Интересные фaкты о человеческой пaмяти. Любопытные факты о памяти

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Неврология и нейрохирургия Статьи

История изучения памяти: от древних до наших дней

2012-05-27

Трудно сказать точно, где и когда появились первые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся приблизительно к VI веку до нашей эры. Сейчас высказывавшиеся тогда соображения кажутся достаточно наивными, особенно если учесть, что делались они величайшими мыслителями всех времен и народов.

Парменидес в VI веке до н.э. рассматривал память как смесь света и тьмы, тепла и холода. Он думал, что если эти смеси не "взбалтывать", то память будет прекрасной. Забывание же есть результат взбалтывания, замутнения.

В V веке до н.э. Диоген предположил, что память представляет собой процесс, который определяет равномерное распределение воздуха в туловище. Так же как и Парменидес, он считал, что забывание есть изменение этого распределения.

Как и во многих областях знания, первым человеком, внесшим реальный вклад в объяснение работы памяти, был Платон (IV век до н.э.). Его теория известна как "гипотеза восковой доски"; она до сих пор разделяется некоторыми, хотя и встречает много возражений. Платон считал, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Эти отпечатки сохраняются до тех пор, пока не исчезают (изнашиваются) со временем, вновь оставляя чистую поверхность. Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.

Аристотель (IV век до н.э.) был первым, кто ввел научную терминологию для описания психических процессов. Он считал, что язык, использовавшийся до него, был неадекватен для описания физических аспектов процесса запоминания. Вводя новую терминологию, Аристотель одновременно приписывал сердцу все те функции, которые мы теперь приписываем мозгу. Он понимал, что сердце, помимо всего прочего, осуществляет кровоснабжение организмами считал, что запоминание связано с движением крови. Аристотель показал, что забывание есть результат замедления этого процесса. Еще одним вкладом Аристотеля в изучение процессов запоминания была его концепция "ассоциации идей".

Следующим философом, внесшим большой вклад в изучение проблемы запоминания, был выдающийся врач Гален, живший во II веке. Он выделил и проанализировал функции различных анатомических органов и физиологических систем, и подробно изучил функционирование нервной системы. Так же как и греки, Гален рассматривал память и психические процессы как проявление действия "животных" жидкостей. Он считал, что эти жидкости вырабатываются в мозгу, и соответственно именно там локализуется память. Гален полагал, что воздух всасывается в мозг и здесь смешивается с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позволяя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.

Эти идеи Галена были тут же подхвачены церковью, которая обладала в это время огромным влиянием. Эта концепция стала официальной доктриной, что практически остановило развитие представлений о памяти в последующие 1500 лет. Даже величайшие умы не могли бороться с подобным социальным влиянием церкви. Святой Августин, живший в IV веке, принял идеи церкви относительно того, что память является функцией души, сосредоточенной в мозге. Он, однако, даже не пытался объяснить это явление.

С этого времени и вплоть до XVII века представления о памяти практически не развивались, и даже в XVII веке они во многом оставались в рамках религиозной доктрины. Даже такой великий мыслитель, как Декарт, в целом разделял взгляды Галена. Он, правда, считал, что животные жидкости текут в мозг от шишковидной железы и, доходя до определенного места, "включают" механизмы памяти. Чем шире каналы, по которым течет жидкость, тем больше жидкости протекает через них. Именно таким образом он объяснял изменение качества запоминания и силы того, что мы теперь называем "следы памяти". След памяти - это физическое изменение в нервной системе, произошедшее в результате обучения; именно этот след позволяет нам запоминать.

Одним из мыслителей, откликнувшихся на стремительное развитие наук и находившихся под влиянием Ньютона, был Гартли, создавший вибрационную теорию памяти. Используя концепцию вибрации, разработанную Ньютоном, Гартли предположил, что в мозгу существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и продолжительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими были до этого. Но если то же впечатление возникает снова, то возвращение в первоначальное состояние займет уже больше времени. Все это, в конечном счете, может привести к окончательному изменению характера вибраций и их фиксации в новом состоянии: это и есть образование следов памяти. С развитием науки в Германии в XIX веке произошли значительные изменения и в представлениях о памяти.

Многие идеи, предложенные еще древними греками были отвергнуты, и на их место пришли представления, почерпнутые из современной биологической науки.

