Здоровье детей в детском саду. Укрепление здоровья детей в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Большинство родителей, которые отдают своего малыша в дошкольное учреждение, отмечают тот факт, что ребенок в саду часто болеет . И порой складывается такое впечатление, что проще уж перевести кроху на домашнее обучение, чем водить в садик, и с периодичностью раз в месяц уходить на больничный. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, которые помогают работающей маме. А если нет? Постоянные болезни ребенка в детском саду становятся действительно болезненной темой для множества родителей.

Почему ребенок болеет в саду

Чаще всего родители обвиняют работников детсада в постоянных простудах своего ребенка. Им кажется, что именно из-за невнимательности и халатного отношения воспитателей их кроху недостаточно хорошо одевают, заставляют долго находиться в группе в теплой курточке, так что он успевает вспотеть, а потом выводят бедняжку на сквозняк, заставляют кататься на холодной металлической горке или играться в мокром песке. Доля правды в этом, несомненно, есть. Но мнение о том, что ребенок в саду постоянно болеет из-за ненадлежащего ухода за ним, скорее ошибочное.

Условия детского сада, конечно, тепличными не назовешь, и одновременно за 30 детьми в группе уследить практически невозможно, но воспитатель и нянечка все же могут обеспечить малышам нормальный уход. А причиной всех болезней скорее является множество контактов между детьми в группе, посредством которых респираторные инфекции и вирусы молниеносно передаются от одних детей другим и быстро распространяются воздушно-капельным путем.

Здоровье детей в детском саду

Но насколько опасны детсадовские инфекции? А может, они даже полезны? Не удивляйтесь, это действительно так. Давайте рассуждать вместе. Все мы знаем о ветрянке и краснухе. Такие инфекционные болезни быстро и сравнительно легко проходят у маленьких детей, оставляя после себя стойкий иммунитет, как минимум, на следующие 10-15 лет. Но эти же заболевания могут дать тяжелейшие осложнения в организме взрослого человека. Именно поэтому наши бабушки и дедушки вели детей к знакомым, в семьях которых ребенок заболевал краснухой, чтобы и их малыш как можно раньше перенес эту инфекцию. Сейчас существует множество прививок от различных заболеваний, но старый добрый способ «проконтактировать и переболеть» еще никто не отменял, и сделать это намного легче как раз в группе детского сада.

Что же касается других инфекций, вызывающих ОРЗ у детей. То после перенесенной болезни у ребенка точно также вырабатывается иммунитет к ее возбудителю, и чисто теоретически благополучно минувшие болезни укрепляют общий иммунитет малыша. Другое дело, что возбудителей болезней существует великое множество, и организм ребенка может каждый раз сталкиваться с новым видом вируса. В таком случае иммунитет уже не будет распознавать возбудителя инфекции, позволяя болезни снова и снова поражать организм крохи, вызывая неприятные ощущения у ребенка и принося множество волнений родителям.

Но, несмотря на это, все же будет лучше, если ребенок перенесет некоторые инфекции в детском саду, и уже в школе сможет противостоять хотя бы части из них. Ведь пропустить неделю в детском саду легче, чем самостоятельно осваивать школьную программу на больничном. Поэтому, даже если ребенок болеет в детском саду чаще, чем дома, не отказывайтесь от садика. Постарайтесь найти работу со свободным графиком, или, если есть возможность, не торопитесь выходить на работу сразу после окончания декрета. Следите за здоровьем своего ребенка. Как только заметите первые признаки простуды или вирусной инфекции, оставляйте ребенка дома и спокойно лечитесь. Если начинать лечение вовремя, можно обойтись и без сильных препаратов, использовать чаи, ванны, ингаляции и другие народные средства.

Помните, что осенняя слякоть и весенняя оттепель – самые опасные периоды, когда усиливается частота заболеваний вирусными инфекциями. Поэтому будьте внимательны. Посоветуйтесь с педиатром, он может назначить ребенку в это время дополнительные витамины для активизации иммунитета.

