Смотрит: везде ли порядок? А, что мы узнали про январь? (первый месяц года, второй месяц зимы). А про декабрь? (последний месяц года, первый месяц зимы, знаем пословицу «Декабрь год кончает, зиму начинает»). О каких животных говорится в стихотворении? (волк - злой, голодный, мишка-берлога, зайка - белый, серый). Что происходит с речкой? (замерзает, образуется лёд). Воспитатель: обращает внимание детей на пейзажную картину А.С.Степанова «Зимний пейзаж»): Ребята, расскажите, на самом ли деле к нам пришла Зима, и как вы об этом догадались? По каким приметам?

Примерные рассказы детей:
Зимой все ниже солнце движется над землей; оно светит, но не греет. Небо часто покрывают темные тучи. На землю падает снег. На улице морозно. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становится холодным. Реки и озера покрываются льдом. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду.

Воспитатель (обращает внимание детей на большую снежинку):
«Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится». /Плещеев/

Ребята, знаете ли вы, откуда появляется снег? Что вы знаете о снежинках? Какого цвета бывает снег?

Примерные рассказы детей:
Снег накрывает луга, поля, дома и улицы. Под теплым пушистым снегом тепло растениям. Под мягким одеялом им не страшен мороз. Снег спасает растения от мороза. Если в мороз мало снега – растения могут погибнуть.
Снежинки – чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч. Из водяного пара получаются крохотные льдинки – кристаллики. Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Одна снежинка – красивей другой. Они похожи на цветок, на звездочки. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда мороз не сильный – снежинки скатываются в белые шарики. А при сильном ветре у них обламываются лучи, и снежинки превращаются в снежную пыль. Если нет мороза, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. Снег под ногами хрустит, т.к. под тяжестью ломаются звездочки и лучи. Падая, снег ложится слоями. Растут сугробы. Снег ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви кустов и деревьев. Снежинки кружатся, виснут на бороде, ресницах, бровях.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.
2 этап:

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о жизни растений зимой?
Зимой мало света, холодно, снежно – поэтому растения прекращают свой рост, отдыхают. Зимой растения не растут. Деревья и кусты сбросили листья и отдыхают до весны. Остались лишь хвоинки на елях и соснах. Эти растения всегда зеленые. Под снегом растениям тепло. Между снежинками есть воздух. Он защищает растения от холода.
Воспитатель: Перед нами пень. А как вы думаете, где жители этого пня? (Ответы детей.) Конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят. Дети, а какие еще есть растения на экологической тропе? Конечно, красавица береза! Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Береза – очень красивое дерево! Вот как в стихотворении «Береза» С. Есенин описывает это удивительное дерево:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель . Поэт очень красиво и образно описал березу в этом стихотворении. Дети, посмотрите, на тропинке есть дерево, на котором зимой висят ягоды. (Показывает на рябину.) Какое это дерево? Правильно, это рябина. Обратите внимание, как красиво выглядят гроздья ягод, на которых лежит снег.

3 этап:

Воспитатель: А как вы думаете, кто эти ягоды ест? (птицы) Люди смастерили кормушки и подкармливают птиц в зимний период. Зимой птицам особенно трудно найти корм, он замерз или находится под снегом, поэтому люди мастерят кормушки и подкармливают птиц в зимний период. Какие птицы прилетают к нам на участок зимой? (Ответы детей.) Каждая птичка любит свой корм. Синичек можно покормить салом; воробьев, голубей и ворон – хлебными крошками, семенами и крупой; снегирей – ягодами рябины.

Физкультминутка: Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие тексту движения.

Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)
И под елкой снег, снег. (Присаживаются, руки в стороны.)
А под снегом спит медведь: (Сидя складывают руки ладошку к ладошке и прикладывают их к щеке.)
Тише, тише – не шуметь! (Грозят пальцем.)

4 этап:

Воспитатель (обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»): Ребята, давайте расскажем про зимние развлечения.

Примерные рассказы детей:

Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках. Зимой можно играть к хоккей, лепить снеговиков.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель: Да, веселое время года - Зима. Бодрит и веселит нас она. Предлагаю вам отдохнуть.

5 этап:

Воспитатель: Зима – это холодное время года. Какие правила мы должны соблюдать чтобы не заболеть? (тепло одеваться, не мочить ноги, не ходить в мокрой одежде, не есть снег, не лизать сосульки и т.д.). Ну а если, вдруг, заболели, то к кому надо обращаться? (врач, детский доктор). Правильно, ведь доктор помогает нам поскорее выздороветь, А как он это делает?