Прохазка окончательно и бесповоротно отверг устаревшую теорию жидкостей, на том основании, что она не была ничем подтверждена с собственно научных позиций. Он понимал, что ограниченность знаний делает попытку локализовать память в мозгу чистой спекуляцией. "Подобная локализация возможна,- писал он,- но у нас недостаточно знаний в настоящий момент, чтобы осуществить ее". Лишь через 50 лет после этого проблема локализации памяти была в какой-то степени разрешена.

Другая концепция, разработанная в этот период, принадлежит Флоренсу, который считал, что память "локализована" во всех частях мозга. Он полагал, что мозг действует как единое целое и бессмысленно представлять его как взаимодействие отдельных частей. Его взгляды в значительной мере повлияли на развитие физиологии и лишь в последнее время в этой области были сделаны заметные успехи, расширившие наши представления.

Современные концепции

Развитию современных представлений о памяти в значительной мере способствовали достижения в технологии и методологии. Практически все исследователи согласны, что память локализована в коре головного мозга. Однако даже в настоящее время точная локализация памяти представляет собой очень сложную задачу, так же как и полное понимание механизмов функционирования памяти.

Представления о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Эббингауза, изучавшего проблемы научения и построившего кривые забывания в начале века, и кончая сложными и изощренными современными концепциями.

Исследования и теории могут быть в целом отнесены к трем областям: работы по изучению биохимической природы памяти; теории, в соответствии с которыми память не может рассматриваться как целостный процесс, а скорее как ряд подпроцессов; работы Пенфилда по стимуляции мозга.

Исследования биохимических коррелятов памяти были начаты Хайденом в конце 50-х годов. В соответствии с его концепцией, работа памяти тесно связана с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме. РНК вырабатывается ДНК - дезоксирибонуклеиновой кислотой, которая в свою очередь определяет генотип человека (в частности, ДНК определяет, какого цвета будут у человека глаза - голубого или карего).

Были проведены эксперименты, которые действительно показали, что РНК в значительной мере влияет на характер нашего запоминания. Например, если животных тренируют по определенной методике, то РНК в определенных клетках меняется. Более того, если выработка РНК прекращается, то животные не могут ничего запомнить и становятся необучаемыми.

Один из наиболее интересных экспериментов заключался в том, что когда РНК обученной крысы впрыскивали в организм необученной, то вторая "вспоминала" то, о чем никогда не знала.

В то время как эти исследования продолжаются многие ученые считают, что необходимо прекратить изучение процесса запоминания и сосредоточиться на забывании. Они считают, что основная проблема памяти заключается именно в том, что мы все постоянно забываем.

Эта идея лежит в основе концепции, согласно которой существуют 2 вида хранения информации: долговременный и кратковременный. В частности мы по-разному запоминаем номер телефона, который нам только что дали, и свой собственный номер.

Кратковременная память работает в ситуациях, когда информация, попадающая в мозг, не перекодирована должным образом и потому легко забывается. В долговременной памяти информация перекодируется соответствующим образом, систематизирована, потому может храниться годами, если не всю жизнь.

Исследования, связанные с прямой стимуляцией мозга, были начаты хирургом Уайлдером Пенфилдом. Он проводил операции по отсечению небольших частей мозга с целью избавить пациента от эпилептических припадков. Перед операцией Пенфилд осуществлял электростимуляцию различных областей мозга, а пациент, находившийся в состоянии бодрствования, должен был сообщать о своих впечатлениях. Когда Пенфилд стимулировал височные отделы коры головного мозга, то пациенты говорили, что перед ними встают яркие воспоминания детства. Пенфилд установил, что стимуляция разных областей вызывает различный эффект, но только стимуляция височных долей приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Эти воспоминания часто бывают полными, в том смысле, что в них присутствуют цвета, звуки, движения и эмоциональное отношение к происходящему.

Кроме того, оказалось, что кое-что из того, что испытуемый "вспоминал" после стимуляции, было уже забыто им в обычном состоянии. К тому же "стимулируемые" воспоминания были гораздо более четкими и конкретными, чем обычные, которые часто носят обобщенный характер. Пенфилд считает, что наш мозг запоминает абсолютно все, на что мы обращаем внимание, и это запоминание постоянно, хотя в обыденной жизни припоминание по каким-то причинам может быть невозможным.