Укрепляйте здоровье ребенка круглый год. Установите сбалансированный рацион питания, старайтесь выбирать для ребенка правильную одежду по сезону, чтобы он не потел и не переохлаждался, а также обязательно практикуйте . Для этого после ванны обливайте ребенка прохладной водой, постепенно уменьшая ее температуру. Ходите летом босяком по траве и камешкам. Полощите горло раствором морской соли. Все это укрепит иммунитет ребенка и поможет ему противостоять всем вирусным заболеваниями, с которыми непременно придется сталкиваться в детском саду.

Если Вы только хотите отдавать своего малыша в детский сад, начинайте готовиться к этому заранее. Не стоит создавать для ребенка дома слишком комфортные условия, ограждать его от любого малейшего сквозняка и подстилать теплые одеяла везде, где он садится. В детском саду этого никто делать не будет, а значит, велика вероятность того, что малыш быстро начнет болеть. Не закармливайте кроху. Готовьте полезные блюда, желательно похожие на меню детского сада.

Когда будете , осмотрите условия в группе, спортзале и коридорах. Узнайте, водят ли детей на какие-либо занятия через холодные переходы, посмотрите, где они гуляют и в каких условиях спят. Поговорите с заведующей и старшей медсестрой. Расскажите обо всех возможных проблемах со здоровьем, которые могут возникнуть у малыша. Особо важно упомянуть об аллергии, чтобы исключить вероятность контакта ребенка с аллергеном. Не забудьте лично поговорить с воспитателем. Расскажите о своих пожеланиях относительно питания крохи и его одежды во время прогулок. Все это поможет Вам избежать частых болезней и сохранить только самые приятные воспоминания о детском садике.

Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение – это, прежде всего, агрессивная вирусно-микробная среда с постоянной частотой обновления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый попавший в эту среду ребенок находится под угрозой постоянных инфекционных и простудных заболеваний.

К сожалению, некоторые несознательные родители ведут своих детей в сад, не обращая внимания на постоянный насморк, а порой даже кашель и другие симптомы начинающейся болезни. Однако не все инфекционные заболевания на первой стадии имеют заметные симптомы, а некоторые дети могут даже не болеть сами, но являться носителями той или иной инфекции. Поэтому даже обычная детская площадка – это уже место скопления микробов, что уж говорить о замкнутых пространствах детсадовских групп.

Многие педиатры считают, что отдавать ребенка в сад нужно в 3 месяца, когда он еще ни к чему не привык или же уже в 4,5 года, когда собственный иммунитет малыша достаточно окреп и сможет противостоять новой окружающей его среде. Отдать ребенка в ясли в возрасте 3 месяцев вряд ли решится хоть одна мать, да и яслей таких у нас практически нет, а вот к 4,5 годам, как правило, все «декретные» мамы должны уже полтора года как трудиться на благо общества, а не сидеть дома, предаваясь заботам о своем чаде.

В связи с этим возникает вопрос, как подготовить своего ребенка и его иммунитет к детскому саду? Как избежать постоянных болезней и частых больничных? И как прийти к общему знаменателю под названием «здоровый ребенок» через основной принцип осознанного материнства – «не навреди»?

2 дня в саду – 3 недели дома?

Спросите мам, чьи дети уже ходят в детский сад, большинство из них знакомо со схемой «2 дня в саду – 3 недели на больничном». Многие даже расскажут вам, что до детского сада их дети ничем никогда не болели, а вот пошли в сад и все – постоянные болячки, кашель, насморк, микстуры…
Как показывает практика, именно постоянные болезни порой становятся основной причиной, по которой матери «созревают» до таких процедур, как обливание и закаливание, на которые раньше, как говорится, рука не поднималась. Ну а поскольку любое заболевание легче предотвратить, чем лечить, то и подготовку к саду целесообразнее начинать до его посещения, а не тогда, когда вся семья дружно настрадалась, наболелась и належалась по больницам.

