Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»
Города Рославля Смоленской области
ЭССЕ
Выполнил: ученик 5 класса Б
Каширин Алексей
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Базаркина Ю.Н.
г. Рославль, 2014
«Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь»
Эссе
Есть люди, которые кормят котов,
А есть, которые их ласкают.
Есть люди, которые ахают при виде цветов,
А есть те, которые их поливают…
Жан Ансельм
Одним солнечным морозным днем я стоял на автобусной остановке. День был изумительный: искрящийся, сверкающий. Так хорошо!
Возле остановки стайка голубей. Какая-то девочка лет десяти крошила им хлеб. Птицы клевали и доверчиво приближались к ней. Она присела на корточки, захотела погладить птиц. Один, видимо уже наголодавшийся за эту короткую зиму, доверчиво жался к ней. Наверное, он думал, что руки, которые только что давали хлеб, не могут причинить зла. Но девочка думала иначе… В какой-то момент, я даже не понял, как это произошло, она сжала его в своих руках. Голубь рванулся, осознав опасность, и …хвост птицы остался у девочки в руках. Раненый голубь кое-как примостился на карнизе соседнего здания, а его обидчица ревела во весь голос, оттого что «птичка улетела». Её бабушка, наблюдавшая за происходящим, утешала «обиженную» внучку. Всех стоявших поразило случившееся. Люди гневно комментировали поступок девочки и реакцию её бабушки. Но меня поразила бабушка, которая утешала свою внучку, ни словом не укорив её и не вспомнив про несчастную птицу.
День как-то сразу померк…
Наверное, многие скажут: « Ну что такого страшного произошло?!» В этом-то весь и ужас! Мы привыкли относиться к окружающему нас миру как к нашей собственности.
Вспомнились слова Лиса из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: « Не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Этими словами можно обратиться и к девочке, и к её бабушке. Ведь если сейчас ребенку не объяснить весь ужас её поступка, чем это может обернуться в будущем?!
Мы все хотим, чтобы нас любили. Но я только сейчас понял, что эта любовь должна быть разумной, иначе она приносит зло. Мать, бабушка так добра, так всепрощающа к ребенку, что он вырастет бездушным эгоистом.
Наверное, это имел в виду Лис из сказки А. де Сент-Экзюпери, открыв на прощанье Маленькому принцу свой секрет. Он сказал: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазам не увидишь».
Слова мудрого Лиса вошли в сердце мальчика, и оно стало зорким. Маленький принц научился видеть то, что глазами не увидишь.
Вот бы каждому из нас на пути встретился такой мудрый Лис…
— Здравствуй, - сказал он.
— Я — Лис.
— Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно…
— Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
— Ах, извини, - сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
— А как это - приручить?
— Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. -
— Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.
И я буду для тебя один в целом свете…
— Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза… наверно, она меня приручила…
— Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает.
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. -
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
— А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
— Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часовпочувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
— Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, - сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, - возразил Лис, он умолк, потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили.
— Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
— Прощай… - сказал он.
— Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Мы живем в материальном мире, нам приносит удовольствие или, наоборот, разочарование то, что мы можем видеть, слышать, осязать, обонять. Это называется чувствами. Однако существует в нашем материальном мире множество понятий и реалий, не подвластных такому восприятию: разум, честь, долг, достоинство, совесть, душевные муки, любовь, дружба, взаимопонимание, ностальгия. Этот список можно продолжить до бесконечности. Можно расставить вокруг себя красивые вещи, но чувствовать себя глубоко несчатливым человеком. Можно владеть несметными богатствами, но быть при этом немощным. Что в этой жизни для человека является главным, а что второстепенным? Этот вопрос пытается решить главный герой сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Прислушаемся ли мы к маленькому сказочному мальчику?
«Самого главного глазами не увидишь», - вторит Маленький принц своему мудрому другу Лису. Эту тайну они постигли недавно, но не собираются ее скрывать от нас, читателей. Поначалу рассуждения Маленького принца и Лиса кажутся весьма наивными. Маленький принц приручил Лиса, как тот его и просил. Но сейчас пришел миг разлуки. «Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил», - оправдывается Маленький принц, понимая, что разлука принесет только слезы и печаль. Лис напоминает про золотые колосья. Они имеют такой же золотой цвет, как и волосы Маленького принца. После расставания золотая пшеница будет напоминать Лису о Маленьком принце.