Примерные ответы детей: проверяет температуру, осматривает горло, слушает наши легкие, врач выписывает нужные лекарства, предлагает «напоить» больную настоем из лекарственных трав и уложить в теплую постель. Предлагает медсестре выполнить назначения и кроме того дать детям витамины, чтобы они не болели. Врач рассказывает, что витамины укрепляют здоровье и интересуется у ребят, что еще надо делать для укрепления здоровья. (Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться и т. д.)

Воспитатель: Правильно, дети, доктора заботятся о нашем здоровье и хотят, чтобы мы никогда не болели, чтобы были здоровы и могли играть и веселиться даже в такое холодное время года как зима. Мы благодарны врачу и медсестре за чуткое сердце, за заботливое отношение, за умения и знания, за доброту.

Ребята, спасибо, что вы мне рассказали все про Зимушку. У меня в руках волшебный мешок, давайте наполним его отгадками на загадки про зиму. («отгадки» - конфеты по количеству детей).

«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила». (Зима)

«Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой». (Снег)

«И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет». (Иней)

«Все лето стояли, зимы ожидали
Дождались поры – помчались с горы». (Санки)

«Лечу, кручу, на весь мир ворчу». (Метель)

«Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту». (Снег)

«Меня не растили, из снега лепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, руки – сучки.
Холодная, большая, кто я такая?». (Сн. Баба)

«Всю зиму пролежит, весной в речку убежит». (Снег)

«На всех садится, никого не боится». (Снег)

Угощение детей конфетами.

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.
  2. Обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаков.
  3. Развивать связную речь (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»).

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, речевой слух.
  2. Развивать личностные качества: активность, любознательность.
  3. Развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Предварительная работа:

Наблюдения за погодой, снежными хлопьями; зимние игры.

Оборудование:

Снежинки; сюжетные картинки; игрушка — снеговик; фонограмма «Времена года»; презентация «Зимние загадки».

Словарная работа:

Зима – зимушка, снежинка, серебристая, белоснежная, снежки, снеговик; морозная, снежная, ветреная.

Индивидуальная работа: активизировать в ходе занятия Регину, Максима.

Ход занятия:

Ребята, послушайте стихотворение:

Ай да зимушка – зима

Как украсила дома!

Побелила всё вокруг,

На всех крышах белый пух.

Будут горки во дворе,

На забаву детворе.

Любят зиму, ребятишки?

Дети – Да!

– И девчонки? И мальчишки?

Дети – Да!

— Я хочу послушать, что вы знаете о зиме. Скажите, какая погода может быть зимой? Предлагаю варианты:

Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Холод – (холодная)

Дидактическая игра «Да и нет»

Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет: Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т. п.

Игра «Доскажи словечко».

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег .)

С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки .)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки .)

Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик .)

Физкультминутка.

— Дети, все в кружок вставайте,

Игру скорее начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны )

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой )

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз )

Дворник улицу метёт, (Имитируют )

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд )

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся )

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют )

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки )

– Ну и вновь у нас игра. Поиграем, дети?

Дети – Да!

Игра «Назови ласково».

— Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка ).

Мороз – (морозец ).

Лёд – (ледок ).

Холод – (холодок ).

Снег – (снежок ).

Снежинка – (снежиночка ).

Елка – (елочка )

Санки – (саночки )

Горка – (горочка )

— А за что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.

Составление предложений по сюжетным картинам.

(дети рассматривают картины, составляют предложения, помогаю при затруднении)

Дыхательные упражнения.

— Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

— Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)

— А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок) .

Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие) . Молодцы, а теперь еще раз посмотрите на свои снежинки…

Упражнение для коррекции зрения.

— Мы снежинку увидали, — со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).

Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).

Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают.

— Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Включается презентация «Зимние загадки».Дети рассаживаются на стульчики и отгадывают загадки.

— Молодцы, ребята! Как вы хорошо и внимательно умеете слушать и отгадывать загадки.

Что мы сегодня с вами делали? А что вам понравилось? (ответы детей, обобщаю, делаю вывод).

План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе.