Мы видим, что проблема запоминания по-настоящему привлекла умы ученых лишь в последние 2 тыс. лет, а из них в течение первых 1,5 тыс. лет продвижение было весьма незначительным. Практически только последние 200 лет были плодотворными для исследования проблемы и, избавившись от сомнительных концепций, связанных с жидкостями и т.д., мы теперь локализовали память в определенном участке нашего тела.

Надо заметить, что даже сейчас исследования памяти находятся на начальной стадии. Каждый месяц публикуется около 80 статей по этой проблеме, и возможно, что вскоре мы будем свидетелями интереснейших открытий в этой области.

В статье использованы материалы книги: Т.Бузан. Скоростная память. Издательство «Эйдос», 1995

Интересные факты о человеческой памяти

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробуем ответить на эти вопросы. Память кратковременная и долговременная Память бывает двух видов - кратковременная, или оперативная, и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память огромное количество сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка. Человек начинает запоминать уже в утробе матери По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери. Память индивидуальна На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у таксистов гораздо больше. Мало того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному. Рассеянность – не признак плохой памяти С плохой памятью нередко путают рассеянность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то ином, а бытовая информация им не интересна. Часто за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная переутомлением, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в данный момент находится человек. Ослаблению памяти препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика. С возрастом память ухудшается не всегда Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками. Умение забывать Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях. Память можно улучшить В большинстве случаев память можно улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека клетки мозга – нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что это не так. Результаты последних исследований говорят о том, что нейроны делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. Вещества, помогающие установлению подобных контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билоба. Впечатление, повторение и ассоциация Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация. Итак, вы хотите что-либо запомнить. Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние. Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли. Второй закон памяти - повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет. Им удается запомнить ее главным образом за счет повторения. И, наконец, третий закон - ассоциации. Единственный способ надежно запомнить некий факт - это связать его с каким-либо другим. Тренировка памяти 1. Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1. 2. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп. 3. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских. 4. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее. 5. Закройте глаза и сосчитайте до двадцати. 6. Можно учить стихи. Главное – делать это постепенно и регулярно, постоянно увеличивая объем заучиваемого текста. К тому же стихи должны нравиться именно вам – если процесс заучивания будет проходить через силу, то хорошего результата вряд ли удастся достичь.

7. Вспоминайте прожитый день. Вечером, лежа перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, как кинопленку, причем в обратном порядке – с вечера до утра. При этом нужно постараться вспомнить как можно больше деталей. Главное правило этого упражнения – нельзя концентрироваться на негативе. Вспоминать события нужно отстранено, как бы наблюдая за ними со стороны. 8. Составляйте ассоциации. Например, все мы в детстве запоминали радугу при помощи фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первые буквы каждого слова ассоциируюся с цветами самой радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Точно так же можно попытаться запоминать события, придавая им ассоциации. Например, во время чтения представьте себе, что идете по улице. Каждое слово – это какая-то ее часть. Таким образом, разместив по маршруту, которым вы обычно ходите за хлебом, данные, вы потом их с легкостью вспомните. Каждый раз для новой информации нужно придумывать новые маршруты. Главное – чтобы тренировки памяти приносили радость, а также чтобы вы осознавали их необходимость. Тогда в следующий раз вам не придется мучительно долго вспоминать имя того актера, который играл в фильме, который вы только вчера посмотрели.

1. С детства ребенку говорят: «Вспоминай, думай головой». А где находится наша память? В древности высказывалось предположение, что процессы запоминания осуществляются в печени. Затем люди пришли к выводу, что памятные сведения оседают в костях черепа. Древнегреческий философ Сократ полагал, что в голове существует некая восковая табличка, на которой записывается вся необходимая информация. Сегодня известно, что за кратковременную память отвечает кора головного мозга, а за долговременную – гиппокамп. 2. Ученые считают, что нейроны, число которых с возрастом уменьшается, способны ухудшить качество работы нашего мозга и нервной системы. Значит ухудшение памяти предопределено? Не совсем так. С учетом многочисленных связей, которые существуют в головном мозге, потерю нейронов с возрастом можно сравнить с потерей некоторого количества волос после мытья головы . Важно то, как будут работать оставшиеся нейроны. 3. Еще в начале прошлого века считалось, что человек появляется на свет с мозгом, чистым, как лист бумаги. Современные исследования показывают, что память эмбриона формируется уже через двадцать недель после зачатия . 4. Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека . Разница лишь в том, что она пока не развита. 5. Согласно последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей . 6. Профессия оказывает влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текстов), ученых (усиленно работают все отделы мозга) и пчеловодов (если они употребляютпродукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти ). 7. Феномен «дежавю» – когда мы помним нечто из «не нашей» прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: «это уже было», – связан с так называемой генетической памятью . Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету. 8. Считается, что, соблюдая диету, мы «очищаем организм», улучшаем его возможности. Ученые выяснили, чтооднообразная, скудная пища не способствует быстрой работе памяти. 9. Исследования показывают, что употребление алкоголя приводит к ухудшению памяти, особенно на лица. 10. Американские ученые в опытах на мышах доказали, что чем быстрее животные забывают старую ненужную информацию(надеюсь, вы понимаете, что есть информация, которую нужно помнить всегда!), тем лучше воспринимают новую . 11. У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра(запоминается лучше то, что помогает развивать человеческое) , а у сов – с 8 до 12 вечера(запоминается то, что предназначено развивать технологический прогресс) .