Итак, если хотите, чтобы ребенок быстро и безболезненно освоился в детском дошкольном учреждении, не болел и не страдал, прислушайтесь к нашим советам и следуйте этим нехитрым правилам…

Правило 1: Нет тепличным растениям!

Первое, что рекомендуют всем мамам врачи и педагоги – это отказаться от тепличных условий. Больше свежего воздуха, больше ходьбы босиком или на босу ногу, воздушные ванны, частые контакты с другими детьми (на площадках, в гостях и пр.) – все это поможет ребенку как можно безболезненней пройти акклиматизацию в новом детсадовском коллективе. И не старайтесь создавать дома стерильную обстановку – это нанесет ребенку больше вреда, чем обычное количество окружающих нас бактерий.

Правило 2: Вы хотите поговорить об этом?

Как это ни странно, но психическое здоровье и душевное равновесие ребенка оказывает немалое влияние на его иммунную систему. Поэтому важно, чтобы ребенок не заливался слезами перед входом в садик, а шел туда осознанно и с интересом.

Для этого выбирайте подходящий сад, где как можно меньше детей и больше педагогов в каждой отдельно взятой группе. Заранее объясните ребенку, что его ждет, проговорите с ним все правила поведения в саду, расскажите, сколько интересных вещей он сможет узнать и увидеть, со сколькими детьми сможет познакомиться – в общем, постарайтесь заинтересовать и заинтриговать ребенка, чтобы избежать лишних стрессов.

Не стоит также оставлять ребенка сразу и на целый день, попробуйте сначала привести его на полчасика и, быть может, даже посидеть с ним рядом, если это потребуется. Пребывание ребенка в саду увеличивайте постепенно – так вы сможете избежать многих психологических проблем.

Правило 3. Доверяй, но проверяй!

Не смотря на то, что ваш ребенок выглядит здоровым и бодрым, перед походом в сад нужно пройти диспансеризацию. В первую очередь это нужно вам самим, чтобы потом не кусать локти, что вовремя не распознали ту или иную болезнь. А во-вторых, это простое правило поведения человека в коллективе – если сам болен, не заражай других.

Итак, пройдите всех полагающихся врачей (конкретнее вам расскажут об этом в вашей районной поликлинике), сделайте все полагающиеся прививки (в том случае, конечно, если вами не принято решение от них отказаться) и тогда уже со спокойной совестью идите «сдаваться» в сад.

Правило 4: Сбалансированное питание – основа здоровья ребенка

Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей – это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Так что организуйте питание своего ребенка с самых первых дней его жизни так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами.

Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, т.е. выросшие в той полосе, где рожден ребенок. К примеру, для нас, жителей средней полосы, черная смородина является более полезным продуктом богатым витамином С, нежели южные апельсины.

Организм человека на 80% состоит из воды, поэтому каждый человек должен потреблять в сутки хотя бы небольшое ее количество. К сожалению, мы часто забываем о воде, особенно, когда речь идет о детях: заменяем ее на сладкие соки, компоты и чаи. Безусловно, это восполняет запасы жидкости в организме, но качество этих запасов оставляет желать лучшего.

Правило 5: Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Еще с советских времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья: «если хочешь быть здоров – закаляйся!»
И правда, статистика утверждает, что среди закаленных детей больных в разы меньше. Однако это путь не для слабонервных. Мало какая мама отважится облить свое чадо ледяной водой. Так уж сложилось, что все мы – homo sapiens – обладаем невероятной способностью «убивать» своей любовью. Дрожа за здоровье малыша, мы надеваем на ребенка лишнюю пару колгот вместо того, чтобы поутру окатить его кувшином холодной воды, и добиваемся обратного эффекта: получаем избыток тепла, в результате которого ребенок потеет и простужается с еще большей вероятностью. Все хорошо в меру, поэтому и закалка тоже требует системного подхода, в противном случае есть риск добиться обратного эффекта.