Тема «Зимние забавы»

Задачи:

Познавательное развитие

Способствовать расширению представлений о зиме(погода, природа, забавы детей).Продолжать развивать навыки экспериментирования с

Речевое развитие

    Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме: «Зима», упражнять в образовании множественного числа существительных, правильно употреблять предлоги «около», «рядом», «на», стимулировать речевую активность детей

    . Обогащать и активизировать словарь детей

Социально-коммуникативное развитие

    Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Художественно-эстетическое развитие

    Способствовать накапливанию эстетических впечатлений. Продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности детей

Физическое развитие

    Развивать двигательную активность при выполнение подвижных игр и физических упр-ий

Методы и приемы

    беседа, сообщение, объяснение, решение практических и познавательных задач, д/и, игровая-ситуация, использование интерактивных технологий.

Материалы и оборудование:

    Видео-письмо, костюм Зимушки, обручи, мяч, картинки-схемы, «снежки»,

    ТСО

Логика образовательной деятельности

Тема: «Зимние забавы»

(речевой досуг для детей средней группы)

о.о. «Речевое развитие» (развитие речи)
- Упражнение «Собери снеговика». Зимушка говорит: - У меня в корзинке для вас приготовлена игра.(Достает из корзинки конверт с заданием).- Задает вопрос:- Что в конверте? (детали)
Зимушка спрашивает у детей:- А как вы думаете, кого, что можно сложить из этих деталей?
Интерактивная технология «Цепочка».
Зимушка с детьми встает в «цепочку» и предлагает собрать снеговика, но сначала нужно вспомнить последовательность выполнения работы.- Каждый из вас должен выбрать одну деталь и прикрепить на доске.- Не забывайте рассказывать что вы делаете.- Затем нужно встать на свое место.
Педагог, создает и поддерживает обстановку терпимости к любой точке зрения, следит за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. Педагог подводит итог. - Вот и закончились наши «зимние забавы».
-Ребята, вам понравилось?
А теперь расскажите снеговику какая зимняя игра у вас самая любимая?
Интерактивная технология «Хоровод».
Дети делают хоровод. В центре Зимушка(воспитатель). С помощью мяча дети по очереди выполняют задание(отвечают на вопрос), выслушивают ответы и не перебивают друг друга.
Воспитатель обращается к детям: Молодцы, ребята хорошо мы поиграли, все задания выполнили. А теперь я хочу вас поблагодарить и подарки вам подарить!
Зимушка прощается и уходит.

Интеграция образовательных областей: «Речевая», «Познание», «Социально-коммуникативная», «Физическая».

Цель: развивать коммуникативные способности детей в проектной деятельности, развивать лексико-грамматический строй речи.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Формировать возможность отвечать полными распространенными предложениями, выражать свои мысли;
  • Образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  • Закрепить навык употребления приставочных глаголов.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Уточнить и закрепить знания детей о зимних забавах, зимней одежде;
  • Способствовать формированию у детей представлений о разных состояниях воды и свойствах льда в ходе опытно-экспериментальной деятельности;
  • Формировать умение выбирать нужный способ для выполнения поставленной задачи;
  • Расширить кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать у детей устойчивый интерес к объектам и явлениям природы через эмоциональное отношение к ней;
  • Воспитывать творческие чувства, желание внимательно слушать своих собеседников, приходить им на помощь;
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Демонстрационный материал: компьютер, презентация, магнитофон, запись «Разыгралася метель», разноцветные следы, «снежная» горка.

Раздаточный материал: картинки с изображением одежды; фигурки «замороженных» лягушат.

Структура:

  • Организационный момент.
  • Элементы психогимнастики.
  • Актуализация знаний с элементами повторения и закрепления
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Экспериментирование.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за сезонным изменением погоды, одежды людей с приходом зимы;
  • Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами;
  • Составление рассказов по картине “Зимние забавы”;
  • Чтение художественной литературы о зиме;
  • Рассматривание красивых сказочных узоров на окнах;
  • Проведение дидактических игр «Назови ласково», «В гостях у гномика».
  • Проведение опыта со снегом, льдом.

Ход НОД:

Организационный момент.

Дети находятся в группе. Включена запись магнитофона: «Разыгралася метель». Входит логопед в костюме Зимы.

Зима загадывает загадку:

«Дел у меня не мало.

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

Белю поля, луга.

Зовут меня ….»

Дети: Зима.

Зима: Молодцы, отгадали загадку. Я Зима снежная. Давайте поздороваемся.

Логопед и дети встают в круг:

«Собрались все дети в круг (дети встают в круг),

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг другу).

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся» (улыбаются).

Логопед: Я, Зимушка-зима, прибыла из снежного царства. А вы любите время года зима?

Дети: Да.

Зима : В какие игры вы играете зимой?