Ощущения

Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде.

Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь.

Ощущение - это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для всех них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это главная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений (одной модальности). Слуховые ощущения, например, отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные - по насыщенности, цветовому тону.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа. Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.

Пространственная локализация ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.

Основные свойства:

1. Модальность - основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию - это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой - высота, тембр, громкость звука. Соотношение модальности и качества основных видов ощущений представлено в табл. 1.

Последнее обновление: 03/10/2014

Наша память помогает нам стать теми, кто мы есть на самом деле. От нежных воспоминаний о детстве до лихорадочных попыток вспомнить, где лежат ключи… Память играет жизненно важную роль в каждом аспекте нашей жизни. Она даёт нам самоощущение и составляет наш жизненный опыт. Легко представлять себе памяти как шкаф в голове, в котором можно складывать и хранить информацию, пока мы в ней не нуждаемся. На самом деле, это удивительно сложный процесс, который задействует многочисленные участки мозга. Воспоминания могут быть яркими и долговечны, а могут легко изменяться и стираться.
Вот подборка интересных фактов о нашей памяти.

1. Важную роль в памяти играет гиппокамп

Гиппокамп представляет собой участок мозга в форме лошадиной подковы, который играет важную роль в перемещении информации из кратковременной памяти в долговременную память. Он является частью лимбической системы, связанной с эмоциями и долговременной памятью. Гиппокамп участвует в таких сложных процессах, как формирование, организация и хранение воспоминаний.
Поскольку обе стороны мозга симметричны, гиппокамп, можно найти в обоих полушариях. Если гиппокамп одного из них повреждён или разрушен, память будет функционировать практически без изменений тех пор, пока другое полушарие не имеет повреждений.
Повреждение гиппокампа в обоих полушариях может препятствовать способности образовывать новые воспоминания, это явление называется антероградной амнезией.
С возрастом функционирование гиппокампа может ухудшаться. К тому времени, как человек достигает 80 лет, он теряет до 20% нервных связей в гиппокампе. Хотя не у всех пожилых людей, у которых в ходе тестов на память отмечается снижение работоспособности, наблюдается это явление.

2. Большая часть информации из краткосрочной памяти забывается быстро

Общая вместимость кратковременной памяти считается довольно ограниченной. Эксперты уверены, что мы можем удерживать в кратковременной памяти около семи элементов информации в течение примерно 20-30 секунд. Эта способность может быть несколько улучшена при помощи мнемических техник и группировки информации.
В известной статье, опубликованной в 1956 году, психолог Джордж Миллер предположил, что ёмкость кратковременной памяти составляет от пяти до девяти элементов. Сегодня многие эксперты памяти считают, что истинный потенциал ёмкости кратковременной памяти, вероятно, ближе к четырём элементам.

3. Тесты на самом деле помогают нам запоминать лучше

Может показаться, что заучивание и повторение информации гарантированно помогут нам запомнить её, но исследователи обнаружили, что, на самом деле, один из лучших способов запомнить что-то - это пройти тест.
В одном из экспериментов было обнаружено, что у студентов, которые были протестированы, лучше запоминают материал, даже тот, который не вошёл в тест. Студенты, у которых было больше времени на изучение материала, но не было теста, значительно хуже усвоили материал.