Для настоящей дружбы не существует препятствий. Даже вынужденное расставание не обрывает тонкую душевную связь между близкими людьми. Основой дружбы являются взаимопонимание и взаимоуважение. Друзья готовы помочь друг другу в трудной ситуации, готовы разделить и радость, и веселье, и успехи. И каждый из них понимает, что расставание - это отнюдь не повод для страданий. Километры дорог, и временных и пространственных, никогда не разрушат настоящую дружбу. Я думаю, что именно об этом Лис говорит Маленькому принцу, советуя внимательнее присмотреться к розе: «Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире». История розы раскрывает еще одну грань священного обряда «приручения».
Капризная роза стала Маленькому принцу самой дорогой во Вселенной именно благодаря тому, что он ее приручил. Он ее поливал каждый день, накрывал стеклянным колпаком, загораживал ширмой, оберегал от ветра. Для нее Маленький принц убивал гусениц. Слушал ее многочисленные жалобы и даже прислушивался, когда она умолкала. Настоящая любовь невозможна без теплой, трепетной заботы. Любимых людей необходимо беречь и лелеять, словно прекрасную розу. Роза была дорога Маленькому принцу, потому что он отдавал ей все свои дни. Мы в ответе за тех, кого приручили! Мы в ответе за тех, кого любим и кто любит нас!
А люди, обремененные ежедневной борьбой за выживание, зачастую забывают эту простую истину. Символичным в этом плане является эпизод со стрелочником. «Как они спешат! Чего они ищут?» - удивляется Маленький принц, наблюдая за тем, как стрелочник сортирует пассажиров и отправляет их в поездах по тысяче человек зараз. Люди спешат неизвестно куда, неизвестно зачем в огромном поезде под названием жизнь. «Там хорошо, где нас нет», - только и успевают выдохнуть люди, меняя направление своего движения. И только маленькие дети, прижимаясь носами к холодным окнам, замечают вокруг что- то большее, нежели суматошное, хаотичное движение.
Дети знают, что ищут. Если им что-то нравится, они всю силу своей маленькой нежной души отдают самому дорогому. Поэтому дети умеют так искренно радоваться и веселиться, так горько плакать, теряя дорогие сердцу вещи.
Маленький принц пытается убедить даже рассказчика-летчика, который понимает гораздо больше, чем все остальные взрослые, что истина проста: «Самого главного глазами не увидишь». Конечно, усмехается летчик: что ты можешь знать о такой трудной земной жизни, маленький сказочный мальчик? Ты ведь никогда не испытывал ни голода, ни жажды, довольствуясь солнечным лучом. Муки голода и жажды мучительны. Но Маленький принц убежден: «Вода бывает нужна и сердцу…»
Выдающийся французский писатель А. де Сент-Экзюпери говорил, что для него «существует лишь одна проблема, единая в мире - возвратить людям духовную сущность, духовные заботы». С этой целью он пишет философскую сказку-притчу «Маленький принц». Чему именно сказку, ведь этот жанр предназначен большей частью для детей? Сам автор отвечает: «Все взрослые сначала были детьми…».
«Взрослые» и «дети» противопоставляются в сказке «Маленький принц» не за возрастными признаками, а по системе ценностей, важной для них. Для взрослых важные богатства, власть, честолюбие. А «детская» душа жаждет взаимопонимания, чистоты в отношениях, радости каждого дня, красоты.
Маленький принц, попав на Землю, открывает для себя новый мир с другими людьми. Он с удивлением замечает, что люди спешат, стараются экономить время, но тратят его нецелесообразно, не умеют для своего удовлетворения воспользоваться тем, что им может дать природа. «Люди набиваются в быстрые поезда, но они не знают, что ищут,- сказал маленький принц. Поэтому они суетятся и крутят то сюда, то туда…». Дальше он уточняет: «А то, что они ищут, можно было бы найти в одной розе, в глотке воды…». Тем не менее именно на Земле мальчик постиг мудрость. Лиса объяснила ему, что дружба - это когда люди нужны друг другу и отвечают один за одного. И наиболее дорогим оказывается то, во что вкладываешь свою работу, заботы, время и душу. Настоящий друг - это дорогое сокровище. Люди «покупают вещи готовыми у торговцев. Но нет таких торговцев, которые продавали бы друзей».
