Эссе "Мой взгляд на воспитание:зорко одно лишь сердце".

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»

Города Рославля Смоленской области

ЭССЕ

Выполнил: ученик 5 класса Б

Каширин Алексей

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Базаркина Ю.Н.

г. Рославль, 2014

«Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь»

Эссе

Есть люди, которые кормят котов,

А есть, которые их ласкают.

Есть люди, которые ахают при виде цветов,

А есть те, которые их поливают…

Жан Ансельм

Одним солнечным морозным днем я стоял на автобусной остановке. День был изумительный: искрящийся, сверкающий. Так хорошо!

Возле остановки стайка голубей. Какая-то девочка лет десяти крошила им хлеб. Птицы клевали и доверчиво приближались к ней. Она присела на корточки, захотела погладить птиц. Один, видимо уже наголодавшийся за эту короткую зиму, доверчиво жался к ней. Наверное, он думал, что руки, которые только что давали хлеб, не могут причинить зла. Но девочка думала иначе… В какой-то момент, я даже не понял, как это произошло, она сжала его в своих руках. Голубь рванулся, осознав опасность, и …хвост птицы остался у девочки в руках. Раненый голубь кое-как примостился на карнизе соседнего здания, а его обидчица ревела во весь голос, оттого что «птичка улетела». Её бабушка, наблюдавшая за происходящим, утешала «обиженную» внучку. Всех стоявших поразило случившееся. Люди гневно комментировали поступок девочки и реакцию её бабушки. Но меня поразила бабушка, которая утешала свою внучку, ни словом не укорив её и не вспомнив про несчастную птицу.

День как-то сразу померк…

Наверное, многие скажут: « Ну что такого страшного произошло?!» В этом-то весь и ужас! Мы привыкли относиться к окружающему нас миру как к нашей собственности.

Вспомнились слова Лиса из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: « Не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Этими словами можно обратиться и к девочке, и к её бабушке. Ведь если сейчас ребенку не объяснить весь ужас её поступка, чем это может обернуться в будущем?!

Мы все хотим, чтобы нас любили. Но я только сейчас понял, что эта любовь должна быть разумной, иначе она приносит зло. Мать, бабушка так добра, так всепрощающа к ребенку, что он вырастет бездушным эгоистом.

Наверное, это имел в виду Лис из сказки А. де Сент-Экзюпери, открыв на прощанье Маленькому принцу свой секрет. Он сказал: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазам не увидишь».

Слова мудрого Лиса вошли в сердце мальчика, и оно стало зорким. Маленький принц научился видеть то, что глазами не увидишь.

Вот бы каждому из нас на пути встретился такой мудрый Лис…


— Здравствуй, - сказал он.
— Я — Лис.
— Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно…
— Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
— Ах, извини, - сказал Маленький принц.

Но, подумав, спросил:

— А как это - приручить?
— Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. -
— Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете…

— Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза… наверно, она меня приручила…
— Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. -

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

— Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часовпочувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

— Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, - сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, - возразил Лис, он умолк, потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

— Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили.
— Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

— Прощай… - сказал он.
— Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Мы живем в материальном мире, нам прино­сит удовольствие или, наоборот, разочарование то, что мы можем видеть, слышать, осязать, обо­нять. Это называется чувствами. Однако суще­ствует в нашем материальном мире множество понятий и реалий, не подвластных такому вос­приятию: разум, честь, долг, достоинство, со­весть, душевные муки, любовь, дружба, взаимо­понимание, ностальгия. Этот список можно про­должить до бесконечности. Можно расставить вокруг себя красивые вещи, но чувствовать себя глубоко несчатливым человеком. Можно владеть несметными богатствами, но быть при этом не­мощным. Что в этой жизни для человека являет­ся главным, а что второстепенным? Этот вопрос пытается решить главный герой сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Прислуша­емся ли мы к маленькому сказочному мальчику?

«Самого главного глазами не увидишь», - вторит Маленький принц своему мудрому другу Лису. Эту тайну они постигли недавно, но не со­бираются ее скрывать от нас, читателей. Понача­лу рассуждения Маленького принца и Лиса ка­жутся весьма наивными. Маленький принц при­ручил Лиса, как тот его и просил. Но сейчас при­шел миг разлуки. «Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя при­ручил», - оправдывается Маленький принц, по­нимая, что разлука принесет только слезы и пе­чаль. Лис напоминает про золотые колосья. Они имеют такой же золотой цвет, как и волосы Ма­ленького принца. После расставания золотая пшеница будет напоминать Лису о Маленьком принце.