4. Вы можете самостоятельно улучшить свою память

Вам не кажется, что Вы постоянно забываете или теряете вещи, которыми пользуетесь каждый день? Вы никогда не заходили в комнату, понимая, что не можете вспомнить, зачем вообще вы туда вошли? Вы могли бы подумать, что просто обречены терпеть эти ежедневные неприятности, но исследователи обнаружили, что Вы можете улучшить память.
В 2005 году в журнале Monitor on Psychology было опубликовано исследование, выявившее ряд полезных стратегий для борьбы с ухудшением памяти. Эти методы включают в себя:

  • Использование технологий для отслеживания информации. Мобильные устройства и онлайн-календари с функцией напоминания помогают людям отслеживать события, дела и важные даты.
  • Формирование «мысленной картины». Систематическое запоминание вещей, которые Вы часто забываете (например, где Вы оставили ключи от машины), может помочь Вам вспоминать о них лучше. В следующий раз, когда Вы положите куда-нибудь свои ключи, уделите себе минутку и постарайтесь мысленно отметить, где Вы их оставили, а также запомнить другие объекты, которые лежат рядом с ними. Если Вы подумаете про себя «Я оставил ключи на столе рядом с бумажником», Вам, скорее всего, будет легче вспомнить об этом позже.
  • Использование мнемических техник. Повторение информации, использование символов и другие стратегии запоминания, пожалуй, лучшие всего помогают преодолеть незначительные проблемы с памятью. Узнав, как эффективно использовать эти стратегии, Вы можете обойти неисправные участки памяти и научить свой мозг функционировать по-новому.

5. Основных причин того, почему мы забываем, четыре

В целях борьбы с забывчивостью важно понять некоторые из основных причин, почему мы забываем. Элизабет Лофтус - один из самых известных в мире специалистов по человеческой памяти - определила четыре основные причины того, почему происходит забывание. Одним из наиболее распространённых объяснений является простая неспособность извлечь информацию из памяти. Это часто происходит, когда к воспоминанию редко обращались, что за долгое время привело к их разрушению.
Другой распространенной причиной забывания считается интерференция, которая возникает, когда некоторые воспоминания начинают конкурировать с другими воспоминаниями. Например, представьте себе начало нового учебного года и женщину, которая работает учителем в начальной школе. Она тратит некоторое время на запоминание имён учеников, но в течение года постоянно называет одну девочку неправильно. Почему? Потому что старшая сестра этой девочки была в её классе в прошлом году, и из-за воспоминаний о старшей сестре ей теперь так трудно вспомнить имя своей новой ученицы.
Другие причины забывания включают в себя неспособность хранить информацию в памяти вообще или даже намеренные попытки забыть вещи, связанные с тревожным или травматическим событием.

6. Описания амнезии в фильмах, как правило, ошибочны

Амнезия - известный приём в кино, но то, как её изображают, значительно расходится с действительностью. Например, мы часто видим, как персонаж теряет память из-за удара по голове, а затем их воспоминания магическим образом восстанавливаются после второго удара по черепу?
Есть два различных типа амнезии:

  • Антероградная амнезия , которая включает в себя потерю способности образовывать новые воспоминания.
  • Ретроградная амнезия , из-за которой теряется способность извлечь прошлые воспоминания, хотя способность создавать новые воспоминания может оставаться нетронутой.

В большинстве случаев в кино изображают ретроградную амнезию, тогда как на самом деле гораздо более распространенным явлением считается антероградная амнезия. Самый известный случай антероградной амнезии был описан в 1953 году: пациент перенес операцию на мозге, целью которой было прекращение судорог, вызванных тяжелой эпилепсией. Операция включала в себя удаление обоих гиппокампов - участков мозга, прочно связанных с памятью. В результате, пациент оказался не в состоянии больше формировать любые новые долгосрочные воспоминания.
Популярные фильмы и телевизионные программы изображают такую ​​потерю памяти как довольно распространённое явление, но истинные случаи полной потери воспоминаний о своём прошлом и о своей личности на самом деле встречаются довольно редко.
Наиболее частыми причинами амнезии считаются:

  • Травма . Физическая травма, полученная, например, в автомобильной аварии, может заставить жертву потерять конкретные воспоминания о самой катастрофе. Эмоциональная травма, например, у жертв сексуального насилия в детстве, может полечь за собой потерю воспоминаний о конкретных ситуациях.
  • Приём наркотических веществ . Некоторые лекарства могут быть использованы для создания временной амнезии, особенно во время медицинских процедур. После того как наркотики выходят из организма, память индивида снова начинает нормально функционировать.