Итак, есть несколько принципов, следуя которым, вы сможете закалить своего малыша, оказав неоценимую поддержку его хрупкому иммунитету:

Главное правило для мамы: ничего не бояться и верить в успех;
врачи рекомендуют начинать закаливание с воздушных ванн;
начинать закаливание нужно как можно в более раннем возрасте, но НИКОГДА НЕ ПОЗДНО;
все процедуры нужно проводить систематически (каждый день или через день – как заведете);
все нужно делать постепенно, так что не стоит сразу же выливать на ребенка ледяную воду, начать лучше с положенных телу 36 градусов, снижая температуру на 1-2 градуса в 3-4 дня (учтите, что в этом случае все индивидуально и возможно ребенку потребуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой температуре);
все нужно делать в процессе игры, с хорошим настроением и с улыбкой – слезы и истерики исключены, лучше отложить процедуру на несколько дней, пока малыш не забудется;
не допускать переохлаждения, все нужно делать быстро – облили, растерли, одели;
не допускать перегрева;
не начинать закаливание, если ребенок не здоров;
перед началом процедур руки и, главное, ноги ребенка должны быть теплыми.

С помощью этих нехитрых правил, многие дети перестали болеть не только простудными заболеваниями, но и стали легче переносить инфекционные болезни и постоянные стрессы.

Помните о том, что для ребенка важно не только его здоровье, но и здоровье его родителей, иначе, кто о нем позаботиться, если не вы? Так что самый лучший способ – это закаливаться всей семьей. И кстати, если сочетать водные процедуры с массажем и зарядкой, то лучшего способа предохранить здоровье вашего малыша не найти. Однако прежде чем начинать любые процедуры будет нелишним посоветоваться с педиатром.

Правило 6: Страховой полис для иммунитета

Кроме того, существует множество медикаментозных способов поддержать хрупкий детский иммунитет – от иммуномодуляторов до физиопроцедур. Но применять их самим не стоит, для начала нужно проконсультироваться с педиатром, а еще лучше с иммунологом. Ведь известно, что большинство иммуномодуляторов, например, при постоянном применении угнетают естественные функции иммунитета.

Однако существуют и другие маленькие хитрости, не требующие вмешательства докторов. Одна из таких хитростей – это промывание носоглотки ребенка после возвращения из детского сада. Для промывания используется слабый (0,85-1%-ный) раствор поваренной соли или же специальные препараты на основе морских солей, продающиеся в аптеках. После промывания можно смазать нос оксолиновой мазью. Помимо этого нужно не забывать мыть руки с мылом после прогулок и перед едой и по возможности избегать общественного транспорта и других мест повышенного скопления микробов.

Природные иммуномодуляторы

И напоследок, хочется сказать два слова о натуральных иммуномодуляторах, регулярное употребление которых в пищу поможет поддерживать в тонусе детский иммунитет. К ним относится сироп шиповника, мед и так называемое «холодное» варенье – протертая с сахаром свежая ягода.
Шиповник – незаменимый источник витамина С, особенно в зимнее время года.

Мед вообще с давних времен применяется во врачебной практике, как заживляющее, успокаивающее, снимающее раздражение, сухость кожи и стимулирующее выработку эндорфинов вещество. Однако не стоит забывать о его сильных аллергенных свойствах.

«Холодное» варенье, заготовленное с лета – также является источником различных витаминов, его можно добавлять в чай вместо обычного сахара. Получается не менее вкусно и даже более полезно.

Ирина Попова
«Здоровье детей в детском саду»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка

Весь распорядок дня в дошкольном учреждении должен быть направлен на то, чтобы сохранять и укреплять установку детей на то , что здоровье – это главное богатство человека и ценность - ЗДОРОВЬЕ .

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад , нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Иммунитет можно было бы назвать приобретенной памятью, которая включает и сделанные в течение жизни вакцины.

Факторы, которые влияют на переносимость инфекции :

1. наследственность;

2. наличие прививок для профилактики заболеваний :

3. закаливание;

4. подверженность аллергии;

5. нехватка витамина D;

6. санитарная обстановка, экология, окружающая обстановка и прочие внешние факторы.