Для настоящей дружбы не существует препят­ствий. Даже вынужденное расставание не обры­вает тонкую душевную связь между близкими людьми. Основой дружбы являются взаимопони­мание и взаимоуважение. Друзья готовы помочь друг другу в трудной ситуации, готовы разделить и радость, и веселье, и успехи. И каждый из них понимает, что расставание - это отнюдь не по­вод для страданий. Километры дорог, и времен­ных и пространственных, никогда не разрушат настоящую дружбу. Я думаю, что именно об этом Лис говорит Маленькому принцу, советуя внима­тельнее присмотреться к розе: «Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире». История розы раскрывает еще одну грань священного обряда «приручения».

Капризная роза стала Маленькому принцу са­мой дорогой во Вселенной именно благодаря тому, что он ее приручил. Он ее поливал каждый день, накрывал стеклянным колпаком, загора­живал ширмой, оберегал от ветра. Для нее Ма­ленький принц убивал гусениц. Слушал ее мно­гочисленные жалобы и даже прислушивался, когда она умолкала. Настоящая любовь невоз­можна без теплой, трепетной заботы. Любимых людей необходимо беречь и лелеять, словно пре­красную розу. Роза была дорога Маленькому принцу, потому что он отдавал ей все свои дни. Мы в ответе за тех, кого приручили! Мы в ответе за тех, кого любим и кто любит нас!

А люди, обремененные ежедневной борьбой за выживание, зачастую забывают эту простую ис­тину. Символичным в этом плане является эпи­зод со стрелочником. «Как они спешат! Чего они ищут?» - удивляется Маленький принц, наблю­дая за тем, как стрелочник сортирует пассажи­ров и отправляет их в поездах по тысяче человек зараз. Люди спешат неизвестно куда, неизвестно зачем в огромном поезде под названием жизнь. «Там хорошо, где нас нет», - только и успевают выдохнуть люди, меняя направление своего дви­жения. И только маленькие дети, прижимаясь носами к холодным окнам, замечают вокруг что- то большее, нежели суматошное, хаотичное дви­жение.

Дети знают, что ищут. Если им что-то нравит­ся, они всю силу своей маленькой нежной души отдают самому дорогому. Поэтому дети умеют так искренно радоваться и веселиться, так горько плакать, теряя дорогие сердцу вещи.

Маленький принц пытается убедить даже рассказчика-летчика, который понимает гораздо больше, чем все остальные взрослые, что истина проста: «Самого главного глазами не увидишь». Конечно, усмехается летчик: что ты можешь знать о такой трудной земной жизни, маленький сказочный мальчик? Ты ведь никогда не испы­тывал ни голода, ни жажды, довольствуясь сол­нечным лучом. Муки голода и жажды мучитель­ны. Но Маленький принц убежден: «Вода быва­ет нужна и сердцу…»

Выдающийся французский писатель А. де Сент-Экзюпери говорил, что для него «существует лишь одна проблема, единая в мире - возвратить людям духовную сущность, духовные заботы». С этой целью он пишет философскую сказку-притчу «Маленький принц». Чему именно сказку, ведь этот жанр предназначен большей частью для детей? Сам автор отвечает: «Все взрослые сначала были детьми…».

«Взрослые» и «дети» противопоставляются в сказке «Маленький принц» не за возрастными признаками, а по системе ценностей, важной для них. Для взрослых важные богатства, власть, честолюбие. А «детская» душа жаждет взаимопонимания, чистоты в отношениях, радости каждого дня, красоты.

Маленький принц, попав на Землю, открывает для себя новый мир с другими людьми. Он с удивлением замечает, что люди спешат, стараются экономить время, но тратят его нецелесообразно, не умеют для своего удовлетворения воспользоваться тем, что им может дать природа. «Люди набиваются в быстрые поезда, но они не знают, что ищут,- сказал маленький принц. Поэтому они суетятся и крутят то сюда, то туда…». Дальше он уточняет: «А то, что они ищут, можно было бы найти в одной розе, в глотке воды…». Тем не менее именно на Земле мальчик постиг мудрость. Лиса объяснила ему, что дружба - это когда люди нужны друг другу и отвечают один за одного. И наиболее дорогим оказывается то, во что вкладываешь свою работу, заботы, время и душу. Настоящий друг - это дорогое сокровище. Люди «покупают вещи готовыми у торговцев. Но нет таких торговцев, которые продавали бы друзей».