Фильмы, в которых используется амнезия

  • Робокоп (1987);
  • Что касается Генри (1991);
  • Английский пациент (1996);
  • Помни (2001);
  • Идентификация Борна (2002);
  • 50 первых поцелуев (2004);
  • В поисках Немо (2003).

7. Запах может быть мощным триггером

Заметили ли Вы, что конкретный аромат может повлечь за собой прилив ярких воспоминаний? Запах печенья может напомнить Вам о времени, проведённом в доме Вашей бабушки, когда Вы были маленьким ребёнком. Запах конкретного парфюма может напомнить о человеке, с которым Ваши романтические отношения закончились печально.
Почему запах выступает в качестве такого мощного триггера?
Во-первых, обонятельный нерв находится очень близко к миндалине - области мозга, связанной с эмоциональным опытом, а также эмоциональной памятью. Кроме того, обонятельный нерв очень близко расположен и к гиппокампу, который так же связан с памятью, о чём мы уже писали в данной статье.
Сама по себе способность чувствовать запах, фактически, крепко связана с памятью. Исследования показали, что, когда область мозга, связанная с памятью повреждена, способность идентифицировать запахи также нарушается. Для того чтобы определить аромат, Вы должны помнить, когда Вы чувствовали его раньше, а затем подключить визуальные воспоминания, которые относятся к тому же времени. Согласно некоторым исследованиям, изучение информации в присутствии запаха увеличивает яркость и интенсивность воспоминаний. Чтобы вспомнить полученную таким образом информацию, когда Вы снова почувствуете тот же запах.

8. Каждый раз при формировании воспоминания в головном мозге создаются новые связи

Исследователи долгое время считали, что с формированием воспоминаний связаны изменения в нейронах мозга. Сегодня же большинство экспертов считают, что создание воспоминаний связано с укреплением существующих связей между нейронами или росту числа новых.
Соединения между нервными клетками, известные как синапсы, участвуют в передаче информации в виде нервных импульсов от одного нейрона к другому. В человеческом мозге есть триллионы синапсов, образующих сложную и гибкую сеть, что позволяет нам ощущать себя, контролировать себя и думать. Именно эти изменения в таких областях мозга, как кора головного мозга и гиппокамп, связаны с изучением и запоминанием новой информации.
Поддержание здорового состояния мозга и синапсов имеет решающее значение для поддержания нормального функционирования памяти в целом. Повреждение синапсов вследствие заболеваний или приёма нейротоксинов чревато когнитивными проблемами, потерей памяти, переменами настроения и другими изменениями в работе мозга.
Так что же можно сделать, чтобы укрепить синапсы?

  • Избегайте стресса. Исследования показали, что длительное воздействие стресса на человеческий организм может действительно мешать функционированию нейромедиаторов. Другие исследования показали, что стресс уменьшает количество нейронов в префронтальной коре и гиппокампе.
  • Избегайте наркотиков, алкоголя и других нейротоксинов. Употребление наркотиков и чрезмерное потребление алкоголя связаны с разрушением синапсов. Воздействие опасных химических веществ, таких как тяжёлые металлы и пестициды могут спровоцировать подобный эффект.
  • Выполняйте упражнения. Регулярная физическая активность помогает улучшить насыщение клеток мозга кислородом, что является жизненно важным фактором образования и роста синаптических связей.
  • Стимулируйте Ваш мозг. Исследователи обнаружили, что пожилые люди, которые участвуют в мероприятиях, стимулирующих психику, менее склонны к развитию слабоумия, а также что более образованные люди, как правило, имеют больше синаптических связей в головном мозге.