В разговоре с летчиком маленький принц говорит: «Люди на твоей планете выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, что ищут…». А «главнейшего глазами не увидишь… Это как с цветком. Если ты любишь цветок, который растет где-то на звезде,- ночью тебе приятно смотреть на небо. Все звезды расцветают».
Сказка преисполнена образами-символами, которые несут в себе глубокое философское содержание. Это и роза, и Лиса, и Змея, и колодец с живой водой, и поезда, и сам Маленький принц, и много других.
Сент-Экзюпери стремился, чтобы люди, прочитав сказку «Маленький принц», задумались над важными вопросами смысла бытия человечества и отдельного человека: для чего человек живой, что в ее жизни самое главное, какие ценности являются настоящими, а какие фальшивыми. Писатель утверждает мысль о необходимости наполнить жизнь духовным содержанием.
- Новое!
Ответственность - главное отличительное качество человека. (Если бы из всех мудрых изречений Маленького принца надо было выбрать одно, то им стало бы следующее: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Потому что ответственность - главное, что отличает...
- Новое!
Сказка Антуана де Сент-Экзюпери наполнена мудростью, словно кувшин - прохладной водой. Это мудрость, утоляющая жажду. Не нравоучения - а советы друга. Больше всего мне нравится в сказке глава, повествующая о взаимоотношениях Маленького принца с...
Маленький принц, путешествуя по планетам, встречается с удивительными существами. Они занимаются странными вещами, не имеющими никакого смысла. Один считает звезды, не помня, как они называются, потом пишет на бумажке их количество, кладет в сейф и считает,...
Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» удивительна. Она не похожа ни на одну сказку, которых я немало прочитал в детстве. Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена...
Эссе
Мой взгляд на воспитание: зорко одно лишь сердце.
На этот раз привычную тишину прервало жалобное мяуканье. С укором подняла глаза: кто решил пошутить? Но ребята с недоумением взглянули друг на друга, мол, не я. Мяуканье, еще жалобнее, пронзило слух.
Шустрый Алеша бросился к окну и ахнул! Тут же весь мой 6-й класс оказался пригвожденным к окну. В глазах стоял немой вопрос: можно? Не успела кивнуть головой, как мои ребята горошком высыпались на улицу.
Котенок, с одним слезящимся глазом и белой пеленой вместо другого, отчаянно пытался подняться по ступенькам лестницы, волоча уродливо перевернутую лапку. Через секунду он оказался в руках ребят, и все хотели дотронуться, приласкать своим теплом; кто-то нашел крошки печенья, кто-то побежал в столовую за оставшейся кашей, но никто не мог сдержать слез. Проходившая тетя Маня, уборщица Дома Культуры, успела прошептать: вчера бурно проходила дискотека, пьяная группа подростков, хохоча, вместо мяча, пинали живого котенка.
Десяток пар глаз ждал от меня ответа: как же так? Он же –живой! А у меня то же самое недоумение: как же так? Увы, вчерашние подростки – это дети сегодняшнего общества, погрязшего в жестокости; общества, где ложь и насилие стали нормой нашей жизни.
Глядя в полные слез глаза детей, я судорожно ловлю себя на мысли: как сохранить мне в сегодняшних моих шестиклассниках этот чистый взгляд на мир; эти руки, протянутые на помощь котенку; эти сердца, полные сопереживания, чтобы завтра не увидеть растоптанную клумбу, повсюду разбросанные бутылки из-под пива, не услышать это жутко оскорбительное обращение –«телка» - в адрес девушек.
Но как? К сожалению, сегодня очень трудно влиять на сознание конкретного подростка: само общество больно, и вылечить его только силами педагогов невозможно. До тех пор, пока не будут решены многие общественные проблемы: экономические, политические, межнациональные, педагогам будет очень тяжело бороться с дефицитом нравственности и позитивных ценностей.