В разговоре с летчиком маленький принц говорит: «Люди на твоей планете выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, что ищут…». А «главнейшего глазами не увидишь… Это как с цветком. Если ты любишь цветок, который растет где-то на звезде,- ночью тебе приятно смотреть на небо. Все звезды расцветают».

Сказка преисполнена образами-символами, которые несут в себе глубокое философское содержание. Это и роза, и Лиса, и Змея, и колодец с живой водой, и поезда, и сам Маленький принц, и много других.

Сент-Экзюпери стремился, чтобы люди, прочитав сказку «Маленький принц», задумались над важными вопросами смысла бытия человечества и отдельного человека: для чего человек живой, что в ее жизни самое главное, какие ценности являются настоящими, а какие фальшивыми. Писатель утверждает мысль о необходимости наполнить жизнь духовным содержанием.

  1. Новое!

    Ответственность - главное отличительное качество человека. (Если бы из всех мудрых изречений Маленького принца надо было выбрать одно, то им стало бы следующее: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Потому что ответственность - главное, что отличает...

  2. Маленький принц, путешествуя по планетам, встречается с удивительными существами. Они занимаются странными вещами, не имеющими никакого смысла. Один считает звезды, не помня, как они называются, потом пишет на бумажке их количество, кладет в сейф и считает,...

    Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» удивительна. Она не похожа ни на одну сказку, которых я немало прочитал в детстве. Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена...

  3. Новое!

    Сказка Антуана де Сент-Экзюпери наполнена мудрос­тью, словно кувшин - прохладной водой. Это мудрость, утоляющая жажду. Не нравоучения - а советы друга. Больше всего мне нравится в сказке глава, повествую­щая о взаимоотношениях Маленького принца с...

Эссе

Мой взгляд на воспитание: зорко одно лишь сердце.

На этот раз привычную тишину прервало жалобное мяуканье. С укором подняла глаза: кто решил пошутить? Но ребята с недоумением взглянули друг на друга, мол, не я. Мяуканье, еще жалобнее, пронзило слух.

Шустрый Алеша бросился к окну и ахнул! Тут же весь мой 6-й класс оказался пригвожденным к окну. В глазах стоял немой вопрос: можно? Не успела кивнуть головой, как мои ребята горошком высыпались на улицу.

Котенок, с одним слезящимся глазом и белой пеленой вместо другого, отчаянно пытался подняться по ступенькам лестницы, волоча уродливо перевернутую лапку. Через секунду он оказался в руках ребят, и все хотели дотронуться, приласкать своим теплом; кто-то нашел крошки печенья, кто-то побежал в столовую за оставшейся кашей, но никто не мог сдержать слез. Проходившая тетя Маня, уборщица Дома Культуры, успела прошептать: вчера бурно проходила дискотека, пьяная группа подростков, хохоча, вместо мяча, пинали живого котенка.

Десяток пар глаз ждал от меня ответа: как же так? Он же –живой! А у меня то же самое недоумение: как же так? Увы, вчерашние подростки – это дети сегодняшнего общества, погрязшего в жестокости; общества, где ложь и насилие стали нормой нашей жизни.

Глядя в полные слез глаза детей, я судорожно ловлю себя на мысли: как сохранить мне в сегодняшних моих шестиклассниках этот чистый взгляд на мир; эти руки, протянутые на помощь котенку; эти сердца, полные сопереживания, чтобы завтра не увидеть растоптанную клумбу, повсюду разбросанные бутылки из-под пива, не услышать это жутко оскорбительное обращение –«телка» - в адрес девушек.

Но как? К сожалению, сегодня очень трудно влиять на сознание конкретного подростка: само общество больно, и вылечить его только силами педагогов невозможно. До тех пор, пока не будут решены многие общественные проблемы: экономические, политические, межнациональные, педагогам будет очень тяжело бороться с дефицитом нравственности и позитивных ценностей.