Однако основная причина частых болезней все же психологическая. Начало посещения детского сада для большинства детей является огромным стрессом, и болезненно переживать его они могут от недели до нескольких месяцев. Тяжелее адаптируются дети, отданные в детский сад ранее трех лет .

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось : 50 – 80 % детей имеют различные заболевания. Причин тому множество : и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка .

Здоровье детей в детском саду - это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития .

Педагогический проект в ДОУ

Цели и основные задачи проекта: Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья

Педагогическое кредо проекта:
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. Жабаев

Обоснование проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Педагогический коллектив нашего ДОУ давно занимается проблемой формирования валеологически культурной личности дошкольника, проявляющего интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Проект «В здоровом теле- здоровый дух» помог создать радостное настроение в зимнюю каникулярную неделю, помог в пропаганде здорового образа жизни среди всех субъектов образовательного процесса, позволил проведение каникулярной недели, посвященной ЗОЖ стать традицией детского сада.

Основной целью проекта является:
Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни через традиции и ценности культуры в области здоровья.

Мы считаем, что главное помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье, быть нравственно и эмоционально отзывчивым.

Объектом проекта являются:
заинтересованность всех субъектов и каждого в активной популяризации здорового образа жизни.

Предметом: мероприятия ДОУ.

Гипотеза:
Проведение каникулярной Недели здоровья обеспечит формирование социально – значимой здоровой личности, поможет реализовать новую форму взаимодействия детского сада с семьей, эта форма работы даст более эффективный результат сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
Исходя из гипотезы, необходимо предложить такие направления работы, которые способствовали бы достижению следующих задач:

Задачи:
1.Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни путем национальных, семейных и иных традиций в оздоровлении детей.
2. Привитие навыков профилактики и личной гигиены
детей.
3.Создание эмоционального настроя.

Для реализации проекта основной деятельностью должно быть:
Освоение и накопление знаний в сфере воспитания и развития детей у педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни, углубление социально значимых представлений у детей.

Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта мы выдвигаем ряд важнейших принципиальных требований.

Основные педагогические принципы:
1.Принцип культуросообразности – формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
2.Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
3.Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
4. Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Методы:
1.Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.
2. Консультирование родителей специалистами ДОУ (инструктор по ФИЗО, ст. медицинская сестра, старший воспитатель, логопед).
3.Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.

Условия, необходимые для реализации цели:
1. Заинтересованность педагогов и родителей в реализации проекта.
2. Эффективное взаимодействие между участниками проекта и руководителем.
3.Материально – финансовое обеспечение.

Для уверенности педагогов и родителей в полезности своего участия в реализации проекта были созданы мотивационные условия:
наличие системы вознаграждения за участие в реализации проекта.

Технологическая карта проекта.

В рамках работы ДОУ в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и той идеей, которую нам предстояло решить, творческая группа проекта единодушно пришла к мнению, что проект
«В здоровом теле - здоровый дух» необходимо провести в течение шести дней, т.к. задумка проекта состояла в том, что детям в течение шести дней необходимо каждый день находить по одной букве таинственного слова здоровье. Каждому педагогу в группе необходимо было спланировать так свою работу с детьми, чтобы название деятельность с детьми в течение дня отражала данную букву.

День первый:

Задача педагогов состояла в дом, чтобы подготовить материалы различных видов деятельности работы с детьми, которые отражали букву «З»
Так в этот день в разных группах были проведены комплексы утренней гимнастики «Зима», «Зимний лес», «Заячья зарядка»
беседа « Здоровые зубы», «Как растут зубы», «Как правильно чистить зубы».
Проведены соревнования «Кто быстрее задует мячик в ворота»
Чтение сказок «про больные зубки», «Золотой гусь», «Золушка»,
рисование «Зимние забавы», «Зимнее звездное небо», «Зима», «Зимующие птицы», аппликация «Как звери зимуют»
подвижная игра «Затейники», дидактическая игра «Золотая рыбка», «Найти, где спрятался звук «з».