9. Хороший ночной сон может улучшить Вашу память

Вы, наверное, слышали о многих причинах, по которым ночью человеку нужен хороший сон. С начала 1960-х годов исследователи отмечают важную связь между сном и памятью. В одном классическом эксперименте, проведенном в 1994 году, исследователи обнаружили, что лишение участников сна привело к ухудшению их способностей.
В дополнение к этому сон играет также и существенную роль в изучении новой информации. В ходе одного исследования было обнаружено, что лишение студентов сна после формирования нового навыка привело к значительному ухудшению этого навыка спустя три дня.
Исследователи обнаружили, однако, что сон гораздо сильнее влияет на процедурную память, чем на декларативную. Процедурные воспоминания сопряжены с движениями и восприятием, в то время как декларативные воспоминания сопряжены с запоминанием фактов.
«Если завтра Вы собираетесь сдавать тест по 72 неправильным французским глаголам, Вы вполне можете зубрить допоздна», - пояснил Роберт Стикголд, профессор психиатрии медицинской школы Гарварда, в статье, опубликованной в Monitor on Psychology. - «Но если они решать схитрить и попросят Вас объяснить отличие Великой французской революции от промышленной, Вы поймете, что лучше было бы немного поспать».

10. Проблем с памятью в старости можно избежать

Болезнь Альцгеймера и другие связанные с возрастом проблемы с памятью встречаются у многих пожилых людей, однако потеря памяти в старости не так уж неизбежна. Некоторые способности имеют тенденцию ухудшаться с возрастом, но исследователи обнаружили, что в возрасте 70 лет люди часто выполняют тесты на когнитивные способности также, как и в возрасте 20. Некоторые виды памяти с возрастом даже улучшаются.
Исследователи до сих пор пытаются понять, почему именно некоторым пожилым людям удается поддерживать память в прекрасном состоянии, а другие вынуждены мириться в забывчивостью; и несколько факторов уже установили. Во-первых, многие эксперты считают, что существует генетический компонент, отвечающий за сохранность данных в памяти в старости. Во-вторых, важную роль, по их мнению, играет образ жизни.
«Я думаю, что в значительной мере это объясняется взаимодействием природы и воспитания,» - объяснил The New York Times доктор Брюс С. Макьюэн, профессор Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. - «Генетическая уязвимость памяти повышает вероятность того, что это произойдёт».
Так что можно предпринять, чтобы предотвратить негативные последствия старения для память?
Способов быстро избавиться от проблем с памятью просто-напросто нет. Чтобы Ваша память со временем функционировала хорошо, исследователи считают, что Вам необходимо избегать стресса, вести активный образ жизни и тренировать память - именно так можно снизить риск потери памяти в старости.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Кто-то считает возможности человека безграничными, а кто-то уверен в том, что у всего есть предел. Это касается и памяти тоже. До конца мы еще не знаем, как все происходит на самом деле, но кое в чем наука уже уверена. Выбрали любопытные факты о памяти человека из бестселлера «Память не изменяет» .

1. Беспорядок плохо отражается на памяти

Дисциплина ― залог успеха во всем, и запоминание не исключение. Будьте организованны: всегда кладите вещи, которые часто используете, на одно и то же место. - это и внутренний порядок. Чтобы извлекать воспоминания в нужный момент, память нуждается в их организованном хранении. Если вы организуете вашу жизнь, то организуете и вашу память.

Организованность создает систему и снижает стресс, который, как известно, является главным врагом памяти.

2. Воспоминания «живут» везде

В процессе памяти задействованы разные участки мозга, однако недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей.

Например, знания о том, что мы едим, как пахнет и выглядит еда и что мы с ней делаем, как покупаем ее, хранятся в отдельной зоне мозга каждое: форма - в зрительной коре головного мозга, тактильные ощущения - в премоторной и сенсорной областях, запах - в лобных долях и так далее. Эти зоны называются участками узнавания.

3. Память не книжный шкаф

Все, что хранится в нашем мозгу, не похоже на обычный шкаф, где книги просто лежат. Это скорее библиотека: к книгам (в нашем случае - к воспоминаниям) постоянно подходят «библиотекари», берут книги с полок, читают, передают кому-то. В роли таких «библиотекарей» выступает рабочая память: помимо хранения информации, она оперирует сохраненными в ней данными.

Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке.

4. Забывать не плохо

Оказывается, забывание столь же важно, как и запоминание. Человеку бывает очень сложно запоминать всю получаемую ежедневно информацию, а затем разыскивать ее в хранилище нашего мозга. Вот почему есть специальные механизмы в мозге (например, протеинфосфатаза), которые предназначены именно для забывания.

5. Нейронам нужен кислород

Нейроны очень чувствительны к снижению уровня кислорода в организме, которое происходит с годами, при этом понижается уровень их энергии. А чем меньше энергии, тем ниже уровень возбуждения, необходимый для, например, воспроизведения воспоминаний. В итоге страдает .