Логопед предлагает посмотреть презентацию на компьютере «Зимние забавы» .

Зима: Давайте посмотрим на монитор компьютера и назовем зимние забавы.

Зима: На чем зимой катаемся?

Дети: Зимой мы катаемся на санках, на коньках, на лыжах, на ледянке.

Зима: Что строим зимой?

Дети : Зимой мы строим горку, крепость, снеговика.

Зима: Во что играем зимой?

Дети: Зимой мы играем в хоккей, в снежки.

Зима: Молодцы, вы хорошо знаете зимние забавы. И я вас приглашаю поиграть в снежки (ребята выполняют пальчиковую гимнастику ):

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальцы по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («лепим»)

Круглый, (делаем из пальцев обеих рук круг)

Крепкий, (ставим пальцы в «замок»)

Очень гладкий, (одна ладонь гладит другую)

Но совсем-совсем несладкий. (пальцем грозим)

Раз – подбросим, («подбрасываем»)

Два – поймаем, («ломаем»)

Три – уроним («роняем»)

И сломаем. (стучим ладонь об ладонь)

Зима : Здорово. Я приглашаю вас к себе в гости в снежное царство. Вы согласны?

Дети: Да.

Зима: Расскажите, какая зимой погода?

Дети: Холодная, ветреная, снежная, пасмурная.

Зима : Значит, мы должны одеть теплую одежду. Посмотрите на доску и выберите ту одежду, которую мы наденем зимой. Какую одежду наденете?

Дети : Я надену теплые штаны. Я надену теплую куртку. Я надену теплый комбинезон. и тд.

Зима : Для какого времени года мы выбирали одежду?

Дети: Для зимы.

Зима: Как мы назовем одежду для зимы?

Дети : Зимняя.

Зима: Почему не наденем шорты и юбку?

Дети : Шорты и юбка – это одежда для лета, летняя одежда.

Зима : Все правильно, теперь мы готовы отправляться в путь.

Включена музыка метели и дети отправляются в путь по разложенным следам. Вместе с логопедом проговаривают стихотворение, выделяя голосом предлоги и приставки глаголов:

По дорожке мы пойдем,

К речке подойдем,

Через речку перейдем,

К снежной горке подойдем,

Нашу горку обойдем.

Зима: Я мету, мету,

Много снега намету.

Посмотрите, как много снега намело (показывает «снежную» горку). Если снега будет мало, то как мы о нем скажем?

Дети: Снежок.

Зима: Я буду говорить большие слова, а вы – маленькие.

Дети: Снег – снежок,

Ветер – ветерок,

Туча – тучка,

Зима – зимушка,

Шапка – шапочка,

Санки – саночки,

Гора – горка,

Дорога – дорожка,

Елка – елочка,

Шуба – шубка.

Зима: Ребята, нам пришло письмо. Давайте посмотрим.

На экране картинка с изображением лягушки. За кадром воспитатель читает стихотворение от имени лягушки :

Мои веселые ребята –

Озорные лягушата –

В пруду весело играли,

В воду прыгали, ныряли.

Но случилась вдруг беда –

Превратилась в лед вода!

Что мне делать?

Как мне быть?

Как детей освободить?

Зима: Ребята, это я виновата. Не уследила.

Воспитатель : Слезами горю не поможешь. Нужно скорее выручать лягушат.

Воспитатель : Ребята, что же случилось с лягушатами?

Дети : Вода замерзла и превратилась в лед. Лягушата замерзли в ней.

Воспитатель с детьми находят «замерших» лягушат в льдинках .

Воспитатель : Вот они, замороженные лягушата. Как же они туда попали?

Дети : Лягушата играли в воде, а вода замерзла. Вот они и превратились в льдинки.

Дети берут льдинки в руки.

Воспитатель : Что-то мои руки стали мерзнуть. А ваши тоже замерзли? Почему?

Дети : мы держим лед.

Воспитатель : Лед какой?

Дети : Холодный.

Воспитатель : Он выскакивает из рук, значит, лед еще какой?

Дети : Скользкий.

Воспитатель : Постучите льдинкой. Лед твердый. Какой лед, повторите.

Дети : Твердый.

Воспитатель : Ребята, вы видите лягушат? (Да.) Почему? Какой лед?

Дети : Прозрачный.

Воспитатель : Посмотрите, вода почему-то потекла по рукам… откуда появилась вода?

Дети : Это тает лед.

Воспитатель : Почему тает лед?