Но я точно знаю: теперь это будет делом всей моей жизни и чести на последующие годы. Признаюсь, мне сейчас совсем не просто, нахожусь словно на перепутье: выпустив свой 11 класс, который был обожаем не только мной, но ставший лучшим выпуском в истории школы и гордостью ее, я приняла новых детей. Да, очень славных, но…других! Я не знаю, пригодится ли мой багаж педагогических идей и методов в работе с новыми детьми, но точно знаю, что не изменю своему принципу. Этот принцип до меня озвучил Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце», ведь ни один учебник по педагогике не даст готовые ответы на сотни ситуаций, случающихся в нашей с детьми жизни, поэтому я полагаюсь чаще всего на свое сердце - оно не обманет.
Да простят меня умные головы, но мне не нравится выражение: я воспитываю. Мне кажется, я не воспитываю: я живу с ними, дышу ими и люблю! И умных и не очень; и добрых, и не всегда.
Значит, вот те заповеди (если можно их так называть), которыми я буду руководствоваться в работе с моими шестиклассниками.
Я создам уют в нашем кабинете, где мы будем жить и творить, спорить и мечтать. У меня никогда не будут серые стены и желтые парты, но всегда будут цветы, яркими лепестками зовущие в мир за окном.
Я лишний раз напомню, что «…первым было Слово». Великое Слово, способное убить и спасти. Слово, способное полки за собой повести. Так, первостепенная задача – научить культуре общения, чтобы она исключала пошлость из нашей жизни и вульгарность, а возвышала чувство достоинства каждого из нас.
Сотрудничество –книжно звучит! Но именно оно – залог наших успехов. Как же я люблю подготовительную суету перед мероприятиями- слово за слово, шутки, безудержный хохот- глядишь, и костюмы сшили, и песня зазвучала, и танец разучили. Я уверена, что публика приходит посмотреть именно на наши « маленькие шедевры»-выступления, ведь мы пропагандируем то, чего так не хватает в нашей жизни –Красоту!
В нашей жизни нет мелочей… Открываю тетрадь – вместо сочинения отчаянные строки влюбленной девочки: «Что мне делать? Он мне говорил, что я нравлюсь – я поверила, а теперь он меня избегает. Как бы Вы поступили на моем месте: подойти мне первой или нет?» Наивно? Для нас- да! Но не ей! Я могу отмахнуться банальной фразой, мол, у тебя еще все впереди, будет у тебя еще большая любовь. Она страдает сейчас, значит, моя помощь нужна в данную минуту.
Я уверена, ничто так не сближает нас с учениками, как личный пример во всем. Играю ли я в баскетбол, занимаюсь ли фитнесом, выступаю ли со сцены, когда мой класс, сплоченно усевшись в ряд, скандирует: «Вы-лучшая!» - я верю, что они искренни, а значит, я и должна быть такой: яркой, красивой, умной, интересной.
И еще: мне не стыдно учиться у ребят, вникая в их конфликты…Захожу в класс и вижу: Миша, умница, но самый безобидный! – сидит со здоровенным фингалом под глазом. Молчит упорно. Выясняется: «крутые» поселковые ребята невзлюбили «деревенского ботаника». Моя первая реакция –позвонить отцу! В милицию! Но ребята сказали:
- Не надо. Так будет хуже.
- Ну, почему?
- Тут другие законы. Мы должны сами разобраться. Не вмешивайтесь – Вы можете пострадать.
Боже! Как же мне донести до них самую мудрую, как гарантию выживания человечества, философию христианства - ударили тебя в левую щеку, подставь правую. Нет, эта мудрость слишком для них тонка: не поймут. Если и не покрутят пальчиком у виска, с недоумением точно спросят: «Это Вы – серьезно?». Но должны же они понять, что зло порождает зло, и кто- то должен его остановить. Должна ли я принять их игру? Но понять их законы я точно должна, с позиции старшего.
И когда на вечере выпускников отец Миши сказал: « Я никогда не забуду то, что Вы сделали для Миши», я подумала: как же важно иногда суметь защитить наших ребят от них же самих, даже самых любимых.
Нет, я вовсе не претендую на роль великого педагога, более того, получив 5-й класс, меня снова терзают мысли: «Способна ли я стать носителем тех нравственных качеств, которые пытаюсь передать своим воспитанникам». Ведь снова начинаю новый путь, путь проб и ошибок. Я снова начинаю работу над собой. И снова всплывают в памяти строки Экзюпери:
…Прощай,- сказал Лис. – Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли одну истину, - сказал Лис,- но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
- Ты в ответе за тех, кого приручил, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.