6. Никогда не поздно

Не стоит думать, что вы опоздали и заботиться о себе уже поздно. . К примеру, сорок лет - отличный момент, чтобы начать вести здоровый образ жизни. Занимаясь полезной умственной и общественной деятельностью, можно избежать многих расстройств памяти в более позднем возрасте.

7. Мозг самовосстанавливается

Несмотря на то что старость запрограммирована в генетическом коде каждого человека и что некоторые нейроны снижают свою клеточную активность или погибают, мозг все же единственный орган нашего тела, который способен развиваться и восстанавливаться. Явление самовосстановления мозга ученые-неврологи называют нейропластичностью.

Изменения, которые произойдут в нашем мозге и теле, во многом зависят от того, как мы заботились о своем организме до наступления старения.

Чтобы прийти к закату жизни, имея эффективно функционирующий мозг, нужно бороться со стрессом, заниматься физическими упражнениями, высыпаться, правильно питаться и тренировать ум.

P.S.: Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем 10 самых лучших материалов из блога МИФ. Не без подарков

Любопытные факты о памяти….

1. Научные работники ещё в 2001 доказали что у левшей, память развита лучше.
2. Внимание человека, может концентрироваться только 20 мин, как бы ни была интересна тема.
3. Взрослые люди, лучше всего помнят период жизни с 15 лет до 25 лет.
4. Временная память может содержать одновременно 7 единиц памяти, но она хранится не более 20-ти секунд.
5. Гипоталамус, главная часть, которая используется в процессах памяти. В процессе старения его функциональность уменьшается, так у человека которому 80 лет, теряется 20 % клеток
6. Заболевание, при котором человек не способен распознавать человеческие лица, называется — просопамнезия.
7. Если приравнять человеческий мозг с жёстким диском, то объем составил бы 2.5 млн. Гигабайт!

8. Профессия оказывает влияние на память. Доказано, что лучше других она сохраняется у артистов, дикторов, преподавателей (благодаря постоянным тренировкам — заучиванию текстов, воспроизведению этих отрывков), ученых (поскольку напряженно работают все отделы мозга, клетки и участки, ответственные за запоминание постоянно активны) и, как ни удивительно, пчеловодов (правда, только если они употребляют продукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами, помогающими улучшению памяти). Таким образом, чтобы сохранить память как можно дольше, необходимо, постоянно её тренировать, и закреплять результаты правильным питанием.

9. Ученые выяснили, что однообразная, скудная пища с повторяющимся изо дня в день меню замедляет работу памяти.

10. Считается, что память развивается по восходящей до 25 лет. Пик работы мозга и процесса запоминания приходится на 19-20 лет. Затем наступает стабильный период. После 50 лет функция памяти начинает угасать.

11. Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.

12. Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях.


13. Если вы хотите что-либо запомнить. Во-первых , для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.

Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли.

Второй закон памяти — повторение .

И, наконец, третий закон — ассоциации . Единственный способ надежно запомнить некий факт — это связать его с каким-либо другим.

Тренировка памяти

1. Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.

2. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп.

3. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.

4. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.

5. Закройте глаза и сосчитайте до двадцати.

6. Можно учить стихи. Главное – делать это постепенно и регулярно, постоянно увеличивая объем заучиваемого текста. К тому же стихи должны нравиться именно вам – если процесс заучивания будет проходить через силу, то хорошего результата вряд ли удастся достичь.

7. Вспоминайте прожитый день. Вечером, лежа перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, как кинопленку, причем в обратном порядке – с вечера до утра. При этом нужно постараться вспомнить как можно больше деталей.

8. Составляйте ассоциации. Например, все мы в детстве запоминали радугу при помощи фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первые буквы каждого слова ассоциируюся с цветами самой радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Точно так же можно попытаться запоминать события, придавая им ассоциации. Например, во время чтения представьте себе, что идете по улице. Каждое слово – это какая-то ее часть. Таким образом, разместив по маршруту, которым вы обычно ходите за хлебом, данные, вы потом их с легкостью вспомните. Каждый раз для новой информации нужно придумывать новые маршруты.

Главное – чтобы тренировки памяти приносили радость, а также чтобы вы осознавали их необходимость. Тогда в следующий раз вам не придется мучительно долго вспоминать имя того актера, который играл в фильме, который вы только вчера посмотрели.



Рассказать друзьям