Дети : Руки теплые, лед от тепла начал таять.

Воспитатель : А я знаю, как быстрее можно растопить лед! Кладите лягушат в ванну. У нас есть лейки с водой. Как вы думаете, какая вода поможет нам быстрее растопить лед: теплая или холодная? Правильно, теплая. Берите лейки и полейте на льдинки. Лейте аккуратно, не торопитесь!

Воспитатель : Смотрите, лед пропал! Что с ним случилось?

Дети : Он растаял. Теплая вода растопила лед.

Воспитатель : Посмотрите на экран. Мама-лягушка благодарит вас. Мы обещаем доставить лягушат в целости и сохранности.

Зима : Спасибо, ребята. Отогрели лягушат.

Мне пора в лес возвращаться. Но а вы скорее несите лягушат маме. (отдают лягушат лягушке (игрушке) на подносе)

Конспект занятия в старшей группе

Тема: « Ой зима, ой зима, игры да забавы»

Образовательная область : «Ребёнок и природа»

Программное содержание: уточнить представления детей о зимних забавах (катание на санках, на лыжах, умение слепить и украсить снеговика); закрепить знания детей о зиме.

Развивать умение составлять описательный рассказ о зиме, развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику, координацию движений с речью, активность; формировать навыки диалогической связной речи.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; воспитывать усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей.

Оборудование : иллюстрации “Зимние забавы”,кукла Снеговик, призы, картинки – снежинки, мнемокартинки.

Предварительная работа:

Рассматривание серии иллюстраций о зимних явлениях в природе, предметных картинок, сюжетные и зимние пейзажи.

Наблюдение на прогулках за явлениями природы, за катанием на лыжах школьников.

Проведение познавательно – исследовательской работы со снегом. Знакомство детей с качествами и свойствами снега.

Чтение художественной литературы по теме.

Ход занятия:

1.Приветствие

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М. Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Повернемся, улыбнемся –

Словно наше солнышко.

Мы ребята дружные - да - да – да.

Мы совсем не скучные – да – да – да.

Настроение – отличное – да – да - да.

Все к занятиям готовы – да – да – да.

Ну, тогда уже приступим - да – да – да.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,стараемся правильно выговаривать все слова.

2. Организационный момент.

В-ль: Ребята, к нам сегодня пришёл гость, но Матушка -Зима заколдовала его. А чтобы его расколдовать, надо отгадать загадку.

Послушайте загадку:

Что за нелепый человек, пробрался в 21 век

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

Д: Снеговик.

Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня будете говорить о зимних играх и забавах вот и подготовился.

Ребята, Снеговик прав, мы сегодня будем говорить о зимних играх и забавах.

А из чего сделан снеговик? Ответы детей.

Словесная игра «Какой снег?»

(Цель: подобрать слова-определения)

Что можно сказать о снеге, какой он? (дети передают снежок из рук в руки, называя определения).

Знаете, снеговик принёс нам картинки о зиме, но злая Зима решила вас запутать, добавив лишние. Помогите снеговику, выберите только те картинки, которые относятся к зиме.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Дети выбирают нужные картинки и составляют рассказ о зиме.

А почему вы выбрали эти картинки, Расскажите. (Ответы детей.)

Зимой солнце светит редко и мало. На небе тёмные тучи. Дует холодный ветер. Земля покрылась снегом. Деревья стоят голые. Реки и озёра покрылись льдом. Мороз. Люди надели тёплую одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

- А ещё зима –это время детских игр и забав. Наш гость Снеговик хочет узнать, что вы знаете о зимних развлечениях. Принёс вам забавные картинки, но посмотрите, они ведь тоже заколдованы. Это всё проказы зимы. Но мы её не боимся, потому что мы умеем правильно дышать, когда холодно. Давайте покажем, как это делается.

Дыхательная гимнастика

На улице холодно и поэтому надо дышать правильно (через нос), потом покажем, как нельзя дышать на улице в морозную погоду (дышат через рот) и в заключение подуем как сильный зимний ветер и сдуем колдовство зимы.

А сейчас, ребята, давайте посмотрим, что же хотел показать нам Снеговик и поговорим о том как, какие зимние забавы ждут нас зимой.

Но для этого надо разгадать загадки:

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодный, большой, кто я такой?

Кто нарисован на картине?

Что делают дети?- Какой получился снеговик?

-С горки сами вниз летят,

А на горку не хотят,

Надо в горку за веревку

Каждый раз тянуть назад.