Но я точно знаю: теперь это будет делом всей моей жизни и чести на последующие годы. Признаюсь, мне сейчас совсем не просто, нахожусь словно на перепутье: выпустив свой 11 класс, который был обожаем не только мной, но ставший лучшим выпуском в истории школы и гордостью ее, я приняла новых детей. Да, очень славных, но…других! Я не знаю, пригодится ли мой багаж педагогических идей и методов в работе с новыми детьми, но точно знаю, что не изменю своему принципу. Этот принцип до меня озвучил Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце», ведь ни один учебник по педагогике не даст готовые ответы на сотни ситуаций, случающихся в нашей с детьми жизни, поэтому я полагаюсь чаще всего на свое сердце - оно не обманет.

Да простят меня умные головы, но мне не нравится выражение: я воспитываю. Мне кажется, я не воспитываю: я живу с ними, дышу ими и люблю! И умных и не очень; и добрых, и не всегда.

Значит, вот те заповеди (если можно их так называть), которыми я буду руководствоваться в работе с моими шестиклассниками.

Я создам уют в нашем кабинете, где мы будем жить и творить, спорить и мечтать. У меня никогда не будут серые стены и желтые парты, но всегда будут цветы, яркими лепестками зовущие в мир за окном.

Я лишний раз напомню, что «…первым было Слово». Великое Слово, способное убить и спасти. Слово, способное полки за собой повести. Так, первостепенная задача – научить культуре общения, чтобы она исключала пошлость из нашей жизни и вульгарность, а возвышала чувство достоинства каждого из нас.

Сотрудничество –книжно звучит! Но именно оно – залог наших успехов. Как же я люблю подготовительную суету перед мероприятиями- слово за слово, шутки, безудержный хохот- глядишь, и костюмы сшили, и песня зазвучала, и танец разучили. Я уверена, что публика приходит посмотреть именно на наши « маленькие шедевры»-выступления, ведь мы пропагандируем то, чего так не хватает в нашей жизни –Красоту!

В нашей жизни нет мелочей… Открываю тетрадь – вместо сочинения отчаянные строки влюбленной девочки: «Что мне делать? Он мне говорил, что я нравлюсь – я поверила, а теперь он меня избегает. Как бы Вы поступили на моем месте: подойти мне первой или нет?» Наивно? Для нас- да! Но не ей! Я могу отмахнуться банальной фразой, мол, у тебя еще все впереди, будет у тебя еще большая любовь. Она страдает сейчас, значит, моя помощь нужна в данную минуту.

Я уверена, ничто так не сближает нас с учениками, как личный пример во всем. Играю ли я в баскетбол, занимаюсь ли фитнесом, выступаю ли со сцены, когда мой класс, сплоченно усевшись в ряд, скандирует: «Вы-лучшая!» - я верю, что они искренни, а значит, я и должна быть такой: яркой, красивой, умной, интересной.

И еще: мне не стыдно учиться у ребят, вникая в их конфликты…Захожу в класс и вижу: Миша, умница, но самый безобидный! – сидит со здоровенным фингалом под глазом. Молчит упорно. Выясняется: «крутые» поселковые ребята невзлюбили «деревенского ботаника». Моя первая реакция –позвонить отцу! В милицию! Но ребята сказали:

- Не надо. Так будет хуже.

- Ну, почему?

- Тут другие законы. Мы должны сами разобраться. Не вмешивайтесь – Вы можете пострадать.

Боже! Как же мне донести до них самую мудрую, как гарантию выживания человечества, философию христианства - ударили тебя в левую щеку, подставь правую. Нет, эта мудрость слишком для них тонка: не поймут. Если и не покрутят пальчиком у виска, с недоумением точно спросят: «Это Вы – серьезно?». Но должны же они понять, что зло порождает зло, и кто- то должен его остановить. Должна ли я принять их игру? Но понять их законы я точно должна, с позиции старшего.

И когда на вечере выпускников отец Миши сказал: « Я никогда не забуду то, что Вы сделали для Миши», я подумала: как же важно иногда суметь защитить наших ребят от них же самих, даже самых любимых.

Нет, я вовсе не претендую на роль великого педагога, более того, получив 5-й класс, меня снова терзают мысли: «Способна ли я стать носителем тех нравственных качеств, которые пытаюсь передать своим воспитанникам». Ведь снова начинаю новый путь, путь проб и ошибок. Я снова начинаю работу над собой. И снова всплывают в памяти строки Экзюпери:

Прощай,- сказал Лис. – Вот мой секрет. Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- Люди забыли одну истину, - сказал Лис,- но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

- Ты в ответе за тех, кого приручил, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.



Рассказать друзьям