Вечером в каждой группе появилась буква «З», которую дети вместе с воспитателем сложили в папку.

День второй

В этот день наши воспитанники вспомнили «Правила дорожного движения»,участвовали в «Дорожных стартах», повторили пословицы о доброте, стихи, песни о дружбе, узнали «Что такое девиз» понятие крылатого выражения его суть, беседовали о «Дыхательной системе», «Как вести себя при встрече с дикими и домашними животными»
Чтение «Дикие лебеди», игры «Два Мороза», «Да – нет».
А вечером все на новогоднюю Дискотеку

Вечером в каждой группе появилась буква «Д»

День третий

Утром детский сад готовился к «Открытию зимней Олимпиады»
В этот день был проведены беседы « Детский организм»,
«Органы человека», «Осанка», «Отдых», «Один дома».
Опыты с водой и ее значение в жизни человека, чтение «Огниво», «Оле- Лукое», игры «Один – много», «Охотники и зайцы»,», «Найди звук «О» в группе», «Острый- тупой».
Детям детского сада подготовительной группой была показана Зимняя сказка «Зайка,Медвежонок и Снежный Барс спешат на Олимпиаду».
В старшей группе была проведена гимнастика для профилактики нарушений осанки
Изготовлены Одарки для подарков совместно с родителями.

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «О»

День четвертый

Дети подготовительной к школе группы были приглашены на развлечения «Рыцарский турнир», старшей группы- на развлечение во время прогулки «Зимние забавы с клоуном Машей».
А также были проведены: беседа «Руки», чтение «Русалочка», игры «Ребусы», «Ручеек», «Радио».

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «Р»

День пятый

Этот день был связан с буквой «В», а это веселье.
Всех детей приглашает Веселая Коляда.
В этот день дети беседовали на темы «Волосы», «Время года», слушали сказку Г.Х Андерсена «Воротничок», играли в игры «Волк во рву», провели викторину «Узнай сказку»
Изготовили «Веселые маски», устроили волшебные гадания. На прогулке лепили Весёлого снеговика.

Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «В»

День шестой

Этот день был связан с полезной и вкусной едой.
Проведена беседа «Как ты ешь», прочитана книга «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда», « Правила приема пищи». Были составлены любимые рецепты салатов детей подготовительной группы, проведена викторина «Ешь на здоровье», вспомнили пословицы и поговорки о хлебе, о правилах поведения за столом, о еде, загадки о продуктах питания, лепили полезную еду.

Проведена дегустация приготовленных блюд.

После появления последней буквы слова Здоровье все воспитанники были приглашены в зал. Каждому желающему была представлена возможность высказаться, как сохранить своё здоровье, здоровье близких людей. Все дети были награждены вкусными и полезными овощами и фруктами.

Новизна и значимость проекта

1.Ставиться цель: Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья.
2. Отвечает основным принципам: культуросообразности, гуманистической ориентации, опоры на эмоционально - чувственную сферу ребенка, дифференциации.
3. Опирается на системно – деятельный подход к участникам образовательного процесса.
Данный проект предполагает определенные риски:
1. Отсутствие интереса к проекту педагогов и родителей.
2. Проблемы со здоровьем участников проекта.

Предполагаемые результаты:

1. Каждый педагог, родитель, ребенок - активный участник проекта в силу своих возможностей.
2. Каждый участник проявляет инициативу.
3. Приобретает новые знания, повышает свой уровнь, компетенцию детей.
4. Проведение каникулярной недели, посвященной здоровому образу жизни становится традицией детского сада.

Этот проект позволяет:
1. Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.
2. Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ.
3. Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
4. Создавать новые проекты, здоровьесберегающей направленности.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) , задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Материал по теме:

Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи работы:

  1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
  2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
  3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
  4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья) , игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыкои смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я — болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Белых И.А., заведующая д/с №17
г. Алексеевки Белгородской обл.

http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie17.htm



Рассказать друзьям