Посмотрите на картинку,что делают ребята?

Как вы думаете, нужно ли соблюдать осторожность при катании с горы?

(С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть и ничего себе не повредить., не толкаться)

-Тяжело нам в них ходить

По асфальту летом,

Но легко по льду скользить

Нам зимой при этом.

– Посмотрите картину, кого вы видите на картине?

– Как одеты ребята?

– Что делают дети? Где можно кататься на коньках?

(Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка.) Чем должна быть покрыта эта площадка? А ещё скажите, какие виды спорта вы знаете, где можно кататься на коньках?

-Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

– Правильно, это лыжи.

– Посмотрите на эту картину, кто нарисован на картине?

– Как одеты ребята? Что делают ребята?

(Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.)

А какие виды спорта есть, связанные с лыжами?

Мы зимой в войну играем,

Из снега крепость воздвигаем.

А чем же будем воевать? Каждый воин должен знать!

Угадай и ты, дружок. Шарик кругленький … (снежок).

Да, зима – время весёлых детских игр и забав. И мы сейчас с вами поиграем, разомнём наши ножки и ручки.

Физминутка "Мы бабу снежную лепили…"

Мы бабу снежную лепили (Дети показывают в воздухе три

круга)

Чтоб краше не было её (пальчиком проводят по лицу)

Лопатами весь снег собрали (показывают движения лопатой)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали (показывают большой круг)

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером («рисуют» круг поменьше)

На первый он уселся смело (приседают)

А третьим голова была (показывают голову)

И участи своей ждала (подпирают голову руками)

Лицо украсили морковкой (изображают морковку)

Прорисовали ротик ловко (трогают рот)

Смотрели в профиль и анфас (повороты головы)

На голову ведро надели (движения двумя руками сверху

вниз)

Украсили его пером (одну руку вверх)

Метлу воткнули для порядка

Трудились дружно всем двором (взяться за руки).

Снеговик, нам так весело, а почему ты такой грустный?

Да потому что злая Зима заколдовала моих друзей, снеговиков.

Не переживай, Снеговик, мы тебе поможем, расколдуем.

Игра «Собери снеговика»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики.

Ребята, надо используя геометрические фигуры изобразить снеговика.

Посмотри, Снеговик, наши ребята справились с колдовством Зимы, а на прогулке мы ещё из снега слепим тебе друзей.

Вот и рухнули проказы Матушки-Зимы.

Ребята,посмотрите какая-то снежинка вдруг у нас появилась, так она с письмом. Зима, просит прощения за свои поступки, но ей грустно оттого, что мы говорили про неё обидные слова, считаем её холодной, хмурой и колючей. Но зимой же весело? Почему?

Дети: Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках. Зимой можно играть в разные игры, снежки, лепить снежные постройки, снеговиков.

Да,мы много говорили об этом сегодня на занятии. Чем мы ещё сегодня порадовали нашего гостя (играли, собирали снеговичков, вспомнили как правильно дышать на морозе, разгадывали загадки)

Да, веселое время года - Зима. Бодрит и веселит нас она. Чтобы Зима нам поверила, что мы ей рады, давайте прочтём стихотворения.

Зимние забавы

Саньке – санки, Лизе – лыжи,

Кольке – клюшки и коньки.

Наступили для детишек

Благодатные деньки.

Снег в лесу и на аллеях,

И река покрылась льдом.

Одевайтесь потеплее –

И на улицу бегом!

Блестят коньки, блестит каток,

Пушистый снег искрится,

Надень коньки свои, дружок,

Попробуй прокатиться.

Пускай тебя щипнет мороз –

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слез –

Ему не поддавайся!

Не отступай, скользи вперед,

Лети быстрее птицы.

Мороз сердитый отстает

От тех, кто не боится!

Предлагаю детям под музыку небольшую разминку.

Рефлексия

Вот и подходит к концу наше занятие. Предлагаю вам подарить Зиме свои снежинки-настроения. Посмотрите внимательно, они разные – весёлые и грустные. Подумайте, какое у вас настроение, какую снежинку вы хотели бы ей подарить.

(Дети выбирают снежинки.Крепят их к доске в форме горки)

Посмотрите, у нас получилась настоящая весёлая снежная горка!

Ребята, за то, что вы сегодня хорошо отвечали, были активными и внимательными на занятии, волшебница-зима преподносит вам сюрприз - сладкое угощение. Она благодарит вас за то, что вы так много знаете о зиме и зимних забавах.



Рассказать друзьям